Научная статья на тему 'Особенности формирования информационно-методического сопровождения дополнительного образования'

Особенности формирования информационно-методического сопровождения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виштак О. В.

В настоящее время в системе вузовского высшего профессионального образования актуальным направлением является развитие дополнительного образования как по программам переподготовки, так и по программам повышения квалификации. Современные специалисты учатся на протяжении всей жизни: повышают квалификацию, приобретают дополнительные профессии. Использование технических средств обучения в системе дополнительного образования позволяет подготовить обучаемых к условиям работы в информационной среде. Необходимо отбирать научную информацию в соответствии с целями и профилем профессиональной подготовки и преобразовывать ее в учебный материал. Результатом этого процесса становятся электронные учебные издания, базы знаний, базы данных изучаемой предметной области. Диагностирующие текстовые программы создаются для реализации контролирующих функций. Информационная поддержка учебной деятельности обучаемых в системе вузовского дополнительного образования осуществляется на техническом и программном уровнях. Эффективность подготовки слушателей во многом определяется наличием и использованием развитого информационно-методического сопровождения, создаваемого с использованием новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования информационно-методического сопровождения дополнительного образования»

ness of their teaching, as well as their compliance management, methodical organizational, technological requirements. In paper was described the types of complex measures to experiment verification e-learning resources, and the preparation and implementation of each activity. The purpose of the pilot test the effectiveness of the design and use of e-learning resources validate the feasibility and effectiveness of the teaching learning activities of students using them. The article deals with methods of monitoring the process of training, the survey, interviews with teachers

and students, pedagogical experiment. The article points out the role of experts, is a list of characteristics of e-learning resource, subject to evaluation. The article concluded that using the methods of pedagogical research may determine the effectiveness of the used type of electronic educational resources.

Key words: electronic educational resources, additional education, observation, questioning, experimental verification of the efficiency, the characteristics of electronic educational resources.

УДК 004.2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Виштак

В настоящее время в системе вузовского высшего профессионального образования актуальным направлением является развитие дополнительного образования как по программам переподготовки, так и по программам повышения квалификации. Современные специалисты учатся на протяжении всей жизни: повышают квалификацию, приобретают дополнительные профессии. Использование технических средств обучения в системе дополнительного образования позволяет подготовить обучаемых к условиям работы в информационной среде. Необходимо отбирать научную информацию в соответствии с целями и профилем профессиональной подготовки и преобразовывать ее в учебный материал. Результатом этого процесса становятся электронные учебные издания, базы знаний, базы данных изучаемой предметной области. Диагностирующие текстовые программы создаются для реализации контролирующих функций. Информационная поддержка учебной деятельности обучаемых в системе вузовского дополнительного образования осуществляется на техническом и программном уровнях. Эффективность подготовки слушателей во многом определяется наличием и использованием развитого информационно-методического сопровождения, создаваемого с использованием новых информационных технологий.

Ключевые слова: дополнительное образование, средства обучения, новые информационные технологии, программно-педагогические средства, информационно-методическое сопровождение.

Отличительной чертой современных специалистов является социальная и профессиональная мобильность. Знания, полученные в вузе, не могут оставаться неизменным багажом, эффективно обеспечивающим профессиональную компетентность в течение всей жизни. Соответственно стратегией сегодняшнего времени становится парадигма «образование через всю жизнь», то есть специалисты должны учиться на протяжении всей жизни: повышать квалификацию, приобретать дополнительные профессии, осваивать новые направления профессиональной деятельности [1]. В ближайшее время каждый десятый трудоспособный гражданин будет получать дополнительное профессиональное образование. Причем в организации дополнительного образования ведущая роль отводится высшей школе, в которой уже функционируют центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Успешность учебной деятельности слушателей в системе дополнительного образования во многом определяется своевременностью и полнотой информационной поддержки их учебной деятельности. Слушателю должны быть представлены цели обучения, полная и подробная учебная, методическая информация. Всесторонняя информированность является обязательным условием успешного выполнения всех видов учебных работ, предусмотренных по изучаемой программе.

Эти потребности системы дополнительного образования могут быть удовлетворены за счет формирования комплекса средств обучения, которые выполняют функции источника учебной информации, предоставляют слушателям учебно-методическую информацию, на основе которой осуществляются планирование, организация процесса обучения, проводится контроль их знаний.

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013

Таким образом, средства обучения выступают в системе дополнительного образования как средства педагогической коммуникации, обеспечивая информационное взаимодействие образовательного назначения.

Информационное взаимодействие образовательного назначения как «деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, осуществляемую субъектами образовательного процесса» [2, с. 3], обеспечивает развитие обучаемого, формирует у него систему знаний изучаемой предметной области.

Как одно из средств педагогической коммуникации между субъектами системы дополнительного образования выступают технические средства. Из большого многообразия технических средств учебной деятельности, обладающих большими дидактическими возможностями при организации учебного процесса в первую очередь следует отметить: базы данных, базы знаний, системы мультимедиа, компьютерные сети, электронную почту, информационно-поисковые системы, экспертно-обучающие системы, гипертекстовые системы, программные средства навигации в Интернете, автоматизированные библиотеки, программные комплексы [3]. Использование этих средств обучения в системе дополнительного образования позволяет подготовить обучаемых к условиям работы в информационной среде.

