Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
901
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филиппова Оксана Николаевна, Железогло Татьяна Ивановна

В статье рассматривается проблема формирования графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи, приводятся данные эмпирического исследования, по результатам которого сделан вывод о том, что для нормального формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи необходимы коррекционно-развивающие занятия с использованием специальных дидактических игр и упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филиппова Оксана Николаевна, Железогло Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GRAPHOMOTOR SKILLS FORMATION PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article deals with the problem of the formation of graphomotor skills in preschoolers with general underdevelopment of speech, provides data from an empirical study, the results of which conclude that for the normal formation of graphomotor skills in children with general underdevelopment of speech, correctional and developmental classes are needed using special didactic games and exercises.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

свойствами каждого студента, раскрывает потенциал развития всей воспитательной системы вуза и его стратегические ориентации в перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамьянц, Т.З. Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоопределения и самоорганизации / Т.З. Адамьянц. - М. ИС РАН, 2010. - 320 с.

2. Аплетаев, М.Н. Формирование нравственной культуры студентов: учеб. -метод. пособие / М.Н. Аплетаев. - Омск: ОПТУ, 2001. - 76 с.

3. Артюхина, А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен / А.И. Артюхина. - Волгоград: ВолГМУ, 2006 - 237с.

4. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах / B.C. Библер. - М.: Новая шк., 2010. - 230 с.

5. Воспитание молодежи в эпоху социальных перемен: проблемы, исследования, перспективы: Сб. материалов межвуз. науч.-практ конф., 12 апр. 2001 г. / Редкол.: Кононов В.М. и др. - Владивосток: ДВГМА, 2001. - 169 с.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2011.

7. Вырщиков, А.Н. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика / А.Н. Вырщиков. -М.; Волгоград: Роспатриотцентр: Авторское перо, 2005. - 400 с.

8. Вырщиков, А.Н. Российский патриотизм - традиции и современность // Отечественная история: россияне в мировой цивилизации: учеб. кн. по истории. - Волгоград, 2005. - 638 с.

9. Мануйлов, Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Ун-та Рос. акад. образования, 2003. - № 1. - С. 36-68.

О.Н. Филиппова, Т.И. Железогло

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи, приводятся данные эмпирического исследования, по результатам которого сделан вывод о том, что для нормального формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи необходимы коррекционно-развивающие занятия с использованием специальных дидактических игр и упражнений.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, графомоторные навыки, мелкая моторика, зрительно-моторная координация, зрительно-пространственная ориентировка, дети с нарушениями речи, письменная речь.

O.N. Filippova, T.I. Zhelezoglo

FEATURES OF GRAPHOMOTOR SKILLS FORMATION PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract. The article deals with the problem of the formation of graphomotor skills in preschoolers with general underdevelopment of speech, provides data from an empirical study, the results of which conclude that for the normal formation of graphomotor skills in children with general underdevelopment of speech, correctional and developmental classes are needed using special didactic games and exercises.

Key words: general underdevelopment of speech, graphomotor skills, fine motor skills, hand-eye coordination, visual-spatial orientation, children with speech disorders, written language.

В последнее время отмечается рост количества детей с различными дефектами речи, в том числе детей с нарушениями письменной речи. Стоит также отметить, что дети с патологиями устной речи в школе могут испытывать трудности при обучении грамоте. Причем, у детей с общим

недоразвитием речи (ОНР) вероятность возникновения нарушений чтения и письма выше, чем у детей без речевых нарушений. Одной из причин таких патологий является несформированность гра-фомоторных навыков в дошкольном и школьном возрасте.

Цель данной работы - изучить особенности формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения [4, 139].

Развитие графомоторных навыков - это достаточно сложный процесс, в котором участвуют: кора головного мозга, органы зрения и слуха, некоторые элементы мышечной системы. Данный навык основывается на формировании тонкой моторики и ее совершенствовании, а также развитии зрительно-моторной координации и зрительно-пространственной ориентировки [7, 134].

Для того чтобы изучить особенности формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи, нами было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад №101» г. Таганрога Ростовской области. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 6 детей: 4 мальчика и 2 девочки в возрасте 6-7 лет с заключением «Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития».

Процесс формирования графомоторных навыков зависит от степени развития:

• мелкой моторики;

• зрительно-моторной координации;

• зрительно-пространственной ориентировки [1, 74].

