Научная статья на тему 'Особенности формирования крупных университетов в городах США'

Особенности формирования крупных университетов в городах США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / городская застройка / социальная организация города / анализ / прогнозирование тенденций

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санок Сергей Иосифович

По итогам ознакомительной поездки в США 2007 г. автор анализирует архитектурно градостроительные решения крупных университетов США. Анализ произведен с учетом специфики задач, встающих перед современными российскими университетами, в частности, Уральским федеральным университетом (г. Екатеринбург). Размещение крупных университетских кампусов в структуре городских территорий приводит к положительным и отрицательным последствиям. Автор считает, что изучение зарубежного опыта способствует проектированию и прогнозированию тенденций формирования университетских комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования крупных университетов в городах США»

УДК: 727.3 Санок С. И.

Особенности формирования крупных университетов в городах США

По итогам ознакомительной поездки в США 2007 г. автор анализирует архитектурно -градостроительные решения крупных университетов США. Анализ произведен с учетом специфики задач, встающих перед современными российскими университетами, в частности, Уральским федеральным университетом (г. Екатеринбург). Размещение крупных университетских кампусов в структуре городских территории приводит к положительным и отрицательным последствиям. Автор считает, что изучение зарубежного опыта способствует проектированию и прогнозированию тенденций формирования университетских комплексов.

Ключевые слова: университет, городская застройка, социальная организация города, анализ, прогнозирование тенденций.

SANOKS. I.

FEATURES OF FORMATION OF LARGE UNIVERSITIES IN CITIES OF THE USA

Following the results of a fact-finding trip to the USA 2007 the author analyzes architectural-town-planning decisions of large universities of the USA. The analysis is made taking into account specificity of the problems rising before modem Russian universities, in particular, by the Ural federal university (Ekaterinburg). Placing of large university campuses in structure of city territories leads to positive and negative consequences. The author considers that studying of foreign experience promotes designing andforecasting of tendencies of formation ofuniversity complexes.

Keywords: university, city building, the social organisation of a city, the analysis,forecasting of tendencies.

Санок

Сергей Иосифович

кандидат архитектуры, профессор, зав. кафедрой градостроительства УралГАХА

E-mail: sanok2005@km.ru

Процессы перестройки высшей школы России направлены на создание нового типа учебно-научных заведений, ориентированных не столько на подготовку инженерных кадров для народного хозяйства, сколько на формирование новых научных знаний, технологий. Необходима подготовка специалистов, способных принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Фактически российская высшая школа начинает копировать принципы организации лучших университетов мира, созданных и развивающихся в США, развитых странах Европы и Азии. Именно об этом говорит процесс создания крупных федеральных университетов во Владивостоке, Красноярске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге.

Любое крупное учебное заведение, существующее в городе, является важным центром социальной организации города, влияющим на экономическое, социальное, политическое развитие города и региона. Одновременно данные университеты являются и заметными функционально-планировочными элементами в структуре любого города, способными существенно

трансформировать и развить любую градостроительную систему.

При этом те же самые университеты являются и источником ряда социальных, архитектурноградостроительных и других проблем. Среди них:

• процессы и процедуры создания крупных университетских комплексов в разных условиях;

• возможности размещения и существования крупных территорий со специфической организацией и населением в структуре города;

• оптимальная внутренняя организация, способная обеспечить длительное развитие комплекса;

• необходимость обеспечения бесконфликтных отношений с городским сообществом и др. Создание федерального университета в Екатеринбурге сравнимо по своему значению с созданием крупных промышленных и образовательных центров в Свердловске в начале 1930- х гг. Строительство Индустриального института (в дальнейшем УПИ) положило начало формированию крупного планировочного района в г. Свердловске - Втузгородка. Однако первичные идеи учебно-научного комплекса, полу-

чивпше почти полную реализацию в образовательной деятельности УПИ, не смогли реализоваться при создании единого градостроительного комплекса, и уже к 1950-м гг. Втузго-родок превратился в один из селитебно-промышленных районов города. Крупнейший учебный комплекс города практически «растворился»' в жилых, общественных, производственных территориях. Положительные и отрицательные стороны этого процесса еще требуют осмысления.

