Научная статья на тему 'Особенности философии гендерологии и гендерная культура'

Особенности философии гендерологии и гендерная культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
232
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ГЕНДЕРОЛОГИИ / GENDER PHILOSOPHY / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / GENDER CULTURE / ГЕНДЕРНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / GENDER RELATIONS / ГЕНДЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / GENDER ACTION / ГЕНДЕРНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / GENDER MORALITY / PHILOSOPHY-RELATED / GENDER / WEALTH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тауканова Зарема Чамиловна

Статья посвящена проблематике философии и методологии гендерных исследований. Представленные в статье проработки теоретических положений гендерологии полезны для междисциплинарных социальных исследований. Статья раскрывает содержание понятий “гендерные материальные ценности”, “гендерные духовные ценности”; презентует общую характеристику проблем философии гендерологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности философии гендерологии и гендерная культура»

terrorizmu v usloviyah globalizatcii. Problemy terroristicheskogo naemnichestva sredi molodezhi i puti ih preodoleniya: Sb. materialov vserossiyskoy nauchno-prak. konf. [International legal countermeasures against terrorism in the context of globalization. Problems of terrorist mercenary activities among young people and ways to overcome them: Proc. All-Rus. Sci.-Pract. Conf., Stavropol, July 27-28, 2016]. Stavropol, Stavropol State Pedagogical Univ. Press, 2016, pp. 295-298.

9. Suprunchuk I.P. Sovremennoe sostoyanie geografii terroristicheskoy deyatel'nosti [The present state of the geography of terrorist activities]. In: Mezhdunarodno-pravovye sredstva protivodejstvija terrorizmu v usloviyah globalizatcii. Problemy terroristicheskogo naemnichestva sredi molodezhi i puti ih preodoleniya: Sb. materialov vserossiyskoy nauchno-prak. konf. [International legal countermeasures against terrorism in the context of globalization. Problems of terrorist mercenary activities among young people and ways to overcome them: Proc. All-Rus. Sci.-Pract. Conf., Stavropol, July 27-28, 2016]. Stavropol, Stavropol State Pedagogical Univ. Press, 2016, pp. 311-314.

10. Bobryshov S.V., Saenko L.A. Migratsionnoe vozdeystvie proyavleniya ksenofobii i mezhnatsional'nogo ekstremizma v sovremennoy molodezhnoy srede [the Migration impact of

xenophobia and ethnic extremism in modern youth]. In: Mezhdunarodno-pravovye sredstva protivodejstvija terrorizmu v usloviyah globalizatcii. Problemy terroristicheskogo naemnichestva sredi molodezhi i puti ih preodoleniya: Sb. materialov vserossiyskoy nauchno-prak. konf. [International legal countermeasures against terrorism in the context of globalization. Problems of terrorist mercenary activities among young people and ways to overcome them: Proc. All-Rus. Sci.-Pract. Conf., Stavropol, July 27-28, 2016]. Stavropol, Stavropol State Pedagogical Univ. Press, 2016, pp. 66-68. 11. Nechaeva S.V., Karibdzhanyan A.S. Sotsial'no-ekonomicheskie prichiny proyavleniya ekstremizma v Rossii [Nechaeva S. V., Gharibjanyan A. S. Socio-economic causes of extremism in Russia]. In: Mezhdunarodno-pravovye sredstva protivodejstvija terrorizmu v usloviyah globalizatcii. Problemy terroristicheskogo naemnichestva sredi molodezhi i puti ih preodoleniya: Sb. materialov vserossiyskoy nauchno-prak. konf. [International legal countermeasures against terrorism in the context of globalization. Problems of terrorist mercenary activities among young people and ways to overcome them: Proc. All-Rus. Sci.-Pract. Conf., Stavropol, July 27-28, 2016]. Stavropol, Stavropol State Pedagogical Univ. Press, 2016, pp. 280-282.

Публикация подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 13 "Пространственное развитие России в XXI веке: природа, общество и их взаимодействие. Проблемы развития полиэтничного макрорегиона в условиях дестабилизации Каспийско-Черноморского зарубежья".

