Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
358
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДѐЖЬ / IMAGE / QUESTIONNAIRE-BASED SURVEY / PUBLIC SERVANT / MUNICIPAL EMPLOYEE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бухнер Алевтина Алексеевна

Статья посвящена вопросу формирования имиджа государственных и муниципальных служащих на современном этапе развития общества, а также характеру взаимодействия органов государственной и местной власти с гражданами. Актуализирована проблема дефиниции имиджа в целом и имиджа государственных и муниципальных служащих в частности. При помощи метода анкетного опроса проведено исследование, цель которого - выявление особенностей формирования имиджа государственных и муниципальных служащих по мнению студенческой молодѐжи г.о. Самара. По результатам исследования выделены особенности при формировании имиджа государственных и муниципальных служащих (качества, которыми должен обладать служащий, оценка профессиональных компетенций, существующего состояния имиджа служащих, отличия имиджа государственного служащего от имиджа муниципального служащего, по мнению опрошенной группы молодѐжи). По мнению респондентов отмечена необходимость позитивного освещения деятельности государственных и муниципальных служащих в СМИ и на интернет-площадках. Как одна из важных характеристик выделена необходимость в умении служащих общаться с гражданами, а также в более тесном взаимодействии с гражданами и демонстрации профессионализма в процессе осуществления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SHAPING THE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEE'S IMAGE AS PERCEIVED BY STUDENTS

The article considers the image of state and municipal employees at the present stage of society’s development, as well as the nature of interaction between state and local authorities with citizens. The problem of defining the image in general and the image of state and municipal officials in particular is examined. The research was carried out by means of the questionnaire survey method, the purpose of which was to reveal the peculiarities of forming the image of state and municipal employees, as perceived by Samara students. According to the results of the study, features were identified in the formation of the image of state and municipal employees (the qualities that an employee should have, assessment of professional competencies, the current state of the employee’s image, differences between the image of a public servant and the image of a municipal employee, in the opinion of the group of young people surveyed). According to the respondents, the need for positive coverage of the activities of state and municipal employees in the media and Internet sites was noted in the process of forming the employee’s image. The need for the employees' ability to communicate with citizens, to maintain closer interaction with citizens and to demonstrate professionalism in the course of their activities were highlighted as one of the important characteristics.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

122

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (58), с. 122—126

УДК 316

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

© 2020 г. А.А. Бухнер

Бухнер Алевтина Алексеевна, заместитель директора Малой академии государственного управления, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка»

alevtina007@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2019 Статья принята к публикации 15.05.2020

Статья посвящена вопросу формирования имиджа государственных и муниципальных служащих на современном этапе развития общества, а также характеру взаимодействия органов государственной и местной власти с гражданами. Актуализирована проблема дефиниции имиджа в целом и имиджа государственных и муниципальных служащих в частности. При помощи метода анкетного опроса проведено исследование, цель которого - выявление особенностей формирования имиджа государственных и муниципальных служащих по мнению студенческой молодёжи г.о. Самара. По результатам исследования выделены особенности при формировании имиджа государственных и муниципальных служащих (качества, которыми должен обладать служащий, оценка профессиональных компетенций, существующего состояния имиджа служащих, отличия имиджа государственного служащего от имиджа муниципального служащего, по мнению опрошенной группы молодёжи). По мнению респондентов отмечена необходимость позитивного освещения деятельности государственных и муниципальных служащих в СМИ и на интернет-площадках. Как одна из важных характеристик выделена необходимость в умении служащих общаться с гражданами, а также в более тесном взаимодействии с гражданами и демонстрации профессионализма в процессе осуществления деятельности.

Ключевые слова: имидж, анкетный опрос, государственный служащий, муниципальный служащий, студенческая молодёжь.

Введение

В современном мире важную роль при построении и развитии межличностных и общественных отношений играет имидж. Характер данных отношений определяется степенью положительности того или иного имиджа. Причём необходимо обратить внимание на то, что имидж может быть как «одушевленный», так и «неодушевленный». То есть мы говорим как об имидже организации/института/продукта в целом, так и об имидже конкретного человека.

