Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности / формирование / мотивы / учебно-профессиональная деятельность / студент / процесс / обучение / вуз / features / formation / motives / educational and professional activity / student / process / education / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Э. Эльмурзаева, Р.М. Магомедова, З.М. Мамиева

В статье рассматриваются особенности формирования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в вузе. Авторы исследуют динамичное развитие формирования профессионально-личностных особенностей, в том числе и учебно-профессиональной мотивации студентов, которое приходится на обучение в организациях профессионального образования. Рассмотрена структура мотивационной сферы комплекса, где мотивация встроена в определенную иерархию не только в каком-либо виде деятельности. Готовность к самостоятельному овладению новыми знаниями характеризуется приобретенными базисными знаниями, умениями и навыками самостоятельной учебной деятельности. Проведен анализ мотивов, доминирующих в учебной деятельности, подчеркивается стремление к расширению знаний в контексте познавательной любознательности, что вызывает стремление к самообразованию. Авторы приходят к выводу о том, что учебно-профессиональная деятельность в учебном процессе вуза формируется и реализуется в определенной социальной среде, влияющей на подготовку, осознание личностью профессиональной идентичности. В процессе обучения формируется жизненная и профессиональная позиция человека, реализуются профессиональные намерения, формируются профессионально-дифференцирующие признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF FORMATION OF MOTIVES OF STUDENTS’ EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article features the formation of motives for educational and professional activities of students in the process of studying at a university. The authors consider the dynamic development of the formation of professional and personal characteristics, including the educational and professional motivation of students, which falls on training in vocational education organizations. The structure of the motivational sphere of the complex is considered, where motivation is built into a certain hierarchy, not only in any kind of activity. Readiness for independent mastery of new knowledge is characterized by the acquired basic knowledge, skills and habits of independent learning activities. The analysis of the motives dominating in educational activity is carried out, indicating an interest in the new, the desire to expand knowledge in the context of cognitive curiosity, which causes a desire for self-education. The authors come to the conclusion that educational and professional activities in the educational process of the university is formed and implemented in a certain social environment that affects the preparation, awareness and representation of the individual’s professional identity in the process of learning, a person’s life and professional position is formed, professional intentions are realized, and professionally differentiating signs are formed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

- часть руководителей говорят о том, что у них всё нормально с компетентностью, нужно просто больше времени (18,75% директоров школ и 23,5% заведующих ДОУ);

- еще одна категория руководителей считает, что для этого нужно выделить специального человека (ставку) (18,25% директоров школ и 29,4% заведующих ДОУ).

Очевидно, что в полученной картине просматривается недостаточная субъ-ектность руководителей в отношении к управленческому анализу в своей организации. И это еще одна проблема - необходимо не только обучить руководителей, но большую часть мотивировать и убедить в необходимости такого обучения.

Таким образом, можно сделать выводы, что проведённый анализ и опыт работы с руководителями образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования позволяет утвердиться в понимании актуальности работы с руководителями образовательных учреждений по формированию у них аналитических компетентностей в управлении, причем, по всем её составляющим: диагностической, мотивационной, когнитивной и операциональ-

Библиографический список

ной. Нам видятся наиболее эффективными способы повышения компетентности руководящих кадров образования через курсовую подготовку (переподготовку) и систему методических событий, включая диагностические, мотивационные, практические (мастер-классы, семинары, использование кейс-технологий и мен-торинг тренинги и диссеминацию лучшего опыта управленческого анализа), в том числе - -через предоставление руководителям мотивированного анализа по итогам участия их ОУ в разного рода конкурсах проектов и программ.

Кроме того, проявилась необходимость дополнительного теоретического исследования по теории аналитической деятельности руководителя, особенно недостаточно исследованного понятия «управленческого анализа». Важно уточнить содержание и структуру всех включенных в данную деятельность понятий, их взаимосвязь и роль в общей структуре деятельности руководителя образовательного учреждения. Дополнительно обозначилась возможность наличия некоторой специфики в аналитической деятельности руководителей ОУ разных типов. Это также может быть одним из направлений дальнейшего исследования.

1. Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г Нововведения во внутришкольном управлении. Москва, 1998.

2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. Москва, 1986.

3. Моисеев А.М. Введение в анализ систем внутришкольного управления. Педагогика: история, перспективы. 2019; Т. 2, № 6: 36-49.

4. Жданко Т.А., Гершпигель С.В., Перегудова В.В. Диагностика профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций общего образования. Современные проблемы науки и образования. 2021; № 4.

5. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. Москва, 2010.

6. Чечель И.Д. Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития. Москва, 2016.

7. Моисеев А.М. Стратегическое управление школой: Вопросы и ответы: монографическое практико-ориентированное научно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций: в 2 т. Москва, 2014; Т. 1.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией). Приказ Минтруда России от 19 апреля 2021 г № 250н. Available at: https://docs.cntd.ru/document/608483110

References

1. Moiseev A.M., Kapto A.E., Lorensov A.V., Homeriki O.G. Novovvedeniya vo vnutrishkol'nom upravlenii. Moskva, 1998.

2. Konarzhevskij Yu.A. Pedagogicheskij analiz uchebno-vospitatel'nogo processa i upravlenie shkoloj. Moskva, 1986.

3. Moiseev A.M. Vvedenie v analiz sistem vnutrishkol'nogo upravleniya. Pedagogika: istoriya, perspektivy. 2019; T. 2, № 6: 36-49.

4. Zhdanko T.A., Gershpigel' S.V., Peregudova V.V. Diagnostika professional'nyh kompetencij rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij obschego obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021; № 4.

5. Vahrushina M.A. Upravlencheskij analiz. Moskva, 2010.

6. Chechel' I.D. Direktor shkoly i ego komanda: strategiya i taktika kollektivnogo professional'nogo razvitiya. Moskva, 2016.

7. Moiseev A.M. Strategicheskoe upravlenie shkoloj: Voprosyiotvety: monograficheskoe praktiko-orientirovannoe nauchno-metodicheskoe posobie dlya rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij: v 2 t. Moskva, 2014; T. 1.

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii (upravlenie doshkol'noj obrazovatel'noj organizaciej i obscheobrazovatel'noj organizaciej). Prikaz Mintruda Rossii ot 19 aprelya 2021 g. № 250n. Available at: https://docs.cntd.ru/document/608483110

Статья поступила в редакцию 06.12.22

УДК 373

Elmurzaeva M.E., senior teacher, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: madina7777@list.ru

Magomedova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, North Caucasian Institute

(branch) VSUJU (rpa of the Ministry of Justice of Russia) (Makhachkala, Russia), E-mail: ragimatm@mail.ru

Mamieva Z.M., senior lecturer, Department of Foreign Languages, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: mamieva-1965@mail.ru

THE SPECIFICS OF FORMATION OF MOTIVES OF STUDENTS' EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The article features the formation of motives for educational and professional activities of students in the process of studying at a university. The authors consider the dynamic development of the formation of professional and personal characteristics, including the educational and professional motivation of students, which falls on training in vocational education organizations. The structure of the motivational sphere of the complex is considered, where motivation is built into a certain hierarchy, not only in any kind of activity. Readiness for independent mastery of new knowledge is characterized by the acquired basic knowledge, skills and habits of independent learning activities. The analysis of the motives dominating in educational activity is carried out, indicating an interest in the new, the desire to expand knowledge in the context of cognitive curiosity, which causes a desire for self-education. The authors come to the conclusion that educational and professional activities in the educational process of the university is formed and implemented in a certain social environment that affects the preparation, awareness and representation of the individual's professional identity in the process of learning, a person's life and professional position is formed, professional intentions are realized, and professionally differentiating signs are formed.

Key words: features, formation, motives, educational and professional activity, student, process, education, university.

