Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИТНЕС-МЕНЕДЖМЕНТА В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КЛУБАХ'

ОСОБЕННОСТИ ФИТНЕС-МЕНЕДЖМЕНТА В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КЛУБАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КЛУБЫ / ФИТНЕС-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иноземцева Е.С., Землякова З.С., Смертина А.А.

Цель исследования - выявление структуры и особенностей фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска. Методика и организация исследования. С целью выявления критериев фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска было проведено анкетирование. В опросе приняло участие 115 женщин. Для определения особенностей фитнес-менеджмента с учетом выявленных критериев проводились педагогические наблюдения организации работы и сравнительный анализ фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска - «Фристайл», Super Gym, «Динамит» и Manila. Результаты исследования и выводы. На основании результатов анкетирования выявлены такие критерии фитнес-менеджмента, как ценовая политика, активность в социальных сетях, обучение персонала, бренд и узнаваемость. Показано, что при разработке стратегии фитнес-менеджмента необходимо грамотно рассчитывать стоимость годового и месячного абонемента, регулярно вводить скидки, акции и бонусные программы. Занимающихся фитнесом привлекают дополнительные услуги на территории клуба: наличие бани, сауны, солярия, детской комнаты. Мероприятия на территории спортивно-оздоровительного клуба значительно повышают узнаваемость клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FITNESS MANAGEMENT IN SPORTS AND HEALTH CLUBS

Objective of the study was to identify the structure and features of the fitness management of sports and health clubs in the city of Tomsk. Methods and structure of the study. In order to identify the criteria for fitness management of sports and health clubs in the city of Tomsk, a survey was conducted. 115 women took part in the survey. To determine the features of fitness management, taking into account the identified criteria, pedagogical observations of the organization of work and a comparative analysis of the fitness management of sports and health clubs in the city of Tomsk - Freestyle, Super Gym, Dynamite and Manila were carried out. Results and conclusions. Based on the results of the survey, such fitness management criteria as pricing policy, activity in social networks, staff training, brand and recognition were identified. It is shown that when developing a fitness management strategy, it is necessary to correctly calculate the cost of an annual and monthly subscription, regularly introduce discounts, promotions and bonus programs. Those involved in fitness are attracted by additional services on the territory of the club: the presence of a bath, sauna, solarium, children's room. Events on the territory of the sports and health club significantly increase the recognition of the club.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИТНЕС-МЕНЕДЖМЕНТА В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КЛУБАХ»

ОСОБЕННОСТИ ФИТНЕС-МЕНЕДЖМЕНТА В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КЛУБАХ

УДК/UDC 796.062

Поступила в редакцию 20.07.2022 г.

Кандидат биологических наук, доцент Е.С. Иноземцева1

З.С. Землякова1

Магистрант А.А. Смертина1

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

FEATURES OF FITNESS MANAGEMENT IN SPORTS AND HEALTH CLUBS

PhD, Associate Professor E.S. Inozemtseva1 Z.S. Zemlyakova1

Master student A.A. Smertina1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: a.zagrevskaya@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - выявление структуры и особенностей фитнес-менед-жмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска. Методика и организация исследования. С целью выявления критериев фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска было проведено анкетирование. В опросе приняло участие 115 женщин. Для определения особенностей фитнес-менеджмента с учетом выявленных критериев проводились педагогические наблюдения организации работы и сравнительный анализ фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска - «Фристайл», Super Gym, «Динамит» и Manila. Результаты исследования и выводы. На основании результатов анкетирования выявлены такие критерии фитнес-менеджмента, как ценовая политика, активность в социальных сетях, обучение персонала, бренд и узнаваемость. Показано, что при разработке стратегии фитнес-менеджмента необходимо грамотно рассчитывать стоимость годового и месячного абонемента, регулярно вводить скидки, акции и бонусные программы. Занимающихся фит-несом привлекают дополнительные услуги на территории клуба: наличие бани, сауны, солярия, детской комнаты. Мероприятия на территории спортивно-оздоровительного клуба значительно повышают узнаваемость клуба.