Задачи формирования нового крупнейшего учебно-научного центра требуют скорейшего решения огромного комплекса проблем, в том числе и градостроительных, перечисленных выше. В этой связи может быть полезным знакомство с опытом создания подобных крупных учебно-научных центров развитых стран, и не только новейших, с иголочки, но и имеющих длительный период существования, поскольку последние дают возможность прогнозировать результаты сегодняшней деятельности.

Данная статья не представляет собой детальное исследование процессов развития крупных университетских комплексов за рубежом. Это обзор «градостроительных» ситуаций формирования университетов в городах по итогам поездки представителей АНО БЕУК по приглашению Госдепартамента ОТТА с целью ознакомления с принципами организации «мегауниверситетов США».

Система современного высшего образования США начала формироваться с конца XVII в. Причинами и основами создания этой системы явились:

Университет в Беркли транспортная структура

* . М-1

• необходимость подготовки высокообразованных кадров в сфере управления внутри страны;

• необходимость организации системы технического обслуживания и помощи сельскохозяйственному населению штатов в развитии сельского хозяйства и торговли;

• существующие и вновь создаваемые в тот период церковно-приход-ские школы и семинарии различных церквей, располагаемые при монастырях, соборах и церквях населенных мест;

• принятая на государственном уровне процедура выделения государственных земель в пользование (без права продажи) вновь создаваемым государственным колледжам и университетам («земельные университеты») с возможностью извлечения дохода и направления его на развитие данного учебного заведения;

• государственная система финансирования учебных заведений, сформированных для удовлетворения потребностей штата.

Параллельно с системой государственных учебных заведений в стране формировалась система негосударственных высших учебных заведений, представленная частными вузами и университетами и высшими учебными заведениями, развившимися из ранее существовавших учебных заведений (церковных), но не вошедших в систему государственных («земельных») университетов (например, Нью-Йоркский университет).

При этом государственные университеты США не находятся в федеральном подчинении, а являются универ-

П

Тупиковые въезды

Проезды для спецтранспорта и для внутреннего транспорта

Пешеходные

пути

о; (а

и?а, ,

ГС

ЯтЬмг/К!

- №•№!> сил — « МИШ

^йй11ё|||80э

ситетами отдельных штатов и в связи с этим основным источником в части государственного финансирования являются бюджеты соответствующих штатов. Данное положение обусловливает определенный интерес правительств штатов в развитии университетов, в том числе и в финансировании строительства, наряду с финансовыми вложениями самих университетов из «внебюджетных» средств (переданные в пользование, необлагаемые налогом государственные земли с правом ведения хозяйственной деятельности) и пожертвований частных лиц и корпораций. Данное положение обусловливает значительную финансовую свободу и возможность интенсивного развития университетов.

Одной из особенностей организации высшей школы США является наличие институтов университетских ассоциаций, например, НАРКУ - Национальная ассоциация руководителей колледжей и университетов и так называемые «Университетские системы» - управляющие организации, осуществляющие координацию деятельности нескольких самостоятельных университетов, объединившихся в такую систему.

В целом высшая школа США представлена учебными заведениями разных уровней, направлений, структуры и величины.

По уровням обучения высшие учебные заведения США делятся на:

• двухгодичные колледжи, обеспечивающие подготовку технических специалистов низшего звена;

• четырехлетние колледжи, обеспечивающие подготовку бакалавров, ориентированных на определенную сферу деятельности;

• университеты с полным циклом обучения (6 лет), обеспечивающие подготовку как бакалавров, так и магистров;

• университеты с полным циклом обучения и аспирантурой (докторантурой).

По направлениям учебные заведения делятся на:

• гуманитарные или с преобладанием гуманитарных наук;

• естественно-научные (технические);

• смешанные, включающие подготовку как в области гуманитарных, так и в области естественно-научных дисциплин.

По структуре вузы делятся на монокомплексы, представляющие собой одно учебное заведение, и «распределенные» вузы, объединяющие в единый вуз несколько учебных заведений

Мэйсонский университет

Рк Крытые автостоянки и паркинги

Ро Открытые автостоянки

разного уровня и направлений обучения и, как правило, размещенные на разных территориях.

Величина вузов даже уровня университета может меняться от 2,5 тыс. человек (университет в Мерседе) до 50 тыс. студентов и более (университеты в Беркли, Колледж Парк в штате Мэриленд, университет штата Техас, университет штата Огайо и т. д.). (Нью-Йоркский городской университет объединяет учебные заведения общей численностью до 200 тыс обучающихся.)

