Научная статья на тему 'Особенности формирования муниципальных рынков г. Омска (на примере муп г. Омска «Муниципальные рынки » филиал «Ленинский»)'

Особенности формирования муниципальных рынков г. Омска (на примере муп г. Омска «Муниципальные рынки » филиал «Ленинский») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования муниципальных рынков г. Омска (на примере муп г. Омска «Муниципальные рынки » филиал «Ленинский»)»

Особенности формирования муниципальных рынков г. Омска (на примере МУП г. Омска «Муниципальные рынки » филиал «Ленинский»)

Ольга Витальевна Тюшкина

Филиал «Ленинский» МУП г. Омска "Муниципальные рынки"- одно из самых посещаемых мест омичами. Как показывает практика, в предпраздничные дни здесь бывает до 12 тыс. покупателей. История возникновения и первоначального развития Ленинского рынка неразрывно связана с Сибирским казачьим войском. Точную дату открытия базара на Атаманском хуторе установить невозможно. Однако по имеющимся в архивах документам считается, что случилось это на рубеже 1898 -1900 гг. Вскоре после образования Атаманского хутора значительный доход казачьему обществу стал приносить открытый в октябре 1897 года ежедневный Торжок по понедельникам, превратившийся в июне 1900 года в постоянный базар, и начиная с 1902 года ежегодная (с 17 -25 декабря) ярмарка. Далее более подробно проанализируем работу ярмарок, их полезность и ценность. На базарной и ярмарочной площадях сдавались в аренду торговые лавки, складские помещения, построенные на средства станицы. С каждой привезённой для продажи кожи, кошмы в поселковую казну поступало по 1 копейке в сутки, за каждую пригнанную для продажи лошадь, корову взималось по 10 копеек, за свинью 5 копеек, за барана 3 копейки. Торговцы овощами с возов и лотков платили по 10 копеек в сутки, продавцы мяса - по 30 копеек. Все продаваемые товары взвешивались на общественных весах. Одна копейка с каждого пуда веса попадала в общественные денежные средства.

В 1906г. появился ещё один существенный источник денежных поступлений. На поселковые средства построили паромную переправу через Иртыш. Пеший платил за переправу 1 копейку, конный экипаж - 12 копеек и т.п. Благодаря этим обстоятельствам Атаманский хутор за несколько лет стал одним из богатейших поселений г. Омска.

В то время его ещё называли не славянским словом «рынок», а именно на азиатский манер - «базар» («пазар» ). Может быть из-за того, что в мясных рядах за прилавками стояли, в основном, татары и казахи, зазывающие покупателей на молодую баранину, конину, кумыс.

Русские, украинцы предлагали землякам свинину, картофель, овощи, а зимой - самосбитое масло и кружочки замороженного молока. Практически ежедневно многие совершают уже вошедший в привычку путь до рынка за покупками и наверняка даже не задумываются, что место , где размещен Ленинский рынок , хранит память о более чем вековой истории одного из крупнейших в Омске торговых предприятий.

Уже через несколько лет после открытия базар стал торговым центром Атаманского хутора. Земля, отведенная под торговую деятельность, оценивалась в 950 рублей. Одна квадратная сажень земли стоила 20 рублей (для сравнения - в центре хутора её стоимость равнялась 10 рублей, а в окрестностях его - 5 рублей). Станочное правление регулярно взимало за привезённые товары около 7,5 тысяч рублей (данные 1914 г.)[1, с.3].

В то время на базарах станичных поселений торговля производилась с 6 утра и до 8 часов вечера. Из глубинки и с севера пшеницу, муку, птицу, кедровые орехи, грибы, моченые ягоды подвозили на подводах всю ночь сельские мужики и бабы. А часам к одиннадцати площадь заполнялась торговцами, мастерами, умельцами. К вечеру площадь пустела. Поезда увозили домой продавцов, умолкали прилавки.

