Научная статья на тему 'Особенности формирования и функционирования регионального рынка экологических товаров и услуг (на примере Краснодарского края)'

Особенности формирования и функционирования регионального рынка экологических товаров и услуг (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терешина М.В.

На примере Краснодарского края проанализированы угрозы снижения суммарного инвестиционного потенциала и экологические риски инвестиционной деятельности. Установлено, что следствием недоучета экологического фактора инвестиционных процессов может быть сокращение возможностей инвестирования. Показано, что для устойчивого развития региональной экономики необходимо стратегическое управление инвестиционной деятельностью, где экологическая составляющая является одним из системообразующих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и функционирования регионального рынка экологических товаров и услуг (на примере Краснодарского края)»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

М.в. терешина,

кандидат биологических наук, доцент Кубанский государственный университет

В условиях становления и развития социально ориентированной экономики все более востребованным становится интерес к исследованию проблем развития рынков товаров и услуг экологической направленности. Изучение процессов, тенденций и мотивации формирования экологического бизнеса актуально, прежде всего потому, что подобный бизнес относится к числу стратегических факторов развития общества и условий инвестиционной привлекательности региона. Игнорирование экологического фактора экономического роста является причиной снижения качества жизни россиян и недостаточного интереса к продукции отечественных товаропроизводителей при интеграции страны в мировую экономику.

По различным оценкам, мировой рынок торговли экологическими товарами и услугами достигает в настоящее время более 500 млрд долл. Ежегодно его рост составляет порядка 6—7 % в год [3]. Последние исследования говорят о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов — привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, попадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности как страны в целом, так и их отдельных регионов в частности. Начиная с 1995 г. в годовом докладе Торгово-промышленной палаты России имеется специальный раздел «Экологически ориентированное предпринимательство как цивилизованный бизнес».

Ограниченность природных ресурсов и отхо-доемкости территорий приводит к возникновению

совершенно нового — «экологического» типа бизнеса. Если традиционный тип предприятия — ре-сурсопотребляющий и загрязняющий, то новый тип — ресурсовосстанавливающий и очищающий. Другими словами, основной продукцией экологических предприятий выступают произведенный человеком природный (искусственно-природный) ресурс, утилизированные отходы и комфортная среда обитания. Помимо этих видов экологической продукции, экологические предприятия производят новую экологическую технику и новые виды экологически чистой продукции, максимально приближенные по своим характеристикам к естественным природным продуктам (питание, одежда, мебель, строительные материалы и др.).

Кроме предприятий материального производства экологический сектор экономики включает экологические информационные предприятия. К ним относятся:

• исследовательские предприятия, изучающие природные ресурсы и экосистемы, негативное воздействие хозяйственной деятельности на человека и природу, разрабатывающие новые производственные технологии, минимизирующие использование природных ресурсов и объем производимых отходов, стандарты природопользования и др.;

• информирующие предприятия, работающие в области экологического просвещения, осуществляющие формирование общественного мнения по экологическим проблемам и предоставляющие экологическую информацию;

• управляющие предприятия, ведущие наблюдение за состоянием природы и производимые воздействия, осуществляющие регулирование воздействия, прогноз и мониторинг);

• консалтинговые фирмы, занимающиеся разработкой проектной документации в области экологии, а также экологическим аудитом и экологическим страхованием. В последнее время активно развиваются фирмы, предоставляющие услуги в области экологического туризма. Отличительные особенности экологического туризма заключаются в том, что он удовлетворяет желание человека общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на экологию, культуру и эстетику, заставляет туристский потенциал служить на благо природы и социально-экономического развития. Кроме того, развитие экологического туризма способствует повышению эколого-образовательного и общекультурного уровней как посетителей, так и местных жителей.

