Научная статья на тему 'Особенности физиологической адаптации преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в условиях модернизации образовательного процесса'

Особенности физиологической адаптации преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в условиях модернизации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМА / ЯНТАРНАЯ КОМНАТА / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / ADAPTIVE CAPACITY OF THE CIRCULATORY SYSTEM / FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM / THE AMBER ROOM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стреляева О. П., Рапиев Р. А., Макушкина О. М.

В статье исследовались изменения показателей сердечно-сосудистой системы преподавателей на фоне применения профилактических процедур в центре янтарного оздоровления «Рапицентр». Обследование преподавателей проводилось в 2016 г. на базе «Рапицентра» с использованием ресурсов лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследовании приняли участие 58 преподавателей муниципального бюджетного образовательного учреждения Башкирский лицей №136 им. Искужина г. Уфа в возрасте от 39 до 60 лет, имеющих средний стаж работы 23,5 года. В экспериментальной группе для повышения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы использовались терапия янтарем. Под воздействием профилактических процедур янтарем сформировались отчетливые тенденции к улучшению функционального состояния сердечнососудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стреляева О. П., Рапиев Р. А., Макушкина О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL FEATURES OF ADAPTATION OF TEACHERS TO PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

The article studied changes in indicators of cardiovascular system of teachers application of preventive procedures in the centre of the amber healing "Epicentr". A survey of teachers was conducted in 2016 on the basis of "Epicentre" using the resources of the laboratory of psychophysiology and experimental psychology of the Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla. The study involved 58 teachers, municipal budgetary educational institution of the Bashkir Lyceum №136 at the age from 39 to 60 years with an average work experience of 23.5 years. In the experimental group to enhance the functional performance of the cardiovascular system used in the therapy of amber. Under the impact of preventive procedures, the amber has formed a clear trend towards improvement of the functional state of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «Особенности физиологической адаптации преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в условиях модернизации образовательного процесса»

УДК 612.82

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Стреляева1 О.П., Рапиев2 Р.А., Макушкина1 О.М.

1-ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Российская Федерация.

2-Центр янтарного оздоровления «Рапицентр», г. Уфа, Российская Федерация.

Аннотация. В статье исследовались изменения показателей сердечно-сосудистой системы преподавателей на фоне применения профилактических процедур в центре янтарного оздоровления «Рапицентр». Обследование преподавателей проводилось в 2016 г. на базе «Рапицентра» с использованием ресурсов лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследовании приняли участие 58 преподавателей муниципального бюджетного образовательного учреждения Башкирский лицей №136 им. Искужина г. Уфа в возрасте от 39 до 60 лет, имеющих средний стаж работы 23,5 года. В экспериментальной группе для повышения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы использовались терапия янтарем. Под воздействием профилактических процедур янтарем сформировались отчетливые тенденции к улучшению функционального состояния сердечнососудистой системы.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, адаптационный потенциал системы кровообращения, функциональное состояние сердечно-сосудистой система, янтарная комната.

Модернизация системы образования в России, предполагающая ее вхождение в Европейское пространство потребовало разработки новых подходов в организации и построении учебного процесса. И, соответственно, повышение требований к профессионально-педагогическим кадрам. Наше общество вступило в постиндустриальную эпоху своего развития, которая характеризуется экспоненциально нарастающим потоком информации, быстрым количественным и качественным формированием ноосферы.

Появление новых ценностей, понимание значимости образования выявили, в свою очередь, необходимость в педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности. Но изменения в социуме превосходят динамику личностной готовности к их адаптации. И сегодня профессия преподавателя относится к группе «повышенного риска», по расстройствам невротического характера, профессионального стресса, синдрому хронической усталости и «синдрому эмоционального выгорания» [1]. Эти причины вызывают сильное возбуждение головного мозга и вегетативной нервной системы, что нередко приводит к эмоциональному перенапряжению, оказывается причиной возникновения заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. В этих условиях как никогда важен процесс адаптации человека в обществе, в профессиональной деятельности, в личной жизни.

