soraks357ifyandex.ru Андрей Игоревич Заграничный,
магистрант кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций. Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г В Плеханова
¡киЫiiwimail.ru Игорь Михайлович Кублин,
доктор экономических наук, прйфёССор кафебры маркетинга. экономики предприятий и Организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им Г. В. Плеханова
азлгиskly iimail.ru Сергей Александрович Санинский,
доктор экономических наук, зав. кафедрой маркетинга, экономики предприятий и организаций. Саратовский социально-экономический институт (филиал) удк 3321 РЭ У им. Г. В. Плеханова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОРОДА
□ статей о Lie "И бзется .эффективность и пеоспактивность формирования имиджа города Рассматриваются и сравниваются два подхода связанные с развитием имиджа города - применяющийся сейчас и новый, инновационный гтодкод, который Вудет опираться на маркетинг, йауну и практическую деятельность Предложен последовательней двухступенчатый механики развития имиджа. основанный именно на обьединании эт.ик. кажущиеся прот-явопопожными категории Раскрыто. что алгоритм формирования имиджа города - достаточно спожный многоэспе>ггнь:и г.роцеад создания образа привп^этепьности города, -происходящий я процессе коммун и ка и и л на рэз-нообразнык уровням социального взаимодействия. Представлен алгоритм формирования имиджа города o учетом удовлетворения пак мелей муниципальных хозяйствующих субъектов, так и особенностей порсд^н ия прожинающего на cene usía и м с приятия системы внешней ср-едь Создание имиджа концептуально основывается на пр-облемах социального раэаити-и и является иь—егрирсванной формой с учвети■ er-í эаингербсоваьных ем>уктур. при эгом формирование имиджа должно превратиться в новую форму фипо-софин дед^ния бизнеса на территории города iísií для муниципальные предприятии, та-: и дпя структур малого и микр&бизнеса. Проведен анализ факторов, определяющих он утреннюю л риале стельность имиджа горе да и егс> сегментов с позиции долгосрочного развития его я нф растру «туры, а также ту расгтическо-эксхурс ионного подхода
Ключевые слоев: иинозационный подход, город, имидж туристы, жители города, маркетинг
A.I. Zagranichniy, I.M. Kublin, S,A, Saninsky
DEVELOPING A CITY IMAGE
" ie article assesses necessity ar.d prospects of cheating a city imag&. Two approaches related to the d eve lop me fit of cfty image are considered and compared the exiting approach and a new and innovate approach that will be based on marketing science and p'achce A sequential iwo-&tage mechanism for creating c-ty image bas^d precisely on com b in ing i hese see min g ly o ppos i ng calegoi ie s is sug g ested it is a ra u ed th at si gorilh m fo r d evel o pi iig a city i mag e is a rath er comp l&x multi-faceted process of c reati ng an attractive city: mage tn the process of commu ni cation at va riou s levels o* social interaction An algorithm is presented for creating 3 city image taking into account the wishes of both municipal authorities and Pe.iavloral characteristics ol local residents and their perception of externa* environment Developing a city image is coficeptually basest on the problems of social development and its integrated fonn requires
participation of a If interested structures At the same time, developing a ciy image should turn into a new form of business philosophy both for municipal e^te!prises ami 'or small and micrc-bus=ness structures The authors analyze factors determining internal attractiveness of the city image and its segments with regard fo long-term development of its infrastructure as we I. as tourist potendal
Keywordsr innovative approach. City, image, tourists, residents., marketing.
