Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабельник Мария Александровна

В статье поднимается актуальный вопрос о необходимости формировании медиаобразовательной среды школы в условиях цифровизации образования в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Дается обзорное определение понятиям «образовательная среда», «медиобразование» и «медиаобразовательная среда». Научной новизной статьи является рассмотрение новых подходов к развитию образовательной среды общеобразовательной школы. Предлагается модель медиаобразовательной среды и основные условия для ее формирования: организационно-педагогические, материально-технические, кадровые, финансовые и др., в том числе сетевое взаимодействие, возможности формирования медиаобразовательной среды с использованием ресурсного обеспечения «Точек Роста» - центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в сельских школах, реализуемых в рамках федерального проекта «Современная школа». Приводится положительный региональный опыт создания медиаобразовательной среды в системе общего образования на примере Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабельник Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE MEDIA EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION

The article raises an urgent question about the need to form a media educational environment of a school in the context of digitalization of education in the context of new federal state educational standards of general education. An overview definition of the concepts of "educational environment", "media education" and "media educational environment" is given. The scientific novelty of the article is the consideration of new approaches to the development of the educational environment of a secondary school. The model of the media educational environment and the main conditions for its formation are proposed: organizational, pedagogical, logistical, personnel, financial, etc., including networking, the possibility of forming a media educational environment using the resource provision of "Points of Growth- - centers of education of digital, natural science, technical and humanitarian profiles in rural schools implemented within the framework of the federal project "Modern School". The positive regional experience of creating a media educational environment in the general education system is given on the example of the Tomsk region.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Особенности формирования медиаобразовательной среды в системе общего образования

Мария Александровна Шабельник

аспирант кафедры педагогики и психологии образования Институт развития педагогического образования Томский государственный педагогический университет Томск, Россия shabelnik-m@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 03.06. 2021 Принята 01.09.2021 Опубликована 15.10. 2021

d 10.25726/f3913-8696-3603-s

Аннотация

В статье поднимается актуальный вопрос о необходимости формировании медиаобразовательной среды школы в условиях цифровизации образования в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Дается обзорное определение понятиям «образовательная среда», «медиобразование» и «медиаобразовательная среда». Научной новизной статьи является рассмотрение новых подходов к развитию образовательной среды общеобразовательной школы. Предлагается модель медиаобразовательной среды и основные условия для ее формирования: организационно-педагогические, материально-технические, кадровые, финансовые и др., в том числе сетевое взаимодействие, возможности формирования медиаобразовательной среды с использованием ресурсного обеспечения «Точек Роста» - центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в сельских школах, реализуемых в рамках федерального проекта «Современная школа». Приводится положительный региональный опыт создания медиаобразовательной среды в системе общего образования на примере Томской области.

Ключевые слова

образовательная среда, медиаобразование, медиаобразовательная среда, модель медиаобразовательной среды, условия формирования медиаобразовательной среды.

Введение

В результате процесса цифровизации общеобразовательных организаций фундаментально меняется и организация образовательного процесса. Модернизации, цифровой трансформации системы образования способствует федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках реализации национального проекта «Образование» и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление, 2021).

Современная парадигма общего образования будет осуществляться средствами новых ФГОС третьего поколения (Приказ, 2021; Приказ, 2021), переход на которые повлечет обновление научного знания о содержании образования, системе оценки его качества и др. Наряду с принципами преемственности образования, доступности, равенства возможностей и пр., появляются ориентиры, направленные на метапредметность, междисциплинарность, углубленное изучение отдельных дисциплин и формирование функциональной грамотности и развитие гибких, «мягких» навыков, и что немаловажно, особое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения.

Наше подрастающее поколение развивается в век информационных технологий. Теория поколений В. Штраусса и Н. Хоу в книге «Поколение: история будущего Америки от 1584 до 2069» (Howe,

1991), несмотря на неоднозначные оценки и критику, получила широкое распространение, в том числе и в России.