Ключевые слова: фитнес, спортивно-оздоровительные клубы, фитнес-ме-неджмент.

Abstract

Objective of the study was to identify the structure and features of the fitness management of sports and health clubs in the city of Tomsk. Methods and structure of the study. In order to identify the criteria for fitness management of sports and health clubs in the city of Tomsk, a survey was conducted. 115 women took part in the survey. To determine the features of fitness management, taking into account the identified criteria, pedagogical observations of the organization of work and a comparative analysis of the fitness management of sports and health clubs in the city of Tomsk - Freestyle, Super Gym, Dynamite and Manila were carried out.

Results and conclusions. Based on the results of the survey, such fitness management criteria as pricing policy, activity in social networks, staff training, brand and recognition were identified. It is shown that when developing a fitness management strategy, it is necessary to correctly calculate the cost of an annual and monthly subscription, regularly introduce discounts, promotions and bonus programs. Those involved in fitness are attracted by additional services on the territory of the club: the presence of a bath, sauna, solarium, children's room. Events on the territory of the sports and health club significantly increase the recognition of the club.

Keywords: fitness, health clubs, fitness management.

Введение. Сегодня фитнес-клубы занимают большую долю рынка здоровья и красоты в России. Ассоциация профессионалов фитнеса утверждает, что этот рынок в среднем растет на 20% в год [3]. Если раньше населению тяжело было платить за то, что они могли получить на государственной основе, то сейчас россияне вполне платежеспособны, чтобы купить себе абонемент в фитнес-клуб своего города [1]. Это означает, что популярность этого рынка растет. С развитием фитнес-индустрии стали появляться в большом количестве ассоциации, академии, студии и спортивно-оздоровительные клубы, что соответственно приводит к увеличению конкуренции между ними [2]. Поэтому для владельцев спортивно-оздоровительных клубов важно понимать основные составляющие менеджмента своей отрасли, а за-

нимающимся фитнесом следует обратить внимание на те факторы, которые определяют качество услуги, которую они получают.

Цель исследования - выявить структуру и особенности фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась с ноября 2021 года по апрель 2022 года. С целью выявления критериев фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска было проведено анкетирование. В опросе приняло участие 115 женщин. 50% опрошенных - в возрасте 20-27 лет, 40% - 27-45 лет и 10% - старше 45 лет, регулярно посещающих спортивно-оздоровительные клубы. Для определения особенностей фитнес-менеджмента с учетом выявленных критериев про-

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

водились педагогические наблюдения организации работы и сравнительный анализ фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска - «Фристайл», Super Gym, «Динамит» и Manila.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования позволили выявить наиболее предпочтительные спортивно-оздоровительные клубы города Томска, представленные на рисунке.

Наиболее популярными, по результатам анкетирования, являются фитнес-клубы «Фристайл» (25%) и Super Gym (19%). Можно отметить, что в анкетировании были указаны и узконаправленные клубы: Neon (3%) - студия танца на пилоне и Jamping Tomsk (4%) - студия фитнеса на мини-батутах.

Среди причин выбора того или иного спортивно-оздоровительного клуба лидирует удобное местоположение организации. 29% занимающихся предпочитают для физкультурных занятий клуб рядом с домом или рядом с работой.

Ценовая политика также играет важную роль при выборе спортивно-оздоровительного клуба, как отметили 20% респондентов.

Однако превалирует эмоциональный комфорт посетителей клубов, а именно занятия в компании знакомых, как отметили 23% опрошенных. Основным источником информированности, по мнению респондентов, являются друзья и знакомые (42%). При этом, «сарафанное радио» по-прежнему остается самой эффективной маркетинговой тактикой, поскольку оно позволяет создавать доверительные обсуждения среди целевой аудитории.

