Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1385
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МАЛАЯ ГРУППА / СЕМЕЙНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУПРУГИ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ РОЛЬ / КРИЗИС / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Д.С.

Статья посвящена изучению особенностей этапов развития семьи. Рассмотрены характерные черты различных этапов развития семьи, проанализированы возможные причины конфликтов между супругами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ»

УДК 159.9

Д.С. Смирнов

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

Статья посвящена изучению особенностей этапов развития семьи. Рассмотрены характерные черты различных этапов развития семьи, проанализированы возможные причины конфликтов между супругами.

Ключевые слова: семья, малая группа, семейное взаимодействие, супруги, супружеские отношения, родительская роль, кризис, жизненный цикл.

Семья похожа на живой организм и в своем развитии проходит обычные этапы, которые можно назвать уровнями развития семьи. Это период ухаживания, далее совместная жизнь без детей, далее -семья с маленьким ребенком, зрелая семья и семья со взрослыми детьми. Потом дети покидают родителей, выходя в самостоятельную жизнь. Для многих семей дополнительным переломным моментом оказывается выход на пенсию, когда приходится перестраивать жизнь на совсем новый лад.

Если эти переходы с этапа на этап протекают с трудностями, то такой трудный и болезненный этап именуется кризисом в отношениях [7, с. 41].

Итак, основные стадии и этапы развития семьи: рассмотрим периоды развития семьи с точки зрения анализа содержания и основных задач периода

1. Период ухаживания. «Конфетно-букетный» период: период романтических встреч, влюбленности, партнеры еще не начали жить вместе. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями.

Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.) [4, с. 37].

2. Совместная жизнь без детей. Собственно, создание семьи. Переход с «конфетно-букетного» периода к совместной жизни сопровождается известным кризисом первого года совместной жизни. Поскольку каждый несет свою собственную модель из родительской семьи, в это время происходит адаптация, согласование двух разных представлений о семейной жизни, выработка устраивающих обе стороны бытовых правил, правил взаимодействия [4, с. 38].

В этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.

Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей.

Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться.

В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т. д. На этой стадии необходимо также учитывать вопросы карьеры каждого из супругов, обсудить возможность рождения первого ребенка и решить, сколько детей планируется в семье [6, с. 22].

3. Семья с маленьким ребенком. Кризис при рождении первого ребенка влечет появление новых ролей: теперь не только муж и жена, а еще и папа, мама. Этот кризис также известен как кризис 3 лет в отношениях, так как по прошествии трех лет в семье зачастую уже появляется ребенок.

© Смирнов Д.С., 2016.

Иногда супружеская пара не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить. Крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много «отдавать» самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на безвозвратную утрату своего собственного детства.

Принципиально важную особенность данной стадии жизненного цикла семьи составляет переход супругов к началу реализации родительской функции. Формирование родительской позиции - процесс во многих отношениях переломный, кризисный для обоих родителей, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самого родителя.

Родительская роль принципиально отличается от супружеской тем, что при формировании супружеского союза оба партнера вольны прекратить супружеские отношения и расторгнуть брак, в то время как родитель - «пожизненно» выполняемая личностью роль и отменить ее невозможно.

Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере [4, с. 39].

4. Зрелая семья. Через несколько лет брака семья представляет собой сложный организм, на управление которого требуется все больше и больше ресурсов. В семье могут появиться второй и последующие дети, все они требуют внимания, вложений, усилий. Супруги становятся старше, меняются их личные задачи, мировоззрение. У них появляются успехи или неудачи в карьере, отношениях с друзьями, испытания в других жизненных сферах. Супруги на этом этапе неизбежно сталкиваются со следующими проблемами: супруги будут только совместными партнерами по хозяйству и воспитателями, или они будут по-прежнему любить друг друга, развивать совместные интересы и уделять внимание отношениям? В этот период психологи говорят о кризисе 7 лет отношений [6, с. 24].

Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

В этот период родители все еще много времени и сил уделяют собственной карьере, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания. Иногда ради интересов ребенка родители жертвуют своими собственными (в том числе профессиональными) [4, с. 41].

5. Семья со взрослыми детьми. Дети становятся взрослыми и постепенно готовятся к уходу из семьи. Прочный брачный союз помогает детям постепенно отделиться и вовремя повзрослеть - в такой семье взрослые дети начинают жить своими интересами, строить свои отношения, ведут активную социальную жизнь. Если же отношения супругов проблемные, нефункциональные, то они всеми силами будут стремиться не дать ребенку повзрослеть, чтобы избежать перехода на следующий этап развития семьи, оправдывая таким образом свою неготовность. В такой семье совместная забота о ребенке - это единственное, что поддерживает брак, в связи с чем, родители обычно не принимают избранницу сына (избранника дочери), находят в нем реальные и мнимые недостатки, агрессивно ввязываясь в жизнь взрослого ребенка и навязывая свое мнение.

Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется высокой степенью тревоги. Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, «обесценивание» партнера и снижение чувства субъективной удовлетворенности браком. Супружеские измены, нередкие на этой стадии, отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути и найти новые возможности самореализации через поиск другого партнера, с которым связываются новые жизненные цели и новые возможности личностного роста, установление эмоционально-близких отношений, свободных от прежнего груза ошибок, чувства вины и горечи переживаний [4, с. 42].

