Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ XIX ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
европейская реклама / XIX век / плакаты / выставки / история рекламного дела / european advertising / XIX century / posters / exhibitions / history of advertising

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абова Н.Е.

В статье рассматриваются ключевые особенности европейской рекламы в XIX веке, определившей дальнейшее становление рекламного дела во всем мире, в том числе и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EUROPEAN ADVERTISING OF THE XIX CENTURY

The article examines the key features of European advertising in the 19th century, which determined the further development of the advertising business all over the world, including in Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ XIX ВЕКА»

УДК 659

Абова Н.Е.

студентка факультета рекламы и связей с общественностью Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ XIX ВЕКА

Аннотация: в статье рассматриваются ключевые особенности европейской рекламы в XIX веке, определившей дальнейшее становление рекламного дела во всем мире, в том числе и в России.

Ключевые слова: европейская реклама, XIX век, плакаты, выставки, история рекламного дела.

В Европе XIX века произошло множество изменений в рекламной сфере. Стоит подчеркнуть, что на развитие рекламной деятельности наибольшее влияние оказала Великобритания, а именно вторая половина XIX века, ознаменовавшая начало Викторианской эпохи.

Викторианская эпоха в целом стала расцветом для многих отраслей, и в том числе для рекламы и СМИ. Необходимо отметить, что новые веяния распространились по всей Европе, и появление новшеств в рекламном деле повлияло не только на западные страны, но и, конечно же, на Россию.

В рамках рассмотрения рекламной деятельности того времени важно подчеркнуть, что именно Викторианская эпоха ознаменовала интерес к осмыслению рекламной деятельности и ее теоретическому обобщению -институализации [1, с. 184]. Изначально реклама в европейских странах изучалась как элемент массовой информации, так как общество по-разному относилось к рекламе. Общественное настроение и мнение европейцев часто отражались в прессе, причем достоверно. Несмотря на то, что агрессивный маркетинг и навязчивая (а иногда даже надувательская) реклама формировали у

2446

многих людей негативное отношение к деятельности, связанной с продвижением товаров, также уделялось внимание и мнению позитивно настроенных людей. Так, например, публично отражалась мысль о важности рекламы для успешного развития производственных, коммерческих, конфессиональных и иных общественных и межличностных отношений. В связи с этим, возникла необходимость переубедить многих людей, и воссоздать положительный имидж для данной сферы деятельности.

Так, например, первым важным шагом в данном направлении считаются справочники газет Ч. Митчелла, изданные в 1846, 1855, 1871 и 1890 годах. Данные публикации являлись изданиями-гидами по рекламе, похожими на сборники методических рекомендаций и включающими в себя существовавшие правила создания рекламных текстов. В связи с тем, что реклама активно развивалась еще со времен античности, в период XIX в. существовало множество правил и особенностей, оказывающих влияние на поведение потребителей. Таким образом, именно Викторианская эпоха положила начало системно-маркетинговому анализу, который на сегодняшний день играет важную роль в рекламной деятельности.

В европейской рекламе XIX века начинают активно использоваться настенные щиты, афиши, плакаты, а также оформленные витрины и выставки. Необходимо отметить, что в более ранние исторические периоды печатная реклама играла менее значимую роль, и в большинстве европейских стран преобладала именно устная реклама. Безусловно, иллюстрации появились гораздо раньше, в 1680 году, однако наибольшую популярность они приобрели намного позднее. Отметим, что в XIX веке реклама уже напоминала художественные произведения. Так, например, журнальные иллюстрации сочетали в себе лучшие формы художественных жанров.

Необходимо подчеркнуть, что вторая половина XIX века характеризуется плакатным бумом во всей Европе. Визуальная реклама так эффективно влияла на поведение потребителей, что практически каждое рекламное агентство стремилось заполонить рекламными сообщениями щиты,

2447

заборы, стены домов, ворота и даже подъезды. В данный период реклама была достаточно разнообразной, рекламировались товары разного спектра, включая лекарства, шоколад, колбасу, мыло и иные продукты.

Вместе с тем в XIX в. в европейских странах активно развивались и иные рекламные формы. Впервые в это время на городских улицах были замечены так называемые «люди-сэндвичи», на которых располагались рекламные установки [2, с.84]. Кроме того, популярность набирали конные рекламные процессии: на лошадях и повозках закреплялись щиты, которые воспроизводили облик рекламируемого продукта. Данные передвижные рекламные установки впервые появились в 1824 г., однако в 1853 г. были запрещены ввиду того, что они препятствовали нормальному движению на автомобильных дорогах. В ответ на данный запрет рекламщики стали использовать тротуары для размещения рекламных текстов и рисунков, что стало очередной рекламной новацией.

Вместе с тем, одной из ключевых рекламных форм XIX века стали выставки. В рамках таких выставок их организаторы устраивали конкурсы среди участников, а также заключали контракты на поставку продукции определенных предприятий. На специализированных выставках при помощи отзывов, мнений потребителей и профессионалов определялись компании-победители, кроме того, у людей была возможность проверить качество поставляемой пищевой продукции в рамках дегустации [3, с.54]. Важно подчеркнуть, что для определения лучших производителей опрашивали не только членов специального жюри, но и коллег, знакомых и иных людей. Золотая, серебряная или бронзовая медали, полученные на таких выставках, значительно повышали репутацию компании, что впоследствии способствовало повышению спроса на их продукцию.

Несмотря на рост популярности использования изобразительных средств при разработке рекламных сообщений в XIX века, реклама продолжала распространяться при помощи газет. Так, многие рекламные сообщения, публикуемые в газетах, были исключительно текстовыми и не содержали

2448

различные иллюстрации. Примечательно, что данный рекламный метод также был эффективным, поскольку множество людей, уставших от пестрых рекламных плакатов, значительно эффективнее воспринимали сухую текстовую информацию без лишних изображений, отвлекающих внимание от сути сообщения.

Таким образом, осуществление рекламной деятельности в Европе XIX в. тесно связано с разработкой и применением различных рекламных новаций, которые определили дальнейшее развитие рекламной сферы во всем мире, в том числе и России. Особую популярность в Европе того времени приобрели именно изобразительные средства рекламы, в числе которых плакаты, афиши и вывески. Они не только эффективно рекламировали товар, но и стали важнейшим элементом искусства того времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Березовая Л.Г. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления бесплатного сыра. - М.: Изд-во Ипполитова, 2008. - 671 с.;

2. Кривоносов А.Д. История рекламы и связей с общественностью: учебное пособие / А.Д. Кривоносов, Н.И. Данилова. - Санкт-Петербург: М-во науки и высш. образования, С.-Петерб. гос. экон. ун-т, Каф. коммуникац. технологий и связей с общественностью., 2020. - 138 с.;

3. Лукьянчикова М. В. История рекламы / М. В. Лукьянчикова. - Москва: Издательские решения, 2018. - 108 с

2449

Abova N.E.

Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)

FEATURES OF THE EUROPEAN ADVERTISING OF THE XIX CENTURY

Abstract: the article examines the key features of European advertising in the 19th century, which determined the further development of the advertising business all over the world, including in Russia.

Keywords: european advertising, XIX century, posters, exhibitions, history of advertising.

2450

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.