Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА (OMSK FASHION DESIGN SCHOOL OFDS)'

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА (OMSK FASHION DESIGN SCHOOL OFDS) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА КОСТЮМА / "СИБИРСКАЯ ЭТНИКА" / ДИЗАЙН КОСТЮМА / ЭТНИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмельницкая Ольга Владимировна

В статье исследуется путь формирования этнической направленности творческого почерка Омской школы дизайна костюма, систематизируется накопленный опыт в изучении этнического направления и его внедрения в образовательный процесс. Значительное внимание уделено деятельности фестиваля «Сибирская этника», направленного на развитие этнической культуры и национальных корней Сибирского региона. Рассматривается путь к рождению самого фестиваля, который является закономерным результатом многолетних исследований и творческой работы этнического и национального характера. Справочно описывается внедрение народных социально-культурных традиций в систему высшего образования и формирование эстетического воспитания при помощи фольклора и национального костюма с начала существования Омской школы дизайна. Сохранение и культивирование национальных традиций в Омской школе дизайна костюма имеет несколько воплощений и является своеобразным фундаментальным пластом духовного воспитания и приобщения к корням в образовательной среде. Во-первых, на основе русского народного костюма как художественного и конструкторского источника творчества в школе выстраивается обучение основам дизайн-проектирования костюма. Во-вторых, на кафедре «Дизайн костюма» в разные годы проводились фундаментальные и прикладные - археологические и этнографо-искусствоведческие - исследования значительной части территории Западной Сибири. Подобное внимание к народному костюму, его изучение, интерпретация художественно-конструкторской и смысловой составляющих закономерно нашли воплощение в новой форме художественного высказывания и популяризации этнических корней - Всероссийского фестиваля дизайна и искусств «Сибирская этника», который сегодня является площадкой распространения духовной и материальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNICAL TREND FEATURES IN THE CREATIVE STYLE DEVELOPMENT OF THE OMSK FASHION DESIGN SCHOOL

The paper explores the emerging of ethnic orientation of the creative style of the Omsk fashion design school, systematizes the experience in studying the ethnic direction and its implementation in the educational process. Considerable attention has been paid to the activities of the Siberian Ethnic Festival, aimed at developing ethnic culture and national roots of the Siberian region. The study considers the path to the birth of the festival itself, which is a logical result of many years of research and creative work of an ethnic and national character. It also describes the introduction of folk socio-cultural traditions into the system of higher education and development of aesthetic education with the help of folklore and national costume from the beginning of the existence of the Omsk fashion design school. The preservation and cultivation of national traditions in the Omsk fashion design school has several incarnations and is a kind of fundamental layer of spiritual education and familiarization with the roots in the educational environment. Firstly, on the basis of the Russian folk costume as an artistic and design source of creativity, the school builds training in the basics of costume design. Secondly, the Department of Fashion Design has conducted fundamental and applied - archaeological and ethnographic studies of a significant part of the territory of the Western Siberia. Such attention to folk costume, its study, interpretation of artistic design and semantic components naturally found embodiment in a new form of artistic expression and popularization of ethnic roots - All-Russian Siberian Ethnic Festival of Arts and Design, which is now a platform for dissemination of spiritual and material culture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА (OMSK FASHION DESIGN SCHOOL OFDS)»

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-345-358 УДК 74+7.079 ББК 85.126(2)

Научная статья / Research Article

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2022 г. О. В. Хмельницкая

г. Омск, Россия

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА (OMSK FASHION DESIGN SCHOOL OFDS)

