Научная статья на тему 'Особенности формирования и исполнения муниципального задания в сфере культуры'

Особенности формирования и исполнения муниципального задания в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3497
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ / РЕФОРМА / СИСТЕМА / КУЛЬТУРА / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чулков А.С.

В настоящее время актуальной остается проблема повышения эффективности расходов бюджетов всех уровней и, следовательно, улучшения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. В статье рассматриваются наиболее значимые вопросы формирования и исполнения муниципального задания в сфере культуры и предлагаются возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и исполнения муниципального задания в сфере культуры»

6(96) - 2012

Вопросы экономики

УДК 336.144

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

А. С. ЧУЛКОВ,

аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов Е-mail: achulkov@mail. ru Кубанский государственный университет

В настоящее время актуальной остается проблема повышения эффективности расходов бюджетов всех уровней и, следовательно, улучшения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. В статье рассматриваются наиболее значимые вопросы формирования и исполнения муниципального задания в сфере культуры и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: финансы, расходы, бюджет, реформа, система, культура, бюджетирование, деятельность, муниципальное задание, услуга.

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями муниципальных услуг (выполнение работ) используется муниципальное задание.

Муниципальное задание устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания услуг. Этот документ, с одной стороны, используется как инструмент планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта местного бюджета, с другой — ориентирует поставщиков муниципальных услуг (т. е. муниципальные учреждения и некоммерческие организации) на достижение установленных количественных и качественных результатов работы.

Муниципальное задание включает в себя все виды услуг и работ, которые учреждение оказывает и выполняет полностью или частично за счет средств бюджета в рамках уставной деятельности. Основой для формирования задания служат:

- реестр муниципальных услуг (работ);

- правовая база, регулирующая предоставление муниципальных услуг (выполнение работ);

- результаты оценки потребности в муниципальных услугах и оценки стоимости услуг;

- стандарты качества услуг;

- официальные формы статистической отчетности;

- финансовые отчеты о деятельности учреждения и иная информация.

Федеральное и региональное законодательство не регулирует вопросов формирования и исполнения муниципального задания и может содержать лишь методические рекомендации. Порядок формирования задания устанавливает администрация муниципального образования. Задание определяется на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Задание, как правило, содержит следующие элементы:

- определения терминов и понятий (услуга, работа, муниципальное задание, реестр муниципальных услуг и др.);

- ответственные за разработку, утверждение и исполнение задания;

- порядок, сроки формирования и утверждения задания;

- требования к форме, структуре и содержанию муниципального задания и формам отчетности о его исполнении;

- порядок, сроки формирования и представления отчетности об исполнении задания;

- условия, порядок изменения и досрочного прекращения выполнения задания;

- порядок финансового обеспечения выполнения задания.

Услуги муниципальных учреждений, находящихся в ведении управлений культуры административных центров субъектов РФ, представлены в табл. 1.

В соответствии с приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.210 № 136н/526 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» и Методическими рекомендациями по определению порядка формирования, финансового обеспечения и контроля за выполнением государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам бюджетными учреждениями культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) Мин-культуры России от 23.03 2010 № 25-01039/01-АБ, определение перечня показателей, характеризующих объем и качество оказания муниципальной услуги, относится к полномочиям главного распо-

рядителя бюджетных средств, в ведении которых находятся муниципальные учреждения.

Показатели качества оказания той или иной муниципальной услуги в сфере культуры могут варьироваться в зависимости от того или иного муниципалитета, но в целом однотипны (табл. 2)

По мнению автора, рациональным представляется дополнить показатели эффективности критериями, характеризующими качество результата предоставления муниципальной услуги:

- для муниципальной услуги «Информационно-библиотечное обслуживание населения» — критериями «Доля удовлетворенных запросов читателей, %» и «Процент обоснованных жалоб потребителей, по которым приняты меры»;

- для муниципальной услуги «Организация досуга населения» — критерием «Удовлетворенность участников культурно-досугового мероприятия качеством предоставленной услуги, %»;

- для муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детей» — критериями «Удовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников качеством предоставленной услуги, %» и «Удовлетворенность потребителей качеством и доступностью услуги, %».

