Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 353-356. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 353-356.
Научная статья
УДК 372.834:376-053.6
https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.56
Особенности формирования эколого-правового сознания девиантных подростков
Ольга Борисовна Федорова1,2
1Курганский государственный университет, Курган, Россия, [email protected] 2Центр профессиональной подготовки Главного управления МВД России по Челябинской области, Челябинск, Россия
Аннотация. В статье приведены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования экологического правового сознания девиантных подростков. Рассмотрены концепции отечественных и зарубежных ученых в аспекте экологического и правового сознания несовершеннолетних. Выявлены основные подходы к рассмотрению эколого-правосознания. Это связано с цифровизацией современного общества. Подростки в основном взаимодействуют с окружающими, используя интернет и гаджеты. Выявлено, что цифровизация и виртуализация общества детей и подростков приводят к изменению правильного отношения к природе, поэтому необходима коррекция девиантного поведения несовершеннолетних. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций девиантных подростков. В результате проведенной психологической диагностики у детей были выявлены доминирующие (чувство юмора, здоровье, отстаивание своего мнения, непримиримость к недостаткам других) и менее значимые ценности (терпимость, красота природы). Приведены примеры профилактической работы с данным контингентом.
Ключевые слова: девиация, дети, несовершеннолетние, подростки, правосознание, причины, профилактика риски, экологичность сознания, экология
Для цитирования: Федорова О.Б. Особенности формирования эколого-правового сознания девиантных подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 353-356. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.56.
Original article
Features of Forming Environmental Legal Awareness of Deviant Adolescents Olga B. Fedorova1,2
''Kurgan State University, Kurgan, Russia, [email protected]
Professional Training Center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russia
Abstract. The article presents the results of theoretical analysis and empirical research on environmental legal awareness of deviant adolescents. The concepts of domestic and foreign scientists in the aspect of environmental legal awareness of minors are considered; the main approaches to its consideration are revealed. This is due to the digitalization of modern society. Teenagers mostly interact with others using the Internet and gadgets. It is revealed that digitalization and virtualization of children and adolescents' society lead to a change in the correct attitude to nature, therefore correction of deviant behavior of minors is necessary. The results of an empirical study of the value orientations of deviant adolescents are presented. As a result of the psychological diagnostics conducted, the children's dominant (sense of humor, health, asserting one's opinion, irreconcilability to the flaws of others) and less significant (tolerance, beauty of nature) values were revealed. Examples of preventive work with this cohort are given.
Keywords: deviation, children, minors, adolescents, legal awareness, causes, risk prevention, environmental awareness, ecology
For citation: Fedorova, O.B. (2022) Features of Forming Environmental Legal Awareness of Deviant Adolescents. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 353-356. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.56 (In Russian).
В современное время постоянно происходит трансформация и модернизация различных видов девиантного поведения. Это связано с цифровизацией современного общества, которая оказывает выраженное влияние на подрастающее поколение. Для взаимодействия с окружающим миром дети все чаще используют интернет и гаджеты. Виртуализация сознания приводит к тому, что у подростков возникает неправильное отношение к реальности. Природа для них представляется чем-то техническим, неживым, и поэтому бережного отношения к ней у них не формируется.
© Федорова О.Б., 2022
РЕйАЗООГСв
Находясь, длительное время в интернете, человек перестает воспринимать реальную жизнь адекватно - такой, какая она в действительности. Он ее оценивает виртуально, а в цифровом мире можно многое исправить, изменить.
Цель настоящего исследования состоит в изучении концепций эколого-правового сознания и выявлении преобладающих ценностей у девиантных подростков.
Методологическими подходами работы выступили системно-деятельностный и личностно-ориентированный в экологическом образовании. Первый предусматривает развитие у подростков как у субъектов навыков экологически направленной деятельности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности формирования навыков и умений, которые способствуют решению экологических проблем. Второй - связан с опорой на систему экологических понятий, идей и способов действий. Для его реализации необходимо использовать методы и средства, способствующие развитию процессов самопознания и самореализации личности подростка.
Е.Г. Дозорцева отмечает, что «местом проживания» большинства несовершеннолетних становится интернет. Причиной этого является тот факт, что в Сети имеется различная информация, которая способствует расширению общения и контактов между людьми (Дозорцева, 2020).
