Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: РОССИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: РОССИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИКА / ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОК / ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗЕМЛИ / ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / СТРАНЫ БРИКС / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ORGANICS / ORGANIC AGRICULTURE / MARKET / ORGANIC LANDS / ORGANIC PRODUCTS / CERTIFICATION / BRICS COUNTRIES / FOOD PRODUCTS / CONSUMERS / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сёмин А.Н., Адыканов Д.А.

В статье рассматривается проблема формирования и развития рынка органической сельскохозяйственной продукции. Осуществлен анализ развития«органики» в ведущих странах мира и Российской Федерации. Отмечается, что качество жизни наряду с другими факторами во многом определяется и решением проблем природопользования и землепользования. В этих условиях важнейшая роль отводится развитию органического сельского хозяйства, которое позволяет в конечном итоге создавать качественный продукт питания, произведенный в экологически благоприятной среде, в том числе с целебными свойствами. Рынок органической продукции динамично развивается (происходит прирост объемов 8-12% в год). Анализ показывает, что лидерами по наибольшему количеству органических площадей среди континентов являются: Австралия (55% от общего мирового состава), на второй позиции Европа 19%, на третьем месте Латинская Америка (10%), в Азии 9%(включая ряд стран БРИКС Индию, Китай, Иран, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты). На Северную Америку приходится 4%, в Африке 3% такого вида земельных площадей (включая страны объединения БРИКС ЮАР, Египет, Эфиопия). Сделан вывод о том, что по данному направлению развитие органического сельского хозяйство весьма активную позицию занимает международное объединение стран БРИКС. В краткосрочном периоде ближайшими задачами по развитию интеграционного взаимодействия в рамках увеличения объемов и качества органической продукции среди этих стран, по мнению авторов, станут: взаимное признание сертификатов соответствия; выработка механизма формирования общего рынка органической продукции; развитие экспортного потенциала дикоросов; содействие развитию органической аквакультуры; создание агротехнологических хабов и производственных молодежных центров по развитию органического сельского хозяйства. Требуют интеграционного взаимодействия и другие направления сотрудничества, которые могут привести к синергетическому эффекту и эффекту декаплинга. Неслучайно БРИКС стали называть «суперсилой аграрного мирового рынка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTS MARKET: RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

The article examines the problem of formation and development of the organic agricultural products market. The analysis of the development of “organics” in the leading countries of the world and the Russian Federation is carried out. It is noted that the quality of life, along with other factors, is largely determined by the solution of problems of nature management and land use. In these conditions, the most important role is given to the development of organic agriculture, which ultimately allows creating a high-quality food product produced in an ecologically favorable environment, including with healing properties. The organic products market is developing dynamically (there is an increase in volumes of 8-12% per year). The analysis shows that the leaders in terms of the largest amount of organic land among the continents are: Australia (55% of the total world composition), Europe is in second place 19%, Latin America is in third place (10%), in Asia 9% (including a number of BRICS countries India, China, Iran, Saudi Arabia, the United Arab Emirates). North America accounts for 4%, in Africa3% of this type of land area (including the BRICS countries South Africa, Egypt, Ethiopia). It is concluded that in this direction the development of organic agriculture, a very active position is occupied by the international association of countries BRICS. In the short term, the immediate tasks for the development of integration interaction in the framework of increasing the volumes and quality of organic products among these countries, according to the authors, will be: mutual recognition of certificates of conformity; development of a mechanism for the formation of a common market for organic products; development of the export potential of wild plants; promotion of the development of organic aquaculture; creation of agro-technological hubs and production youth centers for the development of organic agriculture. Other areas of cooperation that can lead to a synergistic effect and decoupling effect also require integration interaction. It is no coincidence that BRICS has been called the “superpower of the global agricultural market.”

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: РОССИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ»

Статья поступила 29.08.2024

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: РОССИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ

Г А.Н. Сёмин,

академик РАН, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО Уральский государственный горный университет

Д.А. Адыканов,

аспирант, ФГБОУ ВО Уральский государственный горный университет

Ключевые слова: органика, органическое сельское хозяйство, рынок, органические земли, органическая продукция, сертификация, страны БРИКС, продукты питания, потребители, перспективы развития

Key words: organics, organic agriculture, market, organic lands, organic products, certification, BRICS countries, food products, consumers, development prospects

Введение. В современном, теперь уже многополярном, мире главной целью экономического развития становятся такие приоритеты, как безопасность, народосбережение, рост качества жизни, продовольственная и экономическая безопасность, решение проблем миграции и социального неравенства, экологическая безопасность.

