УДК 1
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ВО ВЬЕТНАМЕ
Ле Тхи Тует,
Российский университет дружбы народов, аспирант кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук, г. Москва, Россия. Е-таН: [email protected]
Аннотация
Автор статьи ставит свой задачей выявить характерные черты, качества и особенности философской мысли Вьетнама. Для обоснования выводов делается экскурс в прошлое, рассматриваются важные этапы истории. Анализируется история критического изучения современной западной философии во Вьетнаме.Исходя из цели превращения марксизма-ленинизма в официальную государственную идеологию, аналогично тому, как это было в других социалистических странах, западная философия определялась как враждебная, ставилась задача ее критики и минимизации влияния. Сложная социальная атмосфера жизни вьетнамского общества обусловила преобладание духа патриотизма в культурной сфере, который сказался и на особенностях философии во Вьетнаме.
Ключевые понятия: азиатский способ производства, марксизм-ленинизм, мировоззрение, религия, культура, национальный дух, современная западная философия, социализм.
Как показывает изучение истории Вьетнама, это страна с богатой культурой, выдающиеся представители которой давно проявляли способность к обобщенному мышлению, что является условием формирования мировоззрения в целом и философии в частности. Вьетнамские мудрецы и мыслители умели делать выводы из наблюдений над природными явлениями, многообразными событиями из жизни общества и отдельного человека; благодаря анализу прошлого понимать свое настоящее, на основе чего ориентировать себя уже и на ближайшее и отдаленное будущее [4].
Наблюдения над природой, рассмотрение многообразных феноменов, активная социальная жизнь, насыщенная религиозная практика, богатая традиция и развитая сфера искусства привели в итоге к формированию философии, к развитой теории познания. При этом Вьетнам на протяжении всей своей истории «состоял в культурном диалоге со многими странами, обращаясь то к великой китайской культуре, то к буддизму и великой индийской культуре, что не исключало и принятия христианства через вторжение западного колониализма» [2, с. 59]. Таким образом, вьетнамскую философскую мысль следует рассматривать как итог развития национальной культуры, отражающей многие виды общечеловеческой деятельности. На ее формирование влияли и исторически изменяющиеся типы производства, экономических отношений, социальная сфера и классовая борьба, постоянная борьба с природой, рецепция идей зарубежной философии, рефлексия в процессе творческого обмена с западной и восточной культурами [1].
Мы исходим из того положения, что философия в целом определяется «инфраструктурой общества», социальным существованием. При этом в современном Вьетнаме существуют разные мнения относительно происхождения общества. Так, некоторые вьетнамские историки полагают, «что период государства Ван Ланг, управлявшегося королями Хунг (700-285 г. до н.э.) и Ан Зыонг Выонг (267-208 до н.э.), является периодом перехода от первобытного к классовому типу обществу. На основе этого способа производства отношения постепенно привели к созданию в XV веке феодализма» [8, с. 17]. Здесь следует отметить, что Вьетнам не имел такого социального явления, как рабство. Причина этой особенности видится в том, что в
конце эпохи цивилизации Красной Реки, на основе процветающей культуры Донг Цон, возникло государство Ван Ланг, хотя по структуре и относящееся к типу примитивных общностей, но из-за внешней агрессии достаточно рано объединившееся в единое целое. Так внешняя угроза содействовала ранней консолидации общества в единое национальное целое. Победа Бак Данг (938 г.) над китайскими феодалами (на Севере) не означала мира, было еще множество войн, вызванных вторжениями извне. Вследствие этого «производство, наука и технология Вьетнама находились на невысоком уровне из-за медленного развития» [8, с. 18].
