Научная статья на тему 'Особенности формирования международных стратегий малых и средних предприятий'

Особенности формирования международных стратегий малых и средних предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ СЕКТОРА МСП / СТРАТЕГИИ РАБОТЫ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / STRATEGIES ON FOREIGN MARKET / FACTORS OF EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT / SMES / SWOT-ANALYZE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко Г. Ф., Лабутина Е. И.

В статье изложены основные вопросы формирования стратегии субъектами сектора малых и средних предприятий (МСП) при работе на внешних рынках. Основное внимание уделено определению конкретных факторов внешней и внутренней среды для построения матрицы SWOT-анализа для предприятий сектора МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SMES INTERNATIONAL STRATEGIES

The paper deals with the main SMEs strategies on foreign market. Basic attention is spared the questions of identifying the specific factors of external and internal environment for SMEs and constructing SWOT-analyze's matrix.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования международных стратегий малых и средних предприятий»

Литература

1. N^lke M. Kreativh#schniken. 5. Auflage. Freiburg, Haufe, 2007

2. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер, 1997.

Остапенко Г.Ф.1, Лабутина Е.И.2

'Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмента и маркетинга» Пермского национального исследовательского политехнического университета; Соискатель, ассистент кафедры «Менеджмента и маркетинга» Пермского

национального исследовательского политехнического университета

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЙ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье изложены основные вопросы формирования стратегии субъектами сектора малых и средних предприятий (МСП) при работе на внешних рынках. Основное внимание уделено определению конкретных факторов внешней и внутренней среды для построения матрицы SWOT-анализа для предприятий сектора МСП.

Ключевые слова: предприятия сектора МСП, стратегии работы на внешнем рынке, факторы внешней и внутренней среды предприятия, SWOT-анализ.

Ostapenko G.F.1, Labutina E.I.2

'PhD in Economics; ^Postgraduate student, Perm National Research engineering university FORMATION OF SMES INTERNATIONAL STRATEGIES

Abstract

The paper deals with the main SMEs strategies on foreign market. Basic attention is spared the questions of identifying the specific factors of external and internal environment for SMEs and constructing SWOT-analyze 's matrix.

Keywords: SMEs, strategies on foreign market, factors of external and internal environment, SWOT-analyze.

В настоящее время во всем мире растет роль экспортоориентированных экономик. В структуре экономик развитых и развивающихся стран увеличивается доля малых и средних предприятий, ориентированных на выпуск качественной и конкурентоспособной продукции, на создание интеллектуального потенциала. Разработка международной стратегии предприятийсектора МСП на внешние рынки является необходимым условием успеха современного предприятия в условиях жесткой международной конкуренции [1].

Объектом большинства научных разработок в области международного стратегического управления являются крупные корпорации или предприятия отдельных отраслей. Практически не рассмотрены вопросы формирования международной стратегии субъектами сектора МСП, которые сталкиваются с большими проблемами в области стратегического планирования (на первом плане находятся не долгосрочные стратегии, а сиюминутная выгода).

В зависимости от доли рынка фирмы выделяют стратегию лидера, претендента на лидерство, последователя и специалиста. Лидер (доля на рынке — 40 %) использует стратегию интенсивного роста (поиск новых потребителей, увеличение частоты потребления товара), оборонительную стратегию (создание барьеров; разработка последовательных инноваций и технологических совершенствований; интенсивный сбыт и политика, товарные дополнения и подкрепления; уход с ослабленных сегментов рынка при усилении перспективных), наступательную стратегию (увеличение доли рынка за счет эффекта опыта), стратегию демаркетинга (сокращение доли рынка для избегания антимонопольных мер). Претендент на лидерство (доля — 30 %) использует против лидера или все средства без исследования слабых сторон по всем направлениям, или ведет борьбу на слабой стратегической линии. Последователь идет за лидерами (установление цен, сбыт, сегментация рынка, НИОКР, преимущества малых предприятий). Специалист действует в одном или нескольких сегментах.

Для предприятий сектора МСП авторы рекомендуют применять стратегию нишевой специализации, стратегию последователя, оптимального роста (освоение мелкомасштабных и специализированных рынков), участие в продукте крупных компаний.