Экологический сектор экономики с учетом его функций призван выполнять следующие задачи:

1) сокращение удельного потребления ресурсов: разработка, апробация и внедрение ресурсосберегающих производственных и коммунальных технологий;

2) сокращение отходов: разработка, апробация и внедрение технологий сокращения выбросов в воздушный бассейн, сбросов в водоемы и утилизация отходов;

3) создание комфортной среды обитания: экологическое благоустройство территорий (озеленение, обводнение или осушение, планировка территорий и др.;

4) производство экологически чистой продукции: развитие специализированных подотраслей промыслового, сельского хозяйства и индустрии;

5) консервация и восстановление естественных экосистем: природовосстановление и охрана природы;

6) изучение природы и открытие новых видов природных ресурсов: развитие естественных и технических наук;

7) информирование населения об экологической ситуации и экологических проблемах: развитие экологических средств массовой информации, экологического образования и просвещения;

8) управление экологической ситуацией: экологическая стандартизация, контроль, мониторинг, статистика, право, принятие решений. Таким образом, экологические предприятия

формируют значительный по структурному разнообразию и масштабам деятельности новый сектор экономики, получающий наиболее интенсивное развитие в странах и регионах с серьезным воздействием на окружающую среду.

В мире наиболее перспективными для экологизации отраслями считаются энергетика, добывающая промышленность, металлургия и химическая промышленность, на долю которых приходится 70—80 % потребляемых ресурсов и 80—90 % отходов производства, а также утилизация твердых бытовых отходов [6].

Следует отметить, что в России вопрос о путях и формах развития рынка экологических товаров и услуг остается достаточно дискуссионным. Так, некоторые авторы утверждают, что рынок — это не та сфера, которая подходит для решения проблем устойчивого развития [2]. Их позиция основана на теории рыночной максимизации прибыли фирмой любой ценой и минимизации всех издержек, в том числе и экологических. Действительно, в ситуации, когда есть возможность сэкономить на природоохранных мероприятиях, любая фирма на рынке будет к этому стремиться. Именно поэтому загрязнения окружающей среды традиционно рассматриваются как экстернальные эффекты и «провалы рынка». Хотя причина «рыночных провалов» обусловлена именно несоблюдением принципа «загрязнитель платит» — основным элементом рыночного механизма. Там, где этот механизм оптимально функционирует, его оптимальность основана как раз на том, что загрязнитель испытывает на себе последствия принимаемых решений.

В то же время другие исследователи [1; 5] считают краеугольным камнем экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса именно систему открыто конкурирующих рынков, когда цены отражают стоимость природных и других ресурсов. Мировая практика и отечественный опыт экологического управления свидетельствуют о неэффективности только государственных административных мер регулирования природоохранной сферы. И общественное мнение, которым зачастую пренебрегают, и государственные запреты и требования неспособны решить экологические проблемы. Действительно эффективный государственный экологический контроль требует создания обширного аппарата надзора за соблюдением требований законодательства и больших затрат на его надлежащее функционирование. Кроме того, в условиях коррупции всегда существует соблазн тем или способом избежать экологических штрафов и санкций, что, к сожалению, часто более выгодно для предприятия в денежном выражении, чем внедрение ресурсосберегающих и природоохранных технологий.

Именно поэтому современная система экологического управления в развитых странах

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

51

базируется на достаточно сбалансированной совокупности административно-контрольных и экономических рычагов. Наиболее интересным представляется в этом смысле развитие рынка товаров и услуг экологической направленности, который, во-первых, эффективен с точки зрения экономии экологических затрат, во-вторых, способен вырабатывать устойчивые стимулы к научно-техническим инновациям, в-третьих, усиливает гибкость механизма экологического управления в целом, создавая условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности, в-четвертых, обеспечивает природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования.

Во всем цивилизованном мире природоохранное предпринимательство считается одним из наиболее состоятельных и прибыльных секторов экономики. Органы власти получают дополнительный инструмент обеспечения экологической безопасности, фактор привлечения инвестиций и источник пополнения бюджета, местное сообщество — улучшение качества окружающей среды, появление новых рабочих мест, повышение качества жизни и уровня общественного здоровья, предпринимательские структуры — новый перспективный рынок товаров, работ и услуг.

Является ли развитие экологического сектора экономики в России тем фактором, который позволит решить накопившиеся проблемы в природоохранной сфере и сделать систему экологического управления более эффективной? В любом случае необходимо учитывать, что экологическое предпринимательство, как и любой другой вид предпринимательства, в первую очередь должно отвечать общим принципам рыночной экономики, быть экономически эффективным, обеспечивать устойчивую прибыль, иметь стабильный рынок и активный спрос. Очевидно, что если общественные экологические потребности, а вслед за ними и спрос не достигнут определенного уровня, трудно рассчитывать на полноценное развитие этого сектора.