Также следует отметить, что помимо постоянной внешней агрессии, сдерживающей общественный прогресс, Вьетнам является сельскохозяйственным обществом - «системой деревень» [8, с. 18]. Это преобладание деревенской жизни, где господствовал патриархальный способ организации семьи, изолированность и самодостаточность, приверженность традиционным правилам, которые часто ограничивают человеческий разум, - все это не способствовало прогрессу, создавая условия для сохранения массы предрассудков в жизни как отдельной личности, так и общества в целом [12]. Как отмечают специалисты, «если на Западе существует расслоение общества по экономическому фактору, по производственным отношениям и производительным силам, то на Востоке подобная дифференциация в первую очередь была обусловлена типами правления» [8, с. 21]. И данный тип дифференциации общества также способствовал усложнению общественной жизни: общество развивалось, социальная структура дифференцировалась, формировались классы и новые типы сознания. Эти процессы находили свое отражение и в мышлении [14].
Формирование государства во Вьетнаме по существу было таким же, как и образование государств на Востоке: «Вьетнам формируется в первую очередь не за счет преобразования производительных сил, инфраструктуры, а в значительной степени путем борьбы против иноземных захватчиков, посредством борьбы за освобождение страны. В итоге победы над колонизаторами и возникает единое государство Вьетнам» [8, с. 22]. Таким образом, в основании государственности Вьетнама - народно-освободительная борьба. Как формирование государства Ван Суан
(создатели Ли Би и Нго Куэн) и династии Ле, как и создание Демократической Республики Вьетнам после поражения французов, как и возникновение Социалистической Республики Вьетнам после поражения империализма в целом и США в частности, дают достаточно оснований для доказательства правоты выше приведённого положения - именно национально-освободительная борьба формировала вьетнамское государство, укрепляла национальный дух, определяла и формы философствования.
Президент страны и социальный мыслитель Хо Ши Мин (1890-1969) утверждал, что экономические структуры Востока отличаются от западных обществ и Средневековья, и Нового времени, поскольку классовая борьба на Востоке не является значительным фактором. Классовая борьба скорее явление западного типа культуры. Таким образом, структура общества во Вьетнаме принципиально отлична от западной, что обуславливает и внутреннюю, и внешнюю политику, сам тип общественного бытия и способ его осознания [6]. Присущий нашему региону «азиатский способ производства приводил лишь к компромиссу, а не революции. И с этим правом использования, а не правом собственности, многие страны Востока перешли скорее и легче к социализму, чем к капитализму» [8, с. 24].
Черты вьетнамской традиционной философской мысли определяются выше-обозначенными общественными, социально-экономическими факторами и культурными особенностями. Их можно представить следующим образом.
Во-первых, вьетнамская философская мысль тесно связана с идеей патриотизма, духом совместного строительства справедливого общества и его защитой от посягательств врагов.
Во-вторых, вьетнамская философская мысль доводит до уровня систематического мировоззрения обыденные представления о человеческой жизни, не утрачивая при этом доступности восприятия картины мира. Центральным вопросом для вьетнамского мыслителя являются общечеловеческие проблемы, общечеловеческая мораль.
В-третьих, философские идеи оказываются «текучими», «подвижными», они с трудом поддаются жесткой систематизации, поскольку мыслители отражают в своих представлениях человеческую жизнь, мировоззрение народа, имеющего долгую
историю: от примитивного наивного понятия до представления о жизни на уровне теоретического конструирования.
В-четвертых, дихотомия материального и духовного, тела и сознания не имеет той остроты, что на Западе, и так называемая «борьба между материализмом и идеализмом» происходит не во всех сферах, не по всем вопросам, и бывают периоды, когда религиозная, идеалистическая тенденция преобладает над атеистической, материалистической [7].
В-пятых, вьетнамская традиционная философская мысль, опираясь во многом на идеализм, обращаясь внутрь самой себя, достигая глубин самопознания, не склонна к высокой степени абстрагирования и формализации.
В-шестых, вьетнамская философская мысль опирается на единство, а не на борьбу, на синтез, а не дихотомию, склонна к обретению общего, чем к поискам различия. И мы замечаем, что развитие философской мысли во Вьетнаме осуществляется скорее по кругу, а не по «спирали».
