ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ
УДК 625.7/.8:004.65(571.121)
DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-150-159
В.Н. ЕФИМЕНКО, С.В. ЕФИМЕНКО, И.А. БАШИРОВА,
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО БАНКА ДАННЫХ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОДЗОН НА ТЕРРИТОРИИ ЯНАО
Аннотация. Рассмотрены вопросы обеспечения качества проектирования автомобильных дорог и увеличения их межремонтного периода в течение жизненного цикла за счёт учёта региональных особенностей геокомплекса и дифференциации дорожно-климатического районирования территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Отражены основные принципы формирования информационного банка данных для моделирования элементами географического комплекса при обосновании территориальной целостности и однородности отдельных частей округа в таксономической системе «зона - подзона - дорожный район». Приведены зональные и интразональные признаки геокомплекса, включенные в информационную базу данных.
Ключевые слова: автомобильная дорога, дорожно-климатическое районирование, геокомплекс, зона, подзона, дорожный район, информационная база данных
Для цитирования: Ефименко В.Н., Ефименко С.В., Баширова И.А. Особенности формирования информационного банка данных для уточнения границ дорож-но-климатических подзон на территории ЯНАО // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. № 6. С. 150-159. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-150-159
V.N. EFIMENKO, S.V. EFIMENKO, I.A. BASHIROVA, Tomsk State University of Architecture and Building
DATA BANK FOR ROAD-BUILDING CLIMATIC ZONES IN THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT
Abstract. The paper considers the problem of quality road construction and increasing their inter-repair period during the life cycle with respect to regional climatic conditions and differ-
© Ефименко В.Н., Ефименко С.В., Баширова И.А., 2022
entiation of road-building climatic zones in the Yamalo-Nenets Autonomous District. The main principles of the data bank formation for geographical complex modeling are described for the territorial integrity and homogeneity of individual District parts in the zone-subzone-road district taxonomic system. Zone and subzone signs of the geographical complex are included in the data bank.
Keywords: road, road-building climatic zone, geographical complex, subzone, road, data bank
For citation: Efimenko V.N., Efimenko S.V., Bashirova I.A. Osobennosti formi-rovaniya informatsionnogo banka dannykh dlya utochneniya granits dorozhno-klimaticheskikh podzon na territorii YaNAO [Data bank for road-building climatic zones in Yamalo-Nenets Autonomous District]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2022. V. 24. No. 6. Pp. 150-159. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-150-159
Результаты исследований географического комплекса, проведенных отечественными специалистами в прошлом веке на европейской территории России, были дифференцированы на другие территории страны и легли в основу дорожно-климатического районирования, которое представлено в действующих нормативных документах. Такой подход привёл к тому, что природно-климатические особенности отдельных регионов учтены не до конца, результатом чего является некачественное проектирование транспортных сооружений и, как следствие, снижение их эксплуатационной надёжности, а также увеличение затрат на приведение их в требуемое по условиям движения состояние. Это касается и Ямало-Ненецкого автономного округа, который находится в Арктической зоне Западной Сибири [1].
Согласно карте-схеме дорожно-климатического районирования, представленной в СП 34.13330.2021 [2], Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в I дорожно-климатической зоне. I ДКЗ по площади занимает более 60 % территории страны и является единым географическим целым. Практически вся Восточная Сибирь, северная часть Западной Сибири и северозападные районы европейской части страны включены в I ДКЗ, но природно-климатические условия этих территорий отличны друг от друга.
На Дальнем Востоке [3, 4], в Архангельской и Астраханской областях [5], в Республике Саха и Западной Сибири [6, 7] на данный момент уже были выполнены работы, направленные на уточнение границ дорожно-климати-ческих зон. Связанные с районированием отдельных территорий задачи исследователи решают применительно к проектированию, к строительству и к сезонному содержанию автомобильных дорог на территориях административных образований. Широкому распространению предлагаемых решений по учёту природно-климатических условий территорий при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог препятствует отсутствие:
- единого подхода к выбору признаков геокомплекса для обоснования территориальной целостности и однородности отдельных территорий;
- правил выбора элементов наблюдения и картирования границ;
- единых приёмов сбора и обработки сведений для моделирования территориальным распространением таксономических единиц с применением элементов геокомплекса [6].