Значение социальных сетей в информированности населения (39%) значительно опережает другие средства рекламы. Занимающиеся фитнес-клубов также высоко оценивают работу вспомогательного персонала (администраторов, санитарной службы, завхозов). Так, 42% опрошенных поставили наивысшую оценку работе персонала, хорошо оценили работу этих служб 39% опрошенных, удовлетворительно -13%, плохо - 6%.

Среди причин низкой оценки работы вспомогательного персонала респонденты указали недостаточную осведомленность о работе клуба - 35%, некорректное общение с посетителями - 27% и опоздания - 20%. Работу тренеров фитнес-клубов на «отлично» и «хорошо» оценили 63% и 17% опрошенных. Причинами низкой оценки работы тренеров,

Таблица 1. Сравнительный анализ фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов г. Томска

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Анализ фитнес-менеджмента «Фристайл» 25% Super Gym19% «Динамит» 4% Manila 4%

Ценовая политика

Стоимость годового абонемента 5990 25200 - -

Стоимость разовой тренировки 400 500 250 450

Стоимость персональной тренировки 700 850-1250 500 700

Наличие скидок, акций, бонусные программы Праздничные акции Пенсионерам, школьникам, студентам - 20% Студентам - 50% Бесплатная первая тренировка, праздничные акции

Дополнительные услуги Душевые Душевые, консультация по питанию Душевые Душевые, сауна

Активность в социальных сетях

Официальный сайт https://freestyle-tomsk.ru/ https://supergym. tomsk.ru/ http://dinamit-tomsk.ru/ -

Социальные сети В контакте Вконтакте Одноклассники Ютуб - Вконтакте

Оценка активности Посты выходят каждый день 2-3 поста каждый день - Посты выходят раз в 2-3 месяца

Обучение персонала

Обучающая организация Сибирский колледж фитнеса Обучение Super Gym - -

Наличие лицензии с 2014 года - - -

Продолжительность обучения 2 месяца 2 недели

Стоимость обучения 25000 27000

Квалификация преподавателей Преподаватели вузов, практикующие тренеры Практикующие тренеры

Наличие бренда и узнаваемости

Сувенирная продукция, наличие мерча Именные значки у персонала Именные значки у персонала - -

Реклама Баннеры, таргет «ВКонтакте» Таргет «ВКонтакте», баннеры Баннер Листовки

Упоминание в газетах, журналах Журнал «Дорогое удовольствие» г Томск - - -

Проведение акций и мероприятий Участие в мероприятиях дня города Super gym fest - День открытых дверей

28

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

Таблица 2. Практические рекомендации при разработке фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительного клуба

а т н е м * д е н е Экономические ресурсы 1. Грамотно рассчитывать стоимость годового и месячного абонемента; 2. Регулярно вводить скидки, акции, бонусные программы; 3. Иметь в наличии дополнительные услуги; 4. Внимательно заключать договор с арендодателем и другими организациями

Наличие и узнаваемость бренда 1. Использовать продвижение с помощью сувенирной продукции (мерчи, футболки) 2. Регулярно проводить акции и мероприятия; 3. Реклама через спонсоров; 4. Упоминаться в местных газетах, журналах

-м се н 1- и ф и Обучение сотрудников 1. Иметь собственную лицензию на обучение сотрудников, обучать персонал; 2. Принимать на работу только тренеров, имеющих специальное образование; 3. Нанимать высококвалифицированных преподавателей

ри е т и ср Активность в соцсетях 1. Иметь как можно больше каналов связи и продвижения (ВК, Телеграм, Ютуб) 2. Вести регулярную активность на социальных платформах; 3. Использовать средства продвижения

Работа персонала 1. Иметь поощрительные системы и премии за звание лучшего сотрудника; 2. Проводить регулярные планерки, получать обратную связь от работников

согласно опросу, являются: невнимательность к клиентам (37%), отсутствие эмоционального контакта между тренером и занимающимися (28%), плохая техника демонстрации упражнений (18%) и несоответствующий внешний вид тренера (неопрятность, вызывающая одежда и внешность -17%).

