13. Овсейчук В.А., Щукин С И., Хоментовский Б.Н. Состояние минерально-сырьевой базы АООТ «Ш1ГХО» и перспективы се развития // Ресурсы Забайкалья. - 2001 -№ I. - Чита: Изл-воЗабНИИ, 200). -С 19-23.
14. Читинская область в цифрах. Статистический ежегодник - Чита, 2000. - 384 с.
15. Всероссийская перепись населения 2002 гада и новые тенденции демографически о развития Читинской области. Ч. I Байкальский форум: Материалы междупар. конф. - Чита: Облхомстаг, 2003. - 62 с.
)6. Водораикая М.В, Лажснцев В н., Недешев A.A. Тсрршориальная структура промышленности Читинской области // Геофафия и хозяйство. Вы». 2. - Чита: Зап. Заб.фил ГО СССР, 1972-С. 13-16.
17. Грибова С.Н. Внешнеэкономическая деятельность // Энциклопедия Забайкалья: У 2 т. Т. 1.: Общий очерк / Под ред. Р Ф. Гениатулина. - Новосибирск: Наука, 2000. - С. 111-115.
18. Томских A.A. Производственный потенциал и геополитическое положение Читинской области. // Забайкалье в геополитике России: Материалы междупар. конф. -Улан- Уда: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. -С. 67-69.
Особенности формирования экологических затрат
на байкальской природной территории Т.Б. Бардаханова канд. экон. наук АС Михеееа канд. геогр. наук БИЛ СО РАН, г. Улан-Удэ
В статье рассматривается специфика особого режима природопользования на Байкальской природной территории, а также роль экологического фактора в экономике региона и формировании производственных затрат.
The paper discusses the specificity of a special mode of wildlife management in the Baikal natural territory, and also a role of the ecologicalfactor in economy of region andformation of industrial expenses.
Байкальская природная территория (БПТ) представляет собой значительную по масштабам природно-социо-экономическую систем), обладающую сложной структурой и выполняющую различные функции в развитии страны, главной из которых является сохранение оз. Байкал. Уникальная экологическая система озера Байкал является национальным достоянием России и объектом Всемирного природного наследия. БПТ обладает существенным производственным потенциалом и большими природными ресурсами.
Организация особого режима природопользования на БГГГ - регионально вводимого регламентирования форм и интенсивности эксплуатации природных ресурсов в большей степени, чем это делается в других местах, - обусловлена необходимостью ослабления антропогенной иагрузки на уникальные природные комплексы региона Установление такого режима в регионе осуществлялось с использованием преимуще-гвенно административных инструментов управления охраной окружающей среды. Эго был единственно доступный метод управления в условиях плановой социалистической экономики в те годы, когда принимались решения о необходимости охраны оз. Байкал.
Рис. 1. Схема анализа особенностей экологической регламентации в различных сферах природопользования
Результаты анализа особенностей экологической регламентации в различных сферах природопользования, схема которого представлена на рис. 1, свидетельствуют, что особенно большое внимание в первых документах, регулирующих природопользование в Байкальском регионе, уделялось охране и рациональному использованию водных и лесных ресурсов. Значительное воздействие также испытали и такие отрасли хозяйства, как сельское, рыбное и охотничье. Экологические регламенты ограничивают масштабы и характер использования при-
родных ресурсов, предъявляют высокие требования к применяемым производственным и очистным технолог иям, к разработке и осуществлению соответствующих мероприятий, для реализации которых требуются дополнительные материальные и финансовые ресурсы.
2. Выделение центральной экологической зоны с наиболее жесткими ограничениями использования лесных, земельных ресурсов, закреплением требований к организации в этой зоне туризма и отдыха и прямыми запретами эколого-опасных видов хозяйственной деятельности позволяет реализовать приоритет средообразующих и средоохранных функций природных систем этой зоны.
3. Специальными региональными экологическими нормативами, а также определением особенностей охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов растений устанавливаются ограничения общего предельно допустимого воздействия хозяйственного комплекса на природную среду и отдельные ее компоненты.
4. Начиная с первых постановлений по Байкалу последовательно выделяются различные типы и увеличиваются размеры природоохранного комплекса (все особо охраняемые территории включены в центральную зону, выделены прибрежная защитная полоса, особо ценные лесные массивы, защитные лесные участки, расширена площадь лесов I группы и пр.).
