Научная статья на тему 'Особенности формирования механизма управления затратами в рамках стратегического развития на предприятиях электроэнергетики'

Особенности формирования механизма управления затратами в рамках стратегического развития на предприятиях электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / БЕНЧМАРКИНГ / КОНКУРЕНЦИЯ / ELECTRICITY INDUSTRY / COST MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / COST MANAGEMENT MECHANISM / METHOD OF COST MANAGEMENT / BENCHMARKING / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Наталья Вячеславовна

Необходимость развития конкурентных отношений, повышение клиентоориентированности предприятий электроэнергетики в рамках приоритетных направлений долгосрочного развития данной отрасли экономики России обуславливает важность оптимизации процесса управления затратами на производство и распределение электроэнергии. Для современного этапа развития электроэнергетики России характерно обеспечение динамичного развития данной отрасли, способной удовлетворить растущие потребности потребителей экономически эффективным образом, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Реализация обозначенных задач обусловлена применением наиболее эффективных механизмов использования природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения. На основе проведённого анализа состояния и тенденций развития электроэнергетики России в статье исследуются основные элементы и раскрываются особенности формирования механизма управления затратами для предприятий электроэнергетического сектора. Механизм управления затратами представляет собой определённый порядок выработки необходимых управленческих решений, а также предусматривает разработку методологического аппарата, формирование информационной базы данных, определение и оценку направлений снижения затрат. Базовым условием формирования такого механизма выступает необходимость его стратегической ориентированности, то есть управление затратами с учётом приоритетов и задач стратегического развития предприятий электроэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусева Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of cost management mechanism in the strategic development of the electricity industry

The necessity of the development of competitive relations, the increase of customer focus of electric utilities under long-term development priorities of the Russian sector of the economy causes the importance of optimizing of the process of the cost management of production and distribution of electricity. The ensuring of development of this industry, which is able to satisfy the growing needs of consumers with cost-effective manner’s help, is one of the main characteristics of the modern stage of the development of Russian electricity industry. Implementation of the defined tasks is caused by using the most efficient mechanisms of using the natural resources and the potential of the energy sector for the growth of the economic and improving quality of life. Based on the analysis of status and trends of Russian electricity industry, the article studies the basic elements and reveals aspects of mechanism of cost management for the electricity sector enterprises. The cost management mechanism is a certain order of the development of the necessary administrative decisions, and also provides for the development of methodological apparatus, the formation of an information database, identifying and evaluating ways of reducing the costs. The basic condition for the formation of such a mechanism is the need for its strategic orientation, that is, the cost management with accounting of the priorities and objectives of the strategic development of electric utilities.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования механизма управления затратами в рамках стратегического развития на предприятиях электроэнергетики»

УДК 338.51

Гусева Наталья Вячеславовна

Филиал ФГБОУ ВПО Самарского государственного технического университета

Россия, Сызрань Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Особенности формирования механизма управления затратами в рамках стратегического развития на предприятиях электроэнергетики

Аннотация: Необходимость развития конкурентных отношений, повышение

клиентоориентированности предприятий электроэнергетики в рамках приоритетных направлений долгосрочного развития данной отрасли экономики России обуславливает важность оптимизации процесса управления затратами на производство и распределение электроэнергии. Для современного этапа развития электроэнергетики России характерно обеспечение динамичного развития данной отрасли, способной удовлетворить растущие потребности потребителей экономически эффективным образом, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Реализация обозначенных задач обусловлена применением наиболее эффективных механизмов использования природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения.

На основе проведённого анализа состояния и тенденций развития электроэнергетики России в статье исследуются основные элементы и раскрываются особенности формирования механизма управления затратами для предприятий электроэнергетического сектора. Механизм управления затратами представляет собой определённый порядок выработки необходимых управленческих решений, а также предусматривает разработку методологического аппарата, формирование информационной базы данных, определение и оценку направлений снижения затрат. Базовым условием формирования такого механизма выступает необходимость его стратегической ориентированности, то есть управление затратами с учётом приоритетов и задач стратегического развития предприятий электроэнергетики.

