Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО БАНКА ДАННЫХ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОДЗОН НА ТЕРРИТОРИИ ЯНАО'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО БАНКА ДАННЫХ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОДЗОН НА ТЕРРИТОРИИ ЯНАО Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / ГЕОКОМПЛЕКС / ЗОНА / ПОДЗОНА / ДОРОЖНЫЙ РАЙОН / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ефименко Владимир Николаевич, Ефименко Сергей Владимирович, Баширова Ирина Андреевна

Рассмотрены вопросы обеспечения качества проектирования автомобильных дорог и увеличения их межремонтного периода в течение жизненного цикла за счёт учёта региональных особенностей геокомплекса и дифференциации дорожно-климатического районирования территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Отражены основные принципы формирования информационного банка данных для моделирования элементами географического комплекса при обосновании территориальной целостности и однородности отдельных частей округа в таксономической системе «зона - подзона - дорожный район». Приведены зональные и интразональные признаки геокомплекса, включенные в информационную базу данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ефименко Владимир Николаевич, Ефименко Сергей Владимирович, Баширова Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATA BANK FOR ROAD-BUILDING CLIMATIC ZONES IN YAMALO-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

The paper considers the problem of quality road construction and increasing their inter-repair period during the life cycle with respect to regional climatic conditions and differentiation of road-building climatic zones in the Yamalo-Nenets Autonomous District. The main principles of the data bank formation for geographical complex modeling are described for the territorial integrity and homogeneity of individual District parts in the zone-subzone-road district taxonomic system. Zone and subzone signs of the geographical complex are included in the data bank.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО БАНКА ДАННЫХ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОДЗОН НА ТЕРРИТОРИИ ЯНАО»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ

УДК 625.7/.8:004.65(571.121)

DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-150-159

В.Н. ЕФИМЕНКО, С.В. ЕФИМЕНКО, И.А. БАШИРОВА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО БАНКА ДАННЫХ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОДЗОН НА ТЕРРИТОРИИ ЯНАО

Аннотация. Рассмотрены вопросы обеспечения качества проектирования автомобильных дорог и увеличения их межремонтного периода в течение жизненного цикла за счёт учёта региональных особенностей геокомплекса и дифференциации дорожно-климатического районирования территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Отражены основные принципы формирования информационного банка данных для моделирования элементами географического комплекса при обосновании территориальной целостности и однородности отдельных частей округа в таксономической системе «зона - подзона - дорожный район». Приведены зональные и интразональные признаки геокомплекса, включенные в информационную базу данных.

Ключевые слова: автомобильная дорога, дорожно-климатическое районирование, геокомплекс, зона, подзона, дорожный район, информационная база данных

Для цитирования: Ефименко В.Н., Ефименко С.В., Баширова И.А. Особенности формирования информационного банка данных для уточнения границ дорож-но-климатических подзон на территории ЯНАО // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. № 6. С. 150-159. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-150-159

V.N. EFIMENKO, S.V. EFIMENKO, I.A. BASHIROVA, Tomsk State University of Architecture and Building

DATA BANK FOR ROAD-BUILDING CLIMATIC ZONES IN THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

Abstract. The paper considers the problem of quality road construction and increasing their inter-repair period during the life cycle with respect to regional climatic conditions and differ-

© Ефименко В.Н., Ефименко С.В., Баширова И.А., 2022

entiation of road-building climatic zones in the Yamalo-Nenets Autonomous District. The main principles of the data bank formation for geographical complex modeling are described for the territorial integrity and homogeneity of individual District parts in the zone-subzone-road district taxonomic system. Zone and subzone signs of the geographical complex are included in the data bank.