Применение таксономической системы «зона - подзона - район» обеспечивает рациональный учёт природно-климатических условий. Для данной схемы уточнения дорожно-климатического районирования главной задачей является выделение таких районов для отдельных регионов страны, в границах которых однотипные дорожные конструкции будут близки по значениям прочности и устойчивости. Если площадь территории исследований велика, то уточнение дислокации границ зон, а также выделение подзон и дорожных районов осуществляют в пределах границ административных образований, после чего производят «сшивку» границ дорожных районов на территориях других административных образований, прилегающих к тем, в пределах которых уже выполнены работы по учёту элементов геокомплекса [1, 8, 9].
Работы по уточнению дорожно-климатического районирования с применением таксономической системы «зона - подзона - район» производят в две стадии. Первая стадия направлена на изучение природно-климатических условий территории исследования, а также на выделение особенности зональных, интразональных и региональных признаков географического комплекса (рис. 1). Группа зональных признаков геокомплекса лежит в основе выделения дорожных зон, группа интразональных признаков - подзон, а региональные факторы - дорожных районов [6, 10].
Рис. 1. Признаки географического комплекса
Первая стадия работ по уточнению дорожно-климатического районирования территории ЯНАО выполнена при поддержке госзадания Министерства науки и высшего образования РФ FEMN-2022-0003.
Методология выделения однородных территорий в таксономической системе единиц «зона - подзона - район» включает в себя три этапа, одним из которых является формирование информационной базы данных для моделирования показателями геокомплекса зонального, интразонального и регионального характеров. На рис. 2 отображены элементы информационной базы данных [11].
Рис. 2. Элементы информационной базы данных для целей дорожно-климатического районирования
При уточнении дорожно-климатического районирования территории Ямало-Ненецкого автономного округа физико-механические свойства грунтов были определены в ходе лабораторных исследований, штамповые испытания грунтов земляного полотна и испытания грунтов на максимальную плотность и оптимальную влажность были произведены во время полевых исследований применительно к опорным пунктам. Опорные пункты были назначены с учётом наличия в районе исследования гидрометеорологических станций. Большую часть информации принимали для тех же опорных пунктов по справочным материалам. Ряд населённых пунктов, расположенных на территории ЯНАО, указан в работе в качестве опорных пунктов. Также за предыдущий этап работы по уточнению дорожно-климатического районирования были собраны данные о годовом цикле изменения температуры и влажности грунтов земляного полотна с постов наблюдений, оборудованных датчиками температуры и влажности грунта специалистами кафедры «Автомобильные дороги» ТГАСУ в 2021 г. Величина испарения с поверхности, используемая для опре-
деления начала периода осеннего влагонакопления, определена с помощью методов математического моделирования.
Продолжительность периода осеннего влагонакопления применяют при определении осенней () и зимней (ЖрИМ) влажности грунта земляного полотна. Начало периода осеннего влагонакопления характеризуется увеличением среднесуточного количества осадков, повышением относительной влажности воздуха, понижением его температуры и увеличением облачности, что по сути определяет преобладание осадков над испарением. Точка пересечения графиков месячных сумм осадков г и испарения Е для осенних месяцев определяет начало периода осеннего влагонакопления.
Профессором И.А. Золотарем была обоснована зависимость для расчёта интенсивности испарения Е [13]:
(
25,5(1 - /200
Е = -
1 +
QR-1,8 • Е
\
и
2,5 ф
(
ех
Р (0,063 • ©200 ) ехР
0,063
QR-1,8 • Е
Л
и
0,5 ф
7,49 + 1п
1 + 1,
-1,8 • Е
' иф,5
и
ф
(1)
где /- среднемесячная относительная влажность воздуха, выражаемая в долях единиц; и ф - среднемесячная скорость ветра на высоте флюгера, м/с2; 9 - среднемесячная температура воздуха, °С; ^ - радиационный баланс.
Радиационный баланс ^ можно измерить, используя данные метеорологических станций, или вычислить его величину, располагая данными по альбедо поверхности у, суммарной радиации £0 и эффективному излучению /0 при безоблачном небе, а также при действительных условиях облачности в N баллов (^ и соответственно), температуре 9 и средней облачности п [14].
Величину вычисляют по формуле
QR = 3,34 • ^ -1
1м ■
(2)
где ^ - суммарная радиация при действительных условиях облачности, определяемая по формуле (3); - эффективное излучение при действительных условиях облачности, определяемое по формуле (4).
