Особенности формирования и использования аналитической информации корпорации по данным бухгалтерской отчетности
The Russian Federation: Financial Statements Providing Analytical Information on Its Corporations
УДК 659.23:657
Смирнова Марианна Витальевна
профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, кандидат экономических наук 191186, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 18
Smirnova Marianna Vital'evna
St. Petersburg State University of Technology and Design
Bol'shaya Morskaya Str. 18, St. Petersburg, 191186, Russian Federation
Управление крупными компаниями (корпорациями) строится на формировании финансово-экономической отчетности о деятельности предприятия, основными источниками которой являются бухгалтерская и статистическая отчетность. Результаты бухгалтерского учета позволяют оценить истинное финансовое состояние корпорации. В статье показана специфика ведения бухгалтерской отчетности в Российской Федерации с позиций соблюдения требований корпоративного поведения. На основе проведенного анализа раскрыто значение достоверности данных отчетности для повышения стоимости корпорации.
The article discusses the financial statements (FSs) that provide analytical data on the characteristics of Russian Federation (RF) corporations. The primary sources of these FSs, the paper notes, are accounting and statistical reports. Subsequently, the critique delves into the financial conditions attached to the issuance of accounting reports (ARs). In the RF, the review relates, the ARs are written in terms of corporate compliance with acceptable business practices. The objective of these reports, the commentary states, is to disclose the entity's value. The blueprint says that the operational valuations are based on accounting and management information related to the enterprise's financial — and economic — informationperformance systems.
Ключевые слова: корпорация, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, информация, система финансовых показателей, корпоративное управление
Keywords: corporation, accounting, financial statements, corporate governance, financial informationperformance system
К задачам управления компанией относятся достижение стратегических целей, обеспечение финансово-экономической и рыночной устойчивости, обеспечение роста стоимости компании, решение социальных и других задач на основе использования всех без исключения ресурсов корпорации. Управление крупными компаниями (корпорациями) отличается некоторыми особенностями. Международная финансовая корпорация (IFC) определяет корпоративное управление как «структуры и процессы руководства компаниями и контроля за ними». Федеральная служба по фи-
> <
нансовым рынкам подходит к данному определению с государственных позиций. Во введении к Кодексу корпоративного поведения вводится понятие «корпоративное поведение», включающее в себя разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами [1]. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности хозяйственных обществ и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. В Великобритании министерство финансов рассматривает корпоративное управление как систему, посредством которой сотрудники, отвечающие за ведение учета в компании, выполняют свои обязанности по обеспечению внедрения в организации эффективных систем управления, включая финансовый мониторинг и контроль.
Приведенные выше определения характеризуются рядом общих черт:
• корпоративное управление рассматривается как система управления и контроля за деятельностью компаний;
• структура организации определяет распределение прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений, т. е. советом директоров, менеджментом и акционерами, основной целью которых является повышение стоимости компании для акционеров в долгосрочной перспективе;
• правила и процедуры принятия решений, рамки для формулирования и достижения целей компании и контроля результатов ее деятельности.
Любые решения руководства предприятия принимаются на основе использования имеющейся информации о его финансово-экономической деятельности. Важнейшими источниками информации для руководства являются бухгалтерская и статистическая отчетность, формирующиеся на основе требований законодательства, нормативных актов путем обобщения и систематизации данных о результатах деятельности предприятия за отчетный период.
С развитием рыночной экономики в РФ возникла необходимость в объективной оценке результатов деятельности любого предприятия, отражении в отчетности результатоом соблюдения указанных выше требований, а также в обеспечении информацией представителей всех заинтересованных групп. В соответствии со ст.3. п. 1 федерального закона «О бухгалтерском учете» (вступил в силу с 1 января 2013 г.), «бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответ-
^ ствии с требованиями», установленными данным за-Ш коном [2].
Целью бухгалтерского учета является формирова-^ ние такой информации, которая отражала бы истинное финансовое положение организации, ее финансовые 5 результаты и изменения в финансовом и экономи-х ческом положении, которые произошли за отчетный х период.
ш Вопрос возможности использования объективных т данных бухгалтерской отчетности в настоящее вре-£ мя становится все более актуальным, так как она > способствует снижению рисков принятия ошибочных 2 решений из-за неопределенности информации, от-н сутствия системы показателей, отражающих интересы < не только собственников, работников, менеджмента, 1= но и внешних заинтересованных сторон. х Необходимо обратить внимание на то, что основ-х ные нормативные документы по бухгалтерскому уче-о ту требуют, чтобы предоставляемая информация о н- результатах деятельности и использовании имущества отличалась полнотой и достоверностью, а также удобством использования с точки зрения различных заинтересованных в деятельности организации групп как внутри, так и вне организации [3].