Аннотация: В статье исследуется путь формирования этнической направленности творческого почерка Омской школы дизайна костюма, систематизируется накопленный опыт в изучении этнического направления и его внедрения в образовательный процесс. Значительное внимание уделено деятельности фестиваля «Сибирская этника», направленного на развитие этнической культуры и национальных корней Сибирского региона. Рассматривается путь к рождению самого фестиваля, который является закономерным результатом многолетних исследований и творческой работы этнического и национального характера. Справочно описывается внедрение народных социально-культурных традиций в систему высшего образования и формирование эстетического воспитания при помощи фольклора и национального костюма с начала существования Омской школы дизайна. Сохранение и культивирование национальных традиций в Омской школе дизайна костюма имеет несколько воплощений и является своеобразным фундаментальным пластом духовного воспитания и приобщения к корням в образовательной среде. Во-первых, на основе русского народного костюма как художественного и конструкторского источника творчества в школе выстраивается обучение основам дизайн-проектирования костюма. Во-вторых, на кафедре «Дизайн костюма» в разные годы проводились фундаментальные и прикладные — археологические и этнографо-искусствоведческие — исследования значительной части территории Западной Сибири. Подобное внимание к народному костюму, его изучение, интерпретация художественно-конструкторской и смысловой составляющих закономерно нашли воплощение в новой форме художественного высказывания и популяризации этнических корней — Всероссийского фестиваля дизайна и искусств «Сибирская этника», который сегодня является площадкой распространения духовной и материальной культуры. Ключевые слова: Омская школа дизайна костюма, «Сибирская этника», дизайн костюма, этника, национальный костюм, народный костюм.

Информация об авторе: Ольга Владимировна Хмельницкая — аспирант, старший преподаватель кафедры «Дизайн костюма», Омский государственный технический университет, Проспект Мира, д. 11, 644050 г. Омск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3626-5081 E-mail: khmelnitskayao@mail.ru Дата поступления статьи: 23.01.2021 Дата одобрения рецензентами: 13 .05 .2021 Дата публикации статьи: 28.09.2022

Для цитирования: Хмельницкая О. В. Особенности этнической направленности развития творческого почерка омской школы дизайна костюма (Omsk fashion design school OFDS) // Вестник славянских культур. 2022. Т. 65. С. 345-358. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-345-358

В каждом учебном заведении, где готовят профессиональных дизайнеров костюма, существует свой вектор развития и свое представление о смысловом наполнении профессии и ее социокультурной значимости. В Омской школе дизайна костюма (ОШДК)1, наряду с проблемами качества изготовления одежды, ее многообразия, сложностью технологических процессов, существуют не менее важные аспекты, а именно сохранение и культивирование национальных традиций в одежде. Помимо утилитарной и художественно-декоративной функций национальной одежды, которые, несомненно, несут в себе большой потенциал для проектирования современного костюма, изучение этнических традиций и использование их в дизайне сегодня — это фундаментальный пласт духовного процесса в образовательной среде. Возрастание эстетической ценности народного творчества связано прежде всего с духовными запросами личности. Использование художником-модельером в оформлении и проектировании одежды самобытных, национальных художественных традиций способствует эстетическому воспитанию, развитию вкуса и формированию любви к культуре своего народа и своей страны.

Целью статьи является выявление и определение этнической направленности развития Омской школы дизайна костюма как одного из основных векторов развития школы. В связи с этим поставлены задачи проанализировать проявление этнического почерка в творческой деятельности ОШДК, проследить отношение к национальным традициям как к элементу эстетического и духовного воспитания, их проявление в учебном процессе и научных работах, в деятельности студентов, проиллюстрировать этнический почерк примерами студенческих работ.

В 2012 г. Омской школой дизайна костюма организован конкурс «Сибирская этника», который с последующего года проводится в качестве фестиваля. Проанализировав образовательный процесс ОШДК, становится видно, что, несмотря на относительную молодость конкурса, вектор развития и становления ОШДК с самого начала тесно переплетался с этническим компонентом, и появление такого конкурса как одного из главных событий города является очевидной закономерностью. Как отмечает Александр Хилькевич, международный аналитик моды, член жюри конкурса «Сибирская этника»: «Этно-фестиваль в Омске — единственный в своем роде. Его уникальность — в поиске и популяризации новых форм соединения традиционной культуры с современным искусством; а его главные задачи — формирование интереса к российской истории, культуре, укладу жизни разных народов; развитие темы этники и национальной идентичности через ее интерпретацию в модном костюме и актуальном дизайне» [9].

