Научная статья на тему 'Особенности формирования доходной части местных бюджетов в РФ'

Особенности формирования доходной части местных бюджетов в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
502
64
Поделиться
Ключевые слова
ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / INCOME OF LOCAL BUDGETS / TAX INCOME / NON-TAX INCOME / INTERBUDGET TRANSFERS / OWN INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Додонова Наталья Евгеньевна

В данной статье рассматриваются тенденции формирования доходов местных бюджетов в РФ. Проведен сравнительный анализ и составлен рейтинг регионов РФ по удельному весу налоговых доходов в местных бюджетах. Отражены перспективы роста налоговых доходов местных бюджетов

FEATURES OF FORMING OF REVENUES OF LOCAL BUDGETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article tendencies of forming of the income of local budgets in the Russian Federation are considered. The comparative analysis is carried out and the rating of regions of the Russian Federation on specific weight of the tax income in local budgets is made. The prospects of growth of the tax income of local budgets are reflected.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования доходной части местных бюджетов в РФ»

УДК 336.22

Додонова Наталья Евгеньевна, магистр ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»

e-mail: natali.dodonova@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ

БЮДЖЕТОВ В РФ

Аннотация: В данной статье рассматриваются тенденции формирования доходов местных бюджетов в РФ. Проведен сравнительный анализ и составлен рейтинг регионов РФ по удельному весу налоговых доходов в местных бюджетах. Отражены перспективы роста налоговых доходов местных бюджетов.

Ключевые слова: доходы местных бюджетов, налоговые доходы, неналоговые доходы, межбюджетные трансферты, собственные доходы.

Dodonova Natalya Evgenyevna, master FGBOOU WAUGH "Southwest state university" гр. EK (NL) - 43-mz

e-mail: natali.dodonova@mail.ru

FEATURES OF FORMING OF REVENUES OF LOCAL BUDGETS IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Annotation: In this article tendencies of forming of the income of local budgets in the Russian Federation are considered. The comparative analysis is carried out and the rating of regions of the Russian Federation on specific weight of the tax income in local budgets is made. The prospects of growth of the tax income of local budgets are reflected.

Keywords: income of local budgets, tax income, non-tax income, interbudget transfers, own income.

В бюджетной системе Российской Федерации с начала 90-х гг. XX в. закрепился принцип формирование основной части бюджетных доходов путем закрепления за нижестоящими бюджетами долей доходных источников и перечислений из вышестоящих бюджетов межбюджетных трансфертов. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных налогов и сборов, и региональных налогов.

В таблице 1 отражены изменения нормативов отчислений по федеральным и региональным налогам в местные бюджеты Российской Федерации за 2000 - 2016 гг.

Таблица 1 - Изменение нормативов отчислений по федеральным и региональным налогам в местные бюджеты Российской Федерации за 2000 -2014 гг., %. [1]

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Наименование 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006- 2012-

налога 2011 2016

Налог на 3,9 1,6 0,4 0,4 0,5 0,5 0 0

прибыль организаций

Налог на доходы 79,2 67,0 60,0 55,0 42,9 25,9 30 20

физических лиц

Налог 1,1 0 0 0 0 0 0 0

на добавленную

стоимость

Акцизы 15,7 15,5 15,5 2,4 4,9 4,7 0 0

на спирт, водку

Акцизы 10,1 12,2 22,8 10,2 10,4 10,8 0 0

на прочую

продукцию

Динамика закрепления налогов за местными бюджетами, представленная в таблице 1, демонстрирует, как в результате проведенных реформ наиболее значимые налоги, такие как НДС, налог на прибыль организаций, акцизы и другие, централизованы на федеральном уровне. Местные бюджеты имеют право лишь на долю налога на доходы физических лиц, да и та сократилась с 79,2 - в 2000 г. до 20% - с 2012 г.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

- доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;

- части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В таблице 2 представлена структура и динамика доходов местных бюджетов в РФ за 2012-2014 гг.

Таблица 2 - Доходы местных бюджетов в РФ

Показатели 2012 г., млрд. руб. 2013 г., млрд. руб. 2014 г., млрд. руб. 2014 г. к 2012 г., %

1 Доходы местных бюджетов, всего, в т.ч.: 3138,4 3386,7 3508,7 111,8

1.2 Собственные доходы местных бюджетов 2244,8 2443,0 2305,2 102,7

Источник: Составлено по данным статистической отчетности ФНС России

Согласно данным таблицы 2 собственные доходы местных бюджетов за весь период исследования отражают рост на 2,7 %, но в 2014 г. происходит снижение собственных доходов на 137,8 млрд. руб. по сравнению с 2013 г., что

связано с сокращением налоговых доходов и увеличением объемов межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней. В 2014 г. рост собственных доходов в местных бюджетах по сравнению с 2013 г. произошел в 17 субъектах, а в 66 субъектах Российской Федерации отмечено снижение.

В таблице 3 отражены субъекты Российской Федерации, имеющие самые высокие темпы роста собственных доходов в местных бюджетах, превышающие 20-25 %.

