УДК 376.42 Макарченко А.В., СухонинаН.С.
Макарченко А.В.
студентка кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова
(г. Симферополь, Россия)
Научный руководитель: Сухонина Н.С.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова
(г. Симферополь, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР
Аннотация: одним из немаловажных моментов в практике дефектолога является коррекция адаптационных механизмов у первоклассников с ЗПР. В связи с особенностями развития их личности адаптационные механизмы имеют свои особенности. Коррекция данных процессов будет способствовать более легкой их интеграции в школьную жизнь. В данной статье речь пойдет о особенностях формирования адаптационных процессов у первоклассников с ЗПР.
Ключевые слова: адаптация, первоклассники, ЗПР, обучение, развитие, воспитание, личность.
В процессе развития личности ребенка с ЗПР немаловажным аспектом является его школьная адаптация. Процесс коррекции адаптационных механизмов важный вопрос в связи с тем, что имеет прямое влияние на дальнейшую интеграцию и социализацию ребенка.
Под задержкой психического развития как отмечает О.С. Ларионова понимается нарушение нормального темпа психического развития. [3, 10]
В процессе организации формирования адаптационных механизмов у детей с ЗПР педагогу необходимо создавать мотивационные стимулы к учению. Организовывать процесс школьного обучения в соответствии с потребностями школьника с ЗПР. В связи с особенностями развития личностных качеств детей с ЗПР исследователи приходят к выводу, что чаще всего первоклассников беспокоит не сам факт процесса учения и получения знаний, а отношения к ним взрослых. Исходя из этого процесс обучения должен быть максимально доступен школьникам. Для развития мотивационной стороны педагогу необходимо поощрять знания и достижения своих воспитанников. [3, 51]
В процессе обучения детей с ЗПР с целью их успешной адаптации к школьной жизни, педагогу на первых порах не стоит загружать воспитанников заданиями, перевозбуждать их нервную систему и истощать организм. Необходимо организовывать частые перерывы, создавать ситуации личностного и коллективного общения в процессе занятий.
Ряд исследователей отмечают, что детям с ЗПР в связи с частой истощаемостью нервной деятельности необходимо дозирование объема учебного материала и частая смена деятельности. Проведение физкультминуток - основа здоровьесберегающих технологий [3, 44].
Л.М. Крыжановская также отмечает, что для более успешной адаптации ребенка к школе необходимо использовать яркий, красочный наглядный материал с целью привлечения внимания школьника и его заинтересованности [2, 211].
Крайне важный пункт - квалифицированность педагога, его стремление к самообразованию и изучению специальной литературы. Изучение новых методик, разработка программ, перенимание опыта различных специалистов делает педагога более решительным в исполнении своих задач.
С целью адаптации ребенка с ЗПР необходимо использовать учебные игры для развития таких процессов мышления как анализ, синтез,
абстрагирование, сравнение. Важным в развитии мышления является обучение способности ребенка к рассуждению [2, 212].
И.А. Алексеева отмечает, что в процессе урока важным является снятие нервного напряжения у детей с ЗПР это достигается путем различных упражнений на развитие моторики рук. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой способствует снятию нервно мышечного напряжения [1, 130].
Одним из немаловажных в процессе работы с адаптацией является повышение самооценки у школьников с ЗПР. Это необходимо для того, чтобы ребенок не чувствовал себя сжато, скованно и закомплексовано. Повышение самооценки сделает процесс обучения ребенка с ЗПР более легким в плане эмоциональных составляющих. Это достигается путем игр на оценку себя [1, 132].
О.С. Ларионова отмечает, что только совместная работа педагога и родителей поможет облегчить ребенку процессы адаптации. Необходимы частые консультации по тому, как вести себя дома.
Педагогу в процессе обучения важно следить за посадкой учащихся и организацией их рабочего места. На первых занятиях нужно следить за взаимоотношениями со сверстниками. Рассаживать детей так, чтобы более отстающие сидели с теми, кто может помочь и поддержать [3, 61].
Из множества учеников педагогу необходимо выделять тех, у кого процессы адаптации происходят сложнее остальных. Л.М. Крыжановская отмечает, что при частом одобрении таких учеников происходит не только улучшение эмоционального состояния, но и повышает их авторитет в глазах остальных учеников, что способствует повышению самооценки [2, 180].
Таким образом, знание основ адаптационных механизмов школьников с ЗПР можно значительно облегчить их переход в новый социальный статус.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев, И. А. Теоретико-прикладные подходы к изучению проблем формирования коммуникативной сферы у лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография / И. А. Алексеев, А. А. Вебер, М. Н. Кропачева. — Шадринск: ШГПУ, 2021. — 198 с.;
2. Крыжановская, Л. М. Методы психологической коррекции личности: учебник / Л. М. Крыжановская. — Москва: Владос, 2015. — 239 с.;
3. Ларионова, С. О. Нравственное поведение детей младшего школьного возраста с нарушениями развития: учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова. — 2-е изд., испр., доп. и перераб. — Екатеринбург: УрГПУ, 2016. — 108 с.
Makarchenko A. V., Sukhonina N.S.
Makarchenko A.V.
Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)
Scientific advisor: Sukhonina N.S.
Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)
FEATURES OF FORMATION OF ADAPTIVE PROCESSES IN FIRST-GRADERS WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: one of the important points in the practice of a defectologist is the correction of adaptive mechanisms in first-graders with ZPR. Due to the peculiarities of their personality development, adaptation mechanisms have their own characteristics.
Keywords: adaptation, first-graders, training, development, upbringing, personality.