1 Здесь и далее под термином Омская школа дизайна костюма подразумевается деятельность кафедры «Дизайн костюма» в составе Омского государственного технического университета. Специальность «Художественное моделирование» появилась в Омском технологическом институте, открывшемся в 1977 г. Вуз в этот период времени являлся уникальным по набору специальностей за Уралом.

В данной статье под термином «этника» подразумевается народное творчество и проявление духовной и материальной культуры различных этносов: благодаря территориальному расположению Омска, в ОШДК с момента зарождения школы формируется этнокультурный фактор. Омск является одним из крупнейших городов ЗападноСибирского региона, находится между Уралом и Алтаем, на юге граничит с Казахстаном. Кроме того, Омск выгодно расположен на пересечении Транссибирской магистрали и крупной водной артерии — реки Иртыш. Центральное месторасположение города на периферии, богатый этнический состав страны и высокая заинтересованность студентов из различных регионов способствовали разнообразию национального состава среди студентов. В свою очередь это способствовало формированию этнических тенденций в дизайн-проектировании костюма, которые сегодня являются одними из самых перспективных в дизайне одежды, а удовлетворение возросшего интереса к национальному и культурному наследию и самовыражение через подчеркивание этнических культурных корней стало одной из характерных задач регионального дизайна.

В основе этнического направления в ОШДК лежит народный костюм, а также образцы декоративно-прикладного искусства. Народный костюм, являясь символом культурного и художественного потенциала нации, всегда будет проводником национального самосознания, кладовой народной культуры, ремесленных и эстетических традиций. Кроме того, что народное творчество является источником вдохновения в художественном проектировании, следует отметить теоретико-методологическую ценность его применения в методологии проектирования костюма. В период 1920-х гг. советские художники по костюму начали активно изучать русский народный костюм и использование его элементов в современном костюме, считая, что на этой основе можно сформировать совершенно оригинальное направление отечественного моделирования [5, с. 42]. Влияние народного костюма на отечественную моду, его внедрение в методологию проектирования одежды во второй половине ХХ в. пролеживается у русских исследователей, историков моды, преподавателей (некоторые из них — по хронологии: Т. К. Стриженова «Из истории советского костюма» (1972), Г. С. Горина «Народные традиции в моделировании одежды» (1974), А. Дзеконьска-Козловска «Женская мода XX века» (1977), М. Н. Мерцалова «Костюм разных времен и народов» (1993), Ф. М. Пармон «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» (1994), М. Заламбани «Искусство в производстве» (2003), А. А. Васильев «История моды» (2012) и т. д.).

В 1980-1990-е гг. в системе высшего образования происходит актуализация этнического направления: высшие учебные заведения страны ставили перед собой задачу современного образования на всех уровнях — приобщение к культуре [8, с. 3]. В стране проводились ежегодные научные конференции («История культуры советского общества» (1990), «Этническая история и культура народов советской страны» (1991), «Русский вопрос: история и современность» (1994), «Художественное моделирование и народные традиции» (1995), «Народы Сибири и сопредельных территорий» (1995) и т. д.).

Таким образом, фестиваль «Сибирская этника» закономерно появился в период актуализации локальной культуры, при этом была подготовлена почва для ее появления как на уровне страны, так и в самом институте. С середины 1980-х гг. в ОШДК происходит основательное формирование этнографической платформы: на кафедре начинаются фундаментальные и прикладные исследования по проблемам «Моделирование молодежной одежды на основе народных традиций» и «Национальные традиции в современном дизайне костюма», причем с 1986 по 2001 г. данная тема являлась

