Научная статья на тему 'Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста'

Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4754
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Тимербулатова Эльвира Рашитовна

В данной статье рассмотрены предпосылки к учебной деятельности и обоснованы показатели сформированности их компонентов у детей старшего дошкольного возраста. Показаны возможности подготовки дошкольников к предстоящему обучению в общеобразовательном учреждении, в том числе к такой форме организации познавательного процесса, как проектная деятельность. Рассмотрены понятия «учебная деятельность» и «универсальные учебные действия»; выделены условия реализации проектной деятельности в ДОУ. Уточнены понятия «предпосылки к учебной деятельности», которые предлагается понимать как определенные качества, позволяющие производить личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые отражают различные аспекты учебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Тимербулатова Эльвира Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Психологи утверждают, что эмоциональность восприятия информации обучаемым - один из важнейших факторов успешного усвоения учебного материала. Очень важна в игре и эффективная система стимулирования, при которой конечный результат деятельности зависит и от качества принимаемых ими решений, и от соблюдения временного режима. Ограниченное и контролируемое время, которое даётся для решения задач, мобилизует каждого, повышая тем самым эффективность обучения [3].

Результаты проведенных экспериментов нельзя механически переносить на все игры, используемые в учебном процессе. Однако наш опыт убедительно свидетельствует о преимуществах деловых игр как педагогического метода перед традиционными методами.

Список литературы

1. Авлиякулов Н.Х. Педагогическая технология/ Н.Х. Авлиякулов. Т.: «ALOQACHI», 2009. 148 с.

2. Ходиев Б.Ю. Современные образовательные технологии: теория и практика реализации/ Ю.Б. Ходиев, О.Б. Гимранова. Т.: ТГЭУ, 2007. 320 с.

3. Венгер А.А. Игра как вид деятельности / А.А. Венгер // Вопросы психологии. М.: Высшая школа. № 3, 1998. С. 24-28.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Тимербулатова Э.Р.2

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Тимербулатова Эльвира Рашитовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье рассмотрены предпосылки к учебной деятельности и обоснованы показатели сформированности их компонентов у детей старшего дошкольного возраста. Показаны возможности подготовки дошкольников к предстоящему обучению в общеобразовательном учреждении, в том числе к такой форме организации познавательного процесса, как проектная деятельность. Рассмотрены понятия «учебная деятельность» и «универсальные учебные действия»; выделены условия реализации проектной деятельности в ДОУ. Уточнены понятия «предпосылки к учебной деятельности», которые предлагается понимать как определенные качества, позволяющие производить личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые отражают различные аспекты учебной работы.

Ключевые слова: элементы учебной деятельности, старший дошкольный возраст, обучение, общеобразовательное учреждение, универсальные учебные действия, познавательный процесс.

УДК 372.172

Проблема учебной деятельности - одна из центральных в возрастной и педагогической психологии, а изучение мотивации учебной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений в психологии образования.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования мотивационной сферы личности. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в своём теоретическом объяснении концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С. Выготский), общепсихологической теории деятельности (А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, и другие), принципе единства психики и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, и другие) [4].

Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование учебной деятельности начинается в дошкольном детстве (Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова, А.П. Усова и др.) [5].

Термин «учебная деятельность» применительно к дошкольному обучению вошел в научный обиход благодаря известным работам педагога А.П. Усовой [5].

Педагог, специалист по дошкольному воспитанию, А.П. Усова считает, что из различных взаимоотношений ребенка со взрослыми может быть уже на этапе дошкольного детства выделена и сформирована деятельность, которую можно назвать учением или учебной деятельностью. Характерным для учебной деятельности является усвоение ребенком знаний и умений [5].

Психолог С.А. Лебедева считает, что формирование учебной деятельности, должно опираться на игру, которую последовательно необходимо включать элементы учебной деятельности [4].

