Таблица 3
Окончательные результаты группировки (2006 г.)
Шаг 6/номер кластера Ранжированный ряд кластеров (административные районы) Интегральный показатель (ИП-тех) — центр кластера Балансовая прибыль + амортизация, тыс. руб. Значения интергаль-ных показателей всех элементов кластера
1 Шeлaболиxинcкий — Пaвлoвcкий 87,33 110444 88,34; 86,28
2 Peбpиxинcкий — Toпчиxинcкий — Maмoнтoвcкий — Tюмeнцeвcкий 75,68 82073 Гч 7 СО ^ ^ 'Я IV о 77 2; со Гч 7
3 Kaмeнcкий 60,82 0 60,82
4 Kpутиxинcкий — ^н^у-шиxинcкий — Kaлмaнcкий 50,12 0 52,71; 50,28; 47,37
Выводы
Данный методический подход к сегментации рынка сельскохозяйственной техники по уровню платежеспособности потребителей может применяться в практической деятельности государственными и муниципальными органами управления сельским хозяйством, а также службами маркетинга предприятий сельхозмашиностроения в целях:
- систематического мониторинга регионального рынка;
- обоснования мероприятий по инвестиционной поддержке сельскохозяйственных предприятий — потребителей сельскохозяйственной техники в рамках целевых региональных программ;
- дифференцирования маркетинговых программ предприятий-производителей сельскохозяйственной техники.
Библиографический список
1. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг и др.; пер. с
англ. 2-е европ. издание. М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 944 с.
2. Ковалев А. Процесс сегментирования рынка товаров производственнотехнического назначения / А. Ковалев // Маркетинг. № 6 (91). 2006. С. 51-59.
3. Глинский В.В. Статистический анализ: учебное пособие / В.В. Глинский, В.Г. Ионин. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Информационно-издательский дом «Фи-линъ», 1998. 264 с.
4. Афифи А. Статистический анализ / А. Афифи, С. Эйзен; пер с англ. М.: Мир, 1979. 488 с.
5. Завгородняя А.В. Маркетинг: методы и процедуры: учеб. пособие /
А.В. Завгородняя, М.С. Кодзевич. СПб: Питер, 1990. 98 с.
6. Лукина Е.В. Методика прогнозирования спроса на сельскохозяйственную технику (на примере Алтайского края) / Е.В. Лукина // Ползуновский вестник. № 4-2. 2006. С. 180-184.
+ + +
УДК 631.16 Л.В. Попова,
Л.А. Мелихова
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Сельское хозяйство остается пока важ- стабильность в этом секторе обусловли-
нейшим источником занятости в сельской вает уровень материального благополучия
местности, и таким образом финансовая сельского населения. Более того, устой-
чивое функционирование сельскохозяйственной организации содействует развитию социальной и инженерной инфраструктуры соответствующей территории, что является важнейшей составляющей уровня жизни современного сельского жителя.
В настоящее время финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который предусматривает реструктуризацию (отсрочку и рассрочку) просроченной кредиторской задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации, а также задолженности перед поставщиками за полученные товары и услуги. Главным условием реструктуризации долгов является выполнение текущих обязательств сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В последние годы наблюдаются существенные положительные сдвиги в финансовом состоянии сельхозтоваропроизводителей. Сократилась сумма просроченной кредиторской задолженности (по данным Росстата, только за первое полугодие 2008 года она снизилась на 14,4 млрд руб. и составила 29,4 млрд руб.). В целом сельское хозяйство с 2000 г. ни разу, по годовому балансу, не было убыточным, также наблюдается положительная тенденция по доли прибыльных хозяйств в России, если в 2000 г. она составляла 45%, то к 2007 г. — 62%. Но в то же время остается реальная проблема с 38% убыточных хозяйств, которые и являются главными участниками программы по реструктуризации их долгов.
Результаты реструктуризации по состоянию на 1 апреля 2008 г. показывают, что всего участвуют в программе финансового оздоровления 12820 сельскохозяйственных организаций. Общая сумма реструктуризированной задолженности — 84,1 млрд руб., но при этом 5003 организации, включенные в программу финансового оздоровления, утратили право на реструктуризацию долгов, то есть они не способны выполнить жесткие условия процедуры. В то же время 28% (8751 единиц) сельхозтоваропроизводителей не могут принять участие в программе финансового оздоровления, так как в половине случаев уже возбуждено дело о банкротстве, четверть организаций не могут уплатить текущие платежи в течение
одного месяца до принятия решения о реструктуризации долгов [1].
Таким образом, Закон № 8Э-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в целом не дает полной защиты от банкротства и содержит лишь механизмы реструктуризации долгов производителей.
