Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Усов А.А. — Особенности формирования и трансформации культурного ландшафта исторических поселений Онежского Поморья // Культура и искусство. - 2021. - № 11. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.11.36850 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=36850
Особенности формирования и трансформации культурного ландшафта исторических поселений Онежского Поморья
Усов Алексей Александрович
младший научный сотрудник, научный центр традиционной культуры и музейных практик, ФГБУН Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П.
Лаверова Уральского отделения Российской академии наук.
163000, Россия, Архангельская область, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 23
Статья из рубрики "Культурное наследие, традиции и инновации"
DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36850
Дата направления статьи в редакцию:
08-11-2021
Дата публикации:
15-11-2021
Аннотация: Объект исследования - историко-культурная и природная среда исторических поселений Русского Севера. Предмет исследования - традиционное жилище как фактор формирования и трансформации культурного ландшафта Онежского Поморья. Цель - изучить особенности формирования и трансформации культурного ландшафта сельских поселений Онежского Поморья на материале традиционного жилища. Исследование опирается на эмпирические данные, полученные в ходе экспедиционных работ НЦ традиционной культуры и музейных практик ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН в Онежский район Архангельской области (2018-2021). Также, использованы архивные источники Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева (г. Москва), опыт изучения памятников деревянной архитектуры музея под открытым небом «Малые Корелы» (Архангельская область). Данные получены путем фотофиксации памятников архитектуры, выполнения схематических обмеров, проведения этнографического анкетирования местных жителей методом интервью. Исследование опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества. Культурный ландшафт Онежского Поморья (и Русского Севера в целом) - это, прежде всего, ландшафт сельских исторических поселений. Северные поселения возникали в тесной взаимосвязи с природным ландшафтом, преобразовывали его в культурный. Особую роль в этом процессе на территории Онежского Поморья сыграло местное
население - поморы. При освоении пространства они руководствовались принципами создания компактной формы поселений, возводили замкнутый тип жилища для противодействия холодному климату. Благодаря адаптивным возможностям традиционного жилища, отраженным в его архитектурно-конструктивном устройстве, стало возможным выживание человека в условиях Севера. Дом представляет собой отражение природного пространства Русского Севера и Арктики, пропущенного через «призму» поморского менталитета и плотницкой культуры, является способом сосуществования человека и окружающей его природной среды, особым маркером северорусской идентичности, неотъемлемой частью севернорусского культурного ландшафта.
Ключевые слова: культурный ландшафт, сельское историческое поселение, традиционное жилище, народная архитектура, Русский Север, Онежское Поморье, Арктика, село Ворзогоры, село Малошуйка, село Пурнема
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Министерства образования и науки Архангельской области (конкурс научных проектов «Молодые ученые Поморья») № 05-2021а «Культурный ландшафт исторических поселений как стабилизирующий фактор адаптации, обеспечивающий эффективность этносоциального и экологического развития Арктики (по материалам Онежского Поморья)»
Введение
Сохранение культурного наследия народов России - один из неизменных приоритетов
культурной политики как на государственном уровне I18!, так и в отдельно взятых
регионах -18!. Однако следует помнить, что всякому сохранению предшествует выявление, изучение и последующая актуализация памятников истории и культуры. Для современного этапа подобных исследований, особенно, в отношении материальной культуры, характерен комплексный подход, при котором внимание специалистов привлекают не отдельно взятые артефакты или памятники архитектуры, но их целостность, неотъемлемая от определенной территории, включающей как сами образцы историко-культурного наследия, так и природный ландшафт, планировочную и топонимическую структуру поселений, народную архитектуру, этнос, хозяйственную
деятельность, язык, духовную культуру с 55]. Подобная совокупность предметов и явлений, возникающая в результате освоения человеком определенной территории и сопровождающаяся установлением тесных связей с природой - формирует культурный ландшафт.
Именно культурный ландшафт хранит в себе память об объектах, событиях и процессах, характеризующих особенности развития человеческого сообщества и окружающей среды на протяжении всего их существования. Историческая память отражается в различных текстах, носителями которых выступают отдельные компоненты культурного ландшафта, материальные и нематериальные, такие как архитектурные сооружения, предметы быта, произведения искусства, природные объекты и др. [5, с 23, 25].
