УДК 372.881.111.1 Ларкина Анна Сергеевна
аспирант кафедры французского языка и лингводидактики Московского городского педагогического университета [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Larkina Anna Sergeevna
PhD student of the French language and Linguodidactics Department, Moscow City Teachers’ Training University [email protected]
SPECIFICS OF SCHOOLCHILDREN’S GRAMMAR SKILLS FORMATION IN THE PRIMARY SCHOOL AT THE ENGLISH LESSONS
Аннотация:
В статье говорится о существующих подходах к формированию грамматических навыков младших школьников в процессе их обучения иностранному языку.
Ключевые слова:
устная и письменная речевая деятельность, грамматические навыки речи, обучение грамматике.
Summary:
The article recounts existing approaches to junior schoolchildren’s grammar skill formation at the foreign languages lessons.
Keywords:
oral and written speech activities, grammar skills, grammar teaching.
При обучении иностранному языку мы говорим о речи, речевой деятельности, которая наиболее полно представлена трудами С.Л. Рубинштейна (1935), А.Н. Леонтьева (1983) и др. [1, т. 2, с. 378; 2, с. 480; 3, с. 563].
Грамматические навыки в совокупности с другими навыками речи включаются в деятельность иноязычного общения. Процесс речепорождения в естественных условиях имеет личностный характер.
Как показывает исторический опыт, с одной стороны, попытки отказа от какой-либо грамматики, а с другой, преувеличение ее роли в учебном процессе отрицательно сказываются на результатах практического владения языком. Следовательно, с точки зрения дидактики, одной из главных задач для учителя иностранного языка является определение места грамматики в программе или курсе изучения иностранного языка в начальной школе, что находится в непосредственной связи с такими факторами, как контингент учащихся, цели изучения иностранного языка.
Ж.Л. Витлин указывает на то, что методическое сообщество разделилось на два основных направления в том, что касается вопроса: кого следует обучать грамматике, и в какой степени [4].
Представители идеалистической позиции хотят навязать всем без исключения единую грамматику. Приверженцы функционального взгляда принимают во внимание положение учащегося в обществе и его потребности.
Степень важности обучения грамматике диктуется сферой ее применения (устная и письменная речь). Процесс формирования и развития навыков и умений устной речи предполагает только периодическое обращение к грамматике, так как в этом случае она играет второстепенную роль. Формирование и развитие навыков и умений письменной речи (например, составление открытки, написание своего адреса) требует постоянной целенаправленной работы над грамматикой.
Как отмечал В.Г. Гак, «...грамматика - раздел языкознания, изучающий закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения (высказывания).» [5].
Из научной методической литературы следует, что положение о грамматическом умении имеет не только теоретический и терминологический, а главным образом практический характер: оно предусматривает необходимость:
1) обильной речевой практики на этапе воссоздания образа грамматического явления;
2) создания контрольно-измерительных материалов для этапа становления грамматических умений.
Успешное освоение грамматики обеспечивается созданием полисенсорной среды: использование графических, звуковых, вербальных и невербальных средств. Восприятие инфор-
мации по разным каналам позволяет младшим школьникам с различными типами интеллекта успешно овладевать грамматическими знаниями, навыками и умениями.
Методика формирования грамматического навыка речи у младших школьников характеризуется совокупностью определенных дидактических и методических принципов. Одним из основных методических принципов обучения грамматике английского языка является принцип последовательного обучения, при котором грамматический материал преподается в определенной последовательности.
Методика формирования грамматического навыка речи предполагает принцип двуплано-вости, при котором обучение организуется таким образом, что в процессе обучения грамматике ставятся и решаются не только прямые, осознаваемые младшими школьниками цели, но и косвенные, не осознаваемые цели, относящиеся к плану учителя и определяющие содержание, объем и разноуровневую отработку грамматических структур изучаемого языка. Двуплановое обучение расширяет пределы интеллекта и памяти младших школьников и дает учителю возможность успешно управлять их непроизвольным вниманием и памятью. Это позволяет школьникам усваивать большие объемы грамматического материала. При этом активизируется сфера подсознательного через использование полисенсорной среды, создающей положительную эмоциональную атмосферу обучения. Двуплановый подход осуществляется также через снятие психологических барьеров, что можно произвести в ролевой игре, в считалочках, загадках, которые являются мотивационным стимулом потребностей младших школьников.