стержнем госбюджетной научно-исследовательской работы кафедры [2, с. 60]. С 1986 г. под руководством профессора В. Б. Богомолова проводились археологические экспедиции и этнографо-искусствоведческие исследования сельской местности значительной части территории Западной Сибири. Студенты работали среди русских, татар, хантов и манси, шорцев, ненцев и других народностей [7, с. 70]. На кафедре дизайна костюма в этот период выходят методические указания «Проектирование моделей одежды на основе народного костюма как творческого источника» (1992), «Структурный анализ народного костюма (1989), «Моделирование трикотажных изделий на основе народного орнамента» (1994), «Использование мотивов русского народного орнамента в трикотажной одежде для детей» (1995) и т. д. Прежде всего, исследовалась проблема теории и методики дизайна на основе народных традиций. Большое внимание уделялось народной культуре, менталитету, социальной психологии и т. д. Культура, декоративно-прикладное искусство, костюм большинства народов России стали основой подготовки многих работ в этом направлении. Были годы, когда кафедра целиком работала по отдельным народам — русские, тюркские народы, народы Сибири и т. д. Сегодня конкурс «Сибирская этника» представляет собой большое социокультурное событие города и выходит за рамки модного городского события и направлен на популяризацию и актуализацию этнических корней, Сибири и Омска, в частности.

В творческих работах студентов ОШДК этническая направленность деятельности началась также практически сразу с момента рождения школы. Первые шаги были интуитивными, серьезным внедрением этнической составляющей в образовательный процесс был студенческий театр «Образ», состоявший из студентов и преподавателей [3, с. 54]. Театр был образован в 1980 г. и первые годы состоял из нескольких коллективов, которые образовывались экспериментально и стихийно. Учитывая экспериментальную направленность института2 при открытии, творческие поиски происходили закономерно и постоянно. В студенческой иллюстрированной брошюре, выпущенной самим театром в 1988 г., очевиден вектор проектного развития нового для региона направления. В манифесте театра, представленном в брошюре и приведенном ниже, прослеживается идейная, эстетическая и творческая ориентация дизайнеров на использование в своей проектной деятельности национальных и исторических традиций формирования костюма: «Все мы, студенты и преподаватели, также бывшие выпускники ОмТИ, вышли из самого первого экзаменационного просмотра самых первых моделей, созданных студентами самого первого набора. Со временем под общей крышей студенческого театра "Образ" сформировалось несколько творческих групп, работающих в различных, но часто пересекающихся направлениях: фольклор, исторические реминисценции, роспись по ткани, авангард и т. д. Особенно богата область народного костюма. Если среднерусская полоса сравнительно изучена этнографами и искусствоведами, то Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север остаются для наших модельеров Терра инкогнита. <...> Может быть, именно поэтому модели, разработанные на местных традициях, имели такой осязаемый успех: бронзовая медаль ВДНХ в 1982 гг., дипломы и медаль на Всероссийском конкурсе творческих работ студентов, "серебро" и "бронза" ВДНХ в 1985 г., представительство на Всесоюзной этнографической конференции 1987 г.» [6, с. 3].

2 В 1977 г. открыт Омский технологический институт, в состав которого входит кафедра художественного моделирования (с 1994 г. кафедра дизайна костюма). Особенностью вуза была экспериментальная направленность художественных специальностей, которая давала студентам «творческую свободу», в отличие от других художественных вузов того времени, где главенствовал метод социалистического реализма.

Театр моды показывает маленькую частицу неиссякаемой фантазии русских людей, приоткрывает то, насколько тонкий вид, изобретательность и высочайшее мастерство у русского народа. В коллекциях моделей по мотивам народного творчества студенты видят многообразие форм и образов костюма, богатейший источник творческих идей в моделировании одежды. На рисунках 1-2 представлены студенческие эскизы второй половины 1980-х гг. из брошюры «Студенческий театр "Образ"», которые наглядно демонстрируют поиски новых форм костюма в синтезе фольклора и авангарда. На этих эскизах уже заметен творческий почерк ОШДК: многослойность костюма, сочетание различного ассортимента, различных фактур и форм в одном ансамбле являют собой интерпретацию народного костюма, когда цветовая гамма и пропорции ассортимента в ансамбле создают силуэт, а законченный образ формируется определенной концепцией, выраженной в колористическом, текстильном или стилевом решении, а также при помощи аксессуаров, обуви, прически, головных уборов, которые играли большую роль в тот период времени.

