Научная статья на тему 'Особенности формирования компетенций студентов филологических специальностей средствами свободного программного обеспечения'

Особенности формирования компетенций студентов филологических специальностей средствами свободного программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТ-ФИЛОЛОГ / СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / COMPETENCE / STUDENTS-PHILOLOGIST / FREE SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Билялова Лилия Ремзиевна, Газиев Эскендер Линурович, Ситшаева Зера Зекерьяевна, Узаков Тимур Константинови

Рассматриваются некоторые аспекты формирования профессиональных компетенций студентов-филологов в процессе изучения дисциплины «Новые информационные технологии». В качестве формирующих технологий предлагается использовать свободно распространяемые прикладные компьютерные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования компетенций студентов филологических специальностей средствами свободного программного обеспечения»

o ИК-термометр своими руками

o Инфракрасный датчик наличия крупных животных

o Охранная система для офиса и квартиры на базе Arduino

o Радиочастотное (RFID) устройство

o Генератор сигналов на Arduino

o Осциллограф на Arduino

o Управление лампами через смартфон

o Система управления приборами 220В со смартфона

o Светодиодные часы на Ардуино

o Управление светодиодной лентой на Ардуино

o Кодовый замок на Arduino

o Светодиодная матрица 9x9

o 3D интерфейс ввода на Arduino

o Сенсорная панель управления

o Управление пьезодвигателями грубого перемещения в сканирующих туннельных микроскопах

В заключение следует отметить, что использование Arduino и модульных платформ существенно повысило качество обучения и мотивацию студентов.

Литература

1. Маршалов О. В., Зиязов В. Г., Хисматуллин Ю. О. Опыт применения Arduino в учебном процессе по направлению подготовки 09.03.04 «Программная инженерия» / [Электронный ресурс] Universum: Технические науки, выпуск номер 7(19). - Режим доступа: http://ores.su/ru/journals/universum-tehnicheskie-nauki/2015-nomer-7-19/a203798 (дата обращения: 27.11.2015).

Особенности формирования компетенций студентов филологических специальностей средствами свободного программного обеспечения Билялова Л. Р.1, Газиев Э. Л.2, Ситшаева З. З.3, Узаков Т. К.4

1Билялова Лилия Ремзиевна /Bilyalova Liliya Remzievna -кандидат географических наук,

доцент;

2Газиев Эскендер Линурович / Gaziev Eskender Linurovich - кандидат физико-математических

наук, преподаватель;

3Ситшаева Зера Зекерьяевна /Sitshaeva Zera Zekeryaevna - кандидат физико-математических

наук, доцент;

4Узаков Тимур Константинови / Uzakov Timur Konstantinovich - преподаватель, кафедра математики, инженерно-технологический факультет, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: рассматриваются некоторые аспекты формирования профессиональных компетенций студентов-филологов в процессе изучения дисциплины «Новые информационные технологии». В качестве формирующих технологий предлагается использовать свободно распространяемые прикладные компьютерные программы.

Abstract: some aspects of students-philologists professional competences development in the process of IT studying are considered. As a form of technology are encouraged to use open source software applications.

Ключевые слова: компетенция, студент-филолог, свободное программное обеспечение.

Keywords: competence, students-philologist, free software.

УДК 372.8+378.147

Профессионализм выпускника филологического направления определяется, в частности, как готовность «осуществлять письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований (обзоров, аннотаций, рефератов, библиографий)» (см. [5]); сбор, переработку, хранение языковой и литературной информации с использованием новых информационных технологий; осуществлять межличностную коммуникацию в виртуальной форме. Речь идет о компетенциях ОК-5, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ОПК-6.

Цель данной работы - обсудить отдельные технологические аспекты формирования этих умений в процессе изучения дисциплины «Новые информационные технологии» с использованием свободно распространяемых прикладных компьютерных программ.

Анализ регламентированных Федеральным образовательным стандартом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных способностей будущих филологов показывает, что способность к коммуникации в письменной и виртуальной форме для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий, как и способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно -коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности, формируются, в том числе, и в процессе овладения современными информационными технологиями (см. табл. 1).

Таблица 1. Выбор формирующих программных технологий

Компетентность Формируемые умения Технология

Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Создавать различные типы текстов Текстовый процессор OpenOffice.org Writer

Редактировать различные типы текстов

Форматировать различные типы текстов

Комментировать и структурировать различные типы текстов

Работать с поисковыми системами Internet-браузер (Яндекс .Браузер, Opera, Mozilla Firefox)

Использовать технологии информационной безопасности Архиватор(7^р, FreeArc) Антивирус (AviraFreeAntivirus, Avast! Free Antivirus)

Опишем последовательность образовательных этапов и их содержательное наполнение для приведенных в табл. 1 целевых умений.

Квалификация филолога связана с выполнением обработки текста, которую можно успешно осуществлять с использованием свободно распространяемых программ [2, 3, 4]. Традиционная последовательность обучения работе с текстовыми документами предполагает следующие этапы: создание документа, ввод и редактирование текста, форматирование, применение специальных возможностей (вставка сносок и примечаний, создание оглавления и указателей, проверка орфографии).