Примечательно, что практически с первого дня существования базара торговая деятельность здесь была строго упорядочена. О том свидетельствует документ «Кондиции на отдачу мест в арендное содержание на базарной площади станицы атаманской под постройку лавок для торговли мясом» (январь 1916г.), который достаточно полно передает нормы, по которым жил рынок в те годы. Приведем некоторые из них:

«... Места на базарной площади под постройку торговых мясных лавок размером 6х6 аршин, сдаются в арендное содержание с торгов сроком на один год с правом продолжения до 5 лет с надбавкой 10 % на каждый рубль ежегодно, против предшествовавшего года и со взносом вперед на полгода арендной платы за месяц до начала аренды» [1, с.4].

Приблизительно в эту же пору на основании обязательного постановления Президиума Омского губисполкома и Ленинского райкома партии Ленинский коммунальный отдел объявил правила торговли:

«. Торговля разрешается на привокзальных рынках с 1 мая до 1 октября с 6 часов утра до 16 часов и с 1 октября до 1 мая с 7 часов утра и до 15 часов, после какового часа площадь должна быть свободна для производства очистки от мусора и нечистот. . Воспрещается перепродавцам (прасолам) продукты продовольствия и сельхозпроизводства приобретать за городом, на улицах и в других местах, кроме базаров.

. Торговля на рынках и в помещении может производиться всеми сельскохозяйственными продуктами, за исключением тех, свободный оборот которых коих временно воспрещен особыми распоряжениями Народного комиссариата продовольствия или местных продорганов и всеми предметами кустарного и фабрично-заводского производства, за исключением тех, продажа коих и обмен временно воспрещен таковыми же распоряжениями. (штраф до 300 р. золотом)» [ 1, с.5].

Эти правила были дополнены обязательными постановлениями губернского исполнительного комитета № 11 (июль 1922 года). «В целях урегулирования торговли молочными продуктами, зеленью, съестными припасами Омгубисполком постановил:

«. Лица, желающие заниматься торговлей молочными продуктами, кумысом, съестными припасами и овощами, должны помимо права на торговлю иметь удостоверение о регистрации их в Санэпиде Губздрава. ... На местах, предназначенных для торговли с возов, никакие товары не должны быть раскладываемы на столах, ларях и корзинах, лотках, на земле, на рогожках и проч. .Разносимая торговля производится только с лотков, коробов, ящиков, корзин и прочих, носимых с собою, лицами не моложе 16 лет. Разносчикам воспрещается занимать постоянные места для своего торга на улицах, площадях, кроме мест, специально назначенных под торговлю. Раскладывать свой товар на мостовой, тротуарах, панелях и т.д. .Строго воспрещается давать пробу молока и других молочных продуктов непосредственно из

бутылок, кадок или банок. Для этого у каждого продавца должна быть особая посуда. ...На базарах торговцами должны быть выделены из своей среды базарные старосты, на коих возлагается сугубо строгая ответственность за выполнение сего постановления в административном порядке» [1, с.6].

« Охраняя торговые помещения, караульный должен смотреть, чтобы как в стенах самих зданий, так и окружающих их построек не было проломов и подкопов, и чтобы никто через эти ограды или стены не перелезал. Если при этом из окон или через двери будут выбрасываться или выноситься какие-либо вещи, караульный берет их под свою охрану до прихода караульного начальника» [1,с7].

В те годы непосредственный контроль за работой рынка осуществлялся «базаркомом». Однако, вскоре решением Ленинск-Омского горисполкома от 10 сентября 1927 года вместо него был учрежден «Рынком» - рыночный комитет с целью - «Обслуживания территории центрального базара города Ленинкс-Омского». И все-таки не было ещё документа, официально подтверждающего данное предприятие.

Первым документом, подтверждающим регистрацию предприятия, является Постановление № 1076 Омского Облисполкома от 7 сентября 1936 года «Об организации 2-го Ленинского рынка». Фонд № 437, опись 9, документ 260, лист 141.

Во время Великой Отечественной Войны здесь процветал бартер. У людей в наличии было очень мало денег и они менялись. За фронтовые продуктовые пайки, табак и мыло покупали одежду, обувь. За овощи с деревенских огородов -хозяйственные и бытовые товары.

