Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/172PVN515.pdf DOI: 10.15862/172PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/172PVN515)
УДК 37.06
Поляков Николай Иванович1
БУ ПО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Россия, Нижневартовск2 Заведующий отделением E-mail: [email protected]
Особенности формирования культуры безопасности
в современной школе
1 http://nsportal.ru/nikolay-ivanovich-polyakov
2 628602, ХМАО-Югра, Нижневартовск, Дружбы Народов, д. 13-а
Аннотация. Автор определяет главную цель педагогической деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности в средней школе, анализирует содержание и смыслы личности безопасного типа, как современного этапа социального развития человека в его взаимосвязи с культурой безопасности. В статье исследована специфика культуры безопасности. Показана взаимосвязь культуры безопасности и формированием личности безопасного типа. В статье подробно исследованы влияние различного рода факторов и их влияние на формирование человека как личности. Показана взаимосвязь культуры безопасности с окружающей средой. На основе выделенных положений дается определение личности безопасного типа. Проводится краткое исследование основных качеств личности безопасного типа. В статье делается вывод о необходимости выработки качественно нового подхода в понимании воспитания культуры безопасности и формирования личности безопасного типа. Сделан акцент на изменения, происходящие в обществе. Обучающийся должен уверенно моделировать и свою деятельность соразмерно предполагаемым изменениям.
Обоснована потребность общества в подготовке человека к безопасному сосуществованию.
Таким образом, обоснованы роль и задача современной школы по формированию культуры безопасности, как важнейшей составляющей личности безопасного типа.
Ключевые слова: современная школа; культура; культура безопасности; воспитание; образование; правила безопасного поведения; деятельность педагогов; личность безопасного типа.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Поляков Н.И. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/172PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/172PVN515
Главная цель педагогической деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности в средней школе, по нашему мнению, - воспитание и формирование культуры безопасности и, как следствие, развитие личности безопасного типа, как носителя этой культуры. Именно в школе маленький человек готовится к самостоятельной, дальнейшей жизни, жизни в современном социуме, который далеко не безопасен на сегодняшний день. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования четко ставит ориентиры в области учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности - у обучающихся средней школы должны быть сформированы представления о культуре безопасности жизнедеятельности [10]. Совершенно очевидно, что успех в процессе обучения и воспитания ребенка в области безопасной жизнедеятельности может быть достигнут тогда и только тогда, когда учителем четко представляется конечный продукт этой деятельности. То есть необходимо ответить на ряд вопросов себе:
1. Каков психолого-педагогический портрет личности безопасного типа? То есть каково само содержание личности безопасного типа?
2. Каким минимальным уровнем культуры безопасности должен обладать сегодняшний выпускник средней школы?
3. Как измерить уровень культуры безопасности выпускника средней школы?
Изучая большинство теоретических определений личности видных ученых в области психологии и социологии, Хьелл Л. и Зиглер Д. определяют следующие общие положения [9]:
• каждой личности свойственна индивидуальность, тот есть некие особые, свои качества, индивидуальные различия;
• только при изучении индивидуальных, специфических различий личности можно дифференцировать одну личность от другой;
• поведение индивида определяется личностью;
• личность - абстрактное понятие, основанное на заключениях, полученных в результате наблюдения за поведением человека;
• личность важно рассматривать в соотношении с жизненной историей индивида;
• личность - субъект влияния внутренних и внешних факторов c учетом генетических, биологических, социальных и внешних факторов;
• личность представлена характеристиками, отвечающими за «устойчивые» формы поведения;
• личность неизменна и постоянна независимо от ситуаций и обстановки.
Итак, соглашаясь с Твердохлебовым Н.В. «Личность - конкретный человек, представитель определенного общества, группы (коллектива), осознающий свое отношение к окружающему, занимающийся определенным видом деятельности и обладающий индивидуальными особенностями, присущей ему системой психологических свойств и качеств» [7].
Можно заключить, что личность безопасного типа - это индивид транслирующий устойчивые, безопасные формы поведения, основанные на влиянии социокультурных факторов внешней среды.
