Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
капитал / инвестиции / инновации / инновационный проект / венчурный капитал / capital / investment / innovation / innovation project / venture capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурашидова Марина Сагатовна

В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание инновационному развитию. Примерами этого могут послужить организация Министерства инновационного развития Республики Узбекистан, а также принятие ряда законов об инновационном развитии страны. Главной задачей государства является совершенствование финансирования инновационных проектов на научные исследования, так как увеличение научного вклада в разработку приведет к прямому увеличению числа новых инноваций и технологий в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCING INNOVATIVE PROJECTS IN UZBEKISTAN

Currently, the Republic of Uzbekistan pays special attention to innovative development. Examples of this are the organization of the Ministry of Innovative Development of the Republic of Uzbekistan, as well as the adoption of a number of laws on the innovative development of the country. The main task of the state is to improve the financing of innovative projects for scientific research, since an increase in the scientific contribution to the development will lead to a direct increase in the number of new innovations and technologies in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Абдурашидова Марина Сагатовна,

старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности», Ташкентского государственного технического университета

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

УДК: 334

АБДУРАШИДОВА М.С. УЗБЕКИСТОНДА ИННОВАЦИОН ЛОЙИЦАЛАРНИ МОЛИЯЛАШТИРИШ ХУСУСИЯТЛАРИ

Хозирги кунда Узбекистан Республикасида инновацион ривожланишга алох,ида эътибор каратилмокда. Бунга Узбекистан Республикаси Инновацион ривожланиш вазирлигининг ташкил этилиши, шунингдек мамлакатнинг инновацион ривожланиши т^рисидаги катор конунларнинг кабул килиниши мисол була олади. Илмий тадкикотлар учун инновацион лойих,аларни молиялаш-тиришни такомиллаштириш давлатнинг асосий вазифасидир, чунки ривожланишга кушилаётган илмий улушнинг ошиши Узбекистан Республикасида янги инновациялар ва технологиялар сони-нинг туFридан-туFри усишига олиб келади.

Таянч иборалар: капитал, инвестиция, инновация, инновацион лойих,а, венчур капитал.

АБДУРАШИДОВА М.С. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ

В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание инновационному развитию. Примерами этого могут послужить организация Министерства инновационного развития Республики Узбекистан, а также принятие ряда законов об инновационном развитии страны. Главной задачей государства является совершенствование финансирования инновационных проектов на научные исследования, так как увеличение научного вклада в разработку приведет к прямому увеличению числа новых инноваций и технологий в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: капитал, инвестиции, инновации, инновационный проект, венчурный капитал.

ABDURASHIDOVA M.S. FEATURES OF FINANCING INNOVATIVE PROJECTS IN UZBEKISTAN

Currently, the Republic of Uzbekistan pays special attention to innovative development. Examples of this are the organization of the Ministry of Innovative Development of the Republic of Uzbekistan, as well as the adoption of a number of laws on the innovative development of the country. The main task of the state is to improve the financing of innovative projects for scientific research, since an increase in the scientific contribution to the development will lead to a direct increase in the number of new innovations and technologies in the Republic of Uzbekistan.

Keywords: capital, investment, innovation, innovation project, venture capital

Введение.

В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание инновационному развитию. Примерами этому может послужить организация Министерства инновационного развития Республики Узбекистан, а также принятие ряда законов об инновационном развитии страны.

На сегодняшний день главной задачей государства является совершенствование финансирования инновационных проектов на научные исследования и доведение доли выделяемых средств в ВВП до 1%1. Переход к национальному инновационному системному подходу станет доминирующим в области финансирования инновационных проектов.

Следовательно, увеличение научного вклада в разработку приведет к прямому увеличению числа новых инноваций и технологий в Республике Узбекистан.

Постановка научной проблемы.

Вопросами финансирования инновационного развития занимались много исследователей, в числе которых можно привести Д.Аржибуджи, Ж.Ховелса, П.Друкера, Д.Белла, Н.Мазура, Б.Лундвала, Р.Нелсона, В.Иванова, Й.Шумпетера, Р.Фатхуддинова, Н.Розенберга, А.Поршневой, К.Пузня, А.Румянцевой и других ученых 2.