Развитие университетов осуществлялось как путем роста первоначального учебного заведения (университет штата Огайо в г. Колумбусе), так и путем объединения нескольких учебных заведений (Ратджерский университет).

Размещение и общая планировочная организация университетов

В период 21.10-11.11.2007 г. службами Госдепартамента США была представлена возможность знакомства с архитектурно-планировочной организацией восьми университетов: Мэйсонский университет, штат Вирджиния (г. Фэйрфакс); Тайсонский университет, штат Мэриленд (г. Балтимор); О гайский университет, штат Огайо (г. Колумбус); Техасский университет, штат Техас (г. Остин); университет Беркли, штат Калифорния (г. Беркли); Мерсед ский университет, штат Калифорния (г. Мерсед); университет штата в г. Нью-Йорк и Нью-Йоркский

городской университет, Ратджерский университет, штат Нью-Джерси.

Они имеют разную организацию, разную величину и разное размещение относительно города. Так, крупные университеты - Огайский, Техасский, Беркли, Нью-Йоркские высшие школы - находятся практически в центре города, в окружении городской застройки. Тайсонский университет расположен в структуре городской застройки балтиморской агломерации. Ратджерский и Нью-Йоркский городской университеты занимают несколько разных участков как в структуре городских территорий, так и вне их. Университеты Мерсед и Мэйсонский формируются на окраинах городских территорий на свободных землях.

Размещение крупных университетских кампусов в структуре городских территорий обусловливает ряд как отрицательных, так и положительных моментов.

Университеты, расположенные в структуре городов:

• могут рассекаться крупными городскими магистралями с интенсивным движением транспорта (Огайский, Тайсонский университеты) или городскими улицами (Огайо, Тэйсон, Нью-Йоркский, Беркли, Техасский);

* включают элементы городских территорий, не принадлежащих университету (Техасский, Нью-йоркский);

• формируют социально неблагоприятную среду вокруг кампуса, в связи с чем уменьшается степень физической и социальной безопасности для студентов и сотрудников университета (Огайо, Беркли, Техас, Ратджерский);

• испытывают прессинг со стороны жителей города, резко усиливающийся в моменты проведения массовых мероприятий, например спортивных, на университетских стадионах и в университетских городках (Огайо, Техас, Беркли); Одновременно:

• «притягивают» объекты торговли и обслуживания всех уровней (Огайо, Остин, Беркли, Нью-Йорк) и обусловливают развитие систем обслуживания;

• достаточно эффективно обслуживаются городским общественным транспортом (Огайо, Остин, Нью-Йорк);

• значительно обогащают архитектурный облик городов (Огайо, Техас, Беркли, Ратджерский). Размещение университета на нескольких самостоятельных участках (Ратджерский университет, Нью-Йоркский городской университет) приводит к относительной самостоятельности отдельных территорий и влияет на транспортную связь между кампусами и отдельными функциональными зонами университета, но дает возможность свободного подхода к архитектурно-планировочной организации каждого из разделенных кампусов.

Развитие университетских комплексов на свободных территориях вне городской застройки (Мейсонский и Мерседский университеты) позволяет формировать относительно оптимальную функциональную и планировочную структуру кампуса, избежать соседства с городскими территориями, а значит, избежать негативного воздействия студенческого сообщества на жилые территории города, создать своеобразный «контур безопасности».

Одновременно планировочная изоляция кампуса обусловливает возникновение проблемы транспортной взаимосвязи университетского комплекса и городских территорий; инженерного обеспечения университетского комплекса; необходимости решения проблемы обеспечения жильем преподавателей и сотрудников университета; резервирования значительных территорий для каждой функциональной зоны или элемента с целью обеспечения планируемого или возможного развития.

Государственный/V _ _ л

университет '

;-

^'? Т-йч'Чй .'Г.'- *'>н

штата Огайо

РОл^Н^^ЛЬ-НепрерЬ'^-^К^с :>Ц

’•в

Наиболее отрицательным моментом планировочной организации университетских кампусов является расчленение территории кампусов крупными магистралями. Магистраль играет роль «труднопреодолимого барьера». В результате формируется одна из территорий, рассматриваемая как «неудобная» для освоения под основные виды деятельности университетов - учебную и жилую. Такие территории сформировались в Огайском, Тайсонском, Техасском, Мэйсонском университетах.

