Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста'

Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АНКЕТА / ОПРОС / ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL CULTURE / QUESTIONNAIRE / POLL / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова Екатерина Вячеславовна, Андреенко Татьяна Александровна

В статье мы выявили то, от чего зависит физическое здоровье детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинова Екатерина Вячеславовна, Андреенко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

In this article we have revealed what physical health of children depends on.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста»

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

FEATURES OF FHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Блинова Екатерина Вячеславовна

студент

факультет дошкольного и начального образования

Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет

г. Волгоград, Россия Blinova Ekaterina Vyacheslavovna

student

faculty of preschool and primary education Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Андреенко Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет

г. Волгоград, Россия Andreenko Tatyana Alexandrovna Ph.D., associate professor of the department «<Physical culture»» Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье мы выявили то, от чего зависит физическое здоровье детей.

Abstract. In this article we have revealed what physical health of children depends on.

Ключевые слова: физическая культура, анкета, опрос, здоровье. Keywords: physical culture, questionnaire, poll, health.

Уровень физического развития и физической подготовленности детей в большой мере зависит от того, насколько хорошо организовано физическое воспитание учащихся в семье, так как всего лишь 17-18% суточного времени ученики I-IV классов находятся в школе [1, с.300; 2, с. 296].

Анализ данных конкретного социологического исследования, проведенного нами в школах Волгограда в виде социального эксперимента, анализа документов и статистических данных, анкетного опроса учащихся и родителей,

интервью и личных бесед, позволяет сделать некоторые выводы о состоянии физического воспитания младших школьников в семье.

Исследования показывают, что физическая культура и спорт в режиме для большинства школьников занимают недостаточное место. Из общего числа обследуемых учащихся !-!У классов (236) утреннюю гимнастику выполняют 45,7%, обтирание холодной водой — 9,7% учащихся. Недостаточно используются занятия различными видами физических упражнений в свободное время учащихся. На лыжах катаются 5% учащихся, на коньках — 36%, играют в различные спортивные игры 56%, катаются на велосипеде 56%, занимаются в спортивных секциях 19,8% учащихся.

Отмечается недостаточное пребывание детей на свежем воздухе. В среднем в зимний период дети находятся на свежем воздухе не более 1 часа в день (в учебные дни), в осенне-весенний период — до 2 часов в день вместо установленной гигиенической нормы 3-3,5 часа в день. Характерно, что, как правило, утренней гимнастикой и физическими упражнениями в режиме свободного времени занимаются те дети, родители которых сами активно занимаются физической культурой и спортом и являются примером для детей.

Для того чтобы выяснить мотивы, побуждающие родителей заниматься физическим воспитанием своего ребенка, и отношение родителей к занятиям физической культурой в семье, в анкету были включены вопросы: «Что побудило Вас обратить внимание на физическое воспитание своего ребенка?», «Считаете ли Вы обязательными занятия физической культурой в семье?». В число мотивов были включены: рекомендации лечащего или школьного врача, лекция врача, беседа с учителем физкультуры, желание ребенка заниматься физической культурой, семейные традиции, чтение литературы, лекции по вопросам физического воспитания по радио и телевидению и др.

Результаты опроса показали, что наименьшее количество положительных ответов приходится на долю врача и учителя физкультуры. Это свидетельствует о том, что и со стороны школьного врача, и со стороны учителя физкультуры крайне неудовлетворительно проводится работа с родителями. Между тем подавляющее большинство родителей считают обязательными занятия физической культурой в семье и выражают желание, чтобы их дети занимались спортом.

В анкетах содержится много существенных пожеланий, связанных с оценкой состояния физического воспитания детей. Отмечая положительное, благотворное влияние физической культуры и спорта на состояние здоровья и успеваемость детей, родители указывают на необходимость увеличения количества спортивных секций для детей младшего школьного возраста, приближения спортивных баз к месту жительства учащихся.

Обобщение данных социологического исследования позволяет сделать некоторые предложения относительно организации физического воспитания младших школьников в семье: шире организовать просвещение родителей путем систематических бесед, лекций, рекомендации соответствующей литературы со стороны учителя физкультуры и врача школы; объяснять родителям конкретные задачи по организации физического воспитания ребенка в семье и создания необходимых условий; обучать родителей методам

физического воспитания детей в семье; внедрять в практику работы школ обязательные домашние задачи по физической культуре, обеспечив контроль за их выполнением со стороны учителя физкультуры и родителей; систематически инструктировать учащихся по вопросам организации режима дня и физического воспитания в семье; регулярно организовывать с учащимися беседы, направленные на популяризацию занятий физической культурой и спортом в быту семьи.

Литература

1. Красноперова С. В. Проблема мотивации старших школьников к занятиям спортом / С. В. Красноперова, Е. Г. Ткачева, Т. А. Андреенко // Тезисы докладов XLIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции. - Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2017. С. 300-302.

2. Ткачева Е. Г Социально-психологические проблемы физической культуры и спорта / Е. Г. Ткачева, С. О. Задиран // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2017. С. 296-297.

References

1. KrasnoperovaS. V., TkachevaE. G., AndreenkoT. A. [Theproblem ofmotivationofseniorschoolchildren to sports]. Tezisy dokladov HLIV nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh vuzov YUzhnogo federal'nogo okruga : materialy konferencii [Abstracts of the scientific conference of students and young scientists of universities of the southern Federal district]. Krasnodar, Kuban state University of physical culture, sports and tourism PubI, 2017, pp. 300-302. IIn Russian).

2. Tkacheva E. G., Zadiran S. O. [Social and psychological problems of physical culture and sports]. Sovremennye metody organizacii trenirovochnogo processa, ocenki funkcional'nogo sostoyaniya i vosstanovleniya sportsmenov : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern methods of the organization of training process, an assessment of a functional state and recovery of athletes: materials of the all-Russian scientific and practical conference]. Chelyabinsk, Ural state University of physical culture Pub., 2017, pp. 296-297. Iln Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.