Закономерности развития социума и специфику смены поколений изучали зарубежные и отечественные исследователи: Т. Маннгейм, Х. Мариас, М.Б. Глотов, Е.М. Ожиганова, А.Б. Кулакова и др. Многие исследователи «подросткового» поколения Z, которое вслед за Д. Тэпскоттом и М. Пренски называют еще поколением Gigital Netives (Prensky, 2001) или синонимичными названиями - цифровыми аборигенами, зумерами, цифровым поколением, все подчеркивают тесную связь этого поколения с цифровыми технологиями, отмечают зависимость поколения от гаджетов и интернета. Но не верно было бы говорить о специфике нового поколения лишь с позиции неких возрастных границ. Важно понимание психологических особенностей поколения с точки зрения физиологии, возрастной психологии, педагогики, социологии и пр. При основных тенденциях развития информационного общества в XXI веке требуются новые подходы к образованию. Поэтому вопрос образования современного поколения в новых экономических и социальных условиях очень актуален. Поэтому для нового поколения необходимо создавать такую образовательную среду, в которой бы процессы образования и воспитания были бы эффективными.

Материалы и методы исследования

Образовательная среда как педагогический феномен в отечественной педагогической науке изначально рассматривалась в аспекте воспитания. Изучению вопросов воспитания посредством окружающей среды были посвящены труды Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого, Ф.И. Шмидта, К.Д. Ушинского,

A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Средовой подход, изучение структуры образовательной среды, зависимости образовательной среды от социокультурных и экономических факторов прослеживается в научных работах Г.А. Ковалёва, В.А. Левина, Е.А. Ямбурга, С.Д. Дерябо, В.Я. Ясвина,

B.И. Панова, О.П. Околелова, В.В. Рубцова, Е.В. Малькова, В.И. Слободчикова, С.В. Тарасова и др. Анализируя научные исследования, мы отметили многообразие моделей образовательного пространства школы, т.е. образовательной среды и подходов к ее моделированию. На сегодняшний день существует множество значений понятия «образовательная среда». Образовательная среда - это и часть социокультурного пространства, и комплекс взаимосвязанных элементов, и совокупность условий для формирования личности, и система воздействия на обучающегося, и сфера взаимодействия субъектов образовательных отношений. Вместе с тем образовательная среда должна быть комфортной и безопасной. Так же существуют различные подходы к типологизации образовательных сред. Важно, что среду как не статичное, а динамичное, гибкое в своем развитии явление, представляет В.И. Слободчиков (Слободчиков, 1997). То есть очевидно, что образовательная среда зависит от внешних факторов.

Результаты и обсуждение

Новая технологическая цифровая эпоха повлекла реформирование отечественной системы образования. Цифровизация образования стала неизбежна. Но процесс формирования цифровой образовательной среды сводится к внедрению в традиционную школу цифровой инфраструктуры и электронных сервисов для обучения, в том числе благодаря федеральному проекту «Цифровая образовательная среда». Модель цифровой образовательной среды представляет совокупность информационных систем (информационных платформ и сервисов), верифицированного образовательного контента, развитие инфраструктуры (обеспечение высокоскоростным интернетом, компьютерным и мультимедийным оборудованием, программным сопровождением и пр.). Формирование цифровой образовательной среды - ЦОС предусматривает использование таких технологий как электронное обучение (Electronic Learning), геймификацию, персонифицированное обучение, мобильное обучение и пр.

Но, как было уже сказано выше, образовательная среда связана с социально-экономическими условиями жизни общества и обладает достаточной гибкостью. Становится концептуально важным средовой подход, то есть проектирование, создание, трансформирование образовательной среды

определенного вида. Оснащение общеобразовательных организаций необходимым современным цифровым оборудованием и развитие цифровых сервисов влечет за собой сложную задачу выбора контента (информационного ресурса) для образовательной деятельности, т.е. какие ценностные установки и ориентиры давать обучающимся и какие компетенции формировать и развивать.

Некий симбиоз цифровизации и информатизации образования обоснован наступлением эпохи информационного общества и глобального развития средств массовой коммуникаций. Мы находимся в постоянном контакте с медиа - средствами массовой коммуникации: пресса, телевидение, радио, интернет и др. Современные медиа предоставляют любые виды информации: экономическую, научную, политическую, эстетическую и др. Медиа все активнее берут на себя обучающие, просветительские функции. Постоянно растущие потоки медиаинформации, в том числе - «фейковой», часто манипулирующей сознанием человека, требует от него умения осмысления и критического анализа, осознания эстетического и художественного значения медиатекстов, определения их положительных и отрицательных возможностей и рисков для развития личности и т.д. Медиаобразование можно рассматривать как обучение, направленное на развитие медиакомпетентности, критического восприятия медиа.