Рисунок 1 - Студенческие эскизы, вторая половина 1980-х гг. Figure 1 - Student Sketches, Second Half of the 1980s

Рисунок 2 - Студенческий эскиз, вторая половина 1980-х гг. Figure 2 - Student Sketch, Second Half of the 1980s

Во второй половине 1990-х гг. Омская школа дизайна костюма выходит на новый уровень: в стране начинают проводиться крупные конкурсы молодых дизайнеров. Дизайнеры Омской школы дизайна костюма начинают одерживать первые победы на конкурсах «Smirnoff» (Москва) и «Адмиралтейская игла» (Санкт-Петербург). Одна из причин успеха ОШДК на столичных конкурсах — самобытность коллекций, вызванная региональным характером школы. Несмотря на то что студенческие коллекции были авторскими и не имели единой стилистической направленности, общей чертой первых коллекций, вышедших на столичный уровень, являлась рукотворность, а популярным творческим источником являлся народный костюм. Это объясняется, во-первых, тем, что «народная тема» в проектировании одежды была актуальна в 1980-1990-х гг., и методология основ дизайн-проектирования костюма в ОШДК основана на изучении и применении структуры народного костюма. Во-вторых, богатый этнический состав студентов способствовал привнесению региональной и этнической специфики в профессиональное дизайн-проектирование костюма. Коллекция Зили Мирсояповой «Куклы» (1996) (рисунок 3) выполнена в лоскутной технике полностью вручную. Декоративность исполнения авторского лоскутного полотна, из которого сделан костюм, в сочетании со стандартным ассортиментом (блуза, юбка, жакет), традиционный силуэт для женской народной одежды в авторском исполнении был отмечен итальянским дизайнером Пако Рабанном на конкурсе «Адмиралтейская игла-96» как «образец настоящей моды, которая грамотно перенимает национальное достояние» [1, с. 38].

Рисунок 3 - Модель из коллекции «Куклы», З. Мирсояпова. 1996 г. Figure 3 - Model from the collection "Dolls", Z. Mirsoyapova. 1996

С середины 1990-х гг. студенты оттачивали свое дизайнерское ремесло на международных, российских и региональных конкурсах, создавая имя Омской школе дизайна костюма. Наряду с формированием авторского стиля школы, в ОШДК продолжается пропаганда народного творчества, его изучение национальных традиций, быта, культуры, использование исторических и национальных традиций в дизайне современного костюма. На рисунках 4-5 представлено развитие коллекции от эскизов до выполнения в материале коллекции «Морозко» Натальи Цуриковой (2007). Эскизы представляют собой поиск идеи, обыгрывание темы народного костюма и способы «переложения фольклора на современный лад». В этот период интерпретация народного костюма в современном происходит более деликатно и профессионально: используя богатый декор — принт, фактуру ткани, авторское полотно, массивные украшения ручной работы, автор верно выбрала ассортимент одежды лаконичных, но выразительных форм. Сложносочиненность ансамблей также формируется многослойностью, свойственной народному костюму, отсутствием ярко выраженного акцента ансамблей, большим количеством деталей. На лаконичных формах выбранного ассортимента одежды острее звучат характерные элементы народного костюма: платок, понева, головной убор кичка. Актуальность придают материалы и их выразительная фактура — бархат, шифон, вязаный трикотаж, плащевая ткань; а также фактура, выполненная вручную, — стежка, буфы, аппликации и вышивка бисером.