Что касается появления дефиниции «имидж», то впервые данный термин стали применять на Западе в 1950-х гг. XX века применительно к рекламной практике. Уже в 1960-х термин «имидж» активно используют в продажах (в предпринимательской деятельности) более осознанно, в сочетании с психологическими практиками воздействия данного феномена на потребителя. Некоторое время спустя технологии формирования имиджа прочно вошли в политическую и общественную жизнь как основной инструмент public relations [1].

Говоря об отечественных практиках работы с таким феноменом, как имидж, важно отметить, что в России данное понятие стало фигурировать в научной и практической деятельности сравнительно недавно. Впервые понятие имиджа была употреблено в работе О. Феофанова «США: реклама и общество», где автор рассматривал влияние рекламы на сознание индивида и общества в целом [2].

В рамках данной работы представляется важным рассмотреть имидж государственных и муниципальных служащих в представлении отдельной группы общества. Первые социологические исследования по вопросу формирования имиджа государственных и муниципальных служащих в России были проведены в 1994 году. В рамках данных исследований были выявлены составляющие образа государственных служащих, отношение к деятельности государственных и муниципальных служащих в целом. Проведенные в 90-х гг. XX века отечественные исследования представляли собой особую значимость в переходный и достаточно сложный социально-экономический период для нашей страны [3].

На данный момент Россия так же находится на достаточно сложном с социально-экономической и политической точки зрения этапе своего развития. В условиях построения гражданского общества со стороны государства важно обращать внимание на то, как выстраиваются отношения между гражданами и органами государственной и муниципальной власти.

Если органы государственной и местной власти не располагают к себе население, то взаимодействие между ними посредством прямых и обратных связей будет неэффективным или совсем безрезультатным. Так как работа системы государственной и местной власти является результатом функционирования всего государства, очень важно, чтобы органы государственной и местной власти работали используя максимум возможностей при минимуме затрат. Но этого нельзя достичь, если население не будет доверять представителям государственной власти. Поэтому очень важно сформировать положительный образ служащего. Следовательно, имидж органов государственной и местной власти влияет на функционирование всего государства, а положительный имидж способствует повышению эффективности работы не только служащих, но и государства в целом.

В рамках данного исследования представляется важным изучить особенности формирования имиджа государственных и муниципальных служащих в глазах молодёжи - особой, на наш взгляд, группы. При этом нужно учитывать, что молодежь социально не однородна: это учащаяся и работающая молодежь, сельская и городская, выходцы из различных социальных слоев. Разные категории молодежи существенно отличаются друг от друга по своим интересам и потребностям, уровню образования и интеллекта, материальному положению, стилю и образу жизни. Особой социальной группой является студенческая молодежь. Именно в период обучения в вузе идет не только овладение профессиональными навыками, но и становление социальной мировоззренческой зрелости, интенсивный процесс формирования политического сознания. Мнение студенческой молодёжи важно для нас, так как данная категория молодёжи наиболее мобильна, активно формирует реальность посредством интернет-контента, общения с социальными группами. Студенческая молодёжь - это важнейший ресурс страны, который в скором времени станет опорой и её действующей силой [4].

Таким образом, цель данного исследования -выявить особенности формирования имиджа государственных и муниципальных служащих по мнению студенческой молодёжи г.о. Самара.

Задачи данного исследования:

1) выявить, посредством каких источников респонденты формируют мнение о государственных и муниципальных служащих;

2) определить качества государственного служащего, которыми должен обладать государственный и муниципальный служащий, по мнению опрашиваемой студенческой молодёжи;

3) выявить особенности желаемого образа государственного и муниципального служащего, по мнению опрашиваемых;

4) определить различия между имиджем государственных и муниципальных служащих.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение автора о том, что имидж государственного служащего не отличается от имиджа муниципального служащего, по мнению респондентов; образ государственного и муниципального служащего в представлении студенческой молодёжи формируется посредством таких платформ, как СМИ и Интернет; в образе государственного и муниципального служащего студенческая молодёжь хочет видеть черты лидера, умение общаться с гражданами и прессой, профессионализм, соответствие компетенциям; для студенческой молодежи важны личные характеристики государственных и муниципальных служащих.