Совершенно очевидно, что люди в различной степени обладают теми качествами, которые присущи личности безопасного типа. Нельзя не учитывать и генетические, и биологические факторы, то есть врожденные способности, которые также в значительной
степени оказывают влияние на развитие личности. Однако, нельзя отделять человека от условий его окружающих, так как условия в значительной степени определяют уровень его развития, воспитанности и образованности. Понятно, что процесс формирования личности безопасного типа, человека с высоким уровнем культуры безопасности, необходимо рассматривать в двух плоскостях - психофизиологической и социальной. То есть, необходимо определить составляющие содержания такого поведения личности и педагогические условия его формирования.
Существуя в социуме, человек постоянно реализует врожденные программы и генетически заложенные способности. Согласно утверждениям Губанова В.М. человечество, как система, может функционировать в конструктивном и деструктивном режимах [1]. Конструктивный режим предполагает сочетанное, равновесное взаимодействие биологических и социальных регуляторов. Биологическая составляющая закладывается в человеке с рождения, то есть на генном уровне, а вот социальная формируется, на основе принятых в данном обществе ценностей и норм социального поведения. Самая главная ценность - это ценность человеческой жизни. Понятия жизнь и безопасность тождественны по своей сути. Следовательно, чтобы сохранить свою жизнь, необходимо, кроме осознанного безопасного поведения на врожденном, биологическом уровне, знать, понимать и принимать концептуальные принципы и основы безопасного существования в социуме. А этим принципам и основам необходимо человека научить. Деструктивный режим предполагает доминирование биологических факторов над социальными, то есть над научаемыми. В этом и есть опасность, когда деструктивное поведение человека - социально опасно и причиняет вред другому. Личность, транслирующая такую модель поведения - социально опасна по определению. Это агрессивная личность, которая способна причинить вред, как себе, так и окружающим. У таких индивидов агрессия проявляется как на сознательном, так и на бессознательном уровне [1]. А, если таких личностей становиться больше, то возникает реальная опасность для жизни и здоровья не только для отдельно взятых личностей, но и всего общества в целом. Совершенно очевидно, что в таких условиях нарушается экологическое равновесие и энергетический баланс. Возникает противостояние, рост напряженности, конфронтация, что приводит к возникновению различного рода опасностей для человека и общества в целом. Для того, чтобы снизить вероятность возникновения различного рода опасностей, деструктивных факторов для человека, необходимо сформировать у него определенные стереотипы поведения и отношения к окружающей среде, которые будут по сути своей безопасны. Следовательно, необходимо воспитать культуру безопасности у этого человека, которая позволит ему безопасно существовать в социуме. Соглашаясь с Есиповой А.А., понимаем, что культура безопасности, ее функционирование тесно связаны с социальными и техногенными изменениями, происходящими в нашем обществе и государстве, расширением спектра знаний человека в различных областях науки и техники, уровня возникающих опасностей в этой связи, их динамики и трасформации [3]. Следовательно, в современных условиях воспитание культуры безопасности это должна быть специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на формирование личности безопасного типа [4]. А значит, необходимо научить ребенка тем основам безопасности жизнедеятельности, которые позволят ему безопасно сосуществовать в социуме, сформировать культуру безопасности, необходимую для этого сосуществования. Совершенно очевидно, что культура безопасности формируется через определенный набор знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в результате педагогического взаимодействия с учителем в рамках школьного курса основы безопасности жизнедеятельности [5]. Сказанное выше позволяет сделать вывод, что необходимо выработать качественно новый подход в понимании воспитания культуры безопасности и формирования личности безопасного типа.