Для определения особенностей фитнес-менеджмента с учетом выявленных критериев проводились педагогические наблюдения организации работы и сравнительный анализ фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска - «Фристайл», Super Gym, «Динамит» и Manila (табл. 1).

Анализируя ценовую политику спортивно-оздоровительных клубов и наличие дополнительных услуг, входящих в стоимость абонемента, можно отметить, что даже более низкая цена абонемента и наличие системы скидок не гарантирует успешность фитнес-клуба. Сравнительный анализ по критериям «наличие официального сайта и активность в социальных сетях» продемонстрировал, что для достижения лучшей узнаваемости клуба, лучшей информированности своих клиентов важно не пренебрегать всей полнотой электронных средств. По третьему критерию - «обучение сотрудников», выявлено, что это отдельный бизнес-процесс в работе фитнес-клуба. Отсутствие систематизированного подхода к обучению является ошибкой руководства клуба, которая подтягивает к себе и проблемы: кадровый дефицит, неудовлетворительную работу персонала.

Виктория 13%

Динамит 4%

Jamping Tomsk 4%

Neon

3%

Manila 4%

Metro fitness 17%

Фристайл 25%

Super Gym 19%

Power Club 11%

Предпочтения занимающихся фитнесом в выборе спортивно-оздоровительного клуба

По четвертому критерию - «наличие и узнаваемость бренда» - можно сделать вывод, что из-за высокой конкуренции клубы теряют свою аутентификацию и потребителю сложнее отличить один клуб от другого. Поэтому очень важно использовать разные каналы: рекламу, фирменный стиль, сервис, диджитал.

На основании выявленных критериев и сравнительного анализа фитнес-менеджмента спортивно-оздоровительных клубов города Томска были разработаны практические рекомендации для успешной реализации менеджмента на рынке фитнес-индустрии, представленные в табл. 2.

Вывод. В результате проведенного исследования были разработаны практические рекомендации для успешной реализации менеджмента спортивно-оздоровительных клубов на рынке фитнес-индустрии с учетом таких критериев, как экономические ресурсы, наличие и узнаваемость бренда, обучение сотрудников, активность в социальных сетях и работа вспомогательного персонала.

Исследование выполнено при поддержке Программы развития Томского государственного университета «Приоритет-2030».

Литература

1. Грошева С. А. Организация системы набора и отбора персонала

000 «ТАГФИГ» / С. А. Грошева // Студенческий. - 2021. - № 18-4 (146). - С. 91-93.

2. Карпушкин С. С. Структура менеджмента в фитнес-индустрии (на примере клуба Super Gym г. Томска) / С. С. Карпушкин, Е. С. Иноземцева // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В. С. Пирусского / под ред. проф. Е. Ю. Дьяковой. Томск: STT, 2019. - С. 309-311.

3. Olimpia Life [Электронный ресурс]: образовательный центр / Экономическая эффективность работы фитнес-клуба, 2011 г. / URL: http://www.fitolimp.ru (дата обращения: 09.11.2021).

References

1. Grosheva S. A. Organizatsiya sistemy nabora i otbora personala OOO «TAGFIG» [Organization of the recruitment and selection system of LLC "TAGFIG"]. Studencheskiy. 2021. No. 18-4 (146). pp.91-93.

2. Karpushkin S. S., Inozemtseva E. S. Struktura menedzhmenta v fitnes-industrii (na primere kluba Super Gym g. Tomska) [The structure of management in the fitness industry (on the example of the Super Gym club in Tomsk)]. Fizicheskaya kultura, zdravookhraneniye

1 obrazovaniye [Physical culture, health care and education]. Proceedings International scientific-practical conference dedicated to the memory of V. S. Pirussky. E.Yu. Dyakova [ed.]. Tomsk: STT publ., 2019. pp. 309-311.

3. Olimpia Life [Electronic resource]: educational center. Economic efficiency of the fitness club, 2011. Available at: http://www.fitolimp.ru (date of access: 11.09.2021).

№11 • 2022 Ноябрь I November

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.