В настоящее время продолжается совершенствование законодательной базы по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей. Так, 13 мая 2008 г. принят Федеральный закон № 67-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который направлен на упрощение условия включения сельскохозяйственных товаропроизводителей в программу финансового оздоровления, признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». На практике в перечень требований к участнику программы финансового оздоровления кроме обязательных условий включаются новые требования, сдерживающие процесс заключения соглашений о реструктуризации долгов. В связи с этим, согласно Закону № 67-ФЗ запрещается требовать от
должника выполнения каких-либо дополнительных условий о погашении задолженности по текущим платежам в бюджеты бюджетной системы РФ или погашения просроченной задолженности отдельным кредиторам в случае, если это не предусмотрено федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Установлены некоторые особенности реструктуризации долгов. Уточнен порядок заключения и расторжения соглашения о реструктуризации долгов. В соответствии с заключенным соглашением о реструктуризации долгов подлежат реструктуризации также и долги по налогам и сборам, доначисленные по результатам налоговых проверок после подписания соглашения и возникшие до даты, на которую долги фиксируются в таком соглашении. Насколько окажутся действенными внесенные поправки в Закон № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» покажет время, но предложенный механизм реструктуризации долгов не затрагивает более глубоких проблем, решение которых требует шагов, выходящих за рамки реструктуризации задолженности и реорганизации предприятий.
Специфика оздоровления финансового состояния сельскохозяйственных организаций обусловлена особенностями сельскохозяйственного производства. Главными индикаторами кризисного состояния аграрной экономики, предприятий этой отрасли являются: убыточность производства и реализации сельскохозяйственной продукции; высокая просроченная задолженность предприятий бюджетам всех уровней, внебюджетным фондам, поставщикам, банкам; низкий коэффициент обновления основных фондов; неразвитость инфраструктуры сельских поселений.
Основные причины, обусловившие кризисное финансовое состояние хозяйств, рассмотрим по группам:
1) глобальные: историческая обусловленность низкой доходности сельского хозяйства; ценовой диспаритет; большая зависимость сельского хозяйства от природных условий — глобального потепления, экстремальных погодных явлений; относительно низкий биоклиматический потенциал северных земледельческих и южных степных территорий;
2) организационно-технологические — отсутствие круглогодичной занятости (сезонность в труде); низкая степень интеграции и кооперации; отсутствие предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья; неразвитость инфраструктуры рынка для реализации агропродукции; несоблюдение технологических регламентов производства; несовершенство управления;
3) материально-технические: низкий
уровень механизации производственных процессов; высокая степень износа производственных и других основных фондов; отсутствие социальной, инженерной и производственной инфраструктуры, комплексного обустройства сельских селений и территорий;
4) социально-экономические — неравномерность размещения трудовых ресурсов по регионам; недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства; значительная налоговая нагрузка; отсутствие кредитования по приемлемой процентной ставке, недостаточное освоение научно-технических достижений, низкая доля заработной платы в структуре себестоимости сельскохозяйственных сырья и продукции [2].
Реализация программы финансового оздоровления выявила ряд проблем, которые требуют разрешения. Прежде всего, проблемы связаны с новыми экономи-
ческими реалиями, в которых реализуется программа финансового оздоровления.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые не в состоянии справиться с условиями реструктуризации по субъективным причинам, а также вообще не вошедшие в программу финансового оздоровления, подлежат банкротству в соответствии с действующим российским законодательством. В этих условиях необходимо предусмотреть особые меры, смягчающие социально-экономические последствия банкротства в сельском хозяйстве. Другой проблемой банкротства в сельском хозяйстве является создание условий для привлечения потенциальных инвесторов, которые бы позволили сохранить предприятия-банкроты как целостные хозяйствующие объекты и продолжили функционирование на данной территории. Это важно и с социальной, и с бюджетной точки зрения: большинство сельскохозяйственных предприятий обусловливают и уровень доходов, и уровень социальноэкономического развития, и даже морально-психологическую ситуацию в соответствующем населенном пункте. Издержки государства по реабилитации затронутой территории могут оказаться несопоставимо более высокими, чем расходы на привлечение частных инвесторов при банкротстве сельскохозяйственных товаропроизводителей. Наконец, когда не находится инвестора для предприятия-банкрота, и его ликвидация оказывается неизбежной, то и в этом случае необходимо создание условий по максимально возможному сохранению его ресурсов в сельскохозяйственном производстве.
Постановлением Правительства от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» утверждена «Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей». Расчет финансового состояния сельскохозяйственной организации дает возможность территориальным комиссиям по балльной оценке определить, к какой из пяти групп финансовой устойчивости относится должник и в зависимости от количества набранных баллов каждой группе назначить свои условия реструктуризации.
Для того чтобы изменить положение в аграрной сфере производства, применения балльной оценки недостаточно, необ-
ходимо провести ряд мероприятий по финансовому оздоровлению хозяйств.
Основная роль в системе финансового оздоровления предприятия отводится использованию как внутренних, так и внешних механизмов финансовой стабилизации. Их успешное применение позволяет избежать предприятию завершающей стадии его функционирования, т.е. ликвидации.