Одним из особо значимых компонентов интересующего нас сельского культурного ландшафта является традиционное жилище. Дом - одна из главных социокультурных доминант культурного ландшафта. Он характеризует культуру и ментальность местного населения, формирует образ территории. Жилище - это пространственно-предметная среда удовлетворения важнейших биологических потребностей человека: защита от
неблагоприятных климатических условий, место питания, сна, продолжения рода, пространство труда и отдыха, в котором протекали временные координаты человеческого
бытия [9, с- 208"1. В символическом смысле дом не только обеспечивает безопасность, но и имеет особое значение для структурирования пространства, выступает в качестве
модели всего освоенного человеком мира [1, с.—^ Также дом - ключевой фактор освоения малой территории (например поселения). Такие территории, соизмеримые с пространством человека, осваиваются, организуются и упорядочиваются прежде всего искусством зодчего. В этом раскрывается социально-философский смысл архитектуры с—91]. Ввиду этого, в рамках данной работы, именно традиционное жилище рассматривается как организующее и смыслообразующее начало в контексте исследования формирования и трансформации культурного ландшафта Русского Севера и Арктики на примере сельских исторических поселений Онежского Поморья.
Основная часть
Исследование базируется на эмпирическом материале экспедиций в сельские исторические поселения Онежского Поморья (Онежский район Архангельской области): с. Ворзогоры (2018), с. Малошуйка (современная д. Абрамовская) (2019), с. Пурнема, (д. Лямца д. Нижмозеро не включены в данную работу) (2020-2021) (Рис. 1).
Рис. 1. Карта экспедиций НЦ традиционной культуры и музейных практик ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН в Онежское Поморье (2018-2021). Обследованные поселения обозначены желтым цветом. Использован фрагмент интерактивной карты сайта http://onegaonline.ru.
В результате проведенных работ изучена историко-культурная среда и природный ландшафт поселений, особенности застройки и планировки, выявлены памятники деревянного зодчества (традиционное жилище). Выбор указанных поселений предопределен совокупностью следующих факторов: высокий уровень сохранности построек, в том числе градообразующих доминант - деревянных культовых ансамблей из двух церквей и колокольни («тройников»), наличие старожильческого населения -поморов, приморское расположение, характерный природный ландшафт.
Онежское Поморье - это часть территории Русского Севера, располагающаяся на побережье и островах Онежской губы Белого моря - Поморском береге (от р. Кеми до р.
Онеги) и Онежском береге (от р. Онеги до мыса Ухт-Наволок) (Рис. 2).
Рис. 2. Берега Белого моря. Изображение из свободного доступа.
Природный ландшафт здесь меняется в зависимости от побережья. Поморский берег в основном низменный, защищенный от ветра большим количеством небольших островов в море вдоль побережья, гранитные утесы находятся в районе Кеми, хотя встречаются и отдельные перепады высот. Так, с. Ворзогоры располагается на высоком 40 м песчаном мысе.
Рис. 3. Побережье Белого моря, с. Ворзогоры, Онежский район. Фото А. Усова, 2018
Онежский берег (что характерно для всего Онежского полуострова), напротив, «представляет собой в целом заболоченную волнистую равнину с островами еловых лесов на моренных холмах и грядах. Равнина довольно круто спускается к нешироким приморским низинам с песчано-глинистыми возвышенностями, перемежающимися лугами
("лайдами") » [2, с 37]. Высокие утесы в районе с. Пурнема (до д. Лямца) богаты глинами, использовавшимися местными зодчими для производства кирпича (сырца). В целом территория Онежского Поморья характеризуется большим количеством хвойных лесов, рек и небольших озер, сильной заболоченностью. Иногда болота определяют границы поселений - освоенного человеком ландшафта. Например, с. Малошуйка на правом берегу одноименной реки граничит с большим болотом Никольский мох, препятствовавшим расширению поселения вглубь территории от воды. При этом, болото косвенно повлияло на изменение сохранившейся до настоящих дней застройки: в 1989 году на нем воспламенился торф; огонь быстро перекинулся на ближайшие постройки, в
общей сложности сгорело около 22 старинных домов, каждый возрастом до 100 лет -И^.
