Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития демографических и этнокультурных процессов в Донбассе'

Особенности формирования и развития демографических и этнокультурных процессов в Донбассе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6729
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАСЕЛЕНИЕ / МИГРАЦИИ / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / АССИМИЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / DONBASS / SETTLEMENT / MIGRATION / POPULATION SIZE / ETHNO-CULTURAL ASPECT / ASSIMILATION PROCESSES / NATIONAL SELF-IDENTIFICATION / MENTALITY / REGIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлева Юлия Константиновна, Оносова Ирина Андреевна

Понимание и учёт этнокультурных традиций народа чрезвычайно важны для эффективного государственного управления и развития регионов в целом. Экономическое становление Донбасса осуществлялось под влиянием трудовых миграций, которые сыграли ключевую роль в формировании народонаселения этого региона и его социокультурного пространства. Данные исторические предпосылки повлияли и на современный выбор населения Донбасса, попытки оспорить который, привели к военно-политическому конфликту и сложной социально-экономической ситуации. Эти современные вызовы, а также вопросы реализации будущих стратегий развития обуславливают необходимость анализа демографических аспектов формирования этнокультурного пространства Донецкого региона. Установлено, что трудовые миграции, осуществляемые под руководством царского, а позднее и советского правительств не просто способствовали развитию промышленности Донбасса, но и сформировали этническую и культурную основу регионального социума. Приток русских мигрантов в различные исторические периоды, а также их преобладание в городах и промышленных центрах Донбасса обусловили доминирование в его этнокультурном пространстве русского языка, русских традиций, культуры. Выяснено, что за небольшой по меркам человеческой истории период на территории Луганщины и Донетчины сформировалась особая общность людей, на менталитет и генетическую память которых повлияло единение с Русским миром и Русским началом. Сложная социально-политическая обстановка и военный конфликт в Донбассе это следствие естественной реакции народа Донбасса на попытку отнять родной язык, историю и право выбора своего пути развития, пути предопределенного историческим прошлым. Сложившаяся ситуация в очередной раз доказывает, что государственное управление, государственная социальная политика не могут быть эффективными и успешными без учёта и понимания исторического прошлого и этнокультурных традиций народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF DEMOGRAPHIC AND ETHNO-CULTURAL PROCESSES IN DONBASS

Understanding and consideration of pupil’s ethno-cultural traditions is quite important for effective state administration and development of a region as a whole. Economic establishment of Donbass was executed under the influence of labor migrations that functioned as the key factor of population formation of the region with its ethno-cultural environment. Such historical preconditions also influenced the modern decision of Donbass population. The efforts initiated to dispute the choice resulted in military and political conflict and difficult social and economic situation. These present challenges as well as the implementation issues of future development strategies condition the need for analysis in demographic aspects of ethno-cultural environment formation in Donetsk Region It is established that labor migrations conducted under control of tsarist and further Soviet Government not only promoted the progress of Donbass industry but formed ethnic and cultural basis of the regional society. In various historical periods the inflow of Russian migrants, and their predominance in towns and industrial centers of Donbass conditioned the prevalence of the Russian language with culture and traditions in its ethno-cultural environment. It is found out that during the period that is relatively short for the history of mankind on the territory of Lugansk and Donetsk area there appeared a new specific community of people whose mentality and genetic memory was determined by unity with Russian world and Russian fundamentals. The complicated social and political situation, and military conflict in Donbass is the consequence of the natural response of Donbass people to the attempts initiated to deprive them of their native language, history and the right of choice of own development way that was predetermined by the historical past. The present situation demonstrates again that state administration and government policy cannot be effective and successful without taking into account and understanding of the nation’s history and ethno-cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития демографических и этнокультурных процессов в Донбассе»

УДК 332.1.314

Яковлева Ю.К.1, Оносова И.А.2

1 Макеевский экономико-гуманитарный институт E-mail: yakovleva_donetsk@mail.ru 2 Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

E-mail: vmnt@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЬ1Х ПРОЦЕССОВ В ДОНБАССЕ

Понимание и учёт этнокультурных традиций народа чрезвычайно важны для эффективного государственного управления и развития регионов в целом. Экономическое становление Донбасса осуществлялось под влиянием трудовых миграций, которые сыграли ключевую роль в формировании народонаселения этого региона и его социокультурного пространства. Данные исторические предпосылки повлияли и на современный выбор населения Донбасса, попытки оспорить который, привели к военно-политическому конфликту и сложной социально-экономической ситуации. Эти современные вызовы, а также вопросы реализации будущих стратегий развития обуславливают необходимость анализа демографических аспектов формирования этнокультурного пространства Донецкого региона.