Не в полной мере поддается количественной и качественной оценке показатель «Продвижение положительного имиджа учреждения средствами рекламы, электронных краевых, муниципальных СМИ» в рамках реализации муниципальной услуги «Удовлетворение потребности населения в сценическом искусстве».

Показатели, характеризующие качество оказания муниципальной услуги, можно дополнить

Услуга Категории потребителей Муниципальное учреждение (группы учреждений), оказывающие услугу

Информационно-библиотечное обслуживание населения Население муниципального образования Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система»

Организация досуга населения Население муниципального образования Муниципальные культурно-досуговые учреждения

Предоставление дополнительного образования детей Население муниципального образования в возрасте от 5,5 до 18 лет Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей

Удовлетворение потребности населения в сценическом искусстве Население муниципального образования, субъекта Федерации и других регионов России Муниципальное театрально-концертное учреждение, драматический театр, филармония, музыкальный театр и др.

Ведение бухгалтерского учета и отчетности учреждений Учреждения, подведомственные управлению культуры администрации муниципального образования Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации муниципального образования»

Таблица 1

Муниципальные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями, находящиеся в ведении управлений культуры административных центров субъектов РФ

Вопросы экономики

6(96) - 2012

Таблица 2

Показатели качества оказания муниципальной услуги в сфере культуры

Услуга Показатель качества

Информационно-библиотечное обслуживание населения Количество пользователей библиотек, чел. Количество документовыдач. Количество посещений, чел. Число мероприятий, проведенных библиотекой за год. Объем поступления новых документов в фонд учреждения, экз. Наличие документов на различных носителях информации. Наличие собственных баз данных, полнотекстовых баз данных и т. д. Наличие электронного каталога (количество записей). Количество автоматизированных рабочих мест сотрудников. Количество автоматизированных рабочих мест пользователей. Обслуживание удаленных пользователей, интенсивность виртуальных посещений web-сайта

Организация досуга населения Количество участников клубных формирований. Число культурно-досуговых мероприятий. Численность участников культурно-досуговых мероприятий. Количество наград высших степеней за участие учреждения в смотрах, фестивалях, конкурсах и т. п. Участие руководителей разножанровых коллективов и учреждений в творческих лабораториях, семинарах, мастер-классах, способствующих росту их профессионализма, обмену опытом в творческой деятельности

Предоставление дополнительного образования детей Результативность учебно-воспитательного процесса. Наличие победителей профильных конкурсов (городских, зональных, всероссийских, региональных; международных). Количество отделений (специализаций) в образовательном учреждении. Участие творческих коллективов образовательных учреждений и солистов в городских кон-цертно-выставочных мероприятиях

Удовлетворение потребности населения в сценическом искусстве Количество обслуженных зрителей в год. Количество спектаклей, концертов в год. Среднее количество мероприятий на стационарных площадках в год. Количество новых театральных постановок, концертных программ, в среднем в год. Продвижение положительного имиджа учреждения средствами рекламы, электронных краевых, муниципальных СМИ

Ведение бухгалтерского учета и отчетности учреждений Результативность внутреннего финансового аудита (контрольно-ревизионная работа); количество составленных актов. Количество рекламаций на качество услуги: своевременность составления бюджетной отчетности (квартальной, годовой), других отчетов. Своевременный прием и обработка первичной учетной документации, своевременное начисление и выплата заработной платы и иных выплат работникам учреждений. Контроль за соблюдением муниципальных контрактов на выполнение работ по строительному подряду, своевременный прием выполненных работ

показателями качества, характеризующими процесс оказания муниципальной услуги, например:

- для муниципальной услуги «Информационно-библиотечное обслуживание населения» — показателем «Среднее время ожидания выполнения заявки на документовыдачу, мин.»;

- для муниципальной услуги «Организация досуга населения» — показателем «Количество постоянно действующих клубных формирований, ед.»;

- для муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детей» — показателями «Укомплектованность образовательного учреждения кадрами, %», «Укомплектованность

образовательного учреждения воспитанниками, %» и «Доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование и соответствующую курсовую переподготовку, %»;

- для муниципальной услуги «Удовлетворение потребности населения в сценическом искусстве» — показателями «Средняя наполняемость зала при проведении мероприятия на своей площадке, %», «Средняя посещаемость мероприятия во время гастролей, %», «Охват населения услугами учреждения, %» и «Количество потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуги %».