Реки играли важнейшую роль в процессе формирования культурного ландшафта многих территорий Русского Севера, в том числе и Онежского Поморья. Освоение Севера относится к промежутку Х1-ХУП вв. Колонизация происходила из разных земель и с нескольких направлений. Так, например, выходцы из Великого Новгорода двигались по рекам Волхов и Свирь, после, в нескольких направлениях - по берегам Онежского озера. На восток и северо-восток вело два пути: первый к р. Онеге, через нее первопроходцы попадали в Белое море и могли выйти в устье р. Северной Двины. Второй путь на восток направлялся от нижнего течения р. Вытегры к озеру Лаче и через Каргополь так же вел на море и р. Северной Двине. От северной оконечности Онежского озера через реки Выг, Суму и Нюхчу колонисты шли к берегам Онежской губы [10, с- 14-151. Особо стоит отметить, что освоение пространства осуществлялось не
только на природном, но и культурном уровне. Хотя освоение Севера сделало его местом столкновения не только человека и природы, но культуры и культуры (культуры пришлой (новгородской, московской, ростово-суздальской) и коренной (финно-угорской), реальные столкновения между людьми «не определяли характер русской колонизации
края, осуществлявшейся, в основном, вполне мирно » [3, с 69]. Также, в контексте сложного, многоаспектного характера формирования культурных ландшафтов, интересно отметить, что в пространстве Севера человек сталкивался не только с экстремальными природно-климатическими условиями. В метафизическом пространстве это столкновение проецировалась на внутренний мир северного крестьянина. В символическом плане Путь на Север был движением «к центру мира, к той вершине Мировой Горы, окруженной водами моря-океана, с которой открываются не только сияющие светоносные дали Обетованной земли Царства Небесного, но и зияющие пропасти и бездны Кромешной
Тьмы » [19' с- 3].
Таким образом, развитая речная сеть была основным способом освоения первопоселенцами новой территории. Берега рек стали главными местами расселения -они были источником пресной воды (исключая поселения в самых устьях рек, где вода была соленой), рыбы, удобными транспортными магистралями как в летний, так и зимний период, являлись важным пейзажно-эстетическим элементом поселений, группируя и ориентируя вокруг себя большинство жилых построек. Наличие реки - ключевая природная доминанта как составляющая часть культурного ландшафта поселения.
Большинство поморских поселений располагалось именно в устьях рек, где была возможность быстро выйти в море, наблюдать за ним. Но были и исключения. Так, на северо-востоке Архангельской области, в глубине территории, в 30 километрах от М е з е ни ра с по ла га е тс я по мо рс ко е с . К имж а . Н а побе ре ж ье Б е лого мо ря инте ре с ными примерами поселений, основанных на расстоянии от рек, являются с. Кашкаранцы (Терский район, Мурманская область), а на территории Онежского Поморья с. Ворзогоры.
Природно-климатические условия Онежского Поморья определены умеренным и субарктическим климатическими поясами, влиянием природных зон тайги и лесотундры
(для крайних частей территории) I24!. Подобные условия не критические для выживания, но относительно суровые; от первых переселенцев они требовали выработки определенных адаптивных механизмов, среди которых можно отметить компактную форму поселений и замкнутый типа жилища.
Для Онежского Поморья характерен комплекс дома-двора с приемом соединения жилой и хозяйственной части «брус» (т.н. однорядная связь). Жилища отличались большими размерами, весь комплекс, даже с частично утраченным хозяйственным двором достигал в длину 20 м. Крыши двускатные, стропильные. Тип традиционного покрытия - тес в 2 слоя, после 1960-х гг. массово заменен на шифер (над жилой частью). Тип избы как правило четырехстенок, но встречаются и пятистенки. Внутренняя планировка большинства старых изб нач. XX в. и старше соответствует «севернорусскому» плану (печь располагается у входа в помещение, ее устье направлено на противоположную стену - окна главного фасада), хотя в более новых домах (втор. пол. XX в. и позже) распространен «западнорусский» план (печь располагается у входа в помещение, устье направлено к окнам бокового фасада) (Рис 4.).
Рис. 4. Традиционные планы русских изб: севернорусский, западнорусский, юго-западнорусский, юго-восточнорусский. Схема приводится по А. А. Шенникову [23, с- 73].
На главном фасаде располагается от 3 до 6 окон. У части домов отсутствует внешнее крыльцо, а вход осуществляется через дверь в подклет, где устроена внутренняя лестница в сени. Встречается низкое крыльцо, представляющее собой невысокую площадку, обшитую досками, с 1-2 небольшими застекленными окнами и покрытую
крышей, в настоящее время обычно односкатной. Для более старых домов на высоком подклете характерно крытое и обшитое крыльцо на столбах (четырехстолпное), пристроенное к избе сбоку и ведущее прямо в сени.
В качестве фундамента для окладного (ниженего) венца применяли камни или деревянные стамники (ставники) в зависимости от типа почвы. На ровном сухом месте под углы и перерубы постройки укладывались большие валуны. В случае сырой и мягкой почвы вкапывались деревянные столбы. Столбы могли устанавливаться на специальные деревянные плоты, погружавшиеся (закапывавшиеся) в землю для более прочной и надежной основы. Поветь с торца дома также часто поддерживалась мощными деревянными столбами.
Основной строительный материал - сосна, хотя для хозяйственных частей могла применяться ель.