М.Э. Эльмурзаееа. ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», Грозный, E-mail: madina7777@list.ru

Р.М. Магомедоеа. канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский институт (филиала) ВГУЮ (рпа Минюста России), г. Махачкала,

E-mail: ragimatm@mail.ru

З.М. Мамиееа, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: mamieva-1965@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются особенности формирования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в вузе. Авторы исследуют динамичное развитие формирования профессионально-личностных особенностей, в том числе и учебно-профессиональной мотивации студентов, которое приходится на обучение в организациях профессионального образования. Рассмотрена структура мотивационной сферы комплекса,

где мотивация встроена в определенную иерархию не только в каком-либо виде деятельности. Готовность к самостоятельному овладению новыми знаниями характеризуется приобретенными базисными знаниями, умениями и навыками самостоятельной учебной деятельности. Проведен анализ мотивов, доминирующих в учебной деятельности, подчеркивается стремление к расширению знаний в контексте познавательной любознательности, что вызывает стремление к самообразованию. Авторы приходят к выводу о том, что учебно-профессиональная деятельность в учебном процессе вуза формируется и реализуется в определенной социальной среде, влияющей на подготовку, осознание личностью профессиональной идентичности. В процессе обучения формируется жизненная и профессиональная позиция человека, реализуются профессиональные намерения, формируются профессионально-дифференцирующие признаки.

Кточевые слова: особенности, формирование, мотивы, учебно-профессиональная деятельность, студент, процесс, обучение, вуз.

В современный период уделяется значительное внимание проблеме мотивации познавательной и учебной деятельности обучающихся. Этот аспект связан с возрастающими требованиями к профессионалу, следовательно, и к будущему специалисту Важно все: как он считает, умение и скорость решения нестандартных задач и умение находить оптимальные альтернативные решения, оценивать риски и последствия тех или иных действий. Особое влияние на скорость и уровень развития будущего специалиста оказывает уровень вовлеченности в процесс освоения профессии, которому способствует высокий уровень мотивации учебной деятельности. Управление процессом мотивации учебной и профессиональной деятельности в высших учебных заведениях требует анализа феноменологии, структурных характеристик и динамики. Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов имеет ключевое значение для повышения эффективности высшего профессионального образования и будущих специалистов [1-7].

Цель данной статьи - рассмотреть особенности формирования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в вузе.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотрение понятия «мотив», «потребности», «учебно-профессиональная деятельность».

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы со студентами.

Научная новизна статьи определяется выявлением внутренних и внешних факторов, влияющих на повышение потребности в учении. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания об особенностях формирования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в вузе. Практическая значимость представлена через выявление особенностей процесса формирования и развития мотивов к профессиональной деятельности у обучающихся, когда они находят удовлетворение своих потребностей в той учебной деятельности, которую они выполняют непосредственно в данный момент времени.

Феномен полимотивации, как утверждал А. Маслоу, в том, что каждое поведение, как правило, определяется несколькими или даже всеми основными потребностями одновременно, а не одной - нарисуйте как можно больше потребностей (обновите больше мотивационных факторов), повышающих уровень мотивации общей деятельности.

Так, одним из образовавшихся новшеств юношеского возраста является самоопределение и становление личностного и профессионального характера. Как можем отметить, учебно-профессиональная деятельность является ведущей в этом процессе. Следовательно, динамичное развитие формирования профессионально-личностных особенностей, в том числе и учебно-профессиональной мотивации студентов, приходится на обучение в организациях профессионального образования.

Мотивация - это психологическое явление, которое вызывает много споров среди психологов, придерживающихся целого ряда психологических концепций.

Рассмотрим структуру мотивационной сферы комплекса. При этом мотивация встроена в определенную иерархию не только в каком-либо виде деятельности: существует рейтинг мотивации для различных видов деятельности. Среда мотивации человека - это система любого мотива. Мотивационная сфера личности включает в себя следующие компоненты: потребности, мотивы, мотивацию, желание, мечты, интерес, уверенность, мировоззрение.

