Научная статья на тему 'Особенности фильмов-финалистов VII Всеукраинского кинофестиваля "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама"'

Особенности фильмов-финалистов VII Всеукраинского кинофестиваля "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / FESTIVAL / ФИЛЬМЫ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ / FINE / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ / EXPRESSIVE / ОСОБЕННОСТИ / ИГРОВОЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / SOCIAL / FILMS / FICTION / NONFICTION / PRINCIPLED / SUBJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева Надежда Анатольевна

В статье рассматриваются особенности фильмов-финалистов VII Всеукраинского кинофестиваля "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама". В ходе исследования выделены и проанализированы актуальные киноработы, охарактеризованы средства выражения темы и идеи данных фильмов. В культурологическом контексте фестивальные работы несут ценность для широкого показа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES FILMS-FINALISTS OF THE VII UKRAINIAN FILM FESTIVAL "YOUNG CINEMA" IN THE XVIII FESTIVAL "ZAPOROZHYE CINERAMA"

The article is dedicated to the features of film-finalists VII All-Ukrainian festival "Young Cinema" at the XVIII Festival "Zaporizhia Cinerama". The study identified and analyzed the current film works, characterized by means of expressing ideas and themes for films' information. In the context of cultural science festival works are valuable for a wide display.

Текст научной работы на тему «Особенности фильмов-финалистов VII Всеукраинского кинофестиваля "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама"»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФИЛЬМОВ-ФИНАЛИСТОВ VII ВСЕУКРАИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «МОЛОДОЕ КИНО» В РАМКАХ XVIII ФЕСТИВАЛЯ

«ЗАПОРОЖСКАЯ СИНЕРАМА»

Лебедева Надежда Анатольевна

доктор философии в области культурологии, действительный член Евразийской Академии Телевидения и Радио, профессор философии Международной Кадровой Академии, Украина, 03039, г. Киев-39, ул. Фрометовская 2, Херсонский государственный университет, 73000 г. Херсон, ул. Университетская 27

FEATURES FILMS-FINALISTS OF THE VII UKRAINIAN FILM FESTIVAL «YOUNG CINEMA» IN THE XVIII FESTIVAL «ZAPOROZHYE CINERAMA»

Lebedeva Nadezhda

Doctor ofphilosophy in the field of Cultural Studies, authorized member of Eurasian Academy of Television and Radio, Professor ofphilosophy of International Personnel Academy,

International Personnel Academy, 03039, Ukraine, Kiev-39, st. Frometovskaya 2 Kherson State University, 27, University St., Kherson, Ukraine 73000

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности фильмов-финалистов VII Всеукраинского кинофестиваля "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама". В ходе исследования выделены и проанализированы актуальные киноработы, охарактеризованы средства выражения темы и идеи данных фильмов. В культурологическом контексте фестивальные работы несут ценность для широкого показа.

Ключевые слова: фестиваль, фильмы, документальный, изобразительный, выразительный, особенности, игровой, социальный.

ABSTRACT

The article is dedicated to the features of film-finalists VII All-Ukrainian festival "Young Cinema" at the XVIII Festival "Zaporizhia Cinerama". The study identified and analyzed the current film works, characterized by means of expressing ideas and themes for films' information. In the context of cultural science festival works are valuable for a wide display.

Keywords: festival, films, fiction, fine, expressive, non-fiction, principled, subject, social.

С помощью искусства, как известно, реализуется восприятие человеком действительности, сохраняется целостность, как отдельно взятой личности, так и социального опыта. Искусство подобно зеркалу, в котором отражается действительность и особенность данной страны, данного народа. В подобном ключе VII Всеукраинский кинофестиваль "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама" выступает духовно-нравственным и художественно-эстетическим зеркалом "молодого" современного украинского кинематографа.

Новизна данной статьи заключается в том, что впервые рассматриваются и описываются фильмы-финалисты, созданные не ранее 2015 года молодыми режиссёрами, сценаристами и операторами. Практическое значение данной работы состоит в том,

что её материалы могут быть использованы как аннотации рассматриваемых фильмов, с целью их дальнейшего продвижения в прокате.

Цель статьи - рассмотреть особенности фильмов-финалистов VII Всеукраинско-го кинофестиваля "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама".

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

• выделить и проанализировать актуальные работы VII Всеукраинского кинофестиваля "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама";

• рассмотреть особенности фильмов;

• познакомить зарубежных читателей с кинофестивалем Украины.

С 8 по 10 сентября 2016 в г. Запорожье состоялся VII Всеукраинский кинофестиваль "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама". Уже 17 лет проводится "Запорожская Синерама", и шесть лет его сопровождает кинофестиваль "Молодое кино". Ежегодно количество и география участников фестиваля постоянно увеличивается, а также растет качество работ молодых режиссеров [2].