В этих университетах, при формальном наличии крупных незастроенных территорий, строительство новых учебных, учебно-научных и жилых корпусов идет и планируется в границах уже освоенных, сложившихся территорий, что приводит к переуплотнению застройки ОДНОЙ из территорий университетского кампуса. Так, в университете штата Огайо из общих 680 га только 300 га в границах участка первоначального зарождения кампуса интенсивно освоены. На них располагается около 90 % зданий и сооружений. Дальнейее строительство учебных и учебно-научных зданий на ближайший период планируется на этом же участке. Остальная территория, отделенная крупной магистралью и рекой, только частично занята открытыми спортивными сооружениями, экспериментальными участками сельскохозяйственного факультета, хозяйственными и административными комплексами.

Подобное положение наблюдается в Мейсонском и Тайсонском университетах.

Во всех случаях на участках, отделенных от основного учебного комплекса, размещены спортивные и хозяйственные объекты, находятся крупные незастроенные территории. Такие участки могут рассматриваться как резервные, однако при развитии на них основных - учебных или жи-

лых комплексов, возникает проблема взаимосвязи отдельных частей единого университетского комплекса.

Функциональное зонирование и застройка университетских кампусов

Большинство из рассмотренных университетских кампусов имеют значительный, порядка 100-200 лет, период формирования. В этой связи первоначальное функциональное зонирование претерпело существенное изменение, однако во всех случаях в университетских кампусах прослеживается относительно четкое выделение четырех функциональных территорий - учебной, жилой (общежития), спортивной и транспортно-техноло-гической зон.

Учебные зоны, как правило, включают в себя помимо учебных корпусов факультетов и лабораторий административные корпуса (ректораты, административно-хозяйственные здания), здания библиотек и информационных центров. В ряде случаев (Техасский, Огайский, Мейсонский университеты и университет в Беркли) в границах учебного комплекса размещаются студенческие общественные центры.

Одной из распространенных планировочных традиций в организации учебного комплекса является традиция создания в центре комплекса открытой площади, засеянной газонными травами - «овала» (университеты в Огайо, Мерседе, Колледж Парке). В одной из вершин площади размещается университетская библиотека. Вокруг площади - учебные и административные здания. Этажность учебных и учебнолабораторных зданий не превышает 3-4 этажей. Протяженность корпусов - 30-60 м

Зоны общежитий могут формироваться как компактные образования на двух-трех участках кампуса, приближенных к периферийной зоне (Мэйсон, Огайо, Техас, Мерсед, Тайсон). Вместимость общежитий колеб-

лется от 150 до 3 000 мест. Расселение - 1-2, реже 3-4-местные комнаты, блокируемые между собой. Этажность колеблется от 2-3 до 12-16-24 этажей. Повышенная этажность присутствует при размещении университетских комплексов внутри городских территорий (Огайо, Нью-Йорк, Беркли). Комплексы общежитий обеспечиваются блоками культурно-бытового обслуживания (столовые, бытовые комнаты, прачечные, малые спортивные залы и залы общественных мероприятий), помещениями отдыха, самостоятельных занятий и консультаций с преподавателями.

Одна из задач, решаемых университетами США на современном этапе, -обеспечение безопасности студентов и сотрудников на территории кампусов. Территории университетов, общежитий, а также здания обеспечиваются системами наблюдения общественных пространств, установками вызова полиции и охраны.

Спортивные зоны, включающие стадион с трибунами на 30-50 тыс. зрителей, крытые спортивные залы и арены, бассейны, открытые тренировочные площадки размещаются на самостоятельных территориях, отделенных от учебно-жилых комплексов магистралями или проезжими частями городских улиц, или на периферии территории кампуса. Стадион с трибунами и крупные спортивные залы, как правило, играют роль общегородских спортивных центров, в этой связи данные зоны напрямую связаны с крупными паркингами и многоэтажными парковками.

Одним из важнейших элементов функциональной и планировочной структуры изученных университетских кампусов является система организации транспортного обслуживания и система хранения автомобилей. Как правило, большинство кампусов организовано по принципу максимально возможной изоляции внутренней территории кампуса от транспортного транзита. Эго обусловлено относительной компактностью и высокой плотностью застройки территорий, занятых учебно-лабораторными и жилыми комплексами (Бэркли, Мейсон, Техас и т. д.). Высокая плотность застройки дает возможность сохранения пешеходной (400-800 м) доступности наиболее востребованных территорий, применения периферийного принципа транспортного обслуживания и организации центрального пешеходного ядра учебной зоны.

