Особенности финансово-правовых санкций Features of financial and legal sanctions
Ильиных Лидия Владимировна
Студент 3 курса Факультет Институт права БашГУ
Россия, г. Уфа, ул. Достоевского, 131 e-mail: ilinykh2000@mail.ru
Ilinykh Lidia Vladimirovna
Student 3 term Faculty ofInstitute of Law BashSU
131 Dostoevsky Street, Ufa, Russia e-mail: ilinykh2000@mail.ru
Научный руководитель
Арутюнян Марина Самвеловна
кандидат юридический наук, доцент
БашГУ
Россия, г. Уфа, ул. Достоевского, 131
Scientific adviser
Аги^уипуап Marina Samvelovna
candidate of legal sciences, associate professor
BashSU
131 Dostoevsky Street, Ufa, Russia
Аннотация.
В данной работе были определены особенности финансово-правовых санкций. Обращено внимание на работы научных деятелей, в которых приводятся определения санкций, также проведен анализ представленных в статье высказываний. Особое внимание в данной статье занимает субъектный состав данных правоотношений, среди которых выделены реальные участники отношений и специально уполномоченные органы, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право применять санкции. Также, рассматривая специфичные черты финансово-правовых санкций, значительный упор сделан на правовостановительный и карательный характеры финансово-правовых санкций. Для более ясного понимания выделенных нами особенностей финансово-правовых санкций, в статье приводятся примеры из нормативно-правовых актов применения мер ответственности. В конце подводятся итоги, и формулируется общий вывод по финансово-правовым санкциям.
Annotation.
In this paper, the features of financial and legal sanctions were identified. Attention is drawn to the works of scientific figures, which provide definitions of sanctions, and an analysis of the statements presented in the article is also carried out. Particular attention in this article is paid to the subject composition of these legal relations, among which the real participants in the relationship and specially authorized bodies are singled out, which, in accordance with current legislation, have the right to apply sanctions. Also, considering the specific features of financial and legal sanctions, considerable emphasis is placed on the legal and punitive nature of financial and legal sanctions. For a clearer understanding of the features of financial and legal sanctions highlighted by us, the article provides examples from regulatory legal acts of the application of liability measures. At the end, the results are summed up, and a general conclusion on financial and legal sanctions is formulated.
Ключевые слова: финансово-правовые санкции, финансово-правовая ответственность, субъектный состав финансово-правовых отношений, штраф, пеня, взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций.
Key words: financial and legal sanctions, financial and legal liability, subject matter of financial and legal relations, fine, penalty, collection of arrears, blocking of expenses, withdrawal of budgetary funds, suspension of operations.
Санкция - это один из элементов, который образует структуру финансово-правовой нормы. При
нарушении норм финансового законодательства следует мера государственного принуждения, применяемая к субъектам её нарушившим. Так, М.В. Карасева санкцию представляет именно как часть финансово-правовой нормы, которая наступает в виде специальных мер принуждения, применяемых к субъектам, нарушивших их, а именно диспозицию нормы закона. Действительно, так и есть, ведь правовая норма указывает субъектам правоотношений на должное поведение при тех или иных обстоятельствах, а если не соблюдать положение норм, последует ответственность.
Доктор юридических наук Ю. А. Крохина считает, следование нормам финансового законодательства становиться реализуемым благодаря обеспечиваемым государством мерам принуждения за совершение противоправных деяний, в том числе за невыполнение обязательств, которые закреплены в источниках финансового права. За совершение финансового правонарушения следует ответственность, которая в свою очередь находит своё отражение в санкции нормы права. С мнением Ю. А. Крохиной нельзя не согласиться, потому что финансово-правовая санкция - это мера финансово-правовой ответственности за противоправное деяния, которое устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами. Также стоит отметить, что применение финансово-правовой ответственности создает строго определенную систему наказаний к каждому случаю.
Меры государственного воздействия являются важным отличительным феноменом финансово -правовых санкций. Среди них законодатель выделяет достаточно обыденные нам штраф и пеню, а так же применимые именно к отношениям, возникающих из финансовых норм - недоимки, блокировки расходов, приостановление операций по счетам, изъятия бюджетных средств.
На наш взгляд, такое разнообразие методов применения ответственности связано, прежде всего, с субъектным составом. М. В. Карасева участников данных отношений подразделяет на следующие группы финансового права:
1) общественно-территориальные образования;
2) коллективные субъекты;
3) индивидуальные субъекты.
К первой группе относятся Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования. Ко второй группе - органы государственной власти и различные организации. В третью группу входят физические лица и иногда должностные лица.