Цели фестиваля: привлечь внимание к работам молодежи украинских специалистов в отрасли кинопроизводства, содействовать общению и обмену опытом между участниками и членами жюри, а также развивать молодежное кинопроизводство в Запорожском крае. Организаторами фестиваля выступили: Запорожская городская администрация, департамент культуры и туризма Запорожского городского совета, киноконцертный зал им. А. Довженко. Кинофестиваль проводился в три этапа. На первом этапе был осуществлён прием анкет и работ. На втором этапе прошёл открытый просмотр работ в большом зале кинотеатра им. А. Довженко, во время которого жюри оценивало и отбирало лучшие работы по номинациям. Третий этап - торжественное закрытие, награждение победителей. Награждение фильмов осуществлялось в следующих номинациях: Гран-при кинофестиваля "Золотой казак", денежная премия 10 000 грн., "Лучший игровой фильм", "Лучший документальный фильм", "Лучший патриотический фильм", "Лучший научно-популярный фильм", "Лучший социальный ролик", "Лучшее духовное кино", "Лучший музыкальный видеоклип", "Лучший анимационный фильм", "Лучший фильм, снятый детьми", "Лучшая режиссерская работа", "Лучший сценарий", "Лучшая операторская работа", "Лучшее музыкальное оформление", "Лучшие визуальные эффекты", "Лучший монтаж", "Лучшая героиня", "Лучшая роль второго плана", "Лучшая мужская роль", "Лучшая детская роль", "Приз зрительских симпатий". К участию в фестивале принимались игровые короткометражные фильмы, документальные, научно-популярные, видео клипы, социальные ролики, духовное кино. Хронометраж работ не должен превышать 20 минут. Рассматривались фильмы снятые не ранее 2015 года. Председателем жюри фестиваля стала народная артистка Украины, лауреат Шевченковской премии Наталья Сумская. Члены жюри: заслуженный артист Украины, старший преподаватель кафедры актёрского мастерства Запорожского национального университета Виктор Гончаров, директор департамента культуры и туризма Запорожского городского совета, президент киноклуба "Восхождение" Игорь Гармаш, режиссёр областного академического музыкально-драматического театра им. В. Магара, заслуженный деятель искусств Украины Виктор Попов, режиссёр и сценарист Сергей Андриенко [5, с. 14.].

Конкурсный показ открыла короткометражная кинолента "Дуэт" народной ама-торской киностудии "Волынь" (г. Луцк). Удивительное слияние живой фортепианной музыки, исполняемой дуэтом пианистов, и фотографий определяет композиционную динамику данной работы. Это и тоска, и крик души, и стремление увековечить память по ушедшему создателю студии Борису Павловичу Ревенко, который очень многое делал для развития украинского аматорского кинематографа.

Фильм Виктора Быкодира и Александра Елагина при содействии ХОО УСВА и "Фонда инвалидов Чернобыля Плюс" - "Зенитчица" рассказывает о судьбе ефрейтора Коробковой Алевтины Ивановны. Девяностодвухлетняя бабушка - главная героиня до-

27

кументального фильма, длительностью чуть более 14 минут. Киноленту условно можно разделить на три части. Первая часть "Долг" рассказывает о детстве и юношестве Алевтины, о том, что не возникло и тени сомнения идти на фронт, когда в класс к школьникам пришёл военный с вопросом: "Кто готов защищать Родину?". "Встали все, как один" - говорит героиня. Её подвиг заключается в том, что она дошла до Берлина со своей пушкой, на лицевой части которой было выбито три звёздочки (это означало -сбиты три самолёта). Девушка стояла с карабином на посту, ходила с пехотой, выполняла все задания, которые ей поручало командование. Вторая часть называется "Доброта". В ней рассказывается о пленном немецком солдате, который был очень молод и ранен. Во время зачистки Брянского леса, Алевтине пришлось встретиться с ним. Доброту, которую чувствовала главная героиня фильма, пока вела пленного, Алевтина Ивановна решилась выразить словами только сейчас. Какие чувства испытывала девушка, видя смерть своих сослуживцев каждый день - всё это авторы раскрыли в данной части киноработы. Третья и заключительная часть носит название "Любовь". Здесь рассказано о чувстве, ставшем единственном на протяжении всей жизни. Командир самоходного артиллерийского орудия Николай Гусев стал тем единственным и неповторимым для Али. Потрясает душевная чистота молодых людей, которым, увы, помешала война. 6 марта 1945 года при взятии города Кенигсберг Николай погиб, а Аля всё ждала... Хотя жизнь и подарила ей семью, но та любовь навсегда осталась в сердце героини

[3].

Документальный фильм, раскрывающий подвиг Любви и Жизни над Смертью и Небытием. Прожить долгую жизнь, в которой есть все: патриотизм и готовность к подвигу, стремление отдать в любую минуту собственную жизнь на благо Родины, искренняя любовь, выраженная только во взглядах и письмах, долгий путь, кульминацией которого является рассказ на камеру в 92 года. А может это жизнь во имя памяти подвига пусть зритель думает в реалиях нашего времени ... [3].

Аплодисменты в зале - это, пожалуй, самая важная оценка фильма. Членами жюри работа также была отмечена на самом высоком уровне, поскольку стала лучшей в номинации "Лучшая героиня".