Поэтому при обследовании уровня сформированности элементарных графических навыков у дошкольников с ОНР мы учитывали степень развития вышеперечисленных компонентов.

При проведении обследования мы отобрали необходимый диагностический материал с опорой на методики Н.И. Озерецкого [6]; Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук [3]:

1. Обследование мелкой моторики.

Проба 1. Упражнение «Человек» (на основе методики Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук [3]).

Цель: проверяется способность ребенка удерживать позу в течение времени.

Методика обследования: вытянуть вниз средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

Инструкция ребенку: сделай, как я.

Проба 2. Упражнение «Кольцо» (на основе методики Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук [3]).

Цель: проверяется способность ребенка удерживать позу в течение времени.

Методика обследования: соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.

Инструкция ребенку: сделай как я (повтори за мной).

Проба 3. Упражнение «Шар волшебника»

Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев, ловкость, переключаемость и точность движений.

Методика обследования: Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения - 30 сек.

Инструкция ребенку: возьми шар большим и указательным пальцем (указать на нужные, если ребенок не знает названия пальцев), прокати его от точки к волшебнику по дорожке.

Проба 4. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак» (проба Н.И. Озерецкого [6]).

Цель: проверяется согласованность и переключаемость движений.

Методика обследования: ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения.

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.

Инструкция ребенку: повтори за мной.

Проба 5. Упражнение «Ножницы».

Цель: проверяется совместная работа рук в процессе деятельности.

Методика обследования: детям предлагается получить круг путем обрывания бумаги по кон-

Инструкция ребенку: давай представим, что наши руки — это ножницы. Нам нужно «вырезать» этот круг пальцами очень аккуратно.

Нами были разработаны следующие критерии оценивания упражнений для обследования мелкой моторики:

3 балла - ребенок выполнил задание правильно с первой попытки, без помощи логопеда;

2 балла - ребенок правильно выполнил задание со второй попытки, исправился самостоятельно;

1 балл - ребенок выполнил задание с помощью логопеда;

0 баллов - ребёнок не выполнил задания.

Для удобства анализа результатов нами были разработаны следующие уровни, соотносимые с определенным количеством баллов:

Высокий уровень - 13-15 баллов;

Средний уровень - 8-12 баллов;

Низкий уровень - 0-7 баллов.

2. Обследование зрительно-моторной координации.

Проба 6. Игра «Строим дом».

Цель: проверяется состояние зрительной памяти, мелкой моторики (пинцетный захват), восприятие формы предметов.

Методика обследования: ребенку предлагается картинка с изображением дома и счетные палочки. Необходимо выложить рисунок из палочек по образцу.

Инструкция ребенку: построй из палочек такой же домик, как на картинке.

Проба 7. Упражнение «Листопад».

Цель: проверяется умение соблюдать указанное направление движения руки.

Методика обследования: детям предлагается лист с несколькими вариантами фигурных линий. Задача ребенка провести линию по контуру, не отрывая руки.

Инструкция ребенку: нарисуй линии по контуру, не отрывая карандаш от бумаги. Проба 8. Упражнение «Половинка».

Цель: проверяется восприятие формы и размера фигур, сформированность понятия «симметрия».

Методика обследования: ребенку предлагается бланк, на котором изображена правая (левая) половина рисунка. Ребенку необходимо дорисовать вторую половину изображения.

туру.

Инструкция ребенку: дорисуй картинки так, чтобы они стали полностью одинаковыми. Проба 9. Упражнение «Полосатая груша».

Цель: проверяется умение ребенка держать карандаш, соблюдать границы рисунка.

Методика обследования: ребенку предлагается контурное изображение груши с образцом штриховки. Задача ребенка закончить штриховку.

Инструкция ребенку: заштрихуй картинку по образцу.

Нами были разработаны следующие критерии оценивания упражнений для обследования зрительно моторной координации:

3 балла - точное выполнение всех 3 заданий;

2 балла - точное выполнение 2 заданий из трех;

1 балл - точное выполнение 1 задания из трех;

0 баллов - задания не выполнены.

Также, для удобства анализа результатов, нами были разработаны уровни, соотносимые с определенным количеством баллов:

Высокий уровень - 10-12 баллов;

Средний уровень - 6-9 баллов;

Низкий уровень - 0-5 баллов.

3. Обследование зрительно-пространственной ориентировки.