Цель исследования - выявить физиологические особенности адаптации преподавателей к профессионально-педагогической деятельности в условиях модернизации образовательного процесса.

Организация и методы исследования. В работе были использованы следующие методы: анализ литературных источников, формирующий эксперимент, математико-статистический анализ.

В исследовании приняли участие 58 учителей муниципального бюджетного образовательного учреждения Башкирский лицей №136 им. Искужина г. Уфа в возрасте от 39 до 60 лет, имеющих средний стаж работы 23,5 года.

Для получения сведений о половой принадлежности, возрасте, стаже профессиональной деятельности, семейном положении была использована разработанная анкета. Определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы осуществлялось на основании анализа адаптационного потенциала системы кровообращения по Р.М. Баевскому. АП-ССС рассчитывался в баллах по формуле:

АПССС = 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,014(В) + 0,009(МТ) - 0,009(Р) - 0,27,

где ЧСС - частота сердечных сокращений (кол-во в мин), САД и ДАД - соответственно систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.), В - возраст, (года), МТ - масса тела (кг), Р - рост (см).

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

В таблице 1 представлены нормативные показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Таблица 1

_Шкала оценки АП ССС (Р.М. Баевский)_

Показатель АП ССС Оценка

< 2,1 балла удовлетворительная адаптация

2,11-3,2 балла напряжение механизмов адаптации

3,21-4,3 балла неудовлетворительная адаптация

>4,3 баллов срыв адаптации

Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета Attestat с использованием общепринятых методов вариационной статистики. В ходе математической обработки вычислялись: процентные соотношения; средняя арифметическая величина результатов тестирования (M); среднее квадратичное отклонение (m); t-критерий Стьюдента (критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05) [3].

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования была проведена оценка исходного уровня адаптации сердечно-сосудистой системы по формуле, предложенной Р.М. Баевским. Результаты первичной диагностики показали, что у большинства обследуемых (51,7%) наблюдается удовлетворительная адаптация, у 27,6% выявлено напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, у 20,7% обнаружена неудовлетворительная адаптация.

Экспериментальную группы составили преподаватели, у которых на первом этапе исследования были зафиксированы неудовлетворительная адаптация (12 человек) и напряжение механизмов адаптации (16 человек).

Для нормализации уровня адаптации сердечно-сосудистой системы преподавателям экспериментальной

группы был предложен курс лечебно-профилактических процедур в центре янтарного оздоровления «Ра-пицентр» г.Уфа, Республики Башкортостан. Курс состоял из 10 ежедневных процедур по 60 минут.

Согласно исследованиям Рапиева Р.А. и др. ученых в янтарной комнате происходит оздоровление человека в целом, а не отдельно взятой болезни. Лечение янтарем - уникальный метод, разработанный Разифом Абулкарамовичем Рапиевым и названный по фамилии создателя «РАПИТЕРАПИЯ». Доктор биологических наук и заслуженный врач Республики Башкортостан Р.А. Рапиев создал комнату, стены и потолок которой отделаны панелями из янтаря, а ноги пациенты ставят в лотки с этим камнем. Необработанный янтарь способен исцелить заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертонию, желчнокаменную болезнь, заболевания органов желудочно-кишечного тракта. Наступает улучшение состояния здоровья больных сахарным диабетом и щитовидной железы. Простота и доступность, мягкость и высокая эффективность действия, и главное, отсутствие побочных эффектов и аллергических реакции делает данный способ лечения и профилактики панацеей от многих болезней [2].

В таблице 2 представлены результаты исследования показателей функционального состояния сердечнососудистой системы преподавателей на фоне применения профилактических процедур в центре янтарного оздоровления «Рапицентр» и без них.