Ключевые слова: Электроэнергетика; управление затратами; стратегическое

управление; механизм управления затратами; метод управления затратами; бенчмаркинг; конкуренция.

Идентификационный номер статьи в журнале 147БУЫ613

Natalia Guseva

The Syzran branch of Samara State Technical University

Russia, Syzran E-Mail: [email protected]

Some aspects of cost management mechanism in the strategic development of the electricity industry

Abstract: The necessity of the development of competitive relations, the increase of customer focus of electric utilities under long-term development priorities of the Russian sector of the economy causes the importance of optimizing of the process of the cost management of production and distribution of electricity. The ensuring of development of this industry, which is able to satisfy the growing needs of consumers with cost-effective manner’s help, is one of the main characteristics of the modern stage of the development of Russian electricity industry. Implementation of the defined tasks is caused by using the most efficient mechanisms of using the natural resources and the potential of the energy sector for the growth of the economic and improving quality of life. Based on the analysis of status and trends of Russian electricity industry, the article studies the basic elements and reveals aspects of mechanism of cost management for the electricity sector enterprises. The cost management mechanism is a certain order of the development of the necessary administrative decisions, and also provides for the development of methodological apparatus, the formation of an information database, identifying and evaluating ways of reducing the costs. The basic condition for the formation of such a mechanism is the need for its strategic orientation, that is, the cost management with accounting of the priorities and objectives of the strategic development of electric utilities.

Keywords: Electricity industry; cost management; strategic management; cost management mechanism; method of cost management; benchmarking; competition.

Identification number of article 147EVN613

Электроэнергетика - важнейший сектор экономики России, отрасль с высоким научным, техническим и экономическим потенциалом. Развитие электроэнергетики России во многом зависит и от реализации задачи эффективного обеспечения устойчивого энергоснабжения потребителей в условиях ежегодного роста потребления электроэнергии. В соответствие с электробалансом России за последние три года наблюдается ежегодное увеличение потребления электроэнергии по всем группам потребителей (табл. 1), при этом объём потребления превысил уровень докризисного периода. Следует отметить, что растет удельный вес населения в потреблении электроэнергии, тогда как удельный вес наиболее энергоёмких отраслей промышленности в целом за пятилетний период снизился несмотря на рост потребления в абсолютном измерении.

Таблица 1

Динамика потребления электроэнергии в России за 2007-2011гг. [1, 2]

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011

млрд. кВт-ч % млрд. кВт-ч % млрд. кВт-ч % млрд. кВт-ч % млрд. кВт-ч %

Потреблено электроэнергии -всего 1002,5 100 1022,8 100 977,2 100 1020,6 100 1041,1 100

в том числе: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 558,2 55,7 570,0 55,7 533,2 54,6 554,4 54,3 567,9 54,5

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (производственные нужды) 16,2 1,6 15,5 1,5 16,6 1,7 15,9 1,6 15,5 1,5

строительство 11,5 1,1 12,1 1,2 10,6 1,1 10,7 1,0 11,8 1,1

транспорт и связь 86,6 8,6 86,7 8,5 84,0 8,6 88,4 8,7 90,4 8,7

другие виды экономической деятельности 109,2 10,9 112,2 11,0 110,7 11,3 119,2 11,7 119,6 11,5

население 115,9 11,6 117,1 11,4 121,1 12,4 127,1 12,5 130,9 12,6

потери в электросетях 104,9 10,5 109,2 10,7 101,0 10,3 104,9 10,3 105,0 10,1

Учитывая тенденции потребления электроэнергии и приоритетные задачи, стоящие перед отраслью, большое значение приобретают состояние и обновление генерирующего и сетевого оборудования. Бесперебойное снабжение электроэнергией, безаварийная работа электростанций и передающих сетей является гарантом стабильной работы промышленных предприятий, являющихся основными потребителями электроэнергии. Анализ состояние основных фондов предприятий данного сектора (табл. 2) позволяет сделать вывод о том, что за период с 2007-2011гг. наблюдается значительный рост коэффициента обновления основных фондов с 7,4% до 12,7%, снижается степень износа. В тоже время тревожной

тенденцией является увеличение доли полностью изношенных основных фондов в общем объёме основных фондов данного сектора экономики.