Психолог Е.Е. Кравцова доказывает, что наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте является показателем психологической готовности к школьному обучению [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) включает требования к результатам освоения программы, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе выпуска из дошкольного учреждения. В качестве главной цели называется приобретение детьми представлений и начального опыта, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Вместо традиционной передачи знаний от взрослого к воспитанникам предлагается развивать способности обучающегося самостоятельно определять учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения - иными словами, формировать универсальные учебные действия, основы которых закладываются в начальной школе. На дошкольном же уровне необходимо обеспечить предпосылки к их освоению и закреплению.

Теория учебной деятельности вытекает из учения психолога Л.С. Выготского, согласно которому ведущая роль в умственном развитии отводится обучению, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. В.В. Давыдов, рассматривая учебную деятельность, отмечает, что она строится как познание учащегося, которое начинается с анализа чувственно-конкретного многообразия частных видов объектов, выявления их общей внутренней основы и продвигается от абстрактного к конкретному [2].

Предпосылками к учебной деятельности называются определенные качества, необходимые для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

В личностном аспекте к предпосылкам учебной деятельности относятся познавательные мотивы, которые ориентированы на моральные нормы и их выполнение, сформированность внутренней позиции школьника, включая готовность к принятию новой социальной роли, новый круг обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

98

Дошкольник хочет учиться, потому что новый статус открывает ему путь в мир взрослости и потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить на данном уровне [6].

Регулятивный аспект включает, прежде всего, целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; планирование последовательности действий и прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Целеполагание как постановка учебной задачи подразумевает, что ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выделяет проблему, формулирует проблемный вопрос, на основе которого определяет цель, способен самостоятельно разбить поставленную цель на задачи. Планирование последовательности действий и прогнозирование предполагает, что дошкольник основе поставленной цели самостоятельно или с помощью взрослого намечает план действий, определяя, какая помощь понадобится и какими источниками информации нужно воспользоваться. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном заключается в том, что ребенок выполняет графические задания близко к образцу, соотнося выполнение с образцом. При оценке и волевой саморегуляция ребенок выполняет предложенные правила поведения, правила игры, проявляет целеустремленность в достижении цели [4].

К познавательным предпосылкам учебной деятельности можно отнести развитое дифференцированное восприятие; способность к концентрации внимания; аналитическое мышление; развитие памяти как возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец [4].

При развитом дифференцированном восприятии ребенок самостоятельно может определить сходство и различие между предметами, выделяя существенные их признаки. Способность к концентрации внимания предполагает, что ребенок способен длительное время удерживать внимание на определенном предмете, сохранять в поле внимания несколько предметов. При аналитическом мышлении, у ребенка наблюдается высокий уровень кругозора, познавательного интереса; он умеет устанавливать причинно-следственные связи между происходящими событиями. Развитая память ребенка легко воспроизводит изученный ранее материал, преобразуя его в соответствии с решаемой задачей [4].

К коммуникативным предпосылкам обучения относятся: умение учитывать позицию собеседника; умение организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками; умение обосновывать свое мнение; умение оформлять устное высказывание в соответствии с правилами и нормами речи, используя различные части речи и грамматические конструкции.

Коммуникативная предпосылка умения учитывать позицию собеседника заключается в том, что ребенок умеет внимательно выслушать мнение другого, прислушивается к советам товарищей. Умение организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками подразумевает то, что ребенок принимает участие в обсуждении, прислушивается к советам взрослого, сверстников, умеет договариваться с товарищами в ситуации выбора, уважительно относится к мнению товарищей и взрослых. Умение обосновывать свое мнение характеризуется тем, что ребенок умеет высказывать собственное мнение, приводя несколько аргументов. Ребенок, который умеет оформлять устное высказывание в соответствии с правилами и нормами речи, обладает навыками составления рассказа по сюжетной картинке, используя разнообразные предложения, устанавливая причинно-следственные связи, умеет объединять события в единое целое [4].

Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении -длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности: самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; умение осуществлять контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, в процессе формирования предпосылок к предстоящему обучению следует не забывать о самоценности данного периода детства и о том, что для дошкольников самым органичным видом деятельности являются игры: сюжетно-ролевые, коммуникативные (общение и согласование действий со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательские (изучение объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними), конструирование из различных материалов (пластиковых наборов, бумаги, природного и иного материала), музыкальные игры (восприятие и осмысление музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), подвижные игры (овладение основными видами движений), изобразительные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация); а также прослушивание читаемых художественных и фольклорных произведений и их интерпретация [4].

Развитие у детей предпосылок к учебной деятельности целесообразнее осуществлять в процессе организации сочетающейся с игрой проектной деятельности. Дж. Дьюи описал такой способ построения системы обучения, при котором учащимся для выполнения какой-либо практической деятельности необходимо овладеть знаниями или актуализировать, синтезировать имеющиеся знания. При этом важно не просто сориентировать детей на определенную деятельность, но заинтересовать их, показав практическое применение знаний в жизни. В настоящее время проектное обучение получило широкое распространение во всем мире [4].

Для того чтобы участие дошкольников в проектной деятельности служило формированию у них предпосылок к учебной деятельности, необходимо соблюсти ряд условий. Специфика проектной деятельности дошкольников состоит в невозможности самостоятельного поиска нужной информации ввиду неразвитой письменной речи. Однако взрослые не должны брать на себя роль источника знаний, им следует помочь детям сориентироваться среди возможных источников информации и вместе с ними «открыть» знание.

Педагогу важно предусмотреть активность всех участников проектной группы независимо от их личностных способностей и особенностей и включать в посильную работу слабых, застенчивых детей, помогая им обрести веру в себя и почувствовать интерес к совместной деятельности.

При организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста нужно учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка и помочь подобрать ему соответствующее задание либо оказать требующуюся помощь, не предоставляя готового знания или решения проблемы. Основой достижения развивающих целей обучения служит активность обучающегося: в процессе познавательной, исследовательской деятельности знание не передается в готовом виде, а добывается самим ребенком [2].

Соблюдение представленных организационно-методических условий реализации проектной деятельности содействует полноценному развитию психических функций внимания, памяти, мышления и т. д.

В заключение еще раз подчеркнем, развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности в дальнейшей учебной деятельности и освоении предметных дисциплин на этапе начального общего образования.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 2006. 544 с.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Просвещение, 2005. 45 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 2005. 304 с.

4. Субботина С.В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности / С.В. Субботина // Дошкольное воспитание, 2014. № 4. C. 108-114.

5. УсоваА.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2011. 129 с.

6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2001. 417 с.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ Сотволдиев А.Ю.

Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович - доцент, кафедра допризывного военного образования, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье отражены пути реализации требований к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах при вузе Республики Узбекистан, а именно о подготовке офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях педагогических направленностей. Также даются рекомендации по подготовке офицеров запаса в ходе учебно-воспитательного процесса на военной кафедре и всей системы воспитания и профессиональной подготовки студентов в вузе. Статья полезна для преподавательского состава военных кафедр высших образовательных учреждений, а также для офицеров, занимающихся вневойсковой подготовкой. Ключевые слова: аккредитации учебных заведений, вневойсковая подготовка, высших образовательных учреждений педагогических направленностей, офицеров резерва и запаса, постоянной боевой готовности, контекст, углубление взаимодействия с оборонными ведомствами иностранных государств, партнерские отношения, передовой военной опыт.

Выбор собственного пути экономического и социального развития Республикой Узбекистан, вызвали необходимость реорганизации структуры и содержания подготовки кадров, обусловили принятие ряда мер: введение Закона «Об образовании» (1997 г.); внедрение новых учебных планов, программ, учебников, разработку современного дидактического обеспечения, осуществление аттестации и аккредитации учебных заведений; создание новых типов образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.