Научная статья на тему 'Особенности формирования и финансового управления текущими издержками обращения бизнесструктур розничной торговли'

Особенности формирования и финансового управления текущими издержками обращения бизнесструктур розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION COSTS / ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ТЕКУЩИЕ / CURRENT SELLING EXPENSES / ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ / ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / FINANCIAL MANAGEMENT / БИЗНЕС-СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / RETAIL BUSINESS STRUCTURES / OPERATING EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечеухина Надежда Семеновна, Мустафина Ольга Валерьевна

Актуальность исследования определяется многообразием взглядов зарубежных и отечественных ученых к определению понятия «издержки обращения».Цель исследования дать авторскую трактовку понятия «издержки обращения», выделить особенности механизма финансового управления текущими издержками обращения бизнес-структур розничной торговли. Для достижения поставленной цели были реализованы задачи: изучены подходы зарубежных и отечественных ученых к определению и формированию издержек обращения; приведена авторская трактовка и алгоритм минимизации текущих издержек обращения; выделены особенности учетно-контрольного механизма финансового управления текущими издержками обращения бизнес-структур розничной торговли.В основу исследования положены теория научного познания, комплексный подход к рассматриваемому вопросу. Результат исследования приведенная авторская трактовка и алгоритм минимизации текущих издержек обращения бизнес-структур розничной торговли; выделены особенности учетно-контрольного механизма финансового управления текущими издержками обращения бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION AND FINANCIAL MANAGEMENT OF RETAIL BUSINESS STRUCTURES OPERATING EXPENSES

The relevance of this research is explained by the variety of viewpoints of both foreign and Russian scientists on how to define of distribution costs (selling expenses).The aim of the research is to define the selling expenses as authors see them and to single out the peculiarities offinancial management of retail business structures current operating expenses.To achieve this a number of approaches of foreign and Russian scientists to defining and forming selling expenses were studied; the authors’ interpretation and algorithm of minimization of current selling expenses are offered along with singling out the peculiarities of accounting and control mechanism of financial management of retail business structures current operating expenses.The research is based on the theory of scientific cognition and the complex approach to the issue under consideration. The result of research is the authors’ interpretation and algorithm of minimization of current selling expenses and singling out of the peculiarities of accounting and control mechanism of financial management of retail business structures current operating expenses.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и финансового управления текущими издержками обращения бизнесструктур розничной торговли»

УДК 657

Особенности формирования и финансового управления текущими издержками обращения бизнес-структур розничной торговли

НЕЧЕУХИНА НАДЕЖДА СЕМЕНОВНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного экономического университета, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, г. Екатеринбург, Россия E-mail: nnecheuhina@yandex.ru

МУСТАФИНА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА,

старший преподаватель кафедры экономики и управления Новоуральского технологического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Новоуральск, Свердловская область, Россия E-mail: ovm.70@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования определяется многообразием взглядов зарубежных и отечественных ученых к определению понятия «издержки обращения».

Цель исследования - дать авторскую трактовку понятия «издержки обращения», выделить особенности механизма финансового управления текущими издержками обращения бизнес-структур розничной торговли. Для достижения поставленной цели были реализованы задачи: изучены подходы зарубежных и отечественных ученых к определению и формированию издержек обращения; приведена авторская трактовка и алгоритм минимизации текущих издержек обращения; выделены особенности учетно-контрольного механизма финансового управления текущими издержками обращения бизнес-структур розничной торговли.

В основу исследования положены теория научного познания, комплексный подход к рассматриваемому вопросу. Результат исследования - приведенная авторская трактовка и алгоритм минимизации текущих издержек обращения бизнес-структур розничной торговли; выделены особенности учетно-контрольного механизма финансового управления текущими издержками обращения бизнес-структур.

Ключевые слова: издержки производства, издержки обращения текущие, издержки обращения, финансовое управление, бизнес-структура розничной торговли.

Peculiarities of Formation and Financial Management of Retail Business Structures Operating Expenses

NADEZHDA S. NECHEUKHINA,

Doctor of Economies, Professor, Head of the Department of Accounting and Auditing, Ural State Economic University, Honourable Worker of Higher Education of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia E-mail:nnecheuhina@yandex.ru

OLGA V. MUSTAFINA,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Novouralsk Technological Institute, Affiliate of the National

Research Nuclear University MEPhI, Novouralsk, Sverdlovsk region, Russia

E-mail:ovm.70@mail.ru

ABSTRACT

The relevance of this research is explained by the variety of viewpoints of both foreign and Russian scientists on how to define of distribution costs (selling expenses).