20 октября 2016 г.

УДК 392.6

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА

З.Ч. Тауканова

Б01 10.18522/2072-0181-2016-88-4-52-55

Решение задач социального развития требует изучения широкого круга проблем, в том числе тендерной культуры, поскольку прочные результаты в гуманистическом развитии общества достигаются именно культурным преобразованием социальной жизни. Если политические и правовые решения проблем общества приносят быстрый эффект, социально-экономиче-

Тауканова Зарема Чамиловна - аспирант кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета, 361515, Кабардино-Балкария, r. Нальчик, ул. Чернышевского, 422, e-mail: zaremataukanova@qmail.com.

ские меры - более фундаментальный эффект стабилизации общественного процесса, то ген-дерные культурные преобразования привносят в существование людей наиболее долговременные и эффективные формы социальной интеграции. В этом контексте изучение общих проблем гендерной культуры имеет теоретическую и практическую значимость, актуально в современном обществознании.

Zarema Taukanova - Kabardino-Balkar State University, 422, Chernyshevsky Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 361515, e-mail: zaremataukanova@qmail.com.

К наиболее общим вопросам гендерной культуры общества обращена, как известно, философия гендерологии. Философия гендеро-логии позволяет выделить и аргументировать важные факты проблем развития цивилизации в современную эпоху. Более того, решение ген-дерных проблем общества с позиций философии гендерологии, может стать ориентиром в решении вопросов общественного развития в эпоху быстроменяющихся социальных перемен [1].

С учетом этих обстоятельств целью настоящей статьи является изучение наиболее общих философских вопросов гендерной культуры в аспекте философии гендерологии. Философия гендерологии как систематическое критическое мышление о природе полов, является необходимой частью культуры современного общества. Гендерная культура соотносится с общей культурой как часть с целым. Гендерная культура одновременно есть сущностное свойство социума.

Содержание гендерной культуры -это совокупность созданных человеком материальных гендерных ценностей и духовных гендерных ценностей, гендерных социокультурных норм, способов организации поведения и общения людей и социальных групп, а также обусловленный способом материального производства процесс развития гендер-ной творческой деятельности. Гендерные ценности являются ключевыми для понимания гендерной культуры в прошлом и современности и могут стать основанием для определения понятия "гендерная культура" [2].

Для определения гендерной культуры может быть использовано деятельностное основание ее существования. Деятельностная сущность культуры констатируется многими учеными и философами прошлого и современности. Деятельность опосредует формирование культуры в традиционном обществе, утверждал Б. Малиновский [3].

Гендерная культура многообразна: наряду с деятельностным и ценностными основаниями гендерной культуры заявляют о себе такие гендерные отношения и гендерные действия, как этнические гендерные особенности жизни полов, обычаи, законы, социальные нормы. К тому же в современном обществе есть необходимость рассматривать политическую, религиозную, научную, мифологическую основы в жизни полов. Следует учитывать и политический аспект - гендер есть политический акт -утверждают современные

последователи феминизма. Ведь культура присутствует в ментальности современного человека: во взглядах на гендерную культуру.

Возможно холистическое определение гендерной культуры как развивающаяся реальность, содержащая в себе множественные явления, придающие ей гармонию, поступательное развитие или синергетическое ускорение согласующихся явлений в формате экономической, правовой, профессиональной, эстетической, политической культуры. Но это будет слишком обще и формально [4].

Гендерная культура может быть определена как совокупность гендерных материальных и гендерных духовных ценностей, созданных людьми в исторически определенные эпохи, характеризующая уровень развития общества и человека. При подходе с таких позиций гендерная культура является началом, создающим совместные гендерные действия и гендерные отношения, цементирующие общественные группы. Гендерная культура, таким образом, содержит ценности, идеи, традиции общественного и личностного осуществления представителей полов. С появлением общества происходит становление гендерных конструкций пола, развиваются гендерные отношения и гендерные действия людей. Догендерные отношения и догендер-ные действия предков людей суть биологические. Значит - границей между животным миром и человеческим обществом становится гендер и гендерная забота [5].