Методы исследования

По данным социологического опроса Института социологии РАН 2018 г., респонденты выделили такие качества, присущие государственным служащим, как равнодушие к людям, продажность и безразличие к интересам страны. Вполне можно предположить, что подобные качества были выделены посредством определённых стереотипов, возникших за долгое время в сознании общества. Однако именно подобные ответы отражают в целом ситуацию, возникшую между гражданами и органами государственной власти, а именно - состояние напряжённости. Данное положение дел может привести к необратимым последствиям. На наш взгляд, существует необходимость в проведении мониторинговых исследований по выявлению состояния имиджа, образа государственного служащего «в глазах» граждан для дальнейшего их применения в работе органов государственной и муниципальной власти.

Важно отметить, что ситуация недоверительного отношения к представителям властных структур отмечается не только в условиях российской действительности. По мнению К. Дем-мке, стереотипы восприятия государственных служащих характерны для всех стран Европейского союза [5].

Что касается дефиниции «имидж», то в рамках данной работы мы будем использовать трактовку В.М. Шепеля. По мнению вышеупомянутого автора, «имидж - это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению» [6, с. 58].

Анализ социологических исследований последних 5 лет показал, что значение имиджа государственного служащего с каждым годом растёт. Граждане хотят видеть в государственных служащих опору, человека, который сможет не только профессионально подойти к решению их проблем, но и взять под контроль их обращения. Исходя из обратной связи населения и государственных структур формируется позитивный имидж служащего [7].

Определим с помощью исследования, какие факторы формируют имидж государственного служащего. Исследование проводилось посредством количественного метода - анкетного опроса. Выборкой исследования выступали 300 человек. Объектом данного опроса являлась студенческая молодёжь городского округа Самара. Возраст опрошенных варьировался от 18 до 22 лет (1-4-е курсы).

Изучение формирования имиджа государственных и муниципальных служащих происходило при помощи вопросов, касающихся определения имиджа представителей государственной и муниципальной власти, отношения респондентов к личным качествам и профессиональным навыкам государственных и муниципальных служащих.

Также в ходе исследования проводилась оценка посредством чего, по мнению респондентов, формируется имидж государственного и служащего и отношение к представителям органов власти в целом. Критериями оценки формирования имиджа государственного и муниципального служащего послужили:

1. Источники, из которых студенческая молодёжь получает информацию о государственных и муниципальных служащих, оценка получаемой информации.

2. Оценка отношения государственных служащих к населению, по мнению респондентов.

3. Оценка, по мнению респондентов, существующего состояния имиджа государственного служащего.

4. Оценка компетентности государственных служащих в рамках своей деятельности, по мнению респондентов.

5. Определение качеств государственного служащего, которыми он должен обладать, по мнению респондентов.

6. Перспективы изменения имиджа государственных служащих в положительную сторону, по мнению респондентов.

Результаты исследования

По результатам проведённого нами социологического исследования были выявлены следующие данные.

Большинство опрошенных (78%) получают информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти из таких источников, как СМИ и Интернет.

Однако при ответе на вопрос: «Достаточно ли СМИ и Интернет освещают деятельность государственных и муниципальных служащих?» - большинство респондентов дали ответ «скорее нет, чем да» - (34%) и «нет» - (29%). Возможно, это говорит о том, что в настоящее время информация в некоторых источниках освещена не в полной мере, либо некорректна или вообще является недостоверной. Важно отметить, что в результате «непрозрачности» деятельности государственных и муниципальных служащих происходит искажённое формирование имиджа представителей власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов получает недостаточный объём информации о деятельности служащих. Являясь первым источником по разглашению информации, СМИ и Интернет в своем роде оказывают влияние на формирование в сознании людей их первого впечатления о служащем. Насколько качественно и правдиво они преподносят эту информацию, в дальнейшем повлияет на то, каким будет имидж государственного и муниципального служащего в глазах общественности: положительным или отрицательным. Поскольку многие респонденты из всех источников всё же выбирают СМИ и сеть Интернет, необходимо транслировать более объемную и качественную информацию о деятельности государственных служащих. Стоит не забывать, что прозрачность деятельности служащих является также основным компонентом при формировании имиджа в глазах общества. Соответственно нужно, учитывая интересы жителей, преподносить качественную информацию через СМИ и Интернет. Особенно важно распространять информацию о деятельности местных администраций и, в частности, самих муниципальных служащих.

