Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунцман М.В., Суповская В.А.

Использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) особенно актуально на современном этапе развития российской экономики. В статье рассмотрены условия привлечения и распределения финансовых средств для воплощения проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Анализ финансирования ГЧП в различных отраслях экономики показал, что в коммунально-энергетической сфере реализуется наибольшая часть проектов. Проанализирована динамика численности проектов ГЧП за период 2011-2020 гг. и их стоимость. Для улучшения конкурентной среды в Орловской области предлагается создавать и совершенствовать собственные производственные мощности вместе с обновлением нормативно-правовой базы и еще большим привлечением частных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS (ON THE EXAMPLE OF THE OREL REGION)

The use of public-private partnership (PPP) mechanisms is especially relevant at the present stage of development of the Russian economy. The article considers the conditions for attracting and distributing financial resources for the implementation of public-private partnership (PPP) projects. An analysis of PPP financing in various sectors of the economy showed that the majority of projects are being implemented in the utilities and energy sector. The dynamics of the number of PPP projects for the period 2011-2020 is analyzed. and their cost. To improve the competitive environment in the Oryol region, it is proposed to create and improve its own production facilities along with updating the regulatory framework and attracting even more private investment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

М.В. Кунцман, старший преподаватель В.А. Суповская, магистрант

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-284-101-105

Аннотация. Использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) особенно актуально на современном этапе развития российской экономики. В статье рассмотрены условия привлечения и распределения финансовых средств для воплощения проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Анализ финансирования ГЧП в различных отраслях экономики показал, что в коммунально-энергетической сфере реализуется наибольшая часть проектов. Проанализирована динамика численности проектов ГЧП за период 2011-2020 гг. и их стоимость. Для улучшения конкурентной среды в Орловской области предлагается создавать и совершенствовать собственные производственные мощности вместе с обновлением нормативно-правовой базы и еще большим привлечением частных инвестиций.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственные инвестиции, частные инвестиции, Орловская область.

Использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) особенно актуально на современном этапе развития российской экономики. В период перехода к рыночной экономике роль государства резко изменилась, поэтому нехватка средств для финансирования социально значимых программ требует координации действий наряду с неотъемлемой частью рыночной ситуации - частным бизнесом. «При этом доля расходов на финансирование фундаментальных исследований по-прежнему остается мала, наибольшую долю занимают расходы на гражданскую науку» [1].

Государственно-частное партнерство -юридически созданное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, разделении рисков, сотрудничестве между государственным партнером с одной стороны и частным партнером с другой, осуществляемое на основе договора государственно-частного партнерства в целях привлечения частных инвестиций в экономику, обеспечения наличия и качества товаров, работ и услуг.

Согласно Закону № 1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах», был установлен

порядок и условия участия Орловской области в государственно-частных партнер-ствах путем заключения и исполнения от имени Орловской области соглашений, в том числе концессионных [2].

На сегодняшний день в Орловской области осуществляется 23 инфраструктурных проекта, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства, из них:

- 1 находится на стадии инициирования;

- 2 находятся на стадии структурирования;

- 1 находится на стадии конкурса и подписания соглашения;

- 4 находятся на прединвестиционной стадии;

- 2 находятся на инвестиционной стадии;

- 11 находятся на стадии эксплуатации;

- 2 проекта завершены.

Общий объем финансирования по данным проектам составляет 1851,34 млн. рублей, в том числе средства частных партнеров 99,57% (1843,34 млн. рублей). Структура распределения проектов ГЧП по источникам финансирования представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение стоимости проектов ГЧП по источникам финансирования, млн. руб.

[3]

Распределение проектов ГЧП по сферам и объемам реализации представлено в таблице 1.

Таблица 1. Распределение проектов ГЧП по сферам и объемам реализации [3]

Сфера инфраструктуры Доля численности проектов, % Доля финансирования проектов, %

Транспортная 8,70 9,02

Промышленная 4,35 46,61

Социальная 21,74 36,31

Коммунально-энергетическая 65,22 8,06

Изучение отраслевой структуры проектов ГЧП по Орловской области свидетельствует о наибольшем применении данного механизма в коммунально-энергетической сфере (65,22% всех проектов), при этом объем финансирования по данным проектам составляет всего 8,06%, а это самый низкий показатель из всех сфер, причем в данном направлении было осуществлено 15 проектов из 23. Количество проектов в социальной сфере составляет 21,74% при доле в общем объеме финансирования 36,31%.