♦-
Имидж города - îto некое абстрактное понргтие, объединяющее совокупность определенный ассоциации и восприятий В «знании людей и синтезирующее в себе огромное количество различным аспектов и областей в жизнедеятельности города а также под> раз умещающее лад собой общее отношение к породу со стороны проживающего населения и организованны* и неор'анизоеанных туристов Бесспорно, что имидж города - это далеко не только абстракция, а колоссальная повседневная системная работа которая в результате ее успешного выполнения раскрывз ет новь'вгоризонты планирования и йюдже'ироеания и су:п'т для города положительные экономические результаты
Очеведно. есть существенная разкицэ между понятием имиджа города в глазах приезжих туристов и в глазам горожан, непосредственно п рожи Бающих на территории данного населенного пункта
Еспц дня туристической привлекательности Необходимо развитие одни/ форм и направлений развития сферы услуг, как тс. информация о достопримечательностях к архитектуре, зонах отдыха [3], го Д"'Я пргвлеиа1ельности жакана в Городе, т -е длп по эитивного имиджа города в глазах его горожан, необходимо развитие соверименно других аспектов, более бы тив ых, к которым откосятся ^ нф растру ктура. общественный транспорт и дороги жилищно-коммунальное хозяйство, сеть магазинов шаговой доступности и аптек детские учреждения и Т п Как Показываю! проведенный ^огочифенные опроса именно эти аспекта валяются "а идоле-.; волнующими длп жителей города
Тем не менее. Наймотря на такую разницу в восприятии» одного и того же пои яти я туристами и горожанами. данные подходы - при всей их кажущейся противоположности - являются взаимосвязанным* я в определенной степени даже вэзимо за висячи ми
По всей видимости. определенный подход все-таки ир/еетместо быть, однако жизнь (например, s Саратове; сама намекает на то что понятие имиджа города в Глазах тел Людей, кто может оказав на этот самый имидж непосредственное влияние, является просто абстрактным понятие^, но 1гикак не колосса ni-,ной и многоаспектной оаботой, синтезирующей все остальные области жизни населения [6] Несомненно можно возрааи~ь, что с постепенным развитием различных областей о&Итамил населения, вложением средств в здравоохранение дороги, экология я т ц сам по себе имидж города выправится Однако этого не происходит M именно ¿деоь мы можем обратиться к маркетингу и его технопогияг* к его научной и комплексной составляющей
Не Приукрашивая и называя вещи своими имена мг1 можно в определенной степени утверждать, что имидж города s гпэзах горожан развивается по заранее спланированному сценарию, а именно, происходит .¡зкое-либо, кап правило, не очень значительное в масштабах всего города событие или действие, а эегем оно Просто тиражируетсйзсс-едсгвах массовой информации Например рядом с новостройкой установлена детская площадка по такому-то адрссу. хотя застройщик долже- предусматривать установку этой
-♦
площадки согласно градостроительном нормам для создания Благоприятной среды жизнеобигания Пои этом приглашается депутат городской думы с представителями СМИ Результат - репорте ж на телевидении и статья е прессе. При атом алементы имиджа развивают^ несколько интуитивно, и если проанализировать этот процесс, то о и происходит по схеме щсделал* - раздули».
Как еще происходит работа в этом направлении? Например, а последнее время ¡¡полис активно раскручивается бренд саратовского калача Проводятся фестивали, мероприятия и т.д Hennit бренд, ассоциируемый с городом, развивается в надежде на го, что параллельно с этим будет получать преимущества и сам город Но про исход ит л и это в действительности? Простое общение с горожанами ярко свидетельствует о там что практически все oííh Не значат, что проходят гахие фестивали и как вообще ведется работа в развитии бренда саратовского капана Данные фестивали также не привлекают многочисленных иностранных и иногородних туристов При этом оба предполагаемых варианта благоприятного развития имиджа - в глазах туристов и а глава* горожан - просто проваливаются Если проанализировать данные подходы развития им»щжа города в глазах его жителе« и туристов то можло заметить, чтё все этй достаточно мелко, но получает несоразмерно событию большую огласку Бесспорно, что общество подсознательно чувствует диссонанс й, разумеется, не дает добро на такие метод ь- развития имиджа. С другой стороны процесс идьт точечно Вместо многоаспектной и комплексной работ ь- просто происходит развитие определен него брелдэ, которое, в сущности, как мы увидели дает слабый положительный эффект
Следует обратить внимание что механизм созда ния процесс длительный научный и комплекс-