Также студентам был задан вопрос, существуют ли принципиальные отличия в образе

государственного служащего и муниципального. При ответе на данный вопрос большинство (87%) опрошенных ответили, что таких отличий не наблюдается. Данное распределение ответов может говорить о том, что студенческая молодёжь не различает деятельность государственных и муниципальных служащих, а это значит, что образ государственных и муниципальных служащих в глазах опрашиваемой молодёжи един.

Что касается качеств, которыми должен обладать государственный и муниципальный служащий, то респондентам было предложено про-ранжировать предложенные варианты ответа по степени важности, где 1 - самое важное качество, которым должен обладать государственный и муниципальный служащий, и 9 - менее важное качество. Ответы были распределены следующим образом:

- на 1-м месте (19%) - честность;

- на 2-м месте (18%) - образованность;

- на 3-м месте (13%) - воспитанность;

- на 4-м месте (12%) - пунктуальность;

- на 5-м месте (11%) - вежливость;

- на 6-м месте (8%) - умение выступать на публике;

- на 7-м месте (7%) - патриотизм;

- на 8-м месте (6%) - прямолинейность в высказываниях;

- на 9-м месте (5%) - красноречивость.

Таким образом, важные качества, которыми

должен обладать государственный и муниципальный служащий, по мнению респондентов, касаются образованности и этики. Можно предположить, что при формировании имиджа государственного и муниципального служащего важно обращать внимание на демонстрацию таких качеств, как честность, этика, образование, так как именно эти качества вошли в тройку наиболее важных, по мнению респондентов.

Далее респондентам было предложено выделить из предложенного списка 3 наиболее важных фактора, определяющих отношение к государственному или муниципальному служащему. При ответе на данный вопрос студенческой молодёжью были выделены такие факторы:

- профессионализм (43%);

- оценка гражданами деятельности муниципальных служащих (42%);

- личностные характеристики муниципального служащего (41%).

Ключевыми факторами создания позитивной модели имиджа государственного и муниципального служащего являются не только качества, которыми он должен обладать, но и характеристики, которые смогут повлиять на формирование оценки имиджа государственного и

муниципального служащего. Такими характеристиками, по мнению респондентов являются:

- умение общаться и вести себя в обществе

(83%);

- иметь навыки общения с прессой (68%);

- индивидуальный стиль принятия решений (65%).

Для объективной оценки результатов следующих вопросов нам необходимо было выяснить, обращались ли когда-либо респонденты к государственным и муниципальным служащим для решения конкретных проблем. Всего 32% опрошенной студенческой молодёжи обращались за помощью к государственным и/или муниципальным служащим, и 18% опрошенных ответили, что их знакомые/родственники обращались за помощью к служащим.

При обращении к государственным и муниципальным служащим гражданам необходимо получить полную информацию по своему вопросу, а также конкретный, удовлетворяющий их потребность результат. Поэтому респондентам был задан вопрос о наличии соответствующих компетенций у государственных и муниципальных служащих, к которым они обращались. Важно отметить, что 56% респондентов отметили, что у тех служащих, к которым они обращались, скорее отсутствуют необходимые компетенции. Только 22% ответивших отметили соответствие компетенций того служащего, к которому они обращались за помощью. Таким образом, можно сделать вывод, что при общении с государственными и муниципальными служащими респонденты не были удовлетворены в полной мере решением вопроса, с которым они обратились.

Предыдущий вывод так же подтверждает следующий вопрос. Всего 30% ответивших оценивают работу государственных и муниципальных служащих «скорее положительно» и столько же (30%) - «отрицательно».

Однако важно отметить, что при всех минусах, которые были отмечены респондентами, большинство (78%) респондентов считают, что существует возможность изменения имиджа государственных и муниципальных служащих в более позитивную сторону.

Выводы

Цель проведённого нами исследования достигнута: выявлены особенности формирования имиджа государственных и муниципальных служащих по мнению студенческой молодёжи г.о. Самара.