Анализ рекомендаций и опыта стратегического планирования инновационных предприятий сектора МСП на внешних рынках показал, что ими реализуются несколько ключевых стратегий:

1. уход в нишу уникальной продукции (для компаний, которые могут создать не имеющий аналогов продукт);

2. выпуск качественной продукции с уникальным дизайном;

3. встраивание в цепочки: изготовление полуфабрикатов, комплектующих, узлов, предлагая приемлемое соотношение "цена - качество";

4. превращение российской компании в дочернюю структуру иностранной фирмы;

5. экспорт продукции в развивающиеся страны (предложение с приемлемым соотношением цена - качество);

6. сервис [2].

В качестве инструментов для разработки стратегии компаний сектора МСП на внешний рынок рекомендуется использовать метод экспертных оценок, матричные методы, отраслевой анализ и SWOT- анализ.

Для построения SWOT-анализа авторы предлагают выделить значимые факторы отдельно для производственных предприятий, предприятий сферы услуг и торговых предприятий сектора МСП (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация факторов внутренней и внешней среды производственного предприятия, торгового предприятия

и предприятия сферы услуг сектора МСП

Производственное предприятие сектора МСП

Признак классификации Виды факторов Содержание фактора

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

1. Финансовые ресурсы Собственные Заемные Уровень собственных средств. Уровень заемных средств.

2.Производственный потенциал Производственно- технический Программное обеспечение. Прогрессивное оборудование. Модульная автоматизированная технология. Уровень автоматизации производства и управления.

3. Конструкторский потенциал Профессиональные Конструкторские разработки. Усовершенствованные технологические процессы изготовления деталей. Исследования и разработки.

45

4. Кадровые ресурсы Профессиональные Социальные Уровень квалификации кадров. Уровень образованности работников. Безопасность охрана труда. Условия труда и отдыха.

5. Информационные ресурсы Глобальные Производственные Современная информационная сеть страны. Программное обеспечение. Уровень технологических процессов. Информационная база данных конструкторских разработок.

6. Система качества продукции Технические Качественные Экологические ГОСТ, ОСТ, СНИПы. Оперативность решения технических вопросов. Уровень качества закупаемого материала и комплектующих. Сертификат соответствия стандарту ISO 9001. Условия эксплуатации и обслуживания. Безотказность оборудования. Система экологического менеджмента качества. Уровень экологической эффективности.

7. Временные ресурсы Стратегические Тактические Уровень опережения конкурентов. Своевременность проникновения на рынок. График ремонта оборудования.

8. Маркетинговые факторы Ключевые Специфические Психологические Экономические Сроки поставки. Достаточность маркетинговой информации о внешних рынках. Условия эксплуатации, безотказность оборудования. Уровень взаимоотношения партнеров. Лояльность. Доступ к ресурсам. Объем затрат.

9. Факторы, влияющие на инновационную деятельность Интеллектуальный потенциал Финансовые ресурсы Правовые аспекты Степень глубины переработки первичного сырья. Инновации по отношению к основным средствам. Инновации по отношению к оборотным средствам. Наукоемкость производства и наличие исследовательских опытно-конструкторских подразделений и эксперименты производств. Взаимосвязь с научно-исследовательскими организациями. Уровень квалификации работников. Возможности финансирования НИОКР. Уровень получаемой добавленной стоимости. Возможности по защите интеллектуальной собственности.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Г осударственное регулирование Налоговое Валютное Политическое Таможенное Экономическое Налоговая система. Валютное регулирование и контроль. Стабильность политической ситуации в стране. Законодательная система в стране. Стратегия обеспечения экономической безопасности страны. Таможенное регулирование. Уровень рыночных отношений в стране. Экономическая политика, ориентированная на экспорт. Инфраструктура поддержки малого бизнеса. Научная инфраструктура.

2. Конкуренция Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия.

3. Природные ресурсы Природно-географические Экологические Экономически выгодное географическое положение страны. Уровень экологической безопасности.

46

4. Социальноэкономические и культурные факторы Показатели экономического роста страны. Потребности крупных предприятий в инновационных решениях. Возможности трансфера инновационных разработок. Наличие квалифицированных специалистов в стране. Возможности поиска венчурного финансирования. Кросс-культурные различия.

Торговое предприятие сектора МСП

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

1. Финансовые ресурсы Собственные Уровень собственных средств.

Заемные Уровень заемных средств.

2.Торговый потенциал Для торговой компании Дополнительные свойства Ассортимент. Оборачиваемость товара. Дополнительные производства. Ценовая политика. Взаимоотношения с поставщиками.