ный Именно понимание того, что имидж города -не просто умственная абстракция. а реальная категория, дающая возможность перенаправить финансовые потоки а необходимое -городу русло которая в соотвегстbü^ с генеральным план-ом застройки должна заставить взяться за работу ведущих архитекторов, дизайнеров, строителен коммунальные службы И т.п. |8]
Отметим, что любой крупный населенный пункт -это система, которая обладает двойственностью Например, город пред.с1 авллег собой вгаимообуслэв лкваемую систему, и если отслеживать изменения показателе« (экономических, социальных, экологических и т.п.J его состояния, то налицо не всегда прогнозируемые процессы, а именно: выбор жителями мест работы в соответствии с профессиональным уровнем знаний мест воскресного отдыха. зон обслуживания распределения материальны* и финансовых ресурсов между взаимосвязанными городскими подсистемам*, миграция населения, демографические факторы. которые тз*?ке обусловленbi субъективным восприятием
Программы сэнзангые с развитием имиджа города, являются тем маркетинговым инструментом ключевая цапь которого - удовлетворить запросы потребителя е социальных услугах (5. 131 К тому же они дают воэ-
можность решать многоаспектные, структурные по содержанию следующие экономические проблемы формирование среди населения потребительской лояльности, обеспечение конкурентных преимуществ бизнеса, знедрениее практику социальной ответственности бизнеса [7]
Ос нор о полагающее философией является приме нени в пр оэ ра'-н ь>х п рн н ци I .ов VI1 разлей ия город сир Й инфраструктурой и жилищно-коммунальной сферой что автоматически приведет к улучшению состояния городских территорий и Их привлекательности как для турисгического бизнеса, та* и для проживающего населения
Формирование имиджа города -это профессиональная, скрупулезная работа всех городских служб и подразделений с использованном инструментов маркетинга [1 14] К тому же имидж города - это не п ро сто г-нт у а ная деятел ьность лот очечной заст ро и-ке которая урезает дворовое пространство, а развитие перспективных тенденций, направленных не поддержание горожанами лояльности и чувства гордости за город С другой сторона формирование имиджа города - это колоссальная Трудоемкая работа которая призвана обеспечить бюджет города дополнительными денежными поступлениями за счет туристов, путешественников, а также решение большого числа социальных, инфраструктурных и бытовых проблем горожан |2]
Прекрасным подтверждением работы е развитии имиджа города являются парк Победы этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области*- памятник великому деятелю России Г.Л Столыпину и т п
В процессе работы над имиджем должен быть сформирозап реестр инвестиционных программ и осуществлен сбор заявок на финансирование проектов, связан ник с привлекательностью города как за счет средств, собираемых в местный бюджет, так и за счет привлеченных финансовых ресурсов, и том числе и средств ЖИЛИЩ*о-ко м мун ал ьных стру ктур проведена оце нка воэможн ост ей бнзд* е гно^о ф ин а ней рова н и л и осуществлена экспертиза проектов (с учетом мнения (не формального} населения, прожинающего на данной территории!, затем осуществлен конкурсный отбор в муниципальную программу развития района или районов города [9}
Комплекс проектов и отдельных мероприятий из программы развития должен быть объединен в единую систему задачи сриснтирое социапьно-эхономическо-п&аначейия, ф и на ней руе^ыу [ полностью или частично) эа счет средств, предусмотренных а местном бюджете соединенном по ресурсам, непосредственным ис-поЛни*егям и срокам воплощения в жизнь, адресован ных стимулировать инвестиционную деятепьиость муниципального образования [121
Обследование показало, что программа формирования имиджа муниципального образования обязана состоять из подпрограмм социального развития, которые дапжны содержат ь переде Но строек И объектов социальной сферы жилищного многоквартирного и индивидуального строительства и коммунального
хозяйства, и подпрограмм экономического развития охватывающих список инвее:иционных проектов
Одним из факторов, обеспечивающих успешность преобразовании является объективная заинтересован ьость а ник людей Здесь определяющая роль при надлежит обществе иному сознанию, которое представляет собой совокупность коллективны* взглядов на происходящие процессы [11]
Оэняая статья начиналась с рассмотрения понятия имиджа города глазами туристов и глазами жителеи города что привело нас к еыаоду об их взвимообус л деланности
Сущность комплексного подхода к раз витию имиджа города в глазах туристов - одна альтернатива, а согласно мнению горожан - другая Дело в том что развитие имиджа а тазах туристов - это пвдкавател ьно-п огреби тел ьская ступень, туристов практически не волнуют проблемы развития город а Д развитие имиджа с точки зрения жителе и - этю выход на несколько новый уровень среды хизнеебитанн'Я за счет преодо ления згой самой первой стуле ни.