После войны и денежной реформы, когда жизнь начала налаживаться, стала заметно расти покупательная способность омичей. На Рождественский рынок (так его нередко называли в обиходе по фамилии председателя горисполкома послевоенных лет) хлынули торговцы с юга, которых прямые поезда дальнего следования доставляли из Южного Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Грузии. Они везли сибирякам виноград, яблоки, дыни, арбузы.

Сейчас, конечно, никого ими не удивишь, но тогда. Это был приятный виток стабильной, хоть и скромной, но в меру обеспеченной жизни.

Подчас свидетельства живых очевидцев прошедших событий привносят к их картине дополнительные яркие штрихи, которые помогают лучше понимать прошлое. Мец Т.Д., работавшая на Ленинском рынке главным бухгалтером с 1964 по 1995 год, вспоминает: «.территория базара в середине шестидесятых была меньше нынешней раза в три. На месте крытого корпуса был тогда стадион «Локомотив». Все строения на базаре были деревянными».

С 1954 года рынок носил наименование «Рынок Ленинского района» Управления колхозными рынками, Управления торговли исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся до 7 октября 1977 года.

В 1964 году Омск захлестнула волна строительства. Работы по строительству крытого корпуса рынка проводились под руководством директора - Чернявского В.И.. Строительство крытого корпуса предусматривалось как первая очередь. Решением Омского горисполкома № 575-12 от 30 ноября 1974 года «О вводе в эксплуатацию первой очереди крытого рынка на 435 мест по ул.Рождественского № 6» рыночный комплекс запущен в работу.

Вторая очередь намечалась, но в связи с изменившейся обстановкой не была построена. На ее месте сейчас появились магазины: «Елена», «Хозтовары», «Промышленные товары», «Летур» и др.

Штат сотрудников базара в семидесятые годы составлял 45-50 человек.

На основании постановления городской регистрационной палаты администрации г. Омска № 297 от 07 февраля 1994 года рынок переименован в государственное предприятие «Ленинский рынок города Омска».

Постановлением № 2221 от 20 июля 1995 года правопреемником ГП «Ленинский рынок города Омска» становится акционерное общество открытого типа «Ленинский рынок города Омска».

Преобразование в открытое акционерное общество «Ленинский рынок города Омска» произошло на основании Постановления городской регистрационной палаты № 161 от 22 января 1998 года.

Постановлением главы городского самоуправления (мэра) администрации г. Омска от 09 ноября 2000 года № 498 -П образовано муниципальное унитарное предприятие «Ленинский рынок города Омска».

В 2005 году, в соответствии с Постановлением Главы городского самоуправления от 27.05.2005 года № 266-п « О реорганизации муниципальных унитарных предприятий города Омска», путем реорганизации рынков города в муниципальное унитарное предприятие "Муниципальные рынки" рынок получил название Филиал «Ленинский» МУП г. Омска "Муниципальные рынки".

Проанализировав деятельность данного предприятия на всех этапах его становления и развития можно сделать вывод о том, что главной задачей его является оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получение прибыли. Для решения этой задачи предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- сдача в аренду движимого и недвижимого имущества в т.ч. земельных участков и торговых мест;

- организация и проведение ярмарок, выставок.

МУП г. Омска "Муниципальные рынки" своей главной задачей так же определило для филиала «Ленинский» извлечение прибыли путем организации производства, торговли, коммерческих и посреднических операций (кроме операций с ценными бумагами), услуг населению, предприятиям и организациям.

Основными направлениями деятельности филиала является сдача в аренду торговых мест, складских помещений.

