Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания граждан в системе военного образования'

Особенности физического воспитания граждан в системе военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / MILITARY EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грымзин Константин Анатольевич, Лепешинский Игорь Юрьевич

Выявлены и проанализированы системные несоответствия реализации дисциплины физической культуры и спорта в военных и гражданских вузах на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, которые отрицательно сказываются на профессиональной компетентности выпускников. Сформулированы предложения по корректировке структуры учебного материала дисциплины.Identified and analyzed systemic discrepancies in the implementation of the discipline of physical education and sport in military and civilian universities based on federal state educational standards of higher education, which adversely affect the professional competence of graduates. Formulated suggestions for adjusting the structure of the educational material of the discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания граждан в системе военного образования»

УДК 796.011:355.233.22 001: 10.24411/2305-8404-2020-10503

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.А. Грымзин, И.Ю. Лепешинский

Выявлены и проанализированы системные несоответствия реализации дисциплины физической культуры и спорта в военных и гражданских вузах на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, которые отрицательно сказываются на профессиональной компетентности выпускников. Сформулированы предложения по корректировке структуры учебного материала дисциплины.

Ключевые слова: физическая подготовка, военное образование, профессиональная компетентность.

Роль офицера в системе обеспечения безопасности государства трудно переоценить. Проводимая руководством страны политика сдерживания западного мира во главе с США по дестабилизации обстановки вокруг России и ее ключевых интересов во всем мире в большей степени лежит на плечах Вооруженных Сил Российской Федерации. Непростой характер военно-профессиональной служебной деятельности, динамично меняющиеся, постоянно существующие угрозы определяют вектор принимаемых руководством Министерства обороны стратегических решений по развитию и поддержанию необходимых компетенций в российской армии и прежде всего у офицерского корпуса. Это гарантированно дает, прежде всего, защиту целостности и суверенитета России, предоставление возможности мирного развития институтов общества. Об этом Президент Российской Федерации В.В. Путин говорил в послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г.: «Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперед, хотя и здесь нам нельзя почивать на лаврах и расслабляться, а нужно идти вперед, внимательно наблюдая и анализируя то, что происходит в этой сфере в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений. Сегодня мы так и делаем. Надежная безопасность создает основу для прогрессивного, мирного развития России, позволяет нам сделать гораздо больше для решения самых насущных внутренних вопросов, сосредоточиться на экономическом, социальном росте всех наших регионов в интересах людей, потому что величие России неотделимо от достойной жизни каждого гражданина. В этой гармонии сильной державы и благополучия людей вижу основу нашего будущего» [1].

Выстроенная многоуровневая система подготовки офицеров, прошедшая серьезные реформации надолго определила стабильное,

мирное существование нашего общества. Развивалась и военная наука. Поступившие в войска новейшие образцы вооружения, военной и специальной техники, над созданием которых трудились «... тысячи наших специалистов, замечательных ученых, конструкторов, инженеров, увлеченных своим делом талантливых рабочих.» закрепили гарантии глобальной неприкосновенности страны [2].

Созданная в вузах министерства обороны учебно-материальная база, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС), научно-педагогический состав позволяют сегодня формировать и совершенствовать требуемые компетенции будущих военных специалистов, реализация которых позволит им гарантированно выполнить любые учебно-боевые и боевые задачи, в любое время, на любых театрах военных действий.

При всей кажущейся на первый взгляд идеализированной ситуации в вышеизложенных составляющих обороны и безопасности государства существуют вопросы, рассмотрение которых требует действительность.

Военные образовательные учреждения высшего образования являются основным источником комплектования Вооруженных Сил офицерскими кадрами. Наряду с этим, созданные распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 427 -р военные учебные центры при гражданских вузах являются дополнительным источником комплектования Вооруженных Сил.

Вузы в своей образовательной деятельности руководствуются едиными для всех ФГОС. Назначение выпускников военных и гражданских вузов на воинские офицерские должности осуществляется приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу. Требования к вновь прибывшим офицерам командиры предъявляют одинаковые, вне зависимости от ведомственной принадлежности выпускающих вузов. Таким образом, выпускники военных и гражданских вузов не должны кардинально отличаться уровнем подготовленности к выполнению профессиональных задач. Вместе с тем, слабые знания руководящих документов, трудности в вопросах индивидуальной работы с военнослужащими по контракту и призыву, а также слабая личная физическая подготовленность составляют основной перечень недостатков выпускников гражданских вузов. Крайний из них рассмотрим более подробно.

Эффективность деятельности военных учебных центров определяется по нескольким критериям: количественным и качественным показателям выполнения государственного задания по набору и выпуску граждан, результатам итоговой аттестации выпускников, заключению ими повторных контрактов о прохождении службы, удовлетворенности командиров, в чье распоряжение прибыли выпускники военных учебных центров.