Проба 10. Игра «Назови соседей».

Цель: проверяется понимание понятий «над», «под», «слева», «справа», умение ребенка ориентироваться на листе бумаги.

Методика обследования: используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Необходимо определить изображение предметов относительно друг друга и положения листа бумаги.

Инструкция ребенку: посмотри на картинки, покажи, где находится помидор. Что находится под ним? (Ананас). Что находится над помидором? (Бананы). Что находится справа от яблока? (Груша). Что находится слева от бананов? (Арбуз). Что находится в нижнем правом углу? (Виноград). Что находится в верхнем левом углу? (Клубника/земляника). Что находится в нижнем левом углу? (Тыква). Что находится в верхнем правом углу? (Вишня).

Критерии оценивания: каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Максимальное количество баллов - 4.

Проба 11. Игра «Зеркало».

Цель: обследование развития зрительно-пространственной ориентировки.

Методика обследования: детям предлагается лист бумаги с изображением часов со стрелками и без них. Задача ребенка - нарисовать стрелки на пустых часах зеркально образцу.

Инструкция ребенку: перед тобой часы, которые отражаются в зеркале (указать на рисунок). На пустых циферблатах поставь стрелки так, как они должны выглядеть на самом деле.

Критерии оценивания: каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов - 4.

Проба 12. Упражнение «Найди пару» (на основе методики М.М. Безруких, Л.В. Морозовой

[2]).

Цель: проверяется зрительная память и зрительно-пространственное восприятие детей. Методика обследования: детям предлагается бланк с 4 заданиями. В каждом задании необходимо найти фигуру, которая соответствует образцу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¿- Л < V-

.о о и о о

ЛАП

□ЛО

&ыя шт -4

ЛАП ПДЛ ЛГЛ

ОЛП ОЛП ОАО

Инструкция ребенку:

Инструкция к заданиям №1 и №2. Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы фигуры. Они все изображены по-разному, но среди них есть одна, нарисованная так же, как образец (нарисован отдельно, необходимо показать его ребенку). Найди точно такую же фигуру среди остальных и зачеркни ее. Смотри внимательно, они очень похожи, но лишь одна из них «правильная».

Инструкция к заданиям №3 и №4. Здесь нарисованы три фигуры, но они расположены не просто так, а в определенном порядке (необходимо показать образец). Внимательно посмотри на них, найди точно такую же группу фигур среди остальных и зачеркни ее. Правильные ответы: 3; 3; 1; 4.

Критерии оценивания: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 4.

Для удобства анализа результатов, нами были разработаны уровни, соотносимые с определенным количеством баллов:

высокий уровень - 10-12 баллов; средний уровень - 6-9 баллов; низкий уровень - 0-5 баллов.

Для конечного анализа результатов, мы предлагаем использовать следующие уровни, соотносимые с общим количеством баллов, полученных детьми: высокий уровень - 34-39 баллов; средний уровень - 19-33 балла; низкий уровень - 0-18 баллов.

Обследование уровня сформированности графомоторных навыков по данной методике позволит нам выявить основные направления работы по формированию и коррекции данного навыка у детей с ОНР.

В ходе диагностики нами были выявлены следующие особенности графомоторных навыков у дошкольников с ОНР, которые представлены в таблице:

Таблица 1

Особенности графомоторных навыков у дошкольников с ОНР

Имя Обследование Обследование Обследование Всего Уровень

ребенка мелкой зрительно-моторнои коор- зрительно-простран- баллов

моторики динации ственнои ориенти-

ровки

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

пробы

Дима 3 3 3 3 3 3 3 1 1 3 2 4 32 Средний

Влад 2 2 2 1 0 2 1 1 2 1 0 2 16 Низкий

Лева 2 2 3 2 3 2 1 1 1 2 0 2 21 Средний

Ева 2 3 3 3 3 3 1 2 3 3,5 0 4 30,5 Средний

Лиза 1 2 1 1 3 1 2 1 1 1,5 0 1 15,5 Низкий

Никита 2 3 1 2 2 1 2 1 2 2 0 2 20 Средний

Наглядно полученные результаты представлены на следующей диаграмме 1:

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

0%

Диаграмма 1 - Уровни развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР

Результаты показывают, что из данной группы детей низкий уровень развития графомоторных навыков имеют двое детей, что составляет 33% от общего числа участников экспериментальной работы; средний уровень был выявлен у четырех детей, что составляет 67%; высокий уровень развития данного навыка не был выявлен в этой группе детей (0%).

