Научная статья на тему 'Особенности формирования мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей информатики к развитию информационной образовательной среды современной школы'

Особенности формирования мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей информатики к развитию информационной образовательной среды современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОТОВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиатаки В. В., Разуваева Т. Н.

В статье охарактеризованы особенности формирования мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей информатики к развитию информационной образовательной среды современной школы, раскрывается специфика влияния информационной образовательной среды вуза на его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малиатаки В. В., Разуваева Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей информатики к развитию информационной образовательной среды современной школы»

УДК 378.14.015.62

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ*

В. В. Малиатаки1 Т. Н. Разуваева2

1) Ставропольский государственный педагогический институт

2

В статье охарактеризованы особенности формирования мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей информатики к развитию информационной образовательной среды современной школы, раскрывается специфика влияния информационной образовательной среды вуза на его развитие.

2) Белгородскийгосударственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова: информационная образовательная среда, готовность профессиональной деятельности, учитель информатики, мотивация к деятельности.

e-ma.il:

maliataki@ya.ru razuvaeva@bsu.edu.ru

Готовность к развитию информационной образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения и развитие соответствующих компетенций и качеств личности в условиях обновления российского образования становится необходимым условием достижения нового качества деятельности учителя информатики, выступая в качестве важного направления его инновационной подготовки.

Выделение готовности к развитию информационной образовательной среды школы в качестве одного из ключевых направлений профессиональной готовности учителя информатики позволит повысить качество образования учителей информатики и подготовить обучаемых к полноценной и эффективной профессиональной деятельности в условиях информационного общества, тем самым способствуя реализации глобальной цели информатизации образования.

Решение проблемы подготовки учителей информатики к работе в принципиально новых условиях профессиональной деятельности требует в первую очередь определения содержания такой подготовки и построение модели формирования готовности будущих учителей информатики к развитию ИОС на основе знаний о сущности и структуре информационной образовательной среды образовательного учреждения.

Включая в состав готовности будущего учителя информатики к созданию информационной образовательной среды образовательного учреждения комплекс качеств, необходимых ему для успешного функционирования в качестве субъекта данной деятельности, мы выделяем четыре компонента такой готовности: мотивационно-ценностный, когнитивный, технологический и оценочно-рефлексивный, содержание которых в целом отображает сущность деятельности будущего учителя информатики по созданию ИОС.

Эффективность формирования готовности будущих учителей информатики к развитию ИОС школы во многом обуславливается их ценностным отношением к будущей деятельности в этой области, пониманием ее значимости.

В связи с этим, основной целью данной статьи стало описание этапа опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей информатики к развитию информационной образовательной среды современной школы.

Экспериментальной базой исследования стало отделение «Информатика» психолого-педагогического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ставропольский государственный педагогический институт. В формирующем этапе эксперимента приняло участие в общей сложности 58 студентов психолого-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры иннова-

ционной России» на 2009 - 2013 гг. в рамках проекта «Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития инновационного стиля профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном пространстве вуза», соглашение № 14.А18.21.0098.

педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института, обучающихся по специальности «Информатика».

Динамика формирования мотивационно-ценностного компонента готовности изучалась нами с использованием теста-опросника Т. Д. Дубовицкой для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов и авторской анкеты «Профессиональная деятельность учителя информатики», позволяющей выявить отношение студентов к такой деятельности учителя информатики как создание ИОС школы и вычислить индекс удовлетворенности студентов будущей профессиональной деятельностью.

Изучение динамики формирования мотивационно-ценностного компонента с использованием теста Т. Д. Дубовицкой дало возможность осуществить определение уровня профессиональной направленности студентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней.

Анализ результатов диагностики позволил установить, что для большинства студентов 2 курса (группа ПИ2) (80 %) характерны низкие и средние показатели сформированности уровня профессиональной направленности (по 40 % соответственно). Высокие результаты УПН характерны лишь для 4 студентов группы (20 %).

Для выявления степени удовлетворенности студентов специальности «Информатика» будущей профессиональной деятельностью по организации ИОС, мы воспользовались приемом измерения, связанным с формированием логических индексов. Для построения логического квадрата в анкету были включены три взаимодополняющих друг друга вопроса, направленных на выявление степени удовлетворенности будущей профессиональной деятельностью. Данные диагностики степени удовлетворенности студентов 2 курса специальности «Информатика» будущей профессиональной деятельностью по организации ИОС показали, что для многих студентов (45,5 %) характерно неопределенное отношение к такой деятельности, для 24,2 % испытуемых характерен показатель «Скорее неудовлетворен», 15,15 % показывают явное неудовлетворение. На наш взгляд, это можно объяснить как недостаточным уровнем мотивации и профессиональной направленности, так и недостаточным уровнем знаний о деятельности учителя информатики по развитию (совершенствованию) ИОС.

