Научная статья на тему 'Особенности финансового и управленческого учета расходов в торговых организациях'

Особенности финансового и управленческого учета расходов в торговых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
991
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любушкин А. А.

У организаций торговли вся их деятельность направлена на реализацию товара, так как непосредственно производство у них отсутствует. В связи с этим у торговых организаций все расходы по содержанию организации рассматриваются как расходы на продажу. В статье рассмотрены особенности формирования затрат торговой организации по наиболее значительным статьям, т.е. доли которых в общих расходах превалируют над другими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности финансового и управленческого учета расходов в торговых организациях»

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

А. А. ЛЮБУШКИН Кубанский государственный аграрный университет

В отечественной бухгалтерской теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно, хотя, например, в странах Европейского Союза оно используется более полувека.

В настоящее время учет в странах ЕС традиционно подразделяется на две подсистемы — финансовый и управленческий учет. Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.

В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженности, о финансовых инвестициях, состоянии источников финансирования, взаимоотношениях с государством по уплате налогов и т. д. Потребителями информации финансового учета являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: налоговые органы, банки, биржи, другие финансовые институты, а также поставщики, покупатели, потенциальные и реальные инвесторы, служащие предприятия. Финансовая отчетность не является коммерческой тайной, она открыта к публикации и в определенных случаях должна быть заверена независимым аудитором или аудиторской фирмой.

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, она является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством.

Впервые понятие расходов, близкое по смыслу к содержанию международных стандартов финансовой отчетности, было сформулировано для целей

бухгалтерского учета в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29.10.1997 Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров. В соответствии с п. 7.6 указанного документа «... расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников). Расходы включают материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.)». Однако в этой формулировке использовано понятие «затраты», которое в Концепции не определено.

Организация финансового учета расходов в РФ регламентирована Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (с учетом последующих изменений) и вступившего в силу с 01.01.2000, в п. 2 которого дано следующее определение расходов: «Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)». Данное определение расходов практически соответствует определению, которое приведено в разделе «Принципы» сборника МСФО.

В пункте 9 ПБУ 10/99 говорится о том, что для «целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая

формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности».

Таким образом, именно управленческие и коммерческие расходы в соответствии с российским законодательством в области бухгалтерского учета могут признаваться расходами периода и как следствие списываться на финансовые результаты в периоде их возникновения. Выбор того или иного порядка признания управленческих и коммерческих затрат представляет собой право предприятия, и выбранный вариант должен закрепляться в таком внутреннем документе предприятия, как его учетная политика. Данное правило касается признания управленческих и коммерческих расходов в финансовом (бухгалтерском) учете. При организации на предприятии самостоятельной системы управленческого учета могут быть использованы иные принципы деления затрат на продукт и на период.

Уточним понятие коммерческих расходов.

Коммерческие расходы — расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ или услуг). Данные расходы накапливаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Различия в организации учета коммерческих расходов при осуществлении различных видов деятельности сформулированы в Инструкции по применению Плана счетов:

— в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «... могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы»;

— в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «... могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров, на оплату труда; на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы».

Отечественный стандарт финансового учета ПБУ 10/99 предполагает необходимость ведения учета расходов (в том числе и коммерческих) по элементам.

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Например, элемент «Затраты на оплату труда» отражает использование трудовых ресурсов независимо от того, какие именно функции — производства, организации, обслуживания или управления — работники выполняют.

Принято выделять следующие экономические элементы:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация;

— прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения отрасли экономики можно разделить соответственно на материалоемкие (высок удельный вес материальных затрат в себестоимости), трудоемкие (высока доля затрат на оплату труда), фондоемкие (преобладает амортизация основных средств и иных внеоборотных активов).

Отчетная информация о расходах по экономическим элементам не всегда позволяет менеджерам принимать оперативные решения, касающиеся структуры затрат, целесообразности некоторых издержек и выявления резервов сокращения себестоимости.

Согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» «.для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно» (статья затрат — совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование).

Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирова-

ния себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят рекомендательный характер. По некоторым отраслям и видам деятельности разработаны новые методические рекомендации, более соответствующие реалиям рыночной экономики, или актуализированы старые. Вместе с тем предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно-заготовитель-ные расходы, амортизационные отчисления (в силу большого удельного веса) и т. д.

У организаций торговли вся их деятельность направлена на реализацию товара, так как непосредственно производство у них отсутствует. В связи с этим у них все расходы по содержанию организации рассматриваются как расходы на продажу.