Делая ссылку на документы, образовавшиеся в деятельности предприятия, можно проследить подведомственность предприятий. Первый Ленинский рынок имел в своем подчинении маленькие рынки в Ленинском районе города Омска. Так, начиная с 1954 года, это были: 2-ой Ленинский рынок, 3-ий Ленинский рынок, Буденовский рынок, 4-ый Ленинский рынок Свердловского поселка, до 1967 года. Рынок Ленинского района № 1, начиная с 1968 года, имел в своем подчинении те же рынки, сменившие свое название: Привокзальный рынок, Свердловский рынок; Рынок станции Московка до 1970 года. С 1971 года Рынок станции Московка вышел из подчинения Рынка Ленинского района № 1,

начиная с 1975 года, «Рынок Ленинского района», переехав в новое здание крытого рынка, не имел более в своем подчинении других рынков.

За последние 50 лет структура организации претерпела серьезные изменения. Так, в 50-е годы прошлого века рынок имел вид огороженного участка земли, все строения на котором были деревянными, возле торговых лавок были деревянные тротуары. И только около мясо-контрольной станции небольшая площадка была выложена булыжником. Основными продуктами, продаваемыми тогда еще на так называемом базаре, были: мясо, молоко, картофель. В лавках торговали промышленными товарами и галантереей, нередко кустарного производства. Мясом торговали в трех мясных корпусах. Торговля начиналась с того, что открывались ляды (горизонтальные ставни с металлическими шкворнями), на колодах разрубалось мясо, туши развешивались на крюках. Руководство и деятельность рынка осуществлялась не очень большим штатом работников. Неизменным на протяжении нескольких лет остаются такие категории рабочих и служащих:

• директор, заместитель директора, бухгалтер, инженер, кассир, статистический учетчик, кладовщик, рубщик мяса, сборщик, истопник, рабочий по уборке , весовщик, электромонтер.

По истечении десяти лет в 1964-1965 годах можно наблюдать некоторые изменения в работе рынка; так, разовые сборы за торговлю на рынке осуществляют три кассира-сборщика. В штате появилась такая единица как мотоциклист, из этого следует предположить, что рынок приобрел первое транспортное средство.

Решением Омского горисполкома № 575-12 от 30 ноября 1974 года «О вводе в эксплуатацию первой очереди крытого рынка на 435 мест по улице Рождественского № 6» рыночный комплекс запущен в работу. Увеличение объемов предприятия потребовало включения в штатное расписание новых категорий работников, осуществляющих обслуживание оборудования, хозяйственную деятельность:

• тракторист, шофер, холодильщик, плотник, кастелянша, радист.

Увеличение торговой площади крытого рынка, а также прилегающей территории повлекли за собой увеличение штатных единиц рабочих по уборке и дворников.

В восьмидесятые годы на «Рынке Ленинского района» организуется торгово-закупочное предприятие, которое занималось закупкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.

Для осуществления деятельности ТЗП потребовалось ввести в штатное расписание следующие единицы:

• старший продавец, младший продавец, разрубщик мяса, слесарь по ремонту весов, лифтер.

С учетом изменений в стране в плане бухгалтерского учета и налогообложения возникла необходимость в применении автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета. Что повлекло за собой увеличение штата бухгалтерии, а также введения такой единицы как программист.

Такие изменения наблюдаются с середины девяностых годов. Тогда же на арендованной близлежащей территории разворачивает торговлю вещевая ярмарка, а чуть позже и строительная. Увеличение торговых мест внесло серьезные коррективы в штатное расписание предприятия.

Печальные факты, повлекшие за собой гибель и увечья людей на территории нашей страны и во всем мире -террористические акты, привели к необходимости иметь на таком крупном предприятии( как по числу торговых мест, так и по посещению большим количеством покупателей) своей службы безопасности, во главе с начальником.

МУП «Ленинский рынок города Омска» с учетом всех изменений включает в штат такие категории рабочих и служащих, в отличии от вышеизложенных:

• первый заместитель директора, юрисконсульт, секретарь-референт, инспектор кадров, администратор, контролер, начальник отдела охраны, контролер въезда, старший охранник, охранник, инженер-энергетик, инженер по строительству, сантехник, газоэлектросварщик, слесарь, рабочий-строитель, заведующий складом, санитарный врач, гардеробщик, главный механик, инженер по ОТ и ТБ, водитель служебного транспорта, водитель -экспедитор, тракторист.