Мотивация обычно относится к стремлению человека к какому-либо виду деятельности (деятельности, общению, поведению), который связан с внутренней мотивацией человека или с удовлетворением конкретных потребностей. Идеалы, интересы индивидов, убеждения, социальные установки, ценности также могут выступать в качестве мотива, но за всеми этими причинами все еще стоит потребность индивида во всем ее разнообразии - от биологического до социального, высшего.

Формирование мотивационной сферы обучающегося является фундаментальной проблемой психологии развития. Проблема мотивации преподавания возникает, когда кто-то осознает необходимость целенаправленного обучения молодого поколения и начала обучения, такого как специально организованные мероприятия. Как только она появляется, проблема по-прежнему остается если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике образования. Внимание к проблеме и рассмотрение ее многогранно вызвано тем, что принцип дифференциации обучения учитывает разницу в области потребностей, мотивации студентов, определяет вероятность развития и реализации как в образовательном процессе, так и впоследствии в профессиональной деятельности.

Проблема развития мотивации к деятельности в сфере образования и профессиональной деятельности не нова, но вновь приобрела актуальность при внедрении нового подхода к обучению. Лучшее развитие компетентности и

необходимости сделать выбор (содержание, сроки, формы и методы обучения) невозможно, если студент не действует в процессе обучения целенаправленно, активно и ответственно, как невозможно и формирование мотива цели и смысло-образующей функции в деятельности [4].

В дополнение к акценту на мотивации и деятельности следует отметить, что мотив также используется для формирования вкуса, придания значения частному ограничению. Мотивы, которыми руководствуется эта деятельность, часто определяют эффективность и качество курса. Мотивом также является природа когнитивных процессов и восприятия, памяти, мышления и так далее, определение структуру контента. Сам мотив обычно неузнаваем: он может проявляться в эмоциональной окраске предмета или конкретном предмете, во внешнем виде, в виде отражения личной значимости. Тема осознания - это особая работа. Часто понимание мотивов заменяется мотивацией - рациональной основой для действий, которые не отражают мотива реального человека. Чем полнее и точнее мотивы человека, тем эффективнее его работа [6, с. 4].

Мотивационная сфера личности также включает в себя цель. Цель - это результат, о котором они знали, который в настоящее время направляется действиями, связанными с деятельностью, отвечающей актуализированным потребностям.

Мотивы учебно-профессиональной деятельности - это тот тип мотивации, который предполагает особую направленность студентов на конкретные аспекты обучения, которые «включаются», когда человек приобретает необходимые компетенции для будущей профессии. Мотивация, обучение и профессиональный мотив являются многофункциональными, и не только побуждают, направляют, регулируют процесс освоения профессиональной деятельности студентов, определения их отношения к деятельности в будущем, но и позволяют им компенсировать дефицит развития в качестве важных дополнительных профессиональных мотивов, обновить использование ресурсов личности и экологического воспитания, которые направляют фокус внимания исследователей на организацию условий, обеспечивающих мотив развития экологического образования в структуре межличностного общения.

Обозначим, что собой представляют мотивы учебно-профессиональной детальности: комплекс связанных осознанных побуждений, которые определяют учебно-профессиональную деятельность и стимулируют работоспособность студентов в разных направленностях предстоящей деятельности в процессе обучения вуза. Современный человек живет в информационном обществе, обществе глобальной компетентности, в котором очевидны вызовы, которые касаются непрерывного профессионального и личностного роста, личностной активности и эффективного самоосуществления в меняющихся условиях жизни. Признан тот факт, что объем знаний, который порождается в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года. Это обостряет проблему несоответствия знаний, которые получают студенты, и их умений, отвечающим потребностям рынка труда, делает особенно актуальными вопросы повышения качества педагогического образования, расширения границ уже классической модели, концепции образования, придания ей всевозможной доступности, гибкости и открытости, развитие личности в ходе преподавания с учетом ее возрастных, эмоциональных и социальных отличительных черт.