Keywords: road, road-building climatic zone, geographical complex, subzone, road, data bank

For citation: Efimenko V.N., Efimenko S.V., Bashirova I.A. Osobennosti formi-rovaniya informatsionnogo banka dannykh dlya utochneniya granits dorozhno-klimaticheskikh podzon na territorii YaNAO [Data bank for road-building climatic zones in Yamalo-Nenets Autonomous District]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2022. V. 24. No. 6. Pp. 150-159. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-6-150-159

Результаты исследований географического комплекса, проведенных отечественными специалистами в прошлом веке на европейской территории России, были дифференцированы на другие территории страны и легли в основу дорожно-климатического районирования, которое представлено в действующих нормативных документах. Такой подход привёл к тому, что природно-климатические особенности отдельных регионов учтены не до конца, результатом чего является некачественное проектирование транспортных сооружений и, как следствие, снижение их эксплуатационной надёжности, а также увеличение затрат на приведение их в требуемое по условиям движения состояние. Это касается и Ямало-Ненецкого автономного округа, который находится в Арктической зоне Западной Сибири [1].

Согласно карте-схеме дорожно-климатического районирования, представленной в СП 34.13330.2021 [2], Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в I дорожно-климатической зоне. I ДКЗ по площади занимает более 60 % территории страны и является единым географическим целым. Практически вся Восточная Сибирь, северная часть Западной Сибири и северозападные районы европейской части страны включены в I ДКЗ, но природно-климатические условия этих территорий отличны друг от друга.

На Дальнем Востоке [3, 4], в Архангельской и Астраханской областях [5], в Республике Саха и Западной Сибири [6, 7] на данный момент уже были выполнены работы, направленные на уточнение границ дорожно-климати-ческих зон. Связанные с районированием отдельных территорий задачи исследователи решают применительно к проектированию, к строительству и к сезонному содержанию автомобильных дорог на территориях административных образований. Широкому распространению предлагаемых решений по учёту природно-климатических условий территорий при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог препятствует отсутствие:

- единого подхода к выбору признаков геокомплекса для обоснования территориальной целостности и однородности отдельных территорий;

- правил выбора элементов наблюдения и картирования границ;

- единых приёмов сбора и обработки сведений для моделирования территориальным распространением таксономических единиц с применением элементов геокомплекса [6].

Применение таксономической системы «зона - подзона - район» обеспечивает рациональный учёт природно-климатических условий. Для данной схемы уточнения дорожно-климатического районирования главной задачей является выделение таких районов для отдельных регионов страны, в границах которых однотипные дорожные конструкции будут близки по значениям прочности и устойчивости. Если площадь территории исследований велика, то уточнение дислокации границ зон, а также выделение подзон и дорожных районов осуществляют в пределах границ административных образований, после чего производят «сшивку» границ дорожных районов на территориях других административных образований, прилегающих к тем, в пределах которых уже выполнены работы по учёту элементов геокомплекса [1, 8, 9].

Работы по уточнению дорожно-климатического районирования с применением таксономической системы «зона - подзона - район» производят в две стадии. Первая стадия направлена на изучение природно-климатических условий территории исследования, а также на выделение особенности зональных, интразональных и региональных признаков географического комплекса (рис. 1). Группа зональных признаков геокомплекса лежит в основе выделения дорожных зон, группа интразональных признаков - подзон, а региональные факторы - дорожных районов [6, 10].

Рис. 1. Признаки географического комплекса

Первая стадия работ по уточнению дорожно-климатического районирования территории ЯНАО выполнена при поддержке госзадания Министерства науки и высшего образования РФ FEMN-2022-0003.

Методология выделения однородных территорий в таксономической системе единиц «зона - подзона - район» включает в себя три этапа, одним из которых является формирование информационной базы данных для моделирования показателями геокомплекса зонального, интразонального и регионального характеров. На рис. 2 отображены элементы информационной базы данных [11].