Документальная работа "ХГАТК" - это рассказ о многолетней истории Харьковского театра кукол. Свидетельства заслуженных работников культуры Украины Вячеслава Панченко, Андрея Рутинского и многих других сопровождаются показом архивных материалов, документальной хроники, редкими кадрами, дошедшими до наших дней. Всё составляет удивительное гармоничное целое и настраивает зрителя на доброту, побуждает к встрече с искусством кукольного театра, увековечивает создателей Харьковского театра кукол.

Фильм "Шесть этажей" Александра Навроцкого по праву стал лучшим в номинации "Лучшая операторская работа". Жизнь общежития показана высоко художественно. Использован монохром. Каждый кадр несёт в себе смысловую нагрузку. Ритм достигается при помощи перебивок - кадров с изображением балконов и развевающимся на их верёвках бельём. Бытовые детали, таким образом, автор фильма показывает красиво, придавая романтику композиции. Достигнута основная идея фильма: показана любовь жителей общежития к своим "шести этажам". Эта любовь искренняя и полна смирения.

В пятёрку лучших социальных роликов вошёл фильм "Выбор" Алексея Голубко-ва. Иногда трудно сделать правильный выбор. Каждый человек рано или поздно должен выбирать свой путь. Что выберет героиня фильма: будущее, которое привлекает роскошным существованием за рубежом, или любовь к своей Родине и желание приносить пользу своей стране? Главная интрига киноработы. Фильм носит патриотическую направленность и отличается отличной операторской работой. Также необходимо отметить актёрское мастерство, благодаря которому зритель сочувствует и понимает душевные переживания главной героини. В фильме снимались Анастасия Лебедева, 28

Агния Голубкова, Анна Коновод, Андрей Никулин, Вадим Яровой, Евгений Олейник, Лилия Голубкова, Андрей Ростов, Дмитрий Проскуренко, Ярослав Онищенко, Максим Черняев, Владимир Мазанов, Герман Мирний, Виталий Ромащенко, Севастьян Сидоренко.

Среди игровых фильмов, оказавшихся в числе лучших, по мнению автора настоящей статьи, необходимо отметить работу Аллы Мищук "Чайная страна" (хронометраж 10'12''). Фильм снят по мотивам седьмой главы "Безумное чаепитие" из широко известного произведения Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес". Автор сценария и режиссёр фильма Алла Мищук отметила, что кинолента символична. Это аналогия современности. В образе Алисы показано молодое государство, которое ищет свой собственный путь развития. Сказочные персонажи: Безумный Шляпник (Болванщик), Мартовский Заяц и Мышь-Соня олицетворяют носителей старой государственной системы, которые застряли во времени прошлого мышления и живут своим мирком, где постоянным является движение в никуда по кругу.

Работа отличается яркостью цвета в центре композиции кинокадра. Например, кадр, в котором Безумный Шляпник размешивает сахар в чашке: ярко-розовый парик, выглядывающий из-под шляпы, концентрирует внимание зрителя в центре композиции кинокадра и, в то же время, выступает контрастом, подчёркивая тем самым образ Алисы в ярко-голубом платье. В результате, сосредотачивает смысловую нагрузку на девушке. И подобные детали наблюдаются на протяжении всего фильма. Крупные планы, отличная мимика актёров (Веры Неги, Илоны Панасюк, Татьяны Котенко, Сергея Зин-чука, Валентины Черкашиной) захватывают зрителя, не дают ему отвлекаться от просмотра. Очень чёткая расстановка реквизита обеденного стола тщательно продумана: контраст цвета, насыщенность создают творческий хаос, что также соответствует идейному содержанию фильма. Симметричное расположение связок старых книг, также символизирует основную философскую концепцию прошлого, которая сохраняется в бюрократических перипетиях современного общества, одевая новую маску. Однако, фильм наполнен оптимизмом. Алиса уходит от безумцев и декларирует светлый путь будущего, не смотря на препятствия. Песня "Моя страна" в исполнении автора и исполнительницы главной роли - Веры Неги, утверждает этот оптимизм. Следует отметить также качественную работу Евгения Кирилюка (оператор, режиссёр монтажа).

Подводя итог статьи, приходим к выводу о практической ценности рассмотренных фильмов, получивших признание VII Всеукраинского кинофестиваля "Молодое кино" в рамках XVIII фестиваля "Запорожская Синерама". Данные киноработы обладают актуальными тематическими и профессиональными особенностями. Фильмам необходимо предоставлять возможность любой формы проката для осуществления международного культурного обмена.

Список литературы:

1. Гриценко Т. Б., Гриценко С. П., Кондратюк А. Ю. Культуролопя / За ред. Гриценко Т. Б. - К.: Центр учбово'1 лггератури, 2011. - 392 с.

2. Запорiзька Сшерама-2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dovzhenko.zp.ua/cinerama2016

3. Лебедева Н. Премьера фильма для ветеранов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://usva.ks.ua/news/05092016/

4. Основи культурологи / За ред. Л. О. Сандюк та Н. В. Щубелки. - К. : Центр учбово'1 л^ератури, 2012. - 400 с.

5. XVIII-й фестиваль "Запорiзька Синерама" VII-й фестиваль "Молоде кшо". - Каталог. - 15 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.