После победы над агрессией французских колонизаторов в 1954 году Север Вьетнама под руководством Коммунистической партии был полностью освобожден и вступил в этап строительства социализма. Помимо активного развития производства, экономики страны, продолжения строительства мощных сил национальной обороны для надежной защиты Севера, строившего социализм и оказывавшего помощь Югу, Коммунистическая партия и государство также уделяли внимание созданию теоретических основ, которые бы служили политическим задачам страны. С идеологической точки зрения, осознавая, что без марксистско-ленинской теории невозможно построить социализм, «Коммунистическая партия Вьетнама выдвинула задачу превращения марксизма-ленинизма в официальную государственную идеологию Вьетнама. Основной задачей созданной отрасли философии стало изучение и распространение марксизма-ленинизма во Вьетнаме; разъяснение позиции и политики партии и государства; становление мировоззрения и разработка теоретических положений для кадровых работников и народа на основе марксизма-ленинизма» [1, с. 575]. Отделы пропаганды и просвещения разных уровней, - Партийная школа имени Нгуен Ай Куока (1949), Институт философии при Национальном Цент-
ре общественных и гуманитарных наук Вьетнама (1959), Институт марксизма-ленинизма (1982) - являлись базой научных исследований, преподавания, популяризации марксизма-ленинизма и его изучения. Впоследствии выполнение этой задачи активизировалось с появлением на свет факультетов философии, кафедр марксизма-ленинизма в высших учебных заведениях, колледжах и средних специальных школах по всей стране.
После подписания Женевских соглашений Юг Вьетнама был захвачен американскими империалистами, которые создали здесь марионеточное правительство. «Проамериканские власти Южного Вьетнама вместе с колонизационными силами Запада активно атаковали Северный Вьетнам на идейном, культурном и идеологическом фронтах. В этих исторических условиях Коммунистическая партия Вьетнама определила современную западную буржуазную философию как идеологического противника марксизма-ленинизма, поэтому была остро поставлена задача подвергнуть решительной критике западные философские учения и покончить с их пережитками и влиянием во Вьетнаме» [1, с. 576]. В 1960 году в Институте философии при Национальном Центре общественных и гуманитарных наук Вьетнама был создан отдел критики западной буржуазной философии, целью которого было непосредственное выполнение этой задачи. В момент создания отдел включал в себя троих специалистов: Нгуен Данг Лана, Ле Кхак Тханя и Буй Нгока. На следующем этапе, когда современные западные буржуазные философские теории лавиной хлынули в Южный Вьетнам, оказывая негативное влияние на многие группы населения, особенно в больших городах, задача критики этих философских учений стала еще более актуальной. Целый ряд статей, написанных сотрудниками отдела критики западной философии Ву Хоанг Диком, Фонг Хие-ном, Буй Тхи Ким Куи, использовались в передаче «Обращение к Югу» радиостанции «Голос Вьетнама».
В изучении и критике современных западных философских учений принимали участие многочисленные ученые и исследователи в научно-исследовательских институтах и других учреждениях, которые подходили к этой проблеме под разными углами зрения, рассматривали ее с позиции самых разных аспектов, таких как литература, изобразительное искусство, сце-
ническое искусство, кинематография и т.д. Было издано множество книг, например: «Критика экзистенциальной литературы» До Дык Хиеу, выпущенная издательством «Литература» в 1963 году; двухтомник Хо-анг Чиня «Западная литература и люди Запада», опубликованный в издательстве «Общественные науки» в 1969, 1971 годах; «Литература, освободившая Юг 1954-1975» Фам Ван Ши, опубликованная в издательстве «Высшее и среднее специальное образование» в 1976 году; «Культура и искусство на службе у американского неоколониализма в Южном Вьетнаме 1954-1975», написанная Чан Чонг Данг Даном и выпущенная издательством «Тхонг тин Лонган» («Информация Лонган») в 1990 году. Все это книги, которые в той или иной степени затрагивают тему современных западных философских учений во Вьетнаме, в основном, на Юге страны. Эти произведения дополнительно обогатили исследование, восприятие и критику современной западной философии во Вьетнаме.