Рис. 2. Элементы информационной базы данных для целей дорожно-климатического районирования

При уточнении дорожно-климатического районирования территории Ямало-Ненецкого автономного округа физико-механические свойства грунтов были определены в ходе лабораторных исследований, штамповые испытания грунтов земляного полотна и испытания грунтов на максимальную плотность и оптимальную влажность были произведены во время полевых исследований применительно к опорным пунктам. Опорные пункты были назначены с учётом наличия в районе исследования гидрометеорологических станций. Большую часть информации принимали для тех же опорных пунктов по справочным материалам. Ряд населённых пунктов, расположенных на территории ЯНАО, указан в работе в качестве опорных пунктов. Также за предыдущий этап работы по уточнению дорожно-климатического районирования были собраны данные о годовом цикле изменения температуры и влажности грунтов земляного полотна с постов наблюдений, оборудованных датчиками температуры и влажности грунта специалистами кафедры «Автомобильные дороги» ТГАСУ в 2021 г. Величина испарения с поверхности, используемая для опре-

деления начала периода осеннего влагонакопления, определена с помощью методов математического моделирования.

Продолжительность периода осеннего влагонакопления применяют при определении осенней () и зимней (ЖрИМ) влажности грунта земляного полотна. Начало периода осеннего влагонакопления характеризуется увеличением среднесуточного количества осадков, повышением относительной влажности воздуха, понижением его температуры и увеличением облачности, что по сути определяет преобладание осадков над испарением. Точка пересечения графиков месячных сумм осадков г и испарения Е для осенних месяцев определяет начало периода осеннего влагонакопления.

Профессором И.А. Золотарем была обоснована зависимость для расчёта интенсивности испарения Е [13]:

(

25,5(1 - /200

Е = -

1 +

QR-1,8 • Е

\

и

2,5 ф

(

ех

Р (0,063 • ©200 ) ехР

0,063

QR-1,8 • Е

Л

и

0,5 ф

7,49 + 1п

1 + 1,

-1,8 • Е

' иф,5

и

ф

(1)

где /- среднемесячная относительная влажность воздуха, выражаемая в долях единиц; и ф - среднемесячная скорость ветра на высоте флюгера, м/с2; 9 - среднемесячная температура воздуха, °С; ^ - радиационный баланс.

Радиационный баланс ^ можно измерить, используя данные метеорологических станций, или вычислить его величину, располагая данными по альбедо поверхности у, суммарной радиации £0 и эффективному излучению /0 при безоблачном небе, а также при действительных условиях облачности в N баллов (^ и соответственно), температуре 9 и средней облачности п [14].

Величину вычисляют по формуле

QR = 3,34 • ^ -1

1м ■

(2)

где ^ - суммарная радиация при действительных условиях облачности, определяемая по формуле (3); - эффективное излучение при действительных условиях облачности, определяемое по формуле (4).

^ = (1 -(1 - к))п, (3)

где п - среднемесячная облачность N баллов, выражаемая в долях единиц; к -коэффициент, показывающий, какая доля солнечной радиации, поступающей на верхнюю границу облаков, доходит до земной поверхности при наличии полной облачности.

1м = 70 (1 - с •п),

(4)

где с - коэффициент, зависящий от географической широты местности.

Подставив формулы (3) и (4) в формулу (2), получим для определения радиационного баланса формулу

= 3,34 [ Я0 (1 -(1 - к )) п]-/0 (1 - с • п ).

(5)

На основании схемы, которая характеризует последовательность вычисления величины испарения [6], сотрудниками кафедры «Автомобильные дороги» ТГАСУ был разработан оригинальный программный продукт [15], позволяющий установить величины испарения с поверхности грунтового основания для опорных географических пунктов на территории исследования.

За конец периода осеннего влагонакопления профессор И.А. Золотарь в своей работе [13] предложил принимать дату наступления среднесуточной температуры 0 °С, приводимую в метеорологических справочниках. Однако в настоящее время единой методики определения конца периода осеннего влагонакопления нет.

Установление начала периодов осеннего влагонакопления для населённых пунктов, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, выполнено графоаналитическим методом. На рис. 3 представлен график для определения начала периода осеннего влагонакопления для г. Тарко-Сале, данные для построения этого графика указаны в таблице.