The aim of the research is to define the selling expenses as authors see them and to single out the peculiarities of financial management of retail business structures current operating expenses.

To achieve this a number of approaches of foreign and Russian scientists to defining and forming selling expenses were studied; the authors' interpretation and algorithm of minimization of current selling expenses are offered along with singling out the peculiarities of accounting and control mechanism of financial management of retail business structures current operating expenses.

The research is based on the theory of scientific cognition and the complex approach to the issue under consideration. The result of research is the authors' interpretation and algorithm of minimization of current selling expenses and singling out of the peculiarities of accounting and control mechanism of financial management of retail business structures current operating expenses.

Keywords: production costs, current selling expenses, operating expenses, financial management, retail business structures.

В связи с переходом к экономике, предполагающей не только самостоятельность предприятий в рамках национальных границ, но и мирового сообщества, принятые ранее в нашей стране подходы к управлению оказались не соответствующими рыночным условиям.

Практика работы зарубежных компаний и отдельных преуспевающих отечественных предприятий свидетельствует о непосредственной зависимости процветания субъектов хозяйствования от успешности реализации программы системы управления [1, с. 122].

Недостаточная инновационная активность часто приводит к кризису как крупные организации в отраслях с высокими технологиями, так и средние и малые предприятия, выступающие на динамичных рынках.

Цель любой бизнес-структуры — получение чистого нераспределенного дохода и не просто получение, а его максимизация (шахтах) при минимизации (шахтт) всех расходов, включая издержки производства и обращения.

Используя термин «издержки», нам представляется необходимым разделить «издержки производства» и «издержки обращения». Общим для этих двух понятий является то, что это совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции [2, с. 25].

Вопрос о сущности издержек всегда находился в центре внимания экономистов. Некоторые

исследователи считают, что основы исследования категории издержек обращения были заложены классической политэкономией и обстоятельно раскрыты К. Марксом. Однако еще А. Смит выдвинул теорию абсолютных издержек.

Издержками производства и издержками обращения в целях финансового управления большинство зарубежных авторов называет, как правило, текущие затраты бизнес-субъекта, вне зависимости от его отраслевой и организационно-правовой принадлежности. Так, в Соединенном Королевстве и США термин «издержки» означает текущие затраты, используемые при исчислении прибыли или калькулировании остатков запасов, а под расходом экономисты англосаксонского направления финансового менеджмента понимают расход, не связанный с процессом калькулирования. Экономисты как европейского, так и англосаксонского направлений финансового менеджмента текущие издержки обозначают термином cost, который означает расходы на функционирование организации. То есть, издержки обращения экономической теории — расходы производителей и потребителей, связанные со сбытом и приобретением товара. Издержки всегда принимают количественное выражение, и они признаются как сумма определенных стоимостных показателей.

В экономической науке издержки предприятия рассматриваются как издержки упущенных возможностей и как явные (бухгалтерские) издержки.

В научной литературе существует три критерия минимизации издержек: во-первых, доход равен расходу, в этом случае прибыль равна нулю; во-вторых, минимальный уровень издержек определяется равенством предельных издержек и средних издержек, графически — пересечением кривой предельных издержек и кривой средних общих издержек предпринимателя; в-третьих, минимальные издержки предприятия имеют место тогда, когда равны отношения предельных продуктов факторов производства к их ценам [3, с. 109].

В настоящее время среди отечественных ученых не существует единой точки зрения на дефиницию данной экономической категории. Все существующие подходы к определению издержек обращения можно разделить на две группы. Во-первых, издержки обращения есть денежное выражение стоимости затрат общественного труда, необходимых для доведения товаров от производителя до потребителя. Во-вторых, издержки обращения определяются как выраженные в денежной форме расходы трудовых, материальных, финансовых и других видов ресурсов, необходимых для осуществления экономическим субъектом своей уставной деятельности. Большинство авторов считают тождественными понятия «издержки» и «затраты» (рис. 1).