Как визуальную составляющую культурного ландшафта, жилище можно рассматривать не только с точки зрения его типологии, планировки и формы, но и расположения в поселении, ориентации фасадов избы, декора. (В данном контексте также интересен обзор генеалогии и истории семей, быта, хозяйства, традиций и верований, однако все эти интересные аспекты невозможно охватить в рамках статьи. Так, например, глубокие генеалогические исследования для с. Пурнема были проведены его жителем А. В.
Родионовым —17!) . Кратко охарактеризуем данные аспекты в исследованных поселениях Онежского Поморья.
Село Ворзогоры
Как отмечалось выше, с. Ворзогоры имеет уникальную пространственную организацию. Оно расположено на высоком 40 м песчаном мысе Онежской губы и находится на значительном удалении от речных водных артерий - в 15 км от устья р. Онега и в 4 км от устья р. Село основано около 400 лет назад. Согласно легенде, сохранившейся в памяти местных жителей, две деревни Кондратьевская и Яковлевская, из которых состоит село, берут начало от починков братьев Кондратия и Якова. Они отказались жить в одном доме и поставили избы на удалении: «Кондратий брат и Яков брат. В разных местах построили себе первые дома. Вместе братья на одной горе не хотели жить, а построили
на разных горах » В настоящее время деревни находятся на расстоянии километра
друг от друга
Из-за отсутствия реки, ориентация жилища (в д. Кондратьевская) зависит, прежде всего, от расположения относительно морского побережья и архитектурной доминанты -деревянного культового ансамбля: многоглавой холодной Никольской церкви (1636), многоглавой теплой Введенской церкви (1793) и колокольни (1862). Несмотря на возможность развернуть дом окнами избы к морю, подобный подход к ориентации не применяется ввиду приоритетности защиты жилища от холодного морского ветра. Т.к. побе ре ж ье ра с по ла г а е тс я с с е в е ра по с е л е ния - это на име не е о с в е ще нна я и на иболе е холодная сторона, и к ней обращены хозяйственные части, выступающие в роли буфера (Рис. 5).
Рис. 5. Ориентация фасадов домов на южную сторону, от моря к культовому ансамблю. Вид с колокольни, с. Ворзогоры, д. Кондратьевская, Онежский район. Фото А. Усова, 2018.
Непосредственно вблизи «тройника» часть жилищ с дальней от моря стороны обращены главными фасадами именно на культовые постройки, которые «собирают» вокруг себя дома. При этом, для д. Кондратьевская не характерна строго круговая планировка, что связано с неровностями земли, «горбами», мешающими возводить большие дома-комплексы в желаемом жителям порядке. Для д. Яковлевская характерна уличная планировка поселения, что обеспечивается более ровной почвой и возможностью беспрепятственно ставить дома друг напротив друга.
Внешний облик комплексов дома-двора с. Ворзогоры аскетичен. К настоящему времени у жилищ отсутствует традиционный крестьянский декор, включающий резные наличники окон, причелины с полотенцами. Ввиду особенностей устройства стропильной крыши, здесь также невозможно встретить курицы с потоками и охлупни с коньками. архитектурный облик с. Ворзогоры производит впечатление монументальности,
защищенности от холодного климата, суровых северных ветров [6]. Современный декор носит, скорее, утилитарный характер и ограничен обшивкой жилой части дома с последующим окрашиванием в синий, зеленый или желтый цвет (Рис. 6).
f jiiiiki Лн1|пии I ".hihi+i с !: Нк1-н.ь:».-1Л |uMn
Герс.ти - nncii XIX ви
(---**
fViDKn 1 ■ 1 Lrfc ндучнаш арпскп a. iri ifcr Л-В. 11£|чмхжпсиа |им кифдучдипя АД. ^ши
Onucpj 4 A. Venn, 'Т.ГС. liruu^it kiMqu-incm 11 Л ПЦЦАИЮЙ 20IС
Рис. 6. Комплекс дома-двора Г. А. Гуниной, с. Ворзогоры, д. Яковлевская, Онежский район, сер.-кон. XIX в. Фото А. Усова, 2018.
Село Малошуйка
Село Малошуйка основано не позднее пер. пол. XVII в. на берегах р. Малошуйка, впадающей в Онежскую губу Белого моря. Ближайшие населенный пункты - с. Кушерека в 17 км на западе и с. Нименьга в 13 км на востоке. Село состоит из трех частей: Верховье, Заречье и Низ. Верховье - культовый, экономический и социальный центр поселения. Здесь располагается культовый деревянный ансамбль: холодная шатровая Никольская церковь (1638), тёплая пятиглавая Сретенская церковь (1873), колокольня (1807); а также почта, магазин, аптечный пункт, библиотека и музей поморского быта. Заречье находится на левом берегу р. Малошуйка, попасть сюда можно по автомобильному мосту. Это деревянная конструкция из бревен на ряжах, заполненных массивными камнями. Так как село построено на берегу реки, визуально в нем преобладает прибрежно-рядовая застройка.