Г.В. Солдатова выделяет актуальные риски цифровизации - контентные, коммуникативные, потребительские, технические, риски интернет-зависимости1.
Стоит отметить, что цифровая среда формирует у подростков интернет-зависимость, социальные девиации трансформируются и превращаются в цифровые, которые могут быть очень опасными. Распространенными являются кибербуллинг, флейминг, троллинг, хейтинг, кибер-сталкинг, а также диссинг (клевета), фрейпинг и другие. В Сети могут разместить информацию, в которой будет содержаться информация об угрозе физической расправой, предложение заработать много денег (быстрым способом), а на самом деле это распространение наркотиков и многие другие виды девиаций. С этим необходимо бороться.
Потребительское мышление человека, технократизация культуры, несогласованность в развитии ее отдельных частей - те причины, которые лежат в основе кризиса отношений в системе «общество - человек - природа», а все остальное - загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, нерациональное природопользование - лишь следствия» (Баторова, 2015: 137).
Т.П. Баторова, Б.Б. Цыбиков, Н.Ш. Малакшинова указывают на необходимость поддержания равновесия в системе «общество - природа». Так как «человек является и носителем разума, и частью природы, то он несет за нее ответственность» (Баторова, 2015: 134).
Развитие современного общества приводит к исчерпанию природных ресурсов и с ходом исторического развития человечества потребление природных ресурсов все время возрастает. Экологический кризис является определенным кризисом культуры, который начал проявляться в рамках техногенной цивилизации. Имеют место также кризис ценностей и кризис личности.
Б.Б. Тангиев считает, что при разработке программ профилактики девиантного поведения, связанных с развитием экологического правосознания необходимо учитывать такие вопросы, как: каким образом происходят экологические девиации, на какой фазе своего развития человек наиболее подвержен девиантному поведению, что в большей степени влияет на формирование психологии отклоняющегося поведения по отношению к окружающей среде, что и в какой степени формирует экологизированное и антиэкологичное сознание, каковы причины, условия, детерминанты отклоняющегося поведения, приводящие к совершению экологических преступлений, каким образом достичь ресоциализации индивидуума, обладающего явно выраженным эколого-девиантным поведением и т. д. (Тангиев, 2010).
Д.О. Буркин рассматривает эколого-правую культуру с позиций системно-деятельностного подхода. Он отмечает, что правовая культура основывается на понимании культуры личности в ее обобщенном виде. Мы согласны с его точкой зрения о том, что эколого-правовая позиция является субъективной составляющей воздействия людей на окружающую среду. Эколого-правовая культура включает внутреннее отношение к эколого-правовым нормам, знание своих экологических прав и обязанностей и готовность неуклонно отстаивать и исполнять их. Соответственно, она становится главным фактором результативности любых природоохранных мероприятий2.
Низкую эффективность норм экологического права отмечает Э.Ф. Шаретдинов (Шаретди-нов, 2015).
И.Ф. Габидуллин говорит о том, что специфика экологического правосознания включает возможность оказывать непосредственное воздействие на создание, применение, а также реализацию правовых норм. Оно также включает разнообразные правовые знания, идеи, связанные с экологией (Габидуллин, 2013: 1283-1284).
1 Мы в ответе за цифровой мир. Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете : учебно-методическое пособие / Г.У. Солдатова [и др.]. М., 2019. С. 11.
2 Буркин Д.О. Правовое образование в механизме формирования эколого-правовой культуры : автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. С. 7.
Л. Железны (Zelezny, Schultz, 2000) и П. Шультц (Schultz et al., 2004) рассматривают экологическое сознание с позиции психологии. Они отмечают роль психологических факторов, «которые могут быть связаны с предрасположенностью физических лиц участвовать в про-экологиче-ских моделях поведения (убеждения, ценности, отношения, знания)».
А.Ю. Мохов также отмечает, что необходимо надлежащее правовое регулирование вопросов экологии и отношения к ней человека. Но оно не может быть реализовано без учета правосознания и правовой грамотности человека (Мохов, 2017).
Ключевую роль в предупреждении агрессивного влияния человека на природу играет именно экологическое правосознание.
Экологическая безопасность в РФ обеспечивается и регламентируется разработанными и утвержденными Президентом России «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»1.