После окончания освободительной войны народа против американских агрессоров (1975), когда Юг Вьетнама был освобожден и страна объединилась, задача изучения западной философии с тем, чтобы «критиковать и критиковать», стала реализовываться еще активней. Поскольку когда стихают залпы орудий на военном фронте, то борьба на фронте идеологическом, фронте культурном и мировоззренческом обостряется. Многие прозападные силы внутри и вне страны предприняли мощную атаку на этом фронте сразу же после объединения Вьетнама. Книга «Философия и мировоззренческая борьба», ответственным редактором которой стал Фам Ньы Кыонг и которая вышла в издательстве «Общественные науки» в 1979 году, и книга «Западная философия сегодня» под редакцией Ву Кхиеу, выпущенная издательством «Теоретическая информация» («Тхонг тин лилуан») в 1980 году, - это исследовательские труды целых коллективов авторов. В этих книгах авторы систематизировали и проанализировали содержание ряда современных западных философских учений и на этой основе подвергли их критике, стремились опровергнуть их положения с позиций марксизма-ленинизма. «Обращение и распространение любой литературы и печатных изданий о современной западной философии было запрещено, поэтому ввоз подобных материалов в страну не осуществлялся. В связи с этим, когда Юг Вьетнама был полностью освобожден и страна
объединилась, на протяжении длительного периода исследователи, преподаватели философии и в целом интеллектуальные круги Вьетнама не имели никакой дополнительной информации о современных западных философских учениях помимо тех теорий, которые были широко распространены в Южном Вьетнаме ранее» [9, с. 580].
Для того чтобы работа по изучению и критике современной западной философии могла развиваться, было совершенно необходимо снабдить сотрудников пропа-гандистско-просветительных, культурных и идеологических отделов знаниями об этих философских учениях. Поскольку, не зная в полной мере, что представляет собой современная западная философия сегодня, невозможно выполнить задачу по ее критике. Исходя из этой необходимости, Министерство высшего и среднего специального образования Вьетнама опубликовало документ от 19 июля 1982 года, в котором постановило ввести предмет «Критика западной буржуазной философии» в программу подготовки кадров по специальности «философия марксизма-ленинизма» на уровнях неполного высшего, высшего и послевузовского образования в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах. В 1984 году издательство «Высшее и среднее специальное образование» издало книгу «Некоторые течения западной философии» Фам Минь Ланга, нацеленную на выполнение задачи преподавания предмета «Критика западной буржуазной философии». Также в 1984 году издательством «Правда» была выпущена книга «Идеологическая борьба - поле боя и оружие борьбы» Буй Данг Зуи, источником вдохновения для исследований которого послужила задача по критике западной философии. Этот труд внес значительный вклад в критику современных западных философских учений во Вьетнаме.
Специалист Ву Хоанг Дик изучал современные западные философские теории в аспекте вопросов эстетики, культуры и искусства. Он опубликовал целую серию исследовательских статей в журнале «Философия», такие как: «Борьба между реализмом и антиреалистическими течениями в буржуазном искусстве» (1970), «Ошибки Р. Гароди в области эстетики» (1970), «Структурализм и искусство и культура» (1971), «Заблуждения современной буржуазной философии в вопросах, языкознания» (1975), «Отзападного экзистенциализма к «экзистенциализму» как инструменту нового колониализма в
бывшем Сайгоне» (1976), «Критика искажений современной буржуазной философией вопросов демократии» (1978), «Марксизм-ленинизм и идеологическая борьба на современном этапе» (1980), «Некоторые современные формы антикоммунизма» (1982) и др. [10, с. 257-348].