Основное разногласие связано с термином «издержки обращения»: либо затраты включают в себя использование ресурсов на производство и реализацию и, следовательно, являются более широким понятием, либо издержки являются более общим понятием, включающим издержки производства и обращения, в то время как затраты охватывают лишь производственную деятельность.

Зачастую в обоих подходах текущие издержки обращения, текущие затраты и текущие расходы синонимизируются [5, с. 67], например в рамках учетно-аналитического обеспечения деятельности бизнес-структур розничной торговли с использованием учетно-налогового подхода к определению издержек обращения. Если принять это во внимание, то термины «издержки обращения» и «текущие расходы» можно считать синонимами.

На законодательном уровне издержки обращения, согласно ГОСТу Р 51303-99, трактуется как денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Однако мы считаем, что текущие затраты бизнес-структуры розничной торговли и текущие издержки обращения не являются синонимами, поэтому, с нашей точки зрения, текущие затраты — это затраты на покрытие производственной или оптовой стоимости товаров. То есть для бизнес-структуры

Рис. 1. Соотношение терминов «издержки» и «затраты» по В.В. Ковалеву и Вит.В. Ковалеву [4, с. 32]

розничной торговли текущие затраты трансформируются в себестоимость товаров, приобретенных для розничной продажи конечному покупателю.

Понятие «издержки обращения» в международных стандартах не встречается, однако в новом Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», обязательным к применению бизнес-структурами с 01.01.2017, расходы продавца трактуются как затраты, относящиеся непосредственно к договору купли-продажи, тогда как согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, а также по российским стандартам бухгалтерского учета издержки обращения приравнены к расходам на продажу, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и могут включать в рамках учетно-налого-вого подхода транспортные, арендные, складские расходы, расходы на оплату труда и иные расходы текущего периода, связанные с организацией товарного обращения.

Также, по нашему мнению, текущие расходы не могут быть синонимизированы с текущими издержками товарного обращения. Текущие расходы, отражающие перераспределение средств (налоги, штрафы, пени) либо вызванные недостаточностью контроля и учета (списание дебиторской задолженности), а также убытки, произошедшие по случайным причинам (стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обращения не относятся и списываются за счет прибыли бизнес-структур розничной торговли. Кроме того, не учитываются в текущих издержках товарного обращения текущие расходы подразделений неторговой деятельности, находящихся в ведении бизнес-структур розничной торговли.

Текущие расходы, не синонимизированные с текущими издержками товарного обращения, оплачиваются из прочих доходов бизнес-структуры розничной торговли (расходы по уплате штрафов, кредитов сверх установленной законодательством ставки, налоги, сборы, относимые на финансовые результаты и т.д.).

С точки зрения ряда отечественных авторов, понятия «издержки обращения» близки по смыслу понятию «коммерческие расходы» [6, с. 64].

В практике ведения хозяйственной деятельности принято называть:

• издержками обращения — текущие затраты по любой коммерческой деятельности;

• коммерческими расходами — текущие расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров. С нашей точки зрения, затраты, связанные с отгрузкой, — это издержки обращения преимущественно производителей и оптовых посредников, тем более, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке поставщики сами привозят товар в низовое звено товаропроводящей сети — бизнес-объекты розничной торговли. Поэтому, как нам кажется, коммерческие расходы являются элементом текущих издержек обращения.

Издержки обращения в стоимостном выражении — денежное выражение затрат живого и овеществленного труда в сфере товарного обращения для реализации процесса товарооборота.

Издержки обращения являются важной составной частью совокупных потерь экономической выгоды бизнес-структуры розничной торговли (рис. 2) от организации товарного обращения с целью получения прибыли.

С нашей точки зрения, издержки обращения торговой бизнес-структуры могут быть структурированы на прямые — оплата труда торгово-опера-ционного персонала и дополнительные издержки обращения: упаковка, транспортировка, расфасовка, выкладка и др.

Текущие издержки обращения в денежном эквиваленте участвуют, во-первых, в денежно-ресурсном обеспечении товароснабжения, во-вторых, в денежно-ресурсном обеспечении торгово-техно-логического процесса розничного доведения товара до конечных покупателей и, в-третьих, в денежно-ресурсном стимулировании живого труда.