1 https://mininnovation.uz/ru Официальный сайт Министерства инновационного развития Республики Узбекистана

2 Archibudgi D., Howells J., and Michie J. (Ed.) Innovation policy in a global economy. -Cambridge, 2009; Bell, D.G.

Knowledge markets and communities: two approaches for supporting product development teams. Invited talk at the Fordham Graduate School of Business CEUG Consortium. / D.G. Bell; 2011. -New York, NY.; Drucker P. Innovation and entrepreneurships: Practice and principles / P. Drucker. L.: Pan Books, 1986, p. 55.; Lundvall, B.A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / B.A. Lundvall. London: Pinter Publishers, 2002; Мазур Н.З. Инновационная экономика: инновационные системы. Интеллектуальная собственность / Н.З. Мазур. -Самара: Издательство СНЦ РАН», 2001; Иванов В.В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования, монография / В.В. Иванов. -М.: СканРус, 2014. - 285с.; Инновационный тип развития экономики: учебник / [Архангельский В. В. и др.] ; под общ. ред.А. Н. Фоломьева, Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Изд. 2-е, доп. и пере-раб. -М.: Изд-во РАГС, 2010. - 711 с.; Милькина И.В. Теоретические основы формирования стратегии инновационного развития территорий / И. В. Милькина // Инновации. 2017. 87 с..; Попова Е. Проблемные вопросы развития национальной инновационной системы в РФ

Отечественные ученые С.Г.Гулямов, А.Ш.Бекмуродов, Б.Б.Беркинов, Ш.Н.Зайнутдинов, Н.Г.Юлдашев, Б.К.Гойибназаров, М.А.Махкамова, Р.И.Нуримбетов, А.Ф.Расулов, А.М.Кодиров и другие провели ряд научных изысканий по развитию инновационной деятельности и изучению системы управления в Узбекистане3.

Опираясь на их разработки, в нашем исследовании упор сделан на рассмотрение вопросов текущей ситуации по финансированию инновационного развития в нашей стране, с выявлением специфики решения данной проблемы на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 21 сентября 2018 года №УП-5544 «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы»

Методология исследования.

Эта статья носит диагностический и исследовательский характер. Исследование основано на анализе ключевых показателей социально-экономического развития Республики Узбекистан. Они собраны из различных национальных

Текст. /Е. Попова // Общество и экономика. 2007. 138 с.; Тебекин А. В. Инновационное развитие экономики / А. В. Тебекин. - М.: Моск. гос. акад. делового администрирования, 2015.; Шумпетер Й.А. История экономического анализа. / Й.А. Шумпетер; Пер. с англ. под ред. В.С.Автономова. СПб.: Экон. шк.: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов; М. : Высш. шк. экономики, 2001. -1664 с.; Фатхутдинов, Р.Ф. Инновационный менеджмент / Р.Ф. Фатхутдинов. -М., 2016.; Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. Oxford: Oxford University Press, 2003.; Radosevic S. Region Innovation Systems in Central and Eastern Europe: Determinants, Organizers and Alignments. -Brighton: University of Sussex, 2012.; Rosenberg N., BirdzelT L.E. How the West Grew Rich: The Economic Transformation of the Industrial World. -N.Y.: Basic Books, 2006.

3 Зайнутдинов Ш.Н. Инновационный менеджмент. -Т.: Академия, 2006. -С.267; Зайнутдинов Ш.Н. Теория пять «И» или новая система факторов процветания государства. LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2018. -С. 49; Расулев А.Ф., Алимов Р. Стимулирование инновационной активности в экономике // Общество и экономика. - М.: 2007. -№ 5-6; Кадыров А.М. Формирование национальной инновационной системы в условиях углубления экономических реформ. Актуальные проблемы развития инновационной деятельности. Сборник научных трудов международной конференции. - Т.: 2008. С.19-21.; Нуримбетов Р.И., Калмуратов Б. Инновацион бошкариш стратегиясининг ахамияти // Jamiyat va boshqaruv. - Т.: 2010 йил, № 2, - Б. 73-75., Оценка эффективности управления экономикой. Под ред. Ш.Н.Зайнутдинова, Э.Х.Махмудова. - Т.: ТГЭУ, 2008. -С.321; Эргашев Ф., Рахимова Д., Сагдуллаев А., Пар-пиев О. Инновацион менежмент. Дарслик. - Т.: Академия, 2005. - Б. 90.