В России к проблематике медиаобразования обратились в 90-е годы XX века. Российские педагоги-ученые А. В. Шариков, Ю.Н. Усов - одними из первых занялись вопросом медиаобразования и медиаграмотности школьников. В отличие от других деятелей продвижения медиаобразования в России (Ю.И. Божков, П.Д. Генкин, Л.П. Прессман и др.), полагавших, что основной упор на занятиях со школьниками нужно делать на работу с техническими средствами, Усов полагал, что главное - развитие художественного восприятия, творческого мышления, аудиовизуальной грамотности с помощью просмотра и анализа медиапродуктов, созданных профессионалами.

Сам термин «медиаобразование» - калька с английского словосочетания media education. В различных контекстах сам термин может приобретать разное значение. Определений понятия «медиаобразование» достаточно много. В Российской педагогической энциклопедии «медиаобразование - направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская, 2021).

Вопросу медиаобразования обучающихся посвящены научные труды И.В. Вайсфельда, А.В. Федорова, О.А. Баранова, Л.С. Зазнобиной, С.Н. Пензина, И.В. Жилавской, анализ которых позволил выявить специфику медиаобразовательных моделей. В настоящее время медиаобразоваетельные модели описаны в работах И.В. Челышевой, Г.А. Поличко, С.Н. Пензина, О.А. Баранова, А.В. Шарикова, Л.С. Зазнобиной, А.В. Спичкина, Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурского, Н.А. Леготиной и зарубежных исследователей: Л. Мастермана и Д. Букингэма, А. Силвэрблэта, Дж. Поттера и др. Различные типы медиаобразовательных моделей представлены в монографии А.В. Федорова (Федоров, 2005).

В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России медиаобразование школьников и студентов не является обязательным и не входит в школьные и вузовские учебные программы, за исключением открытой и официально зарегистрированной в 2002 году специализации 03.13.30 «Медиаобразование».

А.В. Федоров выделяет следующие направления медиаобразования: 1) медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета - журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.; 2) медиаобразование будущих педагогов в университетах педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре; 3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными

дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.); 5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика); 6) самостоятельное (непрерывное) медиаобразование, осуществляемое в течение всей жизни человека (Федоров, 2005).

В условиях социокультурной модернизации российской системы образования медиаобразовательная среда школы оказывается является важным фактором, влияющим на качество образования школьников. Жилавская И.В. определяет «медиаобразовательную среду» как сферу, которая через посредничество массовых коммуникаций связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей.

Формирование медиаобразовательной среды в школе часто происходит на основе школьных детско-юношеских редакций: газеты, журнала, радио, школьного телевидения, кино и т.п. Путем создания информационно-коммуникационного пространства школы, куда входят и участники образовательных отношений (учителя, дети и их родители), а также могут входить внешние организации-партнеры (учреждения образования, культуры, СМИ и др.), создается образовательный концепт (через применение медиатехнологий, медиасредств на уроках, организации и реализации медиапроектов, медиаобразовательных программ и образовательных программ с медиакомпонентом). Обучающийся в процессе работы в детско-юношеской редакции приобретает навыки работы с информацией, навыки работы с текстом, контекстом, медиатекстом, тем самым улучшается грамотность, повышается уровень коммуникативных способностей, развиваются гибкие навыки и др. Соответственно, качество образования тоже будет повышаться. Не все обучающиеся активно вовлекаются в процесс работы в детско-юношеских редакциях. Для «пассивных» обучающихся, для родителей можно организовывать медиаобразовательные мероприятия и др. Для педагогических работников существует дополнительное профессиональное образование (курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка).

Медиаобразовательная среда D сложная структура, объединяющих всех субъектов образовательных отношений, усиливающая педагогическую фасилитацию, представленная рядом компонентов: управленческим (управленческие принципы, нормативно-правовые основания, развитие сетевого взаимодействия и др.), содержательным (содержание обучения, методы, формы организации образовательного процесса, медиаобразовательная деятельность и пр.), организационно-деятельностным (организационно-педагогические, материально-технические, кадровые, финансовые и пр. условия), аналитическим (диагностика, анализ деятельности) и др.

Модель медиаобразовательной среды в условиях сетевого взаимодействия характеризуется структурой свободно связанной сети принципиально равноправных и независимых партнеров. Главные усилия сетевой структуры направлены на сохранение различий между отдельными партнерами (и тем самым разнообразия их ресурсов), при одновременном признании ими коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений и объединения ресурсов и интересов. Целесообразно формирование медиаобразовательной среды в условиях сетевого взаимодействия с «Точками Роста» - центрами образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в сельских школах, реализуемых в рамках федерального проекта «Современная школа» (Федоров, 2021).