Рисунок 4 - Эскизы для коллекции «Морозко», Н. Цурикова, 2007 Figure 4 - Sketches for the collection "Morozko", N. Tsurikova, 2007

Рисунок 5 - Коллекция «Морозко», Наталья Цурикова, 2007 Figure 5 - Collection "Morozko", Natalia Tsurikova, 2007

Активное использование черт русского костюма отражает рост национального самосознания в массах. Дизайнеры тем самым приобщают самые широкие слои потребителей к сокровищнице народного костюма. Вместе с тем профессиональное, тактичное и бережное обращение с историческими и национальными ценностями может вдохнуть в них жизнь, придать им современное звучание, избежать опасности анахронизма. Таким образом, мода и костюм становятся одним из каналов приобщения личности к культурному прогрессу, а дизайнеры таким образом способствуют не только удовлетворению материальных запросов потребителей, но и стараются внести в этот процесс некую одухотворенность, причастность к непреходящим культурным ценностям.

Деятельность дизайнеров ОШДК, их авторское изложение национального костюма, многолетние этнографические исследования, фундаментальные и прикладные исследования национальных традиций в современном дизайне костюма, которые проводились с момента основания школы, закономерно привели к рождению фестиваля «Сибирская этника». Одна из главнейших задач фестиваля — воспитать любовь к народным и национальным традициям, умение со вкусом подойти к созданию современных форм костюма на их основе (рисунок 6-7).

Рисунок 6 - Коллекция "Кабы я была царица" В. Вейгант, 2015 Figure 6 - Collection "If I were a Queen" V. Wygant, 2015

Рисунок 7 - Коллекция «Кабы я была царица», детали Figure 7 - Collection "If I were a Queen", details

Внутри формата фестиваля «Сибирская этника» родился культурно-просветительский проект «Образы Покрова», связанный с демонстрацией женского головного убора — платка (рисунок 8). Примечательно, что первый раз конкурс провели именно на Покров день (14 октября 2012 г.).

Рисунок 8 - Конкурс платков «Образы покрова», Виктория Куклина «Снег», 2013 Figure 8 - Headscarf contest "Images of the veil", Victoria Kuklina "Snow", 2013

На конкурсе всегда представлено много рукотворных изделий—ручная вышивка, стежка, декорирование. Тщательно продумывается образ модели — макияж, прическа (рисунок 9). Заявленные критерии: свободная творческая интерпретация народных традиций, авторские техники и технологии, эксперименты с формой, декором, образным решением модели, ручная работа, шитье на уровне искусства [10]. На рисунке 10 представлена модель, победившая в номинации Гран-при 2017 г. Творческий источник — народный костюм, описан в учебнике Ф. М. Пармона «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества» (1994): «Боярыни носили летом под верхней одеждой летники из атласа или другой легкой ткани. Изготовлялись также телогреи, на которые надевались теплые и холодные душегрейки, похожие на сарафаны, только короче их, без пуговиц, с вырезом на груди. Под этой одеждой носили ферязи или сарафаны. Ферязи, напоминавшие сарафаны, представляли собой широкое платье, застегнутое спереди до низа, без рукавов. <...> Зимой богатые женщины носили кортели — шубы из дорогих горностаевых и собольих мехов, также носили длинные и широкие шапки, окаймленные атласом или парчой, а иногда еще и бобровой оторочкой, черным соболем или лисьим мехом и украшенные золотыми или жемчужными нашивками» [4, с. 26]. Такие разные подходы к работе с национальным костюмом демонстрируют широту его применения как творческий источник и бесконечное количество его интерпретаций, что еще раз подтверждает уместность его использования в современном костюме.