Так, например, деятельность военного учебного центра при Омском государственном техническом университете (далее - ОмГТУ) практически по всем изложенным критериям, при существующих проблемах, возможно оценить положительно. Однако недостаточная индивидуальная физическая подготовленность выпускников, отмечаемая командирами частей в отзывах на молодых офицеров, вызывает необходимость внести соответствующие корректировки в саму систему физического воспитания в вузе.

ФГОС по всем реализуемым направлениям военной подготовки в ОмГТУ установлен бюджет времени на освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» базовой части Блока 1 в объеме 72 академических часов (2 з.е.) и 328 часов в рамках вариативной части Блока 1 на электив -ные дисциплины (дисциплина «Прикладная физическая культура») [3].

Порядок реализации дисциплины «Физическая культура и спорт» в ОмГТУ определен вузом. Программный материал имеет три раздела: теоретический, практический и контрольный. Учебное время распределено следующим образом: на 1 -м и 2-м курсах обучения 2 занятия по 2 часа в неделю, на 3-м и 4-м курсах - два часа в неделю. Выбор видов спорта в рамках реализации дисциплины «Прикладная физическая культура», предусмотренных учебной программой вуза, предоставляется по желанию студента. Итоговая аттестация по физической культуре проводится в конце 4-го курса обучения, методом опроса в устной форме по теоретическому материалу.

В результате проведенного опроса установлено, что студентам военного учебного центра при ОмГТУ присвоены: спортивное звание -«Мастер спорта России» - 3 чел. и спортивные разряды - 41 чел., предусмотренные ст. 22 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4]. Причем большая часть достижений пришлась на время до поступления в вуз.

Дисциплина «Физическая подготовка» в филиале Военной академии материально-технического обеспечения г. Омска (далее -филиал) составляет самостоятельный учебный цикл и реализуется в рамках его базовой части в объеме 396 академических часов (11 з.е.) в соответствии с ФГОС 300 академических часов в соответствии с требованиями НФП-2009 [5].

Структура учебного материала дисциплины представлена двумя разделами: практическим и теоретическим. Дисциплина распределена равномерно на 10 семестров обучения, в каждом из которых проводится промежуточная аттестация - зачет с оценкой или экзамен.

По завершении обучения проводится государственная итоговая аттестация обучающихся в виде экзамена, в содержание которого входит ответы на теоретический вопрос, практическое выполнение методического задания и выполнение контрольных упражнений.

Комплекс учебных занятий дополняется ежедневной (кроме воскресенья, праздничных дней) утренней физической зарядкой, физической тренировкой в процессе учебной деятельности, спортивно -массовой работой, самостоятельными физическими тренировками и организуются с целью повышения достигнутого уровня физической подготовленности, закрепления освоенного материала программы и содержательного досуга.

Учебные занятия как ведущая форма обучения планируются из расчета 4 часа в неделю и проводятся преподавателями кафедры физической подготовки с привлечением командиров подразделений в качестве помощников руководителя. Все 696 академических часов, выделенных на физическую подготовку, являются обязательными к освоению. Отсюда и более высокие достижения. По результатам прошедшего учебного года в филиале мастерами спорта стали 3 курсанта, свыше 800 присвоены различные спортивные разряды.

Определяющую роль в развитии физических культуры и компетенций играет мотивация будущих офицеров, которую можно представить в виде нормативной и принудительной, а также стимулирования [6].

Нормативная мотивация подразумевает понимание выпускником значимости высокой индивидуальной физической подготовленности, побуждение его к определенным действиям посредством внушения, убеждения, психологического воздействия и др.

Принудительная мотивация основывается на применении старшими командирами, начальниками власти, предусмотренной действующим законодательством за нарушение (невыполнение) требований. Так, в случае невыполнения установленных нормативов по уровню физической подготовленности военнослужащему предоставляется дополнительное время на подготовку. После истечения 5-месячного срока, в случае повторного его признания несоответствующим требованиям по физической подготовленности, он представляется на аттестационную комиссию воинской части.

Стимулирование является ключевой мотивацией для офицера. Размер получаемой офицером ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2019 г. № 430, будет напрямую зависеть от результатов сдачи физической подготовки [7]. Действие вышеуказанного нормативного правового акта распространяется и на курсантов, заключивших контракт о прохождении военной службы.

Таким образом, можно констатировать, что современные ФГОС не учитывают специфику военной подготовки в гражданских вузах, что, в свою очередь, серьезно сказывается на профессиональной компетентности выпускников, а выделенные 72 часа для соответствия студентов ВУЦ

установленным Министерством обороны требованиям по физической подготовленности крайне не достаточны.

