Научная статья на тему 'Особенности формирования фонда дошкольных объектов в условиях демографической динамики'

Особенности формирования фонда дошкольных объектов в условиях демографической динамики Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
172
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ОБЪЕКТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПОСТОЯННЫЙ ФОНД / ИЗМЕНЯЕМЫЙ ФОНД / СТАБИЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ДИНАМИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ / КОНСТРУКТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА / МОБИЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА / УРОВНИ РОЖДАЕМОСТИ / FUND OBJECTS OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS / PERMANENT FUND / VARIABLE FUND / STABLE OBJECTS / DYNAMIC OBJECTS / STRUCTURAL TRANSFORMATION / THE CONVERSION OF THE FACILITY / MOBILE BUILDINGS / POPULATION DYNAMICS / FERTILITY LEVELS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Долгов Александр Владимирович, Сычева Елена Борисовна

В статье предложена методика, позволяющая спрогнозировать возможные демографические ситуации и разработать единую долгосрочную программу мероприятий по изменению мощности сети дошкольных организаций с наименьшими временными и материальными затратами; даны определения и краткая характеристика основного фонда объектов дошкольных организаций и его видов: стабильного и изменяемого фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Долгов Александр Владимирович, Сычева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE FUND PRE-SCHOOL FACILITIES IN TERMS OF DEMOGRAPHIC DYNAMICS

In this paper, we propose a methodology to predict the possible demographic situation. This methodology allows the development of a common long-term program of measures to change the power network of preschool institutions with the least time and cost. The authors give definitions and brief description of the main Fund of the objects of preschool institutions and its types: stable and variable funds.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования фонда дошкольных объектов в условиях демографической динамики»

УДК 72.01

ДОЛГОВ А. В. СЫЧЕВА Е. Б.

Особенности формирования фонда дошкольных объектов в условиях демографической динамики

Долгов

Александр

Владимирович

кандидат архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН,

директор института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: mail@uniip.ru

Сычева

Елена

Борисовна

старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: selena@uniip.ru

В статье предложена методика, позволяющая спрогнозировать возможные демографические ситуации и разработать единую долгосрочную программу мероприятий по изменению мощности сети дошкольных организаций с наименьшими временными и материальными затратами; даны определения и краткая характеристика основного фонда объектов дошкольных организаций и его видов: стабильного и изменяемого фондов.

Ключевые слова: фонд объектов дошкольных организаций, постоянный фонд, изменяемый фонд, стабильные объекты, динамичные объекты, конструктивная трансформация, перепрофилирование объекта, мобильные здания, демографическая динамика, уровни рождаемости.

DOLGOVA. V. SYCHEVA E. B.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE FUND PRE-SCHOOL FACILITIES IN TERMS OF DEMOGRAPHIC DYNAMICS

In this paper, we propose a methodology to predict the possible demographic situation. This methodology allows the development of a common long-term program of measures to change the power network of preschool institutions with the least time and cost. The authors give definitions and brief description of the main Fund of the objects of preschool institutions and its types: stable and variable funds.

Keywords: Fund objects of preschool organizations, permanent Fund, variable Fund, stable objects, dynamic objects, structural transformation, the conversion of the facility, mobile buildings, population dynamics, fertility levels.

Данная тема является продолжением начатого в 2013 г. исследования проблем формирования и расчета сети объектов дошкольных организаций, обладающей свойствами динамической адаптации к демографическим изменениям [1—3]. Иначе говоря, является ответом на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы нас больше не волновали проблемы острого дефицита или чрезмерного избытка мест в детских садах.

Отметим, что программа развития сети детских дошкольных учреждений является одной из самых затратных, на эти цели выделяются немалые бюджетные средства. Ежедневно СМИ сообщают о введении в строй небывалого прежде количества новых детских садов по всем регионам России. В некоторых городах очередь на места в детские сады практически полностью закрыта. В основном (за небольшим исключением) все это объекты капитального строительства, построенные «на века» для конкретного функционального назначения. Но если обра-

титься к демографическому прогнозу рождаемости в РФ до 2030 г., данному Федеральной службой государственной статистики [4], рождаемость в ближайшие годы медленно пойдет на спад. Поэтому необходимо задуматься уже сейчас о том, как будут использоваться введенные в строй площади опустевших в недалеком будущем детских садов.