Стоит отметить, что обладателем прав и обязанностей финансового правоотношения считается не всякое лицо, а только то, что напрямую задействовано в конкретном финансовом правоотношении, реализуя тем самым свои возможности, которые возникли в силу закона. Например, положения статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации говорят нам, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд оформляются контрактом, который в свою очередь должен соответствовать планам -графикам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В данном случае мы видим, что при оформлении контракта будут возникать права и обязанности у субъектов по поводу обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Финансово-правовые санкции, как правило, устанавливают определенные размеры взыскания денежных средств, которые в свою очередь изымаются у закононарушителей финансового законодательства, а также предусматриваются иные меры воздействия на данное лицо. Характерным примером таких видов санкций может быть нарушение условий предоставления бюджетного кредита, который предоставляется из одного бюджета
бюджетной системы Российской Федерации в другой бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в том числе использование средств бюджета на цели, не предусмотренные нормами закона или соответствующим договором, которые могли стать основанием для предоставления указанных средств, последствием таких действий будет бесспорное взыскание суммы средств, обращавшихся с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, а также возможно платы за пользование ими или приостановление предоставления межбюджетных трансфертов, не считая субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Другой не менее важной особенностью финансово правовых санкций является их правовосстановительный и карательный характеры. Как отмечает А. С. Емельяненко, целью финансовой ответственности считается воссоздание социальной справедливости, которая тем самым связана с восстановительной функцией финансовой ответственности. Главной задачей их применения, мы считает, что является именно предупреждение правонарушений в финансово-правовых отношениях. Чтобы разобраться в различиях данных характерах санкций рассмотрим следующие примеры. Обращаясь к налоговому законодательству, можно взять в качестве примера неуплату или неполную уплату сумм налога, в результате чего возникает занижение налоговой базы, неправильного исчисление налога или других неправомерных деяний, за нарушения которых влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Мы можем считать, что данная санкция является правовостановительной, так как направлена на обеспечения исполнения обязанностей, установленных законом, и возмещает ущерб за неуплату или неполную уплату сумм налога. Далее, обращаясь к административному законодательству, в качеств примера, будут действия по открытию банком или иной кредитной организацией определенного счета организации или индивидуальному предпринимателю без предоставления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. За данное правонарушение предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч. Таким образом, карательная санкция направлена на предупреждение правонарушения, а также на исправление и наказание субъекта, совершившего данное деяние. Введу выше сказано, мы видим, что отличительным критерием рассматриваемых положений является устранение вреда в правовосстановительной санкции в отличие от карательной.
Следующей значимой чертой финансово-правовых санкций является проявление ответственности перед государством. Выделение данной черты связано с тем, что взысканные денежные средства с ответчика поступают не истцу, а в доход государства. Например, при взыскании штрафа налоговым органом за несвоевременную оплату налога с налогоплательщика, полученная сумма не будет поступать на счет взыскателя, она будет зачислена в доход государства. Законодательно данное положение отражается в статье 46 Бюджетного кодекса, в которой сказано, что суммы штрафов, пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Данную особенность отмечает и М. В. Карасева в своих трудах. Она утверждает, что денежные средства, которые получены в результате наложения санкций финансово-правовых норм поступают в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные внебюджетные фонды.
Также стоит отметить, что финансово-правовые санкции закреплены достаточно в широком круге различных сфер деятельности, так как на законодательном уровне можно наблюдать их отражении и в законах о налогах и сборах, и о валютном регулировании, и о банковской деятельности, и о ценных бумагах, и, конечно, в бюджетном законодательстве. Например, обращаясь к административному законодательству, мы видим, что за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования последует санкция в виде наложения штрафа в соответствующем размере. Исходя из этого, следует вывод, что
финансово-правовые санкции могут применяться в административном порядке, а это еще одна из особенностей. Исходя из выше сказанного, можно сформулировать следующее определение: финансово-правовые санкции -это такие способы воздействия специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами по отношению к субъектам, нарушившим нормы финансового законодательства. И в соответствии с законодательством Российской Федерации у нас предусматривается применение финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Возьмем достаточно новое решение по делу № А20-4542/2020, в котором территориальный фонд медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Майская стоматологическая поликлиника» о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, штрафа, за использование средств не по целевому назначению и пени за невозврат средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению. Выявили, что в ходе проведение плановой комплексной проверки соблюдения законодательства об использовании средств обязательного медицинского законодательств нашли нарушения, было предложено ответчику возвратить средства, которые были использованы не по целевому назначению, а также уплатить штраф, это не было исполнено. В итоге, основываясь на ФЗ «об обязательно медицинском страховании», на статье 306.4 Бюджетного кодекса нецелевое использование бюджетных средств и иных нормативно-правовых актах, суд решил иск удовлетворить, с ответчика взыскать основную задолженность, пени и штраф. Исходя из приведенной ситуации, мы видим, что на практике применяются финансово-правовые санкции, в данном случае - это штраф, пеня и взыскание задолженности.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансово-правовые санкции, воздействуя на субъекты данных отношений, принуждают к реализации норм финансового законодательства. Неправомерные действия образуют причину применения санкций. Такие действия заключаются в необоснованном образовании, распределении и использовании государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. В частности, толчком к применению финансово-правовых санкций считаются действия по использованию бюджетных средств не на цели, которые установлены законом, также действия по неуплате или частичной неуплате налогов или не перечисление или перечисление не в установленный срок бюджетных средств получателям. Финансово -правовые санкции Российской Федерации находят свое отражение в Бюджетном кодексе, Налоговом кодексе, Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и других правовых актах, регулирующих финансовую деятельность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Список используемой литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 15.07.2021 №37-П) // Информационная система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Емельянов А.С. Меры финансово-правового принуждения // Правоведение. 2001. N 6. С. 54.
3. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 720.
4. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2004. С.