Культовый ансамбль так же является архитектурной доминантой поселения, однако его расположение на самой границе Верховья (строго говоря, между Верховьем и Низом и таким образом, что он лучше просматривается вдоль реки из второй части села), на естественной возвышенности не выступает как гармоничное организующее начало для ориентации домов. Храмы - главная вертикаль поселения, однако не его ось. Главные фасады домов устремлены к реке и «следуют» за ее руслом (Рис 7).
Рис. 7. Схема с. Малошуйка, Онежский район, 1972. Автор арх. Ю.С. Ушаков [22, с- 21].
Малошуйка построена на месте, где река характеризуется извилистым руслом и различной высотой берегов. В д. Верховье и Низ жилища стоят на правом берегу, окна изб «смотрят» на южную и юго-западную сторону. Вероятно, это наиболее древняя часть застройки. В д. Заречье главные фасады обращены на север и северо-восток (Рис. 8).
Рис. 8. Северные фасады домов в с. Малошуйка (д. Низ), Онежский район. Фото А. Усова, 2019.
Тип планировки жилой части в большинстве домов с. Малошуйка унифицирован: окна главного фасада относятся к «передней» избе, которая может быть разделена перегородкой или капитальной стеной (образуя пятистенок). Чаще всего «передняя» приспособлена под гостиную и спальню. Отапливается она печью-голландкой. Помещение за «передней», где находится вход в жилое пространство из сеней - кухня с большой русской печью. Т.к. окна главного фасада находятся в другом помещении, в избах с подобным типом планировки соблюдается западнорусский план. С одной стороны печи - «закут» - кладовая и люк в подклет. С другой - дверь, ведущая в небольшую комнату-горенку за перегородкой. В некоторых домах там так же располагается люк в подпол и спальное место (Рис. 9).
ПЛАН ДОМА-ДВОРА Раисы Ивановны баёвой с. Малошуйка (д. Заречье), Онежский район Конец XIX - начало XX вв
Экспликация:
1 - изба («передняя»)
2 - кухня
3 - сени
4 - крыльцо
5 - хозяйственный двор (частично утрачен)
L
*
.(фм
Руководитель научного проекта д. культ. А.Б. Пермиловская Научная информация и обмеры A.A. Усова Камеральная обработка арх, H.A. Подобиной, 2019
Рис. 8. Дом-двор Р. И. Баёвой, северный фасад, с. Малошуйка (д. Заречье), Онежский район, кон. XIX-нач. XX вв. Фото А. Усова, 2019.
Традиционные дома с. Малошуйка так же не отличаются выразительностью декора. Их облик аскетичен, однако в меньшей степени, чем характерно для с. Ворзогоры. Как отмечают местные жители, вероятно это отражение поморского характера. Для суровых людей, большую часть жизни проводивших в море, дом был временным пристанищем,
тогда как настоящая жизнь начиналась, едва они переступали борт карбаса. Поморы строили большие, надежные дома, однако не усердствовали в их украшении -Ш1.
У значительной части домов, со стороны главного фасада пристроена светелка-мезонин. Под светелками в нижней части фронтонов домов часто располагается дополнительный узкий скат крыши. У старых построек он выполнен из теса, у обновленных покрыт шифером. Его функция - предохранение стены и окон главного фасада от осадков.
Все старые дома нач. XX в. имеют типовой декор торцов крыши в виде резных причелин, состоящих из двух досок с геометрической резьбой в форме треугольных зубцов и квадратных зубцов-сухариков. У части жилищ, стык причкелин офррмлен в виде полукруглого завершения, обрамляющего светелку или чердачное окно на фронтоне главного фасада (Рис. 9, 10).
Рис. 10. Дом-двор М. Заболотной (северный фасад), с. Малошуйка (Низ), Онежский район, кон. Х1Х-нач. XX вв., Фото А. Усова, 2019.
Село Пурнема
Село располагается на западном побережье Онежского п-ва, в 70 км (по морю) от г. Онега. Ближайшие поселения: д. Лямца в 25 км на северо-западе, д. Нижмозеро в 30 км на востоке. Село располагается в устье одноименной р. Пурнема, которая отделенна от Белого моря узкой песчаной косой с сосновым бором - «Кендищем» (Рис. 11). Архитектурная доминанта поселения - культовый ансамбль: летняя шатровая Никольская церковь (1618), построенная по типовому проекту зимняя Рождественская церковь с приделом святого Власия (1861). Колокольня (1775) была утрачена ¿¿П.