Решить указанную проблему, на наш взгляд, поможет:

- увеличение времени и разработка программы физического воспитания студентов;

- усиление мотивации обучаемых к систематическим занятиям физической культурой и спортом, определенных указом Президента Российской Федерации [8].

Вместе с тем, теоретические и практические исследования по изложенной проблеме позволят сформулировать предложения по корректировке ФГОС в части касающейся подготовки в гражданском вузе не только специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, но и для других силовых структур.

В связи с возрастающей требовательностью ко всем компонентам обеспечения безопасности государства, тема развития системы физического воспитания выпускников военных учебных центров в условиях реформирования военного образования при гражданских вузах ближайшее время будет гарантированно актуальной.

Список литературы

1. Послание Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. kremlin. ru/events/president/news/ 62582 (дата обращения: 28.01.2020).

2. Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 291976/ (дата обращения: 28.01.2020).

3. Положение о порядке реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. П ОмГТУ 73.12-2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.omgtu.ru/educational activities/dokumenty smk/ Pologeniya/%D0%9F%20%D0%9E%D0%BC%D0%93%D0%A2%D0%A3%2 073.12-2015. pdf (дата обращения: 26.01.2020).

4. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (последняя редакция) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 73038/1360fb7fc3ba54b4560c3e087703c73bdba40479/ (дата обращения: 26.01.2020).

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/195845/# friends (дата обращения: 28.01.2020).

6. Мотивация рабочего персонала организации [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/ motivatsiya-rabochego-personala-organizatsii/viewer (дата обращения: 09.02.2020).

7. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2019 г. № 430 «Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту» [Электронный ресурс]. URL: http://voensud-mo.ru/doc/mil/order/430/2019 (дата обращения: 26.01.2020).

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения 09.02.2020).

Грымзин Константин Анатольевич, начальник военного учебного центра, kgrymzin@mail. ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Лепешинский Игорь Юрьевич, канд. пед. наук, проф., lepeshinskiiu@yandex.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет»

FEA TURES OF PHYSICAL EDUCA TION OF CITIZENS IN THE MILITARY

EDUCATION SYSTEM

K.A. Grymzin, I.Y. Lepeshinsky

Identified and analyzed systemic discrepancies in the implementation of the discipline of physical education and sport in military and civilian universities based on federal state educational standards of higher education, which adversely affect the professional competence of graduates. Formulated suggestions for adjusting the structure of the educational material of the discipline.

Key words: physical training, military education, professional competence.

Grymzin Konstantin Anatolyevich, head of the military training center, kgrymzinamail. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Lepeshinsky Igor Yurevich, candidate of pedagogical sciences, professor, lepeshinskiiu@yandex. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University

References

1. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 15.01.2020 g. [Message from the President to the Federal Assembly of January 15, 2020] [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (accessed: 01/28/2020).

2. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018. [Message from the President to the Federal Assembly of 03/01/2018.] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 291976/ (accessed: 01/28/2020).

3. Polozhenie o poryadke realizacii disciplin (modulej) po fizicheskoj kul'ture i sportu. P OmGTU 73.12-2015 [The regulation on the implementation of disciplines (modules) in physical education and sports. P OmSTU 73.12-2015] [Electronic resource]. URL: https://www.omgtu.ru/educational activities/dokumenty smk/ Pologeniya /% D0% 9F% 20% D0% 9E% D0% BC% D0% 93% D0% A2% D0% A3% 2073.12-2015.pdf (accessed: 01/26/2020).

4. Federal'nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ (poslednyaya redakciya) «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» [Federal Law dated 04.12.2007 No. 32903 (latest edition) "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" ] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 73038/1360fb7fc3ba54 b4560c3e087703c73bdba40479 / (accessed: 01/26/2020).

5. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 21 aprelya 2009 g. № 200 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po fizicheskoj podgotovke v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated April 21, 2009 No. 200 "On approval of the Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation" (with amendments and additions) ] [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/195845/tf friends (accessed: 01/28/2020).

6. Motivaciya rabochego personala organizacii [Motivation of the working staff of the organization] [Electronic resource]. URL: http s: // cyberl eninka.ru/arti cl e/ n/motivatsiya-rabochego-personala-organizatsii / viewer (accessed: 02/09/2020).

7. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 2019 g. № 430 «Ob utverzhdenii Pravil vyplaty ezhemesyachnoj nadbavki za osobye dostizheniya v sluzhbe voennosluzhashchim Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii, prohodyashchim voennuyu sluzhbu po kontraktu» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated July 31, 2019 No. 430 "On approval of the Rules for the payment of a monthly allowance for special achievements in the service of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation undergoing military service under a contract"] [Electronic resource]. URL: http://voensud-mo.ru/doc/mil/order/430/2019 (accessed: 01/26/2020).

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the R ussian Federation for the period up to 2024" (with amendments and additions)] [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (accessed: 02/09/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.