Научная статья на тему 'Особенности формирования и перспективы развития информационного рынка'

Особенности формирования и перспективы развития информационного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЫНКИ / ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Береза Наталья Викторовна, Россинская Марина Васильевна

В работе рассматривается состав информационного рынка, его субъекты и объекты. Раскрываются особенности и перспективы развития информационных услуг в отдельных отраслях и сферах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a composition of information market, it objects and subjects. Characteristics of formation and future trends it's development are considered

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и перспективы развития информационного рынка»

страны в формулировке позиции по ключевым вопросам развития отрасли ИТ. Учитывая опыт других стран, специфику производства и маркетинга ИТ, полезно было бы опираться на сотрудничество с отраслевыми ассоциациями производителей, которые должны иметь серьезные права в области определения стандартов отрасли, стандартов обучения и подготовки кадров, принимать участие в разработке и экспертизе законодательства и регулирования отрасли.

Стратегия развития отрасли должна фиксировать цели, сроки и средства для их достижения. Практически речь идёт о том, на какие рубежи выпуска продукции отрасль ИТ должна выйти в будущем, на каких источниках капитала будет идти её развитие, адекватен ли административный и налоговый режим для решения этих задач, имеется ли достаточная частная инициатива и кадровая обеспеченность. В то же время только сам бизнес ИТ (как это фактически произошло в Индии) может чётко сформулировать условия ускоренного развития отрасли, определить необходимые факторы, которые, вместе с поддержкой государства, могут обеспечить успех.

Таким образом, реализация стратегии инновационного прорыва требует квалифицированного выбора стратегических приоритетов и выработки эффективного механизма их осуществления. Обречена на неудачу попытка охватить все поле научно-технологического прогресса, распылив силы и средства. Необходимо выбрать сравнительно узкое поле стратегий инновационного прорыва, исходя из следующих чётких критериев:

- технологических потребностей экономики, определения эффективных рыночных ниш;

- технологического уровня, перспективной конкурентоспособности инновационных продуктов и технологий;

- наличия отечественных заделов - фундаментальных разработок, крупных изобретений, конверсионных технологий;

- уровня социально-экономической эффективности инновационных продуктов и технологий.

Включаемые в перечень национальных инновационных приоритетов стратегии и проекты должны быть подвергнуты инновационно-технологической экспертизе, конкурсному отбору и общественному обсуждению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бард В.С., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики. М.: Экзамен. -2003.

2. Богомолов О.Т. Экономика - общественная среда. Научные записки. М.: Институт экономических стратегий, 2008.

3. Шевчук В.Я., Рогожин П.С. Основы инвестиционной деятельности. М.: Инфра-М, 2000.

4. Яковец Ю.В., Нечаев А.А., Попов Б.Е., Яко-

вец Т.Ю. Методология анализа и прогнозирования трансформации структуры экономики России. М.: Ассоциация "Прогнозы и циклы", 1997.

УДК 338.4: 004

Берёза Н. В., Россинская М.В.

Особенности формирования и перспективы развития информационного рынка

В последнее время на рынке услуг наиболее быстроразвивающимся сегментом является информационный рынок.

Вследствие быстрого роста объемов потребления информации, структура и состояние информационного рынка и его отдельных составляющих активно рассматривается в работах многих ученых, таких как Балута В.И., Микешин А. И., Моисеева Т.В., Подпругин С.Д., Полукаров Д.Ю., и др.

Информационных рынок - это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными услугами, продуктами, технологиями [1].

Объектами информационного рынка являются собственно информация в форме информационных ресурсов, информационные услуги и продукты, в которые она превращается, и посредством которых доводится до потребителей, а также информационные технологии, как инструмент пре-

вращения информации из одной формы в другую. Объекты информационного рынка представлены в виде рис. 1.

Рассмотрим особенности каждого объекта.

В Федеральном законе от 20.02.95 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, события, явлениях, процессах независимо от формы их представления.