Корпорации как структуры, которые в значительной мере определяют экономические и социальные возможности развития стран, регионов, населенных пунктов и всего общества в целом должны иметь развернутую систему финансовых и экономических показателей деятельности, доступную для понимания всеми пользователями. Согласно закону «О бухгалтерском учете» данные бухгалтерской отчетности не могут представлять собой коммерческую тайну, что соответствует базовым принципам корпоративного управления [2].
К настоящему времени в развитых странах созданы четко определенные системы отношений в корпорациях между акционерами, менеджерами, директорами, кредиторами, работниками организаций, поставщиками, покупателями и государственными органами. Они призваны способствовать решению трех главных задач корпорации:
• обеспечению максимальной ее эффективности;
• привлечению внешних финансовых ресурсов;
• выполнению юридических и социальных обязательств.
При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется на основе внутренних данных [3; 4]. Создание эффективной системы отчетности корпораций в соответствии с лучшими мировыми стандартами повышает эффективность механизмов внутреннего контроля. Если корпорация своевременно раскрывает достоверную информацию о себе, пользователи получают возможность достоверно оценить ее деятельность и перспективы развития в соответствии со своими потребностями и интересами, что способствует повышению репутации компании.
Согласно данным исследований, за последние 15 лет на мировых рынках доля общей стоимости компаний, которая определяется репутацией, возросла с 18 до 82%. Повышение репутации на 1% обеспечивает рост рыночной стоимости акций корпорации на 3% [5]. Репутация формируется на основе корпоративного управления, основывающегося на принципах открытости, честности, прозрачности, что увеличивает капитализацию и кредитоспособность компании и снижает риски в ее деятельности [6].
Российские корпорации, осуществляя бухгалтерский учет, формируют структуру годового отчета
в соответствии с требованиями ФСФР. Он должен включать в себя следующие существенные разделы, содержащие информацию финансового и экономического характера.
1. Общая информация: краткая история и организационная структура; обзор основных событий года; обзор производственных мощностей и объемов производства.
2. Доля рынка, маркетинг и продажи; тенденция основных рынков, макро- и микроэкономические изменения; текущие показатели продаж; информация о продукции, сбытовая и ценовая политика.
3. Финансово-экономические результаты; анализ факторов, обусловивших расхождение в плановых и фактических результатах; анализ финансовых результатов; анализ финансового состояния.
4. Экологическая и социальная устойчивость; основные задачи в сфере природоохранной политики; затраты общества на социальные нужды; численность работников, оплата труда и темпы ее роста.
5. Основные требования и стандарты практики корпоративного управления; подтверждение приверженности общества наиболее прогрессивным принципам и практике корпоративного управления [7]. Для внешних и внутренних групп заинтересованных
лиц формируется система финансовых показателей корпорации, включая сведения о ценных бумагах, акционерном капитале и его структуре, о существенных фактах эмитента, влияющих на результаты деятельности. Раскрываются годовые и ежеквартальные отчеты компании по данным бухгалтерской отчетности, устав и изменения к нему, списки аффилированных лиц. Кроме того, должны быть представлены аналитический отчет по управлению собственными средствами и описание дивидендной политики.
Данные о системе внутреннего контроля и аудита позволяют продемонстрировать их эффективность с точки зрения управления финансовым состоянием корпорации и соответствие организации системы бухгалтерского учета нормативным требованиям. Дополнительно предоставляется информация о системе управления рисками и внутреннего контроля общества, а также о выполнении установленных процедур контроля.
Раскрываются сведения о комитете совета директоров по аудиту, его роль в обеспечении эффективности внутреннего контроля. Достоверность данных и финансовой информации, содержащихся в годовом отчете, подтверждается заключениями ревизионной комиссии и внешнего аудитора. В целях подтверждения соблюдения принципа прозрачности корпорация публикует сведения о своей информационной политике и способах контроля за инсайдерской информацией. Одним из условий эффективности информационной политики является подтверждение в отчете корпорации наличия интернет-сайта и регулярности его обновления.
Законодательство РФ и уставы корпораций накладывают ограничения на совершение крупных сделок, что обязывает корпорации формировать перечень совершенных в отчетном году крупных сделок и сделок с заинтересованностью, с указанием по каждой сделке ее существенных условий.
Западные и российские компании все чаще публикуют социальные отчеты, подтверждающие соблюдение ими принципа социальной ответственности. Например, в 2009 г. такие отчеты были подготовлены более чем 1500 крупнейшими компаниями из 66 стран мира [8]. Социальная отчетность позволяет получить
достаточно полное структурированное представление о социальной ответственной деятельности бизнеса, в том числе о тех ее направлениях, которые не имеют количественного измерения. На сегодняшний момент известно более 20 различных стандартов нефинансовой отчетности. Наибольшее распространение получили четыре стандарта.