Тесная связь образования человека с его практическими жизненными потребностями побуждает студента занимать активную позицию субъекта обучения, где "субъект" понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, "активный деятель", источник осознанной, целенаправленной активности. В случае принятия человеком важнейшего решения о получении педагогического образования, у него появляется сильный ресурс углубления и совершенствования позитивного подхода к обучению [5, с. 14].

Позитивная мотивация оказывает большое влияние на позицию в жизни личности, планирование перспектив на будущее, многообещающие проекты, становление обязательной составляющей самосовершенствования психики человека. Целью обучения может стать не только пополнение имеющегося уровня теоретических знаний профессионального направления, но и другие дополнительные образовательные потребности. В широком плане профессиональная компетентность охватывает способность находить нужную информацию, анализировать и внедрять ее в практику саморазвития и самоосуществления. Такую компетентность человек может сформировать методом проб и ошибок, путем образования и анализа потребностей рынка труда. В случае если совместить всех абитуриентов, которые выбрали стать педагогами, учесть их склонности к воспитанию и обучению, их интерес к профессии, то лишь малая часть руководствуется мотивами педагогической направленности. В таких условиях большое значение приобретает профессиональный отбор студентов, которые способны заниматься педагогической деятельностью со сформированной профессиональной мотивацией. Резуль-

таты пройденного выпускником вуза обучения позволяют не только сформировать развитую личность, способную без труда адаптироваться в окружающей среде, но и наделить профессиональными знаниями и умениями.

Стремление к передаче знаний и формирование коммуникативной активности могут отойти на второй план из-за избытка познавательной активности, что определенно будет мешать диалогу преподавателя и студента [7, с. 9]. Также чрезмерная доминантность и амбициозность, стремление любым способом добиться своего у студента может послужить обратным эффектом, так как на практике получается противоречивость с основными целями, такими как обучение и воспитание.

Готовность к самостоятельному овладению новыми знаниями характеризуется приобретенными базисными знаниями, умениями и навыками самостоятельной учебной деятельности. Для этого выпускнику после окончания высшего учебного заведения нужно иметь в арсенале стойкую мотивацию к обучению, развитое логическое и критическое мышление, достаточную скорость мыслительных операций, уже сформированные умения и навыки самоорганизации познавательной деятельности. Но первичным компонентом в обучении является мотивация. К сожалению, в пределах имеющейся на данный момент системы отбора в учебные заведения, а именно - в вузы в студенческие ряды попадает достаточно высокий процент лиц не только с недостаточной степенью сформиро-ванности навыков самообразовательной деятельности, но и во многих случаях с недостаточно развитой мотивацией к обучению и самообучению.

Таким образом, одной из главных задач средней школы является создание у студента устойчивой мотивационной базы, которая побудила бы его к саморазвитию и самообучению за пределами вуза. Анализ мотивов, доминирующих в учебной деятельности, указывает на интерес к новому, стремление к расширению знаний в контексте познавательной любознательности, что вызывает стремление к самообразованию. Следует подчеркнуть, что среди индивидуальных особенностей, характеризующих личность, видное место занимает ее направленность, субъективное усилие, необходимое для включения в деятельность и тому подобное. Они определяются силой мотивации и прямо зависят от нее, потому что, чем выше мотивация, тем меньше усилий требует целеполагание, поддержка самообразовательной деятельности.

Относительно мотивов самообразования в студенческой среде отметим, что низкие показатели отношения к самостоятельной познавательной деятельности объясняются отсутствием в них установки на серьезную самостоятельную работу по овладению знаниями и обогащению интеллекта. Поэтому проблема связана с системным подходом к формированию мотивационной базы на всех уровнях образования. При этом субъективная сторона готовности определяется пониманием ответственности, желанием достичь успеха; условиями и задачами деятельности; свойствами личности, ее мотивационной сферой и опытом.