Рисунок 9 - Участник фестиваля «Сибирская этника», 2014 Figure 9 - Participant of the festival "Siberian ethnika", 2014

Рисунок 10 - Коллекция «Посланница», А. Апалькова, 2017 Figure 10 - Collection "Messenger", A. Apalkova, 2017

Образование и воспитание студентов в Омской школе дизайна костюма с применением этнического вектора стало одним из основополагающих принципов деятельности вуза, который преследует цель — подготовку к плодотворной практической работе, формирование принципов, определяющих структуру эстетического отношения к миру, — эстетической установки, эстетической потребности, эстетического вкуса. Только при условии, что будущий специалист научится этнические мотивы привносить в современную одежду чрезвычайно тактично, бережно и осторожно, чтобы они не «кричали» и не выглядели надуманно, извлекать то рациональное зерно, которое всегда присутствует в национальном костюме, можно будет говорить о втором рождении народного костюма, который органично войдет в нашу жизнь и сделает ее еще богаче, ярче и красочнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Адмиралтейская игла'96 // Город: Омский иллюстративный журнал. 1996. № 1. С. 37-38.

2 Азиева Е. В., Тимофеева М. Р. Использование традиций народного костюма и декоративно-прикладного искусства в методике обучения студентов художественных специальностей // Художественное моделирование и народные традиции: Мат. всерос. науч. конф. Омск: Изд-во Омского технического ин-та, 1995. С. 59-62.

3 Васильева Э. В. Студенческий театр моды как творческая лаборатория студентов и перспективы развития коллекции моделей одежды по народным мотивам // Художественное моделирование и народные традиции. Мат. всерос. науч. конф. Омск: Изд-во Омского технического ин-та, 1995. С. 52-55.

4 Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994. 272 с.

5 Стриженова Т. К. Из истории советского костюма. М.: Сов. художник, 1972. 112 с.

6 Студенческий театр «Образ». Омск: Изд-во Омского технического ин-та, 1988. 24 с.

7 Толмачева Г. В. О роли эстетического образования в реформировании личности будущего специалиста // Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование. Тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во Омского технического ин-та, 1992. С. 69-70.

8 Хвошнянская С. М. Приобщение к культуре // История культуры советского общества. Всесоюзная научная конференция «Национальные и социально-культурные процессы в СССР». Тезисы докладов. Омск: Изд-во Омского технического ин-та, 1990. С. 3-4.

9 О региональном конкурсе «Сибирская этника» // Blogspot.ru. URL: http://www. blogspot.ru (дата обращения: 31.05.2020).

10 Сибирская этника: от конкурса до арт-резиденции // Sibetnika.ru. URL: http:// www.sibetnika.ru (дата обращения: 31.05.2020).

***

© 2022. Olga V. Khmelnitskaya

Omsk, Russia

ETHNICAL TREND FEATURES IN THE CREATIVE STYLE DEVELOPMENT OF THE OMSK FASHION DESIGN SCHOOL

Abstract: The paper explores the emerging of ethnic orientation of the creative style of the Omsk fashion design school, systematizes the experience in studying the ethnic direction and its implementation in the educational process. Considerable attention has been paid to the activities of the Siberian Ethnic Festival, aimed at developing ethnic culture and national roots of the Siberian region. The study considers the path to the birth of the festival itself, which is a logical result of many years of research and creative work of an ethnic and national character. It also describes the introduction of folk socio-cultural traditions into the system of higher education and development of aesthetic education with the help of folklore and national costume from the beginning of the existence of the Omsk fashion design school. The preservation and cultivation of national traditions in the Omsk fashion design school has several incarnations and is a kind of fundamental layer of spiritual education and familiarization with the roots in the educational environment. Firstly, on the basis of the Russian folk costume as an artistic and design source of creativity, the school builds training in the basics of costume design. Secondly, the Department of Fashion Design has conducted fundamental and applied - archaeological and ethnographic studies of a significant part of the territory of the Western Siberia. Such attention to folk costume, its study, interpretation of artistic design and semantic components naturally found embodiment in a new form of artistic expression and popularization of ethnic roots - All-Russian Siberian Ethnic Festival of Arts and Design, which is now a platform for dissemination of spiritual and material culture.

Keywords: Omsk Fashion Design School, Siberian Ethnic Festival, fashion design, ethnic, folk costume, traditional outfit.