Рис. 11. Село Пурнема, Онежский р-н, вид на устье р. Пурнема, сосновый бор «Кендище» на косе, Онежский залив.
Пурнема состоит из двух частей: Верховье и Низ. На их территории так же выделяются микротопонимы: Муратиха, Шустова, Бор, Никольские, Заболотье, Клюка, Заканава,
Кокот, Середний Посад, Лукиньшина, Пальник, Дорожные, Передние^11!. Они структурируют и дают качественную характеристику локальных мест в ландшафте поселения. Верховье - исторический и культурный центр поселения. Здесь не только находятся храмы, но и основные общественные сооружения (школа, клуб, библиотека). Для Низа характерны в основном жилые постройки, а также более выраженная пейзажно-эстетическая составляющая, т. к. высокий берег дает лучший обзор реки и моря. Первый ряд домов на Низу приближен к реке на расстояние до 200 м, однако часть хозяйственных сооружений (бани) и пекарня располагаются не более чем в 20-100 м от берега. Морское побережье находится с южной стороны поселения, благодаря чему, местные крестьяне получили возможность совместить практическую и эстетическую стороны архитектуры. Село расположено на пологой возвышенности и вытянуто с запада на восток. Комплексы дома-двора на Низу стоят на высоком берегу; окна первого ряда «смотрят» на устье реки, косу и море. Они в наибольшей степени обеспечены обзором прибрежного пространства, теплым солнечным светом. Второй ряд и вглубь поселения, избы часто обращены окнами главных фасадов к хозяйственным дворам («озадкам») впереди стоящих жилищ ¿¿П.
Внутренняя планировка изб несколько отличается от обследованных поселений Поморского берега. Жилое пространство состоит из двух разделенных сенями частей: «передней» (летней) и «боковой» (зимней) избы. В первую очередь крестьяне ставили «боковую» с большой русской печью, возводили клеть и хохзяйственный двор с поветью (Рис 12).
ПЛАН ДОМА-ДВОРА Валентины Егоровны Копытовой с. Пурнема (д. Низ), Онежский район Сер. XIX - кон. XIX вв.
■ —
Экспликация:
] - изба("передняя")
2 - сени
3 - изба("боковая")
4 - холодная клеть
5 - крыльцо
6 - поветь
7 - взвоз(частично утрачен)
гуоковдитедь научного проекта д, культ. А.ь, пермиловская
Научная информация, обмеры и камеральная обработка A.A. Усова, 2021
Рис. 12. Дом-двор В. Е. Копытовой (кон. XIX-нач. XX в.), с. Пурнема (Низ), Онежский р-н. Фото Усова А., 2021
В контексте исследования формирования и трансформации культурного ландшафта интересно отметить, что у некоторых домов в селе полностью отсутствует летняя изба. Это связано непосредственно с указннымм выше порядком возведения жилых срубов. Так, дом кон. XIX - нач. XX вв. мог долгие годы время стоять без летней избы. Например, комплексу дома-двора Е. А. Бровкова передняя была пристроена только в 1939 г. Отсутствие летних изб у жилищ пер. пол. XX в. местные жители объясняют внешними факторами: заготовленный заранее лес мог изыматься в процессе коллективизации и раскулачивания крестьянских хозяйств в 1930-е гг., также во время
Великой Отечественной войны избы разбирались на дрова l^U.
Кроме обшивки и покраски крестьянские дома здесь практически не имеют традиционного декора. Еще в пер. пол. XX в. на окнах домов с. Пурнема можно было заметить нарядные наличники окон, но к настоящему времени, они почти повсеместно исчезли.
Редкий сохранившийся образец традиционного декора обнаруживается у старинного комплекса дома-двора Гориных пер. пол. XIX в. Для жилой части здесь характерна не толья обшивка и покраска в охряной цвет, но также отдельные детали: мощные консоли с завершениями в форме гребней в углах фронтона главного фасада, а также сохранившееся массивное очелье окна боковой избы с геометрической резьбой в форме уже встречавшихся выше зубцов-сухариков. Также известно, что примерно до сер. XX в. фронтон был украшен причелинами, которые к настоящему времени утрачены (Рис. 13, 14) НИ
Рис. 13. Резная консоль на главном фасаде. Дом-двор Гориных (Л. Р. Эннс), пер. пол. XIX в., с. Пурнема (Низ), Онежский р-н. Фото Усова А., 2021.
Рис. 14. Окно боковой избы с очельем. Дом-двор Гориных (Л. Р. Эннс), пер. пол. XIX в., с. Пурнема (Низ), Онежский р-н. Фото Усова А., 2021.