Текущие издержки бизнес-субъекта розничной торговли первоначально формируются на этапе товароснабжения, который охватывает период договорной работы, доставки товара от производителя либо оптового посредника до бизнес-объекта розничной торговли. На данном этапе для минимизации издержек обращения необходимо снижение доли транспортной составляюшей и доли посреднической прибыли в себестоимости товаров, приобретаемых для розничной продажи конечным покупателям за счет оптимизации звенности товароснабжения.

На следующем этапе формируются текущие издержки обращения по хранению и складированию товарных запасов. На данном этапе для минимизации издержек обращения необходимы организационные методы повышения эффективности технологии хранения и снижения товарных

Составлено авторами.

Рис. 2. Классификация текущих издержек обращения и их место в совокупных потерях экономической выгоды от организации товарного обращения

потерь. На заключительном этапе формируются текущие издержки по организации розничной продажи товара конечному покупателю.

Итак, текущие издержки обращения бизнес-структуры розничной торговли представляют собой выраженные в денежной форме ресурсы, израсходованные на организацию торгово-техно-логического процесса розничной продажи товаров и торговых услуг конечному покупателю.

Исходя из того, что издержки товарного обращения — один из важнейших качественных показателей хозяйственной деятельности бизнес-структур розничной торговли, минимизация текущих издержек обращения является существенным резервом экономии финансовых ресурсов бизнес-структур розничной торговли и основным направлением максимизации чистого нераспределенного дохода.

Максимизация чистого нераспределенного дохода бизнес-структур розничной торговли возможна по следующим направлениям: во-первых, максимизация дохода от продаж при минимизации себестоимости товаров, приобретенных для розничной продажи конечному покупателю; во-вторых, максимизация валового дохода, сформированного как реализованное торговое наложение при минимизации издержек обращения, являющихся суммой внутрифирменных расходов бизнес-структуры розничной торговли на организацию товарного обращения; в-третьих, максимизация прочих доходов и, наконец, минимизация прочих расходов. При кризисных явлениях в современной экономике России платежеспособный спрос населения снижен, производители продуктов питания и товаров народного потребления не всегда могут или просто не хотят снизить

отпускные цены. То же можно сказать и про оптовиков, хотя закон стоимости требует, чтобы в основе стоимости товаров были бы заложены не индивидуальные издержки, а общественные издержки производства и обращения. По факту же в основе стоимости товаров, особенно в розничной стоимости товаров, заложены сплошь индивидуальные издержки.

Розничная цена структурно включает в себя суммарные экономические выгоды: во-первых, экономическую выгоду производителей в форме отпускной наценки товаропроизводителя; во-вторых, экономическую выгоду оптовых поставщиков в форме оптовой торговой надбавки на отпускную цену товаропроизводителя; в-третьих, экономическую выгоду государства в форме отчисляемых в бюджеты разных уровней налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и т.д.; в-четвертых, экономическую выгоду внебюджетных социально ориентированных фондов; наконец, экономическую выгоду бизнес-структуры розничной торговли в форме реализованного торгового наложения, которое в суммарном выражении составляет валовой доход и после возврата поставщикам себестоимости товаров, приобретенных для розничной перепродажи конечному потребителю, остается в распоряжении бизнес-структуры розничной торговли. Заложенная в цене экономическая выгода используется, как правило, для погашения индивидуальных издержек товаропроизводителей и товарореализаторов, как оптовых, так и розничных, и для покрытия издержек бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней из сумм налоговых и неналоговых отчислений товаропроизводителей и товарореализаторов.

Формирование индивидуальной экономической выгоды — валового дохода посредством реализации торгового наложения является начальным этапом формирования чистой экономической выгоды — чистого нераспределенного дохода бизнес-структуры розничной торговли.

Реализованное розничное торговое наложение в суммарном денежном выражении используется розничной бизнес-структурой для финансирования издержек розничного товарного обращения. Реализованное торговое наложение, или валовой доход, не может быть бесконечно максимизировано, так как спрос розничного потребителя как конечного звена товаропроводящей сети может снизиться, как, например, в современных условиях в

России. Причиной снижения спроса может быть снижение доходов домохозяйств из-за макроэкономических тенденций, а может стать и резкое повышение розничной цены из-за резкого увеличения торгового наложения. Результатом снижения спроса для бизнес-структуры розничной торговли является снижение всех форм экономических выгод, начиная с валового дохода и заканчивая чистой экономической выгодой — чистым нераспределенным доходом, если, конечно, не будут получены внереализационные экономические выгоды, которые придадут чистой экономической выгоде импульс роста. Поэтому подчеркнем, одним из направлений максимизации чистого дохода розничной бизнес-структуры является минимизация издержек товарного обращения.