^ = (1 -(1 - к))п, (3)
где п - среднемесячная облачность N баллов, выражаемая в долях единиц; к -коэффициент, показывающий, какая доля солнечной радиации, поступающей на верхнюю границу облаков, доходит до земной поверхности при наличии полной облачности.
1м = 70 (1 - с •п),
(4)
где с - коэффициент, зависящий от географической широты местности.
Подставив формулы (3) и (4) в формулу (2), получим для определения радиационного баланса формулу
= 3,34 [ Я0 (1 -(1 - к )) п]-/0 (1 - с • п ).
(5)
На основании схемы, которая характеризует последовательность вычисления величины испарения [6], сотрудниками кафедры «Автомобильные дороги» ТГАСУ был разработан оригинальный программный продукт [15], позволяющий установить величины испарения с поверхности грунтового основания для опорных географических пунктов на территории исследования.
За конец периода осеннего влагонакопления профессор И.А. Золотарь в своей работе [13] предложил принимать дату наступления среднесуточной температуры 0 °С, приводимую в метеорологических справочниках. Однако в настоящее время единой методики определения конца периода осеннего влагонакопления нет.
Установление начала периодов осеннего влагонакопления для населённых пунктов, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, выполнено графоаналитическим методом. На рис. 3 представлен график для определения начала периода осеннего влагонакопления для г. Тарко-Сале, данные для построения этого графика указаны в таблице.
г. Тарко-Сале
15,0
К,0
13.0
12.0
11.0
£ к 10,0
к/ 9,00
8,00
700
в-а Е "3 6,00
5: 5.00
1,00
3.00
2,00
1.00
0.00
-----•..... * ■
•Г
13.08
V VI VII 111 IX X
-*■ Осадки г, см Испарение Е. сп
Месяцы
Рис. 3. График для определения начала периода осеннего влагонакопления для г. Тарко-Сале Данные для построения зависимостей испарения и осадков от месяца
Пункт расчёта Географическая широта пункта расчёта, град северной широты Месяц Осадки, см Испарение, см
Тарко-Сале 64°54'57" VI 6,2 9,91
VII 6,7 11,08
VIII 6,7 6,2
IX 7 2,52
Первая редакция информационной базы данных, прошедшая государственную регистрацию [12], выполнена при поддержке НП «Центр освоения
Арктики» № 1-3.1/2022/22093н. Она содержит сведения о признаках геокомплекса и физико-механических свойствах грунтов, характерных для территории ЯНАО. База данных представлена в виде книги в Excel, первый лист который выступает своеобразным содержанием базы и носит информационный характер. На нём представлены:
1) картографические материалы: карта округа; карта расположения постов, оборудованных датчиками температуры и влажности грунта; две карты с расположением метеостанций (на одной указаны метеостанции, по которым взяты справочные данные, на второй - действующие в настоящее время метеостанции);
2) таблицы с кратким описанием расположения метеостанций; с описанием месторасположения установленных датчиков и привязкой их к метеостанциям; с информацией о местах отбора проб грунтов земляного полотна;
3) перечень приведённых в базе выборок, которые включают в себя сведения о средних величинах исследуемых показателей природных и климатических условий за тридцатилетний период наблюдений.
Кроме этого, база содержит сведения о направлении ветров для января и июля, полученных от действующих на территории ЯНАО метеорологических станций, а также результаты расчёта значений модулей упругости грунтов земляного полотна, подстилающих дорожную одежду [1]. В настоящее время, кроме сведений о годовом цикле изменения температуры и влажности грунтов земляного полотна, база данных была дополнена следующими показателями: величина испарения, величина максимальной плотности и оптимальной влажности грунтов земляного полотна.