Постановление Мэра г. Омска от 14 октября 2002 года № 528 «О реорганизации МУП «Ленинский рынок города Омска» в связи с присоединением МП «Магазин № 7» образовало структурное подразделение «Комиссионный магазин».

В деятельности рынка образовались и сохранились документы за полувековой период времени. Это расчетные ведомости заработной платы, личные карточки, приказы по личному составу, трудовые договоры и многие другие документы.

Итак, как видим, Ленинский рынок - одно из старейших предприятий города со своей уникальной историей.

В настоящее время Ленинский рынок, а если быть точнее филиал «Ленинский » МУП г. Омска «Муниципальные рынки » является одним из десяти Муниципальных рынков (Торговый город, Советский, Амурский, Центральный, Левобережный, Кировский, Черлакский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский) и подчиняется МУП г. Омска «Муниципальные рынки». Это начало новой интересной истории в деятельности филиала «Ленинский» и других рынков г. Омска.

По мнению автора, в связи с реорганизацией произошли большие изменения в работе предприятия, а именно: контроль за работой предприятия в целом, усилен контроль за соблюдениями условий договоров аренды торговых мест арендаторами, расходованием денежных средств филиала, произошло сокращение штата сотрудников; создан юридический отдел в управлении, с любым сложным вопросом можно обратиться за консультацией и помощью и др. Работать сложно, но очень интересно. Конечно же, полномочия директора филиалов отличаются от полномочий директора самостоятельного предприятия. Но, следуя народному изречению все, что делается - только к лучшему!

Что бы ни происходило в государстве, а рынок существует и продолжает развиваться, хотя в настоящее время это очень сложно. Только практика показывает, насколько полезен и ценен рынок для продавцов и покупателей.

В настоящее время мы наблюдаем серьёзные изменения в деятельности рынков. Принят Федеральный закон «О розничных рынках», который регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и

осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ и услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность[3,с.1].Данный закон значительно повышает ответственность рынков за реализацию качественной продовольственной продукции. Согласно постановления № 683 от 15.11.2006г. с 1 апреля 2007г по 31 декабря 2007г. запрещается осуществление иностранными работниками розничной торговли любыми товарами на рынках. Тема рынков очень ярко освещается в прессе и на телевидении.

Наиболее традиционной формой внутренней торговли в России были ярмарки.

Наверное, для каждого россиянина крестьянская ярмарка ассоциируется с много людным и ярким праздником. Испокон веков особой гордостью для производителей было представить свой товар лицом и выгодно его продать. Покупатели же получали удовольствие от возможности поторговаться и удачно что-то купить. Открытое общение на ярмарках, обмен мнениями, проявления радушия и гостеприимства сближали город и село.

Всегда хочется создать на рынке атмосферу ярмарки. Пусть это шумно и хлопотно, и трудно контролировать порядок, но зато это «живое дело». Ведь рынок должен быть торжищем, базаром, а не безликим супермаркетом.

Обратимся к истокам ярмарочной торговли

Первые ярмарки в Сибири появились во второй половине XVII в. в процессе хозяйственного освоения региона и возникновения первых сибирских городов. Возникали они, порой стихийно, вырастая из обычных «Торжков и съездов местных обывателей».

Своих купцов у Омской области было мало. На торги у Елизаветинского маяка, сооруженного на левом берегу Иртыша, напротив Омской крепости приезжали купцы из Тары, Тобольска, Тюмени. Они привозили для обмена бумажные и шерстяные ткани, скобяные изделия, деревянную посуду, зипуны, пушнину. Казахи и калмыки пригоняли табуны лошадей, овечьи отары, гурты крупного рогатого скота.

90-е годы XIX в. отмечены для Омска значительным событием. Была построена первая железнодорожная магистраль, которую назвали Великий Сибирский железный путь. Стальные рельсы связали Сибирь с Европейской частью России, заграничными рынками, дали выход продукции сибирского земледелья и животноводства на эти рынки. Стали развиваться мукомольная, кожевенная, маслобойная промышленность. Оживился рынок.