Фонг Хиен - исследователь, который подробно изучал влияние современной западной философии в городах Южного Вьетнама. При этом особое внимание им уделялось рассмотрению идеологического, нравственного аспекта, влияния на образ жизни и культуру жителей Юга Вьетнама. Все написанные им статьи внесли важный вклад в выполнение задачи, поставленной Коммунистической партией Вьетнама как до освобождения Юга, так и после объединения страны и заключавшейся в критике и минимизации влияния современной западной философии во Вьетнаме. Книга «Американский неоколониализм в Южном Вьетнаме - идеологический и культурный аспект 1954-1975», вышедшая в свет в 1984 году, явилась обобщением процесса изучения и критики, проделанного Фонг Хиеном в этот трудный, страшный исторический период. Фонг Хиен и Буй Тхи Ким Куи не только изучали и критиковали философские теории, но также исследовали и подвергали серьезной критике влияние католицизма на Юге Вьетнама, использовавшей теологические аргументы западной философии для противостояния марксизму-ленинизму.
После объединения Вьетнама в 1975 г. и вплоть до 1986 года доминирующим взглядом вьетнамских исследователей философии на современные западные философские учения было восприятие их как учений идеалистических, метафизических, антинаучных и очевидно направленных против марксизма-ленинизма. Однако крайние, односторонние взгляды, видевшие только ограничения и негативные стороны и не замечавшие всего того положительного и прогрессивного, что содержали в себе современные западные философские учения, были пересмотрены в период осуществления политики обновления («дой мой») в 1986 г. В сфере обновления мышления проводилось множество научных семинаров, на которых обсуждалась работа в области теоретических и философских исследований. Было прямо сказано о таких негативных явлениях в сфере изучения и преподавания философии во Вьетнаме, как догматизм, односторонность, экстремизм, волюнтаризм, поверхностность, сектантство, был
извлечен опыт и предприняты шаги для постепенного изменения ситуации.
ХХ век был столетием больших перемен, одним из важнейших периодов в истории вьетнамского народа, а также временем активного развития философии во Вьетнаме. Страна стала своеобразным культурологическим узлом, в котором переплелись наиболее значимые идейные течения, существующие в мире - как на Востоке, так и на Западе.
История вьетнамской философской мысли, как относительно новая дисциплина, требует дальнейших эмпирических изысканий и обобщений [11]. Имеющиеся достижения в истории философской мысли Вьетнама отчасти и заслуга государственных деятелей, и теоретиков-специалистов в различных областях гуманитарного знания. Преодолев исторические трудности и цивилизационные ограничения, они создавали новую теорию нации, причем в условиях постоянной борьбы за независимость родины [13]. Не удивительно, что вьетнамская философская мысль мало обращала внимание на гносеологию, на методологию мышления, не ставила перед собой задач построения сложных теоретических систем высокого уровня абстракции, и даже можно сказать, что «во Вьетнаме не было крупных философов, не было выдающихся, своеобразных философских школ и направлений» [5, с. 130]. Но это не значит, что их не может быть. На данном этапе развития вьетнамской философской мысли имеются задачи, решение которых должно плодотворно сказаться на нашем философском будущем: изучение и дальнейшее развитие философии марксизма-ленинизма, творческое применение основных положений философской мысли Хо Ши Мина в созидательной деятельности и практике социалистического строительства Вьетнама. Необходимо применить творческий подход к изучению богатого наследия истории всемирной философии исходя из реальной практики строительства социализма во Вьетнаме. Главное, что мы должны иметь в виду всякий раз, когда речь заходит о вьетнамской философии, это ее практический характер, ориентация мыслителей на реалии жизни. Жизнь страны должна осуществляться по принципам справедливости, социального равенства и всеобщего благополучия. И важную роль в созидании этого играют современные вьетнамские философы [15].
1. Ву Нгок Хань. Народные верования Вьетнама. Ханой, 2001.
2. Доан Куанг Тхо. Философия. Ханой, 2007.
3. Коммунистическая партия Вьетнама. Документ VII общесгосударственного съезда. Ханой, 1991.
4. Ле Ван Лой. Взаимодействие культуры и религии. Ханой, 1999.
5. Нгуен Зуи Куи. Марксистско-ленинская философия. Учебник. Ханой, 2004.
6. Нгуен Куанг Нгок. Процесс вьетнамской истории. Ханой, 2010.
