VII Международная научно-практическая конференция
УДК 373.21
Колесникова Анастасия Сергеевна Kolesnikova Anastasiya Sergeevna
Студент Student
Новосибирский государственный педагогический университет
Novosibirsk state pedagogical university
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
FEATURES OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOLERS DURING A FOREIGN LANGUAGE LEARNING:
THEORETICAL ASPECT
Аннотация : Данная статья посвящена особенностям формирования коммуникативной компетенции детей в старшем дошкольном возрасте на иностранном языке: причины сензитивности этого периода относительно формирования коммуникативной компетенции, описание некоторых проблем обучения иностранным языкам в прошлом и в современном мире, конкретизирование способов организации занятий иностранному языку относительно развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Abstract: Following article is devoted to the features of the formation of communicative competence of preschoolers during learning a foreign language: the reasons of the sensitivity of this age period concerning formation of communicative competence, a description of some problems of teaching foreign languages in the past and in the present, concretizing the methods of teaching a foreign language in relation of communicative competence development of preschoolers.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, иностранные языки, коммуникативная компетенция, коммуникация, речь.
Key words: preschoolers, foreign languages, communicative competence, communication,
speech.
К детям старшего дошкольного возраста относятся, по периодизации Д. Б. Эльконина, дети пяти-семи лет [6, с. 60-61]. Данный возраст является одним из
VII Международная научно-практическая конференция самых благоприятных периодов формирования коммуникативной компетенции,
так как именно этот период является сензитивным в отношении развития таких
психических познавательных процессов, как память, внимание, мышление, и их
развитие способствует завершению формирования всех форм устной речи
ребенка, которые присущи взрослому человеку [4, а 20-38]. Однако, изучение
иностранного языка дошкольниками долгое время не считалось необходимым и,
наоборот, даже вредным в отношении развития речи на родном языке. Это
привело к некоторым последствиям, приведенным ниже.
В исследовании мы опирались на определение дефиниции «коммуникативная компетенция», которое принадлежит О. В. Ишаевой и О. Ю. Ананьину: «Коммуникативная компетентность - интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица», внутри которого содержатся некоторые составляющие данного явления [3].
Первого марта 2020 года был проведен опрос относительно изучения иностранных языков людьми разных поколений. Целью опроса было выявить направления обучения иностранным языкам и его эффективность на территории Российской Федерации. Опрос содержал следующие вопросы: возраст участника; возраст, в котором участник начал изучать иностранный язык; причины начала изучения языка; с чего началось обучение иностранному языку; уровень знания языка в данный момент (по ощущениям или подтверждённый уровень); изучал ли участник иностранный язык дополнительно вне школы и по каким причинам; считает ли участник, что его обучение в детском возрасте было эффективным.
По данным проведенного опроса, в котором приняли участие семьдесят семь человек разной возрастной категории (от четырнадцати до пятидесяти пяти лет) из нескольких городов России, - старший дошкольный является третьим по
VII Международная научно-практическая конференция популярности возрастом (12%), в котором детей направляют на изучение языка
впервые. Также, довольно часто дети начинают учить язык с первых классов
начальной школы, упуская важный для развития как психических, так и
физиологических особенностей, период, который поспособствовал бы
пониманию нового для ребенка языка.
Объединяет эти две группы то, что подавляющее число опрошенных, особенно тех, которые начали учить язык в школе, на момент их детства начинали с алфавита (71%), правил грамматики, чтения и письма (52%). В то время как устной частью занимались далеко не в первую очередь (10%). Как результат, более пятидесяти процентов, опрошенных считают себя не в состоянии заговорить на иностранном языке, упоминая свои более сильные стороны. Например, понимание содержания иностранных текстов или некоторые правила грамматики. Процент людей, способных полноценно понимать иностранную речь также не велик. В связи с этим был бы необходим поиск методов, которые способны развивать коммуникативную компетентность при изучении языка, начиная с дошкольного возраста, когда буквы и чтение еще не стоят на первом месте.
На каждой ступени дошкольного периода требуются свои методы и приёмы обучения, которые основываются на особенностях данного возраста, так как именно с помощью них можно простроить обучение так, чтобы оно было наиболее полезным для ребенка. То же самое происходит касаемо коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетенции дошкольника затрагивает, также, множество других областей развития и способствует его всестороннему развитию. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, то есть на повышение концентрации произвольного внимания, на развитие умственной активности ребенка, развитие воображения и произвольной памяти и тому подобное - это то, что диктует нам принцип развивающего обучения. Однако важно понимать, что даже если взрослый направляет его в русло развития всех
VII Международная научно-практическая конференция способностей, не всегда ребенок, в силу своего возраста, может поддаться этому направлению. Поэтому большую роль здесь играет баланс.
