Научная статья на тему 'Особенности формирования информационной компетентности обучающихся на основе использования тренинг-работ в ходе изучения информационных технологий'

Особенности формирования информационной компетентности обучающихся на основе использования тренинг-работ в ходе изучения информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова О.Н.

В настоящее время большое внимание уделяется организации учебного процесса. Особое внимание уделяется изучению информационных технологий в гуманитарном вузе. В данной работе предлагается внедрить в учебный процесс технологию тренинг-работ, которые нацелены на тренировку умений и навыков решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахарова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования информационной компетентности обучающихся на основе использования тренинг-работ в ходе изучения информационных технологий»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х

УДК 37.012.7

О.Н.Сахарова

канд.техн.наук, доцент ТИУиЭ E-mail: o.sakharova@tmei.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГ-РАБОТ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В настоящее время большое внимание уделяется организации учебного процесса. Особое внимание уделяется изучению информационных технологий в гуманитарном вузе. В данной работе предлагается внедрить в учебный процесс технологию тренинг-работ, которые нацелены на тренировку умений и навыков решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий.

Ключевые слова

Информационные технологии, информационного общество, информационная компетентность

обучающихся.

В современной экономике профессионализм выпускника ВУЗа определяется не умением качественно выполнять свою работу на высоком уровне, а способностью к постоянному самообразованию. Исполнительский труд также достаточно высоко цениться, однако он позволяет поддерживать показатели экономической эффективности предприятия лишь на одном стабильном уровне, исключая при этом возможность его развития. На современном рынке труда работодатели все чаще указывают на такое качество будущего сотрудника, как «креативность», т.е. способность в нестандартному мышлению. Множество российских компаний сегодня предлагают для специалистов и менеджеров высшего и среднего звена большой спектр различных тренингов, целью которых является развитие творческого мышления и создание «креативной среды» в компании для интенсивной разработки и внедрения инноваций. Поиск новых идей для более эффективного использования ограниченных ресурсов, расширения производственных возможностей предприятий, создания новых видов или усовершенствования имеющихся товаров и услуг, технологий крайне необходим и важен в условиях инновационной и высококонкурентной среды. В настоящее время квалификация работника определяется не только его образованием, знанием и опытов, но и творческими способностями. Творческий потенциал персонала становится одним из критериев экономического успеха организаций, стремящихся к длительному существованию и развитию. В таких условиях экономически значимыми оказываются не только знания и опыт, но и воображение, гибкость мышления, способность генерировать новые идеи и решать нестандартные задачи. Творчество сегодня становится основным конкурентно способным преимуществом современного бизнеса, важным экономическим ресурсом и условием интенсивного развития информационной экономики.

Развитие современной цивилизации стоит на пути формирования информационного общества, возникновение которого неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация. Определение феноменов информационного общество неразрывно связано с такими терминами как данные, информация, знания, грань между которыми достаточно размытая.

Данные - это элементарные описания предметов, событий, действий и трансакций, которые записаны, классифицированы и сохранены, но не организованы для передачи какого-либо особенного смысла. Не все данные могут быть трансформированы в информацию. Например, совокупность статистических данных, представляющих собой набор цифр, могут превратиться в информацию только при условии их квалифицированного анализа, без выполнения этого условия они так и останутся набором цифр.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_

Понятие информация в переводе с латинского означает разъяснение, изложение, осведомленность, и является одним из наиболее общих понятий науки, обозначающих некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, которые организованы в смысловые формы так, что они имеют значение или ценность для получателя. Фактически информация представляет собой систематизированный, структурированный поток данных, используемый для осуществления деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек работает с большими объемами информации, и только часть, которой в процессе творческого преобразования превращается в формализованное знание.

Знание - структурированная и систематизированная информация, предназначенная для решения определенных задач или обеспечения жизнедеятельности человека. существенные различия между информацией и знаниями могут быть определены по трем основным направлениям (институты мимни-экономики знаний):

Создание знаний, т.е. формирование новых идей происходит в непрерывном информационном обмене, проходя основано на умении творчески работать с информацией, т.е. ее находить, усваивать, обрабатывать. Это неотъемлемое качество каждого члена общества нового типа принято называть информационной культурой, формирование которой основано на формировании информационной компетентности.

Построение информационного общества - общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы -знаний, невозможно без формирования информационной компетентности всех его членов на уровне образовательного процесса.

Под информационной компетентностью понимается интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно -коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств. Фактически информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Формирование информационной компетентности включает в себя следующие аспекты: когнитивный, деятельностный, мотивационный (рис.1).

Рисунок 1 - Структурные составляющие информационной компетентности

Когнитивный аспект подготовки включает интегративный тезаурус дисциплин информационной направленности и предусматривает знание студентами принципов обработки информации и работы компьютерной техники, основных программных продуктов, используемых в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности, (например, знать интегрированные пакеты прикладных программ, программные продукты для создания финансовой отчетности, отслеживать новейшие тенденции в области компьютерной техники).

Деятельностный аспект отражает умения в области использования средств информационных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_

технологий, которые студент может продемонстрировать после окончания вуза или определенного курса обучения. В данном блоке можно выделить следующие уровни выполняемой студентами деятельности: инструментальный; коммуникативный; системный.