Формирование экологического спроса вообще достаточно специфично. Необходимым условием развития всей цепочки «экологические потребности — экологический спрос — предложение экологических товаров и услуг — снижение нагрузки на окружающую среду» является, во-первых, достаточная информированность потребителя о свойствах товаров, о затратах и выгодах от их применения, а во-вторых, готовность потребителя

платить за экологичные продукты более высокие цены. В западных источниках доля действительно экологически настроенных потребителей оценивается в размере 10—15 %. Если учесть стремление к покупке товаров, не вредных для здоровья, то их доля, по-видимому, значительно выше. Это находит отражение в росте сети специализированных магазинов натуральных продуктов, в том числе экологически чистых продуктов питания [9].

Кроме того, экологический спрос может ре-ализовываться, например, в форме установления различными управленческими структурами (например, природоохранными органами) нормативов допустимых границ воздействия на окружающую среду. Обычно одновременно с этим определяются способы достижения и соблюдения этих предписаний и ограничений. Это вызывает спрос на консалтинговые, проектные, технические и прочие работы и касается в основном спроса предприятий и фирм.

В России экологический спрос является сравнительно новой, но интенсивно развивающейся категорией экономики, индуцировавшей появление экологического предпринимательства. В ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [4] впервые введено понятие природоохранного предпринимательства, осуществляемого в целях охраны окружающей среды. Таким образом, экологический сектор экономики приобретает важное значение в решении проблем устойчивого развития. Закон указывает на необходимость поддержки экологического предпринимательства со стороны государства. Поддержка может осуществляться путем льготного кредитования, выделения целевых бюджетных средств, освобождения ввозимых в страну наукоемких природоохранных и ресурсосберегающих технологий и специализированного оборудования от таможенных сборов, освобождения ряда работ от уплаты налогов на добавленную стоимость и т. д. Эти вопросы могут решаться в соответствующих законах и подзаконных актах, решениях правительства.

Кто же может быть субъектом этого вида предпринимательства?

В связи с отменой лицензирования всех видов природоохранной деятельности (за исключением работы с опасными отходами) рынок природоохранных работ и услуг стал в отраслевом смысле нерегулируемым. Предпринимательские структуры, ранее имевшие лицензии на право осуществления деятельности в целях охраны окружающей среды, в настоящее время приравнены по налоговому и

гражданскому законодательству ко всем иным видам хозяйственной деятельности, предприятиям и организациям всех форм собственности.

Какой орган должен заниматься организацией и развитием этого направления?

Из-за того, что данная функция законом не отнесена к предмету ведения федерального центра и субъектов Федерации, регионы имеют право находить свои формы создания механизма правового регулирования и развития рынка работ и услуг природоохранного назначения. Подобный подход актуален еще и потому, что именно на уровне регионов зарождаются многие проблемы эколого-экономической несбалансированности и именно на региональном уровне они проявляются наиболее ярко.

В настоящее время отдельными вопросами обеспечения экологической безопасности на территории Краснодарского края занимается ряд органов федерального и краевого уровней. Их компетенции где-то пересекаются, а некоторые вопросы «проваливаются» в межведомственную «яму». Правительство Краснодарского края ищет пути совершенствования управления в природоохранной сфере. Наметились позитивные тенденции, в том числе и в свете необходимости учета природоохранных требований при активизации инвестиционной деятельности.

Исследования показывают, что на рынке Краснодарского края действует более 200 предприятий, предлагающих товары и услуги природоохранного назначения [7; 8]. В основном это малые предприятия. Экологическое предпринимательство наиболее привлекательно именно для малого и среднего бизнеса, что связано со спецификой деятельности в этой в сфере, в частности:

1) с оперативностью организации производства, связанной с получением дополнительной продукции и оказанием экологических услуг, в том числе инжиниринговых, консалтинговых, по наладке оборудования (в данном случае весьма ограничена численность занятых и значительно повышена их заинтересованность);

2) своеобразием видов деятельности, которые для крупных предприятий являются малопривлекательными и малорезультативными;

3) возможной организацией деятельности на базе существующих предприятий (например, экологическое обучение на базе функционирующих учебных заведений);

4) индивидуальными преимуществами самих предпринимателей, обусловленными их квалификацией, опытом, деловыми качествами;

5) разработкой и внедрением экологически приемлемых технологий;

6) проведением экологического аудита объектов.

