Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЭТИКЕТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмоткина А.И.

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей этикетного общения в научно- методических работах исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шмоткина А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

схожие порой с его жизненными. Поэтому и решения проблем приходят сами собой, так как человек копирует поведение своего героя. Но всегда ли в сериале правильно и допустимыми способами решается эта проблема; сериалы могут сформировать у личности заниженную самооценку, поскольку образы экранных героев обычно более красивы, успешны, смелее и т.д.; увлечение несуществующими героями и их жизнью дает неправильную подмену семейных отношений, «живого» общения со сверстниками; за красивыми, эффектными постановками сюжетов может скрываться низкий уровень духовных ценностей. Безнравственное поведение может демонстрироваться как социальная норма и предлагаться в качестве образца для подражания.

Таким образом, анкетирование по поводу молодежных телевизионных сериалов в среде обучающихся первого курса ФНО установило, что студенты субъективно не видят в сериалах фактора формирования их нравственно-этического облика. Однако практика показывает, что молодежные телевизионные сериалы оказывают большое реальное влияние на формирование духовно-нравственной стороны личности человека, его поведение, а значит и на направленность его социализации в обществе. Обществу и государству, как инструменту гармонизации отношений между людьми, нужно разнообразно позаботиться о том, чтобы через сериал люди получали правильную модель поведения, приемлемую для нашего российского общества, созвучную его культурно-историческим традициям.

Государство через систему программ поддержки должно жестко контролировать уровень, качество и содержание молодежных сериалов. Эта работа должна рассматриваться как стратегическое направление, обращенное в будущее нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Влияние современного телевидения на подростков / Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского - Режим доступа: http://2003.vernadsky.info/works/qb/index.html

2. Ракова А. С. Телевидение как условие формирования негативных моделей семейного поведения у молодежи (контент-анализ отечественных телевизионных сериалов) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. Режим доступа: http://sibac.info/archive/social/8.pdf

3. Ромах О. Попова Л. Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре Аналитика культурологии №14. 2009/ Издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20153812

© Новикова А.В., 2021

УДК37

Шмоткина А.И.

Учитель-логопед, МБДОУ ДС №15 «Дюймовочка» г. Старый Оскол. РФ

ОСОБЕННОСТИ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей этикетного общения в научно- методических работах исследователей.

Ключевые слова:

Общее недоразвитие речи, этикетное общение, коммуникация, речевое развитие, речь.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, как правило, понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы [1].

Вслед за Р.Е. Левиной многочисленные исследователи подтвердили Речевое поведение ребенка с недоразвитием речи сильно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов.

В последние 20 лет в отечественной логопедии особое внимание в исследованиях внимание стали уделять также изучению коммуникативных умений дошкольников с ОНР (Л.Г. Соловьева, Е.О. Смирнова, О.С. Павлова, О.В. Дзюба, Н.Ю. Кузьменкова).

В научно-методических работах отмечается, что скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания у детей с ОНР затрудняют формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей.

Л.Г. Соловьева изучая этикетное общение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности, говорит о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Она указывает, что особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации, особенностях поведения [3].

Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. Изучение межличностных отношений в группе дошкольников с недоразвитием речи, проведенное Е.О. Смирновой, показало, что хотя в ней и действуют социально-психологические закономерности, общие для нормально развивающихся детей и их сверстников с речевой патологией, проявляющиеся в структуре групп, тем не менее на межличностные отношения детей данного контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта.

Исследование О.С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР. Были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей, т.е. уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных».

О.В. Дзюба в своем исследовании по развитию коммуникативной компетентности дошкольников раскрывает, что коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В работе Н.Ю. Кузьменковой были выявлены следующие особенности этикетного общения у детей с ОНР: затруднения при продуцировании, большое количество собственно этикетных ошибок, проявляющихся в отсутствии формулы этикетного общения, удвоенном употреблении этикетной формулы, искажение структуры этикетного высказывания, что позволяет говорить о недостаточном, фрагментарном овладении дошкольников с ОНР этикетной лексикой и адекватных речевых реакций в типовых ситуациях этикетного общения, умение использовать обращения, мотивировки для развертывания этикетных формул у дошкольников с ОНР развито недостаточно [2].

Этикетное общение как совокупность формул и выражений, лексическое значение и грамматическое оформление которых зависят от условий ситуации общения, возможно, рассматривать как средство взаимосвязи семантического и грамматического компонентов коммуникативной способности.

Список использованной литературы:

1. 1. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст] // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. 416с. Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 5983с.

2. Кузьменкова, Н.Ю. Формирование коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством обучения речевому этикету [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03. - М., 2006.

3. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Дефектология. - 1996. - №1. - С. 17-24.

© Шмоткина А.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.