По мнению Подпругина С. Д., информация как товар имеет свои специфические особенности

[3]:

1) новые знания и информация в момент своего появления невещественны и не выражены в форме общественной потребительной стоимости;

2) в процессе потребления, использования информация не исчезает, ее полезность не уничтожается;

3) информация, как продукт творческого труда, при создании не имеет формы, в которой она может отчуждаться:

4) неопределенность связи между затратами и результатами в процессе создания, распределения и использования информации;

5) неоднозначность старения информации: процесс старения информации зависит от ее характера, значимости, актуальности;

6) комплексная структура цены информационных услуг и продуктов.

По нашему мнению, в этот список можно включить неоднозначность рыночной стоимости информации во времени. Процесс изменения

цены на одну и ту же информацию зависит от многих факторов и отличается от аналогичного процесса для других товаров.

Информационные технологии (ИТ) - это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [4].

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме [2].

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных ресурсов.

Механизм создания информационной услуги выглядит следующим образом: информация в форме информационных ресурсов с помощью информационной технологии превращается в информационный продукт. На рис. 2 [4] наглядно представлена взаимосвязь между информацией, ИТ и информационными продуктами.

Таким образом, по нашему мнению, процесс оказания информационных услуг объединяет и информацию, и информационные технологии и, собственно, информационные услуги и продукты. И, соответственно, рынок информационных услуг включает в себя и рынок информационных продуктов и рынок ИТ. Поэтому в дальнейшем в работе информационный рынок будет рассматриваться как рынок информационных услуг.

Рис. 1 Объекты информационного рынка

Материальные Технология Продукт

ресурсы материального Данные

производства

Информационная технология

Информационный продукт

Рис. 2. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Субъектами рынка информационных услуг являются:

1) поставщики (непосредственно производители, разработчики или оптовики);

2) посредники (распространители услуг);

3) конечные потребители.

Предлагаем представить состав субъектов информационного рынка в виде схемы на рис. 3.

На основе анализа литературы, можно выделить следующих поставщиков информационных услуг [3, 5, 7] :

- центры генерации и обработки баз данных;

- средства массовой информации и службы телекоммуникации и передачи данных (СМИ);

- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи, коммерческие (инновационные) фирмы;

- производители вычислительной техники и системного оборудования.

- инжиниринговые биржи;

- рекламные агентства;

государственные структуры различной направленности (например, образовательные учреждения, КБ, НИИ, и т. д.).

- физические лица.

Поскольку доступ конечного потребителя к услуге на информационном рынке обычно осуществляется в силу ряда причин (языковой и территориальный барьер, разная квалификация потребителей услуг, большой объем информации и трудоемкость ее обработки в зависимости от поставленных целей) через нескольких посредников, то невозможно провести четкую границу между производителями услуг и их распространителями. Поэтому СМИ, рекламные агентства и консалтинговые фирмы следует отнести не только к производителям, но и к посредникам.

Посредниками или распространителями на информационном рынке являются:

- операторы связи;

- операторы доступа (провайдеры);

- информационные посредники; коммерческие посредники.

Производители вычислительной техники

Инновационные фирмы

Консалтинговые фирмы

Государственные структуры

> 1 Центры генерации и обработки баз данных

Инжиниринговые биржи

\ > < л <

Производители информационных услуг и продуктов

Информационный рынок

Пользователи

Индивидуальные пользователи

Индивидуальные предприниматели

Физические лица

Посредники

Информационные посредники

Коммерческие посредники

Операторы

доступа (провайдеры)

Рис. 3. Субъекты информационного рынка1

1 Разработана авторами.

Рынок конечных потребителей можно разделить на две основные части: корпоративный рынок и рынок индивидуальных пользователей. К корпоративным клиентам можно отнести юридических лиц (предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности, организации, учреждения) и индивидуальных предпринимателей.

По мнению Микешина А.И. [6], информационный рынок имеет некоторые отличия от прочих рынков услуг:

1) для сферы информационных услуг характерна прямая зависимость технологии предоставления услуги от структуры содержания информационной потребности клиентов;

2) цена на информационную услугу, включается в цену информационного продукта, предоставляемого посредством данной услуги;

3) сфера информационных услуг и продуктов в большей степени требует решения вопросов правового обеспечения процессов их производства и потребления;

4) структура и содержание информационного ресурса обеспечивающего успешность функционирования фирмы подвержены быстрому изменению;

5) чем выше качество предоставляемой услуги, тем большую прагматическую значимость имеет информационный продукт.