Разумеется данные подходы не могут и не должны разниваться разрозненно друг от Друга и тем более локально Раза итие имиджа -процесс м ногостади йн ы и - с следовательно и, в котором прохождение каждого этапа должно регулироваться программой развития с учетом градостроительной политики и программ разлития [10] Сложно предложить четкую и безоговорочную программ/ развития имиджа не предполагающую никаких ситуативных корре»ггив, тем не менее мы видим следующие области развития имиджа в о ере мен и а глазах туристов
Во-первых, необходимо сделать огромный маркетинговой акцент на уже существующих достопримечателен! остях. Целесообразно не просто в маркетин годом понимании привлекать в ни мание к саратовским достопримечательностям консерватории л и пар мани и. театрам, мосту, соединяющему Саратов и Энгельс. - но также - как бы ато абсурдно ни звучало -создавать, новые достопримечательности, учитывая появившиеся в последнее аремя илноваиионные технологии и продукты ^то не обязательна должны быть какие-нибудь памятники соеременной кугтьту-Ры. это могут быт ъс свершен но разные «означению обьекты
Ведь ничто не помешало возвести в селе Хрящев-Самарской области, роскошный средневековый Г0-тичесчий гамок являющийся по совместительству ихигу-стелам И вел- именно этот замок стал приклепать в Самарскую область большое количество туристов Это пример из ближнего нам Поволжья, что само по себе говорит о том, что данная идея действительно пригодна для реализации Итак, необходима маркетинговая раскрутка уже имеющихся к возведение ^.о-вых по яр ив пекате л := ч о ст V для тур истое достопримечательностей.
Во-вторых, целесообразно выдерживать архитектурный стиль с учетом старого архитектурного ансамбля привлекая потенциальнь1х туристов изюмин средневековой культуры или же духом купеческого города
♦-
В XXI в невозможно избежать постройки новы* высотных объектов, торговых центров, спальных рай о нов и т д. но необходимо воссоздать свой оооствен-нуй культурно-исторический мир
Не надо разрушать уже имеющиеся исторические постройки, коих достаточно много в нашем городе и которые базируются в основном г> центре Саратова а создавать в похожем архитектурном сгиле (например, 10-й корпус Саратовского государственного университета) Ни для кого не секрет что немцы Поволжья строили здания а готическом стиле и они по-настоящему несуть -ебе что-то завораживающее, интригующее и привлекающее внимание Поэтому на целесообразно точечно застраивать вокруг ни* вь сотки, не имеющие исторической ценности и урезающие свободное пространство.
Исторические постройка КIX и начала XX а вы аывают ассоциаций со старой Европой и прекрасно воспринимаются, создавая неповторимую атмосферу в глазах туристов резнь-х стран Возможно, стоит не только не разрушать эти здания, но также вести профессиональную работу по их поддержанию и содержание Должна быть разработана комплексная программа реставрации возможно, стоит даже возвести строения из разных исторических эпох Если, к примеру, такой город как Элиста, жиэет своей культурой. знакомя пидеи с буддизмом, то почему Саратов не может являться городом со своим этносом и определенной культурой? Раз ум ее тел, речи не о религии и ни о чем-то подобном Также, разумеется, не стоит ради имиджа выдумывать эту самую культуру Следует просто присмотреться, изучить и поить что эта культура уже существует и требует правильного к себе отношения.
В третьих, совершенно необходимо создание и поддержание городских зон отдыха Вполне очевидно, что приезжающие в город организованнее и неорганизованные туристы #елают не только насладиться достопримечательностями, но и отдохнуть в парках, скверах и ипых привлекательных местах Соответственно, облагораживание ~зких парковых территорий, оостоянная их уборка, а также периодическое проведение интересных мероприятии могут быть серьезным шагом на пути к усилению интереса к городу.