Установлено, что трудовые миграции, осуществляемые под руководством царского, а позднее и советского правительств не просто способствовали развитию промышленности Донбасса, но и сформировали этническую и культурную основу регионального социума. Приток русских мигрантов в различные исторические периоды, а также их преобладание в городах и промышленных центрах Донбасса обусловили доминирование в его этнокультурном пространстве русского языка, русских традиций, культуры. Выяснено, что за небольшой по меркам человеческой истории период на территории Луганщины и Донетчины сформировалась особая общность людей, на менталитет и генетическую память которых повлияло единение с Русским миром и Русским началом.

Сложная социально-политическая обстановка и военный конфликт в Донбассе - это следствие естественной реакции народа Донбасса на попытку отнять родной язык, историю и право выбора своего пути развития, пути предопределенного историческим прошлым. Сложившаяся ситуация в очередной раз доказывает, что государственное управление, государственная социальная политика не могут быть эффективными и успешными без учёта и понимания исторического прошлого и этнокультурных традиций народа.

Ключевые слова: заселение, миграции, численность населения, этнокультурный аспект, ассимиляционные процессы, национальная самоидентификация, менталитет, региональный социум.

Демографические факторы интересны и важны не только при анализе социально-экономического развития той или иной территории. Часто такой простой его аспект, как изменение численности населения сопровождается серьёзными этнокультурными процессами, формирующими такие феномены человеческой психологии и ключевые факторы самоидентификации, как менталитет и генетическая память. А игнорирование или нежелание учитывать на государственном уровне этнические и социокультурные особенности населения территорий с особым историческим прошлым тормозит развитие или приводит к конфликтам. В этой связи актуальным будет анализ демографических процессов в Донбассе, народ которого, всегда отличающийся трудолюбием и толерантностью, оказался втянут в кровопролитную гражданскую войну.

Смертоносное вторжение монголо-татарской орды, а затем и опустошающие набеги крымских татар вплоть до конца XVII в. оставляли территорию будущей Донецкой области

диким полем южных степей Приазовья. Поэтому история ее наиболее интенсивного освоения насчитывает всего 2,5 столетия, но бурные исторические, политические и экономические события данного периода сформируют на этой территории историческую общность людей с особой ментальностью, специфичностью территориальной самоидентификации, полиэтнич-ностью культуры, что обусловит характерные тенденции социодемографического развития регионального социума.

В XVII в. в пределах будущей Донецкой области насчитывалось всего несколько постоянных казацких поселений. Но после воссоединения Украины и России (1654 г.) регион становится главным районом колонизации - царское правительство открыло широкий доступ к этим богатым, но пока что слабозаселенным землям выходцам из центральных районов России, Левобережной Украины и иностранцам.

Так, Царскими указами 1753 г. в треугольнике рек Бахмут-Лугань-Северский Донец была соз-

дана административная военно-земледельческая единица Славяносербия с центром в Бахмуте (ныне г. Артемовск), в которую из южных австро-венгерских территорий на постоянные военные поселения привели отряды сербов, хорватов, черногорцев, болгар, волохов и других переселенцев, исповедующих православие.

Через двадцать лет на территорию Донецкого региона ввозят еще 3,5 тысячи молдаван, сдавшихся в плен во время русско-турецкой войны, которые основывают поселение вблизи современного города Селидово [1]. В бассейне р. Бахмутки осели поляки, а в Приазовье, после присоединения Крыма к России, переселили греков (около 18 тысяч человек), армян, грузин и волохов. В разных районах области царское правительство «рассеяло» военнопленных турок, а также крымских татар, которые составляли многочисленную группу населения, а в качестве этноса сформировались еще на территории Крыма на основе смешения местных этносов с тюркоя-зычными племенами хазар, половцев, монголо-татар. Среди иностранных колонистов были и евреи, принявшие русское подданство [2].

Следует отметить и переселение немцев-менонитов (сектантов-анабаптистов голландского происхождения, занимающихся земледелием), поселения которых концентрировались на территории нынешнего Тельмановского района (сегодня районный центр пгт Тельманово -бывший Остгейм), в конце Х1Х в. немецкое население составило уже 6 тысяч человек [1,3].