Функционирование экономики региона в условиях особого режима природопользования обусловливает целый ряд негативных последствий для населения, хозяйствующих субъектов и бюджетной системы Республики Бурятия:
1. Повышенный относительно общероссийских показателей уровень текущих издержек предприятий вследствие жестких требований к очистке сточных вод, содержания на балансах предприятий значительной массы основных производственных фондов природоохранного характера, более высоких нормативов платы за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды, роста ресурсоемкое™ (материалоемкости, фондоемкости и пр.) производства.
2. Увеличение транспортных издержек предприятий, обусловленных изменением традиционных схем перевозки продукции на БПТ, ограничением использования более дешевых видов транспортировки древесины от добывающих предприятий к перерабатывающим.
3. Увеличение нагрузки на экономику по линии капитальных затрат, в том числе на дополнительные природоохранные мероприятия, внедрение эколого-безопасных технологий и техники, перепрофилирование градообразующих предприятий, закрытие, консервация и перемещение действующих производств.
4. Прямые потери в выпуске продукции и упущенные выгоды из-за жестких ограничений хозяйственной деятельности, выноса производств из прибрежной и водоохранной зоны оз. Байкал (в сельскохозяйственном производстве, лесозаготовке, охотничьем хозяйстве, в социальной и рекреационной сфере и др.).
В самом общем виде величина экологических издержек в конкретном регионе зависит от двух основных факторов:
а) воздействия со стороны производства, масштабы которого зависят от того, какова отраслевая и территориальная структура производства, какие природные ресурсы, сырье, топливо и материалы используются в процессах производства и потребления, какие технологии производства и очистки отаодов применяются на предприятиях и различных отраслях;
б) особенностей окружающей природной среды, из которой изымаются ресурсы и в которую поступают получаемые в производстве отходы. Главной из этих особенностей является экологическая емкость, т.е. способность природной среды нейтрализовать это негативное воздействие. Кроме того, значение имеет высокая экологическая значимость региона, уникальность природных экосистем, высокое биологическое разнообразие, имеющее глобальное значение.
Хозяйственное освоение Байкальской природной территории происходило на основе существовавших ранее геополитических, военно-стратегических интересов СССР, оно предполагало вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов с точки зрения экономической эффективности их использования без учета социальных и экологических последствий этого использования.
Также это вытекало из целей наращивания объемных показателей общественного производства на основе роста использования производственных ресурсов (месторождений полезных ископаемых, земель, местного населения, капитальных вложений и т.д.). При этом уровень расчетных цен на продукцию, производимую местными предприятиями, не отражал реальную структуру региональных затрат на воспроизводство окружающей среды, транспортные издержки и т.д. В то же время в условиях планово-
административной экономики существовал специфический механизм возмещения дополнительных затрат: централизованное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству природной сферы, дотации на развитие экономики и социальной сферы.
1
I
«П*-1Яагг. 1Ч11Я1 ГГ. 1Н» гт, 1Ш-1М Г».
Рис. 2. Инвестиции в охрану природы в РБ
1990 1991 1992 199) 1994 1995 1997 2000
ОССИЛ -*-ЬуркГИ!
Рис. 3. Удельный вес основных производственных фондов природоохранного назначения в общей стоимости основных производственных фондов
О роли экологического фактора в экономике региона или предприятия можно судить по таким экономическим показателям, как капитальные вложения в охрану природы или величина природоохранных фондов, на создание которых идут эти капитальные вложения. В настоящее время объем инвестиций на охрану природы (в сопоставимых ценах) уменьшился почти в 10 раз (рис. 2). На рис. 3 представлена динамика удельного веса природоохранных фондов в общей стоимости промышленно-производственных фондов. Видно, что в начале 90-х годов этот показатель в Бурятии превышал соответствующий российский показатель в 2-3 раза.
Что касается друг их статей экологических затрат, более жесткие требования к охране растительного и животного мира в бассейне оз. Байкал, высокая средозащитная функция лесов региона, наличие различных типов охраняемых природных территорий в регионе обусловили более высокий, чем в России, уровень расходов на эти цели. В 1990 г. эти затраты составляли 20,7% против 10,7% российских затрат, в 2000 г. эти затраты составили 15,6% и почги так же, как в 1997 г., уже в 3 раза превысили соответствующие российские показатели.