В торговых организациях затраты целесообразно группировать по таким статьям типовой номенклатуры:

— транспортные расходы;

— расходы на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

— амортизация основных средств;

— расходы на ремонт основных средств;

— расходы на санитарную и специальную одежду;

— расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

— расходы на водоснабжение;

— расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

— расходы на рекламу;

— потери товаров и технологические отходы;

— расходы на тару;

— прочие расходы.

Рассмотрим особенности формирования затрат торговой организации по наиболее значительным статьям (доли которых в общих расходах превалируют над другими).

На статью «Транспортные расходы» могут быть отнесены:

— транспортные услуги сторонних организаций по перевозке товаров;

— плата за раскредитовку, подачу вагонов, взвешивание грузов и тому подобные услуги сторонних организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке товаров из транспортных средств;

— плата за экспедиционные операции;

— стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и др.);

— стоимость материалов, израсходованных на утепление транспортных средств (солома, опилки, мешковина и т. п.);

— плата за временное хранение грузов на станци -ях, пристанях, в портах, аэропортах и т. п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

— плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, в том числе по договорам, заключенным с железной дорогой.

Затраты по статье «Расходы на оплату труда» регламентируются Трудовым кодексом РФ, ПБУ 10/99, отраслевыми нормативными актами, а также внутренними документами организации. В международной практике во взаимоотношениях собственников и наемных работников торговых предприятий применяются три характерные системы оплаты труда: повременная, повременно-комиссионная и комиссионная. Повременная форма, при которой продавцам устанавливаются средние оклады, обеспечивает им финансовую безопасность, но мало стимулирует к напряженному труду. Поэтому она используется применительно к работе, имеющей характер обслуживания и консультаций. Повременно-комиссионная форма, при которой продавцам назначаются небольшие оклады и одновременно выплачиваются средние комиссионные в процентах от объемов продаж, является предпочтительной для обычной торговой деятельности. Комиссионная форма, при которой продавцам выплачиваются большие комиссионные в процентах от объемов продаж, используется при продаже дорогостоящих товаров длительного пользования, реализация которых требует высокой квалификации и больших усилий.

При учете по статье «Амортизация основных средств» следует иметь в виду, что к амортизируемому имуществу торговых организаций в бухгалтерском учете относят две категории долгосрочных активов: основные средства и нематериальные активы. Они являются собственностью конкретных организаций и используются для извлечения дохода. Их стоимость погашается путем амортизации.

Не включаются в номенклатуру амортизируемого имущества земля, объекты природопользования, материалы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок. Не являются амортизируемыми основными средствами приобретенные издания (книги, брошюры и т. п.). Из состава амортизируемых основных средств ис-

ключается имущество, переданное или полученное в безвозмездное пользование, а также имущество, находящееся в режиме консервации (на срок свыше 3 мес.) или на реконструкции (модернизации), продолжающейся свыше 12 мес.

Годовая сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета определяется:

• при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

• при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;

• при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1 /12 годовой суммы. Такой порядок предусмотрен ПБУ 6/01.

По нематериальным активом порядок начисления амортизации аналогичен, за исключением того, что организациям не дано возможности применения последнего способа.

По статье «Уход за помещениями и прилегающей территорией» учитываются:

— расходы на вывоз мусора;

— расходы на уборку прилегающей территории (дворов, улиц, тротуаров);

— расходы на содержание в чистоте помещений;

— стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика, мешковина, щетки, метлы, веники и т. п.).

В статью «Расходы на техобслуживание основных средств» включаются:

— расходы на поверку и клеймение весов, водомеров, электрических и газовых счетчиков и других измерительных приборов;

— расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;

— расходы на проведение противопожарных мероприятий;

— расходы на техобслуживание лифтов, других подъемно-транспортных механизмов сторонними организациями.

По статье «Расходы на тару» учитываются:

— расходы на ремонт тары (в том числе тары-оборудования);

— расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и таро-ремонтным предприятиям;

— амортизация тары-оборудования;

— амортизация многооборотной тары, возмещаемая поставщику в соответствии с условиями договора поставки;

— расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования);

— стоимость тары, списанной из-за естественного износа;

— расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;

— разница в ценах между приемными (при оприходовании тары под товаром) и сдаточными (при возврате порожней тары);

— другие расходы на тару.

В статье «Расходы на санитарную и специальную одежду» отражаются:

— услуги прачечных, ремонтных мастерских, других организаций по стирке, дезинфекции и починке санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей;

— стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т. п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей.

К статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» относятся:

— стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, опилок, стружки, соломы, проволоки и т. п.), использованных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;

— услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров;

— расходы на содержание холодильного оборудования (электроэнергия, вода, смазочные материалы и др.);

— расходы на техобслуживание холодильных установок сторонними организациями;

— стоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов;

— плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;

— расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление грызунов);

— расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов — газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т. п.

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются:

— потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках;

— потери реализуемых вразвес товаров при хранении, подготовке к продаже и продаже вследствие усушки, раструски и распыла, раскрошки, утечки (таяние, просачивание);

— потери в результате разлива при перекачке и продаже жидких товаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— потери плодов и овощей в результате расхода веществ на дыхание;

— потери вследствие порчи товаров, повреждения тары;

— масса полимерной пленки, удаляемой при продаже сыров, поступивших упакованными в указанную пленку;

— потери, обнаруженные в результате разницы между фактической массой тары и массой по трафарету;

— отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой (весом), продаваемых после предварительной разделки;

— потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада;

— отходы картофеля, овощей и фруктов;

— потери охлажденного мяса и субпродуктов при замораживании (в том числе в блоках) в камерах холодильников;

— потери парного мяса и субпродуктов при остывании и замораживании естественным холодом (вне камер холодильников);

— потери мороженого мяса и субпродуктов при хранении в камерах холодильников;

— потери в виде мясной крошки при разрубе мяса;

— потери яиц при длительном хранении;

— потери от боя стеклянной посуды с пищевыми товарами при приеме, хранении и отпуске в торговых организациях, а также при перевозке транспортными средствами;

— потери от боя и щербления стеклянной по-

рожней посуды при приеме, хранении и отпуске в торговой организации, а также при погрузке в железнодорожные вагоны (баржи) и при транспортных перевозках;

— потери от продажи тканей метражом (в результате разрезания);

— другие подобные товарные потери;

— потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.

В торговле существует понятие «нормы естественной убыли». Естественная убыль — это потери при хранении и реализации товаров, обусловленные физико-химическими свойствами товаров вследствие усушки, утруски, утечки, распыла, разлива и т. п. Эти потери возникают по объективным причинам, поэтому их нормируют. На отдельные виды товаров устанавливаются нормы убыли в процентах к стоимости или к натуральным показателям. Размер норм естественной убыли зависит от климатической зоны, видов и групп товаров, времени года, условий хранения и пр. На складах нормы естественной убыли зависят также от сроков хранения.

Перечень норм, утвержденных в разное время и действовавших до недавнего времени, приведен в приказе МВЭС РФ от 19.12.1997 № 631. Однако приказом Минэкономразвития России от 17.01.2001 № 8 действие приказа № 631 приостановлено как не прошедшего государственную регистрацию в Минюсте России. Споры вокруг применения разработанных и утвержденных Минторгом СССР и Минторгом РСФСР норм больше касались включения товарных потерь в пределах норм естественной убыли в расходы для целей налогообложения. В настоящее время, когда бухгалтерский учет отделен от налогового учета, торговая организация вправе самостоятельно решать, каким образом учитывать товарные потери: с использованием разработанных норм (до принятия новых), разработать нормы самостоятельно или списывать товарные потери по факту с составлением соответствующих актов. Порядок списания товарных потерь необходимо закрепить в учетной политике организации.

На статью «Расходы на рекламу» относят затраты:

— на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров;

— на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.);

— на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети;

— на световую и иную наружную рекламу;

— на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видеофильмов и т. п.;

— на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей;

— на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках;

— на оплату образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату;

— на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей этих призов во время проведения массовых рекламных компаний;

— на проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой деятельностью.

В бухгалтерском учете затраты на рекламу включаются в состав расходов на продажу без ограничений.

Статья «Представительские расходы» используется практически в любой коммерческой организации, так как в целях расширения взаимовыгодного сотрудничества со своими контрагентами и заключения новых хозяйственных договоров возникают расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах.

В состав представительских расходов включаются также расходы организации по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или другого аналогичного органа организации.

Нормы бухгалтерского законодательства не содержат понятия «представительские расходы». Таким образом, в настоящее время организациям следует руководствоваться перечнем представительских расходов, приведенным в ст. 264 НК РФ.

К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Проводиться подобные мероприятия (официальный обед, ужин и пр.) могут либо непосредственно в самой организации, либо с выездом на предприятие общественного питания, либо с этой целью организуется командировка работника в другую организацию и т. д.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.