Первая версия информационной базы данных содержит в себе сведения:
- о физико-механических свойствах грунтов;
- средней месячной и годовой температурах воздуха и поверхности почвы, средней минимальной и максимальной температурах воздуха, абсолютных минимумах и максимумах температуры воздуха, средней из абсолютных минимумов и абсолютных максимумов температуры воздуха, средней месячной температуре почвы на различных глубинах (по коленчатым термометрам);
- датах первого и последнего заморозка, продолжительности безморозного периода в воздухе;
- средней месячной и годовой скорости ветра, максимальной скорости и порывах ветра по анеморумбометру и флюгеру;
- среднем месячном и годовом атмосферном давлении на уровне моря и на уровне станции, максимальном и минимальном атмосферном давлении на уровне станции;
- месячном и годовом количестве осадков с поправками на смачивание, месячном и годовом количестве жидких, твёрдых и смешанных осадков;
- средней, наибольшей и наименьшей декадной высоте снежного покрова по постоянной рейке, среднем из максимальных и максимальном приростах высоты снежного покрова за сутки, числе дней со снежным покровом, датах появления и схода снежного покрова, образования и разрушения устойчивого снежного покрова;
- среднем и наибольшем числе дней с туманом, грозой, метелью и градом;
- среднем и наибольшем числе дней с обледенением проводов гололедного станка, а также с обледенением по визуальным наблюдениям.
Для более быстрого определения минимальных и максимальных значений показателей, приведённых в информационной базе данных, для большинства таблиц применяли условное форматирование цветом, что помогло упростить анализ климатических условий территории исследования. На рис. 4 в качестве примера приведена таблица с информацией о средней месячной и годовой температуре воздуха на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь красным цветом выделено максимальное значение температуры, а синим - минимальное.
V. ,1,1 м Средняя месячная н годовая температура возд ха, С0
Р I II III IV V VI VII VIII К X XI XII год
1. Тазовское -27.0 -27,0 -22,1 -13,2 -4,9 5,6 14.0 10,6 4,5 -6,8 -18,6 -23,7
2 2. Ра-Из -19.1 -19.0 -16.6 -10.6 -5.9 2.0 8.5 5,9 -0 1 -8.2 -13.8 -16.4 -7.8
3. 3. Ныда -24.6 -25,3 -19.4 -11.0 -3.6 5.8 13.9 10.8 5 2 -5.1 -16.3 -21.6 -7.6
4. 4. Сидоровск -27.7 -26.9 -19,4 -11,0 -3,3 8,1 15.4 11,2 4 8 -7,1 -19.8 -24,8 -8,4
< 5. Салехард. ГМО -24,5 -23,4 -18.6 -10,2 -1,9 7,3 13.3 10.9 4 9 -4.6 -15.6 -21.5 -7,0
6. 6. Полуй -24.0 -23.2 -16.1 -7.9 -0.7 8.5 14.8 11.0 5 0 -5.3 -16.1 -21.0 -6.3
7. 7. Уренгой 26,4 26,4 -19,2 -10,3 -2,6 8,4 15.4 11,3 5 2 -6,3 -18,2 -24,0 -7.8
8. 8. Пнтляр -23.3 -22.6 -16.4 -6,6 0,3 9.2 14.8 11,8 5 9 -3,7 -14.5 -20.4 5,5
9. 9 Надым -24.5 -24.0 -16.8 -8.8 -1.0 8.8 15.5 11.4 5 6 -5.4 -16.1 -21.9 -6.4
10. 10. Мужи -22.2 -21,4 -15.5 -6.0 0.7 9,5 14.8 11.9 5 9 -3,2 -13.1 -19.6 -4.9
11. 11. Тгджо-Сале -25,1 24,4 -18,0 -8,1 -0,7 9,8 15,8 12,0 6 0 -5.0 -16,8 -23,1 -6,5
12. 13. Толька -25.3 -24.7 -16.3 -6.9 0.8 11.0 16.6 12.2 6 2 -4.9 -17.7 -23,8 -3.7
13. 18. Хапесовая -25,0 -23,3 -15.1 -7,7 0,2 10.7 16.8 12.3 6 6 -5.1 -15.9 -21,9 -5.6
Рис. 4. Пример форматирования таблиц, входящих в информационную базу данных
Представленная в работе версия информационной базы данных прошла государственную регистрацию [12]. Она была сформирована на основе справочной литературы, а также полевых и лабораторных исследований. В настоящее время базу данных продолжают формировать, используя как методы математического моделирования, так и новые результаты лабораторных исследований. На предстоящих этапах выполнения работы по уточнению дорожно-климатического районирования база данных станет основой для моделирования элементами геокомплекса с целью выделения границ дорожных подзон и районов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, который относится к I дорожно-климатической зоне.
Библиографический список
1. Зголич И.А. Разработка информационной базы данных для целей дорожно-климатического районирования территории ЯНАО // Избранные доклады 68-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск, 2022. С. 149-152.