Следует отметить, что последние фундаментальные публикации, связанные с исследованием мотивационной сферы к непрерывному самообучению личности и мотивами к самообучению, приходятся на конец Хх века. Однако актуальность проблемы мотивации обучения и самообучения имеет место в реальном времени. Поэтому очень логично обратиться к отечественным достижениям в области решения этой проблемы с целью использования педагогического опыта в современных условиях.

Вторым существенным мотивом к образованию является материальный интерес, который побудил человека к обретению особого знания - профессионального. Здесь понималось стремление сделать себя и других пригодным к исполнению различных профессиональных занятий и тем самым повысить уровень собственного благосостояния.

Профессиональное педагогическое образование полностью соответствовало задачам самообразования, которое, по мнению многих педагогов (П.Ф. Кап-терева, Н.А. Рубакина, О. Вильмана), должно было быть направлено на то, что имеет общечеловеческое значение [1, с.1 3].

То есть содержание педагогического образования должно было бы определяться тем, что имело вес в последующей жизни человека, и ценность которого заключалась в степени полезности для самого человека и его окружения. Заслуживает внимание подход, согласно которому то, что изучается, могло использоваться как средство для достижения другой цели, познанное в процессе образования могло также быть предметом опосредованного интереса [2, с. 25].

В данном контексте знания и умения выступали как жизненно необходимые факторы: знания дают силу, образование - капитал. Эти две категории опорные, они делали человека способным к выполнению различных профессиональных занятий.

Последние служили условием, при наличии которой общество уделяло каждой отдельной личности определенное значение, влияние, придавало свой статус. Такой подход к образованию, на наш взгляд, подтвержден историей образования в целом, поскольку тенденция к практическому применению знаний во все времена была сильным побуждающим фактором к самообразовательной деятельности. Причем в ходе истории получало преимущество то стремление увеличения богатства, то стремление к повышению собственного статуса в обществе и тому подобное. Такой вывод вполне подтверждается современными исследованиями, осуществленными с целью определения педагогических факторов, имеющих наибольшее влияние на развитие мотивации самостоятельной познавательной активности как основы успешного обучения.

Итак, подводя итоги рассмотрения теоретических и эмпирических подходов к анализу мотивации в социологии маркетинга и смежных социально-гуманитарных дисциплинах, отметим, что анализ цели и мотивов самообразования позволил выяснить, что взгляды отечественных педагогов на данную проблему совпадают по меньшей мере в одном пункте, а именно - всякая умственная культура должна была быть в тесном соотношении с моральной. Более глубокое понимание различных аспектов мотивации педагогического образования подчеркивало, что морально-нравственное образование личности с помощью педагогического образования - намного выше углубленного умственного образования.

Таким образом, мотивация студента является интересным и нужным объектом экономических исследований, которые актуальны именно сегодня. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении автор видит в более детальном изучении экономических потребностей особенностей людей как субъектов дистанционного обучения.

Структура мотивационной иерархии характеризует направленность студентов в плане развития мотивов, которые по содержанию и структуре должны быть доминирующими в тот или иной момент

В некоторых образовательных организациях, чтобы учиться, студенты получают награды в виде материальных ценностей, благодарности, повышенные стипендии и т. д., большинство из которых направляют студентов на более высокие достижения в образовательной деятельности и, как следствие, развитие мотивации.

Согласно теории справедливости Джона Стейси Адамса, человек оценивает эффективность мотивации по результатам вознаграждения других сотрудников при выполнении той же работы.

То есть человек сравнивает вознаграждение себе и другим людям за одну и ту же работу с учетом условий трудовой деятельности. Например, одни используют учебник при подготовке к заданиям на уроке, в то время как другие больше ничего не используют Эта теория важна при изучении мотивации студентов, потому что она объясняет одно из важных условий мотивации - это то же самое условие для деятельности студентов. Рассматривая эти теории, можно сказать, что они являются основой для изучения мотивации человека к любой деятельности в целом при рассмотрении проблемы данного исследования. В любом случае мотивация студентов к профессиональной деятельности основывается на внутренних и внешних факторах, которые рассматриваются учеными.