и международных научных статей, официального сайта Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, министерств внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и др. Анализируется объём финансируемых средств в инновационные проекты, источники финансирования, виды инвестиций и направления инвестиционных потоков. В работе применяются методы статистического и экономического анализа, метод экспертной оценки и метод расчета экономической эффективности.

Основная часть.

Финансирование инновационных проектов является функцией сложных взаимодействий между несколькими заинтересованными сторонами, с повторяющимися петлями обратной связи. К таким заинтересованным сторонам относятся сотрудничающие и конкурирующие фирмы, государственные, частные исследовательские институты и университеты, взаимодействующие на региональном, национальном или международном уровне.

По мере того, как экономика страны становится более наукоемкой, все большее число игроков в частном секторе, государственном секторе и научных кругах участвуют в производстве и распространении инноваций, а эффективность сбора и использования знаний из этих учреждений становится существенным фактором конкурентоспособности страны.

Финансирование инновационных проектов за последние 10 лет также стало более сложным и масштабным. Финансирование включает новые концепции, позволяющие использовать инновационные результаты, признавая региональную, национальную и международную интерактивность, сотрудничество между участниками, а также экономическую важность знаний и потоков знаний1.

Такие механизмы включают в себя:

• формальные меры, такие как налоговая политика и государственные субсидии;

1 Cumming, D., Groh, A. P. (2018), Entrepreneurial Finance: Unifying Themes and Future Directions, Journal of Corporate Finance, 50(C), 538-555.

• долгосрочные финансовые обязательства со стороны правительства и отраслевых организаций;

• выделение государственного бюджета университетам, исследовательским институтам, библиотекам и другим организациям, занимающимся обучением и инновациями;

• финансирование программ, управляемых международными и региональными организациями;

• целевое финансирование, управляемое специализированными учреждениями, такими как научно-технические советы и фонды;

• финансирование через проектное финансирование.

Правительство будет продолжать играть решающую и определяющую роль в финансировании инновационных проектов. Простые гранты и субсидии уступают место более сложным инструментам. С ростом инфраструктуры финансирования инновационных проектов и эксплуатационных расходов государство начало заключать инвестиционные соглашения с частным сектором.

Государственно-частные партнерства становятся все более распространенными во всем мире3, причем проекты государственно-частного партнерства, как правило, финансируются с использованием механизмов проектного финансирования.

Государственная политика, касающаяся налогов, финансирования, конкуренции и интеллектуальной собственности, может в значительной степени влиять на взаимодействие и потоки знаний в финансировании инновационных проектов. Правительство может поддержать инновации посредством финансовых стимулов, налоговых стимулов или сочетания обоих.

Финансовые стимулы включают гранты, субсидии, ссуды под низкие проценты, схемы гарантий и программы венчурного капитала.

2 Создано автором по материалам источника http:// projectimo.ru/upravlenie-investiciyaiTii/finansirovanie-innovacionnykh-proektov.html

3 Cumming, D., Groh, A. P. (2018), Entrepreneurial Finance: Unifying Themes and Future Directions, Journal of Corporate Finance, 50(C), 538-555.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

Таблица 1. Основные государственные инструменты финансирования инновационных проектов1

Финансовые (не фискальные) стимулы Фискальные стимулы

Гранты, займы, субсидии. Программы венчурного капитала. Гарантии инвестиций в акционерный капитал. Кредитные гарантии. Налоговые льготы. Специальные правила амортизации. Налоговые льготы и отсрочки.

Фискальные стимулы снижают затраты бизнеса на развитие инновационной деятельности и включают налоговые льготы и ускоренную амортизацию активов, полное или частичное освобождение от прироста капитала и благоприятный режим для дивидендов. В таблице 1 приведены основные инструменты государственного финансирования инновационных проектов.

Финансовые стимулы государственных займов правительства могут предоставлять финансирование венчурному капиталу или небольшим фирмам за счет долгосрочных и невозмещаемых займов с низкой процентной ставкой. Ссуды с низкой процентной ставкой предоставляют заемщику субсидированные процентные ставки ниже рыночных. Долгосрочные или среднесрочные кредиты направлены на устранение ограничений капитала на ранних стадиях развития компаний. Не подлежащие возврату кредиты предлагаются для стратегических проектов или в случае возможной неплатежеспособности заёмщика.