Качество жизни наряду с другими факторами во многом определяется и решением проблем природопользования и землепользования [1]. В этих условиях важнейшая роль отводится развитию органического сельского хозяйства, которое позволяет в конечном итоге создавать качественный продукт питания, произведенный в экологически благоприятной среде, в том числе с целебными свойствами.

Результаты исследования. Следует заметить, что мировой рынок органической продукции активно развивается (рис. 1). В связи с этим наблюдается и увеличение площадей органических земель.

По данным FIBL (рис. 2, 3), в настоящее время наибольшее количество органических площадей находится в Австралии (55% от общего мирового состава), на второй позиции Европа - 19%, на третьем месте Латинская Америка (10%), в Азии - 9% (включая ряд стран БРИКС - Индию, Китай, Иран, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты).

На Северную Америку приходится 4%, в Африке - 3% такого вида земельных площадей (включая страны объединения БРИКС -ЮАР, Египет, Эфиопия).

Из приведенного рисунка легко сделать заключение, что в Австралии наблюдается наибольшее количество органических площадей (55%). Но если обратиться к структуре этих земель, то мы получим около 70% сертифицированных площадей в виде пастбищ, тогда как под пашней находится лишь 16% органических сельхозугодий в мире.

Анализируя распределение числа производителей органической продукции, нельзя не отметить, что наибольшее их число приходится на Азию (60,6%), где, кстати сказать, находятся страны-члены БРИКС - Индия, Китай, Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Вторую позицию в мире занимает Африка - 21,7%, на третьем месте Европа - 10,7%. Австралия же, имея 55% мирового состава органических площадей, располагает всего лишь 0,54% от числа производителей органической продукции в мире.

Мнение экспертов сходится в одном, рынок «органики» - быстрорастущий (8-12% в год). Пока США являются лидером (43% мирового потребления), на второй позиции Германия (11%), Китай на третьем месте с показателем 9%.

1,2 160

1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 2019 2021 2022

Ш Розничная продажа органических продуктов, в млрд евро Площадь органических замель, в млн га

Рис. 1. Розничные продажи органической продукции и площади органических земель

в мире. Источник: FIBL, 2024

■ Северная Америка ■ Африка ■ Азия ■ Латинская Америка Европа ■ Австралия

Рис. 2. Распределение всех органических площадей по континентам (2022 г.).

Источник: FIBL, 2024

Следует заметить, что если на первую де- ческой продукции, то по количеству произво-сятку стран с наибольшим потреблением при- дителей у них менее 10% от общего числа ходится 89% от всего использования органи- производителей «органики» в мире1.

1 Обзор мирового органического рынка и рынка России на конец 2023 года. -URL: https:// organicfund.ru/new/obzor-mirovogo-organicheskogo-rynka-i-rynka-rossii-na-konec-2023-goda (дата обращения: 28.08.2024). - Текст : электронный.

9 с

Рис. 3. 10 стран с наибольшим количеством органических земель (млн га), 2022 г.

Источник: FIBL, 2024

По данным FIBL, в 2022 г. в мире было за- Нельзя не отметить заметный рост количе-регистрировано 4,5 миллиона производите- ства сертифицированных органических сель-лей органических продуктов, что почти на 26% скохозяйственных товаропроизводителей. больше, чем в 2021 г. и, в первую очередь, за Так, по данным Реестра органических произ-счет значительного роста в Индии (2,5 млн водителей Минсельхоза РФ и Фонда «Орга-производителей). ника», на конец 2023 г. их число составляло

Что касается Российской Федерации, то здесь 228 компаний из 54 регионов РФ. Ещё поряд-также наблюдается рост рынка органической ка 30-50 компаний находились на этапе кон-продукции (рис. 4). версии.

Ж

2018 2019

Производство РФ и Импорт Рис. 4. Органический рынок в РФ (млн евро). Источник: FIBL, 2024

Пока, к сожалению, в РФ доля хозяйств, предпочитающих развивать органическое сельское хозяйство, составляет не более 5%. Вместе с тем по приросту площадей с органической сертификацией мы занимаем третье место в мире после Уругвая и Индии.