г. Тарко-Сале

15,0

К,0

13.0

12.0

11.0

£ к 10,0

к/ 9,00

8,00

700

в-а Е "3 6,00

5: 5.00

1,00

3.00

2,00

1.00

0.00

-----•..... * ■

•Г

13.08

V VI VII 111 IX X

-*■ Осадки г, см Испарение Е. сп

Месяцы

Рис. 3. График для определения начала периода осеннего влагонакопления для г. Тарко-Сале Данные для построения зависимостей испарения и осадков от месяца

Пункт расчёта Географическая широта пункта расчёта, град северной широты Месяц Осадки, см Испарение, см

Тарко-Сале 64°54'57" VI 6,2 9,91

VII 6,7 11,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VIII 6,7 6,2

IX 7 2,52

Первая редакция информационной базы данных, прошедшая государственную регистрацию [12], выполнена при поддержке НП «Центр освоения

Арктики» № 1-3.1/2022/22093н. Она содержит сведения о признаках геокомплекса и физико-механических свойствах грунтов, характерных для территории ЯНАО. База данных представлена в виде книги в Excel, первый лист который выступает своеобразным содержанием базы и носит информационный характер. На нём представлены:

1) картографические материалы: карта округа; карта расположения постов, оборудованных датчиками температуры и влажности грунта; две карты с расположением метеостанций (на одной указаны метеостанции, по которым взяты справочные данные, на второй - действующие в настоящее время метеостанции);

2) таблицы с кратким описанием расположения метеостанций; с описанием месторасположения установленных датчиков и привязкой их к метеостанциям; с информацией о местах отбора проб грунтов земляного полотна;

3) перечень приведённых в базе выборок, которые включают в себя сведения о средних величинах исследуемых показателей природных и климатических условий за тридцатилетний период наблюдений.

Кроме этого, база содержит сведения о направлении ветров для января и июля, полученных от действующих на территории ЯНАО метеорологических станций, а также результаты расчёта значений модулей упругости грунтов земляного полотна, подстилающих дорожную одежду [1]. В настоящее время, кроме сведений о годовом цикле изменения температуры и влажности грунтов земляного полотна, база данных была дополнена следующими показателями: величина испарения, величина максимальной плотности и оптимальной влажности грунтов земляного полотна.

Первая версия информационной базы данных содержит в себе сведения:

- о физико-механических свойствах грунтов;

- средней месячной и годовой температурах воздуха и поверхности почвы, средней минимальной и максимальной температурах воздуха, абсолютных минимумах и максимумах температуры воздуха, средней из абсолютных минимумов и абсолютных максимумов температуры воздуха, средней месячной температуре почвы на различных глубинах (по коленчатым термометрам);

- датах первого и последнего заморозка, продолжительности безморозного периода в воздухе;

- средней месячной и годовой скорости ветра, максимальной скорости и порывах ветра по анеморумбометру и флюгеру;

- среднем месячном и годовом атмосферном давлении на уровне моря и на уровне станции, максимальном и минимальном атмосферном давлении на уровне станции;

- месячном и годовом количестве осадков с поправками на смачивание, месячном и годовом количестве жидких, твёрдых и смешанных осадков;

- средней, наибольшей и наименьшей декадной высоте снежного покрова по постоянной рейке, среднем из максимальных и максимальном приростах высоты снежного покрова за сутки, числе дней со снежным покровом, датах появления и схода снежного покрова, образования и разрушения устойчивого снежного покрова;

- среднем и наибольшем числе дней с туманом, грозой, метелью и градом;

- среднем и наибольшем числе дней с обледенением проводов гололедного станка, а также с обледенением по визуальным наблюдениям.

Для более быстрого определения минимальных и максимальных значений показателей, приведённых в информационной базе данных, для большинства таблиц применяли условное форматирование цветом, что помогло упростить анализ климатических условий территории исследования. На рис. 4 в качестве примера приведена таблица с информацией о средней месячной и годовой температуре воздуха на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь красным цветом выделено максимальное значение температуры, а синим - минимальное.