В целом же, любая муниципальная услуга, оказываемая муниципальным учреждением, подведомственным управлению культуры, может быть дополнена такими показателями эффективности, как «Количество поступивших рекламаций на несоблюдение стандартов качества, предоставляемых услуг, ед.», а также «Удельный вес рассмотренных и удовлетворенных жалоб, %».

Отчетность о выполнении муниципального задания в муниципальных учреждениях готовится, контролируется, анализируется и предоставляется с соответствии с нормативными правовыми актами, которые в той или иной степени являются адаптацией постановления Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Автору представляется рациональным дополнить форму отчета об исполнении муниципального задания графой «Критерии допустимости отклонений». К отчету о выполнении муниципального задания необходимо приложить краткую аналитическую записку, отражающую анализ причин выявленных отклонений фактических значений показателей объема и качества муниципальных услуг от установленных в рамках муниципального задания, критерии и результаты оценки допустимости выявленных отклонений, а также план мероприятий по устранению выявленных проблем (расхождений). Описание отклонений следует осуществлять по каждому показателю.

Для повышения качества и эффективности оказания муниципальных услуг муниципальными учреждениями должны быть разработаны и введены в действие административные регламенты предоставления услуг, имеющие унифицированный характер и содержащие следующие разделы:

- общие положения;

- требования к порядку предоставления муниципальной услуги;

- административные процедуры;

- контроль за исполнением муниципальной услуги;

- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих муниципальную услугу, а также должностных лиц и муниципальных служащих.

В регламентах дается понятие исполнителей и получателей муниципальных услуг, порядок

информирования получателей о предоставлении услуги, описание последовательности действий при исполнении услуги, перечень оснований для приостановления или отказа, требования к оборудованию мест, описание последовательности действий при исполнении муниципальной услуги.

Кроме административных регламентов для создания единой системы повышения качества и доступности муниципальных услуг сферы культуры утверждаются стандарты качества муниципальных услуг.

Структура стандартов качества оказания муниципальных услуг также, как правило, в крупных муниципальных образованиях выдержана в едином стиле и содержит ряд общих пунктов, регламентирующих область применения стандартов, основные термины и определения, используемые в них, нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления услуг, основные факторы, влияющие на качество оказания услуг, техническое оснащение муниципальных учреждений, оказывающих услуги, и требования к квалификации их кадров, механизм контроля за качеством. В целом представляется возможным сделать вывод об обоснованности применяемых критериев оценки и индикаторов качества оказания муниципальных услуг этого вида экономической деятельности. Однако рациональным представляется дополнить стандарты качества следующими индикаторами:

а) для муниципальной услуги по библиотечному обслуживанию населения муниципальными библиотеками:

- число посадочных мест в читальных залах;

- доля редких экземпляров библиотечного фонда в общем объеме библиотечного фонда;

- доля востребованных экземпляров библиотечного фонда в общем библиотечном фонде;

б) для муниципальной услуги по организации досуга населения:

- количество посетителей культурно-досуго-вого мероприятия;

- количество выступлений самодеятельных творческих коллективов;

в) для муниципальной услуги на предоставление дополнительного образования детей:

- доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации не менее одного раза в пять лет, в общем числе педагогов.

Наибольшие сложности возникают в процессе формирования и оказания услуги «Удовлетворение

Вопросы экономики

6(96) - 2012

потребности населения в сценическом искусстве». Подготовка постановки является сложным процессом, включающим в себя ряд этапов, различных в зависимости от вида постановки. Поэтому рассматриваемую услугу целесообразно разделить на:

- муниципальную работу по созданию спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ;

- муниципальную услугу по показу спектаклей;

- муниципальную услугу по показу концертов и концертных программ.

Для каждой услуги (работы) необходимо определить показатели качества и (или) объема (состава) оказываемой муниципальной услуги (работы), порядок оказания муниципальной услуги (работы) и информирования потребителей о ней, порядок контроля за исполнением муниципального задания, требования к отчетности об исполнении муниципального задания.

Ситуация повышения эффективности оказания муниципальных услуг в рамках муниципального задания осложняется тем, что единые нормативы по оплате труда руководящего, артистического и художественного персонала театрально-концертных учреждений культуры на уровне Российской Федерации и субъектов Федерации отсутствуют, несмотря на то, что в составе нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальной услуги, нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала занимают 80—85 % от общего объема затрат на оказание муниципальной услуги и содержания имущества.