К числу основных задач по выводу предприятия из кризисного состояния, в первую очередь, относится разработка содержания финансовой стратегии, т.е. совокупности действий и последовательности принимаемых управленческих решений, позволяющих проанализировать, оценить и выработать необходимую систему воздействия на предприятие с целью предотвращения его банкротства. Именно в стратегии конкретизируется общий замысел выхода предприятия из кризисного состояния и определяется состав мероприятий.
Для восстановления платежеспособности организации осуществляются: анализ эффективности производства и финансового состояния организации; разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение эффективности производства организации (оптимизация структуры производства, управление затратами, отказ от заведомо убыточных и внедрение новых видов деятельности и др.); реструктуризация задолженности организации бюджету, внебюджетным фондам, коммерческим кредиторам; совершенствование бухгалтерского учета, внедрение управленческого учета; разработка и внедрение системы оплаты труда, направленной на повышение мотивации труда специалистов и работников.
Необходимо заметить, что если даже организация может самостоятельно восстановить платежеспособность, погасить задолженность и вести производственную деятельность, то и в этом случае привлечение инвестора желательно, так как повышает инвестиционную привлекательность организации, а также осуществляется привлечение финансовых ресурсов для приобретения удобрений, семян, горючего, новой техники, оборудования, ремонта помещений и т.д. Инвестиции, особенно крупные, при компетентном менеджменте позволяют, как правило, в короткий срок провести модернизацию и существенно увеличить объемы произ-
водства, добиться положительного финансового результата [3].
В целях финансового оздоровления выделяется пять групп хозяйств в зависимости от их финансового состояния (1-я группа — риск банкротства малый или отсутствует; 2-я — небольшой риск банкротства; 3-я — средний риск банкротства; 4-я
— большой риск банкротства; 5-я группа — несостоятельность). Если хозяйства первых двух групп смогут самостоятельно решить финансовые проблемы путем реструктуризации долга, бизнеса, экономических отношений, то предприятия оставшихся групп самостоятельно выйти из финансового кризиса не смогут. Им необходим инвестор, который присоединит к себе такого должника или сделает взносы в его уставный капитал.
Присоединение как одна из форм реорганизации сельхозпредприятия регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «О сельскохозяйственной кооперации» и иными нормативно-правовыми актами. При этом все права и обязанности неплатежеспособной сельскохозяйственной организации переходят к предприятию-инвестору, которое присоединяет к себе данное хозяйство.
Наиболее вероятными потенциальными инвесторами являются: финансово благополучные сельхозпредприятия или фермеры, расположенные рядом с несостоятельным хозяйством и заинтересованные в его земле и других ресурсах; птицефабрики и свинокомплексы, не имеющие достаточных угодий для производства зерна, заинтересованы в землях и других ресурсах неплатежеспособных хозяйств для самообеспечения концентратами; перерабатывающие и торговые коммерческие организации, которым нужна сельскохозяйственная продукция в целях повышения надежности поставок, изменения ассортимента и качества продукции, сокращения затрат на сырье; поставщики ресурсов в АПК — поставщики топлива, удобрений и других ресурсов в сельское хозяйство с целью возврата кредитов или извлечения прибыли берут землю и другие ресурсы сельхозпредприятий в аренду или на других основаниях, инвестируют собственные средства и организуют современное прибыльное производство зерна, подсолнечника и других культур; областные и районные администрации заинтересованы в сохранении занятости и доходов сельского
населения, через свои комитеты могут сделать вклады в уставный капитал хозяйств, участвующих в программе финансового оздоровления [4].
Финансовое оздоровление неплатежеспособного хозяйства путем присоединения к состоятельной коммерческой организации имеет как преимущества, так и недостатки. К основным преимуществам можно отнести, прежде всего, сохранение производства и рабочих мест, защиту интересов собственников неплатежеспособного хозяйства, защиту интересов кредиторов.
Оздоровление финансово неблагополучного хозяйства способом присоединения имеет и свои недостатки: значительно увеличивается число собственников организации инвестора; ущемление интересов собственников неплатежеспособного хозяйства в пользу новых собственников; дополнительные расходы, связанные с перерегистрацией имущества; риск инвестора быть разоренным из-за возможных убытков производства в новых подразделениях.
Таким образом, финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций
состоит из комплекса мероприятий: совершенствования законодательства, реструктуризации долгов, государственной финансовой поддержки, организационных мероприятий.
Библиографический список
1. Информация о ходе реализации Федерального закона от 09.07.2002 г. № 8Э-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» по состоянию на 01.04.2008 г. / http://www.gmcgks.ru.
2. Огарков С. Причины кризиса в сельском хозяйстве и направления его оздоровления / С. Огарков // АПК: экономика и управление. 2004. № 5. С. 21-22.
3. Узун В.Я. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей / В.Я. Узун / / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 10. С. 8-12.
4. Узун В.Я. Станет ли инвестор главной фигурой аграрной реформы? /
В.Я. Узун // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 12. С. 13-16.
+ + +