Экологические ограничения, воздействуя на те или иные стадии производственного процесса, способствуют изменению различных составных частей производственных затрат в зависимости от содержания ограничения и специфики природно-производственных и организационно-технологических условий производства.
Суть методического подхода к определению дополнительных затрат, предложенного сотрудниками БИП СО РАН, заключается в идентификации изменений условий производства, которые вероятнее всего произойдут в результате действия экологических ограничений, и выявлении количественных зависимостей между ними и затратами на производство продукции. Последовательность этапов анализа влияния экологических ограничений на условия производства и формирование затрат представлена на рис. 4.
Основные посылки и требования к количественной оценке повышенного уровня экологических затрат:
1. Обеспечение максимальной как методической, так и «контрольной» прозрачности дополнительных затрат. Это предполагает максимальное использование принципа прямого учета очевидных затрат с отказом от приблизительных (экспертных) методов оценки удорожающих расходов.
2. Последствия введения экологических ограничений невозможно обоснованно количественно измерить, если не имеется базы для сравнения показателей. Ею может служить ситуация "отсутствия экологического ограничения в базовом году " и "установления ограничивающего воздействия в расчетном году". Важно, чтобы рассматривались только дополнительные затраты в результате установления ограничений.
В основе методического подхода к определению экономической оценки неиспользования или недоиспользования природных ресурсов (прямых потерь) лежит метод прямого счета. Исчисление потерь, вызванных изъятием из хозяйственного оборота природных ресурсов, базируется на следующем положении. Доход представляет собой расчетную величину не только экономического эффекта, но и является показателем прямых потерь, которые несет экономика региона вследствие выбытия того или иного участка из производственной эксплуатации. Оценка упущенной выгоды основана на оценке размеров снижения налоговых поступлений в бюджеты разных уровней в результате недополучения того или иного вида продукции.
На основе разработанных методических подходов определены параметры дополнительных текущих затрат, потерь и упущенных выгод, которые несет экономика Республики Бурятия в связи с необходимостью проведения широкого круга природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия на природную среду и сохранению экосистемы оз. Байкал. Все расчеты выполнены по кругу наиболее значимых предприятий-потребителей природных ресурсов и по основным предприятиям-загрязнителям природной среды.
В отраслевом разрезе в структуре дополнительных затрат и убытков наибольший удельный вес составляют экологически обусловленные расходы сельского хозяйства (рис. 5). Четверть всех дополнительных текущих затрат дает прирост себестоимости производства промышленной продукции. Затраты и потери в лесном комплексе составляют около 12-13 % всех повышенных затрат. Количественная оценка прироста себестоимости продукции, прямых потерь продукции и упущенных выгод позволяет уточнить величину и структуру экологических затрат в регионе с особым режимом природопользования.
1 этап
1 ЭТАП
Установление сути экологического ограничения
Запрет или ограничения использования природных ресурсов или отдельных участков территории (сокращение природного базиса производств)
Запрет на химическое, биологическое и физическое изменение состоянии01. Байкал
или его части (уменьшение воздействия про изведет на на ОПС)
3 Э1яп
4 пап
Лесо- Сель- Рыб- Охот- Добы- Рек-
заго- схае ное ничье ча реа-
товки хоз-во *0}-н0 ХОЗ-ВО МСР ция
Про- Сель- Рек
мышленное-™ ЖКХ ское рея-
ЖИВО имя
Выявление видя воздействия на условия производства
Сокращение ресурсно-сырьевой базы
Ухудшение нечестна кспинь^уемьгх природных ресурсов
Изменение технологической базы производства
Ликвидация опасных производств
Изменение технологий очистки и технологических процессов произволстеа
Ухудшение ресурсной базы
Идентификация эклнпмических последствий введения экологических _ограничений_
Снижение пролу ктивносги и урожайности
Снижены? объемов заготовок, улова
Приобретение новых орудий улова, охоты,
эколого-бсзолвсиой ТЕХНИКИ ЛССОЛВГОТОВОК,
новых схем транспортировки леев
1
Потеря мощностей
Снижение объемов производств
Внедрение передовых очистных и эколог о -безопасных технологий производства
Определение дополнительны! и грат м упущенных выюл
Затраты нв восполненне ресурсной базы
Увеличение затрат труда и материалов
Затраты на внедрение тко лого-без-опасиыч технологий и ттхн нкк
Првыие
потери
продукции
Рис. 4. Этапы анализа алияния экологических ограничений на условия производства и формирование затрат
Пчж* и м жтора жоиоммми
I " ........... г :=-.. II
1" (м МП 1 а I!1 1 ыЫ §1 1: Ш
о ЛИ! 1Я1 . Л1. 11. !_ ИМ «М 1Ш '.Щ, 1 а»- « МО) ¡Ост.