Со второй половины ХУШ в. Усиливается так называемая помещичья колонизация края, в рамках которой русским помещикам, чиновникам, офицерам, а также казацким старшинам царское правительство раздает сотни тысяч гектаров земли. Усиливается и стихийная колонизация Донецкого региона крестьянами-беглецами из русских и украинских земель. Под

давлением гонений в регион направляются тысячи русских старообрядцев, которые основывают на востоке области поселение Ольховатка. В первой половине Х1Х в. юг региона осваивают тысячи задунайских и донских казаков.

Таким образом, не просто возрастала численность постоянного населения, а формировалась пестрая по национальному составу общность людей, в которой, однако, преобладали русские и украинцы, а в этно- конфессиональном пространстве доминировало христианство.

Наиболее интенсивно территория края стала заселяться с началом его промышленной колонизации. Интенсивное развитие донецкой промышленности, особенно во второй половине Х1Х в., обостряет вопрос недостатка рабочей силы. Его решение усложняется кругом специфических местных условий: слабозаселенный степной юг; земледельческий характер занятости большинства местного населения; соседство с районами капиталистического сельского хозяйства (Ново-россия, Кубань, Дон), в которые привлекались на сезонные работы местные жители; отсутствие необходимого количества местных рабочих, в том числе подготовленных рабочих кадров.

Именно в то время отмена крепостного права в России предоставила юридическую свободу огромному количеству крестьян, которые, спасаясь от голода и беспросветной бедности, направлялись в промышленные центры Донбасса, развитие капиталистической промышленности которого резко повысило спрос на рабочую силу. «Крупнокапиталистическая промышленность Донбасса в разорённой русской и украинской деревне обрела ту живительную среду, которая постоянно питала её рабочими кадрами» [4, с. 113]. Во второй половине Х1Х в., наряду с украинскими крестьянами, прибывшими преимущественно из Левобережной Украины - Харьковской, Екатеринославской, Черниговской, Полтавской

Таблица 1. Регионы-доноры рабочей силы для промышленности Донбасса в 1871-1900 гг. (составлено с использованием данных источника [4])

% к общему объему

Регионы 1871 1884 1900

(на протяжении июня) (на протяжении лета) (на протяжении всего года)

Черноземный центр России 82,5 50,9 55,7

Украина и Область Войска Донского* 15,5 47,2 31,5

Другие 2,0 1,9 12,8

* Область Войска Донского - территория в бассейне р. Дон (юго-восточная часть Европейской России).

губерний, значительно увеличивается приток выходцев, преимущественно крестьян-отходников, из черноземного центра России - Тамбовской, Тульской, Орловской, Курской, Воронежской, Рязанской, Пензенской, Смоленской, Калужской губерний (табл. 1), которые и закладывают основу русскоязычности на Донбассе [4], [5].

На протяжении 40 лет пореформенного периода численность рабочих Донбасса увеличилась в десятки раз (табл. 2). Как результат, в конце Х1Хв. только в пределах будущей Донецкой области проживало приблизительно 775 тысяч человек (1897 г. [6,7]), а на начало ХХ в. донецкий промышленный пролетариат, имеющий преимущественно российско-украинскую крестьянскую генеалогию, превращается в одну из крупнейших составляющих рабочего класса России. Именно интенсивные индустриальные миграции обусловливают формирование основных пропорций этнической структуры будущей Донецкой области уже на рубеже Х1Х-ХХ вв., которые с определенными изменениями дошли и до настоящего времени.

«Индустриальные» переселенцы размещались на территории области рассеянно, не образовывая локальных этнических поселений, что в условиях интенсивной урбанизации способствовало утрате национальных черт малочисленными этносами и их ассимиляцию под давлением более многочисленных - россиян, а в ряде сельских поселений - украинцев. Данные процессы отображаются на социокультурном аспекте развития регионального социума, в первую очередь за счет ликвидации бытовой изоляции отдельных этнических групп (языковой, психологической, конфессионной, социально-экономической), что ускорило процессы межкультурного обмена и формирования современного социодемографи-ческого образа региона с доминированием русского языка, русской культуры и традиций.

В начале советского периода Донбасс - все еще слабозаселенный по сравнению с другими регионами. Мощная база для дальнейшего индустриального развития, расположение региона

на перекрестке путей и миграционная политика уже советского правительства поддерживают традицию наращивания трудоресурсного потенциала за счет активной миграции.

В 1930-х годах недостаток рабочей силы был настолько значителен, что замедлял темпы индустриализации и технической реконструкции промышленного потенциала Донбасса, поэтому в этот период в ряды донецких рабочих за счет внешних миграций вливается масса новых пополнений, но уже преимущественно путем организованного набора, география которого расширяется. Прибывают рабочие не только из регионов Украины, но и из центрально-черноземной, северной частей и центрально-промышленных районов России, в том числе из Смоленской, Орловской, Курской губерний, а также из Беларуси, Татарской АССР, Кавказских регионов.