Суммарно издержки розничного товарного обращения не определяются необходимостью создания конкурентных преимуществ бизнес-структур розничной торговли в условиях преобладающих ныне рынков несовершенной конкуренции, а формируются для покрытия текущих расходов бизнес-структуры розничной торговли. При этом все текущие издержки розничного обращения перекладываются бизнес-структурами розничной торговли на розничного потребителя как на конечное звено розничной товаропроводящей сети посредством розничного торгового наложения.

Поэтому в целях финансового управления необходимо отслеживать момент возникновения, момент учетно-налогового и момент аналитического признания текущих издержек товарного обращения с целью их минимизации.

В процессе хозяйственной деятельности торговых предприятий и организаций на величину текущих издержек обращения влияет множество факторов. Основными из них являются: платежеспособный спрос населения; объем и структура товарооборота; изменение производственных и оптовых цен на товары, тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства; состояние инфраструктуры и организация транспортной логистики; динамика формирования расчетных средств и платежных обязательств; территориальная и отраслевая дислокация бизнес-структур розничной торговли. Изучение этих факторов позволяет наметить пути минимизации издержек обращения. Объем текущих издержек обращения в денежном эквиваленте отражен в финансовой отчетности.

Минимизировать текущие издержки на всех этапах их формирования возможно с при-

менением контрольно-учетных методов финансового управления. Для контрольно-учетного управления издержками обращения все текущие издержки обращения структурируем на потребные, потребленные и импульсные. Потребные текущие издержки обращения — это издержки обращения, необходимые для организации товарного обращения согласно схеме торгово-тех-нологического процесса.

Потребленные текущие издержки обращения возникают вследствие непосредственного осуществления торгово-технологического процесса и являются денежным эквивалентом отклонения от схемы организации товарного обращения, включая торгово-технологический процесс.

Импульсные издержки обращения — это денежный эквивалент ресурсов, единовременно по-требленнных для организации розничного процесса купли-продажи единичной партии товаров конечному потребителю, функционально зависимые от реализованного торгового наложения — валового дохода.

Итак, сумму текущих издержек обращения представим в форме следующего алгоритма:

m

£ CDC = [CDCn + CDCc, ]m + CDCsm,

i=l

где CDC — сумма текущих издержек обращения;

CDCn — потребные текущие издержки обращения;

CDCc — потребленные текущие издержки обращения вследствие несоответствия торгово-техно-логическому процессу;

CDCs — импульсные текущие издержки обращения;

m — количество партий (товарных групп, ассортиментных единиц) товара.

Для решения минимизации текущих издержек, в том числе для целей учетно-аналитическо-го обеспечения формирования доходов и расходов бизнес-структуры розничной торговли, можно использовать следующую формулу:

CDC = к х [CDCn, +

L (maxmm)

+ CDCc( CDCsm( . . J,

(maxtmm) (maxmm)J 7

0 < m < 1,

где CDC — сумма текущих издержек обращения;

СБСп . . .. — минимальный объем потребных

(тохгтт) г

издержек обращения, необходимый для организации товарного обращения; к — коэффициент инфляции; СБСс, . .. — минимальный объем потреблен-

(тоатт) г

ных текущих издержек обращения;

СБСз . . .. — минимальный объем импульсных

(тоатт) '

текущих издержек обращения;

т — количество партий (товарных групп, ассортиментных единиц) товара.

Минимизация текущих издержек обращения, потребленных вследствие несоответствия тор-гово-технологическому процессу, и импульсных текущих издержек обращения возможно за счет применения детального описания и анализа из-держкоемкости выполнения торгово-розничных бизнес-процессов, что позволит пересмотреть торгово-технологические операции, найти резервы для сокращения цикла товарного обращения и снижения текущих издержек обращения. Текущие издержки обращения вследствие несоответствия торгово-технологическому процессу и текущие импульсные издержки обращения — издержки обращения, понесенные организацией в результате недостатков в существующем торгово-технологи-ческом процессе. Они являются непроизводительными текущими издержками обращения, устранение которых предполагает усиление контроля за качеством товаров, поступающих в бизнес-структуру розничной торговли.