Невозможно обоити вниманием, рассуждая об отдыхе. великую реку Волгу на которой стон' Саратов Необходимо, рассматривая тему зон отдыха, заострить внимание на тот/, чтобы возродить экскурсионный путеводитель, облагородить возможные стоянки будущих туристов на островах м т.п
Именно Волга - тотсамый, выражаясь экономическим языков, бренд, созданный само* природой, который просто невозможно игнорировать, и его всячески необходимо обыгрывать
Волга - самая длинная реха е Европе, разве это не повод посетить пород? Разумеется, хороши* маркетинговый подход в этом вопроса позволит направить туристический по*ок именно в наш город В середине 19Э0-Ц- гт уже был прекрасный репной туристически и маршрут чКэравзн Поволжья»
-♦
В-четвертых следует творчески переосмыслить и нзча'1 с. в маркетинговом плане грамочно препод носить людям мысли о выдающихся саратовцах Ведь выходцами из Саратова является многие великие писатели ученые врачи, актеры, музыканты, художники, архитекторы Следует разработать программу привлечения внимания горожан и туристов, знакомя их с судьбами и историями из жизни Юр^я Гагарина Павла Яблочкова. Юрия Симонова. Олега Табакова. Александра Радищева. Альфреда Шнитке л многих других выдающихся людей чьи судьбы были связаны с Саратовом Эти великие имена вписаны в историю страны золотыми буквами Разве они своими делами и произведениями не создают имидж нашему городу?
Соответственно, необходимо более масштабно относиться к уже имеющимся брендам городе к Которым принадлежат и великая река и великие имена саратовских уроже нцеи, к б алый ив и д авч ие тради^и и И в этом вопросе сюит действовать не точечно, а комплексно.
Если это произойдет то существенной поддержкой бюджета станет денежный поток от различных Групл туристов-, которые будут не только Посещать город *о и останавливаться в нем. передвигаться ло историческим местам, посещать театра музеи, консерваторию И Т.П.
Для горожан следует продумать вопросы облагораживания и озеленения территорий вокруг мест проживания, ФОКов и стадионов
Разумеется, когда мы рассматриваем подобные вопроса речь идет ^е о краткосрочном периоде Вполне очевидно, что для осуществления данных направлении необходимо для каждого района города разработать свои программы благоустройства и озеленения с привлечением жигелек проживающих в Данных ¡>а*снах, которые хорошо знакомы с проблемами
Для людей характерно находить в у ход из проблемных ситуаций, а у задачи выживай и я всегда существует достэточ* о большое число решен ии Антропсге иное воздействие на город и застройка без разрешитепынои документации, а порой и без у^ета традострстельных норм и правил нарушили -экологическую составляющую и обусловили необходимость принятия неотложных, рассчитанных на перспективу мер для оээречами я проблемы выживания людей в городском пространстве и создания благоприятной среды оситамия Сегодня у многих новых жилищных за строек отсутствует придомовая территория, не говоря уже о возможности еа озеленения и облагораживания При это-м происходит отчуждение населения от благоприятной жизненной среды
В этой связи первостепенной задачей должно стать формирование благоприятно* среды жизнедеятельности и жиэнеобкгания с учетом функциональноблачи ровочных, социально-бытовых, санитарно-гигиени-ческлхи экологических качеств городских территории, а также территорий жклой застройки с отражением в градостроительной политике "¡ри этом необходимо обязать различные жилищно-коммунальные структуры осуществлять в пределах жилы* территорий озепеке-mic и благоустройство
♦-
Жилой сектор не может считаться комфортным для проживания, если территорий вокруг домов не озеленены и не благоустроены, а также ограничена возможность привлечения общественного транспорта дпя передвижения населения
6 то же время имидж сильно влияет на возможности районов пл придлечению инвестиционных ресурс ив Именно на районных органах исполни тельной власти должна лежать ответственность за формирование благоприятного имиджа на их территории и привлечение гжве^тицнониых ресурсов дл:'; эазвИтип В анализируемый период в районах города местное га н ы испол н нтел ьно и в ласти л рово дят а кти вну ю работу по стимулированию и поддержанию имиджа, устанавливаются детские площадки. проводится ремонт тротуаров, организуется выборочное озеленение и т.п. Однако даже прекрасная идея связанная со средой обитаниянаселения районов, осуществлпется спустя рукава, а порой без профессионального контроля , ч то вы э ь ва ет нега 1 ив ную реакци ю у населени я Так. в зоне новостроек практически невозможно силами жителе и провести озеленение, так как застройщики и подрядчики = целях снижения затрат не рекуль гивироеали территории застройки, а утилизировали строительные отходы на придомовой территории путем разравнивания и прнкрьпия строительного мусора небольшим слоем почвы После завершение сгропте листва внутри квартальные дороги вскрываются по несколько раз. работы по строительству не планируются на перспективу, а производятся по мере необходимости, так как то «забыли проложить электрический кабель», то «неправильно заложили трубы различного назначения» и т. л ит.д