Таблица 2

Анализ состояния основных фондов в организациях по производству и распределению

электроэнергии, газа и воды за 2007-2011гг [2]

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011

Коэффициент обновления основных фондов (по полной учётной стоимости в процентах) 7,4 8,3 7,9 8,9 12,7

Степень износа основных фондов (на конец года, в процентах) 45,5 40,1 41,7 42,0 41,9

Удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объёме основных фондов организаций (на конец года, по полной учетной стоимости, в процентах) 14,9 12,7 13,9 14,9 15,8

В современных условиях, когда огромное значение придаётся созданию и освоению принципиально новых технологий, количество предприятий, осуществляющих инвестиции в данном направлении остаётся на низком уровне. По данным выборочных обследований инвестиционной активности организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды основными целями инвестирования в основной капитал являются:

• замена изношенной техники и оборудования;

• автоматизация или механизация существующего производственного процесса;

• снижение себестоимости продукции;

• охрана окружающей среды, экономия энергоресурсов.

Внедрение новых производственных технологий в 2011 году в качестве цели инвестирования указали только 39% исследованных предприятий (против 46% в 2005 году). К числу факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность предприятий, следует отнести, главным образом, недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, высокий уровень инвестиционного риска и неопределённость экономической ситуации в стране в целом[2].

В силу того, что основную долю в структуре производства электроэнергии занимают тепловые электростанции, ещё одним фактором, ограничивающим рост конкурентоспособности предприятий электроэнергетического сектора, является увеличение цен и тарифов на топливо для производства электроэнергии. Более того, анализ динамики цен за 2007-2011гг. (табл. 3) свидетельствует о том, что цены на топливно-энергетические ресурсы растут более высокими темпами (за исключением отклонений в 2008-2009гг.), чем цены на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей.

Таблица 3

Индексы цен производителей на отдельные виды промышленных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) [1, 2]

Виды промышленных товаров 2007 2008 2009 2010 2011

Электроэнергия, отпущенная различным категориям потребителей 114,1 117,5 117,3 115,3 103,5

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых: Уголь 116,4 136,0 89,3 127,0 132,5

Нефть 166,1 46,1 199,3 114,7 129,1

Газ горючий природный (газ естественный) 114,4 123,1 96,0 114,4 127,0

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года («Стратегия - 2020») отмечается, что электроэнергетике необходим новый план развития и новая система регулирования, включающие развитие конкурентных отношений, повышение клиентоориентированности компаний, развитие современных и удобных для потребителей методов обслуживания, переход на долгосрочные методы управления, окончательная либерализация оптового рынка. В соответствии с этими приоритетными направлениями развития электроэнергетического сектора становится очевидным, что перед энергетическими предприятиями наряду с другими задачами все более остро встаёт вопрос эффективного управления затратами. Кроме того, осуществляется сдвиг управления в сторону стратегической ориентации, направленной на достижение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе[3].

Стратегия управления затратами, как элемент общей стратегии предприятия, на предприятиях электроэнергетического сектора должна обеспечивать наиболее экономичное использование ресурсов через формирование и реализацию организационно-экономического механизма. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость организации производства таким образом, чтобы фактически обеспечить приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения с учётом задач стратегического развития предприятия.

Исследования в области управления затратами проводились как зарубежными так и российскими учёными, к числу которых следует отнести: Баканов М.И., Вахрушину М.А., Данилочкину Н.Г., Друри К., Ивашкевича В.Б., Форстера Дж., Шеремета А.Д., Шима Дж. и др. Юрченко Т. и Воронцова Ю. понятие «управление затратами» определяют следующим образом: «целенаправленное воздействие на общую величину затрат или на отдельные её составляющие, определяемое заданной целью» [5, с.107]. Сущность процесса управления затратами будет сводиться к тому, чтобы найти оптимум между всеми видами затрат, каждым из их элементов и получаемым результатом деятельности предприятия.