для ритейла Расположение магазинов. Мерчандайзинг. Эффективное использование торговых площадей.

3. Кадровые ресурсы Профессиональные Уровень квалификации кадров. Уровень образованности работников.

Социальные Безопасность охрана труда. Условия труда и отдыха.

4. Информационные Глобальные Современная информационная сеть страны.

ресурсы Программное обеспечение.

Внутренние Уровень прогрессивных технологических процессов.

5. Временные ресурсы Стратегические Уровень опережения конкурентов.

Тактические Своевременность проникновения на рынок.

6. Маркетинговые Ключевые Сроки поставки.

факторы Достаточность маркетинговой информации о внешних рынках. Сила бренда. Сила торговых марок (в т.ч. собственных).

Специфические Система стимулирования сбыта. Уровень взаимоотношения партнеров. Лояльность.

Психологические Экономические Доступ к ресурсам, объем продаж. Объем затрат.

7. Факторы, влияющие на Инновации по отношению к основным средствам.

инновационную Инновации по отношению к оборотным средствам.

деятельность Организация торговли. Организация методов планирования и учета. Организация торговых площадей, оборудования, технических средств. Новизна программных продуктов, информационных систем и технологий. Наличие автоматизированной системы управления. Взаимосвязь с научно-исследовательскими организациями. Уровень квалификации работников. Возможности финансирования. Уровень получаемой

Интеллектуальный потенциал Финансовые ресурсы добавленной стоимости.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Г осударственное Налоговое Налоговая система.

регулирование Валютное Валютное регулирование и контроль

Политическое Стабильность политической ситуации в стране. Законодательная система в стране. Стратегия обеспечения экономической безопасности страны. Таможенное регулирование.

Таможенное Уровень рыночных отношений в стране.

Экономическое Инфраструктура поддержки малого бизнеса. Научная инфраструктура.

47

2. Конкуренция Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия.

3. Социальноэкономические и культурные факторы Население страны, половозрастная структура, демографические характеристики; структура общества, удельный вес отдельных социальных слоев, душевой доход; уровень оплаты труда, показатели экономического роста страны; перечень главных экономических проблем в стране (инфляция, безработица); отношение людей к качеству жизни; ценности потребителей; стандарты потребления. Возможности трансфера инновационных разработок. Наличие квалифицированных специалистов в стране. Возможности поиска венчурного финансирования. Кросс-культурные различия.

Предприятие сферы услуг сектора МСП

Признак классификации Виды факторов Содержание фактора

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

1. Финансовые ресурсы Собственные Заемные Уровень собственных средств. Уровень заемных средств.

2. Процесс оказания услуг Репутация предприятия. Стандарты процесса оказания услуг. Ошибки в операциях обслуживания. Дисциплина персонала. Оперативность оказания услуг. Помощь в решении проблем клиентов. Реализация обратной связи с потребителем. Атмосфера взаимодействия сотрудников с клиентами. Скорость обслуживания клиентов.

3. Материальные факторы Техническая оснащенность. Информационные материалы. Фирменная одежда. Интерьер.

4. Кадровые ресурсы Профессиональные Социальные Уровень квалификации кадров. Уровень образованности работников. Безопасность охрана труда. Условия труда и отдыха.

5. Информационные ресурсы Глобальные Производственные Современная информационная сеть страны. Программное обеспечение. Уровень прогрессивных технологических процессов.

6. Временные ресурсы Стратегические Тактические Уровень опережения конкурентов. Своевременность проникновения на рынок.

7. Маркетинговые факторы Ключевые Специфические Психологические Экономические Сроки поставки. Достаточность маркетинговой информации о внешних рынках. Ориентация обслуживания на индивидуальные запросы клиента. Уровень взаимоотношения партнеров. Лояльность. Доступ к ресурсам, объем продаж. Объем затрат.

7. Факторы, влияющие на инновационную деятельность Интеллектуальный потенциал Финансовые ресурсы Наличие новых услуг. Наличие новых методов и процессов предоставления услуг. Взаимосвязь с научно-исследовательскими организациями. Уровень квалификации работников. Возможности финансирования. Уровень получаемой добавленной стоимости.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

48

1. Г осударственное регулирование Налоговое Валютное Политическое Таможенное Налоговая система. Валютное регулирование и контроль Стабильность политической ситуации в стране. Законодательная система в стране. Стратегия обеспечения экономической безопасности страны. Таможенное регулирование. Уровень рыночных отношений в стране. Инфраструктура поддержки малого бизнеса. Научная инфраструктура.