Мотивационный аспект представляет наибольший интерес для исследования, так как усиление мотивации работает на формирование знаний, умений и отработку навыков. В связи с этим мотивационный аспект подготовки обучаемого должен отражать необходимость формирования таких компетенций, как:

• саморазвитие, самосовершенствование в учебной и профессиональной деятельности;

• стремление к расширению своих знаний в части использования средств информационных технологий при решении профессиональных задач.

Введение в учебные планы и расширение часов на изучение дисциплин, посвященных использованию информационных технологий в профессиональной деятельности в гуманитарных вузах, обусловленным и необходимым фактором в рамках рассматриваемой тенденции формирования информационной компетентности обучающихся. Отдельной задачей ставится поиск и использование новых форм и методов обучения применению информационных технологий для решения профессиональных задач в гуманитарной сфере. Использование классических лекционно-практических и лабораторных работ, безусловно, позволяет организовать учебный процесс на высоком уровне. Однако, выделение профессиональной составляющей и организация занятия в форме решения профессионально-ориентированной задачи, аналогичной реальной жизненной ситуации, позволяет разработать курс, который гармонично вписывается в современные учебные планы третьего поколения.

В данной статье предлагается внедрение тренинг-работ в процесс преподавания информатики и информационных технологий в гуманитарном ВУЗе. В английском языке слово training означает обучение, тренировка. Общепринятого определения понятия тренинг в настоящее время не существует, однако, некоторые авторы определяют его следующим образом. Тренинг - обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме. Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Фактически, тренировать можно разные способности и качества, необходимые для успешной жизни, тренировать можно все: от навыков быстрого чтения до умения принимать правильные решения. Тренинг состоит из двух частей: передачи необходимых знаний и развития навыков. В него обычно включают знакомство и общение в группе, образовательные лекции, ролевые игры, командно- групповые работы. Теоретическая часть тренинга дает возможность получения знаний, а практическая, соответственно, направлена на формирование различных навыков и умений, на основе полученных теоретических знаний.

Использование тренингов в психологии давно зарекомендовало себя как эффективный способ обучения. Однако, В данном случае предлагается использовать тренинг-работы при изучении информатики и информационных технологий в гуманитарном вузе. Тренинг-работа представляет собой активную форму обучения, направленную на формирование навыков работы с информационными технологиями в профессиональной деятельности будущих специалистов гуманитарных специальностей. Тренинг-работа состоит из трех основных частей: изучение теоретического материала, оценка теоретических знаний в форме тестирования и отработка навыков владения технологией. Изучение теоретических знаний включает в себя также два этапа:

1. лекция в аудитории: преподаватель в конце занятия в течении 20 минут читает лекционный материал по теме будущей тренинг-работы;

2. самостоятельное изучение теоретико-практического материала по теме тренинг-работы: обучаемым предлагается дома изучить лекционный материла, представленный в виде текста лекции, презентационного или видео-ролика.

Далее в аудитории студентам предлагается пройти допуск-тестирование к выполнению практической части тренинг-работы. Тестовые задания обычно включают как чисто теоретический материал, так вопросы по алгоритмам работы тех или иных технологий. Тестовая база по каждой тренинг-работе должна включать не менее 20 заданий, в том числе 10-15, посвященных чисто прикладным знаниям. Студенты, выполнившие

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х

более 60% процентов тестовых заданий, считаются допущенными к выполнению технологического задания на освоения прикладной информационной технологии профессиональной деятельности. Итогом проведения занятия является разработанный в процессе обучения продукт профессиональной деятельности обучаемого. Например, при изучении технологии создания больших документов средствами текстового процессора MicrosoftOffice Word итогом проведения четырех часового занятия является созданный студентами направления обучения «Юриспруденция» отчет о защите правовой организации защиты информации.

В дальнейшем, развитием использования в учебном процессе тренинг-работа может быть междисциплинарная работа, оформленная в соответствии с требования ГОСТ и подготовленный к ее защите презентационный ролик. В этом случае, студенты оказываются более мотивированными в выполнении самостоятельного задания, поскольку видят возможности получения необходимых навыков и умений.

Список использованной литературы

1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, «МарТ». - 2005 г. - 357 с

2. Сахарова О.Н. Информационная культура как основа развитии творческого потенциала личности / XVI научно-практическая преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых, ТИУиЭ, сборник докладов, г.Таганрог, 2015 г.

3. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату / Е.В. Сидоренко - СПб : «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007 г. - 11 с.

© Сахарова О.Н., 2017

УДК 797.212

Торопов Андрей Александрович

студент 4 курса колледжа СибГУФК Галеева Ольга Борисовна канд. пед. наук, доцент кафедры ТиМ плавания СибГУФК

г. Омск, РФ e-mail: ogaleeva@mail.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ОШИБОК В ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ БАТТЕРФЛЯЙ У ПЛОВЦОВ

11-12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

В статье дается описание результатов экспертной оценки техники плавания способом баттерфляй у пловцов 11-12 лет на этапе начальной подготовки, где выявлялись ошибки по элементам движений.

Ключевые слова

ошибки, техника плавания, способ баттерфляй, пловцы 11-12 лет, этап начальной подготовки.

Техническая подготовка играет огромную роль в достижении спортивного результата. Она занимает достойное место в системе подготовки юных пловцов.

Под техникой спортивного плавания принято понимать рациональную систему движений, позволяющую достигнуть наиболее высокого результата на соревнованиях [2, с. 7].

Одним из показателей профессионального мастерства тренера является умение анализировать технику движений, видеть положительные и отрицательные моменты, уметь подбирать различные упражнения: как для совершенствования техники, так и для исправления ошибок [1, с. 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.