В условиях быстро развивающегося рынка на изменение затрат предприятия оказывают влияние как внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта, так и внутренние факторы, непосредственно связанные с деятельностью хозяйствующего субъекта. При отсутствии комплексной работы по управлению затратами предприятия в полной мере предусмотреть последствия влияния множества факторов весьма затруднительно. Тогда как разработка и внедрение системы управления затратами позволит контролировать затраты, своевременно влиять на их изменения, ограждать от влияния негативных факторов. Успешная деятельность предприятия напрямую связана с необходимостью создания эффективной системы управления затратами, в рамках которой управление затратами базируется на общей

стратегии развития предприятия. С этих позиций следует подходить и к созданию на предприятии механизма управления затратами.

Механизм управления затратами представляет собой систему основных элементов, обеспечивающих процесс разработки и реализации управленческих решений в области формирования затрат и их влияния на прибыль и конкурентоспособность предприятия[4]. Механизм управления затратами должен включать не только последовательность шагов по выработке необходимых управленческих решений, но и предусматривает разработку методологического аппарата, формирование информационной базы данных, разработку и оценку направлений снижения затрат. Важное значение при разработке механизма управления затратами имеет отраслевая принадлежность предприятия и условия функционирования конкретного предприятия, что позволит в большей мере учесть особенности управления затратами данного хозяйствующего субъекта.

Основными компонентами механизма управления затратами являются принципы управления, структура, функции и методическое обеспечение механизма.

Принципы построения механизма управления затратами определяют ключевые положения, правила формирования затрат. Для предприятий электроэнергетического сектора в процессе управления затратами целесообразно придерживаться соблюдению следующих принципов:

• гибкость механизма управления затратами;

• целевая совместимость интересов государственного регулирования и рыночных

агентов;

• взаимосвязь стратегического и оперативного управления затратами;

• информационная обеспеченность.

Структура механизма управления затратами отражает базовые взаимосвязи субъекта и объекта управления. Субъектами управления являются предприятия электроэнергетического сектора. В качестве объектов управления выступают затраты, осуществляемые предприятиями в процессе производства и передачи электроэнергии потребителям, а также методы и способы формирования и регулирования затрат в местах их возникновения и вследствие ведения производственно-коммерческой деятельности предприятий в целом.

Функции механизма управления затратами отражают его основное назначение и обусловлены степенью и характером воздействия на финансово-экономические результаты деятельности предприятий посредством принятия управленческих решений. Применительно к электроэнергетическим предприятиям механизм управления затратами выполняет следующие функции: планирование и организация процесса управления затратами; мотивация персонала подразделений предприятия на повышение заинтересованности в снижении затрат; анализ и контроль формирования затрат и достижения целей предприятия; формирование и поддержание информационной базы.

Методическое обеспечение включает совокупность методов и процедур управления затратами. Экономическая наука предлагает большое количество разнообразных методов управления затратами, каждый из которых обладает как достоинствами так и недостатками, имеют свои ограничения и условия применения. Для предприятий электроэнергетического комплекса к числу приоритетных методов, следует отнести метод бенчмаркинга, выделенный в «Стратегии - 2020» в связи с необходимостью развития конкуренции и изменением правил формирования инвестиционных программ.

Маслов Д.В. и Белокоровин Э.А. отмечают два важных момента, отражающих сущность бенчмаркинга — это, «во-первых, сравнение своих показателей с показателями других организаций: конкурентами и организациями-лидерами, и, во-вторых, изучение и применение успешного опыта других у себя в организации»[6]. Из данного определения следует, что основными этапами бенчмаркинга являются:

1. сбор и обработка информации;

2. реализация изменений, необходимых для достижения и сохранения состояния эталонного образца.

В результате бенчмаркинг является надежным методом усовершенствования бизнес-процессов, достижения высокой эффективности деятельности предприятия, повышения конкурентоспособности посредством изучения деятельности других предприятий.