Information about the author: Olga V. Khmelnitskaya — Post-graduate Student,

Teaching Senior Lecturer, Chair of Fashion Design, Omsk State Technical University,

Prospekt Mira, 11, 644050 Omsk, Russia.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3626-5081

E-mail: khmelnitskayao@mail.ru

Received: January 23, 2021

Approved after reviewing: May 13, 2021

Date of publication: September 28, 2022

For citation: Khmelnitskaya O. V. Ethnical Trend Features in the Creative Style Development of the Omsk Fashion Design School. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2022, vol. 65, pp. 345-358. (In Russian) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-345-358

REFERENCES

1 Admiralteiskaia igla'96 [Admiralty's Needle'96]. Gorod: Omskii illiustrativnyi zhurnal, 1996, no 1, pp. 37-38. (In Russian)

2 Azieva E. V., Timofeeva M. R. Ispol'zovanie traditsii narodnogo kostiuma i dekorativno-prikladnogo iskusstva v metodike obucheniia studentov khudozhestvennykh spetsial'nostei [The Using of Folk Costume Traditions and Arts and Crafts in Teaching Art Students]. In: Khudozhestvennoe modelirovanie i narodnye traditsii: Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii [Artistic Modelling and Folk Traditions: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference]. Omsk, Omsk Technical University Publ., 1995, pp. 59-62. (In Russian)

3 Vasil'eva E. V. Studencheskii teatr mody kak tvorcheskaia laboratoriia studentov i perspektivy razvitiia kollektsii modelei odezhdy po narodnym motivam [Student Fashion Theater as a Creative Laboratory of Students and Prospects for the Development of a Collection of Clothing Models Based on Folk Motifs]. In: Khudozhestvennoe modelirovanie i narodnye traditsii. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii [Artistic Modelling and Folk Traditions. Proceedings of the All-Russian Scientific Conference]. Omsk, Omsk Technical University Publ., 1995, pp. 52-55. (In Russian)

4 Parmon F. M. Russkii narodnyi kostium kak khudozhestvenno-konstruktorskii istochnik tvorchestva [Russian Folk Costume as an Artistic and Design Source of Creativity]. Moscow, Legprombytizdat Publ., 1994. 272 p. (In Russian)

5 Strizhenova T. K. Iz istoriisovetskogo kostiuma [From the History of Soviet Costume]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1972. 112 p. (In Russian)

6 Studencheskii teatr "Obraz" [Student Theatre "Obraz"]. Omsk, Omsk Technical University Publ., 1988. 24 p. (In Russian)

7 Tolmacheva G. V. O roli esteticheskogo obrazovaniia v reformirovanii lichnosti budushchego spetsialista [On the Role of Aesthetic Education in the Personality and Future Specialist Reforms]. In: Industrial'nye tendentsii sovremennoi epokhi i gumanitarnoe obrazovanie. Tezisy dokladov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Industrial Trends of the Modern Era and Humanitarian Education. Abstracts of Reports of the International Scientific and Practical Conference]. Omsk, Omsk Technical University Publ., 1992, pp. 69-70. (In Russian)

8 Khvoshnianskaia S. M. Priobshchenie k kul'ture [Introduction to Culture]. Istoriia kul'tury sovetskogo obshchestva. Vsesoiuznaia nauchnaia konferentsiia "Natsional'nye i sotsial'no-kul'turnyeprotsessy v SSSR". Tezisy dokladov [Cultural History of Soviet Society. All-Union Scientific Conference "National and socio-cultural processes in the USSR". Abstracts of reports]. Omsk, Omsk Technical University Publ., 1990, pp. 3-4. (In Russian)

9 O regional'nom konkurse "Sibirskaia etnika" [About the Regional Competition "Siberian Ethnics"]. In: Blogspot.ru. Available at: http://www.blogspot.ru (accessed 31 May 2020). (In Russian)

10 Sibirskaia etnika: ot konkursa do art-rezidentsii [Siberian Ethnics: from Competition to Art-Residence]. In: Sibetnika.ru. Available at: http://www.sibetnika.ru (accessed 31 May 2020). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.