Для финансового управления текущими издержками обращения за счет минимизации издержек обращения возможно (в условиях сетевых торговых форматов) проведение ретроспективного анализа структуры текущих издержек обращения в рамках отдельных бизнес-процессов. Выбор данной методической базы связан с необходимостью выделения бизнес-процессов, входящих в группу наиболее затратных, притом что текущие издержки обращения, связанные с их выполнением, по участию в образовании добавленной стоимости являются дополнительными.

Таким образом, формирование эффективно функционирующей рыночной экономики диктует необходимость использования новых подходов к организации управления на предприятиях. Качество и обоснованность принимаемых управленческих решений в значительной степени определяются не только достоверностью, полнотой, доступностью, оперативностью получения информации, но также и эффективностью

использования учетно-контрольного механизма минимизации текущих издержек бизнес-структур розничной торговли, что позволит максимизировать прибыль при минимизации текущих издержек обращения.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Нечеухина Н.С. Информационное обеспечение бизнес-анализа для управленческих решений // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 1 (23). С. 122-127.

2. Вахрушина М. А. Управленческий анализ поведения затрат // АКДИ «Экономика и жизнь». 2002. № 9. С. 16-22.

3. Коуз Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. Б. Пинскера. М.: Дело ЛТД, 1993. 192 с.

4. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 352 с.

5. ВольчикВ.В. Институциональная и эволюционная экономика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. 320 с.

6. Глубокова Л.Г. Комплексный экономический анализ издержек обращения торгового предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2008. 32 с. URL: http://library.narfu.ru/rus (дата обращения: 28.05.2015).

References

1. Necheukhina N.S. Informatsionnoe obespeche-nie biznes-analiza dlia upravlencheskikh resh-

enii [Information support for management decisions business analysis]. Izvestiia Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo univer-siteta — Newsletter of the Ural State University of Economics, 2009, no. 1 (23), pp. 122-127 (in Russ.).

2. Vakhrushina M. A. Upravlencheskii analiz pove-deniia zatrat [Management review of expense dynamics]. AKDI «Ekonomika i zhizn'» — AKDI «Economics and Life», 2002, no. 9, pp. 16-22 (in Russ.).

3. Kouz R. Firma, rynok i pravo / per. s angl. B. Pinskera [The Firm, the Market and the Law / transl. from English by B. Pinsker]. Moscow, Delo LTD-Delo LTD, 1993, 192 p. (in Russ.).

4. Kovalev V. V., Kovalev Vit. V. Finansy organizat-sii (predpriiatii): uchebnik [Finance of the organizations (enterprises): textbook]. Moscow, TK Velbi, Prospekt — TK Velbi, Prospect, 2006, 352 p. (in Russ.).

5. Vol'chik V. V. Institutsional'naia i evoliutsion-naia ekonomika [Institutional and evolutionary economy]. Rostov-na-Donu: Izd-vo IuFU — Rostov-on-Don, Publishing House of SFU, 2011, 320 p. (in Russ.).

6. Glubokova L. G. Kompleksnyi ekonomicheskii analiz izderzhek obrashcheniia torgovogo predpriiatiia: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Complex economic analysis of selling expenses of trade enterprise: author's abstract of Ph.D in Economics Thesis]. Novosibirsk, 2008, 32 p. URL: http://library.narfu.ru/rus (accessed: 28.05.2015) (in Russ.).

0$ КНИЖНАЯ ПОЛКА

УДК 336.77 ББК 65.262.2 Кузнецов Д.В.

К79 Анализ лизинговых операций: учеб. пособие. — М.: Финансовый университет, 2015. — 100 с.

ISBN 978-5-7942-1241-9

В учебном пособии в систематизированном виде изложены теоретические концепции, методы и модели количественного анализа лизинговых операций, используемые при принятии управленческих решений субъектами лизинга. Рассмотрены методы учета фактора времени, оценки потоков платежей лизингополучателя и лизингодателя, количественного анализа эффективности лизинговых проектов, численного обоснования принятия решений в условиях риска. При этом наряду с традиционными методами анализа лизинговых операций применяется новый подход, базирующийся на теории реальных опционов. Для студентов бакалавриата и магистратуры высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.