7. Нгуен Тай Тхы. История вьетнамской мысли. Ханой, 1993.
8. Нгуен Хунг Хау. История вьетнамской философской мысли. В 2-х т. Т. 1. Ханой, 2002.
9. Нгуен Чонг Тюан. Полвека изучения и преподавания философии во Вьетнаме. Ханой, 2001.
10. Нгуен Чонг Тюан. 40 лет Институту философии: некоторые результаты научных исследований. Ханой, 2002.
11. Нгуен Хый Вуй, Нгуен Нгок Лонг. Философия. Ханой, 2005.
12. Тоан Ань. Обычаи культа предка во вьетнамских семьях. Ханой, 1996.
13. Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной историко-философской науке СРВ. М., 1989.
14. Фан Нгок. Культурная самобытность Вьетнама. Ханой, 2004.
15. Чан Ван Жау. Духовные и традиционные ценности вьетнамцев. Ханой, 1980.
1. Vu Ngok Han'. Narodnye verovanija V'etnama. Hanoj, 2001. (Vietnamese).
2. Doan Kuang Tho. Filosofija. Hanoj, 2007. (Vietnamese).
3. Kommunisticheskaja partija V'etnama. Dokument VII obshhesgosudarstvennogo s#ezda. Hanoj, 1991. (Vietnamese).
4. Le Van Loj. Vzaimodejstvie kul'tury i religii. Hanoj, 1999. (Vietnamese).
5. Nguen Zui Kui. Marksistsko-leninskaja filosofija. Uchebnik. Hanoj, 2004. (Vietnamese).
6. Nguen Kuang Ngok. Process v'etnamskoj istorii. Hanoj, 2010. (Vietnamese).
7. Nguen Taj Thy. Istorija v'etnamskoj mysli. Hanoj, 1993. (Vietnamese).
8. Nguen Hung Hau. Istorija v'etnamskoj filosofskoj mysli. V 2-h t. T. 1. Hanoj, 2002. (Vietnamese).
9. Nguen Chong Tjuan. Polveka izuchenija i prepodavanija filosofii vo V'etname. Hanoj, 2001. (Vietnamese).
10. Nguen Chong Tjuan. 40 let Institutu filosofii: nekotorye rezul'taty nauch-nyh issledovanij. Hanoj, 2002. (Vietnamese).
11. Nguen Hyj Vuj, Nguen Ngok Long. Filosofija. Hanoj, 2005. (Vietnamese).
12. Toan An'. Obychai kul'ta predka vo v'etnamskih sem'jah. Hanoj, 1996. (Vietnamese).
13. Tradicionnaja v'etnamskaja filosofija i obshhestvennaja mysl' v sovremennoj istoriko-filosofskoj nauke SRV. M., 1989. (Vietnamese).
14. Fan Ngok. Kul'turnaja samobytnost' V'etnama. Hanoj, 2004. (Vietnamese).
15. Chan Van Zhau. Duhovnye i tradicionnye cennosti v'etnamcev. Hanoj, 1980. (Vietnamese).
UDC 1
THE WAYS OF FORMATION OF VIETNAMESE PHILOSOPHY
Le Thi Tuyet,
Peoples' Friendship University of Russia, graduate student at the Chair of History of Philosophy at the Department of Humanities and Social Studies, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
The author tries to identify the characteristics and qualities of Vietnamese philosophical thought. To justify the conclusions, the author makes excursion into the past, examines some of the stages of local and regional history. The author analyzes the history of the study and criticism of contemporary Western philosophy in Vietnam. With the purpose of turning Marxism-Leninism doctrine into the orthodox ideology, like in other socialist countries, Vietnam looked at modern Western philosophy as an opponent and set out a mission to criticize and to minimize its influences in the country. The objectivity of the existence of Vietnamese society causes the prevalence of the spirit of patriotism in the cultural sphere that affects the understanding of the philosophy in Vietnam.
Key concepts:
Asian mode of production, contemporary western philosophy, history of ideas, Marxism-Leninism, religion, culture, national spirit, socialism.