Государственные программы венчурного капитала могут быть разработаны, чтобы помочь компаниям на разных стадиях развития, либо финансировать запуск, раннее развитие, расширение или даже реструктуризацию бизнеса.

Тем не менее, исследования подтверждают1 предположение о том, что начинающие фирмы

1 Rosenberg N., Birdzell L.E. How the West Grew Rich: The Economic Transformation of the Industrial World. -N.Y.: Basic Books, 2006.; Инновационный тип развития экономики: учебник / [Архангельский В. В. и др.] ; под общ. ред.А. Н. Фоломьева, Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Изд. 2-е, доп. и пере-раб. -М.: Изд-во РАГС, 2010. - 711 с.; Зайнутдинов Ш.Н. Теория пять «И» или новая система факторов процветания государства. LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2018. -С. 49; Расулев А.Ф., Алимов Р. Стимулирование инновационной активности в экономике // Общество и экономика. -М.: 2007. - № 5-6.

должны извлекать наибольшую выгоду из таких программ, поскольку частное финансирование этих фирм в большинстве стран является недостаточным.

В программах венчурного капитала следует иметь ввиду, что венчурный капитал, обычно более рискованный и менее ликвидный, чем большинство других форм финансирования. Правительства могут использовать развитие индустрии венчурного капитала напрямую путем создания финансируемых государством венчурных фондов или создания государственных инкубаторов, или косвенно, путем улучшения инфраструктуры венчурной индустрии.

При использовании механизмов гарантии инвестиций в акционерный капитал гарантию можно определить, как «принятие на себя ответственности за выплату долга или выполнение какого-либо обязательства, если сторона, несущая ответственность, не соответствует ожиданиям».

Гарантийные инструменты включают в себя гарантии инвестиций в акционерный капитал, гарантии экспортного кредита, страхование политических рисков и кредитные гарантии. В частности, гарантии инвестиций в акционерный капитал и кредитные гарантии имеют большее значение для начинающих компаний и компаний, основанных на технологиях. Программы гарантирования акций направлены на снижение неприятия инвесторами рискованных инвестиций.

Такие программы важны для небольших венчурных фондов, где списание значительной части портфеля может «снизить уровень остаточных операционных средств до уровня ниже приемлемого».

Программы гарантирования справедливости «могут быть реализованы как установленная государственная страховая схема или как мера для государства, чтобы участвовать в сто-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

имости инвестиций», покрывая до 75% инвестиций, с ограничением на портфель. Тем не менее, потенциальная ловушка гарантий акционерного капитала заключается в том, что венчурные капиталисты могут менее охотно принимать обоснованные инвестиционные решения.

Схемы кредитных гарантий в основном используется в странах, где индустрия венчурного капитала еще не развита. Втакихстра-нах финансовые институты и коммерческие банки могут быть единственным источником финансирования для стартапов и технологических фирм1. Поскольку эти компании редко имеют кредитную историю или залог для обеспечения банковских кредитов, то кредитные гарантии дают компенсацию банкам в случае дефолта, снижая их общий операционный риск. Взамен правительства обычно взимают премию. Главные преимущества для правительств заключаются в том, что кредитные гарантии ограничивают необходимость прямых бюджетных ассигнований, поскольку они используются для поощрения кредиторов предоставлять финансирование фирмам на ранних этапах; и что оценка потенциальных заемщиков полностью или частично передается кредитору. Основная проблема, связанная с кредитными гарантиями, заключается в том, что заемщики могут менее охотно соблюдать условия кредитных соглашений.

Другой механизм стимулирования финансирования инноваций -это фискальные стимулы. Правительства могут определить конкретные виды деятельности, связанные с инновациями, и ввести соответствующие налоговые льготы для их поддержки.

Некоторые налоговые льготы, направленные на поддержку общей деловой среды, могут также косвенно стимулировать инновации, уменьшая препятствия, мешающие инновационному процессу. Эти меры могут стимулировать соответствующие аспекты, связанные с инновациями, включая обучение пер-

1 Cabanes, B. (2017), Modéliser l'émergence de l'expertise et sa gouvernance dans les entreprises innovantes: des communautés aux sociétés proto-épistémiques d'experts, Thèse de Doctorat, Paris Sciences et Lettres, Mines ParisTech.