Для того чтобы сформировать жизнеспособную сеть объектов дошкольных учреждений, которая бы адекватно реагировала на колебания демографического состава населения, в 2013 г. нами была разработана методика расчета и проектирования сети объектов дошкольных организаций с учетом динамической адаптации. В ее основу была положена разработанная шкала уровней общего коэффициента рождаемости (ОКР), позволяющая сделать расчет мощности сети дошкольных организаций для пограничных (минимальных и максимальных) значений ОКР (Иллюстрация 1).

© Долгов А. В., Сычева Е. Б., 2014

53

Архитектура

Иллюстрация 1. Шкала уровней рождаемости в условных временных рамках (1989-2030). Автор Е. Б. Сычева

Можно выделить следующие принципы построения такой сети.

Во-первых, это рассмотрение сети объектов дошкольных организаций как целостной системы с заложенной в ней единой долгосрочной программой мероприятий по изменению ее мощности.

Во-вторых, это дифференциация основного фонда зданий, представляющих сеть дошкольных организаций, на постоянный и изменяемый виды фондов.

В-третьих, прогнозирование возможных демографических ситуаций и планирование последовательных действий, позволяющих сохранить жизнеспособность всей системы.

Иллюстрация 2. Структура общего фонда объектов дошкольных организаций (данные 2014 г.). Автор Е. Б. Сычева

Иллюстрация 3. Схема планируемого фонда объектов дошкольных организаций в жилом образовании. Автор Е. Б. Сычева

Остановимся подробнее на рассмотрении второго принципа и дадим общую характеристику двух видов фондов.

В соответствии с определением, данным в Юридическом словаре, фонды — это ресурсы, запасы чего-нибудь (например, жилищный фонд, земельный фонд, семенной фонд).

Можно дать следующее определение фонда объектов дошкольных организаций: это совокупность зданий и помещений, предназначенных для осуществления деятельности по уходу и присмотру, развитию, оздоровлению, воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Все эти объекты объединены в целостную систему — сеть дошкольных организаций.

Для формирования сети, адекватно реагирующей на колебания демографического состава населения, в ее структуре необходимо выделить объекты, которые будут составлять постоянный фонд, рассчитанный на средний уровень численности дошкольников, и изменяемый фонд, представляющий потенциальную возможность быстрого наращивания мощности сети или ее сокращения (Иллюстрации 2, 3).

Постоянный фонд

Под постоянным фондом зданий подразумеваются объекты капитального строительства, для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих конструкций и подводке инженерных коммуникаций. Постоянный фонд зданий рассчитывается на «условно средний» уровень рождаемости за последние 25 лет, что по шкале оценки ОКР составляет 10,6 [1, 2].

В постоянный фонд включаются как стабильные (не предполагающие в будущем каких-либо изменений), так и динамичные объекты (с предусмотренной еще на стадии проектирования возможностью будущих изменений).

Динамичные объекты постоянного фонда так же, как и стабильные объекты, имеют долгосрочный период эксплуатации. Но, в отличие от них, эти здания при необходимости могут быстро и без особых затрат изменять свои параметры, как пространственные, так и функциональные.

Это может осуществляться либо за счет трансформации внешней оболочки здания, либо трансформации внутренних конструкций (раздвижных перегородок, объемных модулей и т. п.). Например, такие возможности трансформации здания могут быть востребованы в случае увеличения количественного состава группы, когда необходимо расширить площадь для игровой и образовательной деятельности за счет спальни. Способность трансформации, предусмотренная проектом, может быть полезна при необходимости увеличения количества групп в детском саду за счет быстрой и незатратной перестройки зального помещения в групповую ячейку (и наоборот).

К динамичным объектам можно отнести отдельно стоящие здания, при проектировании которых была заложена возможность изменения функции объекта или временного перепрофилирования. Например, это может быть использовано при проектировании образовательного комплекса детского сада и начальной школы, когда в случае сокращения дошкольного контингента групповые ячейки легко перестраиваются в классные помещения школы и наоборот.

Другой разновидностью динамичных объектов, предполагающих перепрофилирование, являются дошкольные организации, включенные в структуру жилых домов. Типологически они определены как встроенные, встро-

54

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4 | 2014

Иллюстрация 4. Планирование потребности жителей района в местах в дошкольные организации для детей от 1,5 до 6,5 лет. Автор Е. Б. Сычева

енно-пристроенные и пристроенные к жилым домам. Этот вид объектов широко используется в отечественной практике, как наиболее простой и малозатратный при производстве строительных работ.