Необходимым элементом реализации концепции бенчмаркинга, а так же и механизма управления затратами в целом, является своевременное, полное обеспечение достоверными информационными ресурсами, реализуемое посредством формирования эффективной информационной системы предприятия, применения современного программного обеспечения.

В заключении следует отметить, что механизм управления затратами на предприятиях электроэнергетики должен охватывать совокупность элементов, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений относительно формирования затрат предприятия с учётом отраслевых особенностей и условий функционирования конкретного предприятия при условии ориентации на достижение целей его стратегического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Промышленность России. 2010: Стат.сб./ Росстат - М., 2010. - 453 c. - ISBN 9785-89476-301-9

2. Промышленность России. 2012: Стат.сб./Росстат - М., 2012. - 445 c. - ISBN 9785-89476-343-9

3. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf

4. Корнеева Н.В. Механизм управления затратами как структурированная система. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://biznes-planirovanie.ru/mehanizm_ upravleniia_zatratami_kak_strukturirovannaia_sistema.html

5. Юрченко Т., Воронцова Ю. Управление текущими затратами в промышленной организации //Маркетинг. - 2006. - №4(89). - с.107-116

6. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А. Бенчмаркинг — выгодно ли учиться у других? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/controlling/ benchmarking.shtml

7. Великая Е.Г. Затратообразующие факторы в механизме управления затратами // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №1. - С .143-149

8. Николич М., Николич Б., Вуконянски Е. Количественный подход в

бенчмаркинге [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.cfin.ru/management/controlling/ quantitative.shtml

9. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management / Е.Ю. Духонин [и др.]; под ред. Г.В.Генса. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 269 с. ISBN 5-9614-0201-0.

10. Шанк Д.К., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. - СПб.: Бизнес Микро, 1999. -288 с. ISBN 5-93594-001-9

Рецензент: Кожевникова Светлана Александровна, к.э.н., доц. кафедры экономики и управления, зам. директора по научно-исследовательской работе и дополнительному

образованию Сызранского филиала ФГБОУ ВПО Самарского государственного экономического университета.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.

Promyshlennost' Rossii. 2010: Stat.sb./ Rosstat - M., 2010. - 453 c. - ISBN 978-589476-301-9

Promyshlennost' Rossii. 2012: Stat.sb./Rosstat - M., 2012. - 445 c. - ISBN 978-589476-343-9

Itogovyj doklad o rezul'tatah jekspertnoj raboty po aktual'nym problemam social'no-jekonomicheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda «Strategija-2020: Novaja model' rosta - novaja social'naja politika». [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf

Korneeva N.V. Mehanizm upravlenija zatratami kak strukturirovannaja sistema. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://biznes-planirovanie.ru/mehanizm_

upravleniia_zatratami_kak_strukturirovannaia_sistema.html

Jurchenko T., Voroncova Ju. Upravlenie tekushhimi zatratami v promyshlennoj organizacii //Marketing. - 2006. - №4(89). - s.107-116

Maslov D.V., Belokorovin Je.A. Benchmarking — vygodno li uchit'sja u drugih? [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.cfin.ru/management/controlling/ benchmarking.shtml

Velikaja E.G. Zatratoobrazujushhie faktory v mehanizme upravlenija zatratami // Audit i finansovyj analiz. - 2007. - №1. - S.143-149

Nikolich M., Nikolich B., Vukonjanski E. Kolichestvennyj podhod v benchmarkinge [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.cfin.ru/management/controlling/ quantitative.shtml

Upravlenie jeffektivnost'ju biznesa. Koncepcija Business Performance Management / E.Ju.Duhonin [i dr.]; pod red. G.V.Gensa. — M.: Al'pina Biznes Buks, 2005. - 269 s. ISBN 5-9614-0201-0.

Shank D.K., Govindaradzhan V. Strategicheskoe upravlenie zatratami. - SPb.: Biznes Mikro, 1999. -288 s. ISBN 5-93594-001-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.