В то же время наиболее значимыми определены следующие: давать преимущества другим, заниматься тем, что Вам больше нравится, получить профессию (специализацию) и устроиться на высокооплачиваемую работу Первые три из перечисленных приоритетных целей очень важны для успеваемости учащихся.

Более того, было установлено, что чем старше курс, тем больше студентов готовы работать в области своей специализации, в своей будущей профессии на благо других, и тем больше они нацелены на приобретение профессиональных компетенций.

Контекстное обучение предполагает включение студентов в развитие профессиональной деятельности как части человеческой культуры.

По словам А.А. Вербицкого, в основе концепции этого учения заложены следующие принципы:

а) принцип педагогической поддержки от включения частных студентов в образовательную деятельность;

б) принципиальная роль основной совместной деятельности, межличностного взаимодействия и общения диалогических субъектов образовательного процесса (преподаватели и учащиеся учатся между собой);

в) принцип сочетания новых и традиционных педагогических технологий;

г) принцип единства практики и воспитания профессионала.

Создание мотивации для повышения самооценки, развития чувства профессионализма, уверенности и коммуникативных навыков; оказание психологической поддержки процессу обучения и адаптация молодых специалистов к условиям практической деятельности с использованием метода активного обучения - все это необходимые условия для успеха профессионального развития студентов, а также подготовки к профессиональной деятельности [3]. Поэтому следует своевременно обратить внимание на то, что способствует развитию самосознания.

Формирование и развитие мотивов к профессиональной деятельности у обучающихся происходит тогда, когда они находят удовлетворение своим потребностям в той учебной деятельности, которую они выполняют непосредственно в данный момент времени. Довольно часто студенты 3 курсов начинают сомневаться в адекватности своего профессионального выбора. Анализ показывает, что в современном мире достаточно теоретических исследований по данной проблеме, однако на уровне практической помощи её решение затруднено в связи с тем, что методы и конкретные подходы личностно ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно, что и определило актуальность данного исследования.

Таким образом, мы пришли к выводу, что учебно-профессиональная деятельность в учебном процессе вуза формируется и реализуется в определенной социальной среде, влияющей на подготовку, осознание и представление личности профессиональной идентичности. В процессе обучения формируется жизненная и профессиональная позиция человека, реализуются профессиональные намерения, формируются профессионально-дифференцирующие признаки.

Библиографический список

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. Москва, 2013.

2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности. Теоретические проблемы психологии личности. Москва, 2005.

3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва, 2016.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. Москва, 1999.

5. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Ленинград, 2015.

6. Крымова О.С. Профессиональная идентичность студентов-психологов. Оренбург: ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», 2014.

7. Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. Москва, 2004.

References

1. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovaniya lichnosti. Moskva, 2013.

2. Aseev V.G. Problema motivacii ilichnosti. Teoreticheskieproblemy psihologiilichnosti. Moskva, 2005.

3. Bozhovich L.I. Problema razvitiya motivacionnoj sfery rebenka. Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov. Moskva, 2016.

4. Gal'perin P.Ya. Vvedenie v psihologiyu: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Komusova N.V. Razvitie motivacii k ovladeniyu professiej v period obucheniya v vuze. Leningrad, 2015.

6. Krymova O.S. Professional'naya identichnost' studentov-psihologov. Orenburg: FGBOU VPO «Orenburgskij gosudarstvennyj universitet», 2014.

7. Shkurkin V.I. Motivy kak faktor 'effektivnostiuchebnojdeyatel'nostistudentovmedvuza. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 04.12.22

УДК 378

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Corresponding Member of RAO,

A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

FORMATION OF READINESS FOR SELF-EDUCATION AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS OF THE DIRECTION "PHYSICAL CULTURE". The article identifies readiness for self-education among undergraduate students, mastering the "Physical culture" specialization. Its scientific novelty lies in the fact that the paper considers possibilities provided by the modern system of higher education for the formation of readiness in bachelor students for self-education. As a result, the author concludes that the successful self-educational activities implementation by PE students seems more likely if they develop readiness for it during the period of study at the appropriate stage. For this the following is necessary: systematic orientation of students to engage in self-education using all available means; achievement of sufficient readiness for self-educational activities; psychological support of students during self-education classes. Proper organization of independent work plays a special role in this process. It should take into account the students' individual characteristics.