К основным предлагаемым видам товаров и услуг относятся:

• дезинфекция и дезинсекция;

• продажа оборудования для переработки мусора;

• продажа оборудования для очистки воды;

• очистка сточных вод;

• переработка мусора;

• продажа различных фильтров, фильтрующих материалов;

• продажа оборудования и приборов экологической направленности;

• образовательные услуги;

• сертификация по экологическим требованиям;

• экологическое страхование;

• разработка проектной документации, лимитов размещения отходов, томов ПДВ и ПДС;

• экологический туризм;

• экологический аудит.

Кроме того, существуют предприятия, декларирующие экологичность своей продукции в качестве конкурентного преимущества (экологически чистые окна, двери, матрасы, продукты питания, отделочные материалы), заявления которых, к сожалению, ничем, кроме декларации не подкреплены. Потребители в данном случае в большинстве случаев верят производителям на слово, тем более что само понятие «экологически чистый товар» далеко не однозначно и во многом дискуссионно.

Мода на экологичность привела также к тому, что многие фирмы используют в своих названиях экологические лейблы («Экодом», «Экострой», «Экопласт», «Экодизайн»), не имея никакого отношения к действительно экологическим видам деятельности. То есть фактически имеет место спекуляция на этих вопросах. Пользуясь повышенной заинтересованностью потребителя экологическими аспектами продукции, многие производители, не пройдя сертификации, наносят на упаковку своих продуктов различные знаки, например «экологически чистый» или «экологически безопасный продукт», и автоматически повышают цены.

Ряд экспертов небезосновательно рассматривают маркировку «экологически чистый продукт» на товаре всего лишь как маркетинговую уловку. Даже если компания на самом деле заботится о безопасности и экологичности производства, она все равно не может объективно утверждать, что результат ее деятельности — органический продукт. Ведь

в России нет закона о производстве, переработке такой продукции и контроле за подлинностью ее чистоты. Для выхода на мировые рынки экопро-дукции, а также для развития внутреннего рынка необходимо разработать условия для производства экологической продукции и гарантировать ее должную сертификацию на государственном уровне. Предприятие должно доказать соответствие самого продукта и процесса его производства достаточно жестким критериям. Во-первых, товар не должен содержать веществ, опасных для человека и окружающей среды, во-вторых, производство товара, сам товар и его утилизация должны быть безопасны для окружающей среды.

Для простоты восприятия весь региональный сектор экологического предпринимательства можно разбить на две группы.

Первая группа удовлетворяет спрос на товары и услуги, который предъявляется непосредственно независимыми потребителями, осуществляющими сознательный выбор в связи с развитым экологическим сознанием. Эти потребители среди нескольких альтернатив отдают предпочтение экологичным товарам и услугам, заботясь о своем здоровье (экологически чистые продукты питания, одежда, бытовые фильтры для очистки воды и т. п.) или, к примеру, предпочитая экологический туризм другим видам отдыха. Этот спрос довольно эластичен и зависит от многих факторов: динамики доходов (экологичные товары обычно дороже на 5—50 %), периодически происходящих всплесков общественного внимания к проблемам экологии, газетных публикаций и т. д.

В рамках проектов российского общества экологической экономики в г. Краснодаре нами проводилось количественное социологическое исследование методом личных уличных интервью. Опрос проводили с целью выяснения наличия предпочтений у потребителя к экологически безопасной продукции и уровня информированности граждан в этой области. Ставились следующие задачи:

а) выявить:

• особенности понимания жителями Краснодара термина «экологически безопасная продукция»;

• мотивацию ее приобретения;

б) определить:

• уровень известности принципа добровольной экологической сертификации, разных типов экомаркировки;

• потребительские предпочтения относительно экомаркировок.