Полученные результаты подтвердили необходимость проведения специально организованной работы по формированию мотивационно-ценностного компонента компонента готовности будущих учителей информатики к развитию ИОС школы.

Особое внимание в процессе данной работы было уделено формированию у студентов ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, понимания значимости создания информационной образовательной среды в образовательном учреждении, а также получению ими научно-обоснованного мировоззренческого представления об использовании информационных технологий в образовании.

На решение выше обозначенных задач был направлен авторский факультативный курс «Основы педагогической информатики». Целью курса являлось получение студентами комплексного научно-обоснованного мировоззренческого представления о педагогических и психологических основах применения информационных технологий в образовательном процессе и деятельности ОУ и перспективах их использования в образовании. При реализации содержания курса «Основы педагогической информатики» особое внимание уделялось использованию на лабораторно-практических занятиях проблемных заданий и кейсов, ставящих своей целью показать прикладную значимость роли учителя информатики в создании ИОС ОУ.

Формирование мотивационно-ценностного компонента готовности производилось с применением применение активных методов обучения, моделированием конкретных профессиональных ситуаций и т. п. Учитывая низкие показатели уровня профессиональной направленности студентов и степени их удовлетворенности будущей деятельностью по развитию ИОС, в процессе реализации курса «Основы педагогической информатики» в каждом рассматриваемом проблемном задании был сделан акцент на одну из ведущих ролей учителя информатики в работе по информатизации ОУ и созданию информационной образовательной среды школы.

Повторная диагностика уровня профессиональной направленности студентов показала повышение показателей УПН. Позитивная динамика была зафиксирована и при повторном проведении методики логического квадрата. Так, у 15 % испытуемых стала наблюдаться максимальная удовлетворенность будущей деятельностью, ситуация «Скорее удовлетворен» стала свойственна 33,5 % студентов, 45,5 % студентов характеризуются средней удовлетворенностью будущей деятельностью, показатель низкой удовлетворенности характерен только для 6 % студентов.

Следовательно, можно утверждать, что разработанный нами курс «Основы педагогической информатики» оказывает положительное влияние на процесс формирования мотивацион-но-ценностного компонента готовности студентов к развитию ИОС.

Помимо информационно-образовательного наполнения системы подготовки будущих учителей информатики и формирования у них мотивации и личностной направленности на развитие ИОС современной школы, в качестве важного направления мы выделяем необходимость участия студентов в деятельности по совершенствованию ИОС вуза. Это определило второе направление работы по формированию мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей информатики к развитию ИОС современной школы - подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности с активным использованием возможностей профессионально ориентированной информационной образовательной среды вуза и их работой в этой среде.

Реализация содержания подготовки будущих учителей информатики к развитию ИОС школы внутри ИОС вуза направлена на обеспечение понимания студентами значимости и осознание необходимости информационной образовательной среды ОУ, что, в свою очередь, будет положительно влиять на успешность формирования у них мотивационно-ценностного компонента готовности к развитию ИОС.

С целью проверки организационно-педагогического условия о положительном влиянии на формирование мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей информатики к развитию ИОС школы использования возможностей профессионально ориентированной информационной образовательной среды вуза и организации участия студентов в деятельности по ее развитию, были внесены изменения в содержание и методику проведения курса «Основы педагогической информатики». Данное условие было введено в следующем учебном году в группе ПИ3, выступившей таким образом в качестве экспериментальной группы.

Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали следующий уровень сформированности профессиональной направленности студентов группы ПИ 3.

Таблица 1

Уровень профессиональной направленности студентов в группе ПИ 3 на констатирующем этапе эксперимента

Уровни профессиональной направленности Количество студентов % от общего количества

Низкий уровень 11 44%

Средний уровень 10 40%

Высокий уровень 4 16%

Оценка степени удовлетворенности студентов группы ПИ 3 будущей профессиональной деятельностью наглядно представлена на следующей диаграмме.

Рис. 1. Степень удовлетворенности студентов группы ПИ3 будущей профессиональной деятельностью

на констатирующем этапе эксперимента

Интерпретация результатов методики показала, что высокая степень удовлетворенности будущей деятельностью характерна для 4 % студентов, средний уровень удовлетворенности характерен для 52 %, показатели ниже среднего и низкой удовлетворенности характерны для 44 % испытуемых.