Заключение
Культурный ландшафт Онежского Поморья (и Русского Севера в целом) - это, прежде всего, ландшафт сельских исторических поселений. Северные поселения возникали в тесной взаимосвязи с природным ландшафтом, преобразовывали его в культурный. Особую роль в этом процессе на территории Онежского Поморья сыграло местное население - поморы. При освоении пространства они руководствовались принципами создания компактной формы поселений, возводили замкнутый тип жилища для противодействия холодному климату. Благодаря адаптивным возможностям традиционного жилища, отраженным в его архитектурно-конструктивном устройстве, стало возможным выживание человека в условиях Севера.
На примере обследованных поселений исследовано значение дома в процессе формирования культурного ландшафта. Традиционное жилище показывает связь между человеком и изменяемым им природным ландшафтом, в приспособлении к нему -определяет форму поселений. Выбор места строительства, ориентация главных фасадов изб и планировка сел зависели, в т.ч. от особенностей освоения и заселения территории по рекам. Именно возведение построек (так же, как и обработка земли) в первую очередь изменяет визуальный облик пространства. С утратой (перестройкой или частичынм разрушением) домов меняется застройка, происходила явная, наблюдаемая трансформация культурного ландшафта. Скромный декор и монументальность комплекса дома-двора не просто показывает эстетические предпочтения местных жителей, но и раскрывает суровый, аскетичный и практичынй характер поморов. Различные аспекты поморского дома в равной степени поддерживат баланс между формой и функцией. Ориентация на реку, море и солнце (на южную сторону) обеспечивает эстетически-
привлекательный вид, но также позволяет наблюдать за погодными условиями, прибывающими судами; ориентация от моря - защищает избу от потоков холодного воздуха, при этом, в качестве визуальной доминанты возникает культовый архитектурный ансамбль. Неизменные декоративные элементы дома, такие как причелины, служат не только для украшения, но и показывают мастерство местных плотников, предохраняют торцы крыш от дождя и снега.
Таким образом, дом представляет собой отражение природного пространства Русского Севера и Арктики, пропущенного через «призму» поморского менталитета и плотницкой культуры, является способом сосуществования человека и окружающей его природной среды, особым маркером северорусской идентичности, неотъемлемой частью севернорусского культурного ландшафта.
Библиография
1. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Ленинград: Наука, 1983. 191 с.
2. Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. Ленинград: Наука, Ленинградское отд-ние, 1978. 173 с.
3. Булатов В. Н. Русский Север. Книга первая: Заволочье (IX-XVI вв. Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 1997. 352 с.
4. Васина А.В. Лоцманское село Лямца в культурном ландшафте Онежского Поморья: архивные и полевые исследования // Клио. 2021. № 10 (178). С. 84-88. DOI: 10.51676/2070-9773_2021_10_84.
5. Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель памяти Ойкумены // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1 (36). С. 21-37.
6. Жигальцова Т. В., Усов А. А. Пространственно-планировочная структура и жилищно-хозяйственный комплекс поселений Онежского поморья (на примере с. Ворзогоры Онежского р-на Архангельской обл.) // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. C. 180-197. DOI: http://doi.org/10.31857/S086954150008767-3.
7. Мень М. А. Порядок дома как ценность // Философия российской телесности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 90-100.
8. Областной закон № 57-5 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года» от 18 февраля 2019 года. URL: https://arkh-gov.ru/doc/74415 (дата обращения: 01.11.2021).
9. Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера. Екатеринбург: УрО РАН; Архангельск: Правда Севера; Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. 608 с.
10. Платонов С. Ф. Прошлое русского Севера. Очерки по истории колонизации Поморья. Санкт-Петербург: Время, 1923. 79 с.
11. ПМА. Отчет об экспедиции в Онежский район. Информант Дерябин Дмитрий Анатольевич, г.р. 1971, м.р. и м.п. - с. Пурнема, запись 2021.
12. ПМА. Усов А. А. Отчет об экспедиции в Онежский район. Информант Кузнецов Александр Никандрович, 1952 г.р., м.р. и м.п. - г. Мурманск, запись 2019.
13. ПМА. Усов А. А. Отчет об экспедиции в Онежский район. Информант Кузьмин Виктор Анатольевич, 1951 г.р. м.р. - с. Малошуйка, м.п. - г. Нарьян-Мар.
14. ПМА. Усов А. А. Отчет по экспедиции в Онежский район. Информант Слепинин Александр Порфирьевич, 1933 г.р., м.р. и м.п. - д. Кондратьевская, запись 2018.
15. ПМА. Усов А. А. Отчет об экспедиции в Онежский район. Информант Эннс Лилия
Рушатовна, 1956 г.р., м.р. - Башкирия, м.п. - Владимирская обл, запись 2021.