Надо понимать, что опасности и трудности в повседневной жизни есть и будут и никуда от них не уйти, как бы мы этого не хотели. Эти трудности и опасности создаются не только природой, но и людьми. Достичь успеха в жизни, самореализоваться и самоутвердиться невозможно без знаний основ безопасности жизнедеятельности. Необходимо научить подрастающее поколение не только избегать опасных ситуаций, но и уметь их преодолевать при необходимости. Самое сложное то, что человек, особенно ребенок, часто создает сам себе опасности и экстремальные ситуации. И если маленький человек не готов, не вооружен определенными знаниями в области безопасности, если у него культура безопасности находится на низком уровне, то создавшееся положение становится критическим. Общеизвестна главная формула безопасности: «предвидеть опасность, по возможности избегать опасность, при необходимости - действовать». Отсюда возникает актуальная задача - подготовить подрастающее поколение так, чтобы при возникновении опасностей действия были грамотные, выверенные, единственно верные и оптимальные. Однако необходимо акцентировать, что предотвратить возникающую опасность или чрезвычайную ситуацию гораздо проще, чем правильно действовать, когда эта опасность или ЧС уже возникла [6]. Соглашаясь с Есиповой А.А. можно констатировать, что цель воспитания культуры безопасности определяется в следующем - воспитание такого типа людей, при котором обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью [2]. Изменения, происходящие в обществе определяют потребность самого общества в подготовке человека к безопасному сосуществованию в данном обществе, то есть в воспитании личности безопасного типа. Кроме этого, необходимо осуществлять подачу информации обучающемуся через призму этих самых происходящих изменений, так как то, что было еще вчера актуально, сегодня совершенно устарело. Однако, возникает вопрос: «Каким образом сегодняшний школьник будет предугадывать вектор перемен, его направление и скорость, как он сможет делать прогнозы с достаточной степенью вероятности о модели своего поведения?» Вероятно, что он должен четко себе представлять образы и формы в будущем во взаимосвязи со своей деятельностью. Следовательно, обучающийся должен уверенно моделировать и свою деятельность соразмерно предполагаемым изменениям. В первую очередь, он должен иметь в своем сознании достаточно правильные (пусть и грубые) образы будущего - представить себе, какие виды работ, профессий, какие личностные качества будут нужны в будущем, какие формы приобретет семья и какие взаимоотношения между людьми будут превалировать; какие проблемы морально-этического и экологического плана могут возникнуть; какая техника будет нас окружать и с какими организационными структурами придется нам срабатываться.
Следовательно, необходимы такие пути и средства в педагогике, которые позволят привить, воспитать культуру безопасности у школьника [5]. Соглашаясь с А.Д. Урсул, можно заключить, что в современных условиях будущее всей цивилизации будет зависеть именно от образования [8].
Итак, на основании вышеизложенного можно заключить:
• в процессе формирования личности безопасного типа необходимо учитывать психофизиологическую и социальную составляющие;
• для исключения деструкции в поведении личности необходимо воспитывать культуру безопасности;
• культура безопасности формируется через определенный набор знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в результате педагогического взаимодействия с учителем в рамках школьного курса основы безопасности жизнедеятельности;
• цель воспитания культуры безопасности - воспитание типа людей со сформированной внутренней потребностью на безопасное поведение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губанов В.М. и др. «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них», учеб. пособие. серия «Высшее педагогическое образование»: Дрофа; Москва; 2007 ISBN 978-5-358-00607-2.
2. Есипова А.А. Интеграция общего и дополнительного образования как возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников [Текст] / А.А. Есипова // Молодой ученый: ежемесячный научный журнал №4.1 (63.1) / - с. 21.
3. Есипова А.А., Ребко Э.М.. Культура безопасности жизнедеятельности как интегральное качество личности [Текст] / А.А. Есипова, Э.М. Ребко // Письма в Эмиссия. оффлайн. - 2012. - №5. - с. 1803.
4. Поляков Н.И. Воспитание культуры безопасности как деятельность педагога по формированию личности безопасного типа [Текст] / Поляков Н.И. // Среднее профессиональное образование: ежемесячный теоретический и научно-методический журнал /- М: ООО «Типография Полиграфия», 2011-9,5 п.л., рег. номер ФС 77-22276, №7 июль 2012 г.
5. Поляков Н.И. Личность безопасного типа как современный этап социального развития человека [Текст] / Поляков Н.И. // Среднее профессиональное образование: ежемесячный теоретический и научно-методический журнал /- М: ООО «Типография Полиграфия», 2011-9,5 п.л., рег. номер ФС 77-22276, №9 сентябрь 2011 г.
6. Ребко Э.М. Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности [Текст] / Э.М. Ребко, А.П. Федорова // Молодой ученый: ежемесячный научный журнал. - 2014. - №3. - с. 1005-1009.
7. Твердохлебов Н.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2012, -198 с.: ил.
8. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Наука и образование в глобально-ноосферной перспективе // NB: Проблемы общества и политики. 2013. №02.
