Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТИ / ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кочубей Е.И., Степанян Ж.М.

Организационная культура формируется под влиянием множества факторов, состоит из нескольких уровней, каждый из которых представляет собой сложную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FORMATION AND BUILDING OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Organizational culture is influenced by many factors, consists of several levels, each of which is a complex structure.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 338.2

Кочубей Е.И., к.ф.н.

доцент

кaфедpа apт-бизнеca и pеклaмы Степанян Ж.М. студент магистратуры факультет социально-культурной деятельности и туризма Кpacнодapcкий гоcудapcтвенный ижтитут культуpы

Россия, г. Краснодар

Kochubey H., Ph.D.

Associate Professor kafedpy Part-bizneca andpeklamy

Stepanian J.M. master's student faculty of socio-cultural activities and tourism Krasnodar state Institute of culture Russia, Krasnodar ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ PECULIARITIES OF THE FORMATION AND BUILDING OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация: Организационная культура формируется под влиянием множества факторов, состоит из нескольких уровней, каждый из которых представляет собой сложную структуру.

Abstract: Organizational culture is influenced by many factors, consists of several levels, each of which is a complex structure.

Ключевые слова: Организационная культура, уровни организационной культуры, ценности, элементы культуры.

Keywords: Organizational culture, levels of organizational culture, values, and cultural elements.

Для того, что бы выстроить эффективную организационную культуру, нужно сначала понять, что обеспечивает наивысшую производительность.

Зарубежная и российская литература рассматривает структурные модели организационной культуры. Американский психолог Эдгар Шейн разработал модель, которая построена на концепции культурологов: Клукхона и Штротбека. Первый уровень называется поверхностным, который включает в себя такие внешние проявления, как применяемая технология и архитектура, наблюдения за поведением, вербальная и невербальная коммуникация, оформление помещений, язык, пространство и время. Ко второму уровню относятся ценности и верования, которые разделялись членами организации. Они формируются руководством компании и уведомляют всех сотрудников. Ценности и верования носят сознательный характер и зависят от желания людей. Эдгар Шейн называет это корпоративной идеологией. Во многих компаниях она является

основным ориентиром и формулируется в программных документах организации. Эти ценности могут быть явными и скрытыми и в свою очередь устанавливают социальные нормы, регулируют поведение работников организации.

По мнению Шейна в организационной культуре лежит базовое представление о характере, времени, пространстве, реальности человеческой природы и взаимоотношений. Эти предположения служат направлением поведения людей и помогают им воспринять характерные признаки организационно культуры, но они не всегда осознаются членами организации. Лишь в процессе особого анализа они раскрываются и носят в основном гипотетический характер. Психолог Дональд Камерон выделяет два организационных уровня модели организационной культуры. В первом уровне он представил такие факторы как рабочую обстановку, символы, одежду, организационные церемонии. К этому уровню он относил так же элементы культуры, которые имели как внешние, так и видимые представления. На втором уровне расположились ценности и нормы, которые определяют и регламентируют поведение сотрудников в компании. Эти ценности связаны с визуальными образцами и обозначаются внутренней философией. Сотрудники организации поддерживают и вырабатывают эти ценности, при этом работник компании обязан разделять или показывать свою заинтересованность по отношению к принятым корпоративным ценностям.

Изучая эти уровни, необходимо разделять организационную культуру на субъективную и объективную. Организационная культура включает в себя такие элементы как мифы, обряды, ритуалы, лидеры, лозунги, восприятие языка общения и служит основой для формирования организационной культуры и принятия решений, определяет стиль руководства и занимается решением проблем.

Наибольший вклад в изучение структуры организационной культуры внес Эдгар Шейн. Он выделил несколько оснований для разделения корпоративной культуры на отдельные составляющие. Во-первых, в структуре Эдгар Шейн выделил уровни организационной культуры.

Поверхностный уровень, уровень артефактов, «включающий все те феномены, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой. Артефакты включают зримый продукт группы, такой как архитектура ее материального окружения, ее язык, технология и продукты деятельности, ее художественные произведения и стиль, воплощаемый в одежде, манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией, описание принятых ценностей, внешние ритуалы и церемонии и так далее. Для целей анализа культуры в этот уровень включаются также видимое поведение группы и соответствующие организационные процессы».