Проведенный опрос показал, что 52 % покупателей знают об экологической маркировке продукции или что-то слышали о ней. При этом можно с уверенностью утверждать, что этот не слишком высокий уровень информированности связан с отсутствием широкой рекламной кампании, так как большинство «незнающих» принадлежат к таким группам населения, для которых основным источником информации служат средства массовой информации (рабочие, служащие, пенсионеры, домохозяйки). Оказалось, что большая часть опрошенных связывает понятие «экологически безопасная продукция» с безопасностью для здоровья человека (55 %) и лишь 12 % знают о том, что основу экологической безопасности составляет минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

На данном этапе развития потребительского рынка при выборе продукции покупатель руководствуется в первую очередь информацией о составе товара — 74 % респондентов назвали этот критерий приоритетным (это наиболее значимый показатель для людей как с высоким, так и с низким уровнем дохода). Стоит отметить, что цена является только третьим по значимости фактором, влияющим на выбор покупателя. То есть, по представлениям покупателя, на сегодняшний день именно состав товара может дать ему наиболее достоверную информацию о качестве выбираемой продукции, ее натуральности. Именно эта информация позволяет гражданам, заботящимся о своем здоровье, сделать выбор в пользу того или иного товара.

Как показал опрос, понятие «экологически безопасная продукция» (а следовательно, и наличие экомаркировки) имеет устойчивую ассоциацию с тем, что такая продукция безопасна для здоровья человека. При ответе на вопрос: «Что для вас было бы наиболее важным при покупке экологически безопасной продукции?» 73 % опрошенных указали, что таким образом они заботятся о своем здоровье. Покупатели считают, что наличие на упаковке экологической маркировки — знака, удостоверяющего безопасность товара для здоровья и окружающей среды, позволяет им сделать вывод о качестве продукции (для 41 % респондентов этот фактор имеет большую значимость). При этом такие показатели, как наличие медалей выставок и конкурсов, наличие товарных знаков, реклама продукции в СМИ и на улице, известность бренда, не играют большой роли и незначительно влияют на выбор продукции (12—25 %). Таким образом, именно экомаркировка может повысить лояльность покупателя к опре-

деленной марке товара. Фактор, занимающий в данный момент четвертое место по значимости, — наличие экознака — имеет реальный потенциал к повышению своего рейтинга в глазах потребителя. При укреплении уже имеющейся ассоциации «наличие экознака = проверенный состав» большинство потребителей будут ориентироваться не непосредственно на состав продукта, а на наличие либо отсутствие экомаркировки на упаковке. Это значительно облегчит потребителю выбор продукции и сэкономит время, затрачиваемое на поиск качественного товара.

Получается, что основное препятствие для повышения спроса на экомаркированную продукцию — это очень небольшое количество такой продукции. И подтверждение тому — следующие цифры. Несмотря на недостаточную информированность об экологической безопасности продукции, уже сейчас 85 % граждан согласны покупать такую продукцию, даже если она будет дороже на 10 % по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией, причем готовность платить больше за экологичные товары высока как среди тех кто знает об экомаркировке, так и среди тех кто о ней не слышал. Половина населения согласится с 20 %-ным повышением цен. И даже если экологически безопасные товары будут дороже на 30 %, такой продукции отдадут предпочтение 28 % покупателей. Это очень высокие показатели, которые говорят о том, что потребитель ждет от производителя только качественной, экологически безопасной продукции, и одним из гарантов этого высокого качества является экомаркировка.

Одной из задач опроса было определение степени известности различных экомаркировок. К сожалению, для 44 % опрошенных ни один из знаков на упаковке продукции не является знакомым. Однако эти цифры говорят лишь о том, что пока на нашем рынке присутствует очень мало продукции с подобными знаками, поскольку, как уже говорилось, интерес к экологически безопасной продукции весьма высок. Особенно следует отметить, что лишь для 19 % потребителей наличие экомаркировки не будет иметь никакого значения, для остальных же экознак на упаковке повысит доверие к качеству товара. Иными словами, люди обращают внимание на знаки экомаркировки, но не находят их.