Использование компьютерной техники в организации учебного процесса определило высокую динамику развития программно-педагогических средств учебного назначения для системы дополнительного образования. Учитывая, что для подготовки по программам дополнительного образования необходимо предоставить обучаемым учебную информацию, предварительно произведя ее отбор в соответствии с целями и профилем профессиональной подготовки и преобразовав ее в учебный материал, становятся незаменимыми электронные учебные издания, базы знаний, базы данных изучаемой предметной области и т.д.

Для реализации контролирующих функций - диагностирующие текстовые программы, целью которых является оценка знаний, умения, навыков, установление уровня обу-

ченности или уровня его профессионального развития.

Выполнение всех видов учебных работы предваряется изучением учебного материала и методических рекомендаций, которые являются основными компонентами учебно-методиче-ского обеспечения, выступающего как средство обучения и средство опосредованного управления учебной деятельностью обучаемых.

Реализация всех функций самоуправления учебной деятельностью требует своевременной, полной, достоверной, управленческой информации: сведений по планированию обучения; сведений об организации всех видов учебных занятий, контрольных мероприятий, о состоянии и результатах обучения каждого слушателя, группы обучаемых.

Таким образом, информационная поддержка учебной деятельности обучаемых в системе вузовского дополнительного образования осуществляется на техническом уровне за счет использования компьютерной техники; на программном - за счет использования совокупности программ для нормального функционирования учебно-методического сопровождения в электронной форме.

Совокупность средств обучения, обеспечивающая учебную деятельность слушателей системы дополнительного образования, образует информационно-методическое сопровождение, функционирующее на базе НИТ, а также включает программные и технические средства.

Содержательное наполнение основных компонентов информационно-методического сопровождения определяется спецификой образовательной программы, поэтому при формировании ее структуры проводится выбор конкретных средств обучения и определяется элементный состав учебно-методического обеспечения.

Решение задачи: обеспечение информационной поддержки учебной деятельности слушателей в системе вузовского дополнительного образования оптимально возможно при наличии специализированного информационно-методического сопровождения деятельности преподавателей и слушателей, учебно-методического обеспечения и технических средств сбора, накопления, обработки, распространения и передачи

учебной информации, которые в комплексе обеспечивают процессы интерактивного информационно -учебного взаимодействия, развитие потенциальных возможностей и готовности слушателей к самостоятельной профессиональной деятельности и ее самоуправления в процессе дальнейшей трудовой деятельности.

Литература

1. Виштак О.В., Штырова И.А. Критерии оценки деятельности вузовского центра дополнительного образования // Фундаментальные исследования. 2013. № 4. С. 555-559.

2. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2003. № 1. С. 2-9.

3. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.

References

1. Vishtak O.V., Shtyrova I.A. Kriterii otsenki deya-tel'nosti vuzovskogo tsentra dopolnitel'nogo obra-zovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 4. S. 555-559.

2. Robert I.V. O ponyatiynom apparate informatizat-sii obrazovaniya // Informatika i obrazovanie. 2003. № 1. S. 2-9.

3. Andreev A.A. Didakticheskie osnovy distantsion-nogo obucheniya v vysshikh uchebnykh zavede-niyakh: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1999.

FEATURES OF THE FORMATION OF INFORMATION AND ADDITIONAL EDUCATION METHODOLOGICAL SUPPORT

O.V. Vishtak

Currently, the university system of higher education is to develop the actual direction of additional education as a program of retraining and advanced training program. Modern experts are learning throughout life, improve their skills, acquire additional profession. The use of technical learning in further education can prepare students for the working conditions in the information environment. Scientific information should be selected in accordance with the objectives and the profile of vocational training and to transform it into learning material. E-learning is the result of the publication, Knowledge base, a database of the studied subject area. Diagnose the text of the program are to implement control functions. Information support learning activities of students in the system of higher education is optional at the technical level and program level. Effectiveness of the training audience is largely determined by the availability and use of advanced information and methodological support, created with the use of new information technologies.

Key words: additional training, teaching resources, information technology, software and pedagogical tools, information and methodological support.

УДК 004.451.55

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ГИПЕРТЕКСТ И МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 230700 - ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

А.Н. Романова, А.В. Самохвалов

В статье изложены основные этапы создания учебно-методического комплекса «Гипертекст и мультимедиа технологии». Приведена схема программного продукта и структура страницы. В статье дана краткая информация о содержании курса. Каждая учебная тема содержит лекционный материал, лабораторную работу, презентацию и тестовый контроль для проверки знаний, умений и навыков студентов. При создании учебно-методического комплекса «Гипертекст и мультимедиа технологии» использовалась система управления курсами Moodle (данная система позволяет легко редактировать и добавлять новый материал), языки PHP, JavaScript, язык гипертекстовой разметки HTML, таблицы каскадных стилей CSS. Система задумана так, чтобы преподаватель легко редактировал и добавлял новый материал в учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс «Гипертекст и мультимедиа технологии» разработан для студентов факультета Института математики, физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина направления подготовки «Прикладная информатика».

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, гипертекст, мультимедиа технологии.

Актуальность данной темы обусловлена рядом объективных обстоятельств: бурное развитие науки, техники и культуры приво-

дит к быстрому устареванию информации, особенно в такой области, как информационные технологии. Мультимедиа техноло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.