Рис. 5. Увеличение текущих издержек производства (млн р., в ценах соответствующих лет)
На рис. 6 показана динамика удельного веса дополнительных экологических затрат в общей сумме экологических затрат на предприятиях промышленности и энергетики республики за период 1996-2001 гг. Величина экологических затрат определена по первичным данным предприятий, объем дополнительных затрат - по результатам проведенных расчетов.
На протяжении всего периода дополнительные затраты на охрану природной среды составляют около половины всех экологических затрат на предприятиях промышленности и энергетики. Для предприятий, которые вынуждены расходовать столь значительные средства на охрану природной среды, эти затраты являются дополнительным бременем, не дающим прироста продукции и таким образом отвлекающим финансовые и материальные ресурсы из сферы производства, что ведет к ухудшению эффективности работы предприятий.
Что касается экологически обусловленной части производственных затрат в других отраслях, то, по результатам проведенных расчетов, в лесозаготовительной отрасли она составляет 12,65% всех затрат за счет сокращения площади лесосек, 38,6% - за счет увеличения объемов рубок промежуточного пользования в прибрежной защитной полосе. В сельском хозяйстве разброс дополнительных затрат значительно шире - от 7,1 до 75,8% в зависимости от видов сельскохозяйственных культур и технологий обработки
земель в целях компенсации недостатка минеральных удобрений. Определение количественного параметра прироста затрат позволяет обосновывать размеры финансовой поддержки или размеров налоговых льгот для предприятия, соблюдающего требования природоохранного законодательства.
Рис. 6. Доля дополнительных затрат в экологических затратах в отраслях промышленности и энергетике за 1996-2001 гг.
Рост затратности экономики республики приводит к сокращению финансового потенциала предприятий, тормозит процессы модернизации технической базы и возможности производства конкурентоспособной продукции. В свою очередь, сокращение финансовых ресурсов для развития реального сектора снижает потенциал устойчивого роста региона и повышения уровня жизни населения и лишает экономику Бурятии перспектив преодоления дотацнонно-сти.
Важнейшей проблемой мобилизации инвестиционных ресурсов не только в сфере природопользования и экологии, но и в целом на социально-экономическое развитие Республики Бурятия является компенсация государством дополнительных издержек производителей, обусловленных повышенным экологическим статусом региона. Действующая на протяжении ряда лет «Методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации» ориентирована на предоставление дотационным субъектам федерации только минимально гарантированной
системы социальных стандартов и не учитывает экологические факторы.
Механизм возмещения дополнительных издержек в связи с экологической регламентацией хозяйственной деятельности на БПТ мог бы быть построен на основе целевой консолидации финансовых ресурсов бюджетной системы Российской Федерации. Компенсация дополнительных расходов может осуществляться в различных формах: увеличение размеров предоставляемых трансфертов; прямое возмещение затрат, в том числе за счет оставления в распоряжении регионов собираемых эколого-ресурсных налогов, предоставление налоговых и иных финансовых льгот и др.
Необходимо также предпринять действия по привлечению финансовых ресурсов зарубежных источников по схеме оплаты «глобальных экологических услуг», в качестве которых рассматриваются действия российской стороны по сохранению уникальной экосистемы оз. Байкал. Перспективным остается использование фондового механизма для аккумулирования и управления средствами отечественных и зарубежных инвесторов, направляемых на цели охраны оз. Байкал, охраны и использования природных ресурсов БПТ. При этом создание единого фонда не должно исключать возможности организации других территориальных и отраслевых фондов. Важным инструментом накопления и последующего использования финансовых средств для целей охраны оз. Байкал может стать создаваемый механизм экологического страхования, а также страхования ответственности собственников потенциально опасных объектов.
