Научная статья на тему 'Особенности формирования напряженно-деформированного состояния конструктивных элементов станции Санкт-Петербургского метрополитена «Проспект просвещения»'

Особенности формирования напряженно-деформированного состояния конструктивных элементов станции Санкт-Петербургского метрополитена «Проспект просвещения» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — П. А. Деменков

Задачей натурных исследований являлось наблюдение за процессами разжатия в торцах железобетонных ригелей и формирования напряженно-деформированного состояния железобетонных и стальных колонн. Измерения проводились с помощью струнных датчиков линейных деформаций (ПЛДС-400) и переносного цифрового периодомера (ПЦП-1). Длительные натурные наблюдения (14 лет) за развитием напряженно-деформированного состояния колоннопрогонного комплекса проводились на станции колонного типа глубокого заложения. 1 В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу, что применяемый метод разжатия ригелей домкратами Фрейсине не приводит к переходу их балочной двухконсольной работы в одношарнирную арочную. Выявлены закономерности и оценено влияние технологических процессов (разработка верхнего свода, ядра и обратного свода) на формирование напряженно-деформированного состояния колонно-прогонного комплекса. Последний замер, сделанный в конце 2001 г., показал, что процесс развития напряжений и деформаций во времени продолжается и по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — П. А. Деменков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of field observation was suveid for processes unclench in torahs ferroconcrete summer and shaping is tense-deformed condition ferroconcrete and steel pillars. Measurements were conducted with means of single-line deformation string sensors (PLDS400) and portable digital frequency sampler (PCP-1). Long in-situ measurements (14 years) for the development are tense-deformed condition the pillar-summer complex were conducted on station of thump type, deep a pawning. As a result of analysis data received we come to a conclusion, that applicable method unclench of summer with jacks Freysine does not bring about transition their beam two-console work in single hinge arched. Reveal regularities and values of technological processes influence (upper coving development, kernels and inverse coving) on shaping is tense-deformed condition a pillarsummer complex. Process of voltages development and deformation during lasts and on today, that has show last sample, made at the end 2001 year.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования напряженно-деформированного состояния конструктивных элементов станции Санкт-Петербургского метрополитена «Проспект просвещения»»

УДК 622.831,312

ПАДЕМЕНКОВ

Факультет освоения подземного пространства,

аспирант кафедры строительства горных предприятий

и подземных сооружений

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СТАНЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

«ПРОСПЕКТ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Задачей натурных исследований являлось наблюдение за процессами разжатия в торцах железобетонных ригелей и формирования напряженно-деформированного состояния железобетонных и стальных колонн.

Измерения проводились с помощью струнных датчиков линейных деформаций (ПЛДС-400) и переносного цифрового периодомера (ПЦП-1). Длительные натурные наблюдения (14 лет) за развитием напряженно-деформированного состояния колонно-прогонного комплекса проводились на станции колонного типа глубокого заложения.

В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу, что применяемый метод разжатия ригелей домкратами Фрейсине не приводит к переходу их балочной двухкон-сольной работы в одношарнирную арочную. Выявлены закономерности и оценено влияние технологических процессов (разработка верхнего свода, ядра и обратного свода) на формирование напряженно-деформированного состояния колонно-прогонного комплекса.

Последний замер, сделанный в конце 2001 г., показал, что процесс развития напряжен ний и деформаций во времени продолжается и по сей день.

Problem of field observation was suveid for processes unclench in torahs ferroconcrete summer and shaping is tense-deformed condition ferroconcrete and steel pillars.

Measurements were conducted with means of single-line deformation string sensors (PLDS-400) and portable digital frequency sampler (PCP-1). Long in-situ measurements (14 years) for the development are tense-deformed condition the pillar-summer complex were conducted on station of thump type, deep a pawning.

As a result of analysis data received we come to a conclusion, that applicable method unclench of summer with jacks Freysine does not bring about transition their beam two-console work in single hinge arched. Reveal regularities and values of technological processes influence (upper coving development, kernels and inverse coving) on shaping is tense-deformed condition a pillar-summer complex.

Process of voltages development and deformation during lasts and on today, that has show last sample, made at the end 2001 year.

При строительстве станций метрополитенов технология строительства в значительной мере влияет на развитие напряженно-деформированного состояния системы обделка - грунтовый массив. Выявление характера этого влияния и изменения напря-женно-деформированного состояния (НДС) обделки станций в горно-геологических условиях Санкт-Петербургского метрополитена является важнейшей задачей.

Станция метрополитена «Проспект Просвещения», на которой проведены натурные наблюдения за развитием НДС ее элементов, сооружалась в плотных протерозойских глинах и представляет собой широко применяемую в инженерно-геологиче-ских условиях Санкт-Петербурга трехсвод-чатую конструкцию колонного типа из сборного железобетона. Своды опираются на два колонно-прогонных комплекса, со-

___ 121

Санкт-Петербург♦ 2002

Опытный участок

з ( ^

со

£ о,

о

-е-

г-

Г-

ОС

+

ч i го

с ^о

Л О

о

CN

С

УСМ-2

Ось II ПУТИ

г-

I °

1 О

о

in

+

I vo

<N

с

)

а □ □ □

Ось станции

□ □□□аааааапааапстчсзп

а □ □ а □

□ □□□□□□□□□□□□□а

Ось I пути

15000

121659

Рис. 1 План станции и размещение опытного участка

стоящих из стальных двухконсольных ригелей коробчатого поперечного сечения с криволинейным нижним поясом, стальных колонн коробчатого сечения с опорным стальным башмаком и нижнего прогона из монолитного железобетона.

В торцевой части станции возведен опытный участок конструкции, включающий пять пар ригелей и колонн, выполненных из сборного железобетона; остальные элементы конструкции типовые.