Документальное оформление представительских расходов состоит из нескольких этапов:

1) оформление так называемых подготовительных документов;

2) оформление уточняющих (конкретизирующих) документов;

3) оформление документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств.

Представительские расходы — это планируемые и целевые расходы.

На первом этапе в организации составляется и протоколом общего собрания учредителей (акционеров) утверждается смета представительских расходов на отчетный год.

На этом же этапе целесообразно издать внутренние организационно-распорядительные документы (например, приказы руководителя организации), регламентирующие:

— перечень официальных лиц организации, имеющих право участвовать в переговорах, а следовательно, получать под отчет средства на представительские расходы;

— порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;

— порядок расходования средств на представительские расходы;

— документальное оформление представительских расходов;

— порядок осуществления контроля за расходованием и списанием средств на представительские расходы;

— нормирование отдельных видов представительских расходов.

На втором этапе составляются внутренние оправдательные документы, непосредственно связанные с проведением конкретного представительского мероприятия. К таким документам можно отнести:

— приказ руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия;

— приказ о направлении приглашения на деловую встречу, который должен содержать цель прибытия представителей сторонней организации;

— программу проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, ФИО участников со стороны

организации и со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметы представительских расходов.

На третьем этапе ответственным лицом оформляются и представляются в бухгалтерию организации документы, подтверждающие фактическое расходование денежных средств на проведенное мероприятие:

— отчет о расходах на проведение деловой встречи;

— авансовый отчет с приложенными документами, подтверждающими произведенные расходы.

Такими документами являются: счета предприятий общественного питания, товарные чеки, чеки ККМ, документы об оплате транспортных расходов, документы об оплате услуг переводчика и т. д.

При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) представительские расходы согласно пп. 5 и 7 ПБУ 10/99 учитываются в качестве коммерческих (управленческих) в составе расходов по обычным видам деятельности. В бухгалтерском учете представительские расходы не нормируются, т. е. в полном объеме включаются в состав затрат.

В зависимости от целей деятельности организации, вида товаров, сопутствующих видов деятельности перечень статей управленческого учета расходов может меняться. Однако необходимость разграничения, полного, точного и своевременного учета затрат по статьям управленческого учета является очевидной для любой торговой организации.

В частности, накопление учетных данных по статьям расходов торговой организации позволит анализировать их в динамике в целях последующего оптимального планирования — составления бюджета коммерческих расходов.

При формировании бюджета коммерческих расходов учитываются все расходы, связанные со сбытом, продвижением и хранением товара. Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов. Переменные коммерческие расходы (комиссионные вознаграждения, затраты на упаковку, складскую обработку, транспортировку товаров заказчикам) зависят от объема продаж и закупок и переносятся из бюджета переменных общепроизводственных

расходов. Коммерческие расходы группируются по критериям, основными из которых являются виды продукции и категории покупателей. При составлении бюджета коммерческих расходов в отдельную группу выделяются постоянные затраты: расходы на рекламу и маркетинг и расходы на хранение товаров на складе. Величина этих расходов планируется на основе данных управленческого учета (расходы предшествующего периода с учетом сезонности) и решений менеджмента.

В дальнейшем для учета и контроля за отклонениями затрат по рассмотренным ранее статьям необходимо использовать ведомость аналитического учета и контроля за отклонениями затрат от установленных норм (бюджетов).

Таким образом, отлаженная система учета расходов организаций торговли по статьям управленческого учета выполняет как минимум две важные функции в части принятия управленческих решений:

1) на основе анализа аналитических данных по статьям расходов за прошлые периоды формировать оптимальные бюджеты коммерческих расходов на будущие периоды;

2) позволяет оперативно учитывать отклонения от принятых бюджетов, рационально использовать экономию средств и предотвращать несанкционированный перерасход.

Литература

1. Агафонова М. Н. Оптовая и розничная торговля / М. Н. Агафонова. — М.: «Бератор-Пресс», 2004. — 440 с.

2. Волошин Д. А Проблемы организации систем управленческого учета на предприятиях / Д. А. Волошин // Экономический анализ: теория и практика. — 2006. — № 22.

3. Колесников С. Н. Многомерная себестоимость / С. Н. Колесников. — Http://www. consulting. ru.

4. Королев Р. Управленческий учет. Классификация затрат. Концепция и терминология / Н. Королев // Московский бухгалтер. — 2004. — № 4.

5. Корпусов А А Управленческий учет в торговых предприятиях / А. А. Корпусов, И. И. Коновалов // Бухгалтерский учет. — 2005. — № 7. — С. 18 — 22.

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.