В условиях постоянно растущей конкуренции привлечь внимание потребителей к своей продукции становится для производителей приоритетной задачей. Существует множество инструментов при-

влечения внимания покупателей: реклама продукции в средствах массовой информации, на улице, повышение популярности бренда, наличие медалей и дипломов различных выставок на упаковке товара. Однако мало привлечь внимание к продукции, необходимо заручиться доверием покупателей. Тенденции потребительского рынка таковы, что доверие покупателей приобретает только такая продукция, качество которой не вызывает сомнения. Экомаркировка — один из способов сообщить покупателю о высоком качестве продукции.

Вторая группа предпринимателей удовлетворяет спрос, вызванный необходимостью соблюдения административных и законодательных требований. Несмотря на достаточно широкий спектр предлагаемых услуг, в ходе проведенного исследования установлено, что достаточно стабильным спросом пользуются только следующие виды работ: разработка ПДВ и ПДС, проектов и лимитов размещения отходов, разделов ОВОС в проектно-сметной документации, расчет экологических платежей. Ужесточение экологического законодательства способствует повышению спроса на эти услуги, которому далеко не всегда отвечает адекватное предложение. Известные на этом рынке предприятия, как правило, жестко ориентированы на обслуживание определенного заказчика или могут решать лишь определенные профессиональные задачи. Некоторые из них известны на рынке больше намерениями, чем результатами своих работ. Несколько предприятий, государственных и частных, успешно работающих в этой сфере, становятся как бы узким «горлышком бутылки», при этом увеличиваются сроки выполнения работ, деформируется нормальное ценообразование и т. д. Создавшаяся ситуация ведет к монополизации рынка экологических услуг, лоббированию интересов отдельных предприятий и к различным злоупотреблениям. Справедливости ради стоит заметить, что это проблема, общая для многих регионов. При существовании устойчивого и объемного спроса у хозяйствующих субъектов на подготовку различного рода разрешительной экологической документации предложение обеспечивается небольшим числом предприятий. Складываются замкнутые корпоративные природоохранные структуры, и наблюдается высокий уровень монополизации в бюрократизации рынков природоохранных товаров и услуг.

Интересен, на наш взгляд, анализ предприятий, предлагающих свои услуги, в бизнес-справочнике, размещенном на сайте Yuga. га [11]. Большая часть из этих предприятий — государственные

или близкие к ним учреждения. С одной стороны, это объясняется тем, что наиболее грамотные и опытные практики сконцентрированы именно в этих учреждениях. С другой стороны, принцип «сам разрабатываю — сам проверяю — сам разрешаю» далеко не всегда отвечает принципам цивилизованного рынка.

Кроме того, нынешний этап развития рынка экологических услуг характеризуется его неотрегу-лированностью, стихийным формированием спроса и отсутствием определенных обеспечивающих условий, что способствует появлению «черного рынка». Так, возможная неоднозначность расчетных характеристик выбросов предприятий-загрязнителей и отсутствие прямого контроля за выбросами порождают спрос на консалтинговые услуги по приемам занижения сверхнормативных платежей.

Активизация инвестиционной активности, международное экономическое сотрудничество Краснодарского края вызывают необходимость соответствия производимых товаров, услуг, систем управления мировым стандартам, в том числе и экологическим. Большинство крупных предприятий края, для которых экологические аспекты служат средством рыночного позиционирования, в той или иной степени заинтересовано в сертификации своей продукции по стандартам ISO 14 000 или новому стандарту ISO 19 000. В Краснодарском крае, например, сертификат соответствия стандарту ИСО 10 001 получило ЗАО «Лукойл-Черно-морье». Услуги такого рода предлагает в крае ряд региональных компаний, филиалы московских фирм, а также зарубежные фирмы, которые, обладая значительными материально-техническими ресурсами и солидным опытом, проводят достаточно активную экспансию в этой области. Цены на услуги зарубежных компаний существенно выше, чем отечественных, однако многие крупные предприятия работают именно с ними, что говорит о необходимости ориентации местных компаний на зарабатывание не только денег, но и опыта, и положительного имиджа. Мировой опыт показывает, что спрос на сертификацию по экологическим требованиям происходит стремительно, число сертифицированных компаний растет лавинообразно, и это именно тот сегмент экологического рынка, который будет интенсивно развиваться в ближайшие годы [10]. Нужно отметить, что если для большинства западных компаний, прошедших процедуру сертификации и внедривших систему экологического менеджмента, основным стимулом являются связанные с этим конкурентные пре-