Отметим, что также проведенное нами исследование показало: у опрошенной нами сту-

денческой молодёжи есть чёткая позиция по вопросу того, каким должен быть имидж государственного и муниципального служащего. Проанализировав результаты исследования, выделим особенности формирования имиджа государственных и муниципальных служащих по мнению студенческой молодёжи г.о. Самара.

1. Основными площадками, на платформе которых происходит формирование имиджа государственных и муниципальных служащих, являются СМИ и Интернет. Представляется важным отметить, что на данный момент, по мнению студенческой молодёжи, на данных площадках недостаточно информации о деятельности служащих.

2. Одним из важных факторов при формировании имиджа служащего является набор качеств, которыми служащий должен обладать. По мнению респондентов, государственный и муниципальный служащий должен быть: честным, образованным, воспитанным.

3. При решении вопросов населения служащим необходимо проявлять компетентность в поставленных задачах, что также существенно влияет на формирование имиджа.

4. При формировании имиджа государственного и муниципального служащего необходимо уделять особое внимание проявлению таких личных характеристик, как умение вести себя в обществе, иметь навыки общения с прессой, принимать решения в индивидуальном стиле.

5. При формировании имиджа государственного и муниципального служащего также важно обращать внимание на проявление профессионализма и на оценку его действий гражданами.

Также важно отметить, что студенческая молодёжь не видит отличий между образом госу-

дарственного служащего и образом муниципального служащего. Обе категории служащих должны обращать внимание на единый список факторов, формирующих их имидж.

На наш взгляд, позитивный имидж государственных и муниципальных служащих - залог построения гражданского общества, при котором высок уровень доверия и взаимодействия между обществом и властью.

Список литературы

1. Новикова Т.Б. К вопросу имиджа образовательного учреждения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 6. С. 114-118.'

2. Феофанов О.А. США: реклама и общество: Монография. М.: Изд-во «Мысль», Главная редакция социально-экономической литературы, 1974. 262 с.

3. Орлова В.Н. Позитивный имидж государственных гражданских служащих как основа развития управленческой культуры // Управленческое консультирование. 2016. № 7. С. 14-18.

4. Бухнер А.А. Особенности политической культуры студенческой молодёжи г.о. Самара // Аспирантский вестник Поволжья. 2013. № 7-8. С. 18-21.

5. Мирошниченко О.Н., Михайлова М.В. Формирование позитивного образа государственного гражданского служащего: отечественный и зарубежный опыт // Вестник ЧГУ. 2013. № 4. С. 147-155.

6. Шепель В.М. Имиджелогия: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2002. 341 с.

7. Акимова Е.Ю. Проблема имиджа государственных служащих в современном обществе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. С. 235240. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-imidzha-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 16.12.2019).

8. Турчинов А.И. Концепция публичной и государственной службы Российской Федерации // Государственная служба России: проблемы становления и развития: Материалы методол. семинара. М., 2001. С. 8-20.

PECULIARITIES OF SHAPING THE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEE'S IMAGE

AS PERCEIVED BY STUDENTS

A.A. Bukhner

Samara Public Administration University «International Market Institute», Samara

The article considers the image of state and municipal employees at the present stage of society's development, as well as the nature of interaction between state and local authorities with citizens. The problem of defining the image in general and the image of state and municipal officials in particular is examined. The research was carried out by means of the questionnaire survey method, the purpose of which was to reveal the peculiarities of forming the image of state and municipal employees, as perceived by Samara students. According to the results of the study, features were identified in the formation of the image of state and municipal employees (the qualities that an employee should have, assessment of professional competencies, the current state of the employee's image, differences between the image of a public servant and the image of a municipal employee, in the opinion of the group of young people surveyed). According to the respondents, the need for positive coverage of the activities of state and municipal employees in the media and Internet sites was noted in the process of forming the employee's image. The need for the employees' ability to communicate with citizens, to maintain closer interaction with citizens and to demonstrate professionalism in the course of their activities were highlighted as one of the important characteristics.

Keywords: image, questionnaire-based survey, public servant, municipal employee, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.