Одним из наиболее важных принципов обучения грамматике является чередование синтеза и анализа при работе с грамматическим материалом. При обучении младших школьников иностранному языку осуществляется многократное поэтапное чередование синтетической и аналитической деятельности.
Традиционный принцип ситуативности, используемый в различных методах, широко применяем и в процессе формирования грамматического навыка речи у младших школьников. В процессе построения учебного текста используются ситуации, в которых оправданно употребляется какое-то конкретное грамматическое явление: или видовременная форма, или конструкции с неличными формами глагола, или модальные глаголы. Здесь вводится и вариативность обучения. Коммуникативные задания подбираются таким образом, чтобы младшие школьники употребляли одни и те же грамматические структуры в разных ситуациях, меняясь ролями. Удобнее всего это сделать на основе учебного текста.
Используя специфику ситуативности и вариативности обучения, внимание младших школьников может концентрироваться не только на одном грамматическом явлении, но и сразу на нескольких для активизации учебных материалов. В обучении грамматике также применяем принцип функциональности, который предполагает использование и оценку элементов языковой структуры с точки зрения их коммуникативной значимости в речи. При этом учитывается многозначность грамматических форм.
Подходам и методам обучения грамматике посвящено множество работ. Традиционно методисты выделяют два основных подхода к обучению грамматике - эксплицитный и имплицитный. Эксплицитный подход отличается объяснением грамматических правил и явлений. Имплицитный же, наоборот, характеризуется повторением и заучиванием грамматически верных структур без изучения самих правил. Эксплицитный подход к обучению грамматике реализуется двумя основными методами - индуктивным (учащимся предлагается фрагмент речевой / языковой ситуации, анализируя который, они должны найти грамматические закономерности и сформулировать грамматическое правило) и дедуктивным (сначала учитель дает грамматическое правило, а затем учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативноориентированных заданиях).
Обучение грамматике невозможно без учета принципа системности. Освоение грамматики как системы способствует умственному развитию младших школьников и достижению высоких результатов при выполнении грамматических тестов и сложных заданий.
Дифференцированный подход к формированию грамматического навыка речи предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенности младших школьников. Дифференцированный подход характеризуется, кроме того, отказом от грамматического метаязыка, выделением конкретных ориентиров, систематизацией грамматического материала и преимущественным использованием способа учения-поиска [6].
Подводя итоги, можно констатировать, что существуют различные принципы и подходы в обучении грамматике и различные точки зрения касательно того, кого и как обучать грамматике. Также различие устной и письменной речи, о которых описано в психологических трудах, обуславливает пути и способы обучения грамматической стороне различных видов речи. Грамма-
тический навык речи формируется в деятельности на всех этапах своего становления и, следовательно, речевые грамматические навыки и умения могут отрабатываться одновременно при выполнении коммуникативных речемыслительных заданий с учетом индивидуальности.
Ссылки:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
4. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 22-26.
5. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка: монография. М., 1979.
6. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. М., 1990.
References (transliterated):
1. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' // Izbrannie psikhologicheskie proizvedeniya: in 2 vols. / ed. by V.V. Davydov, et al. M., 1983.
2. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psikhiki. M., 1959.
3. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii. M., 1946.
4. Vitlin Z.L. Sovremennie problemy obucheniya grammatike inostrannykh yazykov // Inostrannie yazyki v shkole. 2000. № 5. P. 22-26.
5. Gak V.G. Teoreticheskaya grammatika frantsuzskogo yazyka: monograph. M., 1979.
6. Min'yar-Beloruchev R.K. Metodika obucheniya frantsuzskomu yazyku. M., 1990.