2. Конкуренция Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия.

3. Социальноэкономические и культурные факторы Население страны, половозрастная структура, демографические характеристики; структура общества, удельный вес отдельных социальных слоев, душевой доход; уровень оплаты труда, показатели экономического роста страны; перечень главных экономических проблем в стране (инфляция, безработица); отношение людей к качеству жизни; ценности потребителей; стандарты потребления. Возможности трансфера инновационных разработок. Наличие квалифицированных специалистов в стране. Возможности поиска венчурного финансирования. Кросс-культурные различия.

Таким образом, при построении матрицы SWOT-анализа необходимо учитывать индивидуальные факторы для каждой группы предприятий сектора МСП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье рассмотрены вопросы формирования стратегии субъектами сектора МСП при работе на внешних рынках.

Анализ опыта стратегического планирования предприятий сектора МСП показал, что эффективными являются следующие ключевые стратегии: уход в нишу уникальной продукции; выпуск качественной продукции с гибким ассортиментом; встраивание в цепочки; превращение в дочернюю структуру иностранной фирмы; экспорт продукции в развивающиеся страны; сервис.

При построении матрицы SWOT-анализа необходимо учитывать индивидуальные факторы для каждой группы предприятий сектора МСП. Данное условие позволит избежать ошибок в стратегическом планировании, которые возможны при использовании стандартизированной матрицы SWOT-анализа.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Г.Ф. Остапенко. А.Н. Мухаметшин. Программа выхода малых и средних предприятий Пермского края на международный рынок // Казанская наука. 2010. № 3. С.122-128.

2. И. Липсиц. В преддверии китайской экспансии // Harvard Business Review. - М.: ЗАО "Алмаз-Пресс". 2011. № 5. С.44-53.

3. Chen, L. H. Innovative Entry Strategy Makes You Go Further. Lap

Lambert Academic, 2011. ISBN 978-3-8443-0631-6

4. Root, Fr. Entry Strategies For International Markets. Jossey Bass, 2008. ISBN 0-7879-4571-4

5. Labutina, E. Ostapenko, G. Methods of entry and development strategies of SME on foreign market. Paper presented at the conference Innovation management and company sustainability, Vysoka skola ekonomicka v Praze, 2013, May. ISBN 978-80-245-1942-5

Махдиева Ю.М.

к-т экон. наук, доцент, Дагестанский государственный университет РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Рассмотрено современное состояние страхования жизни в России, дана сравнительная характеристика развития страхования жизни и других секторов страхового рынка. Выявлены ключевые проблемы и тенденции развития рынка страхования жизни. Определены перспективы и направления развития страхования жизни в России.

Ключевые слова: страхование жизни, рынок, развитие, проблемы, перспективы.

Makhdieva Y.M.

Associate Professor, Dagestani State University DEVELOPMENT OF LIFE INSURANCE IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract

The current state of life insurance in Russia, the comparative characteristic of the development of life insurance and other sectors of the insurance market. Identified the key problems and trends in the life insurance market. The prospects and directions of development of life insurance in Russia.

Keywords: life insurance, market, development, problems, prospects.

Жизнь современного человека подвергнута большому количеству рисков, поэтому страхование жизни является прекрасным способом обезопасить себя от возникновения финансовых трудностей при наступлении неожиданных ситуаций. Страхование жизни является не только материальной поддержкой в случае непредвиденных обстоятельств, но и способом накопить внушительную сумму денег к определенному событию. Пенсионные фонды в отличие от страховых компаний не предоставляют одновременно с услугой накопления средств страхования на случай смерти или утраты постоянной трудоспособности. В результате российские граждане не могут пользоваться преимуществами гарантированных сбережений, не могут рассчитывать на достойные пенсии, качественное медицинское обслуживание, испытывают страх за судьбу иждивенцев. [3, с. 363]

За последние 4 года страхование жизни в России продемонстрировало в целом положительную динамику развития (см. рис.). Современный этап развития страховых отношений в данном сегменте можно назвать этапом возрождения классического страхования жизни. Ранее (вплоть до 2006 года) данный сектор рынка характеризовался наличием достаточно большого количества сделок (так называемых «зарплатных» или серых схем), которые не имели ничего общего с реальным страхованием жизни.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.