Вся масса прибывших представляла собой социальное разнообразие: «прибывали «бывшие» - белогвардейцы, помещики, капиталисты, кулаки, прибывало и сельское население» [9, с. 20]. Усиливается и этническое разнообразие, на основании которого после отмены губерний как территориальных единиц, согласно Постановлению Совета Наркома УССР «О выделении национальных районов и советов», на протяжении 1924-1926 гг. на территории Сталинской (позднее Донецкой) области созданы 43 сельских совета по национальному признаку: 27 греческих, 6 немецких, 4 татарских, 4 русских, 1 болгарский и 1 еврейский, которые через несколько лет в рамках новой административно-территориальной реформы были ликвидированы [7, с. 119-120].

Но наибольший удельный вес среди населения региона имеют россияне и украинцы, причем в городской местности процент россиян был более значительным, так как именно промышленные города Донбасса выступали местом реализации труда для русских крестьян-отходников [5], что ускоряло там ассимиляционные процессы и отображалось на использовании языков разных национальностей. Так, в середине 1920-х годов

Год В угольной промышленности В металлургической промышленности Всего

1883 14847 4348 19195

1891 23430 8554 31984

1900 85437 22236 107673

Таблица 2. Динамика численности рабочих в угольной и металлургической промышленности Донбасса, чел. [8]

в городах горнопромышленного подрайона Донбасса среди этнических украинцев, проживающих здесь (на которых приходилось 40% населения этих городов), употребляла родной язык только их пятая часть. Доля же россиян составляла около 50%, а использовали русский язык больше 70% всего населения этого района. Почти не разговаривали на родном языке молдаване, белорусы, а среди греков и евреев национальный язык употребляла только половина соответствующего населения, лишь татары и немцы еще сохраняли свою самобытность [9, с. 26-27].

В сельской местности языковые особенности национальной самоидентификации пострадали меньше, но со временем и там выработался так называемый юго-восточный диалект, для которого в орфоэпическом, морфологическом, синтаксическом и других языковых аспектах ощутимо влияние русского языка.

На протяжении 1930-х годов, особенно во время коллективизации и голода (1932-1933 гг.), увеличивается приток украинцев из Сумской, Черниговской и Полтавской областей, бывшее население которых на Донбассе в своем большинстве становится русскоязычным. В конце 1930-х трудовые организованные миграции населения на Донбасс продолжаются, в частности, из Воронежской области России, Киевской, Полтавской, Винницкой областей УССР и Татарской АССР. Данные процессы происходили в рамках комсомольской мобилизации на шахты Донбасса и так называемых оргнаборов местного сельского населения, осуществляемых под особым надзором партийных органов.

Осуществляются миграции населения и с территорий, присоединившихся к СССР в 1939 г.: Западной Украины, Северной Буковины и Бессарабии. Таким образом, одновременно решались проблемы ликвидации безработицы на этих землях и ряд внутриполитических вопросов: путем установления взаимосвязей между жителями Донбасса и Западной Украины советская власть старалась «советизировать» население западно-украинских регионов.

Имели место и сельскохозяйственные переселения на Донбасс из регионов Западной Украины с целью увеличения численности сельского населения Донбасса, которая после освобождения региона от фашистов не возрастала. Так, на протяжении 1945 г. с территорий, отошедших от

Польши было переселено в Сталинскую (позднее Донецкую) область более 3 тысяч семей (13,2 тысячи человек), основная масса которых была распределена по колхозам и совхозам области. Следует отметить, что прибывшие семьи размещали малыми группами (от 2 до 40) по разным населенным пунктам, в связи с чем был нарушен принцип землячества, родственных отношений у этнических украинцев [10]. Это способствовало более интенсивному влиянию на переселенцев другой этнической и социокультурной среды, в первую очередь русскоязычной, в качестве носителя иных культурных традиций. Значительное количество этих западно-украинских семей так и не смогли приспособиться к новым условиям и были вынуждены возвратиться.