Большое значение при организации университетов придается

благоустройству территорий и формированию озеленения. Несмотря на высокую плотность застройки большинства главных кампусов, внутри территорий создается впечатление парка или интенсивно озелененного городского пространства. Это достигается, во-первых, ограничением этажности зданий и сооружений; во-вто-рых, применением лиственных высокорастущих пород деревьев с раскидистой формой кроны и кустарников в условиях теплого влажного климата, а также организацией большого количества локальных полузакрытых «полян»; в-третьих, исключением проезжих частей в центральных территориях кампусов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архитектурно-пространственное решение кампусов

Длительный период формирования университетов на выделенных территориях наложил отпечаток на ар-хитектурно-пространственную организацию кампусов. Проектирование и строительство университетских комплексов в первый период освоения - в конце ХУП-Х1Х вв. шло в русле заимствования европейской архитектурной стилистики. Применение готических, викторианских, классических архитектурных мотивов в зданиях и сооружениях

сопровождалось строгими «классическими» дворцовыми планировочными построениями с выделением главных планировочных осей, симметричной расстановкой зданий, завершениями главных пространств, раскрытиями на городские улицы. Архитектурно-планировочные решения того периода несли в себе идею высокой общественной значимости знания, науки, образования. Наиболее выразительное архитектурное решение главного пространства кампуса создано в Колумбийском университете (Нью-Йорк), где главная площадь кампуса завершается монументальной библиотекой университета.

При дальнейшей застройке своих территорий университеты не придерживались первоначально разработанной архитектурной и планировочной организации. Идея торжества науки сменилась идеей утилитарности и рационализма. Застройка периода XX в. велась по принципу выделения «свободных территорий» в соответствующей зоне, на периферии ядра и чаще всего без учета стилистических особенностей окружающей застройки (университеты в Беркли, Остине, Колумбусе, Балтиморе). В результате кампусы не производят впечатления архитектурного ан-

Таблица 1. Основные планировочные показатели территории университетских кампусов США

Университет Студентов дневного обучения Студентов всего Территория, га га/1000 студ. дневного обучения га/1000 студ. всех видов обучения Мест в общежитиях Площадь общежи- тий м2/чел Автостоянки

1 Мэйсонский университет, Вирджиния 11306 20300 224,8 га 19,3 га 11,07 га 7500 мест 0,5 м/мест на 1 место в общ. 330 м/мест на 1 000 студ. приезжающ.

2 Тойсонский университет, Мэрилэнд 16 ООО 20000 131,2 га 8,2 га 6,56 га Сущ.- 250 м/мест на 1 000 студентов, план-430 м/мест на 1 000 студ.

3 Огайскийуниверситет, Огайо 50000 680 га 13 га 10000 мест Нетданных

4 Техасский университет, Техас 50000 140 га 2,8 га*** 7500 мест 207000 м2 27,6 м2 Нетданных

5 Университет Беркли, Калифорния 23 000 72(410)*га 3,1(17,8)* га 250 м/мест на 1 000 студ.

6 Университет Мерсед, Калифорния 1800 40 га 22,2 га 1000 мест 16200 м2 16,2 м2 Нетданных

Университет Мерсед, Калифорния (план) 25000 910 га 36,4 га 500 м/мест на 1 000 студ.

7 Университет штата Нью-Йорк 50000 8000 + 4000в лизинге 27 м2/ чел. (план) (в городской застройке, специальные территории для стоянок не предусмотрены)

Ратджерский университет 50000 100000 16000 360000 м2 22,3 м2 Нетданных

8 Нью-Йоркский городской университет 225000 (4200)** (в городской застройке, специальные территории для стоянок не предусмотрены)

* В скобках указана территория с учетом ботанического сада, эколого-ботанического резервата и резервных территорий ** В скобках указао число аспирантов из общего количества учащихся *** В центральном кампусе

Госуниверситет штата Флорида - 5,25 га/1000 студентов в городском кампусе

Аудито- рии лекцион- ные Ауди- тории (семи- нарские) Аудитории со спецо-боруд. Библио- тека Лаборатории * Помещ. для преподавателей Админист- рация

1 Мэйсонский университет, Вирджиния 5,4 - 27* м2/студ. 70/75 м2 на 100000$ исслед. 36/40 м2 на 100000$ исслед.