Таблица 3 - Субъекты РФ, имеющие самые высокие темпы роста собственных доходов за 2012-2014 гг.

Наименование субъекта РФ Собственные доходы (исполнение), млн.руб. Темп роста, %

2012 год 2013 год 2013/2012

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Сахалинская область 31 081,1 43 244,4 39,1

Республика Саха (Якутия) 40 923,6 55 804,5 36,4

Амурская область 25 038,8 33 220,6 32,7

Тульская область 19 475,6 24 595,5 26,3

Смоленская область 11 807,9 14 797,1 25,3

Астраханская область 10 984,0 13 762,9 25,3

2013год 2014 год 2014/2013

Сахалинская область 43 244,44 73 833,55 70,7

г. Москва 7 157,59 9 915,66 38,5

Республика Ингушетия 2 449,27 3 071,86 25,4

Еврейская автономная область 3 478,43 4 215,61 21,2

Республика Алтай 5 177,29 6 251,94 20,8

Источник: Составлено по данным официального сайта Министерства финансов России

Проведенный анализ в таблице 3 показал, что все три года высокие темпы роста собственных доходов сохраняются в Сахалинской области - 39 %-70 %.

В общем объеме поступивших в 2014 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 55,1 % (1 270,7 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) - 44,9 % (1 034,5 млрд. рублей). В 43 субъектах Российской Федерации удельный вес налоговых доходов в общем объеме собственных доходов превысил вышеуказанное среднее значение, в 40 субъектах Российской Федерации был ниже среднего уровня по Российской Федерации.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В таблице 4 отражены субъекты Российской Федерации, имеющие максимальные и минимальные значения налоговых доходов местных бюджетов.

Таблица 4 - Рейтинг регионов РФ за 2014 г. по удельному весу налоговых доходов в местных бюджетах

Субъекты РФ с наибольшим удельным Субъекты РФ с наименьшим

весом налоговых доходов местных бюджетов в собственных доходах % удельным весом налоговых доходов местных бюджетов в собственных доходах %

г. Санкт-Петербург 75,2 Сахалинская область 15,0

г. Москва 68,2 Ненецкий автономный округ 16,7

Калужская область 60,7 Чукотский автономный округ 18,8

Московская область 59,6 Тюменская область 20,1

Приморский край 59,4 Республика Тыва 22,5

Липецкая область 57,2 Еврейская автономная область 24,9

Краснодарский край 56,1 Амурская область 25,4

Белгородская область 56,0 Республика Саха (Якутия) 25,5

Рязанская область 54,8 Ямало-Ненецкий автономный округ 25,9

Сахалинская область 15,0

Источник: Составлено по данным официального сайта Министерства финансов России

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Сравнение данных таблиц 3 и 4 показывает, что лидер по темпам роста собственных доходов местных бюджетов Сахалинская область в доходах местных бюджетов имеет низкий удельный вес налоговых доходов - лишь 15 %.

Наибольший удельный вес налоговых доходов в доходах местных бюджетов отмечается в г. Санкт- Петербург - 75,2 % и в г. Москва - 68,2 %.

Наряду с налоговыми доходами значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В общем объеме доходов местных бюджетов в 2014 г. доля межбюджетных трансфертов составляет 63,8 % , в 2013 г.- 61,1 %, а в 2012 г. - 61,8 % [2, с.177].

Проведенный нами анализ формирования доходной части местных бюджетов в РФ выявил следующие особенности:

- доходы от местных налогов не являются существенным источником муниципальных бюджетов, так как система местного налогообложения характеризуется узкой налогооблагаемой базой;

- существенная доля поступлений местных бюджетов представлена безвозмездными перечислениями.

Построение эффективной системы межбюджетных отношений является важнейшей задачей органов государственной власти Российской Федерации. Межбюджетные отношения в Российской Федерации за время своего становления и развития претерпели качественные изменения как по порядку нормативно- правого регулирования, так и по применяемым инструментам достижения сбалансированности интересов различных уровней власти [3, с.140].

Местные органы власти должны обладать собственными источниками доходов, достаточными для финансового обеспечения реализации возложенных

функций и задач, а действующая система формирования доходной базы местных бюджетов в РФ далека от совершенства.

Необходимо дифференцировать нормативы отчислений от регулирующих налогов по муниципальным образованиям, но при этом должны применяться единые критерии дифференциации, что позволит не только снизить потребность в трансфертах, но и регулировать инвестиционную деятельность. [4, с.78]

Список литературы:

1. Налоги и налоговая система: учебное наглядное пособие / Л.В. Севрюкова, Т. Ю. Ткачева, С.Н. Белоусова; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2015. - 156 с. - Библиогр.: с.126-127.

2. Белоусова С.Н., Проблемы разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетов//В сборнике: Приоритеты системной модернизации России и ее регионов II Международной научно-практической конференции. 2014. - С.175-179.

3. Ткачева Т.Ю., Методология формирования эффективной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. - № 2-1 (41).-С. 139-147

4. Белоусова С.Н., Перспективные направления регулирования налоговых источников доходной части местных бюджетов// Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. - №3 - С.74-79

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.