Важными компонентами гендерной духовной культуры являются нравственность общения полов, интеллектуальная и художественная гендерная культура, правовая ген-дерная культура, педагогическая гендерная культура, религиозная гендерная культура, свободомыслие представителей полов.

Важно отметить, что философия генде-рологии отличается от гендерной философии. Отличительная черта гендерной философии в том, что, это - философия сотрудничества полов; философия рационального критического мышления о сотрудничестве полов, природе гендерного сотрудничества и его проявления в жизни общества и индивида. Социокультурная ситуация в аспекте философии сотрудничества полов обретает материально-ценностное и духовно-ценностное основания собственной устойчивости, что наряду с определенностью в сфере закона придает устойчивость идеям и мировоззрениях гендерных социумов, формируемых в культурной деятельности полов.

Для современности характерна именно философия гендерологии как теоретически сформированная часть гендерологии и ген-дерном философии. Философия гендерологии обращена к единству мира полов в силу всеобщности ее собственных категорий. Будучи связана с гендерологией, она способна осваивать различные гендерные культуры (материнство, отцовство, детство и др.), указывая их единство. Существующее единство гендерных культур, - по мнению О. А. Ворониной, - формируется биосоциальным единством судеб исторического развития человечества, прохождением сходных этапов общественной и индивидуальной жизни, производством схожего гендерного социального опыта и индивидуального различных народов и прохождением уровней развития гендерной культуры, устойчивой трансляцией и воспроизведением гендерных ценностей средствами передачи гендерной культуры [6].

Гендерные науки, гендерное образование, гендерное искусство в творческой перспективе вырабатывают образцы нового социального бытия (изобретения, открытия, произведения и др.), а результаты творчества включаются в движение общества, обновляя его. Благодаря философии гендерологии мир становится целостным, культурное развитие полов вносит прогрессивное начало в социально-культурный процесс. В то же время передача гендерных ценностей является процессом многообразным и многоплановым противоречием. Этот процесс во многом социально обусловлен, ориентируется взаимовлиянием гендерной культуры с другими культурами. Да и уровень развития гендерной культуры неотделим от социального бытия в целом. Экономика, материальное производство, уровень жизни во многом определяют культурную жизнь полов. Жизнь полов, в свою очередь, тысячами нитей вплетается в культурную ткань.

Гендерная культура, - справедливо считает Р. Арон, - не составная часть общественного развития, а ее неотъемлемая характеристика. Это определенное качественное состояние общества, его жизнедеятельности, формирующей жизнедеятельность людей в гендерно-ориентированных ценностях. Реальные культурные отношения и культурные действия, определяющие равенство полов, имеют принципиальное значение для развития демократии и социального прогресса [7].

Среди всеобщих понятий философии гендерологии заметное место принадлежит гендерной нравственности. Понятие гендер-ной нравственности вбирает в себя гендерные особенности поведения, правил и норм жизнедеятельности, определяющие обязанности и отношения и влияющие на действия представителей полов. Гендерная нравственность есть совокупность принятых в гендерном социуме норм поведения, общения и взаимоотношений. Гендерная нравственность упрочивает регулирование поведения полов в семье, обществе, на производстве. Сложнейшие взаимоотношения культуры полов и общества получают благоприятное разрешение благодаря гендерной нравственности. Нельзя не согласится с утверждением С.А. Арутюнова о том, что уважительное отношение к гендерным ценностям семьи, верность, дружба, развитое чувство ответственности, личная нравственность - составляющие гендерной нравственности - являются надежными предпосылками улучшения демографии, прогресса гендерной культуры в обществе как компоненты социального прогресса в целом [8].

Однако самое главное заключается в том, что гендерология, которая возникла и развивается, прежде всего, как аспект этнологии и культурной антропологии, отмечена всеми характерными чертами этих наук -ее методы ограничиваются наблюдением и описанием. К тому же, гендерологиясклонна к морализации гендерных отношений и к идеализации их исторических форм.