К концу 1930-х годов изменяется социальная структура регионального социума Донбасса в сторону увеличения удельного веса рабочего класса и трудовой интеллигенции и уменьшения, соответственно, крестьянства, параллельно формируется прослойка служащих [6]. Регион переживает настоящий урбанизационный бум: за 13 лет (с 1926 по 1939 г.) удельный вес городского населения увеличивается с 39 до 78% [11]. Это было начало формирования общества с особым менталитетом: «в буднях великих строек вся эта разноликая масса приобретала классовое сознание, опыт, профессиональную гордость рабочего, воспитывала в своих рядах людей нового типа - новаторов» [6, с. 47].

Изменяются социальный облик и психология крестьянства - ключевой фигурой становится механизатор, труд колхозника все больше приобретает черты индустриального труда. Следствием социалистического образа жизни является и повышение роли женщины в общественно-политической сфере и народном хозяйстве. В конце 1970-х годов среди всего занятого населения Донецкой области 51,4% представляли женщины, в отдельных отраслях этот показатель достигал 70-90%. Среди лиц с высшим образованием женщины составляли 52% [6].

Постепенно на возрастание численности населения начинает влиять и естественный прирост, в частности в Сталинской (позднее - Донецкой) области в довоенные годы он достигал 16 человек на 1 тысячу [9]. Но для его преобразования в трудовые ресурсы нужно было минимум полтора десятилетия. Свои коррективы вносит и

Великая Отечественная война, во время которой, кроме мобилизации мужского населения, имела место и эвакуация инженерно-технических кадров и рабочих вместе с оборудованием в восточные районы СССР, а также принудительная депортация на восток немецкого населения Донбасса. За период гитлеровской оккупации Донбасса погибло 279 тысяч жителей Сталинской области, 200 тысяч были угнаны в Германию [6, 9]. Военные действия и оккупация привели к потере больше половины довоенной численности населения Донбасса [9]. Ни один экономический район мира не испытал такого опустошения и разрушений, как этот шахтерский край. Поэтому восстановление его хозяйства после освобождения региона в 1943 г. за счет исключительно местной рабочей силы было невозможно. К тому же под вопросом была и перспектива естественного воспроизведения населения, так как его социально-экономическое положение, морально-психологическое состояние и половозрастная структура не способствовали быстрому восстановлению естественного прироста.

Поэтому организованные внешние миграции возобновляются снова, главными поставщиками рабочей силы еще до окончания войны опять становятся регионы России, а также Украины, с территории которой линия фронта продвигалась на запад. Направляются и отряды молодежи из других республик СССР. Возвращаются ранее эвакуированные и беженцы, репатриированные, демобилизованные, осужденные и расконвоированные [9]. Только в 1945 г. на работу на шахты Донбасса было мобилизовано около 100 тысяч репатриантов, а также большое количество осужденных преступников, которые остались без надзора и внесли «свой вклад» в социальную среду региона ростом преступности. Так, например, каждый десятый житель г. Сталино (сейчас - Донецк) в послевоенные годы оказывался в тюрьме [8, с. 331]. Увеличение механического прироста продолжается даже несмотря на голод 1946-1947 годов, к которому привела засуха 1946 г., неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и тяжелые условия работы. Численность прибывших в регион остается на высоком уровне и значительно превышает количество дезертиров с предприятий и других выбывших. В послевоенные годы наибольший процент прибывших обеспечивали

регионы России и Украины, прибывают трудовые ресурсы также из Молдовы и Беларуси.

За один только 1948 год в Сталинскую область прибыло 354 тысячи человек [12]. К 1950 г. численность населения Донбасса достигла довоенного уровня, постепенно возрастает и естественный прирост.

1950-е годы - новый этап интенсивного роста населения за счет переселения рабочих на Донбасс, что связано со строительством шахт. С 1946 по 1958 г. численность населения области увеличилась на 2,2 млн человек, или на 110%, - это был период прироста населения с показателем в 7,8% в год (наибольший за всю историю Донбасса) [6]. К концу 1950-х годов промышленное строительство в регионе замедляется, в СССР поднимают другие регионы: в Средней Азии, Сибири, на Дальнем Востоке, поэтому именно туда направляются отряды энтузиастов, в том числе и из Донбасса, что отражается и на темпах увеличения численности населения, которое все ещё имеет место, но уже за счет естественного прироста.