Формирование экологического правосознания должно осуществляться непрерывно. Создавать определенную систему ценностей, установки, а также обучать детей и подростков ставить цели и достигать их необходимо с дошкольного возраста.
В рамках настоящего исследования нами были изучены 50 подростков в возрасте 13-15 лет: 22 мальчика и 28 девочек. Для того чтобы выявить преобладающие у респондентов терминальные и инструментальные ценности, мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации».
Наиболее значимыми ценностями были признаны: здоровье (1,8), чувство юмора (2,5), отстаивание своего мнения (3,4), непримиримость к недостаткам других (3,5). Наименее - терпимость (16,8), красота природы (15,5), творчество (14,5).
Интересен тот факт, что у подростков наблюдается противоречие в проявлении терминальных и инструментальных ценностей. Это может быть свидетельством несформированности аксиологической сферы в этом возрасте, того, что чаще всего ценности для них определяются обстоятельствами.
Мы считаем, что если у подростка появляется много свободного времени и нет конкретного досуга, а ценности противоречивы, их начинают привлекать различные девиации. Бережное отношение к природе, обучение любоваться красотой природы, относится к природе как к живому поможет добиться от подростков адекватного поведения.
Семья оказывает огромное влияние на развитие личности несовершеннолетнего. Родители демонстрируют свое отношение к природе ребенку и таким образом развивают эколого-правовое представления детей.
Н.И Мешков и В.И. Харитонова отмечают, что «... влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Семья осуществляет социализацию личности, которая является основным проявлением физического, морального и трудового воспитания»2.
Ю.В. Молодцева отмечает, что обязательно должна проводиться работа с молодыми семьями. С ними можно проводить тренинги, деловые игры. Для несовершеннолетних - разработать и проводить лекции, направленные на просвещение детей и подростков в плане значимости эколого-правовой культуры. Они будут оказывать формирующее воздействие на их правосознание (Молодцева, 2010).
И.А. Черная считает, что необходимо проводить проблемно-целевой анализ причин девиа-нтного поведения подростков, который показывает необходимость систематизации имеющихся, а также разработки новых способов, методов, приёмов культурно-воспитательной работы. Исследователь отмечает, что «общение, беседы с подростками позволяют определить педагогическую технологию, обеспечивающую решение воспитательных, профилактических и коррекцион-ных задач: технологию нравственного научения; технологию приобщения личности к духовно-нравственным ценностям. Соответственно, каждая технология определяет наиболее рациональные пути, способы, методы и приёмы создания и реализации педагогических задач, ориентированных на цели социального воспитания и духовно-нравственного развития подростков»3.
Школа, колледжи, университеты могут дать глубокие экологические и правовые знания. Для этого несовершеннолетним необходимо участвовать в работе различных дискуссионных клубов, секций, в волонтёрских мероприятиях экологической тематики.
1 Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р (ред. от 10.08.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
2 Мешков Н.И., Харитонова И.В. Педагогика. Краткий курс лекций : учебное пособие. Саранск, 2010. С. 52.
3 Черная И.Ю. Реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиа-нтного поведения подростков : дис. ...канд. педагог. наук. СПб., 2013. 205 с.
PEDAGOGICS
Н.А. Шеяфетдинова отмечает, что обыденное эколого-правовое сознание - это непосредственное отражение возникающей правовой действительности. Оно проявляется в сознании человека в аспекте взаимодействия природы и личности» (Шеяфетдинова, 2003).
Подводя итоги сказанному, отметим, что эколого-правовое сознание у подростков с девиа-нтным поведением может быть сформировано в результате психодиагностической работы с использованием методик, которые будут способствовать выявлению уровня развития у детей экологического сознания и возникновению у несовершеннолетних правовых представлений. Для этого необходимо проводить лекции, беседы на различные экологические темы. Также эффективным будет проведение классных часов с применением современных психолого-педагогических технологий.
Список источников:
Баторова Т.П., Цыбиков Б.Б., Малакшинова Н.Ш. Некоторые вопросы взаимосвязи экологии и права // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 14-1. С. 133-137.
Габидуллин И.Ф. Экологическое правосознание и образование как одна из основ гражданского общества // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18, № 4. С. 1283-1286.
Дозорцева Е.Г. Риски цифровой среды: Интернет и девиантное поведение учащихся подросткового возраста // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании. М., 2020. С. 263-267.