В транспортной инфраструктуре доля численности проектов составляет 8,70% при доле финансирования 9,02%. В промышленной инфраструктуре за все время был осуществлён только один проект (4,35% от всех проектов), но включающий в себя наибольший объем финансирования - 46,61% или 863 млн. рублей.

Динамика численности проектов ГЧП и их стоимости за период от 2011 по 2020 год представлена на рисунках 2 и 3, соответственно.

Рис. 2. Динамика численности проектов ГЧП за период 2011-2020 гг., штук

18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 о

16 128

8 068

6 054 «057

4 040

НО о 0 0 158

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 3. Стоимость проектов ГЧП за период 2011-2020 гг., млн. руб. [3]

По рисункам 2 и 3 видно, что в среднем по Орловской области в год реализуется по три проекта ГЧП, исключением является 2016 год, в котором было реализовано восемь проектов ГЧП. В 2011 году, когда механизм государственно-частного партнерства только зарождался в Орловской области, началось осуществление первого инфраструктурного проекта. За период с 2012 по 2014 год на базе ГЧП не был реализован ни один проект.

В 2015 году механизм ГЧП вновь вернулся в Орловскую область в виде двух проектов на 158 млн. рублей. Резкий скачок произошел в 2016 году, когда начали осуществляться восемь проектов ГЧП с рекордной суммой инвестиций (16 128 млн. рублей).

По стоимости проектов первые пять лет (2011-2015 гг.) находились на одинаково низком уровне финансирования, но к 2016 году финансирование возросло более чем в 28 раз. После этого года как количество проектов, так и стоимость их финансирования начали плавно снижаться, что может говорить о неустойчивом развитии региона.

Орловская область участвует в проектах ГЧП, по большому счету, только на муниципальном уровне, однако несколько проектов были осуществлены на региональном и федеральном уровнях.

Распределение уровней реализации проектов ГЧП по Орловской области представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Распределение уровней реализации проектов ГЧП в Орловской области за 20112020 гг., % [3]

Рассмотрим также рейтинг Орловской области по уровню развития ГЧП среди других регионов с 2013 по 2019 год. Динамика мест Орловской области по уровню развития ГЧП с 2013 года представлена на рисунке 5.

2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013

75

51

58

70

57

78

59

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 5. Рейтинг Орловской области 2011-2020 гг. по местам развития ГЧП [3]

По данным 2015 года, Орловская область по степени развития механизма ГЧП находилась на 59 месте из 85, но вследствие более мощного развития других регионов России к 2019 году сместилась на 75 из 85 мест, что может свидетельствовать о

вложении малых сумм инвестиций, чем в остальные регионы.

Рассмотрим один из завершенных проектов ГЧП Орловской области, от 27 декабря 2011 года, подробная информация об его осуществлении представлена в таблице 2.

Таблица 2. Описание проекта ГЧП [4]

1. Краткое описание проекта Организация национальной сети диагностических центров позитронно -эмиссионной томографии и формирование инфраструктуры для клинических исследований диагностических препаратов нового поколения.

2. Стоимость проекта Стоимость проекта составляет 409,506 млн. руб.

3. Сроки и этапы реализации Период строительства: 2 года. Период эксплуатации: 25 лет.

4. Уровень реализации проекта Региональный

5. Принадлежность проекта Сфера: Социальная инфраструктура. Отрасль: Здравоохранение и санаторно-курортное лечение Подотрасль: Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь.

6. Цель проекта - повышение доступности медицины высоких технологий для пациентов и врачей; - сокращение сроков и оптимизация расходов на строительство, ввод в эксплуатацию и обучение специалистов с учетом частно-государственного партнерства; - улучшение качества диагностики, лечения и прогноза онкологических пациентов.