V. ,1,1 м Средняя месячная н годовая температура возд ха, С0

Р I II III IV V VI VII VIII К X XI XII год

1. Тазовское -27.0 -27,0 -22,1 -13,2 -4,9 5,6 14.0 10,6 4,5 -6,8 -18,6 -23,7

2 2. Ра-Из -19.1 -19.0 -16.6 -10.6 -5.9 2.0 8.5 5,9 -0 1 -8.2 -13.8 -16.4 -7.8

3. 3. Ныда -24.6 -25,3 -19.4 -11.0 -3.6 5.8 13.9 10.8 5 2 -5.1 -16.3 -21.6 -7.6

4. 4. Сидоровск -27.7 -26.9 -19,4 -11,0 -3,3 8,1 15.4 11,2 4 8 -7,1 -19.8 -24,8 -8,4

< 5. Салехард. ГМО -24,5 -23,4 -18.6 -10,2 -1,9 7,3 13.3 10.9 4 9 -4.6 -15.6 -21.5 -7,0

6. 6. Полуй -24.0 -23.2 -16.1 -7.9 -0.7 8.5 14.8 11.0 5 0 -5.3 -16.1 -21.0 -6.3

7. 7. Уренгой 26,4 26,4 -19,2 -10,3 -2,6 8,4 15.4 11,3 5 2 -6,3 -18,2 -24,0 -7.8

8. 8. Пнтляр -23.3 -22.6 -16.4 -6,6 0,3 9.2 14.8 11,8 5 9 -3,7 -14.5 -20.4 5,5

9. 9 Надым -24.5 -24.0 -16.8 -8.8 -1.0 8.8 15.5 11.4 5 6 -5.4 -16.1 -21.9 -6.4

10. 10. Мужи -22.2 -21,4 -15.5 -6.0 0.7 9,5 14.8 11.9 5 9 -3,2 -13.1 -19.6 -4.9

11. 11. Тгджо-Сале -25,1 24,4 -18,0 -8,1 -0,7 9,8 15,8 12,0 6 0 -5.0 -16,8 -23,1 -6,5

12. 13. Толька -25.3 -24.7 -16.3 -6.9 0.8 11.0 16.6 12.2 6 2 -4.9 -17.7 -23,8 -3.7

13. 18. Хапесовая -25,0 -23,3 -15.1 -7,7 0,2 10.7 16.8 12.3 6 6 -5.1 -15.9 -21,9 -5.6

Рис. 4. Пример форматирования таблиц, входящих в информационную базу данных

Представленная в работе версия информационной базы данных прошла государственную регистрацию [12]. Она была сформирована на основе справочной литературы, а также полевых и лабораторных исследований. В настоящее время базу данных продолжают формировать, используя как методы математического моделирования, так и новые результаты лабораторных исследований. На предстоящих этапах выполнения работы по уточнению дорожно-климатического районирования база данных станет основой для моделирования элементами геокомплекса с целью выделения границ дорожных подзон и районов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, который относится к I дорожно-климатической зоне.

Библиографический список

1. Зголич И.А. Разработка информационной базы данных для целей дорожно-климатического районирования территории ЯНАО // Избранные доклады 68-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск, 2022. С. 149-152.

2. СП 34.13330.2021. Автомобильные дороги / Минстрой России. Москва, 2021. 94 с.

3. Ярмолинский А.И., Пугачев И.Н., Пичкунов А.П., Елизарова О.И. Дорожно-климатическое районирование Сахалинской области / гл. ред. Л.А. Суевалова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет». Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. 241 с.

4. Ярмолинский А.И., Ярмолинский В.А. Проектирование конструкций автомобильных дорог с учетом природно-климатических особенностей Дальнего Востока. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2005. 197 с.

5. Боровик В.С., Боровик В.В., Круглов А.Г. Методика регионального дорожно-климати-ческого районирования на примере Астраханской области // Вестник Волгоградского

государственного архитектурно-строительного университета. Серия: «Строительство и архитектура». 2007. № 8. С. 58-62.