Таким образом, результаты показывают, что:

• Пробу № 1 (статическое упражнение для обследования состояния мелкой моторики) из шести детей, что составляет 100%, один ребенок (16,7%) выполнил на высший балл, четверо детей, что составляет 66,6%, не смогли выполнить правильно с первой попытки данное задание, но и помощь логопеда им не понадобилась, они исправились самостоятельно. Один ребенок (16,7%) выполнил задание неправильно, сам ошибку не увидел. Наиболее частотной ошибкой было принятие неправильной позы.

• Пробу №2 (статическое упражнение для обследования состояния мелкой моторики) из шести детей, что составляет 100%, трое детей (50%) выполнили на высший балл, остальные трое детей, что составляет 50%, не смогли выполнить правильно с первой попытки данное задание, но и помощь логопеда им также не понадобилась, они исправились самостоятельно. Наиболее частотной ошибкой было принятие неправильной позы.

• Пробу №3 (динамическое упражнение для обследования состояния мелкой моторики) из шести детей, что составляет 100%, трое детей (50%) выполнили на высший балл, один ребенок (16,7%) не смог выполнить правильно с первой попытки данное задание, но и помощь логопеда ему не понадобилась, он исправился самостоятельно. Двое детей, что составляет 33,3%, выполнили задание неправильно, исправились только после прямого указания на ошибку. Наиболее частотной ошибкой являлось несоблюдение детьми границ - «дорожки».

• Пробу №4 (динамическое упражнение для обследования состояния мелкой моторики) из шести детей, что составляет 100%, двое детей (33,3%) выполнили на высший балл, двое детей (33,3%) не смогли выполнить правильно с первой попытки данное задание, но и помощь логопеда им не понадобилась, они исправились самостоятельно. Двое детей (33,3%) выполнили задание неправильно, исправились только после прямого указания на ошибку. Наиболее частотным нарушением являлось принятие необходимых поз в неправильном порядке.

• Пробу №5 (динамическое упражнение для обследования состояния мелкой моторики) из шести детей (100%) четверо детей, что составляет 66,6%, выполнили на высший балл, один ребенок (16,7%) не смог выполнить правильно с первой попытки данное задание, но и помощь логопеда ему не понадобилась, он исправился самостоятельно. Один ребенок (16,7%) не понял инструкцию, выполнил задание неверно. Наиболее грубой ошибкой было разрывание бумаги пополам.

• Пробу №6 (игра для обследования состояния зрительно-моторной координации) из шести детей (100%) двое детей, что составляет 33,3%, выполнили на высший балл, двое детей (33,3%) точно смогли выполнить два задания из трех. Двое детей (33,3%) выполнили одно задание из трех. Наиболее частотной ошибкой являлось выкладывание фигур из большего или меньшего количества палочек, чем на заданном образце.

• Пробу №7 (упражнение для обследования состояния зрительно-моторной координации) из шести детей, что составляет 100%, один ребенок (16,7%) выполнил на высший бал, двое детей (33,3%) точно выполнили 2 задания из трех. Трое детей из шести, что составляет 50%, выполнили одно задание из трех. Наиболее частотной ошибкой было не соблюдение контура.

• Пробу №8 (упражнение для обследования состояния зрительно-моторной координации) из шести детей, что составляет 100%, никто не выполнил на высший балл. Один ребенок, что составляет 16,7%, более точно дорисовал две фигуры из трех, а остальные пять детей, что составляет 83,3%, точно смогли дорисовать только одну из трех фигур. Основной ошибкой являлось не соблюдение пропорций фигуры.

• Пробу №9 (упражнение для обследования состояния зрительно-моторной координации) один ребенок, что составляет 16,7%, смог выполнить на высший балл, двое детей (33,3%) выполнили две штриховки из трех, трое детей (50%) выполнили одну штриховку из трех. Наиболее частыми ошибками являлось несоблюдение расстояния между линиями, рисование кривых и изогнутых линий.