Молодцева Ю.В. О влиянии взаимодействия школы и семьи на становление ценностного отношения современного подростка к учению // Молодой ученый. 2010. № 5-2. С. 177-180.
Мохов А.Ю. Экологическое правосознание: вопросы теории // Молодой ученый. 2017. № 41 (175). С. 122-124.
Тангиев Б.Б. Экологическая девиантология: эколого-криминогенные девиации // Гражданин и право. 2010. № 8. С. 51-58.
Шаретдинов Э.Ф. Правовое образование в механизме формирования экологической культуры // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 3 (41). С. 44-48.
Шеяфетдинова Н.А. Специфика эколого-правового сознания как фактора, способствующего решению экологической проблемы // Общество и право. 2003. № 1. С. 152-157.
Schultz P.W., Shriver C., Tabanico J. J., Khazian A. M. Implicit Connections with Nature // Journal of Environmental Psychology. 2004. Vol. 24, iss. 1. P. 31-42. https://doi.org/10.1016/s0272-4944(03)00022-7.
Zelezny L.C., Schultz P.W. Promoting Environmentalism // Journal of Social Issues. 2000. Vol. 56, iss. 3. P. 365-578. https://doi.org/10.1111/0022-4537.00172.
References:
Batorova, T. P., Tsybikov, B. B. & Malakshinova, N. Sh. (2015) Some Issues of the Interaction between Ecology and Law. Bulletin of the Buryat State University. (14-1), 133-137. (In Russian).
Dozortseva, E. G. (2020) Riski tsifrovoi sredy: Internet i deviantnoe povedenie uchashchikhsya podrostkovogo vozrasta [Risks of the Digital Environment: Internet and Deviant Behavior of Teenage Students]. In: Digital Humanities and Technology in Education. Moscow, рр. 263-267. (In Russian).
Gabidullin, I. F. (2013) Ecological Awareness and Education as One of the Foundations of Civil Society. Vestnik Bash-kirskogo universiteta. 18 (4), 1283-1286. (In Russian).
Mokhov, A. Yu. (2017) Ekologicheskoe pravosoznanie: voprosy teorii [Environmental Legal Awareness: Theoretical Issues]. Molodoi uchenyi. (41 (175)), 122-124. (In Russian).
Molodtseva, Yu. V. (2010) O vliyanii vzaimodeistviya shkoly i sem'i na stanovlenie tsennostnogo otnosheniya sovremennogo podrostka k ucheniyu [On the Influence of School and Family Interaction on the Formation of a Modern Teenager Value Attitude to Learning]. Molodoi uchenyi. (5-2), 177-180. (In Russian).
Schultz, P. W., Shriver, C., Tabanico, J. J. & Khazian, A. M. (2004) Implicit Connections with Nature. Journal of Environmental Psychology. 24 (1), 31-42. Available from: doi:10.1016/s0272-4944(03)00022-7.
Sharetdinov, E. F. (2015) Legal Education in the Mechanism of Environmental Culture Formation. The Rule-of-Law State: Theory and Practice. (3 (41)), 44-48. (In Russian).
Sheyafetdinova, N. A. (2003) Spetsifika ekologo-pravovogo soznaniya kak faktora, sposobstvuyushchego resheniyu ekologicheskoi problemy [Specificity of Environmental Legal Awareness as a Factor Contributing to the Solution of the Environmental Problem]. Obshchestvo ipravo. (1), 152-157. (In Russian).
Tangiev, B. B. (2010) Ekologicheskaya deviantologiya: ekologo-kriminogennye deviatsii [Ecological Devianthology: Ecological and Criminogenic Deviations]. Grazhdanin ipravo. (8), 51-58. (In Russian).
Zelezny, L. C. & Schultz, P. W. (2000) Promoting Environmentalism. Journal of Social Issues. 56 (3), 365-578. Available from : doi:10.1111 /0022-4537.00172.
Информация об авторе
О.Б. Федорова - аспирант Курганского государственного университета, Курган, Россия; преподаватель ЦПП ГУ МВД России по Челябинской области, Челябинск, Россия.
Information about the author
O.B. Fedorova - Postgraduate Student, Kurgan State University, Kurgan, Russia; Lecturer, TSPP of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.