• Стандарт GRI включает три главных элемента — экономику предприятия, а также его социальную и экологическую политику.
• Стандарт AA 10001 направлен на упорядочение социальных инициатив компании и повышение их эффективности.
• Стандарт SA 8000 устанавливает нормы трудовых отношений и ответственности работодателя в области условий труда.
• Стандарт ISO 14000 отражает требования экологических стандартов на производстве как направление социальной ответственности корпорации. Особая ценность последнего стандарта заключается в том, что он предполагает взаимодействие корпораций с широким кругом заинтересованных в сотрудничестве с бизнесом сторон, а также позволяет получить информацию об ожиданиях всех групп общества [9].
Таким образом, с точки зрения внешних пользователей и инвесторов отчетность корпорации по отношению к внешним пользователям и инвесторам предлагает информацию о ее финансовом положении и его динамике, финансовых результатах, о рисках и доходности инвестиций, а также о ее способности выплачивать дивиденды. Работники и профсоюзы получают данные о стабильности и прибыльности корпорации, способности ее гарантировать достаточный уровень оплаты труда и сохранение рабочих мест.
На основании отчетной бухгалтерской информации банковские учреждения оценивают кредитоспособность корпорации, а поставщики и подрядчики — ее платежеспособность. Покупатели и заказчики на основе финансового отчета анализируют способность корпорации к устойчивости финансовой деятельности и ее перспектив. Государственные органы власти используют отчетную информацию для решения проблемы распределения ресурсов в интересах регулирования народного хозяйства, разработки и реализации общегосударственной политики, а также ведения статистического наблюдения. Публикуемая корпорацией информация позволяет обществу в целом сделать заключение о роли организации в росте благосостояния населения.
При всех вариантах использования корпоративной информации в ее основе лежат данные бухгалтерского учета. Но, как следует из сказанного выше, интересы заинтересованных пользователей информации значительно различаются. В связи с этим данные только
бухгалтерского учета не способны удовлетворить все ^
имеющиеся потребности. Поэтому в аналитических ш
материалах, отчетах советов директоров, конкретных |
отчетах исполнительных органов, пояснительных запи- ^
сках, публикациях и социальном отчете раскрываются □=
дополнительные данные. s
В последние годы в связи с расширением между- х
к
народных связей и процессами интеграции значение х бухгалтерской отчетности, необходимой для достовер- ш ного отражения финансового состояния корпорации, m существенно возросло. £
с
Литература х
v
1. Сайт МСФО. Основы корпоративного управления: [Элект- < ронный ресурс]. Режим доступа: http://www.msfofm.ru/ d library/94-corporate-finance. х
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 дека- ^ бря 2011 г. № 402-ФЗ // Официальный интернет-портал а-«Российской газеты»: [Электронный ресурс]. Режим дос- 2 тупа: http://www.rg.ru/2011/12/09/buhuchet-dok.html. h
3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=17312.
4. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: Учебник. 5-е изд., пере-раб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 448 с.
5. Годовой отчет: опыт лидеров и новые стандарты: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/project/ report/2005/resume/.
6. Сайт компании «Мегафон»: Социальная ответственность: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corp.mega-fon.ru/sotsialnaya_otvetstvennost/.
7. Сайт МСФО. Социальная отчетность корпораций: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.msfofm.ru/ library/191-social-responcibility-of-companies.
References
1. Fundamentals of corporate governance. IFRS FM website. Available at: http://www.msfofm.ru/library/94-corporate-finance. (in Russ.).
2. RF Federal Law of December 6, 2011 № 402-FZ "On Accounting". Rossiyskaya gazeta, December 9, 2011, no. 5654. Available at: http://www.rg.ru/2011/12/09/buhuchet-dok.html. (in Russ.).
3. The concept of accounting in a market economy of Russia. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=17312. (in Russ.).
4. Sheremet A. D., Suyts V. P. Audit [Auditing]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 448 p.
5. Annual report: The experience of leaders and new standards. Available at: http://raexpert.ru/project/report/2005/resume/. (in Russ.).
6. Social responsibility. "Megaphone" Co. website. Available at: http://corp.megafon.ru/sotsialnaya_otvetstvennost/. (in Russ.).
7. Social responsibility of companies. IFRS FM website. Available at: http://www.msfofm.ru/library/191-social-responcibility-of-companies. (in Russ.).
Александрова Ариадна Иосифовна — доцент Санкт-Петербургского национального исследовательского
университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат экономических наук
В следующем номере
Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление» в рубрике «Теория и практика управления и менеджмента» ознакомиться с публикацией:
Александрова А. И. «Проблемы модернизации механизма государственного управления
инновационным развитием России»