9. Хьелл Л., Зиглер Д., L. Hjelle, D. Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications 3th ed.: McGrow-Hill, 1992; СПб.: Питер Пресс, 2013, с. 22-23.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413, с. 21.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Polyakov Nickolay Ivanovich
Byudzhetnoe uchrezhdenie professional'nogo obrazovaniya Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo
okruga-Yugry «Nizhnevartovskiy sotsial'no-gumanitarnyy kolledzh»
Russia, Nizhnevartovsk E-mail: [email protected]
Features of formation of safety culture in the modern school
Abstract. The author defines the main objective of pedagogical activity of a teacher of basics of life safety in high school, analyzes the content and meanings of the identity of safe type, as of the present stage of social development of human rights in its relationship with safety culture. The article analyses the specificity of a safety culture. It shows the relationship of safety culture and the formation of the identity of safe type. The paper examined in detail the influence of various factors and their influence on the formation of personality. It shows the relationship of safety culture with the environment. Based on selected provisions of the definition of the identity of safe type. A brief study of the main personality traits safe type. In the article the conclusion about the necessity of qualitatively new approach in understanding education of safety culture and the formation of the identity of safe type. Focuses on the changes taking place in society. The student should confidently be modeled and its activities commensurate with the proposed changes.
Justified the need of the society in the preparation of man for safe coexistence.
Thus, a role and a goal of the modern school on educational process in forming of the safety culture are substantiated. It is the most important component of the safe type's person.
Keywords: modern school; culture; safety culture; education; rules of the safe behaviour; teacher's activity; safe type's person.
REFERENCES
1. Gubanov V.M. i dr. «Chrezvychaynye situatsii sotsial'nogo kharaktera i zashchita ot nikh», ucheb. posobie. seriya «Vysshee pedagogicheskoe obrazovanie»: Drofa; Moskva; 2007 ISBN 978-5-358-00607-2.
2. Esipova A.A. Integratsiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya kak vozmozhnyy put' povysheniya effektivnosti formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti shkol'nikov [Tekst] / A.A. Esipova // Molodoy uchenyy: ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal №4.1 (63.1) / - s. 21.
3. Esipova A.A., Rebko E.M.. Kul'tura bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti kak integral'noe kachestvo lichnosti [Tekst] / A.A. Esipova, E.M. Rebko // Pis'ma v Emissiya. offlayn. - 2012. - №5. - s. 1803.
4. Polyakov N.I. Vospitanie kul'tury bezopasnosti kak deyatel'nost' pedagoga po formirovaniyu lichnosti bezopasnogo tipa [Tekst] / Polyakov N.I. // Srednee professional'noe obrazovanie: ezhemesyachnyy teoreticheskiy i nauchno-metodicheskiy zhurnal /- M: OOO «Tipografiya Poligrafiya», 2011-9,5 p.l., reg. nomer FS 77-22276, №7 iyul' 2012 g.
5. Polyakov N.I. Lichnost' bezopasnogo tipa kak sovremennyy etap sotsial'nogo razvitiya cheloveka [Tekst] / Polyakov N.I. // Srednee professional'noe obrazovanie: ezhemesyachnyy teoreticheskiy i nauchno-metodicheskiy zhurnal /- M: OOO «Tipografiya Poligrafiya», 2011-9,5 p.l., reg. nomer FS 77-22276, №9 sentyabr' 2011 g.
6. Rebko E.M. Razvitie kul'tury zdorov'ya studentov kak osnova formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Tekst] / E.M. Rebko, A.P. Fedorova // Molodoy uchenyy: ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal. - 2014. - №3. - s. 1005-1009.
7. Tverdokhlebov N.V. i dr. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: Uchebnik dlya 9 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. - M.: VNII GOChS (FTs). 2012, - 198 s.: il.
8. Ursul A.D., Ursul T.A. Nauka i obrazovanie v global'no-noosfernoy perspektive // NB: Problemy obshchestva i politiki. 2013. №02.
9. Kh'ell L., Zigler D., L. Hjelle, D. Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications 3th ed.: McGrow-Hill, 1992; SPb.: Piter Press, 2013, s. 22-23.
10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. №413, s. 21.