Между ригелями установлены специальные распорные блоки, оснащенные домкратами Фрейсине. Цель установки -создание усилия предварительного обжатия ригелей в продольном направлении, позволяющего в ходе загружения обеспечить их статическую работу как работу одношарнирных арок, образуемых смежными консолями соседних ригелей, взамен первоначальной схемы их работы как двухконсольной балки.

Исследования проводились в условиях строящейся станции на ее опытном и до-

струнные датчики были установлены на верхнем стальном опорном поясе железобетонных ригелей.

На типовом участке станции, примыкающем к опытному, по левому станционному тоннелю две стальные колонны были оснащены дополнительно накладными струнными датчиками, установленными вертикально в среднем сечении колонны по одному на двух ее гранях (вдоль станции).

Измеряемым параметром струнного датчика линейных деформаций (ПЛДС-400) является период колебаний струны в микросекундах. Для измерений применялся переносной цифровой периодомер ПЦП-1.

проведенные в течение 14 лет, позволили выявить характер развития относительных деформаций, нормальных тангенциальных напряжений и нормальных сил в колонно-прогонном комплексе. Отмечен непрерывный рост относительных деформаций, нормальных тангенциальных напряжений и нормальных сил на контакте с массивом в течение всего иссле-

122 -____

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. ТА52

1) X

ь

о

я я

сз

о, о

•е-

70

60

50

40

30

20 -

10

о

я

н

0

1

I

о

о? Я

я

л р.

о о

с*

СЮ

0

50

100

150

200

250

300

350

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

400

450

Продолжительность наблюдений, сут

Рис.2. График развития деформаций в железобетонных колоннах в первый период

К-2

К-1

--¿Г

125

—т~

150

175

200

225

—г~

250

275

Продолжительность наблюдений, сут Рис.3. График развития деформаций в стальных колоннах

Аналогичные процессы происходят и на типовом участке, где влияние определенных технологических операций на деформации колонн меняется во времени по длине станции. Те изменения деформаций, которые испытала колонна К-2 (уменьшение деформаций на 1,5 • 10~5 отн. ед.), К-1 испытает через 10 дней (снижение напряжений на 0,5 • Ю-5 отн. ед.). Однако изменения в течение 17 дней не могут дать объективной картины снижения деформаций (рис.3).

В результате длительных наблюдений за напряженно-деформированным состоянием конструктивных элементов станции в 2001 г. установлена средняя месячная скорость роста деформаций в железобетонных колоннах, равная 0,14 • 10~5 отн. ед. Величина деформаций составила 117,39 • 10""5 отн. ед. в К-7 и 101 • Ю-5 отн. ед. в К-5. Замеры по К-8 в этот период сделаны не были, так как произошел обрыв датчиков (по состоянию на 21.10.88 величина деформаций 59,9 • 10_:> отн. ед.).

- 123

Санкт-Петербург. 2002

о f

х н о

к

я

—г

а

s

С-

с

•е*

25 -

20 -

15

10 -

5 -

Продолжительность наблюдений, сут Рис.4. График развития деформаций в железобетонных ригелях

Средняя месячная скорость роста деформаций в стальных колоннах К-2 и К-1 составила соответственно 0,05 • 10"° и 0,11 • 10~5 отн. ед. (данные 1990 г.).

Рассмотрим распределение деформаций в железобетонных ригелях (рис.4). При разработке верхнего свода до полукольца 57 и ядра до полукольца 11 в течение месяца деформации в ригелях возрастают неравномерно (отн. ед.): 15 • 10"5 в Р-8, 10 • 10~5 в Р-7А, 9 • 10~5 в Р-7Б и 7 • 10~ь в Р-6. К моменту установки шестого полукольца обратного свода деформации в ригелях достигли максимума, отн. ед.:

24 • 10"5 в Р-8,10 • 10"5 в Р-7А, 9 • 10"5 в Р-7Б и 8 • 10~5 в Р-6. Дальнейшее влияние обратного свода (в течение приблизительно 10 дней) привело к снижению деформаций в ригелях приблизительно на треть.

Разжатие ригелей привело к увеличению деформаций на 4 • 10~5 (Р-6) и 2 • 10 (Р-8) отн. ед. Далее в течение суток дефор-

с

мации снизились на 2 • 10" (Р-6) и 1-10 (Р-8) отн. ед. В ригеле Р-7 изменение деформаций в результате разжатия не наблюдалось. Таким образом, переход консольной работы ригелей в арочную не произошел.

В результате исследований развития на-пряженно-деформированного состояния кон-

структивных элементов станции в 2001 г. установлено, что средняя скорость роста деформаций в железобетонных ригелях достигает 0,04 • 10^ отн. ед. Характер распределения деформаций на верхнем стальном опорном поясе

ригелей аналогичен распределению деформаций в железобетонных ригелях. На конец измерений деформации составили в среднем примерно 30 • 10~5 отн. ед.

Длительное изучение развития НДС конструктивных элементов станции показало, что оно не стабилизировалось, в связи с чем становится очевидной необходимость дальнейших наблюдений. Разжатие ригелей домкратами Фрейсине с усилием 500 кН не привело к переходу их консольной работы в арочную.

В ходе наблюдений выявлено влияние

технологических процессов при проходке среднего тоннеля на формирование НДС ко-лонно-прогонных комплексов. При разработке верхнего свода происходит активный рост деформаций с незначительным их снижением в момент нахождения забоя на исследуемом ко-лонно-прогонном комплексе. Рост деформаций продолжается после установки полуколец верхнего свода и ввода их в работу с массивом. Еще одно снижение деформаций наблюдается при прохождении забоя обратного свода в пределах колонно-прогонного комплекса.

124 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. ТЛ52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.