А это означает следующее: наблюдения и описания гендерологии должны непременно дополняться системным анализом и обобщениями в рамках гендерной философии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гульбин Г.К. Философия гендерологии и методологии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 35-40.

2. Голод С. Адюльтер: взгляд социолога // Человек. 2003. № 2. С. 32.

3. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 1999. С. 134.

4. Трофимова Е. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С.178-185.

5. Воронина О. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9-18.

6. Воронина О.А. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола //

Теория и методология тендерных исследований. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 32-40.

7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 1993. 608 с.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1994. 383 с.

REFERENCES

1. Gul'bin G.K. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 6, pp. 35-40 c.

2. Golod S. Chelovek, 2003, no. 2, p. 32.

3. Malinovskiy B. Nauchnaya teoriya kul'tury [Scientific theory of culture]. Moscow, OGI, 1999, p. 134.

4. Trofimova E. Obshchestvenye nauki i sovremennost', 2002, no. 6, pp. 178-185.

5. Voronina O. Obshchestvenye nauki i sovremennost', 2000, no. 4, pp. 9-18.

6. Voronina O.A. Traditsionnye filosofskie, sotsiologicheskie i psikhologicheskie teorii pola [Traditional philosophical, sociological and psychological theories of sex]. In: Teoriya i metodologiya gendernykh issledovaniy [Theory and methodology of gender studies]. Moscow, MTsGI-MVShSEN-MFF, 2001, p. 32.

7. Aron R. Etapy razvitiya sotsiologicheskoy mysli [Stages of development of sociological thought]. Moscow, Progress-Politika, 1993, 608 p.

8. Arutyunov S.A. Narody i kul'tury: razvitie i vzaimodeystvie [Peoples and cultures: development and interaction]. Moscow, Nauka, 1994, 383 p.

17 ноября 2016 г.

УДК 009

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

А. С. Веремчук

DOI 10.18522/2072-0181-2016-88-4-55-60

Глобальные изменения в образовании, культуре и в других общественных областях в современных условиях актуализируют вопрос о роли и значении интеллигенции как носителе прогрессивных и нравственных ценностей современного общества.

Актуальность проблемы формирования интеллигентной личности обусловлена современным состоянием высшего образования в России. В условиях рыночной экономики наметилась тенденция к переходу многих образовательных учреждений к прагматическому обучению студентов, "происходит забвение традиционных для высшей школы воспитательных функций" [1]. Реформы, связанные с необходимостью выполнять Болонские договоренности, превратили высшую школу в сферу услуг. Ценности передаются в общество посредством других систем, а не через систему образования. К сожалению, на первом месте нередко стоят материальные ценности, эгоистические интересы, техницизм и прагматизм.

Цель настоящей статьи - представить этапы, пути, способы формирования и раз-

Веремчук Алла Сергеевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донского государственного технического университета, 344022, г. Ростова-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, e-mail: emealla@yandex.ru, 8(863)2019106.

вития интеллигентности личности студента в высшей школе на основе гуманизации и гуманитаризации образования. Для достижения этой цели следует определить сущность "интеллигентности" как духовного явления; разграничить понятия "интеллигенция" и "интеллигентность"; провести сопоставительный анализ образованности и интеллигентности; обозначить направления формирования интеллигентности в высшей школе.

Понятия "интеллигенция" и "интеллигентность" этимологически родственны и близки, но различны по своему содержанию. Единого подхода к термину "интеллигенция" не существует. Одни ученые полагают, что это общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Другие рассматривают ее как духовную элиту, придают ей моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности.

Понятие "интеллигенция" достаточно широко и многосторонне рассматривается в социально-философской и исторической ли-

Alla Veremchuk - Don State Technical University, 162 Sotsialisticheskaya Street, Rostov-on-Don, 344022, e-mail: emealla@yandex.ru, tel. +7(863)2019106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.