6. Ефименко С.В. Развитие теоретических положений учета особенностей признаков геокомплекса при формировании региональных норм проектирования автомобильных дорог. Т. 1: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Ефименко Сергей Владимирович. Томск, 2016. 280 с.

7. Бадина М.В. Обеспечение качества проектирования дорожных конструкций на основе учёта региональных природно-климатических условий (на примере Западной Сибири) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Бадина Мария Владимировна. Омск, 2009. 25 с.

8. Афиногенов О.П., Ефименко С.В., Афиногенов А.О. Совершенствование методов проектирования автомобильных дорог на основе дифференциации районирования. Кемерово :

000 «Офсет», 2015. 364 с.

9. Ефименко С.В., Черепанов Д.Н. Методические аспекты регионального уточнения простирания линий границ дорожно-климатических зон // Вестник МГСУ. 2013. № 6. С. 214-222.

10. Ефименко С.В., Ефименко В.Н., Бадина М.В. и др. Учёт особенностей распространения геокомплексов при территориальной организации дорожно-климатического районирования // Автомобильные дороги и мосты : сб. ФГУП «РОСДОРНИИ». Москва, 2014. № 31. С. 42-52.

11. Efimenko V.N., Efimenko S. V., Sukhorukov A. V. Accounting for natural-climatic conditions in the design of roads in western Siberia // Sciences in Cold and Arid Regions. 2015. August. V. 7. I. 4. P. 307-315. DOI: 10.3724/SP.J.1226.2015.00307

12. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022621557. Показатели элементов геокомплекса Ямало-Ненецкого автономного округа / Ефименко С.В., Ефименко В.Н., Зголич И.А., Сиволап В.Е., Чарыков Ю.М., Трофимов А.Э., Чурилин В.С., Сухоруков А.В. ; заявитель и правообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет ; заявл. 05.05.2022 ; опубл. 01.07.2022. 1 с.

13. Золотарь И.А., Пузаков Н.А., Сиденко В.М. Водно-тепловой режим земляного полотна и дорожных одежд. Москва : Транспорт, 1971. 416 с.

14. Сухоруков А.В. Обоснование региональных расчётных значений характеристик глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд в условиях Западной Сибири : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Сухоруков Алексей Владимирович. Омск, 2017. 166 с.

15. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014612694 Российская Федерация. Определение величины испарения с поверхности грунтового основания / Ефименко С.В., Сухоруков А.В., Черепанов Д.Н., Батуев С.П. ; заявл. 09.01.14 ; опубл. 05.03.14.

References

1. Zgolich I.A. Razrabotka informatsionnoy bazy dannykh dlya tseley dorozhno-klimaticheskogo rayonirovaniya territorii YaNAO [Development of data bank for road-building climatic zoning in Yamalo-Nenets Autonomous District]. In: Izbrannye doklady 68-y universitetskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh (Selected Papers 68th Int. Sci. Conf. of Students and Young Scientists). Tomsk, 2022. Pp. 149-152. (rus)

2. SP 34.13330.2021. 'Avtomobil'nye dorogi' [Automobile roads]. Minstoy Rossii. Moscow, 2021. 94 p. (rus)

3. Yarmolinskiy A.I. Dorozhno-klimaticheskoe rayonirovanie Sakhalinskoy oblasti [Road-building climatic zones in the Sakhalin region], L.A. Suevalov, Ed., Khabarovsk, 2016. 241 p. (rus)

4. Yarmolinskiy A.I. Proektirovanie konstruktsiy avtomobilnykh dorog s uchetom prirodno-klimaticheskikh osobennostey Dalnego Vostoka [Road structure design with regard to natural climatic conditions of the Far East]. Khabarovsk, 2005. 197 p. (rus)

5. Borovik V.S. Metodika regionalnogo dorozhno-klimaticheskogo rayonirovaniya na primere Astrakhanskoy oblasti [Road-building climatic zoning in the Astrakhan region]. Vestnik Vol-gogradskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitelnogo universiteta. Ser.: Stroitelstvo