В соответствии с целями формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была расширена тематика семинаров курса за счет включения вопросов, посвященных рассмотрению и анализу информационной образовательной среды ГОУ ВПО СГПИ. В лабораторно-практические занятия были также включены такие формы заданий как создание электронных учебников, составление коллекций цифровых образовательных ресурсов и т. п.

Согласно результатам повторной диагностики студентов экспериментальной группы, было выявлено повышение показателя УПН у значительного количества испытуемых. Результаты диагностики представлены в следующей таблице.

Таблица 2

Уровень профессиональной направленности студентов в группе ПИ 3 на контрольном этапе эксперимента

Уровни профессиональной направленности Количество студентов % от общего количества

Низкий уровень 2 8%

Средний уровень 11 44%

Высокий уровень 12 48%

Результаты диагностики показателя УПН в группе ПИ 3 на контрольном этапе эксперимента отразили возросшую динамику развития уровня профессиональной направленности по сравнению с группой, выступающей в качестве контрольной, что визуально представлено на следующей диаграмме:

48%

40%

44%

44%

до после

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

до после

до после

до после

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 2. Соотнесение результатов диагностики уровня профессиональной направленности в контрольной и экспериментальной группах

Показатели удовлетворенности студентов экспериментальной группы будущей профессиональной деятельностью по развитию ИОС также оказались более высокими. Ни один из испытуемых не показал низкую степень удовлетворенности деятельности, средний уровень был продиагностирован у 20% студентов, у 80% студентов зафиксирован высокая и очень высокая степени удовлетворенности будущей деятельностью. Количество студентов экспериментальной группы, проявляющих высокую степень удовлетворенности профессиональной деятельностью, таким образом, увеличилось в 1.5 раза.

"Уровень мотивациоиного компонента готовности к созданию ИОС в группе Ш1 3 на контрольном этапе эксперимента

Рис. 3. Степень удовлетворенности студентов группы ПИ3 будущей профессиональной деятельностью

на контрольном этапе эксперимента

Сравнительные результаты эксперимента по формированию такого элемента мотиваци-онно-ценностного компонента готовности к развитию ИОС как удовлетворенность будущей профессиональной деятельностью представлены в следующей таблице.

Таблица 3

Сравнение удовлетворенности будущей профессиональной деятельностью в контрольной и экспериментальной группах

№ ситуации Группа ПИ 2 Группа ПИ 3

констатирующий контрольный констатирующий контрольный

этап этап этап этап

1 5 1 7

2 5 11 3 13

3 15 15 10 4

4 8 2 8 1

5 5 2

6 1

Таким образом, результаты проведенного среза после окончания изучения студентами курса «Основы педагогической информатики», обогащенного элементами работы с ИОС вуза, позволили отметить факт появления различий в распределении студентов по сформированности у них мотивационно-ценностного компонента готовности к развитию ИОС. Так, в экспериментальной группе после реализации вышеописанного организационно-педагогического условия, число студентов с высоким уровнем сформированности мотивационно-ценностного компонента в среднем увеличилось на 20% по сравнению с контрольной группой, в которой организационно-педагогическое условие нами не вводилось.

Мы не ставили перед собой задачи однозначно сформировать за короткий период времени высокую профессиональную направленность будущих учителей информатики на такой вид деятельности как развитие ИОС школы, нашей задачей было формирование осознания студентами своей роли в данной деятельности и создание предпосылок успешного овладения ими профессией.

Следовательно, можно говорить о том, что разработанная нами система подготовки будущих учителей информатики позволяет оптимизировать процесс формирования мотивацион-но-ценностного компонента их готовности к формированию ИОС современной школы.

Список литературы

Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2 - С. 82 - 86.

THE PECULIARITIES OF FORMING OF VALUE-MOTIVATIONAL COMPONENT OF READINESS OF FUTURE INFORMATICS TEACHERS TO THE DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CONTEMPORARY SCHOOL

V. V. Maliataki1 T. N. Razuvaeva2

1)Stavropol state pedagogical institute

2)Belgorod National Research University

This article details the peculiarities of forming of value-motivational component of readiness of future informatics teachers to the development of informational and educational environment of present-day school, the specificity of the influence of informational and educational environment of institutions of higher education on its development.

Keywords: informational and educational environment, readiness to the professional activity, informatics teacher, motivation for the activity.

e-mail:

maliataki@ya.ru razuvaeva@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.