Смена приоритетовзградостроительной политике Должна привести к переоценке ценностей и развитию новых видов бизнеса, связанных с оказанием услуг по благоустройству территориапьны-х образований
Необходимо также раэработа-ь мероприятия гю охране природных компонентов
Общественные ресурсы экономического рээпития геродз - это нематериальный п-отенциал населения, который может бьпьзырэтен в возможности находить решения социально-экономических проблем населения на различных уровнях еги существования и мотивировать органы в пасти принимать корректные решения в интересах проживающего населения, а не тол&кс отдельных ^Го гру:;-; Состав общественных ресурсов довольно разнообразен и динамичен что обусловливается трансформирующимися целями и приоритетами участников социально-экономических отношении Любые общественные ресурсы взаимосвязаны друг с другом, поскольку в ад ре их институционального утверждения находится консенсус, основанный на лояльном отношении людей друг к другу при развитии имиджа города
Поэтому не следует снижать функции общественных слушаний в угоду некоторым заинтересованным строительным структурам с предвзятым отношением к градостроительной политике Может быть, следует расширить общественные слушания и сформировать общественные эксперт"ые советы
Функции экспертного совета будут заключаться в отборе и рэсемс-рении программ и аыработке реко мендации для органов исполнительной власти л о дальнейшему осуществлению мероприятий направленных на улучшение жизни населения
Участниками экспертных совейов могут5ы1ь депутаты, избранные отданных округов потенциальные инвесторы члекы Общественной >алл1ы. представители финансовых учреждений, руководители пред приятии и фирм, экспертное сообщества и в обязательном порядке делегироааьные жители района, чьи интересы затрагиваются
Работа экспертных советов должна вестись по следующим направлениям.
■ согласование приоритетных программ развития района на основании предложения районных (муниципальных) органое Исполнительной власти,
■аыработка рекомендаций по осуществлению программ развития территории и т п
Мы уверены, что восстановление и создание Спа-гоприятных санитарно-гигиенических и экологических условий инициирует большое желание жить в Саратове. вызовет у населения лояльное отношении к окружающей среде вновь подогреет интерес к историческим места г-1 Если рассматривать данный подход через призму экономики, то вполне очевидно, что ¡о-родекой бюджет пополнится дополнительными финансовыми средствами Получая серьезный денежный поток, Которого не было раньше, город аккумулирует другие направление развития, решая социально-бытовые проблемы, проблемы восстановления и создали* инфраструктуры, развязки транспортных артесии. пешеходных зон и переходов и т п
Именно этот момент и является связующим элементом тек самых двух ступеней - развития имиджа как в глазах туристов, таи и горожан
Изложенное в статье кажется утопичным, но таковым это является потому, что население города привыкло жить и не замечать достопримечательностей без чистоты и порядка в главных местах города без работы над его имиджем, без веры в го, что зге Можно изменить Однаню позитивный опыт подобных изменений в других городах России ста вит в основу мысль о том, почему же это невозможно у нас? Если в другом городе удалось пере на править денежный лоток к себе то почему этого не можем сделать мы?
Разумеется, можем, но все это потребует времени, любая работа, сделанная в этом направлении, задаст необходимый вектор развития города Возможно асе изложенное будет происходить по «ескопьхо иному пути. Возможно, какие-то из предложений будет сложно реализовать в обозримой перспектив® а некоторое будут скорректированы, что-то переосмыслено, из менено или добавлено
С целью создания эффективного имиджа органам местного самоуправления целесообразно использовать системный подход на базе которого можно будет решать различные задачи развития муниципального образования с использованием современ ных рыночных механизмов и мар*етингоэых инструментов
Системный лодход по формированию имиджа должен предусматривать:
■разработку и формулировку концепции социально-экономического развития муниципальной территории с выявлением ериоритетчык направлений развития различного уровня значимости,
-детальную проработку и обоснование организационную и экономического механизма и инструментов активизации и стимулирования деятельности, направленной на формироаанио приоритетов развитая имиджа муниципального образования
нормирование Имиджа подразумевает ^.нтегрэци« применения опыта других городов передовых те*ноле* и й ДЛЯ осуществления проекта, который по силам выполнить Саратову.