За небольшой по меркам человеческой истории период на территории Луганщины и Донет-чины сформировалась особая общность людей, на формирование менталитета и генетической памяти которых отразилось единение с Русским миром и Русским началом. В своём большинстве, не будучи коренным населением для данных территорий, этот народ приумножался, развивался вместе с регионом «Донбасс» благодаря непосредственному участию и содействию сначала царского, а затем советского правительств. Стремление этого народа к единению с Русским миром продиктовано не приграничным соседством с Россией или наличием смешанных браков, а мощной генетической связью, подкреплённой общими с русским народом историей и культурой. Для многих поколений людей Донбасса, имеющих русские корни, считающих историческое прошлое России своим прошлым, «перемолотых» Великой Отечественной войной, горячо чтивших её победу, сплочённых тяжёлыми трудовыми послевоенными годами, воспитанных под влиянием русской литературы, истории, уникальной православной культуры неприемлемыми оказались чуждые европейские ценности, их навязывание, а также многолетняя украинизация. И как результат, сложная социально-политическая ситуация и военный

конфликт в Донбассе - это следствие естественной реакции народа Донбасса на попытку отнять родной язык, историю и право выбора своего пути развития, пути предопределенного историческим прошлым с Россией, память о котором невозможно перечеркнуть просто переписав

учебники истории. Сложившаяся ситуация в очередной раз доказывает, что государственное управление, государственная социальная политика не могут быть эффективными и успешными без учёта и понимания исторического прошлого и этнокультурных традиций народа.

12.06.2015

Список литературы:

1. Лаврiв П. 1стс^я Швденно-Схщно'' Укра'ни. - Ки''в: Укра'нська Видавнича Сшлка, 1996. - 198 с.

2. Беликова Н.В. Роль этнических сообществ Донецкой области в укреплении межнациональных отношений и стабилизации этнополитической ситуации в регионе // Н.В. Беликова Этнические сообщества Украины: история современность, будущее: Сб.ст. / Под. ред. А.А. Дынгеса, с.Ю. Кузнецовой. - Донецк: Апекс, 2006. - с. 13-42.

3. Панфьорова М.А. Швденно-Схщна Укра'на наприкшщ XVIII - в першш половит Х1Х ст. (формування адмшютративно'' та соцiально-економiчноï структури): Монографiя. - Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2004. - 186 с.

4. Потолов с.И. Рабочие Донбасса в XIX веке // с.И. Потолов. АН СССР, ин-т истории (ленинградское отделение). - М-Ленинград: Изд. Академии наук СССР, 1963. - 275 с.

5. Лихолобова З.Г. Процессы урбанизации в Донбассе // З.Г. Лихолобова. В. Коваленко. Новые страницы истории Донбасса: Ст. - Кн. 3. - Донецк, 1994. - с. 56 - 73.

6. Цвейбель Д.С. Как заселялся наш край/Д.С.Цвейбель//Неизвестное об известном: краеведческие очерки/Сост.: З.П. Капра-ленко. - Донецк: Донбасс, 1978. - с. 37-54.

7. Донеччина. Перехрестя цивтзацш. Книга перша. Донецька обласна держадмшютращя. - Донецьк: ТОВ <^апринт», 2007. -160 с.

8. Михненко А.М. 1стс^я Донецького басейну друге« половини Х1Х - першоï половини ХХ ст.: Монографiя. - Кшв, Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2003. - 440 с.

9. Алфьоров Л.А. М^рацшш процеси та 'х вплив на соцiально-економiчний розвиток Донбасу (1939-1959 рр.): Монографiя // Л.А. Алфьоров. - Донецьк: Укра'нський культуролопчний центр, Донецьке вщдшення Наукового товариства iм. Т.Шевченка, 2008. - 192 с.

10. Шишк Н.Ф. Сшьськогосподарсьга переселення в Донбас у повоенш роки // Н.Ф. Шишк. Новi сторшки ютори Донбасу: Збiрник статей. Кн.11. - Донецьк, ДонНУ, 2003. - с. 122 - 13.

11. Статистичний щорiчник Донецько' област за 2012 // За ред. О.А. Зеленого, вщп.за випуск Л.О. Мшина // Головне управляння статистики у Донецькш области 2013. - 470 с.

12. Алфьоров М.А. Рух населення Донбасу в перюд повоенно' вщбудови 1946-1950 рр. // Новi сторшки ютори Донбасу: Збiрник статей. Кн. 20. - Донецьк, ДонНУ 2011. - с. 150 - 158.

Сведения об авторах:

Яковлева Юлия Константиновна, доцент кафедры учёта и аудита Макеевского экономико-гуманитарного института, кандидат экономических наук Украина, г. Макеевка, ул. Островского 16, e-mail: yakovleva_donetsk@mail.ru

Оносова Ирина Андреевна, профессор кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского,

кандидат экономических наук, доцент, Украина, г. Донецк, ул. Щорса 31, e-mail: vmnt@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.