На этапе создания документа целесообразно освоить различные инструменты меню Вид (Разметка печати, Линейка, Строка состояния, Границы текста, Панели инструментов, Масштаб) для настройки отображения документа. Важным моментом изучения возможностей текстового процессора OpenOffice.Writer (далее -

ТП) является установка параметров его работы на соответствующих вкладках диалогового окна, открывающегося командой Сервис ^ Параметры ^ OpenOffice. Writer. Среди многочисленных установок следует обратить внимание обучаемых на команды вкладки Настройки языка, таких как Автоматически проверять орфографию и Автоматически проверять грамматику.

Ввод текста с клавиатуры следует сопровождать освоением таких возможностей ТП, как Автотекст и Автозамена, позволяющими автоматизировать операции при наборе текста, в частности, предлагать автоматическое дополнение вводимого слова, исправлять некоторые типичные ошибки, производить замену аббревиатуры на полное название.

На этапе обучения операциям форматирования рекомендуется акцентировать внимание студентов на том, что набор доступных действий, в частности, контекстное меню, зависит от точного понимания и выбора объекта форматирования. Так, следует поэтапно выполнить действия по начальной установке параметров страницы на вкладках диалогового окна Стиль страницы, параметров абзаца и символов - на вкладках окон Абзац и Символы меню Формат или с помощью соответствующего инструментария панели Форматирование.

Повысить эффективность деятельности по форматированию документа можно, научившись использовать и изменять имеющиеся стили, а также создавать собственный стиль страницы, абзаца, символа, списка.

Опыт показывает, что зачастую студенты ошибочно используют разрыв строки (который осуществляется сочетанием клавиш Shift+Enter) вместо завершения абзаца (производится клавишей Enter), что в последующем приводит к неверному выполнению многих операций по форматированию абзаца. Разобраться с этой проблемой, а также осуществить преподавателю контроль правильности и эффективности выполнения операций над текстом можно с использованием пиктограммы Непечатаемые символы панели инструментов Стандартная.

Умение управлять межсимвольным интервалом, которое осуществляется последовательностью команд Формат^ Символ ^ Положение ^ Интервал, оказывается полезным, например, при подготовке научной работы к публикации.

Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности проявляется, в частности, в умении структурировать текст, оформлять библиографические описания и ссылки, создавать оглавление и предметные указатели, рецензировать текст, добавлять сноски и примечания, подготовке текста для размещения на интернет-ресурсах. Важную роль в этом играет освоение возможностей ТП.

Любой упорядоченный текст, содержащий перечисление однородных элементов (фрагментов), например, при оформлении списка литературы, удобно представлять в виде маркированных, нумерованных, многоуровневых (структурированных списков). В ТП для оформления текста в виде списка следует использовать соответствующие инструменты панели Форматирование или последовательность команд Формат ^ Маркеры и нумерация. Множество допустимых операций по форматированию списков оказываются доступными на шести вкладках окна Маркеры и нумерация. В частности, на вкладке Структура можно выбрать отображение многоуровневого списка, наиболее подходящее для представления списочной структуры в конкретной практической ситуации. Свободное умение оперировать со списочными структурами позволит будущему специалисту уверенно работать с текстами любой сложности.

Сложным структурным элементом объемных документов (реферата, курсовой или дипломной работы, научного отчета, брошюры) является оглавление, грамотная организация которого дает представление о содержании и качестве всего документа в целом. Поэтому необходимо выделить учебное время на обучение средствам создания оглавления с помощью команд Вставка ^ Оглавление и указатели для

текста, в котором предварительно созданы структурные элементы с использованием встроенных стилей заголовков.

Еще одно полезное средство - функция обзора исправлений, которая позволяет фиксировать добавление, удаление, изменение текста и его оформления, она запускается последовательностью команд Правка ^ Изменения^ Запись / Показать. Это необходимо, например, в случае, если документ разрабатывается несколькими авторами и/или процесс коммуникации осуществляется в виртуальной среде, когда важно отслеживать внесенные соавторами исправления. При окончательной правке документа по каждому внесенному исправлению необходимо решение Принять его или Отклонить. Освоенные в процессе обучения навыки использования функции обзора исправлений могут оказаться полезными при длительной работе над одним и тем же документом или организации коллективной работы при подготовке документации.

С учетом профиля подготовки важно акцентировать внимание студентов на возможностях ТП, позволяющих им осуществлять выполнение профессиональных задач. Представляется полезным обучение некоторым специальным возможностям ТП по оформлению и рецензированию документа, таким как вставка сносок и примечаний.

В заключение добавим, что современные информационные технологии, открывающие новые возможности для обработки и анализа текстов, предоставляют широкий спектр средств создания, поиска и учета текстовой информации, размещения ее на сетевых ресурсах и передачи с помощью сетевых технологий [1]. Поэтому вопросам информационной безопасности и освоению информационно -поисковой деятельности необходимо уделять достаточное внимание. Опыт показывает, что этот учебный материал можно вынести на самостоятельное изучение с использованием свободно распространяемых программ в качестве формирующих образовательных технологий.

Литература

1. Богданова А. В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46 -50.

2. Борисова Л. Г. Профессиональная компетентность филолога в функциональном аспекте // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2007. № 4. С. 63-65.

3. Вигурский К. В., Пильщиков И. А. Филология и современные информационные технологии (К постановке проблемы) // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2003. Т. 62. № 2. С. 9-16.

4. Маслинский К. А. Профессиональные задачи филолога и свободное программное обеспечение. [Электронный ресурс]. URL:

http://heap.altlinux.org/pereslavl2006/maslinsky/abstract.html (дата обращения: 14.11.2015).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450301_Filologia.pdf (дата обращения: 12.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.