имущества, то для предприятий региона главным мотивом может быть стремление избежать штрафных санкций, уменьшить экологические платежи и не допустить конфликтов с органами надзора и общественностью. Сегодня в России экологическая сертификация как инструмент менеджмента еще не используется в должной мере. В основном она добровольная. Следует сказать, что краевая администрация усиленно начала работу в этом направлении. В крае стартовала губернаторская программа «Качество», нацеленная на активное привлечение кубанских предприятий к добровольной сертификации по стандартам качества своих товаров и услуг. Работа в данном направлении необходима краю. Экологическое качество продукции аграрного сектора Краснодарского края должно быть подтверждено международными или российскими сертификатами и отмечено соответствующей маркировкой. Здесь существует множество направлений и вариантов. Например, помимо уже использующихся маркировок, возможно создание бренда «Экологически чистые продукты Кубани». На наш взгляд, создание и внедрение такого бренда должно сопровождаться широким освещением в средствах массовой информации. В рамках подобной программы возможно объявить конкурс на лучший знак экомаркировки, что позволит шире внедрять экологические идеи в массовое сознание. Развитие экологического PR и экологической рекламы вообще является важным социально значимым направлением. Все это будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции и выходу на новый уровень сбыта. Именно поэтому необходимо развивать систему экологической сертификации и предпринимать все меры, обеспечивающие функционирование предприятий-сертификаторов.

При анализе нельзя не затронуть такого вида предпринимательской деятельности, как экологической аудит. Процедура экологического аудита в Краснодарском крае, в отличие от многих других регионов, на сегодняшний день не получила широкого распространения, экологический аудит не регламентирован ни одним нормативным актом местного законодательства. В настоящее время в Краснодарском крае число предприятий, прошедших экологический аудит, измеряется единицами. Большинство этих предприятий организовано с участием иностранного капитала либо же связано с отраслями нефте- и газодобычи, а аудит проводился зарубежными аудиторскими фирмами или их представительствами. Анализируемый рынок экоауди-

торских услуг Краснодарского края пока можно квалифицировать как формирующийся, поскольку степень его освоения различными фирмами носит случайный характер, ни одна из специализирующихся предпринимательских структур серьезно не владеет каким-либо из сегментов рынка, а информационное и нормативно-правовое обеспечение этой деятельности в Краснодарском крае серьезно отстает от современных требований.

Что касается образовательных услуг, то в области экологии они связаны в первую очередь с обучением обращению с опасными отходами. Законом было установлено, что профессиональная подготовка является обязательной для лиц, допускаемых к работе с опасными отходами (ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления») и претендовавших на получение лицензии на право деятельности по обращению с опасными отходами (постановление Правительства РФ от 23.05.2002 № 340). Проблема заключалась в том, что большинство руководителей рассматривали обучение своих специалистов в этой области как дополнительные издержки. Поэтому, естественно, определяющим критерием при выборе обучающей организации являлось не качество образования, а минимизация финансовых и временных затрат при получении свидетельства об обучении. Учебные центры, к сожалению, зачастую шли на поводу у создавшейся ситуации. Нездоровая конкуренция и отсутствие постоянного контроля приводили к снижению качества образовательных услуг. Возможно, выходом из создавшегося положения было бы создание единого учебно-методического центра или ассоциации учебных центров, опирающихся на единые стандарты и подходы к обучению. Это позволило бы не только обеспечить необходимый уровень образования, объединить лучших преподавателей, усилить ресурсную базу, но и серьезно развить на этой основе другие программы дополнительного образования и повышения квалификации в сфере экологии и охраны окружающей среды, которые действительно были бы востребованы на рынке, например краткосрочные семинары для руководителей и специалистов предприятий по сертификации систем управления окружающей средой, правам и обязанностям природопользователей в сфере охраны окружающей среды, для работников страховых компаний и особо опасных отраслей промышленности по основам экологического страхования.