2. СП 34.13330.2021. Автомобильные дороги / Минстрой России. Москва, 2021. 94 с.
3. Ярмолинский А.И., Пугачев И.Н., Пичкунов А.П., Елизарова О.И. Дорожно-климатическое районирование Сахалинской области / гл. ред. Л.А. Суевалова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет». Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. 241 с.
4. Ярмолинский А.И., Ярмолинский В.А. Проектирование конструкций автомобильных дорог с учетом природно-климатических особенностей Дальнего Востока. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2005. 197 с.
5. Боровик В.С., Боровик В.В., Круглов А.Г. Методика регионального дорожно-климати-ческого районирования на примере Астраханской области // Вестник Волгоградского
государственного архитектурно-строительного университета. Серия: «Строительство и архитектура». 2007. № 8. С. 58-62.
6. Ефименко С.В. Развитие теоретических положений учета особенностей признаков геокомплекса при формировании региональных норм проектирования автомобильных дорог. Т. 1: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Ефименко Сергей Владимирович. Томск, 2016. 280 с.
7. Бадина М.В. Обеспечение качества проектирования дорожных конструкций на основе учёта региональных природно-климатических условий (на примере Западной Сибири) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Бадина Мария Владимировна. Омск, 2009. 25 с.
8. Афиногенов О.П., Ефименко С.В., Афиногенов А.О. Совершенствование методов проектирования автомобильных дорог на основе дифференциации районирования. Кемерово :
000 «Офсет», 2015. 364 с.
9. Ефименко С.В., Черепанов Д.Н. Методические аспекты регионального уточнения простирания линий границ дорожно-климатических зон // Вестник МГСУ. 2013. № 6. С. 214-222.
10. Ефименко С.В., Ефименко В.Н., Бадина М.В. и др. Учёт особенностей распространения геокомплексов при территориальной организации дорожно-климатического районирования // Автомобильные дороги и мосты : сб. ФГУП «РОСДОРНИИ». Москва, 2014. № 31. С. 42-52.
11. Efimenko V.N., Efimenko S. V., Sukhorukov A. V. Accounting for natural-climatic conditions in the design of roads in western Siberia // Sciences in Cold and Arid Regions. 2015. August. V. 7. I. 4. P. 307-315. DOI: 10.3724/SP.J.1226.2015.00307
12. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022621557. Показатели элементов геокомплекса Ямало-Ненецкого автономного округа / Ефименко С.В., Ефименко В.Н., Зголич И.А., Сиволап В.Е., Чарыков Ю.М., Трофимов А.Э., Чурилин В.С., Сухоруков А.В. ; заявитель и правообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет ; заявл. 05.05.2022 ; опубл. 01.07.2022. 1 с.
13. Золотарь И.А., Пузаков Н.А., Сиденко В.М. Водно-тепловой режим земляного полотна и дорожных одежд. Москва : Транспорт, 1971. 416 с.
14. Сухоруков А.В. Обоснование региональных расчётных значений характеристик глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд в условиях Западной Сибири : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Сухоруков Алексей Владимирович. Омск, 2017. 166 с.
15. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014612694 Российская Федерация. Определение величины испарения с поверхности грунтового основания / Ефименко С.В., Сухоруков А.В., Черепанов Д.Н., Батуев С.П. ; заявл. 09.01.14 ; опубл. 05.03.14.