Если изложенное в статье получи" развитие то это будет большой удачей для г о рожа и. которые увидят реальные дела. Видя реальный вектор развития, они см с гут еще больше полюбить город, что будет являться наиважнейшим ингредиентм в развиши имиджа Саратова
1 Арачелова м s Маркетинг лояльности - новая концеп ция маркетинга е потребительской экономике Ч изсйстил ВОЛГО Граде КоГ D rncyfl&pLi йеннО№ ООЦИвЛЬНЙгвИНОМИЧftCKOfO унинерсите-Pï ЩА Т tB №11{13в) С 32-3S
2. Бурмистровз И.К., КувпинИЖ Про&лемы ориентации ин нотационны га развития предпркят и й ё нестабильных ако-жниичестх уцювии* ■■ Актуальные проблемы экономики и менеджмента 2015. №2(06) С. 11-17
3 ВоПКав С.К, KySftuH И JW МОроЮйв i1.fi ТЕрриТпрИ-эгмый маркетинг- ont;T речей некого рынгэ туристически к услуг I1 Гюволжскии "ор-тово-экономически и чур чэл 2014 №3(37) ^36-45.
Л 1/рер Н И Дре стороны объединения Муниципальных оС?рааований а регионе >I Наука и общество 2013. 2 ¡11; С. W-35
5. KyBfluи И М . АрэКеЛо$а ¡Л 3 МарпеГИчГ Ла-йЛьНОсТИ -инновационная «онцапцип ссиеегла иного марке гинга Л^гу-апьн ые проблемы эксномики и не неджмеi-гга. 20i (03) С. 42-47
б kyOniiH И № ?инвкрба id И Ёпняине мар<атингз на развитее малого бизнеса в регаоналъйрм а-спе-кте ■'.' яконо-устойчиво гр разеьггмя 2014 С 149-152
7. Кубпин ИМ. Гмянова З.И. Инструменты управлений лояльностью пользователей асоциальноммедиа паркетин
ге. >1* пганоридь^сги И Функции Н <1п воинский тпрш.0о-экп-
нсмический журнал 2Qi3. to 5 (33;. С. 56-62
8 Кузнецова rf А Лрущ-ак О Б Санин*.кий СЛ. Ереме-<?« мд Формирование конкурентной срады в аграрном сем-
ТРрЙ ЖОНйМИНИ к Управление №йНйМИЫ*£ШМЦ системами
электронный журнал. 2014. N& 12 [72j. С 16
9. ПукиН fi с . Кубпин И IW Осноены? теаретичЕские пид-уоду к организации зл.]нмадейе.гь.1я влвстнык hi гтредпри-нимвтепьскИх струягтур и Вестник Саратовского государствен ного етцивльнч-эконрмического университета 2014- № 5 (54} С. 16-23.
10 Мвтковсквч Я. С Г/идерниэзция экономики' новые
направления государственно га мэрлетцнтэ !> Национальные
интересы: приоритеты и безопасность 2011 Mt
11 Наумов С. Ю Денисова ЕИ История как один из со-циокульТурныл факторов мадерчи^ации о5в|(йтва //Вестник Сиритовсмго государствы-нага мциаль^р-зюнпминвеивго университета. № 1 [50) С.114-П£
1Z Нэуиоя С Ю . Л/ГОяееа М . Подсуютовз А А Геге-diеш Н. С Госуда рст и&ннае и муниь^гал ш*.j е улр а впени и. М 2011
13, Пегпрае Д flrf , i-Tegpb И Ин н<1ва циц как адчйра сис fe Мной модернизации национальной экономики И Инновации с науке 2012 № 6. С 100-1И
14 Шз/ойркзр Л С , Аранвлавз ИВ Маркетинг пояпь-нйети ■ ELpwH методология, практика Волгоград, 2015