Как правило, поиск другого партнера отражает не столько разочарование в старом, сколько негативное переосмысление жизненных итогов и попытку «начать жизнь с чистого листа». Неадекватность подобного разрешения кризиса середины жизни обусловлена личностной незрелостью и неспособностью

к конструктивному разрешению возрастных задач развития на основе мобилизации ресурсов прежней семейной системы [1, с. 37].

6. «Пустое гнездо». Выросшие дети покидают родителей, семья снова состоит из двух супругов. Когда дети вырастают и уходят от родителей, то супруги сталкиваются с новым испытанием. Теперь не нужно круглые сутки совместно решать проблемы болезней, выпускных экзаменов, несчастных влюбленностей и других треволнений детей. Дом опустел и супруги остаются наедине. Возможно, что детьми постоянно занималась жена, а муж активно строил карьеру. В таком случае, если женщина не смогла создать свое личное пространство, то ее жизнь потеряет смысл, вследствие чего начнется кризис как у нее, так и в отношениях.

На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) [6, с. 25].

7. Выход на пенсию. Для многих семей это переломный момент, когда приходится радикально перестраивать жизнь. Разводы тут происходят редко, а изменения настроения и характера - часто. Для кого-то это долгожданная пора свободы, когда можно заниматься любимыми делами, творить и путешествовать, для кого-то тоскливый конец жизни, который неизвестно зачем приходится доживать. Важным моментом тут оказывается взаимопомощь в паре [4, с. 45].

Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начинает играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная поддержка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми родителями. Исследователями обнаружено, что дочери значительно чаще помогают своим престарелым родителям, чем сыновья. Помощь включает покупку продуктов, уборку, приготовление еды, уход за больными прародителями. Достаточно часто дочери бывают вынуждены сменить место работы для разрешения проблем ухода за тяжелобольными родственниками [5, с. 30].

Изучение социально-психологических аспектов семьи и брака, исследование взаимодействия супругов, их удовлетворенности супружеством, ролевых ожиданий и притязаний в браке являются в настоящее время наиболее важными задачами психологии семьи. Для гармоничного функционирования семьи недостаточно материального благополучия и соответствующего уровня образования. Характер супружеских отношений во многом зависит от ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы [2, с. 59].

Бытом многих семей правят сейчас психологическая неграмотность супругов (незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье), половое невежество (незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения), воспитательная неграмотность (незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни).

Межличностные отношения в браке формируют постепенно общие для обоих супругов социально-психологические установки, взгляды, вкусы и привязанности. Согласование потребностей супругов - задача сложная, так как, с одной стороны, возникают совместные потребности, достаточно хорошо сопряженные с желаниями каждого из брачных партнеров, с другой - определенная часть потребностей сохраняет индивидуальный, автономный характер. Таковы, например, потребности в получении образования, профессиональной деятельности, в проведении досуга и т.д.

Супружество предполагает определенные требования к поведению и поступкам партнеров, что ограничивает индивидуальную свободу. Возникновение обид, упреков происходит в силу сложности согласования обязанностей, которые должны быть распределены с учетом возможностей и желаний партнеров.

Супружеская пара может обнаружить, что брак принес не то, чего от него ожидали. Расхождение между брачными ожиданиями и действительностью может быть различной степени остроты. В одних случаях оно воспринимается болезненно, в других - более или менее хладнокровно, с достаточной долей самообладания и выдержки. Все зависит от социальной и психологической зрелости супругов [3, с. 54].

В семейном благополучии многое зависит от того, с какими идеальными представлениями молодые люди вступают в брак, как они себе представляют супружеское счастье. Между идеальными представлениями и реальными взаимоотношениями людей всегда были, есть и будут значительные расхождения. Это самый распространенный источник неудовлетворенности супружеской жизнью. Несмотря на всевозможные трудности, которые встречаются в семейной жизни, в конечном счете, брак и семья являются значительными ценностями для каждого человека.

Совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрения того, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранее включаются в поведение другого брачного партнера. С годами супруги четко представляют, какова будет реакция другого партнера на те или иные поступки или действия. Гибкая координация в семье становится возможной лишь в том

случае, если каждый из его членов постепенно меняют свое поведение в зависимости от поведения других членов семьи, их намерений, желаний [6, с. 27].

Итак, очень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от первого брака и т. д.). Получается, что семья живет как бы в двух стадиях одновременно.

Семейные отношения - это не только отношения между родителями и детьми. Формально семья существует от ее регистрации до расторжения или прекращения брака, а психологическая сущность ее возникает, когда отношения в супружеской паре становятся личностно значимыми, влияющими на чувство, мышление и поведение, и остается таковой, пока эти отношения сохраняют свою значимость. Поэтому периодизацию развития семьи как малой группы обоснованнее было бы определять по совокупности различных отношений, связанных с семьей, и их значимости в тот или иной период ее функционирования.

Библиографический список

1.Геращенко Л. Почему супруги разводятся // Психология. 2012. № 5. С. 35-42.

2.Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. М.: Наука, 2001. 210 с.

3.Удилова Р. Семейные конфликты и их причины // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 52-59

4.Удилова Р. Семья и этапы развития семьи // Вопросы психологии. 2014. № 11. С. 37-45.

5.Удилова Р. Статусы и роли в семье // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 24-31.

6.Фещенко Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2. С. 21-27.

7.Шмелев А.С. Острые углы семейного круга. М.: Владос, 2005. 364 с.

СМИРНОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ - магистрант факультета психологии и педагогики Челябинского государственного университета, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.