Балута В.И. [7] в качестве отличительных черт информационного рынка также выделяет следующие:

1) ориентированность рынка на интересы посредников (или распространителя - розничного торговца);

2) стратегический характер внедрения. Внедрение информационных продуктов в хозяйственную деятельность требует длительного времени и значительных материальных затрат;

3) неоднозначность в вопросах экономической оценки стоимости информационных продуктов. Все существующие на сегодняшний день методики оценки предполагают довольно высокую степень субъективности.

Российский информационный рынок сегодня активно развивается, поэтому, по сравнению с мировым, также имеет некоторые о собенно сти:

1) отсутствие стабильности при приоритете на нем зарубежного производителя (мировой и отечественный рынок информационных услуг плотно насыщен продукций мировых монополистов (Microsoft, IBM, Hewlett-Packard);

2) неоднородность рынка по регионам страны (по демографическому составу, платежеспособности и др.);

3) в качестве основного потребителя пока выступает государство, а сектор личного потребления в большей степени ориентирован на информационные услуги развлекательного и бытового характера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) наличие нелегального "пиратского" рынка. Высокая стоимость информационных услуг и эластичность спроса по цене приводят к тому, что большинство пользователей предпочитают нелицензионные информационные услуги.

Основными экономическими рычагами на информационном рынке (как и на любом другом) являются спрос и предложение. Результат их взаимодействия - равновесная цена. На спрос и предложение на рынке оказывают влияние множество различных факторов. Предлагаем разделить их на две группы (рис. 4):

1) факторы, в большей степени влияющие на предложение;

2) факторы, в большей степени влияющие на спрос.

Конечно, данное деление довольно условно, поскольку информационный рынок - это единый организм и любой из перечисленных факторов оказывает влияние на весь рынок.

Рассмотрим сегменты рынка, в которых спрос на информационные услуги наиболее заметен и наблюдаются значительные темпы роста [7]:

1) активно растущие или реорганизуемые отрасли: нефтегазовый сектор, электроэнергетика, машиностроение, металлургия, телекоммуникации и др.;

2) сфера оптово-розничной торговли, среди дистрибьюторских компаний, там, где особо важна роль планирования при снабжении, четкий контроль себестоимости продукции и каналов сбыта;

3) компании, занимающиеся непрерывным производством, например предприятия пищевой промышленности;

4) сфера ЖКХ и инвестиционно-строительных холдингов, которые с их помощью стараются консолидировать свои активы и поставить под контроль учет проектной деятельности;

5) малые и средние предприятия, которые имеют низкую финансовую устойчивость и чтобы выжить просто обязаны оперативно реагировать на изменение окружающей среды.

Считаем, что еще одним из очень перспективных сегментов рынка - является социальная сфера. Если в вышеуказанных отраслях темпы

Рис. 4. Факторы влияния на информационный рынок

роста уже начинают замедляться, и в ближайшие годы взрывного роста можно уже не ожидать, то в бюджетной сфере внедрение информационных технологий находится в самом разгаре (особенно это касается сельских районов, а также небольших учреждений и организаций). Это и внедрение системы электронного документооборота при осуществлении банковских операций, сдаче отчетности, переписке с распорядителями бюджетных средств и система госзакупок, автоматизация учета и др. Все это требует от государства поддержки в форме не только финансовых вложений, но и организации обучения персонала, предоставления

программного обеспечения и контроля за процессом информатизации, а также активной разработки необходимых концепций и программ.

Нами был описан состав рынка информационных услуг, его субъекты, объекты, особенности и перспективы его развития. В заключение следует отметить, что рынок информационных услуг является динамической, быстроразвивающейся системой. В ближайшие годы потребность в информационных услугах возрастет. Это потребует дальнейшего изучения и исследования закономерностей развития информационного рынка и факторов, на него влияющих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моисеева Т. В., Полукаров Д. Ю. Экономические и правовые основы рынка программного обеспечения. Учебное пособие. М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008. С. 224.

2. Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изм. и доп. от 10.01.2003).

3. Подпругин С.Д. Рынок информационных

продуктов и услуг: сущность, эволюция, специфика. Диссертация, Иркутск, Байкальский государственный университет экономики и права, 2004.

4. Понятие ИТ - информационные технологии. [электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.itstan. ги/соП;еп1;Ме'да'57/111.

5. Информационный потенциал общества [электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.ssti.ru/kpi/

шЮтайка/СоПеП/ЫЫю/Ь 1 /т£огт_тап/_1_2.

6. Микешин А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1993.

7. Балута В.И. Проблемы рынка информационных услуг в потребительской сфере. [электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.cadrem.ru/ Ма1епаЬ/2005/2005 DоcBa12/DоcBa12 2005.вМт1.

УДК 338.4:004

Кирова К.С., Доценко А.Е., Мараховский А.С.

идентификация параметров сбалансированной межотраслевой динамической модели экономической системы

Проблема реструктуризации национальной экономики во все времена являлась актуальной, как в период подъема валового производства для увеличения темпа роста, начиная с 1998 года, так и в настоящий момент с целью нейтрализации влияния мирового финансового кризиса. В статье предлагается оригинальный метод оценки инвестиционных воздействий, а также прогнозирования и планирования структурных изменений, необходимых макроэкономической системе для поддержания сбалансированных темпов роста валового производства. Математическую основу данного метода составляет динамическая модель межотраслевого баланса В. Леонтьева. Метод содержит описание процедуры преследования выходных параметров экономической системы, которые должны удовлетворять требованиям эталонной системы, с наперед заданными пропорциями и магистральным темпом роста валового производства.

В методе предполагается взаимодействие двух динамических моделей макросистем, одну из которых будим называть развивающейся,

X ()= В-1 (Е - А - К)Х ()+ В_1и (),

(1)

Х(0) = Х0,

а вторую эталонной системой следующего вида: Хт ()= GmXm (), Хт(0) = Хт0, (2)

здесь Х(0 и Хт(?) - уровень валового внутреннего продукта развивающейся и магистральной системы; А - матрица прямых материальных затрат; В - матрица приростных фондоемкостей; К - матрица конечного потребления; и(0 - внешнее инвестиционное воздействие; От - матрица замкнутой магистральной системы.

Развивающаяся система не в состоянии самостоятельно перераспределить пропорции ВВП оптимальным образом, поэтому в модели предус-

мотрена внешняя инвестиционная составляющая и(0 пока неизвестная, но благодаря которой должен получиться результат совмещения ВВП развивающейся и эталонной системы. Из этого следует, что разность

7(0 = ХДО - Х^) (3)

стремится к нулю при t = т.е. 7(^) = 0. Для практических целей необходимо синтезировать такое внешнее управление и(0, которое бы за конечное время tk приводило разность 7(^) к нулю. При этом, начиная со времени tk, уровень ВВП развивающейся системы должен совпадать с уровнем эталонной системы.

Определение функциональной зависимости разностного процесса 7(0, позволяет вычислить траектории сближения развивающейся и эталонной системы по формуле:

Х^(0 = Хт(0 - 7(0. (4)

Оптимальный процесс перехода макроэкономической системы из несбалансированного состояния в сбалансированное состояние является разностью двух процессов: первого -эталонного (магистрального процесса) Хт(0 и второго - асимптотически устойчивого процесса 7(0. Причем устойчивость 7(0 гарантирует сближение траекторий ВВП развивающейся макросистемы с магистралью или любой другой наперед заданной функцией развития.

Имея в наличии лишь оптимальные траектории перехода из одного состояния в другое сложно, что-либо сказать о параметрах оптимальной системы Хпот. Эти параметры необходимо знать для получения информации о том, как и в каких пределах необходимо изменить экономические параметры развиваемой несбалансированной системы для достижения оптимальных траекторий развития.

Получим параметры оптимальной системы в явном виде, для этого воспользуемся уравнением разностного процесса (3) и равенством (4):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.