Существует множество подходов и методик обучения английскому языку детей на ступени дошкольного образования: ассоциативный, коммуникативный, аудиолингвальный и аудиовизуальный, метод погружения и т. д. Общими их особенностями являются изучение языка в игровой форме, наглядное представление материала (с помощью игрушек, предметов, действий), акцент на коммуникацию, то есть использование слов и простых конструкций в своей речи и распознавание их в чужой. Дошкольники начинают изучение английского языка не с букв и грамматики, а со звуков, слов и звучащей речи [1, с. 57-58].
В силу наибольшего фонетического развития детей старшего дошкольного возраста мы можем обозначить, что на каждом занятии рекомендуется к проведению фонетическая зарядка. В этом могут помочь различные сказки, песни, стихи и сценки на иностранном языке. Детям следует не только слушать, но и произносить некоторые фразы и выражения. В виду быстрой физической утомляемости детей этого возраста особенно эффективным будет использование фонетической зарядки с несложными двигательными элементами.
Игровая деятельность является ведущей в течение всех занятий. Игры могут быть различны по содержанию и формам, но каждая из них должна включать в себя материал изучаемого языка и быть полезной для лингвистического развития ребенка.
Существуют различные рекомендации к использованию интерактивных средств. Рекомендованный возраст для их использования - от пяти лет. Это связано с формированием наглядно-образного мышления и использования ярких элементов в таких программах [2, с. 34-43].
Детям старшего дошкольного возраста рекомендовано изучать преимущественно устную речь иностранного языка, так как из-за особенностей возраста ребенку старшего дошкольного возраста намного легче воспринимать её, нежели знаковую систему, а значит, ему проще разговаривать, чем читать или писать. Новообразования памяти помогают ребенку стремительно пополнять
VII Международная научно-практическая конференция свой словарный запас, в который входят не только отдельные слова, но и
выражения. Большинство из них запоминается непроизвольно, поэтому важно не
нагружать ребенка и родителей списком слов «чтобы учить дома», а как можно
чаще употреблять новые слова и выражения из занятия в занятие. Таким образом,
эти слова и выражения останутся в памяти ребенка.
Относительно возможностей обучения иностранному языку, ребенок старшего дошкольного возраста способен повторять целостные выражения, меняя их содержание в соответствии с целью высказывания. Может вычленять понятную и актуальную информацию из стихов и песенок и прочих произведений, чтобы потом использовать в речи. Ему нравится играть в речевые игры, в которой он может дать ответ на вопрос в воображаемой ситуации, варьировать содержание предложений, выбирать картинку по красочному интонационному и лексическому описанию. Способен выполнять даже многошаговые, сложные для него инструкции, если в него включен элемент творчества и фантазирования. Может поддержать несложный короткий диалог на иностранном языке в сюжетно-ролевой игре. Также он может сформулировать свои предпочтения, используя легкие конструкции (люблю-не люблю, плохой-хороший, нравится-не нравится и т.д.), иногда даже отчасти может обосновать их. Может сравнивать картинки или предметы между собой. Ребенок пяти-семи лет может воспринимать предложение не только фрагментально, но и целостно. Дети данного возраста очень ценят творчество [5, с. 42-43].
Таким образом, на основе проведенного анализа научной литературы и опроса по проблеме формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке у дошкольников, были выявлено, что дети, начиная обучаться языку (особенно дети школьного возраста), первым делом изучают письменную сторону языка, мало уделяя внимание устной, по причине чего коммуникативная компетенция формируется не в полной мере; старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для изучения иностранного языка, особенно разговорной речи, так как дети этого возраста еще не так хорошо знакомы со знаковыми системами (с письменной речью). Были
VII Международная научно-практическая конференция определены специфические особенности изучения иностранного языка детьми
дошкольного возраста - повторять целостные выражения, вычленять актуальные
для ребенка в этот момент лексические единицы из художественных
произведений, способности к речевым и сюжетно-ролевым играм на
иностранном языке; а также выявлены общие особенности обучения детей
старшего дошкольного возраста - направленность на устную речь, обучение
исключительно в процессе игры, наличие сменяемости видов деятельности,
использование интерактивных средств обучения. Все проанализированные
особенности детей могут помочь при выстраивании их обучения иностранным
языкам с целью направить этот процесс на формирование коммуникативной
компетенции на иностранном языке.
Библиографический список:
1. Дмитриева У.М., Кузнецова М.В. Обучение детей дошкольного возраста английскому языку: обзор методик и проблема диагностики. Вестник педагогических инноваций. 2019. № 2 (54). С. 57-67.
2. Жуков В. К., Андреев В. И., Капилевия Л. В. Педагогика и психология: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Томск. политех. ун-та, 2008. 139 с.
3. Ишаева О. В., Ананьин О. Ю. Понятие коммуникативной компетенции в отечественной лингвистике // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №2. С. 188-191.
4. Копосова Т. С., Лукина С. Ф., Звягина Н. В. Возрастная психофизиология: учебник-методическое пособие. Архангельск: САФУ, 2015. 164 с.
5. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностранные языки». М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. 210 с.
6. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1994. 168 с.