Что касается специализации производителей органической продукции (рис. 5), то большинство из них производят фрукты, овощи, ягоды, на эти позиции приходится 21%, а продукты растениеводства занимают 31%.

Изучение целевого клиентского сегмента потребителей органической продукции (рис. 6) показало, что 40% респондентов связывают органические продукты с заботой о здоровье семьи и своих детей; 30% указали на то, что здоровое питание - это важнейшая составляющая здорового образа жизни, а 15% - на целебные свойства, вегетарианство, занятия спортом и другое. Есть и такая точка зрения - статус и следование моде (10%).

Что касается каналов продаж «органики», то в большинстве стран мира такими каналами являются крупные ритейлеры. На прямые продажи, к примеру, во Франции приходится 13%, а в России - 10% от общего объема органической продукции. Открываются и специ-

ализированные магазины.

В последнее пятилетие в Российской Федерации активно формировалось законодательство, направленное на развитие производства органической продукции. Выработаны конкретные регламенты для товаропроизводителей, принявших решение заниматься органическим сельским хозяйством [2].

Важнейшим документом для дальнейшего развития производства и формирования рынка органической продукции стала Стратегия развития органической продукции на период до 2030 года, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 июля 2023 г. № 1788-р. А 20 января распоряжением №101-р Правительство утвердило План мероприятий по ее реализации1 [3].

В настоящее время целый ряд регионов РФ работает в этом направлении (Белгородская, Воронежская, Московская, Ярославская, Томская и другие области). Механизм реализации стратегии с утвержденным планом позволит к 2030 г. достичь объема потребления «органики» в 383,5 млрд рублей (включая импорт), а экспортная составляющая с 3,7 млрд руб. в 2021 г. поднимется к 2030 году до 67,2 млрд рублей (или увеличится в 18 раз).

Рис. 5. Российские органические производители по видам деятельности (%).

Источник: FIBL, 2024

1 Утвержден план реализации стратегии развития производства органической продукции до 2030 года. - URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/41805-utverzhden-plan-realizatsii-strategii-razvitiya-proizvodstva-organicheskoy-produktsii-do-2030-goda/ (дата обращения: 28.08.2024). - Текст : электронный.

Приверженцы 'Luxury v Новаторы «Семьи я Спец. требования к питанию Рис. 6. Целевой клиентский сегмент. Источник: FIBL, 2024

Открываются и новые перспективы в рамках партнерского взаимодействия со странами БРИКС. Следует особо подчеркнуть, что потенциал стран БРИКС в агропромышленном комплексе и взаимной торговле на мировом уровне весьма значителен. Так, по данным Федерального центра «Агроэкспорт», страны БРИКС занимают более 30% сельскохозяйственных угодий, отвечают за более чем 40% мирового производства зерновых и мяса, производят почти 40% молочной продукции и более 50% рыбы и морепродуктов.

Весьма успешно и быстро развивается торговля стран БРИКС, - на эти страны приходится практически 20% мирового товарооборота. Судите сами, только за период с 2018 по 2022 годы объем экспорта продукции агропромышленного комплекса объединения стран БРИКС вырос на 43%.

Роль стран БРИКС в решении проблем продовольственной безопасности трудно переоценить. Приведем лишь один пример. Так, по данным Союза экспортеров зерна, в сезоне 2023-2024 гг. на страны объединения пришлось 36% мирового экспорта риса, 30% - кукурузы и 28% - пшеницы.

В интеграционном объединении БРИКС значительным потенциалом для развития органического сельского хозяйства обладают Индия и Китай. Эти страны имеют солидные

наделы органических земель (Индия - 4,73 млн га; Китай - 2,9 млн га). В настоящее время Индия располагает самым большим числом сертифицированных производителей «органики» - 2,5 млн товаропроизводителей, а Китай входит в Топ-10 по объемам потребления органической продукции.