Заключение

Развитие медиаобразования в Томской области осуществляется средствами модели сетевого взаимодействия организаций общего, профессионального и высшего образования и организаций, работающих в медиасфере. Областное государственное бюджетное учреждение «Региональный центр

развития образования» (http://rcro.tomsk.ru) является координационным центром сетевого взаимодействия и обеспечивает а) организационно-управленческое, научно- методическое, экспертно-аналитическое, консультационное и информационное сопровождение деятельности сети базовых площадок; б) повышение квалификации педагогических работников и распространение опыта по развитию медиаобразования и детско-юношеской журналистики; в) организацию взаимодействия с профессиональными экспертами и организациями-партнерами; г) создание контента и модерацию созданных интернет-страниц и сообществ.

Так, в ходе реализации регионального проекта по развитию медиаобразования в Томской области «Формирование благоприятной медиаобразовательной среды в системе общего образования Томской области» на 2017-2022 гг. формируется сетевое образовательное сообщество, объединяющее всех участников образовательного процесса, профессиональных экспертов, социальных и бизнес-партнеров, заинтересованных в формировании информационной культуры и развитии медиаобразования детей и подростков; формируется открытая информационно-коммуникационная среда для взаимообмена, тиражирования и эффективного использования накопленных ресурсов (в том числе, в специально созданных группах проекта в социальных сетях: http://vk.com/setsmi, https://www.facebook.com/groups/solnechniy.parus/); кроме того, повышается эффективности использования образовательного потенциала детско-юношеских пресс-центров как ресурса формирования социального опыта, достижения обучающимися личностных и метапредметных (компетентностных) образовательных результатов, профессиональной ориентации, а также как ресурса для проявления и развития творческой и социальной одаренности школьников.

Детско-юношеские медиацентры Томской области постепенно становятся ресурсом для решения задач повышения степени открытости, формирования позитивного имиджа образовательного учреждения в социуме, а также для освещения процессов модернизации образования и формирования позитивного опыта в региональной системе образования в целом.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712290016

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования». Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования». Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

4. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/13/page44.html

5. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. С. 177-184.

6. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог : Изд-во Кучма, 2005. 314

c.

7. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y: William Morrow & Company, 1991. 554 p.

8. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. Oktober 2001. Vol. 9, № 5. P.

1 - 16.

Features of the formation of the media educational environment in the system of general education Maria A. Shabelnik

Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Education Institute for the Development of Pedagogical Education Tomsk State Pedagogical University Tomsk, Russia shabelnik-m@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Received 03.06.2021 Accepted 01.09.2021 Published 15.10.2021

d 10.25726/f3913-8696-3603-s

Abstract

The article raises an urgent question about the need to form a media educational environment of a school in the context of digitalization of education in the context of new federal state educational standards of general education. An overview definition of the concepts of "educational environment", "media education" and "media educational environment" is given. The scientific novelty of the article is the consideration of new approaches to the development of the educational environment of a secondary school. The model of the media educational environment and the main conditions for its formation are proposed: organizational, pedagogical, logistical, personnel, financial, etc., including networking, the possibility of forming a media educational environment using the resource provision of "Points of Growth- - centers of education of digital, natural science, technical and humanitarian profiles in rural schools implemented within the framework of the federal project "Modern School". The positive regional experience of creating a media educational environment in the general education system is given on the example of the Tomsk region.

Keywords

educational environment, media education, media educational environment, model of media educational environment, conditions for the formation of media educational environment

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.12.2017 №1642 (red. ot 27.12.2019) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija». Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712290016

2. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 g. № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija». Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

3. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 g. № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija». Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

4. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija : v 2 t. / gl. red. V.V. Davydov. M. : Bol'shaja ros. jencikl., 1993-1999. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/13/page44.html

5. Slobodchikov V.I. Obrazovatel'naja sreda: realizacija celej obrazovanija v prostranstve kul'tury // Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkol. M., 1997. S. 177-184.

6. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie budushhih pedagogov. Taganrog : Izd-vo Kuchma, 2005. 314

c.

7. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y: William Morrow & Company, 1991. 554 p.

8. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. Oktober 2001. Vol. 9, № 5. P.

1 - 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.