Развивалась ярмарочная торговля. И к концу XIX в. Омская ярмарка с оборотом в 1,3 млн. рублей являлась крупнейшей наряду с Бийском и Акмолинской. К началу XX в. в регионе сложились традиции ярмарочной торговли, которые сыграли важную роль как в экономическом развитии, так и становлении этой обширной территории России. В канун империалистической войны в Омске было 1028 торговых предприятий с общим оборотом в 17 млн. рублей.

После революции вплоть до 1924 года торговля существовала хаотично. Однако Омск стал окружным центром Сибирского края, и его сфера экономического влияния в Западной Сибири неуклонно возрастала.

Новый толчок к развитию сельского хозяйства и ярмарочной торговли дало освоение земель. В 60-е годы началось строительство новых торговых предприятий, и к 1964 году в Омске действовали 9 колхозных рынков.

Когда - то сибирское масло, сибирский хлеб были востребованы на всех европейских рынках. Сегодня мы вновь вернулись к практике, заложенной основателями сельского хозяйства Сибири.

Смысл проведения сельскохозяйственной ярмарки сводится к тому, чтобы на рынки города получили доступ сельские товаропроизводители. Чтобы под строгой охраной власти без всяких перекупщиков человек, производящий у себя продукцию, мог привезти ее на рынок и продавать.

Губернская сельскохозяйственная ярмарка была организована по инициативе Губернатора Омской области Л.К.Полежаева и на основании Приказа Главного управления сельского хозяйства Администрации Омской области от 17 сентября 2002 года № 52.

19 октября 2002 года на территории Левобережного рынка г.Омска состоялось открытие Губернской сельскохозяйственной ярмарки.

Указ Губернатора Омской области от 22 апреля 2003г. «Об организации губернской сельскохозяйственной ярмарки на муниципальных унитарных предприятиях - продовольственных рынках г.Омска ».

В условиях рыночной экономики это было первым организационным мероприятием областного масштаба по продвижению продукции сельских товаропроизводителей на рынки г. Омска.

С тех пор прошло 4,5 года, и достигнутые результаты показывают, что идея развития ярмарочной торговли себя оправдала.

В настоящее время еженедельно ярмарка проводится на 8 муниципальных рынках г.Омска (Советский, Первомайский, Центральный, Октябрьский, Амурский, Кировский, Левобережный, Ленинский ) . Большой вклад в укрепление сотрудничества и взаимопонимания сельских товаропроизводителей и всех участников губернской ярмарки вносит проведение в её рамках дней муниципальных районов и организация рынками города выездной торговли в районы области.

Сейчас можно сказать, что губернская сельскохозяйственная ярмарка выгодна всем. Увеличился товарооборот, появилась здоровая конкуренция, идет обмен опытом, налажен прямой контакт товаропроизводителей с покупателями, что помогает изучать спрос и торговать без риска и с прибылью. И все организаторы, и участники губернской сельскохозяйственной ярмарки отмечают не только коммерческую, но и социальную значимость этого большого важного дела. Возрождая колхозный рынок, мы не только снабжаем покупателей свежими и качественными продуктами питания, но и оказываем экономическую поддержку местным товаропроизводителям. Совместными усилиями мы повышаем благосостояния своих земляков.

За весь период работы Губернской сельскохозяйственной ярмарки ее посетили около 10000 сельских товаропроизводителей. Однако число желающих продать свою продукцию на ярмарке возрастает. Наиболее активные районы: Омский, Азовский, Любинский, Нижнеомский и др. товаропроизводители, принимающие активное участие в

Губернской сельскохозяйственной ярмарке имеют уже закрепленное за ними место и своих покупателей, которые являются почитателями той или иной продукции.