Заключение. Считаем, что в краткосрочном периоде ближайшими задачами по развитию интеграционного взаимодействия в рамках увеличения объемов и качества органической продукции среди стран БРИКС, по нашему мнению, станут:

- взаимное признание сертификатов соответствия (Россия уже ведет переговоры с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами);

- выработка механизма формирования общего рынка органической продукции (как это уже начато в рамках ЕАЭС через межгосударственный технический комитет по стандартизации) [3, 4];

- развитие экспортного потенциала дикоро-сов (экспортный потенциал российских ди-коросов составляет около 1 млрд долл. в год; уже сегодня наш кедровый орех поставляется в Китай, а чай из сибирской чаги - в Индию);

- содействие развитию органической аква-культуры (по причине отсутствия сертифика-

торов по данному производственному направлению);

- разработка и реализация инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития, финансируемых Новым банком развития, созданным в рамках БРИКС;

- содействие и всесторонняя поддержка малых форм хозяйствования, занятых производством органической продукции, через механизм кооперации, учитывая, что для малых форм это новые возможности и конкурентные преимущества;

- организация единого банка семян и информационного портала БРИКС для обмена данными;

- создание агротехнологических хабов и производственных молодежных центров по развитию органического сельского хозяйства;

- организация специализированных выставок, научно-практических конференций и форумов, посвященных «органике» под брендом «БРИКС-Органик».

Требуют интеграционного взаимодействия и другие направления сотрудничества, которые могут привести к синергетическому эффекту и эффекту декаплинга. Неслучайно БРИКС стали называть «суперсилой аграрного мирового рынка».

Библиографический список

1.Сёмин, А. Н. Рациональное природо- и землепользование как образ жизни и мудрость хозяйствования / А. Н. Сёмин. - Текст : непосредственный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 10. - С. 14-18.

2. Волкова, И. А. Органическое сельское хозяйство как драйвер развития зеленой эконо-

мики / И. А. Волкова, В. В. Леушкина, Е. А. По-гребцова. - Текст : непосредственный // Креативная экономика. - 2022. - Т. 16. - № 6. -С. 2381-2394.

3. Кундиус, В. А. Стратегический вектор развития агропромышленного комплекса России на внешнеэкономическом курсе / В. А. Кундиус, Е. В. Першина. - Текст : непосредственный // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2023.

- № 4. - С. 57-64.

4. Мироненко, О. В. Российский рынок органической продукции. Шаг или рывок? / О. В. Мироненко. - Текст : непосредственный // Контроль качества продукции. - 2018. - № 10. -С. 12-18.

References

1.Syomin, A. N. Racional'noe prirodo- i zem-lepol'zovanie kak obraz zhizni i mudrost' hozyaj-stvovaniya / A. N. Syomin. - Tekst : neposredst-vennyj // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2018. - № 10. - S. 14-18.

2. Volkova, I. A. Organicheskoe sel'skoe ho-zyajstvo kak drajver razvitiya zelenoj ekonomiki / I. A. Volkova, V. V. Leushkina, E. A. Pogrebcova.

- Tekst : neposredstvennyj // Kreativnaya ekonomika. - 2022. - T. 16. - № 6. - S. 2381-2394.

3. Kundius, V. A. Strategicheskij vektor razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii na vneshneekonomicheskom kurse / V. A. Kundius, E. V. Pershina. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2023. - № 4. - S. 57-64.

4. Mironenko, O. V. Rossijskij rynok organi-cheskoj produkcii. SHag ili ryvok? / O. V. Mironenko. - Tekst : neposredstvennyj // Kontrol' ka-chestva produkcii. - 2018. - № 10. - S. 12-18.

Контактная информация:

Сёмин Александр Николаевич

академик РАН, профессор, зав. кафедрой стратегического и производственного менеджмента, ФГБОУ ВО Уральский государственный горный университет 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30 E-mail: aleks_ural_55@mail.ru

Адыканов Дмитрий Алексеевич

аспирант, ФГБОУ ВО Уральский государственный горный университет 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30 E-mail: highlyevo@gmail.com

Contact Information:

Semin Alexander Nikolaevich

Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, Head of the Department of Strategic and Production Management, Ural State Mining University 620144, Yekaterinburg, Kuibysheva St., 30 E-mail: aleks_ural_55@mail.ru

Adykanov Dmitry Alekseevich

Postgraduate Student, Ural State Mining University 620144, Yekaterinburg, Kuibysheva St., 30 E-mail: highlyevo@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.