Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БРЕНДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БРЕНДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / БРЕНД УНИВЕРСИТЕТА / ИМИДЖ БРЕНДА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачев В. В.

В статье затрагиваются ключевые особенности формирования имиджа бренда высшего учебного заведения. Раскрываются понятия бренда и имиджа бренда, указывается основное преимущество использования бренда, которое заключается в убеждении потенциального потребителя делать осознанный или неосознанный выбор. Представлены этапы процесса создания бренда университета. Изложены конкурентные преимущества и ценности, которые высшее учебное заведение может использовать для формирования имиджа бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE BRAND IMAGE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article touches upon the key features of the formation of the brand image of a higher educational institution. The concepts of brand and brand image are revealed, the main advantage of using a brand is indicated, which consists in convincing a potential consumer to make a conscious or unconscious choice. The stages of the university brand creation process are presented. Competitive advantages and values that a higher education institution can use to form a brand image are outlined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БРЕНДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БРЕНДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ

В.В. Ткачев, магистрант

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI: 10.24412/2500-1000-2023-3-3-197-199

Аннотация. В статье затрагиваются ключевые особенности формирования имиджа бренда высшего учебного заведения. Раскрываются понятия бренда и имиджа бренда, указывается основное преимущество использования бренда, которое заключается в убеждении потенциального потребителя делать осознанный или неосознанный выбор. Представлены этапы процесса создания бренда университета. Изложены конкурентные преимущества и ценности, которые высшее учебное заведение может использовать для формирования имиджа бренда.

Ключевые слова: имидж, бренд университета, имидж бренда, корпоративная культура, ценность, высшее учебное заведение.

Актуальность заключается в том, что с каждым годом конкурентная борьба высших учебных заведений за потребителей на рынке образовательных услуг обостряется. Это связано с тем, что рынок образовательных услуг в России находится в постоянном движении под воздействием как внутренней, так и внешней среды [1]. Чтобы привлекать большее количество абитуриентов, вузы вынуждены работать над имиджем бренда и транслировать уникальные ценности аудитории. Высшие учебные заведения, которые не адаптировались к изменяющимся условиям, и не выделили конкурентные преимущества, уже сейчас не могут конкурировать с сильными брендами на рынке образовательных услуг.

Чтобы перейти к вопросу имиджа бренда высшего учебного заведения, необходимо обратиться к значению имиджа бренда. В трактовке Ф. Котлера термин «бренд» определяется как «любое имя, название, торговый знак, несущие с собой определенный смысл и ассоциации [2]. Также по определению Ф. Котлера имидж бренда - это совокупность убеждений, идей и впечатлений, которые имеет человек относительно объекта [3]. Правильно представленный аудитории бренд в информационном пространстве дает возможность убеждать потенциального потребителя делать осознанный или неосознанный

выбор в пользу бренда, формировать более тесную связь с аудиторией через идеи, убеждения и впечатления.

При выборе образования ценность бренда первостепенна, потому что абитуриент выбирает в первую очередь бренд университета и только во вторую -направление подготовки [4]. Создание бренда университета - это длительный процесс, который включает в себя этапы:

1. Анализ текущего состояние рынка образовательных услуг: характеристика рынка, оценка удовлетворенности аудитории аналогичными продуктами, оценка конкурентных преимуществ других вузов, а также их недостатки, исследование имиджа брендов на рынке. Анализ проводится с помощью количественных и качественных маркетинговых исследований. Данные о рыночных условиях позволят университету с дальнейшим прогнозированием и планированием маркетинговой деятельности.

2. Разработка стратегии управления брендом высшего учебного заведения: формирование миссии, ценностей, позиционирования, выбор формата коммуникации с аудиторией, выделение ключевых характеристик для транслирования.

3. Создание бренда: создание вербальных и визуальных свойств и характеристик бренда, которые являются символами, пе-

редающими основные идеи, формируя первое впечатление о бренде.

Большую роль в формировании имиджа бренда учебного заведения играют конкурентные преимущества высшего учебного заведения, такие как:

- академическая репутация и качество образования: академическая репутация отражает мнение экспертов и профессионалов в области образования о качестве преподавания, исследовательской работы и уровне подготовки выпускников. Востребованность будущей профессии на рынке труда, насколько современное направление подготовки, присутствие вуза в всероссийских и международных рейтингах и т.д.;

- инфраструктура и техническое оснащение: современные учебные аудитории, библиотеки, лаборатории, компьютерные классы и другие средства обучения позволяют существенно повысить эффективность обучения и комфортность учебного процесса;