Участники ярмарки по климатическим зонам распределяются следующим образом:

□степная зона Пюжная лесостепная зона Псеверная лесостепная зона Псеверная зона

Губернская сельскохозяйственная ярмарка завоевала популярность покупателей, благодаря относительно низким ценам и высокому качеству продукции.

Сезонный характер деятельности в сельском хозяйстве и активность участников ярмарки влияет на динамику цен.

Средние цены реализации на основные продукты питания. Динамика изменения цен на основные продукты питания, реализуемые на Губернской сельскохозяйственной _ярмарке по кварталам за 2005 год._

I квартал II квартал III квартал IV квартал

□ мясо говядина Пмясо свинина Пяйцо □ молоко □ картофель

Динамика изменения цен на основные продукты питания, реализуемые на Губернской сельскохозяйственной ярмарке по кварталам за 2006 год._

I квартал II квартал III квартал IV квартал

□ мясо говядина □ мясо свинина Пяйцо □ молоко □ картофель

Цифры говорят сами за себя. Покупатели имеют возможность приобрести всегда свежие мясные и молочные продукты, кондитерские изделия, овощи, фрукты, живую рыбу по более низкой цене. А селяне могут реализовать свою продукцию без посредников и иметь от этого «живые» деньги.

На Ленинском рынке хорошо уживаются все формы собственности: частные предприниматели и акционерные общества, фермеры и садоводы - любители. Это создает нормальную конкуренцию и обеспечивает покупателям высокое качество и относительно низкие цены на товары и продукты. Наиболее тесный контакт сложился с такими

товаропроизводителями, как ООО ТД «Сибирский пекарь», ЗАО «Иртышская птицефабрика», ООО ТД «Калачинский мясокомбинат», ООО «Омский деликатес» и др.

На Ленинском рынке ежемесячно в среднем на губернских ярмарках продается: мясо (свинина)- 2893,5кг., мясо (говядина)- 931кг., колбасные изделия - 1847кг., масло сливочное -781кг. [4].

За 11.5 месяцев 2006г. местными товаропроизводителями реализовано продукции на губернской ярмарке на 17 млн. 587 тыс. рублей. За 12 месяцев 2005г. объем реализации продукции составил 16 млн. 126тыс320руб. Как видим, товарооборот увеличился на 1 млн.460тыс.320руб.

Благодаря ярмарке омичи могут не только приобрести качественную и относительно недорогую продукцию, но и стать участниками выставок-продаж, дегустаций, культурных программ. В среднем один раз в месяц проводятся расширенные губернские сельскохозяйственные ярмарки .

Для участников ярмарки создаются максимально благоприятные условия - приобретается специальное оборудование, расширяются торговые площади, увеличивается количество торговых мест.

Подводя итог можно сделать вывод, что губернская ярмарка позволила селянам выйти на городской рынок без посредников, а горожанам приобретать продукты по более низким ценам и высокого качества.

В отчетах по губернским сельскохозяйственным ярмаркам для министерства сельского хозяйства отмечалось, что ярмарка - часть единой стратегии Правительства Омской области по поддержке сельского товаропроизводителя, она способствует развитию малого и среднего агробизнеса, становится центром достижений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции и сближении интересов города и села.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Для блага сибиряков (фрагмент истории Ленинского рынка г. Омска )/ изд«ТИСА»- Омск, 2002г- 28с.

2. Государственное учреждение Омской области « Государственный архив Омской области»21112006г. № 0139/984 фонд №437, опись №9, дело №260

Федеральный Закон № 271- ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» 30.12.2006г. // Российская газета. № 1. 10.01.2007.

3. Отчёты по губернским сельскохозяйственным ярмаркам для министерства сельского хозяйства за 2005, 2006г.

4. Каменецкий, И. П. История предпринимательства в России (IX - начало XX вв.) / Каменецкий И. П., Метелев С. Е. - М. : Экономика, 2007. - 285 с.

5. Метелев, С.Е. Малое предпринимательство нуждается в поддержке государства / С.Е. Метелев, З. Мурзагаянова// Человек и труд. - 2007. - №2. - С.79-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.