Таблица 2

Показатели уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы преподавателей на фоне применения профилактических процедур в центре янтарного оздоровления «Рапицентр» и без них

(п=58), % соотношение

Уровень функционального состояния сердечно-сосудистой система С применением курса лечебно-профилактических процедур в центре янтарного оздоровления «Рапицентр», (п=28) Без применения курса лечебно-профилактических процедур в центре янтарного оздоровления «Рапицентр», (п=30)

Кол-во % Кол-во %

Удовлетворительная адаптация 26 92,6 4 13,4

Напряжение механизмов адаптации 2 7,4 22 73,2

Неудовлетворительная адаптация - - 4 13,4

Срыв адаптации - - - -

Из данных, представленных в таблице 2 видно, что в конце эксперимента в группе испытуемых, использующих профилактические процедуры в центре янтарного оздоровления «Рапицентр», «неудовлетворительная адаптация» и «срыв адаптации» не были выявлены. Субъективно у испытуемых улучшился сон, настроение, общее самочувствие, произошла нормализация артериального давления на 9,3%, частоты сердечных сокращений на 18,3%, что привело к улучшению адаптированности организма преподавателей до удовлетворительного уровня.

Это доказывает эффективность предложенной методики повышения адаптации сердечно-сосудистой системы преподавателей к профессионально-педагогической деятельности.

Среди испытуемых-преподавателей с нулевым воздействием наблюдается негативное функциональное

состояние сердечно-сосудистой системы, «напряжение механизмов адаптации» выявлено в 73,3% (22 человека), что свидетельствует о значительном истощении энергетического метаболизма организма преподавателей, что может быть следствием увеличивающейся нагрузки на преподавателей в связи с высоким стрессом при организации педагогической деятельности и повышении требований к методическим материалам, проведению занятий.

Выводы:

1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы можно использовать в качестве экспресс-оценки функционального состояния организма в целом.

2. Проведение лечебно-профилактических процедур в условиях янтарной комнаты следует использовать для повышения адаптационных показателей у преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белолюбская Е.И. Педагогические основы обеспечения здоровья учителя [Текст]: автореф. ... дисс. канд. пед. наук / Е.И. Белолюбская. - Якутск 2006. - 24 с.

2. Рапиев Р.А. Морфофункциональная характеристика иммунной системы, микробиоценоза кишечника при воздействии на организм необработанного янтаря [Текст]: автореф. дисс. ... канд. биол. наук /Р.А.Рапиев. - Уфа, 2005. - 24 с.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. -350 с.

PHYSIOLOGICAL FEATURES OF ADAPTATION OF TEACHERS TO PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDU CATIONAL PROCESS

Strelyaeva1 O.P., Rapiev2 R.A., Makushkina1 O.M.

1Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla", Ufa, Russian Federation. 2Center of amber healing "Rapicenter", Ufa, Russian Federation.

Annotation. The article studied changes in indicators of cardiovascular system of teachers application of preventive procedures in the centre of the amber healing "Epicentr". A survey of teachers was conducted in 2016 on the basis of "Epicentre" using the resources of the laboratory of psychophysiology and experimental psychology of the Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla. The study involved 58 teachers, municipal budgetary educational institution of the Bashkir Lyceum №136 at the age from 39 to 60 years with an average work experience of 23.5 years. In the experimental group to enhance the functional performance of the cardiovascular system used in the therapy of amber. Under the impact of preventive procedures, the amber has formed a clear trend towards improvement of the functional state of the cardiovascular system.

Key words: professional-pedagogical activity, adaptive capacity of the circulatory system, the functional state of the cardiovascular system, the amber room.

REFERENCES

1. Beloljubskaja E.I. Pedagogicheskie osnovy obespeche-nija zdorov'ja uchitelja [Tekst]: avtoref. ... diss. kand. ped. nauk / E.I. Beloljubskaja. - Jakutsk 2006. - 24 s.

2. Rapiev R.A. Morfofunkcional'naja harakteristika im-munnoj sistemy, mikrobiocenoza kishechnika pri vozdejstvii na

organizm neobrabotannogo jantaija [Tekst]: diss. ... kand. biol. nauk. - Ufa, 2005. - 24 s.

3. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [Tekst] / E.V. Sidorenko. - SPb.: Rech', 2002. - 350 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.