References
1. Zgolich I.A. Razrabotka informatsionnoy bazy dannykh dlya tseley dorozhno-klimaticheskogo rayonirovaniya territorii YaNAO [Development of data bank for road-building climatic zoning in Yamalo-Nenets Autonomous District]. In: Izbrannye doklady 68-y universitetskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh (Selected Papers 68th Int. Sci. Conf. of Students and Young Scientists). Tomsk, 2022. Pp. 149-152. (rus)
2. SP 34.13330.2021. 'Avtomobil'nye dorogi' [Automobile roads]. Minstoy Rossii. Moscow, 2021. 94 p. (rus)
3. Yarmolinskiy A.I. Dorozhno-klimaticheskoe rayonirovanie Sakhalinskoy oblasti [Road-building climatic zones in the Sakhalin region], L.A. Suevalov, Ed., Khabarovsk, 2016. 241 p. (rus)
4. Yarmolinskiy A.I. Proektirovanie konstruktsiy avtomobilnykh dorog s uchetom prirodno-klimaticheskikh osobennostey Dalnego Vostoka [Road structure design with regard to natural climatic conditions of the Far East]. Khabarovsk, 2005. 197 p. (rus)
5. Borovik V.S. Metodika regionalnogo dorozhno-klimaticheskogo rayonirovaniya na primere Astrakhanskoy oblasti [Road-building climatic zoning in the Astrakhan region]. Vestnik Vol-gogradskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitelnogo universiteta. Ser.: Stroitelstvo
1 arkhitektura. 2007. No. 8. Pp. 58-62. (rus)
6. Efimenko S.V. Razvitee teoreticheskikh polozheniy ucheta osobennostey priznakov geokom-pleksa pri formirovanii regionalnykh norm proektirovaniya avtomobilnykh dorog: Dis. ... d-ra tekhn. nauk. [Development of theoretical provisions for geographical complex for regional standards of road construction. DSc Thesis]. Vol. 1. Tomsk, 2016. 280 p. (rus)
7. Badina M.V. Obespechenie kachestva proektirovaniya dorozhnykh konstruktsiy na osnove uchyota regionalnykh prirodno-klimaticheskikh usloviy (na primere Zapadnoy Sibiri): avtoref. dis. ... kand. tekhn. nauk [Quality assurance of road design based on regional natural and climatic conditions in Western Siberia. PhD Abstract]. Omsk, 2009. 25 p. (rus)
8. Afinogenov O.P. Sovershenstvovanie metodov proektirovaniya avtomobilnykh dorog na osnove differentsiatsii rayonirovaniya [Improvement of road design methods based on zone differentiation]. Kemerovo: Ofset, 2015. 364 p. (rus)
9. Efimenko S.V. Metodicheskie aspekty regionalnogo utochneniya prostiraniya liniy granits dorozhno-klimaticheskikh zon [Methodological aspects of regional refinement of road-building climatic zones boundaries]. VestnikMGSU. 2013. No. 6. Pp. 214-222. (rus)
10. Efimenko S.V. Efimenko V.N. Badina M.V. Uchyot osobennostey rasprostraneniya geokom-pleksov pri territorialnoy organizatsii dorozhno-klimaticheskogo rayonirovaniya [Distribution of geographical complexes in road-building climatic zones]. Avtomobilnye dorogi i mosty. 2014. No. 31. Pp. 42-52. (rus)
11. Efimenko V.N., Efimenko S. V., Sukhorukov A. V. Accounting for natural-climatic conditions in the design of roads in western Siberia. Sciences in Cold and Arid Regions. V. 7. No. 4. 2015. Pp. 307-315. DOI: 10.3724/SP.J.1226.2015.00307
12. Efimenko S.V., Efimenko V.N., Zgolich I.A., Sivolap V.E., Charykov Yu.M., Trofmov A.E., Churilin V.S., Sukhorukov A.V. Pokazateli elementov geokompleksa Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [Indicators of geocomplex elements of the Yamalo-Nenets Autonomous District]. RF Certificate of State Registration of Database N 2022621557, 2022. 1 p. (rus)
13. Zolotar I.A. Vodno-teplovoy rezhim zemlyanogo polotna i dorozhnykh odezhd [Water and tem-petraure conditions of subgrade and road pavement]. Moscow: Transport, 1971. 416 p. (rus)
14. Sukhorukov A.V. Obosnovanie regionalnykh raschyotnykh znacheniy kharakteristik glinistykh gruntov dlya proektirovaniya dorozhnykh odezhd v usloviyakh Zapadnoy Sibiri: dis. ... kand. tekhn. nauk [Regional design values of clay soils for road pavements in Western Siberia]. Omsk, 2017. 166 p. (rus)
15. Efimenko S. V., Sukhorukov A. V., Cherepanov D.N., Batuev S.P. Opredelenie velichiny ispare-niya s poverkhnosti gruntovogo osnovaniya [Determination of evaporation from the surface of the ground]. RF Certificate of State Registration of Database N 2014612694, 2014. (rus)
Сведения об авторах
Ефименко Владимир Николаевич, докт. техн. наук, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Ефименко Сергей Владимирович, докт. техн. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Баширова Ирина Андреевна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Authors Details
Vladimir N. Efimenko, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]
Sergei V. Efimenko, DSc, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]
Irina A. Bashirova, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]