Изменяемый фонд

Изменяемый фонд объектов дошкольного образования в отличие от постоянного представляет собой потенциал, который будет использован в случае подъема рождаемости в жилом образовании выше «условно среднего» уровня по шкале оценки ОКР (от 10,6 до 14,7).

Основными характеристиками объектов изменяемого фонда являются их непродолжительность эксплуатации на одном месте и мобильность.

В эту группу можно включить перевозные и переносные объекты: сборно-разборные, модульные здания из контейнеров и самодвижущиеся объекты.

В последние годы в различных регионах Российской Федерации уже началось строительство мобильных зданий детских садов и школ. Первые мобильные детские сады на основе блочно-модульной системы были построены в 2011 г. в городах Кириллове, Майкопе, Ростове, Краснодаре. Уникальная особенность этих зданий в том, что их можно демонтировать и перевезти в другой район, более нуждающийся в этих учреждениях при изменении демографической ситуации. Элементы здания полностью производятся в заводских условиях, что позволяет производить монтаж в течение нескольких месяцев, в любой сезон, при любых погодных и климатических условиях.

Не менее интересен опыт модульного строительства детских садов из контейнеров. Благодаря сборной конструкции блок-контейнеров мо-

дульные здания строятся практически любой площади и этажности. Модульные здания могут быть двух-и трехэтажными, но, как правило, модульные здания детских садов состоят из одного-двух этажей. Одноэтажные модульные здания, не несущие особых нагрузок, можно устанавливать прямо на грунт либо ровную площадку, для двух- и более этажных модульных зданий закладываются бетонные плиты или фундамент. Благодаря тому, что модульные здания собираются из уже готовых контейнеров, они возводятся в самые сжатые сроки. Кроме того, планировка модульных зданий легко изменяется. Стоимость модульного здания значительно ниже капитального строения, а по качеству они практически ничем не отличаются.

Самодвижущиеся объекты с функцией детского сада, или «детские сады на колесах», пока не нашли своего применения в отечественной практике. Хотя и за рубежом их насчитываются единицы. В основном этот вид объектов хорошо себя зарекомендовал в сфере туризма в качестве передвижных домов.

В заключение рассмотрим действие этой методики на примере расчета потребности в детских садах жителей одного из районов г. Екатеринбурга (Иллюстрация 4).

В данном случае, помимо показателей потребности жителей в услугах дошкольных организаций в периоды высокой, средней и низкой рождаемости, в расчеты включаются еще и показатели их реальной потребности и количество мест уже существующего фонда детских садов в жилом районе со сложившейся застройкой. На схеме наглядно представлен принцип расчета возникшего дефицита мест в дошкольных организациях, а также видно, какими характеристи-

ками должны обладать новые здания для более эффективного их использования в будущем. Кроме того, дается прогноз потребности жителей района в местах в детские сады при возможном повышении уровня рождаемости, чтобы запланировать их включение в жилую застройку.

Заключение

В рамках данной статьи мы предложили методику, позволяющую с учетом возможных демографических ситуаций разработать единую долгосрочную программу мероприятий по изменению мощности сети дошкольных организаций с наименьшими временными и материальными затратами.

К сожалению, следует отметить, что к настоящему времени многие крупнейшие индустриально развитые города практически исчерпали резервы внутренних территориальных ресурсов и испытывают острый недостаток в площадях, не требующих дорогостоящей инженерной подготовки под застройку. В связи с этим размещение новых зданий детских садов на территории уже сложившейся плотной застройки очень проблематично и требует дополнительных исследований.

Список использованной литературы

1 Отчет НИР / Долгов А. В., Сычева Е. Б. 2.1.13. Научные основы архитектурного проектирования зданий и комплексов дошкольных организаций в современных условиях. Разработка методики проектирования и расчета сети объектов дошкольных организаций с учетом динамической адаптации. УралНИИпроект РААСН, 2013.

2 Долгов А. В., Сычева Е. Б. Методика проектирования сети дошкольных организаций в условиях демографической нестабильности // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 4. С. 60-64.

3 Долгов А. В., Сычева Е. Б. Адаптация дошкольных организаций к эволюционным процессам в природе и обществе // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 2. С. 53-58.

4 Федеральная служба государственной статистики. Демографический прогноз населения до 2030 года. Родившиеся, умершие и естественный прирост населения. URL: http://www.gks.ru /wps/wcm/ conn ect / rosstat_main / rosstat / ru / statist ics/population/demography/ (дата обращения: 28.10.2014).

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4|2014

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.