В ходе проводимой реформы предприятий целесообразно предусмотреть развитие системы экологического менеджмента, что позволит создать необходимые предпосылки для обоснованного декларирования предприятиями соответствия требованиям международных стандартов ISO серии 9000 и ISO серии 14000 производимой продукции и применяемых технологий и систем экологического менеджмента, а также последующей их сертификации на соответствие указанным стандартам. Это повысит привлекательность и конкурентоспособность выпускаемой ими продукции. По-видимому, для реализации всех изложенных выше направлений формирования механизма сокращения или компенсации экологических издержек необходимы новые инициативы, особенно на законодательном уровне.
Необходима целенаправленная работа по корректировке действующей нормативной правовой базы и подготовке новых нормативных актов по имеющимся уже предложениям, в частности, внесение дополнений в ФЗ «Об охране оз. Байкал» по следующим вопросам:
- повышение роли байкальских субъектов Российской Федерации в решении вопросов ре1улирования охраны озера Байкал;
- компенсация ограничений природопользования, хозяйственной и иной деятельности и наносимого ущерба вследствие зарегулирования речного стока водохранилищами Ангарского каскада ГЭС;
- учет, взимание и распределение рентного эффекта при использовании водных ресурсов для выработки электроэнергии на Ангарском каскаде ГЭС;
- основные принципы перепрофилирования, приостановления деятельности и ликвидации экологически опасных хозяйственных объектов;
- правовое обеспечение компенсации дополнительных экологических издержек производителей и дополнительных экологических расходов региональных бюджетов на БПТ и утверждение отдельным нормативным актом Правительства Российской Федерации механизма ее реализации.
Правительством Республики Бурятия подготовлен ряд подходов и предложений по возмещению дополнительных издержек и финансированию природоохранных мероприятий на основе возмещения из федерального бюджета потерь экономике республики, обусловленных необходимостью соблюдения федерального законодательства по охране оз, Байкал. В частности, предлагается выделение республике на 2004 г. и последующие годы дополнительной субвенции на возмещение дополнительных издержек в разделе «Финансовая помощь другим бюджетам и бюджетной системы». Предложено увеличить объемы финансирования на реализацию мероприятий в Республике Бурятия в рамках действующих Федеральных целевых программ («Экология и природные ресурсы России на 2002-2020 гг.», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 п\ и до 2010 г.»). Одним из возможных путей является создание целевого бюджетного Фонда по охране озера Байкал или внесение дополнительной статьи в Федеральный Закон «О федеральном бюджете».
Обеспечение стабильного социально-экономического развития Республики Бурятия при наличии жестких экологических ограничений, повышение качества жизни проживающего здесь населения в условиях рыночной экономики требуют разработки обоснованной системы представлений о путях развития республики в долгосрочной перспективе.
Здоровье населения как критерий устойчивого развития
Н.Г. Гомбоева
канд. биол. наук, доцент ЗГПУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита
Статья посвящена проблеме здоровья населения как индикатора экологического состояния среды и качества жизни.
The paper is devoted to a problem of health of the population as indicator of an ecological status of environment and quality of a life.
Вторая половина XX в. характеризовалась обострением экологических проблем, которые из региональных переросли в глобальные. Главной причиной появления глобальных экологических проблем является быстрый рост численности населения, потребления, выбросов в окружающую среду отходов производства. Ведущая роль в этом процессе принадлежит научно-техническому прогрессу.
Следствием загрязнения окружающей среды является ухудшение состояния здоровья населения. Возрастающие показатели ухудшения здоровья человеческих популяций свидетельствуют о нарушении равновесия внутри компонентов и между компонентами природных и природно-антропогенных систем.
Здоровье человека зависит от многих факторов: биологических свойств организма (конституция, адаптивное поведение, наследственность, экологический портрет человека), природно-климатических (ландшафт, климат, флора и фауна), социальных (структура населения, условия жизни, здравоохранение, культура, мораль, промышленность, сельское хозяйство) [1]. Болезнь возникает в пределах конкретной экологической системы, поэтому для выяснения причин ее возникновения необходимо учитывать особенности среды обитания. Здоровье человека, как и биосферы,