7. Задачи проекта - разработка проекта и создание Центров Молекулярной Диагностики (ПЭТ/КТ) на основе централизованной радиохимической лаборатории; - обеспечение централизованного контроля качества конечного продукта в соответствие с рекомендациями Европейской/Российской Фармакопеи; - создание и контроль документации, процессов производства радиофармпрепаратов (РФП) и утилизации отходов в соответствие со стандартами GMP для обеспечения безопасности пациентов; - обеспечение доставки РФП в диагностические центры ПЭТ/КТ для проведения диагностических исследований в соответствие с правилами НРБ; - обучение персонала и оптимизация процессов производства и диагностических процедур на базе централизованной лаборатории и диагностических центров; - консолидация ресурсов инвесторов и экспертизы компании производителя для скорейшего введения проекта в эксплуатацию.

8. Партнеры проекта Частный партнёр проекта: ООО «ПЭТ-технолоджи». Публичный партнер: Орловская область. Орган власти или организация, выступающая от лица публичного партнера: Прави-гельство Орловской области.

9. Модель возврата инвестиций частного партнера Прямой сбор платы с потребителей за пользование объектом (услуги) / иная коммерческая деятельность. Иная коммерческая деятельность (субаренда, реклама, торговля и пр.).

10. Участие в федеральных программах Федеральная программа «Онкология».

11. Результаты проекта Внедрение метода ПЭТ/КТ в клиническую практику здравоохранения Орловской области позволило: - диагностировать заболевание на ранних стадиях (возможность проведения радикального лечения); - контролировать эффективность проводимой химиотерапии; - определить стадию распространенности заболевания, тем самым избежать неоправданных хирургических вмешательств и связанных с ними осложнений; - точно проводить планирование лучевой терапии; - диагностировать рецидив заболевания; сократить расходы, связанные с дополнительными диагностическими и лечебными процедурами.

Можно отметить, что проекты ГЧП в Орловской области регулируются законодательно на основе:

- Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [5];

- Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном

партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Подведем основные итоги реализации проектов ГЧП в Орловской области:

- за десять лет с момента включения региона в программу ГЧП было реализовано 23 проекта;

- средний срок реализации ГЧП проекта - более чем у 21% проектов объем инве-- 13 лет; стиций не превышает 1 млн. рублей [6].

- примерно 82% проектов ГЧП в данном Для улучшения социально-экономиче-регионе осуществляются на основе концес- ской и конкурентной ситуации в Орловской сионного соглашения; области необходимо сделать гораздо

- в Орловской области по большей части больше - от создания и совершенствования реализуются проекты муниципального собственных производственных мощно-уровня; стей, до совершенствования нормативно- около 99% инвестиций, вложенных в правовой базы и привлечения частных ин-

проекты ГЧП принадлежат частным компа- вестиций [7; 8]. ниям;

Библиографический список

1. Безновская В.В. К вопросу о национальном богатстве / В.В. Безновская, М.В. Кунц-ман, М.С. Москвина // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2015. - №4 (6). - С. 22.

2. Закон Орловской области от 12.10.2011 №1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах»

3. РосИнфа. База инфраструктурных проектов - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosinfra.ru/project (Дата обращения 11.01.2022).

4. "ПЭТ-Технолоджи" - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pet-net.ru (Дата обращения 11.01.2022)

5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Государственно-частное партнерство - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/ (Дата обращения 11.01.2022)

6. Инвестиционный портал Орловской области - [Электронный ресурс] - https://invest-orel.ru/articles/ppp_oryol (Дата обращения 11.01.2022)

7. Кунцман М.В. Экономическая теория: курс лекций. - М.: МАДИ, 2015. - 208 с.

8. Кунцман М.В. Макроэкономика: курс лекций. - М.: МАДИ, 2015. - 104 с.

FEATURES OF FINANCING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS (ON THE EXAMPLE OF THE OREL REGION)

M.V. Kuntsman, Senior Lecturer V.A. Supovskaya, Graduate Student

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. The use of public-private partnership (PPP) mechanisms is especially relevant at the present stage of development of the Russian economy. The article considers the conditions for attracting and distributing financial resources for the implementation ofpublic-private partnership (PPP) projects. An analysis of PPP financing in various sectors of the economy showed that the majority of projects are being implemented in the utilities and energy sector. The dynamics of the number of PPP projects for the period 2011-2020 is analyzed. and their cost. To improve the competitive environment in the Oryol region, it is proposed to create and improve its own production facilities along with updating the regulatory framework and attracting even more private investment.

Keywords: public-private partnership, public investment, private investment, Oryol region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.