6 Университет Мерсед, Калифорния 1,8 м2/ студ. 1,8 м2/ студ. 5,6 м2/ студ. 2,2 м2/ студ. 54/72/90 м2/одно исслед. для инженерных наук + 20 % вспомог. 25/35/50 м2/одно исслед. для гуманит. наук 11,7 м2/ препод. 10% всех площадей

7 Университет штата Нью-Йорк 27 м2/студ.

8 Нью-Йоркский городской университет (докторантура) 15 м2/асп.

самбля, созданного по единому замыслу. В большинстве посещенных университетских комплексов трудно выделить главное здание, главные пространства, хотя практически во всех сложившихся университетах сохранены зеленые партеры «овалов».

Однако, несмотря на произошедшие перемены в архитектурном мышлении, в каждом кампусе можно выделить ядро, несущее отражение первоначального архитектурного замысла. Как правило, это здания административного управления, главной библиотеки и первые учебные корпуса.

Одним из университетских комплексов, в котором можно проследить сохранение первоначального архитектурного замысла на всех этапах развития, является университет Колледж Парк в штате Мэриленд. В данном комплексе не только сохранены здания и планировочные элементы XIX в., но и последующее строительство велось с соблюдением первоначально заложенной стилистики. Вместе с тем даже в этом комплексе нет одного центрального архитектурного пространства, вокруг которого формировался бы весь комплекс. Пространство университета распадается на несколько подобных по величине и архитектурной организации пространств, соединенных друг с другом только физически присутствующими пешеходными и транспортными связями.

Одной из университетских архитектурных традиций является создание ■«университетской башни» - архитектурного символа и доминанты кампуса. Функциональное назначение - архитектурный знак университета, часы-ку-ранты, смотровая площадка. Башни существуют как самостоятельные сооружения или элементы зданий в большинстве университетов, основанных в конце XVII - начале XIX вв. (университеты в Беркли, Остине, Нью-Йорке). В современных университетских комплексах в Мерседе и Фэйрфаксе (Мэйсонский университет) подобные сооружения отсутствуют.

Современные кампусы решаются как с учетом архитектурно-планировочных традиций - например, Мэйсонский университет, в котором присутствуют и главная аллея, и территория будущего «овала», так и без учета традиций -например, университет в Мерседе.

Основные планировочные характеристики университетов

В качестве основных планировочных характеристик университетских комплексов рассматриваются традиционные для отечественного планировочного проектирования: показатель величины территории университетского комплекса, приходящейся на 1 ООО студентов (дневного

обучения); количество мест в студенческих общежитиях; обеспеченность учебно-лабораторными, жилыми площадями на одного студента; мощность объектов общественного питания и т. д.

В связи с новыми тенденциями в использовании личного автотранспорта сотрудниками и студентами в учебных и трудовых целях и в связи с приближением уровня автомобилизации населения в России к показателям развитых стран, одним из важнейших планировочных показателей является обеспеченность местами временного (и постоянного) хранения автомобилей.

Заключение

Поскольку данная командировка преследовала задачи ознакомления с общими принципами организации крупных университетов США и не была специальной, посвященной изучению практики проектирования и строительства университетских комплексов, дать развернутое сравнение показателей не представляется возможным. Однако, используя косвенные данные и представленные документы, можно сделать следующие выводы:

• особенности федеральной организации управления и самостоятельности штатов обусловили отсутствие единых нормативных документов в области архитектурно-строительного проектирования университетских комплексов;

• университеты в большинстве случаев сами решают вопросы развития материальной базы и обеспечения пространственными ресурсами, исходя из собственных (и привлеченных) возможностей и сложившихся представлений об оптимальности пространственного обеспечения;

• существуют параметрические границы оптимальности пространственного обеспечения деятельности (учебной, научной и т. д.), которых придерживаются администрации, проектировщики, и которые могут быть рекомендованы «университетскими системами» -объединенными органами управления университетской деятельностью в данном штате.

Выявленные данные, приведенные к отечественным показателям в метрической системе, представлены в таблицах 1 и 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.