сонала, заключение контрактов с исследователями, сотрудничество между фирмами и исследовательскими институтами или университетами, создание или финансирование инновационных фирм и поощрение владения акциями в инновационных фирмах. Большинство налоговых льгот для инновационной деятельности включены в налоговые режимы корпораций каждой страны2. Компаниям обычно разрешается списывать все текущие расходы на их налогооблагаемую прибыль в том году, в котором они были произведены. Для дальнейшего снижения стоимости инноваций также используются следующие стимулы: дополнительные налоговые льготы, позволяющие фирмам вычитать более 100% своих расходов на инновации из своей налоговой базы; налоговые кредиты; и специальные правила амортизации3.

Налоговый кредит позволяет фирме вычитать процент от своих расходов на инновации из своей налоговой базы. В статье 35 «Инвестиционный налоговый кредит» Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2019 года №ЗРУ-598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» указано, что «В целях поддержки инвесторов им может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, который является формой изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику-инвестору предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан»5.

2 Cabanes, B. (2017), Modéliser l'émergence de l'expertise et sa gouvernance dans les entreprises innovantes: des communautés aux sociétés proto-épistémiques d'experts, Thèse de Doctorat, Paris Sciences et Lettres, Mines ParisTech.

3 Налоговое стимулирование инновационных про-цессов/отв. Ред.- Н.И. Иванова. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 160 с.

4 Создано автором на основе данных источника http://old.my.gov.uz/ru/getPublicService/332?action=vi ew&item_id=2104

5 Закон Республики Узбекистан от 25 декабря 2019 года №ЗРУ-598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 1(133)

Рис 1. Принципы финансирования инновационной деятельности1.

свобода выбора источников, формы и инструментов финансирования

Специальные правила амортизации позволяют списывать большие суммы стоимости активов, связанных с инновациями, в начале срока их полезного использования. Свободная амортизация позволяет компаниям сразу вычитать до 100% стоимости своих активов. Ускоренная амортизация позволяет списывать больший процент стоимости активов в более ранние годы.

Учитывая, что развитие инновационной деятельности является одной из ведущих составляющих в росте экономики, Узбекистан уделяет особое внимание развитию финансирования инновационных проектов. Принципы осуществления финансирования инновационной деятельности отражены в проекте Закона Республики Узбекистан «Об инновационной деятельности».

В статье 48 проекта Закона Республики Узбекистан «Об инновационной деятельности» определены источники финансирования инновационной деятельности: средства Государственного бюджета Республики Узбекистан; собственные средства субъектов инноваци-

онной деятельности; международные гранты; льготные целевые кредиты коммерческих банков , в том числе, иностранных банков и зарубежных финансовых институтов; инновационные и венчурные фонды; средства частных инвесторов, в том числе, и иностранных; средства из других источников, не запрещённых законодательством Узбекистана1. Краеугольным камнем в этом вопросе является роль государства в регулировании банковского кредитования инновационных процессов, что предполагает создание благоприятного экономического климата для их реализации и обеспечение активного и эффективного взаимодействия банков и предприятий.

В проекте Закона «Об инновационной деятельности» предусмотрены целевые льготные кредиты как источники финансирования инновационной деятельности, что явится стимулом для разработки новых инновационных товаров и услуг.

1 http://old.my.gov.uz/ru/getPublicService/3327action ^¡ем&^ет_И=2104

Список литературы:

1. Закон Республики Узбекистан от 25 августа 2015 года №ЗРУ-392 «Об инвестиционных и паевых фондах».

2. Закон Республики Узбекистан от 25 декабря 2019 года №ЗРУ-598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».

3. Проект Закона Республики Узбекистан «Об инновационной деятельности». - http:// old.my.gov.uz/ru/getPublicService/332?action=view&item_id=2104

4. https://mininnovation.uz/ru Официальный сайт Министерства инновационного развития Республики Узбекистана

5. http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/finansirovanie-innovacionnykh-proektov.html

6. Cumming, D., Groh, A. P. (2018), Entrepreneurial Finance: Unifying Themes and Future Directions, Journal of Corporate Finance, 50(C), 538-555.

7. Cabanes, B. (2017), Modéliser l'émergence de l'expertise et sa gouvernance dans les entreprises innovantes: des communautés aux sociétés proto-épistémiques d'experts, Thèse de Doctorat, Paris Sciences et Lettres, Mines ParisTech.

8. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. -Мн.: БГЭУ, 2014. - 415 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.