- наличие научных исследований и инноваций: наличие научных лабораторий, научных конференций и публикаций, партнерство с научными институтами и компаниями, вкладывают в университет статус ведущего научного и инновационного центра;

- доступность и социальная ответственность: университеты, которые открыты для различных слоев населения и поддерживают социальные проекты, могут вызвать более широкий интерес со стороны абитуриентов. При этом важно не только оказывать поддержку малообеспеченным группам населения, но и привлекать молодежь из разных регионов, создавая уникальные программы для них;

- активная студенческая жизнь и вовлеченность студентов в дополнительные образовательные программы: дополнительные образовательные программы, включая курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары, организованные в рамках университета или при поддержке партнеров. Активная студенческая жизнь также важна для формирования общественных навыков: участие в различных клубах и организациях, посвященных

спорту, искусству, политике, благотворительности и другим областям. Это позволяет студентам развивать лидерские качества, учиться работать в команде, а также находить единомышленников и друзей. Также важным атрибутом бренда университета будет возможность вступить в закрытое сообщество, которое сформирует будущий социальный круг абитуриента.

На основе исследования ЯЛБХ, из трех миссий университета - образовательной, научной и общественной - для абитуриентов главной является первая, образовательная миссия [5]. При работе с разными целевыми аудиториями, такими как абитуриенты и родители, демонстрация конкурентных преимуществ во многом будет отличаться. Как показал опрос БкШЬох совместно с командой исследований УК, больше половины (55%) родителей помогают детям в выборе направления обучения, поэтому эту аудиторию тоже необходимо учитывать при работе над имиджем бренда высшего учебного заведения [6].

У каждого университета собственная ценность, которую они выделяют в качестве конкурентоспособной по сравнению с другими высшими учебными заведениями. Задача маркетинга в образовательной сфере - это сделать так, чтобы ценности университета нашли свою целевую аудиторию, и эта целевая аудитория пришла в университет. В каком-то университете ценностью будет являться эмоция, в других - статус вуза (акцент на рациональном характере бренда вуза) и т.п. Примером «продажи» эмоций может послужить рекламный ролик университета ИТМО, в котором демонстрируется увлекательная студенческая жизнь сообщества университета [7]. Эти ценности продвигают высшее учебное заведение среди аудитории и отделяют его от конкурентов.

Таким образом, в статье была рассмотрена актуальная проблема формирования имиджа бренда высшего учебного заведения в условиях увеличивающейся конкуренции. Были описаны понятия бренда и имиджа бренда, а также указаны этапы создания бренда, его конкурентные преимущества и ценности. Бренд вуза может апеллировать к эмоциям или опираться на

рациональный характер бренда, все зави- димо использовать разные конкурентные сит от позиционирования на рынке обра- преимущества при коммуникации. К при-зовательных услуг. Также в зависимости меру, для абитуриентов главной является от конкретной целевой аудитории необхо- образовательная миссия.

Библиографический список

1. Гусева, В. Е. Современные трансформации рынка образовательных услуг в России / В. Е. Гусева, Е. Н. Фокина // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2021. - № 3. - С. 58-72. - DOI 10.31660/1993-1824-2021-3-58-72. - EDN BPMKCB.

2. Казначеева, С. Н. Бренд как инструмент создания конкурентных преимуществ компании / С. Н. Казначеева, Е. А. Челнокова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - № 2 (42). - С. 16-21. - EDN UCMFEL.

3. Аршинова, М. А. Имидж бренда как результат его восприятия потребителем / М. А. Аршинова // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 4. - С. 168-171. - EDN ZRSDPD.

4. В чем сила бренда университета и как его правильно продвигать? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skillbox.ru/media/education/v-chyem-sila-brenda-ип^еге^а/ (дата обращения: 26.03.2023).

5. Как абитуриенты выбирают, куда поступать. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raex-rr.com/education/universities/university_choise_2022 (дата обращения: 26.03.2023).

6. Опрос: почти половина родителей доверяют ребенку выбор направления для обучения в вузе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/news/2023/03/26/20058157.shtml (дата обращения: 26.03.2023).

7. Это не магия. Это #ИТМО. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=l3cgTCYuvBU (дата обращения: 26.03.2023).

FEATURES OF THE FORMATION OF THE BRAND IMAGE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

V.V. Tkachev, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article touches upon the key features of the formation of the brand image of a higher educational institution. The concepts of brand and brand image are revealed, the main advantage of using a brand is indicated, which consists in convincing a potential consumer to make a conscious or unconscious choice. The stages of the university brand creation process are presented. Competitive advantages and values that a higher education institution can use to form a brand image are outlined.

Keywords: image, university brand, brand image, corporate culture, value, higher education institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.