Подповерхностный (внутренний) уровень, уровень провозглашаемых ценностей: совокупность ценностей, норм и правил поведения (в отношении

внутригрупповых отношений и внешних связей), подтвердивших свою правомерность и целесообразность в процессе приобретения группового опыта: «Сохранение верности этим ценностям приводит к их трансформации в самоочевидные представления, подкрепляемые набором вербальных убеждений, норм и правил поведения. Соответствующие взгляды и моральные, этические правила остаются осознанными и четко сформулированными, они выполняют нормативную или моральную функцию, регулируя поведение членов группы в тех или иных ключевых ситуациях и приучая новых ее участников к тем или иным моделям поведения.

Набор ценностей, который находит реальное воплощение в идеологии или в корпоративной философии, может служить ориентиром или моделью поведения в сложных или неопределенных ситуациях». Таким образом, данный структурный уровень культуры организации доступен для изучения и может быть исследован путем анализа оценочных суждений, ответов членов организации на вопрос «Почему вы поступаете так, а не иначе?».

Глубинный уровень, уровень коллективных базовых представлений, составляющий суть культуры группы. Базовые представления носят неосознаваемый характер, они не озвучиваются, но всегда подразумеваются. «Если предыдущий уровень характеризовался хорошо вербализируемыми суждениями, то данный уровень включает в себя по большей части то, чему люди в обычных обстоятельствах просто не отдают себе отчета. Это и общая философия фирмы, и стереотипы восприятия действительности, и верования, принимаемые без доказательств».

Базовые предположения «представляются членам группы настолько очевидными, что варьирование поведения в рамках данной культурной единицы сводится к минимуму поведение, которое базируется на любых иных представлениях, будет казаться участникам группы непонятным». Базовые представления, как правило, «имеют отношение к фундаментальным аспектам существования, которыми могут быть:

- природа времени и пространства;

- природа человека и человеческой активности;

- природа истины и способы ее обретения;

- правильные взаимоотношения индивида и группы;

- относительная важность работы, семьи и саморазвития;

- обретение мужчинами и женщинами своей истинной роли и природа семьи» [1].

На базовые представления огромное влияние оказывает национальная культура, основы которой усваиваются людьми еще в раннем возрасте.

Однако культуры разных организаций обладают неодинаковыми возможностями, не всякая культура располагает соответствующим потенциалом. Многие организации обладают такой фирменной культурой, которая не только тормозит достижение успеха в хозяйственном плане, но и не позволяет распознать себя и использовать свои возможности в интересах

организации [2].

Использованные источники:

1. Шейн Э.: Организационная культура и лидерство. 3-е издание / Пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой. СПб: Питер. 2013 г. - 352 с.

2. Шишлова Е.Э.Развитие организации. Социально-психологический аспект./Е.Э. Шишлова. М.: Проспект 2010 г. - 224 с.

УДК 379.851

Красулина С.Н.

магистрант Дудченко Н.В. магистрант Черневская Ю. В. магистрант

Новосибирский государственный педагогический университет

Россия, г. Новосибирска

Krasulina S.N.

Dudchenko N. V.

Chernevskaya Y. V.

Master's Degree Students Novosibirsk State Pedagogical University

Novosibirsk

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

ТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ THE TOURIST POTENTIAL AND POSSIBILITIES OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE IRKUTSK REGION

В статье описан туристский потенциал Иркутской области, приведены меры, предпринимаемые для развития туризма сегодня и проблемы туризма в регионе, на которые необходимо обратить внимание.

Ключевые слова: туризм, туристский потенциал, развитие туризма в Иркутской области.

The article describes the tourist potential of Irkutsk Region, given the measures taken for the development of tourism today and the problems of tourism in the region that need attention.

Key words: tourism, tourist potential, the development of tourism in the Irkutsk Region.

Иркутская область располагается на Юго-Востоке Российской Федерации, входит в состав Сибирского Федерального округа, является одним из самых крупных по площади субъектов РФ с площадью 774846 км2. Сегодня Иркутская область располагает большим объемом туристских ресурсов: как культурно-исторических, так и природных, что является положительным фактором для развития различных видов туризма и совершенствования экскурсионной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.