1 arkhitektura. 2007. No. 8. Pp. 58-62. (rus)

6. Efimenko S.V. Razvitee teoreticheskikh polozheniy ucheta osobennostey priznakov geokom-pleksa pri formirovanii regionalnykh norm proektirovaniya avtomobilnykh dorog: Dis. ... d-ra tekhn. nauk. [Development of theoretical provisions for geographical complex for regional standards of road construction. DSc Thesis]. Vol. 1. Tomsk, 2016. 280 p. (rus)

7. Badina M.V. Obespechenie kachestva proektirovaniya dorozhnykh konstruktsiy na osnove uchyota regionalnykh prirodno-klimaticheskikh usloviy (na primere Zapadnoy Sibiri): avtoref. dis. ... kand. tekhn. nauk [Quality assurance of road design based on regional natural and climatic conditions in Western Siberia. PhD Abstract]. Omsk, 2009. 25 p. (rus)

8. Afinogenov O.P. Sovershenstvovanie metodov proektirovaniya avtomobilnykh dorog na osnove differentsiatsii rayonirovaniya [Improvement of road design methods based on zone differentiation]. Kemerovo: Ofset, 2015. 364 p. (rus)

9. Efimenko S.V. Metodicheskie aspekty regionalnogo utochneniya prostiraniya liniy granits dorozhno-klimaticheskikh zon [Methodological aspects of regional refinement of road-building climatic zones boundaries]. VestnikMGSU. 2013. No. 6. Pp. 214-222. (rus)

10. Efimenko S.V. Efimenko V.N. Badina M.V. Uchyot osobennostey rasprostraneniya geokom-pleksov pri territorialnoy organizatsii dorozhno-klimaticheskogo rayonirovaniya [Distribution of geographical complexes in road-building climatic zones]. Avtomobilnye dorogi i mosty. 2014. No. 31. Pp. 42-52. (rus)

11. Efimenko V.N., Efimenko S. V., Sukhorukov A. V. Accounting for natural-climatic conditions in the design of roads in western Siberia. Sciences in Cold and Arid Regions. V. 7. No. 4. 2015. Pp. 307-315. DOI: 10.3724/SP.J.1226.2015.00307

12. Efimenko S.V., Efimenko V.N., Zgolich I.A., Sivolap V.E., Charykov Yu.M., Trofmov A.E., Churilin V.S., Sukhorukov A.V. Pokazateli elementov geokompleksa Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [Indicators of geocomplex elements of the Yamalo-Nenets Autonomous District]. RF Certificate of State Registration of Database N 2022621557, 2022. 1 p. (rus)

13. Zolotar I.A. Vodno-teplovoy rezhim zemlyanogo polotna i dorozhnykh odezhd [Water and tem-petraure conditions of subgrade and road pavement]. Moscow: Transport, 1971. 416 p. (rus)

14. Sukhorukov A.V. Obosnovanie regionalnykh raschyotnykh znacheniy kharakteristik glinistykh gruntov dlya proektirovaniya dorozhnykh odezhd v usloviyakh Zapadnoy Sibiri: dis. ... kand. tekhn. nauk [Regional design values of clay soils for road pavements in Western Siberia]. Omsk, 2017. 166 p. (rus)

15. Efimenko S. V., Sukhorukov A. V., Cherepanov D.N., Batuev S.P. Opredelenie velichiny ispare-niya s poverkhnosti gruntovogo osnovaniya [Determination of evaporation from the surface of the ground]. RF Certificate of State Registration of Database N 2014612694, 2014. (rus)

Сведения об авторах

Ефименко Владимир Николаевич, докт. техн. наук, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Ефименко Сергей Владимирович, докт. техн. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Баширова Ирина Андреевна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Authors Details

Vladimir N. Efimenko, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

Sergei V. Efimenko, DSc, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

Irina A. Bashirova, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.