16. Родионов А. В. Поморские селения Онежского берега как полигон комплексных генеалогических и генетических исследований // Известия Русского генеалогического общества. Вып. 13. Санкт-Петербург, 2003. С. 5-40.
17. Родионов А. В. Приходское духовенство: гениалогия пасторовых, Пасторовых-Поповых и Пасторовых-Дьчковых // Известия русского генеалогического общества. Вып. 31. СПб., 2017. С. 203-236.
18. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. URL: static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0q EJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
19. Теребихин, Н. М. Метафизика Севера: монография. Архангельск: Поморский ун-т, 2004. 272 с.
20. Усов А. А. Традиционное крестьянское жилище в культурном ландшафте Онежского Поморья (на примере с. Ворзогоры) // Культура и искусство. 2019. № 5. С. 31-41. DOI: 10.7256/2454-0625.2019.5.29339.
21. Усов А.А. Крестьянский дом как фактор формирования культурного ландшафта Русского Севера и Арктики (на примере с. Пурнема) // Культура и искусство. 2021. № 4. С. 1-18. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.4.35018.
22. Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приёмы, восприятие). Ленинград: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982. 168 с.
23. Шенников А. А. История строительной культуры русских крестьян. Европейская Россия, XVI-начало XX в. СПб.: Продюсерский центр «Культура и коммуникация», 2004. 152 с.
24. Habitat: Vernacular Architecture for a Changing Planet. London: Thames & Hudson Ltd., 2017. 600 p.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Тема, предложенная автором для исследования в рецензируемой статье, не вызывает сомнений прежде всего по той причине, что проблематика развития и сохранения культурно-исторического наследия (или даже культурного ландшафта) имеет выраженную практическую ориентированность и значение для науки. Постановка проблемы, - так, как это звучит по названию работы, - вполне вписывается в методологию культурно-исторического анализа, в результате чего могут быть получены итоговые данные, имеющие эвристическую ценность для определенного научного направления.
В содержании работы автором сделаны акценты на следующих ключевых моментах: во-первых, на необходимости комплексного подхода к анализу обозначенной проблемы (приводится обоснование такой необходимости), во-вторых, на аргументации использования понятия культурного ландшафта, при этом автор заостряет внимание на том, что «именно культурный ландшафт хранит в себе память об объектах, событиях и процессах, характеризующих особенности развития человеческого сообщества и окружающей среды на протяжении всего их существования», с чем трудно не
согласиться. В совокупности эти и другие не менее важные аспекты исследования помогли автору сформулировать свою концепцию, которая отличается некоторой новизной, а потому имеет значение для научных обобщений. Статья имеет четкую структуру, позволяющую проследить логику научного поиска, а также в работе содержится иллюстративный материал, который помогает понять суть проблемы, а кроме того, фактографию тех или иных значимых для раскрытия заявленной темы обстоятельств и фактов. Полагаю, что такой материал в данной статье вполне уместен и, возможно, даже необходим.
В статье присутствует аналитический характер изложения основных моментов, автор не только приводит те или иные исторические обстоятельства, но и дает им оценку в контексте обозначенной проблематики - именно поэтому предлагаемый материал нельзя считать описательным, он содержит необходимую аналитическую составляющую. Автор закономерно увязывает культурный ландшафт с природным, чтобы показать гармонию культуры и природы, природы и человека. В конечном итоге, именно этот аспект исследования приводит автора к обоснованным выводам, которые в случае с изучением специфики Онежского Поморья, отражают своеобразие именно данного локуса.
Не отходит автор в своей работе и от основного направления исследования - он ставит цель раскрыть особенности формирования и трансформации культурного ландшафта исторических поселений Онежского Поморья. Для этого автор прибегает к сравнительному анализу, показывает особенности культурного ландшафта в конкретный период, затем прослеживает его изменения, о которых свидетельствуют специфические черты исторических поселений. Так, например, автор обращается к визуальной составляющей культурного ландшафта, а жилище предлагает рассматривать не только с точки зрения его типологии, планировки и формы, но и расположения в поселении, ориентации фасадов избы, декора. Намечает автор и некоторые перспективы дальнейшей работы в избранном направлении, полагая в этой связи, что для цели исследования интерес может представлять обзор генеалогии и истории семей, быта, хозяйства, традиций и верований и т.д. Таким образом, рецензируемая статья содержит достаточно обоснованный анализ «эмпирического» материала, содержит ссылки на достаточное количество и качество источников, содержит новизну и авторский подход, поэтому я не вижу причин, чтобы не рекомендовать данную статью к публикации.