Также отсутствуют нормативы затрат на постановочные расходы, сценическую одежду и обувь. Расчет потребности производится согласно предварительным сметам, проиндексированным с учетом коэффициента-дефлятора, составленного на уровне сложившихся затрат по постановкам за предшествующие периоды, с учетом роста цен и объема сценографии.

Довольно обоснованным решением сложившейся проблемы для театрально-концертных объединений является изменение организационно-правовой формы в рамках Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и переход в автономное учреждение, поскольку детально задокументированный алго-

ритм расходования бюджетных средств не совместим с творческим процессом. После составления и утверждения сметы доходов и расходов на год бюджетное учреждение не вправе отступить от нее, тогда как постановка спектаклей и концертов требует существенной гибкости системы финансирования. В случае с декорациями, например, согласно смете для нового спектакля должны быть закуплены диваны, однако в процессе работы режиссер пересмотрел проект и решил, что в качестве реквизита должны использоваться стулья. Однако, несмотря ни на что, будут закуплены диваны, в противном случае имеет место нецелевое использование бюджетных средств.

Кроме того, если требуется что-то приобрести, бюджетное учреждение обязано пройти процедуру размещения заказа для государственных или муниципальных нужд (путем проведения торгов). Правила выбора поставщика формализованы и не всегда позволяют предпочесть качество цене. Не менее абсурдна ситуация, когда даже для приглашения режиссера-постановщика, если стоимость его услуг превышает 100 тыс. руб., необходимо размещать заказ. Кроме того, эта процедура отнимает некоторое количество времени, т. е. контракты не могут быть заключены оперативно.

Автономное учреждение полностью лишено названных недостатков, поскольку вправе самостоятельно расходовать полученные денежные средства и заключать гражданско-правовые договоры без ограничений в рамках уставных целей.

На этапе исполнения утвержденных заданий указанные проблемы возникают не только у бюджетных учреждений, но и у главных распорядителей бюджетных средств. Они связаны, в том числе, с определением порядка, в соответствии с которым финансируется выполнение задания, а также с условиями и порядком его корректировки, выбором форм и сроков представления отчетности об исполнении задания, несмотря на то, что данные механизмы должны быть ясны на этапе разработки проектов муниципальных заданий.

Избежать всех перечисленных проблем и сделать работу по составлению, исполнению, контролю, корректировке, финансовому обеспечению муниципального задания ясной и предсказуемой можно в случае, если местная администрация разработает детализированный порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а также методические рекомендации

по заполнению разделов муниципального задания, в том числе с учетом специфики сферы деятельности учреждения.

Список литературы

1. Афанасьев М. П., Кривогов И. В. Модернизация государственных финансов. М.: ГУ ВШЭ, 2007.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

4. Тюрин С. Л. Театры в автономном плавании // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 2.

5. Чалая Ю. Ю. Особенности формирования и исполнения муниципальных заданий // Руководитель бюджетной организации. 2010. № 5.

21-22 февраля 2012 г. Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь, Зоотехнический пер., 12) проводит II международную научно-практическую конференцию

«Аграрная наука: творчество, рост»

Основные направления конференции:

перспективы развития учетно-аналитической работы в предприятиях различных отраслей экономики; финансово-экономические проблемы развития региональной экономики; отраслевые и пространственно-экономические аспекты развития регионов; применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК.

Предполагаемые секции:

■ актуальные вопросы финансового, налогового и управленческого учета, перспективы внедрения МСФО в России;

■ проблемы и пути совершенствования аудиторской деятельности и системы внутреннего контроля в организации;

■ инновационный потенциал и перспективы развития секторов региональной экономики;

■ денежно-кредитное регулирование в условиях глобализации экономики;

■ теория и практика формирования финансовой и денежно-кредитной системы России: инновационный аспект;

■ мониторинг почвенного покрова и методы повышения плодородия почв;

■ энергосберегающие технологии производства и переработки продукции растениеводства;

■ рациональное природопользование и охрана окружающей среды.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (8652) 35-75-87, +7-905-414-77-91 либо E-mail: bobrishevaleksey@yandex.ru

www.stgau.ru

г л

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.