Key words: teaching physical culture at university, professional training of bachelors of "Physical Culture", self-education, formation of readiness for self-education, student, teacher.

Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., член-корр. РАО, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова,

E-mail: nasrudiny@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Цель исследования - выявление основных черт процесса формирования готовности к самообразованию у студентов бакалавриата направления «Физическая культура». Готовность к самообразованию представляет собой одно из наиболее значимых условий и одновременно средств, обеспечивающих эффективность участия бакалавра направления «Физическая культура» в соответствующей деятельности. В статье делается вывод о том, что успешная реализация самообразовательной деятельности бакалаврами физической культуры представляется более вероятной при условии развития готовности к ней в период обучения на соответствующей ступени. Для этого, в свою очередь, необходимо систематическое ориентирование учащихся на занятие самообразованием с использованием всех доступных средств; достижение достаточно высокого уровня готовности обучающихся к самообразовательной деятельности; психологическое сопровождение студентов в ходе занятий самообразованием. Особую роль в данном процессе играет правильная организация самостоятельной работы. Она должна учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Ключевые слова: преподавание физической культуры в вузе, профессиональная подготовка бакалавров направления «Физическая культура», самообразование, формирование готовности к самообразованию, студент, преподаватель.

Актуальность исследования, результаты которого изложены в настоящей статье, не должна вызывать сомнений, если учесть, что на протяжении трёх последних десятилетий во всех сферах жизни российского социума фиксируются глубокие трансформации [1-12]. Соответствующие процессы затрагивают все сферы жизни общества.

Естественным образом они сказываются и на сфере ВО в нашей стране. Требования современного общества к уровню подготовки физкультурников, успешно завершивших обучение по программе бакалавриата, в основном сводятся к большей, по сравнению с предыдущим периодом, эффективности таких профессионалов. В свою очередь, для её сохранения на протяжении всей карьеры бакалаврам рассматриваемого направления необходимо постоянно повышать собственную квалификацию. Такая деятельность может осуществляться двумя путями:

- освоение программ дополнительного образования;

- занятия самообразованием [2; 4; 7; 9; 10].

В этой связи перспективным представляется рассмотрение предоставляемых современной системой ВО возможностей для формирования готовности будущих профессионалов в области физической культуры к самообразованию на этапе освоения программ бакалавриата по соответствующему направлению. Данному процессу посвящено настоящее исследование.

В виду вышеизложенного его цель - выявление основных черт хода формирования готовности к самообразованию у студентов бакалавриата направления «Физическая культура».

Задачи исследования: 1. Изучить дефиницию «готовность к самообразованию». 2. Рассмотреть возможности профессиональной подготовки студентов бакалавриата направления «Физическая культура» в процессе формирования готовности к самообразованию.

Его научная новизна заключается в том, что было осуществлено рассмотрение предоставляемых современной системой высшего образования возможностей для формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к самообразованию.

Теоретическая значимость заключается в изучении понятия «готовность к самообразованию» применительно к обучающимся направления «Физическая культура».

Практическая значимость состоит в том, что в статье рассмотрены практические механизмы формирования готовности студентов бакалавриата направления «Физическая культура» к самообразовательной деятельности.

Большинство современных педагогов понимают под термином «самообразование» вид самостоятельной деятельности профессионала, направленной на усвоение и преобразование информации объективной реальности в субъективные знания, умения и навыки [1; 3; 5; 9].

Как уже говорилось выше, успешная реализация самообразовательной деятельности бакалаврами физической культуры представляется более вероятной при условии развития готовности к ней в период обучения на соответствующей ступени [10, с. 142].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.