• Пробу №10 (игра для обследования зрительно-пространственной ориентировки) на высший балл (4 балла) не выполнил никто из детей, что составляет 0%. Один ребенок (16,7%) допустил одну ошибку и получил 3,5 балла; один ребенок (16,7%) допустил две ошибки и получил 3 балла из четырех; двое детей, что составляет 33,3%, допустили по четыре ошибки и получили по 2 балла; один ребенок (16,7%) выполнил всего три задания из восьми и получил 1,5 балла; один ребенок (16,7%) выполнил два задания из 8 и получил 1 балл. Наиболее тяжелыми для детей были задание на определение фигур, находящихся справа или слева относительно друг друга, а также определение фигур, находящихся в углах листа.

• Пробу №11 (игра для обследования зрительно-пространственной ориентировки) на высший балл (4 балла) не выполнил никто из детей, что составляет 0%. Один ребенок, что составляет 16,7%,

выполнил одно задание из двух и получил 2 балла, остальные пятеро детей, что составляет 83,3%, не смогли выполнить задание. Наиболее частотной ошибкой было перерисовывание стрелок часов с заданного образца на пустой циферблат, а также перерисовывание стрелок первого образца на циферблат второго и наоборот.

• Пробу №12 (упражнение для обследования зрительно-пространственной ориентировки) на высший балл (4 балла) выполнили два человека, что составляет 33,3%. Трое детей (50%) выполнили по два задания из четырех и получили по 2 балла. Один ребенок, что составляет 16,7%, выполнил только одно задание из четырех и получил 1 балл. Дети выбирали фигуры, которые не соответствуют образцу.

Проведя анализ результатов, мы можем сделать вывод, что наиболее сложными для выполнения являлись пробы №11 и №8, а наиболее легкими пробы №2 и №5, следовательно, из трех компонентов, формирующих графомоторный навык, у данной группы детей мелкая моторика развита лучше, чем зрительно-моторная координация и зрительно-пространственная ориентировка. В связи с этим мы можем сделать вывод, что работа над улучшением зрительно-моторной координации и зрительно-пространственной ориентировки на данный момент является приоритетной.

Из результатов обследования, данных в таблице, видно, что в соответствии с полученным количеством баллов мы можем выделить двух детей с низким уровнем сформированности графомотор-ных навыков (дети, набравшие меньше 19 баллов) и четверых детей со средним уровнем сформиро-ванности графомоторных навыков (дети, набравшие больше 19, но меньше 34 баллов). Детей с высоким уровнем развития графомоторных навыков в данной группе нет, что свидетельствует о недостаточном развитии данного навыка и необходимости целенаправленной логопедической работы над его формированием.

Низкий уровень развития компонентов, формирующих графомоторный навык, может привести к трудностям при обучении письму, связанным с неумением писать буквы, слоги и слова на основе определенных двигательных элементов и по определенному алгоритму, именно поэтому в дошкольном возрасте так важно развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и зрительно-пространственную ориентировку.

Экспериментальное изучение особенностей графомоторного навыка письма позволило определить направления логопедической работы по коррекции графомоторного навыка письма у детей дошкольного возраста с ОНР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова Г.А., Лир Т.В. Логопедическая работа по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПКИ ППРО ТО», 2019. - №3. - С. 74-79.

2. Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет // Школьный психолог. - 1999. - № 25 (73).

3. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Методика обследования мелкой моторики [электронный ресурс] // сайт DOCPLAYER.com, URL: https://docplayer.com/220514695-Metodika-obsledovamya-melkoy-motoriki-ruki-diagnosticheskaya-metodika-predlozhena-t-i-grizik-l-e-timoshchuk-1-etap-obsledovanie-melkoy-motoriki.html (дата обращения: 18.04.2022).

4. Комкова И.Н., Поникарова В.Н. Программа изучения графомоторного навыка письма детей младшего школьного возраста с ОВЗ // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: Материалы IX Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 139 - 140.

5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие [электронный ресурс] // сайт pedlib.ru, URL: https://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-121.shtml (дата обращения 30.03.2022).

6. Озерецкий Н.И., Гуревич М.О. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей [электронный ресурс] // сайт StudMed^u, URL: https://www.studmed.ru/view/ozereckiy-ni-gurevich-mo-shema-obsledovaniya-urovnya-sformirovannosti-motornyh-i-sensornyh-processov-u-detey_2149e1819ce.html (дата обращения 31.03.2002).

7. Пименова С.К. Особенности формирования графомоторного навыка младших школьников со стёртой дизартрией // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ - 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. - С. 131 - 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.