Эффективность экологического предпринимательства в регионе может оцениваться исходя из того, задачи какого уровня значимости при этом решаются. К таким задачам можно отнести

экологизацию экономики, повышение занятости населения, создание дополнительной продукции, вовлечения в хозяйственный оборот тех ресурсов, которые, являясь «мертвым грузом», находятся на свалках и полигонах. Кроме этого, в качестве положительного эффекта можно рассматривать экологические услуги, например посреднического, консалтингового характеров, установку и обслуживание экологического оборудования, экологическое образование и обучение, которые в свою очередь имеют долгосрочные позитивные результаты. Экономическая эффективность предпринимательской деятельности на рынке товаров и услуг экологической направленности состоит из получения прибыли и реализации созданной ранее потребительной стоимости («залоговой») при использовании природных ресурсов (особенно при использовании отходов и вовлечении в хозяйственный оборот попутной продукции). Например, одной из сфер экологического предпринимательства является переработка отходов производства. Возможность получения прибыли от этого вида деятельности в России при столь больших объемах отходов в промышленности чрезвычайно велика. Социальный эффект от экологического предпринимательства включает получение дополнительных рабочих мест, снятие социальной напряженности в местном сообществе, предотвращение миграций населения и трудовых ресурсов.

Дальнейшее развитие спроса и предложения на рынке природоохранных товаров, работ и услуг в Краснодарском крае для повышения инвестиционной привлекательности этого сектора экономики предполагает:

• развитие экомаркировки как одного из самых важных инструментов, направленных на обеспечение экологической безопасности потребляемых производственных товаров и продуктов питания;

• создание бренда «Экологически чистые продукты Кубани» как одного из вариантов эко-маркировки;

• развитие системы экологической сертификации;

• развитие системы экологического аудирования.

Для того, чтобы система экологической безопасности, основанная на предпринимательстве, начала давать конкретные результаты, необходимы координация и долгосрочное планирование со стороны органов власти всех уровней, а также долгосрочное кредитование. Почему нужна поддержка именно со стороны государства? Сегодня по

ряду причин природоохранная деятельность еще не стала, к сожалению, рыночным продуктом, а значит, не может эффективно регулироваться только рыночными механизмами. Кроме того, вопросы природоохранной деятельности — предмет жизненных интересов всего общества, соответственно, эти интересы должно в первую очередь отстаивать государство. И здесь правительству Краснодарского края предстоит непростая, но очень важная задача создания системы поддержки развития экологического предпринимательства, развития экологических потребностей до уровня экологического спроса. Это особенно актуально еще и потому, что на региональном уровне и проблемы воспринимаются острее, и решения могут быть реализованы более эффективно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Браун Л. Экоэкономика: как создать экономику, оберегающую планету / Вступ. сл. В.И. Да-нилова-Данильяна: Пер. с англ. — М.: 2003.

2. Касьянов П.В. Состояние и направление реформирования системы управления природопользованием. — М.: 2000.

3. Мекуш Г.Е. Предпосылки и особенности развития экобизнеса в регионе (на примере Кемеровской

области) // Глобальные экологические проблемы и их решение на севере Ростовской области. Сборник научных трудов. — СПб.: 2003.

4. Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ. - М., 2004.

5. ПахомоваН.В., РихтерК.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. -СПб.: 2001.

6. Сайт Информационного экологического агентства (ИнЭкА). www.ineca.ru.

7. ТерешинаМ.В. Формирование инвестиционной привлекательности региона с учетом экологических факторов // Экономика природопользования для устойчивого развития: теория и практика: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Минск, 2006.

8. Терешина М.В. Экологический сектор экономики Краснодарского края: состояние и перспективы развития // Человек. Сообщество. Управление. 2006. Приложение.

9. Черняховский Э.Р. Проблемы формирования экономического механизма предпринимательства на рынке природоохранных работ и услуг // Экономика природопользования. 2005, № 5.

10. Экологический центр Краснодарского края // htt://www.krdpages.ru.

11. Экология: Каталог фирм. htt://www krdpages.ru.

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.